Интернет Сервер по Интегральной Йоге



Сатпрем
"Шри Ауробиндо и будущее Земли"

      Перевод с франц. Мовчан Т. В.
      СПб.:АОЗТ "Издательство МИРРА", 1995г.


      Этот текст был написан для индийского радио по
      случаю столетия со дня рождения Шри Ауробиндо.

    Временами, великая странствующая мысль видит еще не пришедшие эпохи и, овладевая нескончаемым потоком Силы, низвергает на землю мощное видение, которое подобно власти воплощения того, что ею увидено. Мир -- это видение, становящееся действительностью. Его прошлое и настоящее -- не результат развития темного ростка, поднимающегося из глубины времен, или медленного накопления отложений, мало по малу формирующих нас, заточая и душа приэтом. Мир -- это, скорее, результат мощного золотого притяжения Будущего, которое вытягивает нас помимо нашей воли, как солнце вытягивает цветок лотоса из грязи, и обращает нас к славе более великой, которую ни наша грязь,ни наши усилия, ни триумфы настоящего не могли ни предвидеть, ни создать.

    Шри Ауробиндо -- это тот самый взгляд, та самая власть будущего,стремительно низвергающегося в настоящее. Он видел; и то, что ему удалось увидеть, будет воплощаться веками, и миллионы людей, сами того не ведая, примуться искать едва уловимый трепет, уже охвативший всю атмосферу Земли. Так, из века в век появляются среди нас Великие, чтобы приоткрыть какую-то очень важную грань Истины в гробнице прошлого. И они, в действительности, являются великими разрушителями этих гробниц, они приходят с мечем Знания и разбивают в прах наши хрупкие империи.

    В этом году мы собираемся отмечать столетие со дня рождения Шри Ауробиндо -- он едва известен горстке людей. Однако, его имя будет звучать и тогда, когда наши сегодняшние или вчерашние большие люди будут погребены под своими собственными развалинами. Его творчество изучается философами, восхваляется поэтами; обсуждаются его социологические взгляды, его йога, но Шри Ауробиндо -- это живое Действие, Слово, превращающееся в действительность. И за тысячью обстоятельствами, которые, кажется, повседневно разрывают нашу землю и рушат ее структуры, мы могли бы угадать первый напор Силы, которую он пробудил. Еще в начале этого века, когда Индия боролась против британского господства, Шри Ауробиндо писал: "Необходимо не просто восстание против британской империи, но восстание против всемирной Природы в целом".

    Итак, проблема фундаментальна. Речь идет не о том, чтобы привнести в мир новую философию, новые идеи или так называемые откровения и не о том, чтобы придать "тюрьме" более сносный вид или снобдить человека возможностями, день ото дня все более фантастическими. Вооруженный микроскопами и телескопами, гном человека останется гномом, страдающим и немощным. Мы запускаем ракеты на Луну, но мы не знаем собственного сердца. Речь идет о том, говорил Шри Ауробиндо, чтобы "создать новую физическую природу, которая станет обителью супраментального существа в новой эволюции". Так как в действительности, говорил он, "не только несовершенство человека -- не последнее слово Природы, но и его совершенство -- не последнее, на что способен Разум". За этими кажущимися пределами ментальный человек, каким мы являемся, открывает себе возможность перехода к другому существу, которое возглавит эволюцию, также как однажды человек возглавил эволюцию обезьян. "Если животное, говорил Шри Ауробиндо, -- это живая лаборатория, в которой Природа сформировала человека, то сам человек также может быть живой и мыслящей лабораторией, в которой, при сознательном сотрудничестве, Природа создаст человека после человека -- бога." И Шри Ауробиндо рассказал нам как сотворить это супраментальное существо -- и не только рассказал, но реализовал, открыл дорогу в будущее, спустил на землю эволюционный ритм, новую вибрацию, которая займет место ментальной вибрации, также как некогда мысль явилась растормошить неповоротливую животную косность. И мы обретем, наконец, силу, чтобы разрушить стены нашей человеческой тюрьмы.

    Они уже трещат, эти стены. "Конец какого-либо эволюционного этапа, предсказывал Шри Ауробиндо, обычно проявляется в мощном извержении всего, что должно быть отброшено эволюцией". Этот сильный взрыв всех старых форм мы наблюдаем повсюду -- границы, церкви, законы, моральные устои рушатся повсюду. И это происходит не от того, что мы злы, аморальны, нерелигиозны, и не потому, что мы недостаточно рассудительны, недостаточно умны, недостаточно человечны, а потому, что мы перестали быть человеками! Пришел конец устаревшему механизму, и мы переходим к ИНОМУ. Землю охватил не моральный, а "эволюционный кризис". Мы не на пути к лучшему миру, также как и не на пути к худшему; вошедшие в процесс МУТАЦИИ, мы на пути к миру, настолько радикально отличающемуся от нашего, насколько мир человека отличался от мира обезьян или мира третичного периода. Мы войдем в новую эру, в пятиричный супраментальный период.

    Мы уезжаем из своих стран, мы блуждаем по дорогам, проводим время в поисках наркотиков и приключений, тут устраиваем забастовки, там -- реформы и новые революции, но на самом деле ничто из этого не является причиной наших действий. Мы ищем, сами не зная об этом, новое существо и участвуем в "революции" человека.

    Шри Ауробиндо дает нам ключ. Возможно, мы с трудом понимаем смысл нашей собственной революции, потому что нам хочется продлить существующее, очистить его, усовершенствовать, возвысить. Но обезьяна, будучи уже захвачена обезьяньей революцией, ведущей к созданию человека, совершала, может быть, ту же ошибку, мечтая сотворить супер-обезьяну, которая умела бы лучше лазить по деревьям, лучше охотиться, быстрее бегать, которая обладала бы большей ловкостью и хитростью. Ведь и мы, вместе с Ницше, хотели создать "сверхчеловека", который был бы всего-навсего супер-человеком; или суперсвятого -- идеал спиритуалистов, -- наделенного большей добродетелью и большей мудростью. Но мы способны сотворить только человеческую добродетель и человеческую мудрость! Даже достигшие своего высшего выражения, они будут все еще прежней позолоченной бедностью, славной оборотной стороной нашей неизменной нищеты: "Постчеловечество, говорил Шри Ауробиндо, -- это не человек, достигший своего природного зенита, это не высшая степень человеческого величия, человеческого знания, силы, ума, воли... гения... святости, любви, чистоты или совершенства." Это ИНОЕ, иная вибрация бытия, иное сознание.

    Но если это сознание находится не на вершинах человеческого, то в чем нам его искать?.. Может быть, просто в том, что мы более всего отрицали с тех пор, как вошли в ментальный цикл -- то есть в теле. Это наша база, наша эволюционная основа, наш древний корень, к которому мы все время возвращаемся, и который мучительно напоминает нам о себе, заставляя страдать, стареть, умирать. "Само несовершенство, утверждал Шри Ауробиндо, таит в себе стремление к совершенству более высокому и более полному. Оно содержит предельное конечное, которое, однако, стремится к Высшему Бесконечному. Бог внушает необходимость пробить брешь в тюремных стенах". Именно там (в теле) еще не излеченное древнее Зло, еще не измененный корень, темная матрица нашей нищеты, едва отличающиеся от той, какой она была во времена лемуров. Именно эта физическая субстанция нуждается в изменении, без которого она стряхнет с себя одно за другим все человеческие или сверхчеловеческие ухищрения, которые мы захотим к ней приделать. Тело, его физическая и клеточная субстанция, содержит в себе "всемогущие силы", немое сознание, во власти которого весь свет и вся бесконечность, также как и ментальные и духовные необъятности. И не будь Повелителя вселенных в одной малюсенькой клеточке, его не было бы нигде, так как в действительности все Божественно. Нужно раскрошить эту темную первозданную клеточную тюрьму, и пока мы не сделаем этого, мы будем продолжать тщетно вращаться по золотым или железным кругам нашего ментального заточения. "Так-называемые абсолютные законы Природы, говорил Шри Ауробиндо, -- не что иное, как баланс, установленный Природой, борозда, в которой она привыкла работать, чтобы достичь определенных результатов. Но если вы измените сознание, борозда также неизбежно переменится."

    Таково новое Путешествие, к которому нас призывает Шри Ауробиндо, пушествие в неизвестное человека. Хотим мы этого или нет, вся земля переходит на новую борозду -- так почему бы не захотеть? Почему бы не принять сознательное участие в этом, никогда еще не предпринимавшемся нами путешествии, в нашей собственной эволюции, вместо того, чтобы тысячу раз повторять старую историю, вместо того, чтобы гоняться за искусственными раями, которые никогда не утолят нашей жажды, или за раями потусторонними, которые оставляют землю гнить вместе с нашими телами. "Зачем начинать, если это для того, чтобы уйти! -- писала Мать, которая продолжила работу Шри Ауробиндо. Зачем нужно было столько бороться, столько страдать, создавать что-то,что по крайней мере, в своем внешнем проявлении выглядит так трагично и драматично, если это всего-навсего для того, чтобы научить нас все оставить; лучше было бы не начинать!.. Эволюция -- не извилистая тропинка, по которой возвращаются немного побитыми в точку отправления; она, напротив, для того, чтобы постичь совершенство творчества, радости бытия, красоты бытия, его величия, могущества высшей жизни и есть вечное, неизменно прогрессирующее развитие этой радости, этой красоты, этого величия. Тогда все имеет смысл."

    Тело, это невежественное вьючное животное, в котором мы живем, экспериментальное поле йоги Шри Ауробиндо, которая есть йога земли в целом, так как не трудно понять, что если одно единственное существо в миллионной гуще наших страданий сумеет воспользоваться рычагом эволюции, мутацией грядущей эпохи, земля совершенно изменит свой лик, и все наши так-называемые возможности, которые мы восхваляем сегодня, окажутся детскими игрушками перед сиянием всемогущего разума, воплощеннго в теле. Шри Ауробиндо говорил нам, что это возможно; и не только, что это возможно, но что это произойдет. Это уже происходит. И все зависит, быть может, не столько от отчаянных усилий человека на преодоление своих пределов, сколько от призыва, от сознательного крика земли, обращенного к новому существу, которого она уже носит в себе. Все уже здесь, в наших сердцах, -- высший Источник, который есть высшая Власть. Нужно только призвать ее в наш бетонный лес, нужно, чтобы мы поняли смысл нашего существования, нужно, чтобы крик земли, размноженный миллионами людей, которые не могут больше так жить и хотят выбраться из своей тюрьмы, создал трещину, откуда хлынет новая вибрация. И тогда все законы, на вид неотвратимые, которые держали нас в наследственной научной борозде, рухнут перед Радостью "детей с солнечными глазами."

    "Ничего не ждите от смерти, говорила Мать, ваше спасение -- в жизни. Именно в ней нужно измениться. Именно на земле мы продвигаемся, именно на землемы все осуществляем. Именно в теле одерживается победа."

    "И не позволяй людской осторожности нашептывать на ухо, говорил Шри Ауробиндо, ибо пришло время непредвиденного."


Пондишери                                                           САТПРЕМ
9 декабря 1971г.


Компьютерный набор: Александр Аникин