логотип

 

Шри Ауробиндо

ДНЕВНИК ЙОГИ

Переводы санскритских слов взяты из издания
"
Glossary to the Yoga",

подготовлено Ричардом Хатцом,

https://www.esalen.org/ctr-archive/RecordOfYoga.pdf

 

 

 

 

 22 – 30 сентября 1913

 

 

 

 

 

глава 2-08, стр. 302-305

 

 

 

 

 

перевод Леонида Ованесбекова

перевод глоссария

 

 

 

302

22 сентября 1913

 

 

Сиддхи сейчас заняли своё прочное место в знании, несмотря на ошибки и пробелы, и Направляющий сценарий может стать гораздо конкретнее.

Однако же, Направляющий сценарий предписывает и показывает, но не предсказывает.

Его движение нужно полностью освободить от малейшей тени контроля со стороны внимательного,  размышляющего и недоверчивого ума, который всё ещё живёт во взгляде с внешней стороны.

Трикалдришти восстановлено и ему нужно только  большая озарённость и решительность, чтобы избавиться от одного несомненного дефекта, который всё ещё не позволяёт достичь совершенства —ненужной траты сил из-за маскировки мысленных своевольных предположений под маской восприятия знания.

Как только это уйдёт, спектр практических знаний автоматически станет гораздо больше.

Сила воли пока ещё не может действовать без сопротивления Пракрити в физической акаше.

Эту привычку сопротивления постоянно приходится преодолевать и устранять.

трикаладришти - буквально «видение трех времен», то есть «прямое знание прошлого, интуитивное знание настоящего и пророческое знание будущего», второй член виджнана чатустайи.
Это особая способность джняны, «с помощью которой эта общая сила применяется к действительности вещей»;
его сущность - это сознание «Бесконечного, развертывающего в себе и организовывающего все вещи во времени», делающего возможным «полное представление о трёх временах как об одном движении, единообразно и неделимо видимом даже в их последовательности этапов, периодов, циклов».

акаша - эфир; самое разреженное состояние материального бытия, «состояние чистого материального распространения в Космосе», самое тонкое из панчабхут; состояние физической субстанции, граничащее с надфизическим и являющееся средой, посредством которой силы высших миров действуют на материальном плане (то же самое, что и стхула акаша);

Пракрити - природа; «активная сила Природы, которая своим движением создаёт и поддерживает, а потом, погружаясь в покой, растворяет явление космоса»; универсальная энергия, действующая для наслаждения Пурушей на всех планах бытия; «внешняя или исполнительная сторона» шакти или Сознательной Силы Ишвары, работающая в Неведении (авидья) как низшая или апара пракрити и в Знании (видья) как высшая или пара пракрити.

 

Она особенно активна, когда непрерывные и детальные движения продиктованы силой воли, направленной к внешним объектам. Однако раньше это сопротивление уже приходилось убирать и сейчас должно стать привычным полное его отсутствие.

И наконец, действительность липи, рупы и самадхи должна пересилить слепой, инертный, но упрямый отказ от физического эфира.

Это та непосредственная работа, которая осталась в третьей чатустайе.

липи - написанный текст видимый тонким зрением; способность видеть такие тексты (то же самое, что и липи-дришти).

рупа - форма; образ; нематериальная (сукшма) форма, любая из «тех ощущаемых форм, о которых может осознавать только тонкое понимание внутреннего сознания», которые могут быть одного из двух основных видов: «простой образ» (пратимурти) или «действительная форма» (мурти)

самадхи - концентрация, транс; последний элемент виджняны чатустайи, помещение сознания в особые условия, которые дают ему доступ к более обширным областям опыта, так что «можно осознать вещи в этом мире за пределами нашего обычного диапазона или войти в другие миры или другие планы существования». Термин самадхи включает в себя три основных состояния, соответствующих состояниям бодрствования (джаграта), сна (свапна) и глубокого сна (сушупти), но оно особенно применимо к состояниям сознания, «когда ум отстранен от внешних вещей» и часто эквивалентно свапнасамадхи.

 

 

В четвертой [чатустайе], стало очевидно, что то, что готовится как естественная реакция на асиддхи непрерывности в камаананде — это способность тела выносить высокую интенсивность майтхунаананды без семяизвержения и распространять её как ананду по всему телу.

Приостановка несовершенной сиддхи в арогье подготавливает большую крепость естественного здоровья и более совершенную привычку к усвоению нового.

 Это объясняет долгое или появляющееся вновь сопротивление в уттхапане и саундарье, как в самадхи, так и в адеша-сиддхи. Чтобы работа шла быстрее, таким движениям нужно помогать волей.

асиддхи - недостаточность; несовершенство; отрицание сиддхи; отрицание прогресса в йоге, рецидив; сила, которая работает против достижения совершенства в йоге или в любой части йоги.

камаананда - форма шарираананды или физической ананды, связанной с (шуддха) камой или очищенным желанием.

майтхунаананда - интенсивность камаананды, в некотором роде сравнимая с сексуальным экстазом: своего рода физическая ананда, рождённая брахмананандой, «которая намного выше, тоньше и интенсивнее сексуальной, но сексуальная - это грубая и возбуждённая деградация»; другой термин для самой камаананды как одной из пяти форм шарираананды.

арогья - здоровье; свобода от болезней (рога) во всех её формах, часть физического совершенства (шарирасиддхи); первый элемент шарира чатустайи, «состояние здорового существа», чья первая стадия тогда, когда «организм обычно здоров и получает нарушения в исключительных случаях», его вторая стадия, кода «даже исключительные случаи или большие перенапряжения не могут расстроить весь организм», и её кульминацией будет бессмертие (амрита) в теле; то же, что и арогьяшакти.

уттхапана - (буквально) поднятие, вознесение;
"состояние не подверженности давлению физических сил",
второй член шарира чатустайи, называемый уттхапаной или левитация из-за его третьей и последней стадии (третичной уттхапаны), в которой "гравитация побеждена",
но обычно ссылаются на одну из двух более ранних стадий (первичную уттхапану и вторичную уттхапану), в которых "привычка, с которой телесная природа связывает определенные формы и степени активности с напряжением, усталостью, неспособностью", устраняется, что приводит к значительному увеличению "силы, свободы, быстроты, эффективности физической или умственной работы, которую можно выполнять с помощью этого телесного инструмента";
упражнение для развития уттхапаны (например, ходьба для первичной уттхапаны).

саундарья - красота; физическая красота как часть совершенства тела, третьего члена шарира чатуштайи, включающая попытку "духовного тела изменить силой ума физическую оболочку на свой собственный образ";
красота в мире; сокращение для саундарьябодха.

адешасиддхи - выполнение божественного повеления (адеша), предписывающего выполнение определенной миссии (кармы), работа для мира с литературным, политическим, социальным и духовным аспектами.

 

 

 

303

25 сентября

 

 

Очевидное движение реакции закончилось, и даже больше чем всегда, сильным наступлением.

Основа саматы укрепилась и широко подтверждается в устойчивом восприятии всех вещей, как истинных, и всех событий — как предназначенных и полезных.

Если сейчас и случается асамата, то обычно это чисто механическое движение памяти в физических частях существа, и она будет случаться пока знание не будет насильственно уничтожено.

В будущем этого происходить не должно.

Благодаря самате, дасья, теджас и шраддха стали более надёжными.

Всё, что сейчас нужно — это убрать физическую память об адасье и нистеджасе и развивать действующий тапас в знании и способность устанавливать шраддху Ишвары в Пракрити.

Простая человеческая шраддха теперь основательно утвердилась в сознании, за исключением адешасиддхи.

Вера в быстроту на самом деле — часть веры в адешасиддхи, это её состояние и основание.

Останки эгоистического взгляда на мир и внутреннего взгляда в физическом уме тоже нужно убрать.

самата - ровность, невозмутимость, «способность воспринимать со спокойным и равным умом все нападки и явления внешнего мира», (см. Сапта Чатустайя).

асамата - неравенство; отсутствие невозмутимости; дефект или недостаток саматы; иногда ограничивается пассивной / отрицательной асаматой.

дасьям - служение, «служение Богу в мире, управляющей силой которого является Божество внутри нас, в котором мы едины со вселенной и ее созданиями»; подчинение, сдача, «сдача и подчинение тому, что за пределами нас, позволяющее полную и свободную работу своей Силы»;

теджас - огненное сияние; ментальный свет и энергия; энергия темперамента, которая проявляет себя в каждом элементе четырёхсоставной персональности (брахматеджас и т.д.)

шраддха - вера; вера в Божественное (бхагавана), в его исполнительную Силу (шакти) и в силу внутри себя (свашакти), последний элемент Шакти Чатустайи.

нистеджас - недостаток энергии.

адешасиддхи - выполнение божественного повеления (адеша), предписывающего выполнение определенной миссии (кармы), работа для мира с литературным, политическим, социальным и духовным аспектами.

 

 

Основа эффективности в знании теперь заложена, центр истинного видения, ритам в сатьям, открылся в действии, полностью удаляя предложения анриты, утверждая и подтверждая ритам.

Основа эффективности в действии пока не проявлена. Это то, что ещё осталось сделать.

ритам - истина, правда; правильный порядок; правда факта и договоренности; «упорядоченная истина активного бытия», один из трех терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьямритам брихат).

сатьям - истина; сущностная истина бытия, один из трёх терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьямритам брихат).

анритам - ложь, ошибка, отрицание ритам.

 

 

 

 

 

29 сентября

 

 

Асамата всё ещё приходит в физический мозг.

Поэтому иногда кажется, что она завладевает умом и сердцем, но она касается только периферии и уходит.

Но даже эти остатки отнимают слишком много времени, на их изгнание из-за способности физического мозга становиться затуманенным.

Это мешает виджняне сосредоточиться на всём существе, кроме как внутри и через интеллект.

Сейчас нужно установить окончательную точность в деталях времени, места и обстоятельств.

асамата - неравенство; отсутствие невозмутимости; дефект или недостаток саматы; иногда ограничивается пассивной / отрицательной асаматой.

виджняна - «великое охватывающее сознание ... которое принимает в себя всю истину, идею и объект знания и видит их сразу в их сущности, совокупности и частях или аспектах», «всеобъемлющее сознание», которое является одной из четырех функций активного сознание (см. аджнанам), способ осознания, который является «первоначальным, спонтанным, истинным и полным взглядом» на существование и «для которого разум это лишь тень в высших действиях всестороннего интеллекта»; способность или план сознания над буддхи или интеллектом, также называемый идеальностью, гнозисом или сверхразумом (хотя они различаются в последнем периоде Дневника Йоги, как объяснено в отдельных терминах), чьи инструменты познания и силы образуют виджняна чатустайю; сама виджняна чатустайя; психологический принцип или степень сознания, которая является основой махарлоки, «мира обширности», который связывает миры трансцендентного существования, сознания и блаженства сатчитананды с низшей трилокой ума, жизни и материи, которая обычно считается самой самый низкий план параардхи или более высокое полушарие существования. Виджняна - это «знание Единого и Множества, посредством которого Множество рассматривается в терминах Единого, в бесконечной объединяющей Истине, Справедливости, Широте [сатьям ритам брихат] божественного существования».

 

Пришло время когда пора уже различать истину и ошибку, даже в трикалдришти.

Это не произойдёт сразу и окончательно, но в конце концов это различение должно появиться само по себе, и в трикаладришти, и в остальных сиддхи, постепенно, по мере использования.

 

303-304

Пришло также время, конце концов применять, хотя и не всегда, совершенные айшварью, ишиту, вашиту Махакали в Махасарасвати.

Нет, не совсем так. Это скорее Махасарасвати-Махешвари, используемая Махакали.

Это сделано. Теперь его нужно поднять в ритам.

айшварья - власть; независимость; чувство божественной силы (тоже, что и ишварабхава, качество, общее для четырёх аспектов даиви пракрити); одно из трёх сиддхи силы: действенность воли, действующей на человека или предмет без прямого контроля, установленного в вашите; пример осуществления воли; иногда эквивалентно айшварьятрайе или тапасу.

ишита - эффективность чистой липсы в читте без преднамеренного акта воли, одна из трёх сиддхи силы.

вашита - концентрация воли на человеке или объекте так, чтобы управлять им, одна из трёх сиддхи силы; пример такой концентрации воли.

Махешвари - одна из четырех персональностей шакти или деви: богиня широты и покоя, проявление которой в темпераменте (Махешвари бхава) является пратиштхой или основой для сочетания аспектов даиви пракрити, иногда сокращение для Махешвари бхавы. Согласно записи 18 марта 1917 года, до этого момента было только одно очень раннее проявление «самой Махешвари»; То, что упоминалось как Махешвари, обычно было ее проявлением в другой шакти как часть подготовки пратиштхи к полному даиви пракрити.

Махасарасвати - одна из четырех личностей шакти или деви: богиня мастерства и труда, проявление которой в темпераменте (Махасарасвати бхава) является «континентом», занятым силой Махакали в предполагаемом сочетании аспектов дайви пракрити; иногда сокращение для Махасарасвати бхавы.

Махакали - одна из четырех личностей шакти или дэви: богиня силы и быстроты, которая является «обитательницей», занимающей «континент» Махасарасвати в гармонии с аспектами даиви пракрити, и чье проявление в темпераменте (Махакали бхава) приносит силу (Махакали тапас), необходимую для быстрого достижения божественной работы; иногда сокращение для Махакали бхавы.

ритам - истина, правда; правильный порядок; правда факта и договоренности; «упорядоченная истина активного бытия», один из трех терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьямритам брихат).

 

 

 

 

304

30 сентября

 

 

Совершенная реализация несгибаемой удасинаты и прочно укрепившаяся вера в бхаву Махакали, как это было вчера, открывает свободный путь к сиддхи.

Чтобы это происходило достаточно быстро, нужно, чтобы не было изъяна личностного восприятия реальности Бхувара. Что бы не было даже попыток затруднять, мешать, выстраивать ограничения или даже вообще отрицать — теджас, тапас и пракашу.

Трикаладришти теперь устойчиво, работает сравнительно легко, но не очень быстро и не очень спонтанно. Оно находится в некой осаде, ограничено по своему диапазону, и достигает идеальной работы только когда полностью использует свой интеллектуальный инструмент.

Привычку всё запутывать разными предположениями, от которых приходится  отделять виджняну, нужно убрать.

Откровение и вдохновение как самое частое и важное занятие виджняны приходят на смену вивеке.

Айшварья и то, что этому близко, в ритам ещё не подняты.

удасината - удасина-состояние существа ; безразличие к двандвам или дуальностям, возникающее из-за «сидения выше, превосходящего все физические и ментальные прикосновения», вторая стадия пассивной / негативной саматы: «беспристрастное находящееся  на высоком уровне отношение души, смотрящее сверху на поток форм и личности, движения и силы» относительно «страстей ума как вещей, порожденных иллюзией внешнего менталитета или низших движений, недостойных спокойной истины единого и равного духа или витального и эмоционального расстройства, которое должно быть отвергнуто спокойным соблюдение воли и бесстрастным умом мудреца»; безразличие различных других видов, обусловленное «либо невниманием поверхностной души-желания в её уме, ощущениями, эмоциями и жаждой расы вещей, либо её неспособностью принимать и реагировать на неё, либо её отказом давать какой-либо поверхностный отклик или, опять же, его управление и подавление боли или удовольствия волей»; см. раджасическая удасината, саттвическая удасината, тамасическая удасината, тригунатита удасината.

Махакали - одна из четырех личностей шакти или дэви: богиня силы и быстроты, которая является «обитательницей», занимающей «континент» Махасарасвати в гармонии с аспектами даиви пракрити, и чье проявление в темпераменте (Махакали бхава) приносит силу (Махакали тапас), необходимую для быстрого достижения божественной работы; иногда сокращение для Махакали бхавы.

теджас - огненное сияние; ментальный свет и энергия; энергия темперамента, которая проявляет себя в каждом элементе четырёхсоставной персональности (брахматеджас и т.д.)

тапас - «концентрация силы сознания»;
воля-сила; сила, которая действует через айшварья, чита и вашита, или комбинацию самих этих сиддх или могуществ, иногда перечисляемых как четыре или пять элементов виджняны чатустайи;
божественная сила действия в которой раджас переходит в освобождение (мукти) природы от тригуны низшей пракрити, сила, «у которой нет желания, потому что она реализует универсальное обладание и спонтанную Ананду в её движениях»; сила, проявляемая аспектом дайви пракрити (см. Махакали тапас, Махасарасвати тапас);
(также ещё называемый как чит-тапас) «бесконечная энергия сознания», принцип, который лежит в основе тапалоки;
озаренная ментальная воля и сила.
Тапас это «воля трансцендентного духа, который создаёт универсальное движение,
воля универсального духа, который поддерживает и информирует её,
воля свободного индивидуального духа, который — центр души множественности…
Однако в тот момент, когда индивидуальная душа склоняется из универсальной и трансцендентной истины своего существования, … это меняет её характер; она становится усилием, напряжением».

пракаша - озарение, вдохновение, «прозрачное понимание»; ясность мыслительной способности, элемент будхишакти; божественный свет знания в котором саттва превращается в освобождение (мукти) природы от тригуны низшей пракрити; высший из семи видов материи акаши.

вивека - интуитивное различение, один из двух элементов смришти, способности джнаны; его функция заключается в том, чтобы «ухватить наши мысли и интуицию, расположить их, отделить их интеллектуальную часть от виджнанамайи, исправить их ложные расширения, ложные ограничения, неправильные применения и дать им правильное применение, правильное расширение, правильное ограничение».

ритам - истина, правда; правильный порядок; правда факта и договоренности; «упорядоченная истина активного бытия», один из трех терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьямритам брихат).

айшварья - власть; независимость; чувство божественной силы (тоже, что и ишварабхава, качество, общее для четырёх аспектов даиви пракрити); одно из трёх сиддхи силы: действенность воли, действующей на человека или предмет без прямого контроля, установленного в вашите; пример осуществления воли; иногда эквивалентно айшварьятрайе или тапасу.

трикаладришти - буквально «видение трех времен», то есть «прямое знание прошлого, интуитивное знание настоящего и пророческое знание будущего», второй член виджнана чатустайи.
Это особая способность джняны, «с помощью которой эта общая сила применяется к действительности вещей»;
его сущность - это сознание «Бесконечного, развертывающего в себе и организовывающего все вещи во времени», делающего возможным «полное представление о трёх временах как об одном движении, единообразно и неделимо видимом даже в их последовательности этапов, периодов, циклов».

304

Но в целом, все эти вещи, теперь неминуемо дойдут до своей полной реализации.

Барьер для рупадришти тоже, наконец, преодолён, и те трудности, что остались, и в рупадришти, и в свапна-самадхи, уйдут точно так же.

Сосредоточение тапаса сейчас в физической сиддхи, а в физической сиддхи оно должна быть особенно сильным в саундарье, потому что всё остальное давно уже подготовлено к дальнейшему развитию.

Даже вторичная уттхапана теперь снова участвует в общем процессе.

Вритра остался реально сильным только  в саундарьям, и частично ещё в адеша-сиддхи.

рупадришти - восприятие форм, невидимых обычному физическому глазу; тонкое видение

свапна-самадхи - состояние самадхи, которое возникает, «когда ум потерял свое внешнее сознание ... и вошел в себя»;
это состояние имеет некоторое сходство с обычным свапна или сознанием сновидения, но характеризуется не сновидениями, а внутренними видениями, которые являются точными «записями истинного и действительного опыта». Разум в свапнасамадхи «работает и освобожден от перемешивания с физической ментальностью» и «способен использовать либо свою обычную волю и разум с концентрированной силой, либо высшую волю и разум более возвышенных планов ума».

тапас - «концентрация силы сознания»;
воля-сила; сила, которая действует через айшварья, чита и вашита, или комбинацию самих этих сиддх или могуществ, иногда перечисляемых как четыре или пять элементов виджняны чатустайи;
божественная сила действия в которой раджас переходит в освобождение (мукти) природы от тригуны низшей пракрити, сила, «у которой нет желания, потому что она реализует универсальное обладание и спонтанную Ананду в её движениях»;

саундарья - красота; физическая красота как часть совершенства тела, третьего члена шарира чатуштайи, включающая попытку "духовного тела изменить силой ума физическую оболочку на свой собственный образ";
красота в мире; сокращение для саундарьябодха.

уттхапана - (буквально) поднятие, вознесение;
"состояние не подверженности давлению физических сил",
второй член шарира чатустайи, называемый уттхапаной или левитация из-за его третьей и последней стадии (третичной уттхапаны), в которой "гравитация побеждена",
но обычно ссылаются на одну из двух более ранних стадий (первичную уттхапану и вторичную уттхапану), в которых "привычка, с которой телесная природа связывает определенные формы и степени активности с напряжением, усталостью, неспособностью", устраняется, что приводит к значительному увеличению "силы, свободы, быстроты, эффективности физической или умственной работы, которую можно выполнять с помощью этого телесного инструмента";
упражнение для развития уттхапаны (например, ходьба для первичной уттхапаны).

Вритра - Ведический демон, «перекрыватель», который блокирует течение воды в существе; враждебная сила, препятствующая йоге.

адешасиддхи - выполнение божественного повеления (адеша), предписывающего выполнение определенной миссии (кармы), работа для мира с литературным, политическим, социальным и духовным аспектами.

 

 

 

2020 май 01 пт - 2020 июнь 27 пт