Internet Server for Integral Yoga

 

 

Sri Aurobindo

The Mother

Translation into Russian by
Golden Futuris

 

 

 

Шри Ауробиндо

Мать

Перевод на русский
Golden Futuris

 

 

 

 I

 

Есть две силы, которые в союзе друг с другом единственно могут осуществить то великое и сложное, что является целью наших усилий, - постоянное неослабевающее стремление, взывающее снизу и высшая милость свыше, что отвечает.

Но высшая милость будет действовать только в условиях Света и Истины; она не будет действовать в условиях Лжи и Неведения. Поскольку если бы она уступила требованиям Лжи, это стало бы крушением ее собственной цели.

Вот условия Света и Истины, - единственные условия, при которых Высшее низойдет; и только эта нисходящая свыше и раскрывающая снизу высочайшая супраментальная Сила может победоносно овладеть физической Природой и устранить ее трудности. Должна быть тотальная и искренняя самоотдача; должно быть открытие себя исключительно только божественной Силе; должен быть неизменный и интегральный выбор нисходящей Истины, постоянное и полное отвержение лжи ментальных, витальных и физических Сил и Проявлений, которые все еще управляют земной Природой.

Самоотдача должна быть тотальной и охватывать все части существа. Недостаточно чтобы психическое отвечало, высший ментал воспринимал или даже внутренний витал подчинялся, а физическое сознание ощущало влияние. Ни в каких частях существа, даже самых внешних, не должно быть ничего, что сберегает себя, ничего, что скрывается за сомнениями, беспорядками и увертками, ничего, что бунтует или отвергает.

Если одна часть существа совершает самоотдачу, а другая часть сберегает себя, следует своим собственным путем или ставит свои собственные условия, то каждый раз когда это происходит вы сами отталкиваете от себя божественную Милость.

Если позади вашей преданности и самоотдачи вы создаете убежище для своих страстей, эгоистических требований и витальных настояний, если вы помещаете эти вещи в место истинного устремления или смешиваете их вместе с ним и пытаетесь навязать все это Божественной Шакти, то бесполезно призывать божественную Милость трансформировать вас.

Если вы открываете себя одной стороной или в одной части к Истине, а на другой стороне постоянно держите открытыми двери для враждебных сил, то тщетно надеяться что божественная Милость будет пребывать с вами. Вы должны содержать храм в чистоте если хотите установить в нем живое Присутствие.

Если каждый раз когда Сила вмешивается и приносит назад Истину, вы отворачиваетесь от нее и снова призываете ложь, что была изгнана, то не божественную Милость вы должны обвинять в своих неудачах, но неискренность своей собственной воли и несовершенство своей собственной самоотдачи.

Если вы призываете Истину и нечто в вас все еще выбирает то, что лживо,  невежественно и небожественно или даже просто не проявляет волю это все отвергнуть, то вы всегда будете открыты атакам и Милость отступится от вас. Определите сначала, - что есть ложное или темное в вас и настойчиво отвергайте это, только тогда вы можете с полным правом призывать божественную Силу преобразовать вас.

Не думайте, что истине и лжи, свету и тьме, самоотдаче и эгоизму будет дозволено сосуществовать вместе в доме, посвященному Божественному. Трансформация должна быть интегральной, и поэтому интегральным должен быть отказ от всего, что ей препятствует.

 

Отбросьте ложное представление, будто божественная Сила будет делать и обязана делать все для вас по вашему требованию, даже если вы не удовлетворяете условиям установленными Высшим. Сделайте свою самоотдачу истинной и полной, только тогда все остальное будет сделано для вас.

Отбросьте также ложную и праздную надежду, что божественное сделает вашу самоотдачу за вас. Высшему необходима ваша самоотдача ему, но она вам не навязывается: вы свободны в любой момент, до тех пор, пока трансформация не стала необратимой, отказываться и отвергать Божественное или отзывать свою самоотдачу, если вы готовы испытывать духовные последствия этого. Ваша самоотдача должна быть самостоятельной и свободной; это должна быть самоотдача живого существа, не инертного автомата или механического инструмента.

Инертную пассивность постоянно смешивают с реальной самоотдачей, но из инертной пассивности не может получиться ничего истинного и мощного. Это инертная пассивность физической Природы оставляет ее на милость любого темного и небожественного влияния. Радостное, сильное и готовое помогать подчинение необходимо для работы Божественной силы, повиновение просветленного ученика Истины, внутреннего Воина, сражающегося с тьмой и ложью, верного слуги Божественного.

 

Вот истинная позиция, и только те, кто сможет занять и удерживать ее, сохранят непоколебимую разочарованиями и трудностями веру, и пройдут через тяжелые испытания к высочайшей победе и великому преображению.

 

 

 

II

 

Во всем происходящем во вселенной - Божественное в своей Шакти находится позади всех действий, но он сокрыт за вуалью своей Йога Майей и работает через эго Дживы в низшей природе.

В Йоге это Божественное есть Садхак и Садхана; это его Шакти своим светом, мощью, знанием, сознанием, Анандой воздействует на Адхару и, когда она открывается ей, вливает в нее те божественные силы, что делают садхану возможной. Но до тех пор пока низшая природа активна, усилия Садхака необходимы.

 

Необходимые личные усилия - это тройственный труд устремления, отвержения и самоотдачи, 

  - устремление бдительное, постоянное, непрерывное - воля разума, поиск сердца, согласие витального существа, воля открыть и сделать пластичным физическое сознание и природу;

отвержение движений низшей природы,

- отвержение идей, мнений, предпочтений, привычек, конструкций разума, чтобы истинное знание смогло найти свободное место в безмолвном разуме,

- отвержение желаний, требований, страстных хотений, ощущений, страстей, эгоизма, гордыни, высокомерия, вожделения, алчности, ревности, враждебности к Истине, зависти  витальной природы, чтобы истинная мощь и радость могли вливаться свыше в спокойное, большое, сильное и освященное витальное существо,

  - отвержение тупости, сомнений, неверия, темноты, упрямства, мелочности, лени, нежелания меняться физической природы, чтобы истинная стабильность Силы, Мощи, Ананды смогла установить себя в теле, всегда растущем в более божественное;

  - самоотдача себя, всего чем являешься, всего что имеешь, каждого плана сознания, каждого движения Божественной Шакти.

 

По мере роста самоотдачи и посвящения себя, Садхак все больше осознает Божественную Шакти, выполняющую Садхану, льющую внутрь него все больше и больше себя, утверждая в нем свободу и совершенство Божественной Природы. Чем больше этот сознательный процесс замещает его собственные усилия, тем более быстрым и истинным становится его продвижение. Но это не может полностью заменить необходимость личных усилий до тех пор пока самоотдача и посвящение не станут чистыми и полными сверху донизу.

Обратите внимание, что тамасическая самоотдача, отвергающая выполнение условий и взывающая к Богу делать все и беречь от всех беспокойств и борьбы есть обман и не ведет к свободе и совершенству.

 

 

III

 

Чтобы идти по жизни защищенным от страхов, опасностей и несчастий необходимы только две вещи, неразрывно связанные друг с другом, – это Милость Божественного и с вашей стороны внутреннее состояние веры, искренности и самоотдачи.

Пусть вера ваша будет чистой, искренней и совершенной. Эгоистическая вера в ментальном и витальном существе, загрязненная честолюбием, гордыней, тщеславием, ментальным высокомерием, витальным своеволием, личными требованиями, желаниями мелких удовольствий низшей природы – слабое, задымленное пламя, неспособное гореть, поднимаясь до небес. Рассматривайте свою жизнь как данную вам только для божественной работы и содействия в божественном проявлении. Не желайте ничего кроме чистоты, силы, света, широты, покоя, Ананды божественного сознания и их работы по неуклонному трансформированию и совершенствованию ваших разума, жизни и тела. Не просите ничего кроме божественной, духовной и супраментальной Истины, ее реализации на земле и в вас и во всех, кто призван и избран, а также необходимых условий для ее творения и победы над всеми противостоящими ей силами.

Пусть ваша искренность и самоотдача будут подлинными и всеобъемлющими. Когда вы отдаете себя, отдавайте полностью, без требований, без условий, без оговорок, - так, чтобы все в вас принадлежало Божественной Матери и ничего не доставалось эго или любой другой силе.

Чем совершеннее будут ваши вера, искренность и самоотдача, тем больше милости и защиты будет с вами. А когда милость и защита Божественной Матери с вами, - что может повредить вам, кого вам боятся? Даже малая часть ее проведет вас через все трудности, препятствия и опасности; окруженный же ее полным присутствием, вы можете идти с полной уверенностью по вашему пути, потому что это ее путь, не обращая внимания на все угрозы, неподверженный влияниям каких бы то ни было враждебных могуществ из этого ли мира или из миров невидимых. Ее прикосновение может обратить трудности в благоприятную возможность, неудачи в успех, слабость в непоколебимую силу. Ибо милость Божественной Матери есть санкция Высочайшего и сейчас или завтра ее действие свершится обязательно, - это предопределено, неизбежно и неотвратимо.

 

 

IV

 

Деньги - это видимый символ универсальной силы, и эта сила в своем проявлении на земле работает на витальном и физическом планах и необходима для полноты внешней жизни. По своему происхождению и в своем истинном действии она принадлежит Божественному. Но подобно другим силам Божественного она послана сюда и в неведении низшей Природы может быть захвачена для использования эго или удерживаться Асурическими воздействиями и извращаться для их целей.

Это на самом деле одна из трех сил, - власти, богатства, секса, - наиболее привлекательных для человеческого эго и для Асура, и те, кто имеет с ними дело в большинстве случаев неверно их используют и неверно с ними обращаются.

Гораздо чаще богатство само обладает теми, кто стремится к нему или хранит его, нежели они обладают этим богатством; немногие могут полностью избежать искажающего влияния, отпечатавшегося на нем вследствие длительного захвата и извращения Асуром. По этой причине большинство духовных учений требуют полного самоконтроля, отрешенности и отказа от всех зависимостей, связанных с богатством, и от всех личных и эгоистических желаний владеть им. Некоторые даже накладывают запрет на деньги и богатство и провозглашают нищету и бедность в жизни как исключительное духовное условие. Но это ошибка; это оставляет могущество в руках враждебных сил. Отвоевать его для Божественного, которому оно принадлежит, и использовать его божественным образом для божественой жизни есть супраментальный путь для Садхака.

Вы не должны ни отворачиваться с аскетическим сухим ограничением от власти денег, средств что они дают и вещей что они приносят, ни лелеять к ним раджасическую привязанность или дух рабского потворства желанию удовольствий, с ними связанных. Рассматривайте богатство просто как могущество, которое должно быть отвоевано назад для Матери и поставлено ей на службу.

Все богатство принадлежит Божественному и те, у кого оно есть - его попечители, а не владельцы. Сегодня оно с ними, завтра может быть в другом месте. Все зависит от того как они выполняют свою работу попечителя, пока богатство у них, в каком духе, с каким сознанием они используют его и для каких целей.

В вашем личном использовании денег смотрите на все что имеете или приобретаете или получаете как на принадлежащее Матери. Не требуйте ничего, но принимайте все, что получаете от нее и используйте для тех целей, для которых оно было дано. Будьте совершенно бескорыстными, исключительно скрупулезными, точными, внимательными в мелочах, хорошим попечителем; всегда помните, что все, с чем вы имеете дело, это ее собственность, а не ваша. С другой стороны, все, что вы получате для нее, благоговейно возлагайте перед ней; не направляя ничего для своих собственных или чьих-либо других целей.

Не смотрите почтительно на людей из-за их богатства и не позволяйте себе быть под впечатлением от их вида, власти или влияния. Когда вы просите для Матери, вы должны чувствовать, что это она запрашивает через вас самую малость того, что ей принадлежит, и человек, у которого вы просите, будет судим по своему ответу.

Если вы свободны от денежных пороков, но без аскетического отстранения, то будет у вас великая власть распоряжаться деньгами для божественной работы. Уравновешенность ума, отсутствие требований и полное посвящение всего, чем вы владеете и что получаете и всей вашей силы приобретать Божественной Шакти и ее работе есть признаки этой свободы. Любое смятение ума по отношению к деньгам и их использованию, любые претензии, любое недовольство есть верное указание на некое несовершенство или зависимость.

Идеальный Садхак в этом отношении тот, который, если потребуется жить бедно, сможет так жить, и чувство нужды не повляет на него и не помешает полноте внутренней игры божественного сознания, и если от него потребуется жить в роскоши, сможет так жить, и ни на мгновение не опустится до желания или привязанности к своему богатству или вещам, которыми он пользуется или до рабства потакания своим желаниям или безвольной зависимости от привычек, создаваемых владением богатством. Божественная Воля является всем для него и божественной Анандой.

 

В супраментальном творении денежная сила должна быть возвращена Божественной Власти и использоваться для истинного, прекрасного и гармоничного обустройства и упорядочивания нового обожествленного витального и физического существования, какой бы путь Божественная Мать сама не выбрала в своем созидательном видении.

Но сначала она должна быть отвоевана назад для нее, и те будут самыми сильными в этом завоевании, кто в этой части своей природы сильны, широки, свободны от эго, отдали себя без претензий, утаиваний или колебаний, - чистые и мощные проводники Высочайшего Могущества.

 

 

V

 

Если вы хотите быть настоящим исполнителем божественных работ, то вашей первой целью должно быть полное освобождение от всех желаний и обращенного на себя эго. Вся ваша жизнь должна стать подношением и жертвой Высшему; служить, воспринимать, выполнять, становиться проявленным инструментом Божественной Шакти в ее работах, - это должно быть единственным предметом ваших действий. Вы должны расти в божественном сознании до тех пор пока не будет разницы между ее волей и вашей, никаких побуждений кроме ее импульсов в вас, никаких действий, кроме ее сознательных действий в вас и через вас.

Пока вы не способны на такое полное динамическое отождествление, считайте себя душой и телом, созданных для служения ей, тем, кто все делает ради нее. Даже если у вас сильна идея самостоятельного работника и вы чувствуете что это вы совершаете действия, то, несмотря на это, они должны делаться для нее. Все напряжения эгоистического выбора, все страстные желания личной выгоды, все оговорки эгоистических желаний должны быть с корнем удалены из природы. Не должно быть требования плодов и стремления к награде; единственные плоды для вас это радость Божественной Матери и завершение ее работ, единственная ваша награда – постоянный рост в божественном сознании, покое, силе и блаженстве. Радость служения и радость внутреннего роста при выполнении работ есть достаточное вознаграждение неэгоистичного работника.

Но придет время, когда вы все больше и больше будете ощущать, что вы инструмент, а не работник. И тогда вследствие силы вашей преданности связь с Божественной Матерью станет настолько близкой, что в любое время вам нужно будет только сконцентрироваться и передать все в ее руки, чтобы получить немедленное руководство, ее прямую команду или импульс, верное указание как все должно быть сделано и способ действия и результат. А затем вы увидите, что божественная Шакти не только вдохновляет и руководит, но инициирует и осуществляет ваши работы, все ваши движения исходят от нее, все ваши силы – ее; разум, жизнь и тело сознательные и радостные инструменты ее действия, средства для ее игры, формы для ее проявления в физической вселенной. И нет более счастливого состояния, чем это соединение и зависимость; поскольку этот шаг переносит вас за разделительную грань из жизни напряжения, страдания и неведения в истину вашего духовного существа, в его глубокий покой и интенсивную Ананду.

Пока совершается эта трансформация, необходимо более чем когда-либо держать себя свободным от примеси извращений эго. Пусть никакие требования или настояния не вкрадываются в состояние чистоты самоотдачи и жертвования. Не должно быть привязанностей к работе или результату, никаких постановок условий, никаких претензий обладать Могуществом, которое должно обладать вами, никакой гордости инструмента, никакого тщеславия или высокомерия. Ничего в разуме или в витале или физических частях не должно допускать искажений для собственного использования или захватывать для своего собственного личного и обособленного удовлетворения величие сил, действующих через вас. Пусть ваша вера, ваша искренность, чистота вашего устремления будут абсолютными и распространяющимися во все планы и слои существа; тогда все беспокоящие элементы и извращающие влияния постепенно покинут вашу природу.

Последний этап этого совершенства придет тогда, когда вы полностью отождествитесь с Божественной Матерью и будете чувствовать себя уже не другим и отделенным существом, инструментом, слугой или работником, но настоящим ребенком и вечной частью ее сознание и силы. Навсегда она пребудет в вас, а вы в ней; и то, что все ваши мысли и видение и действия, каждый ваш вздох или движение – её, и приходят от нее, - станет постоянным, простым и естественным переживанием. Вы будете знать и видеть и ощущать, что вы личность и сила, сформированные из нее, выделенные из нее для игры и при этом всегда в ней в безопасности, бытие ее бытия, сознание ее сознания, сила ее силы, Ананда ее Ананды. Когда это состояние станет всеохватывающим, и ее супраментальные энергии будут свободно управлять вами, тогда вы станете совершенным в божественных работах; знание, воля, действие станут верными, простыми, озаренными, спонтанными, безупречными, проистекающими из Высшего, божественными движениями Вечного.

 

 

VI

 

Четыре Могущества Матери это четыре выдающиеся Персональности, части и воплощения ее божественности, через которые она воздействует на свои создания, упорядочивает и гармонизирует свои творения в мирах и руководит деятельностью тысяч своих сил. Мать одна, но она предстает перед нами в различных аспектах; во множестве своих могуществ и персональностей, во множестве своих эманаций и Вибхути, выполняющих ее работу во вселенной.

Та, кому мы поклоняемся как Матери, есть божественная Сознательная Сила, господствующая над всем существующим, единая и при этом настолько многогранная, что уследить за ее движением невозможно даже для самого быстрого разума и самого свободного и широкого интеллекта. Мать - это сознание и сила Высочайшего и пребывает намного выше всего, что сама создает. Но некоторые ее состояния возможно увидеть и почувствовать в ее воплощениях; и еще больше может быть воспринято в силу их более определенного и ограниченного темперамента и действия - через формы богинь, в которых она соглашается проявиться перед своими созданиями.

 

Есть три состояния бытия Матери, которые вы можете осознать, когда входите в соприкосновение единства с Сознательной Силой, поддерживающую вас и вселенную.

- Трансцендентальная, изначальная высочайшая Шакти, она пребывает над мирами и связывает творение с непроявленной мистерией Высшего.

- Вселенская, космическая Махашакти, она создает всех этих существ; вмещает и поддерживает все эти миллионы процессов и сил, входит в них и руководит ими.

- Индивидуальная, она воплощает могущество этих двух более грандиозных состояний своего существования, делает их живыми и близкими к нам и является посредником между человеческой личностью и божественной Природой.

 

Единая изначальная трансцендентальная Шакти, Мать стоит над всеми мирами и несет в своем вечном сознании Высочайшее Божественное. Она единственная хранит в себе абсолютное Могущество и невыразимое Присутствие; вмещая и пробуждая Истины, что должны быть проявлены, она низводит их из Мистерии, в которой они были сокрыты в свет своего бесконечного сознания и придает им форму силы в своем всемогуществе и своей беспредельной жизни и теле во вселенной.

Высочайший проявляется в ней как вечная непрекращающаяся Сатчитананда, проявляемый через нее в мирах как единое двойственное сознание Ишвара-Шакти и двойной принцип Пуруша-Пракрити, воплощаемые ею в Мирах и Планах, Богах со всеми их Энергиями, и, благодаря ей, образующие все многообразие форм, - все, что есть в мирах известных и неизвестных. Все есть ее игра с Высочайшим; все является ее проявлением мистерии Вечного, чудес Бесконечного. Все есть она, поскольку все является частями и порциями божественного Сознания-Силы. Ни здесь, ни где-либо еще не может существовать ничего кроме того, что она решила, а Высочайший санкционировал; ничто не может обрести форму, кроме того что она, движимая Высочайшим, восприняла и сформировала, предварительно обратив это в семя в своей созидающей Ананде.

Махашакти, вселенская Мать работает над всем, что передается ее трансцендентальным сознанием от Высочайшего и входит в миры, ею созданные; ее присутствие наполняет и поддерживает их божественным духом и божественной всеподдерживающей силой и восторгом, без которых они не могли бы существовать.

Та, что мы зовем Природой или Пракрити является только ее самым внешним исполнительным аспектом; она выстраивает и организует гармонию своих сил и процессов, приводит в действие операции Природы и движется среди них тайно или явно во всем что может быть видимо или пережито или выражено в движении жизни. Каждый из миров есть ничто иное как одна игра Махашакти соответствующей системы миров или вселенной, и она пребывает там как космическая Душа и Персональность трансцендентальной Матери. Каждый из них есть то, что она провидела, собрала в свое сердце красоты и могущества и создала в своей Ананде.

 

Но есть много планов ее творения, множество шагов Божественной Шакти. На вершине этого проявления, частью которого мы являемся, находятся миры бесконечного существования, сознания, силы и блаженства, над которыми Мать открыто пребывает вечным Могуществом. Все существа там живут и движутся в невыразимой полноте и неизменном единстве, ибо она извечно несет их в полной безопасности в своих руках.

Ближе к нам расположены миры супраментального творения, в которых Мать есть супраментальная Махашакти, Могущество божественной всеведающей Воли и всемогущественного Знания, всегда видимая в своих безошибочных работах и спонтанном совершенстве в каждом процессе. Там все движения есть шаги Истины; все существа – души, могущества и тела божественного Света; все переживания – моря, потоки и волны интенсивной и абсолютной Ананды.

Но здесь, где обитаем мы, расположены миры Неведения, миры разума, жизни и тела, отделенных в сознании от своего источника, важным центром которых является Земля, а ее эволюция - ключевым решающим процессом. Все они также поддерживаются Вселенской Матерью со всей их темнотой, борьбой и несовершенством;  и также приводятся в движение и направляются Махашакти к их тайной цели.

Мать как Махашакти этого тройного мира Неведения находится на промежуточном плане между супраментальным Светом, Истиной жизни, Истиной творения, которые должны быть низведены сюда и этой восходяще-нисходящей иерархией планов сознания, подобно двойной лестнице, спускающихся в несознание Материи и поднимающихся снова обратно через расцвет жизни, души и разума в бесконечность Духа.

 

Определяющая все, что должно свершиться во вселенной и в земной эволюции – тем, что она видит, чувствует и изливает из себя, она пребывает там над Богами, и все ее Могущества и Персональности предстоят перед ней для действия, и она ниспосылает их эманации в эти низшие миры вмешиваться, управлять, сражаться и побеждать, вести и сменять их циклы, направлять всеобщие и индивидуальные пути их сил. Эти эманации есть множество божественными форм и персональностей, поклоняясь которым, люди поклонялись ей под разными именами на протяжении эпох.

Также она подготавливает и формирует с помощью этих Могуществ и их эманаций разумы и тела своих Вибхути, и именно она подготавливает и формирует разумы и тела для Вибхути Ишвары, чтобы проявить в физическом мире под маской человеческого сознания некий луч своего могущества, качества и присутствия. Все сцены земной игры подобно драме организованы, спланированы и поставлены ею со своими ассистентами – космическими Богами, а она сама – невидимый актер.

 

Мать не только управляет всем свыше, но сама нисходит в эту уменьшенную тройную вселенную. Безлично, все вещи здесь, даже движения Неведения, - есть она сама в самоскрываемом могуществе и в своих созданиях с их ограниченной субстанцией, в своем теле Природы и силе Природы, и существуют они потому, что движимая мистическим указом Высочайшего выработать нечто, что было в возможностях Бесконечного, она согласилась на великую жертву и как маску надела на себя душу и формы Неведения. Но также лично она устремилась вниз, нисходя сюда во тьму, чтобы привести ее к Свету; в Ложь и Заблуждение, чтобы преобразовать их в Истину; в эту Смерть, чтобы обратить ее в богоподобную Жизнь; в этот мир боли с его неизлечимым горем и страданием, чтобы прекратить их в трансформирующем экстазе своей возносящей Ананды. В глубокой и великой любви к своим детям она согласилась надеть на себя покров этого мрака, снизошла переносить атаки и пытки могуществ Тьмы и Лжи, пройти через врата рождения и, следовательно, смерти, взять на себя муки, горе и страдания творения, поскольку, как кажется, только так оно может быть поднято в Свет, Радость, Истину и вечную Жизнь. Это великое жертвоприношение Пуруши, но гораздо более глубоко - полное всесожжение Пракрити, жертва Божественной Матери.

 

Четыре великих Аспекта Матери, четыре ведущих Могущества и Персональности стоят впереди в ее управлении Вселенной и ее отношениях с земной игрой.

Одна из них -  Персональность безграничного спокойствия, всеохватывающей мудрости и исполненной покоя доброты, неисчерпаемого сострадания, полновластного и всепревосходящего величия и управляющей всем силы.

Другая воплощает ее могущество великолепия силы и непреодолимой страсти, ее боевой дух, ее всесокрушающую волю, ее стремительность и потрясающую миры силу.

Третья - живительность, сладость, изумительную глубину тайн красоты, гармонии и изящных ритмов, ее многосложное и изысканное изобилие, ее неотразимую привлекательность, ее чарующую грацию.

Четвертая наделена тщательностью, глубокой способностью к сокровенному знанию, аккуратностью безупречной работы, умиротворением, требовательностью совершенства во всех вещах.

Мудрость, Сила, Гармония, Совершенство – вот некоторые из их атрибутов, и это те могущества, что они вместе с собой несут в мир и которые проявляются в человеческом облике их Вибхути и раскрываются на божественной стадии восхождения в тех, кто может открыть свою земную природу прямому и животворному влиянию Матери. Этим четырем мы даем четыре великих имени: Махешвари, Махакали, Махалакшми, Махасарасвати.

 

 

Державная МАХЕШВАРИ пребывает на просторах над мыслящим разумом и волей, возвышает и возвеличивает их до мудрости и обширности или затопляет их запредельным великолепием. Это Она, могучая и мудрая, открывает нас к супраментальным бесконечностям и космическому простору, грандиозности высочайшего Света, сокровищнице чудесного знания, безмерному движению вечных сил Матери. Спокойна она и чудесна, велика и исполнена мира извечно.

Ничто не может сдвинуть ее, поскольку вся мудрость в ней, ничто не может скрыться от нее из того, что она хочет знать; она постигает все вещи и всех существ и их природу и то что движет ими и закон мира и его сроки и как все было, есть и должно быть. Сила в ней соприкасается со всеми вещами, господствует, и ничто не может в итоге противостоять ее безбрежной непостижимой мудрости и высокому спокойному могуществу.

Равная ко всему, терпеливая и неизменная в своей воле, она поступает с людьми в соответствии с их природой, а с вещами и событиями соответственно их Силе и их Истине. Не имеющая ни к чему пристрастия, она следует указам Высочайшего и одних возвышает, других низвергает или удаляет от себя во тьму. Мудрым она дает более великую и более просветленную мудрость;  обладаюшим видением она разрешает советоваться с собой; на враждебных она накладывает последствия их враждебности; невежественных и глупых она ведет сообразно их слепоте. В каждом человеке она отвечает различным элементам его природы и обращается с ними соответственно их потребностям и побуждениям, дает им то, что они требуют; оказывает на них необходимое давление или предоставляет им так лелеемую ими свободу преуспевать на путях Неведения или погибать. Ибо она превыше всего, ничем не ограничена, ни к чему не привязана во вселенной.

И все же более чем кто-либо она обладает сердцем вселенской Матери. И сострадание ее бесконечно и неисчерпаемо; в ее глазах все - ее дети и части Единого, даже Асур и Ракшас и Пишача и те, кто восстал и враждебен. Даже ее отвержение это только отсрочка, даже ее наказание – милость. Но сострадание не может затмить ее мудрость или изменить установленный курс ее действий; поскольку Истина вещей - ее единственная забота, знание – центр ее могущества, а ее миссия и труд это построение нашей души и нашей природы в божественную Истину.

 

 

МАХАКАЛИ иной природы. Не широта, а высь, не мудрость но сила и мощь - присущие ей могущества. В ней - всеподавляющая интенсивность, могучая страсть силы реализации, божественное неистовство натиска, сокрушающее любое ограничение и препятствие. Вся ее божественность вырывается в великолепии бушующего действия; она там - стремительность, мгновенная эффективность процесса, быстрый и прямой удар, лобовая атака, сметающая все перед собой.

Ужасен ее лик для Асура, грозен и безжалостен ее настрой против ненавистников Божественного; поскольку она Воин Миров, никогда не уклоняющийся от битвы. Нетерпимая к несовершенству, она грубо обходится со всем противящимся в человеке и сурова ко всему упрямо-невежественному и темному в нем; ее страшный гнев немедленно обращается против предательства, лжи и злобности, а злая воля тотчас поражается ее карающим бичом.

Не переносит она безразличие,  небрежность и лень в божественной работе и, если надо, ударяет острой болью для пробуждения не ко времени спящего и бездельника. Импульсы быстрые, прямые и открытые, движения неограничиваемые и абсолютные, устремленность восходящим пламенем – это действия Махакали.

Ее дух неукротим, ее видение и воля высоки и далеко-достигающие подобно полету орла, стремительны ее шаги на восходящем пути, ее руки распростерты чтобы поражать и помогать. Но она также Мать и ее любовь настолько же интенсивна насколько и ее гнев, и у нее глубокая и пылкая доброта. Когда дозволено ей вмешаться со своей силой, в один момент сокрушаются, словно эфемерные, сковывающие препятствия или враги, атакующие ищущего.

Если ее гнев ужасен для враждебных, а интенсивность давления болезненна для слабых и пугливых, то любима она и почитаема великими, сильными и благородными; поскольку они чувствуют, что под ее ударами все мятежное в их природе переплавляется в силу и совершенную истину, перековывается в правильность все извращенное и порочное, и изгоняется все нечистое и дефектное.

На что могут уйти века - с нею делается за день; без нее Ананда могла бы быть широкой и величавой или же мягкой, сладкой и прекрасной, но потеряла бы пылающую радость ее предельной абсолютной интенсивности. Знанию она дает всепобеждающую мощь, в красоту и гармонию она привносит движение устремленности восхождения к вершинам, медленному и тяжелому труду совершенствования придает импульс, многократно умножающий мощь и сокращающий долгий путь. Ничто не может удовлетворить ее, что не достигает высочайшего экстаза, предельных высот, самых благородных целей, самых крупномасштабных перспектив. Поэтому с ней победоносная сила Божественного, и это милостью ее огня, страсти и стремительности великое достижение может осуществиться скорее сейчас, нежели в будущем.

 

 

 

Мудрость и Сила не единственные проявления высочайшей Матери; есть неуловимая мистерия ее природы, без которой Мудрость и Сила не были бы завершенными, а совершенство - безупречным. Над ними – чудо вечной красоты, непостижимая тайна божественной гармонии, захватывающая магия неотразимого вселенского обаяния и привлекательности, что притягивает вещи, силы и существа друг к другу и удерживает их вместе,  вынуждает их встречаться и объединяться, чтобы сокрытая Ананда могла играть из-за вуали и создавать свои ритмы и образы.

Это могущество МАХАЛАКШМИ, и нет аспекта Божественной Шакти более притягательного для сердца воплощенных существ. Махешвари может представать слишком спокойной, величественной и далекой, чтобы малость земной природы могла приблизиться к ней или вместить ее; Махакали - слишком стремительной и грозной, чтобы та могла вынести ее в своей слабости; но с радостью и жаждой все обращаются к Махалакшми.

Источает она чары опьяняющей сладости Божественного, и быть рядом с ней -глубочайшее счастье, а ощущать ее в сердце значит превратить существование в восторг и чудо; милость, очарование и нежность истекают из нее как свет из солнца, и там где она останавливает свой удивительный взор или оброняет прелесть своей улыбки, душа захватывается, пленяется и погружается в глубины неизмеримого блаженства. Магнетично касание ее рук, а ее таинственное и утонченное излучение облагораживает разум, жизнь и тело; где ставит она ноги свои, там текут чудесные потоки упоительной Ананды.

Однако нелегко соответствовать требованиям этого очаровательного Могущества или хранить его присутствие. Гармония и красота разума и души, гармония и красота мыслей и чувств, гармония и красота в каждом внешнем действии и движении, гармония и красота жизни и всего окружающего, - вот требования Махалакшми. Там где есть близость ритмам тайного мирового блаженства, отклик на зов Вездесущей Красоты, согласие и единство, радостный поток множества жизней, обращенных к Божественному – в такой атмосфере она согласна пребывать.

Но все уродливое, подлое и низменное, все жалкое, грязное и убогое, все жестокое и грубое -  препятствует ее приходу. Она не придет туда, где нет любви и красоты или их появлению сопротивляются; оттуда, где они смешиваются с низменными вещами и уродуются ими, она тотчас уходит, не желая рассыпать там свои сокровища. Если она обнаруживает себя в человеческом сердце, окруженной эгоизмом, ненавистью, ревностью, злобой, завистью и соперничеством, если предательство, жадность и неблагодарность смешаны в священной чаше, если преданность деградирует под грубостью страстей и неочищенных желаний, - в таких сердцах не будет оставаться милостивая и прекрасная Богиня. Божественное отвращение охватывает ее и она удаляется, поскольку она не та, кто настаивает или борется; или, скрывая свой лик, ждет пока это горькое и ядовитое дьявольское вещество не будет отвергнуто и исчезнет - до того, как она сможет восстановить свое счастливое влияние. Ей не нравятся ни аскетическая сухость и суровость, ни подавление глубоких эмоций сердца или жесткое ограничение прекрасного в жизни и душе.

Именно через любовь и красоту возлагает она на людей бремя Божественного. В ее высочайших творениях жизнь превращается в роскошную работу небесного искусства, а все существование в поэму священного восторга; богатства мира сводятся воедино и согласуются с высочайшей необходимостью, и даже простейшие и обычные вещи становятся прекрасными благодаря ее интуиции единства и дыханию ее духа.

Допущенная в сердце, она возносит мудрость к высочайшим вершинам чуда и открывает ему мистические тайны экстаза, превосходящие всякое знание, преданность соединяет с пылкой привлекательностью Божественного, мощь и силу обучает ритмам, придающих их действиям гармонию и соразмерность, а совершенство наполняет своим очарованием, дабы было оно вечным.

 

 

 

МАХАСАРАСВАТИ - Материнское Могущество Работы, ее дух совершенства и порядка. Самая юная из Четырех, она наиболее искусна в способности исполнения и ближе всего к физической Природе. Махешвари устанавливает крупномасштабные направления мировых сил, Махакали управляет их энергией и импульсами, Махалакшми раскрывает их ритмы и соразмерности, а Махасарасвати осуществляет руководство и контроль над деталями их организации и исполнения, соотношениями частей, эффективными комбинациями сил, безошибочной точностью результата и исполнения.

Наука, ремесло и технические методы в компетенции Махасарасвати. Она обладает в своей природе сокровенным и точным знанием, искусностью и терпением, правильностью интуитивного разума, сознательностью рук и взглядом точного распознавания совершенного работника, и может передать их тому, кого сама выберет. Это Могущество есть сильный, неутомимый, старательный и эффективный строитель, организатор, администратор, техник, ремесленник и классификатор миров.

            Когда она берется за трансформирование и созидание новой природы, ее трудоемкие и предельно подробные действия часто кажутся нашему нетерпению медленными и бесконечными, однако это есть упорность, интегральность и безупречность. Ибо воля в ее работах скрупулезна, неусыпна, неутомима; склонившись над нами, она обращает внимание на каждую мелкую деталь и занимается ею, ежеминутно находя дефекты, пробелы, искажения или незавершенности, рассматривает и тщательно взвешивает все, что сделано, и все, что осталось сделать в дальнейшем.

Для ее внимания нет ничего слишком мелкого или незначительного; ничто не может ускользнуть от нее, каким бы неуловимым, замаскированным или скрытым оно не было. Создавая и переделывая, она трудится над каждой частью до тех пор, пока та не достигнет своей истинной формы, займет свое надлежащее место в общем целом и будет выполнять свое точное предназначение. В своем  постоянном и старательном обустройстве и переустройстве вещей ее взгляд схватывает сразу все потребности и способ их удовлетворения; а ее интуиция знает, что выбрать, а что отвергнуть, успешно определяет правильный инструмент, точное время, подходящие условия и верный способ.

Отвратительны ей небрежность, неряшливость и праздность; всякая халтура, наспех выполняемая работа или ее имитация, всякая топорность и всякое «почти», все плохо работающее, любое неправильное использование или дурное обращение с инструментами и способностями, оставление работы недоделанной или наполовину сделанной – все это противно и чуждо ее характеру. Когда ее работа завершена, ничто не забыто, все на своем месте, ни одна часть не пропущена и не оставлена неисправной; все надежно, аккуратно, законченно, достойно восхищения. Ничего, кроме идеального совершенства не удовлетворяет ее, и она готова смело встретить вечность тяжелого труда, если это необходимо для полноты ее творений.

Поэтому из всех могуществ Матери она самая долготерпеливая к человеку с его тысячами несовершенств. Доброжелательная, улыбчивая, близкая и помогающая, непросто заставить ее уйти или обескуражить, настойчивая даже после повторяющихся неудач, ее руки поддерживают нас на каждом шагу при условии, что мы едины в своей воле, целеустремленности и искренности; не потерпит она двуличности разума, и ее разоблачающая ирония беспощадна к драме, театральности, самообману и притворству.

В нашей нужде она мать; друг в наших трудностях; настойчивый и спокойный советчик и наставник; своей лучезарной улыбкой она отгоняет тучи уныния, раздражительности и депрессии; постоянно напоминая, что помощь всегда рядом и указывая на вечное солнце, она тверда, спокойна и настойчива в глубоком и непрерывном побуждении нас, ведущем по направлению к интегральности высшей природы. Вся работа других Могуществ опирается на нее для их завершенности; поскольку она обеспечивает материальную основу, разрабатывает материал деталей, возводит и укрепляет защиту строения.

 

*

 

Есть и другие великие Персональности Божественной Матери, но им было сложнее низойти и прямо проявиться чтобы быть известными в эволюции земного духа. Среди них есть Присутствия, необходимые для супраментальной реализации, - и, более всего, это ее Персональность таинственного и мощного экстаза и Ананды, истекающей из высочайшей божественной Любви, Ананды, которая единственная может исцелить и заполнить пропасть между высочайшими вершинами супраментального духа и глубочайшими безднами Материи, Ананды, которая владеет ключом к чудесной божественной Жизни и даже сейчас тайно поддерживает работу остальных Могуществ вселенной.

 

Но ограниченная, эгоистическая и темная человеческая природа неспособна воспринимать эти великие Присутствия или поддерживать их могучую деятельность. Только когда те Четыре установят свою гармонию и свободу движений в трансформированных разуме, жизни и теле, смогут другие менее известные Могущества проявиться в земном движении, и супраментальное действие станет возможным. Когда все ее Персональности соберутся в ней, проявятся, и их обособленная работа повернется к гармоничному единству, и они поднимутся в ней к супраментальным божественностям, тогда Мать откроется как супраментальная Махашакти и принесет свои льющиеся светоносные трансцендентальности из небес невыразимых. Тогда человеческая природа сможет измениться в динамическую божественность, поскольку будут выстроены все основные базовые линии супраментального сознания-Истины и силы-Истины, и арфа жизни готова для ритмов Вечности.

 

Если вы желаете этой трансформации, отдайте себя в руки Матери и ее Могуществ без придирок и сопротивления, и позвольте ей свободно делать свою работу в вас. Три вещи должны быть у вас: сознательность, пластичность и безусловная самоотдача. Вы должны быть сознательны в своем разуме, душе, сердце, жизни и даже клетках вашего тела, осознавать Мать и ее Могущества и их работу; при том что она может делать и делает работу в вас, даже когда вы во тьме, в своих несознательных частях и состояниях, но это совсем не то же самое, когда вы в сознательном и живом общении с ней.

Вся ваша природа должна быть пластичной под ее прикасанием, - не ставящей все под сомнение, как это делает самоуверенный невежественный разум, который спрашивает, сомневается, спорит и сам себе враг собственного просвещения и изменения; - не настаивающей на своих собственных движениях, как витал в людях, который настаивает на своем и постоянно противостоит своими упрямыми желаниями и злой волей каждому божественному влиянию; - не препятствующей и погрязшей в неспособности, инерции и тамасе, как человеческое физическое сознание, которое препятствует, цепляется за мелкие и темные удовольствия, вопиет против каждого касания, нарушающего его бездушную рутину, его тупую лень и его апатичный сон.

Безусловная самоотдача вашего внутреннего и внешнего существа привнесет эту пластичность во все части вашей природы; постоянное раскрытие нисходящим Мудрости и Свету, Силе, Гармонии и Красоте, Совершенству -  пробудит сознание в каждой вашей части. Даже тело пробудится и объединится, наконец, своим, уже не сублиминальным сознанием с супраментальной сверхсознательной Силой, ощутит все ее могущества, проникающие сверху и снизу и из пространства вокруг него, и испытает трепет высочайшей Любви и Ананды.

Но будьте бдительны и не пытайтесь судить и оценивать Божественную Мать вашим маленьким земным разумом, любящим представлять каждую вещь, находящуюся за его пределами, в своих собственных нормах и стандартах, в своих ограниченных суждениях и ошибочных впечатлениях, со своим бездонным агрессивным невежеством и мелким самоуверенным знанием. Человеческий разум, запертый в тюрьму своего полумрака, не способен уследить за многогранной свободой действий Божественной Матери. Быстрота и сложность ее видения и действия ускользают от его сбивчивого понимания; масштаб ее движения вне его измерений.

Сбиваемый с толку быстрой сменой множества различных ее персональностей, созданием и разрушением ею ритмов, ее ускорениями и замедлениями, тем как по-разному решает она одни и те же проблемы для одного и для другого, тем как взявшись за одно, она оставляет его, принимаясь за иное, а затем объединяет и то и другое вместе, - не распознаѐт он путей Высочайшего Могущества, когда оно кружит в лабиринте Неведения и, широко-захватывая, восходит через него к высочайшему Свету.

Откройтесь лучше ей вашей душой, будьте счастливы ощущать ее своей психической природой и видеть ее психическим зрением, - единственным, что верно распознаѐт Истину. Тогда Мать сама просветлит психическими элементами вашей же психической природы ваши разум, сердце, жизнь, физическое сознание, и откроет им свои пути и свою природу.

Избегайте также заблуждений разума в его невежественных требованиях к Божественному Могуществу всегда действовать в соответствии с нашими незрелыми поверхностными представлениями о всеведении и всемогуществе. Поскольку наш разум на каждом шагу шумно требует впечатлиться сверъестественным могуществом, легким успехом и ослепительным великолепием; иначе он не поверит, что там – Божественное. Мать имеет дело с Неведением на полях самого Неведения; она низошла туда, а не только пребывает свыше.

Частично она скрывает свое знание и свое могущество, частично раскрывает; часто утаивает их от своих инструментов и персональностей, следующих путем ищущего разума, устремленного психического, борющегося витала, путем лишенной свободы и страдающей физической природы, - для того, чтобы она могла трансформировать их. Есть условия, наложенные высочайшей Волей, есть множество запутанных узлов, которые должны быть развязаны, но не разрублены.

Асур и Ракшас, удерживающие эту эволюционирующую земную природу, должны быть встречены и побеждены на их собственных условиях, в их собственных издавна захваченных ими владениях и областях; человеческое в нас, что должно быть подготовлено и подведено к тому, чтобы выйти за пределы своих границ, - слишком слабо и замутнено, чтобы стремительно подняться к форме, намного его превосходящей. Божественное Сознание и Сила – здесь и каждый момент делают все, что необходимо для работы, всегда предпринимают шаг, что предназначен, и посреди несовершенства формируют грядущее совершенство.

Но только когда сверхразум низойдет в вас, сможет она работать непосредственно с супраментальной природой как супраментальная Шакти. Если вы следуете за своим разумом, то не распознаете Мать, даже если она проявится перед вами. Следуйте за своей душой, а не за разумом, за своей душой, отвечающей Истине, не за своим разумом, хватающимся за внешнее; доверяйте Божественному Могуществу и Мать высвободит богоподобные элементы в вас и сформирует все в выражение Божественной Природы.

 

Супраментальное изменение предопределено и неизбежно в эволюции земного сознания; восхождение не закончено и разум - не последняя вершина. Но для того, чтобы это изменение могло осуществиться, обрести форму и сохраниться, необходим призыв снизу с волей принимать а не отвергать Свет, когда тот приходит, и необходима санкция Высочайшего свыше.

Сила, связывающая санкцию и призыв есть присутствие и сила Божественной Матери. Сила Матери, а не какие-либо человеческие усилия или тапасья, единственно может расколоть отделяющую крышку, сорвать покров, придать форму сосуду, принести вниз в этот мир тьмы, лжи, смерти и страданий Истину, Свет, Жизнь божественную и Ананду бессмертия.

 

 

 

Шри Ауробиндо

 

1927 г.

 


Web-Server for Integral Yoga on http://integral-yoga.narod.ru/

2012 май 28 пн