-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 0-03

Три уровня Жизни

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 20-30)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Введение. Условия Синтеза

Глава III. Три уровня Жизни

0-03-01. Таким образом, Природа — это эволюция или идущее вперёд самопроявление вечного и тайного существования, с тремя последовательными формами …

0-03-02. Потому что человек, лидер земной Природы, единственное создание, в котором возможна её полная эволюция, рождается троекратно.

0-03-03. Так как это и есть замысел божественной Энергии в человечестве , то весь метод и цель нашего существования должны работать …

0-03-04. В обычной Природе каждая из форм …

0-03-05. Характерная энергия телесной Жизни заключена не столько в развитии, сколько в непрерывности, не столько в индивидуальном расширении себя, сколько в самоповторении.

0-03-06. Характерной энергией чистого Ума является изменение.

0-03-07. Характерным законом Духа является самосуществующее совершенство и неизменная бесконечность.

0-03-08. В каждой из этих форм Природа действует как индивидуально, так и коллективно.

0-03-09. Из этого следует, что целью материальной жизни должно быть прежде всего осуществление витальной цели Природы.

0-03-10. Но в результате этой практичности такие люди и их жизнь приговорены быть ограниченными, иррационально консервативными и приземлёнными.

0-03-11. И всё же он способен принять ровно столько духовности, сколько было навязано его привычным идеям великими религиозными вспышками прошлого.

0-03-12. Тем не менее, материального человека и его жизнь можно сделать умеренно прогрессивными, наложив на материальный ум обычай прогресса …

0-03-13. Также можно дать материальному человеку и его жизни умеренную духовность, приучив его видеть в религиозном духе все стороны жизни и все её привычные дела.

0-03-14. Ментальная жизнь концентрируется на эстетической, этической и интеллектуальной деятельности.

0-03-14c. *) Кто пребывает во Сне …

0-03-15. Когда пропасть между реальной жизнью и темпераментом мыслителя слишком велика …

0-03-16. Но это уединение оправдано только особой, специфической деятельностью.

0-03-17. Однако, такое соединение с жизнью может быть преследуемо ради целей индивидуального ума, с полным безразличием …

0-03-18. Более высокое явление, духовное существование, сосредоточено на том, что вечно. Но это не значит, что оно внутренне стоит в стороне от временного.

0-03-18c. *) Единый, в котором сконцентрирована сознательная мысль …

0-03-19. Но если даже ментальной жизни часто трудно приспособиться к грубо сопротивляющейся материальной деятельности, то насколько труднее это должно быть для духовного существования …

0-03-20. Однако, действие в мире столь высокого могущества как духовная сила не может быть ограничена лишь этим.

0-03-21. Но духовная жизнь, как и ментальная, может использовать это внешнее существование на благо индивидуальности с совершенным безразличием …

0-03-22. Однако, если Прогресс тоже одно из главных условий существования мира …

0-03-23. В Индии, в течение последней тысячи лет и больше, духовная и материальная жизнь сосуществовали бок о бок, исключая при этом развитие прогрессивного ума.

0-03-24. Школы Индийской Йоги сами по себе склонны к компромиссу.

0-03-25. Польза компромисса в реальном на тот момент состоянии мира не может подвергаться сомнению.

0-03-26. Мы должны ещё раз уяснить, что индивидуальность существует не только сама в себе …

0-03-27. Таким образом, от конкретного взгляда на человеческую жизнь в её трёхуровневом потенциале …

0-03-28. Дух — венец всеобщего существования. Материя — его основа. Ум — связующее звено между ними.

0-03-29. Однако то, что Природа имеет своей целью для масс в процессе медленной эволюции, Йога осуществляет для индивидуальности путём быстрой революции.

0-03-30. Но в конечном счёте их цель едина.

0-03-30c. *) Сатья означает Истина; Крита — завершенный, реализованный

0-03-31. Для человека это — узнать её смысл, больше не искажая, не извращая и не пороча всемирную Мать …

 

 

Введение. Условия Синтеза

Глава III. Три уровня Жизни

0-03-01. Таким образом, Природа — это эволюция или идущее вперёд самопроявление вечного и тайного существования, с тремя последовательными формами …

Таким образом, Природа — это эволюция или идущее вперёд самопроявление вечного и тайного существования, с тремя последовательными формами в виде трёх ступеней её восхождения.

И мы считаем условием всей нашей деятельности эти три взаимно независимые возможности — жизнь в теле, ментальное существование и завуалированное духовное существование, которое в инволюции — причина двух других, а в эволюции — их результат.

Сохранение и совершенствование физического, реализация ментального — вот цель Природы, которая должна стать и нашей для того, чтобы раскрыть в доведённом до совершенства теле и уме трансцендентные действия Духа.

Поскольку ментальная жизнь не отбрасывает телесную, а трудится ради её возвышения и лучшего использования, то и духовная должна не отталкивать, а преобразовывать нашу интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую и витальную деятельность.

0-03-02. Потому что человек, лидер земной Природы, единственное создание, в котором возможна её полная эволюция, рождается троекратно.

Потому что человек, лидер земной Природы, единственное создание, в котором возможна её полная эволюция, рождается троекратно.

Ему даётся жизненная оболочка, в которой тело — носитель, а жизнь — динамическое средство для божественного проявления.

Далее, его активность сосредотачивается в развивающемся уме, у которого цель — как совершенствование себя, так и совершенствование того сосуда, в котором оно обитает, и жизненных инструментов, которые оно использует. И у которого есть способность пробудиться через постепенно растущую самореализацию к своей собственной истинной природе как форме Духа.

И тогда он достигает кульминации в том, чем он всегда на самом деле являлся. Он становится озарённым и полным блаженства духом, готовым, наконец, освещать жизнь и ум своими раскрывшимися великолепиями.

0-03-03. Так как это и есть замысел божественной Энергии в человечестве , то весь метод и цель нашего существования должны работать …

Так как это и есть замысел божественной Энергии в человечестве, то весь метод и цель нашего существования должны работать через взаимодействие этих трёх элементов в нашем существе.

В качестве результата их разделённой композиции в Природе, человек оказывается перед выбором между тремя видами жизни: обычным материальным существованием, жизнью активного ума и развития ума, и неизменным духовным блаженством.

Однако, он может, в процессе развития, сочетать эти три формы, разрешить их противоречия в гармоничном ритме, и таким образом обожествить себя, превратиться в совершенного Человека.

0-03-04. В обычной Природе каждая из форм …

В обычной Природе каждая из форм имеет свой характер и ведущий импульс.

0-03-05. Характерная энергия телесной Жизни заключена не столько в развитии, сколько в непрерывности, не столько в индивидуальном расширении себя, сколько в самоповторении.

Характерная энергия телесной Жизни заключена не столько в развитии, сколько в непрерывности, не столько в индивидуальном расширении себя, сколько в самоповторении.

Действительно, в физической Природе существует развитие от типа к типу, от растения к животному, от животного к человеку. Потому что даже в неживой Материи работает Ум.

Если же некий тип уже выделен физически, то кажется, что главная непосредственная забота земной Матери — это сохранение его существования через непрерывное воспроизводство.

Потому что Жизнь всегда ищет бессмертия. Но поскольку индивидуальная форма не вечна и лишь идея формы постоянна в создающем космос сознании, — так как в нём она не исчезает, — такое непрерывное воспроизведение и есть единственно возможное материальное бессмертие.

В таком случае, самосохранение, самоповторение, самоумножение неизбежно будут основными инстинктами всего материального существования.

0-03-06. Характерной энергией чистого Ума является изменение.

Характерной энергией чистого Ума является изменение.

И чем больше он требует восхождения и организации, тем больше этот закон Ума принимает аспекты непрерывного расширения, совершенствования и лучшей организации своих результатов, непрерывного перехода от меньшего и простого к большему и более сложному совершенству.

Потому что Ум, в отличие от телесной жизни, бесконечен в своей области, эластичен в своём расширении, легко меняется в своих формах.

Поэтому изменение, саморасширение и самосовершенство — его собственные инстинкты. Его вера — возможность совершенствования, его девиз — прогресс.

0-03-07. Характерным законом Духа является самосуществующее совершенство и неизменная бесконечность.

Характерным законом Духа является самосуществующее совершенство и неизменная бесконечность.

Он всегда и по праву обладает бессмертием, которое является целью Жизни, и совершенством, которое является целью Ума.

Достижение вечного и реализация того, что одинаково во всех вещах и за пределами всех вещей, равно погружено в блаженство во вселенной и за её пределами, нетронуто несовершенством и ограничениями форм и действий, в которых он пребывает — это слава духовной жизни.

0-03-08. В каждой из этих форм Природа действует как индивидуально, так и коллективно.

В каждой из этих форм Природа действует как индивидуально, так и коллективно. Потому что Вечное утверждает Себя как в единичной форме, так же и в групповом существовании, независимо от того, что это — семья, клан, нация, или группировки, зависящие от менее физических принципов, или высшая группа, наше коллективное человечество.

Человек также может стремиться к своему собственному благу в любой или сразу во всех этих сферах деятельности, или отождествить себя в них с сообществом и жить ради него, или, находясь на пути к истинному восприятию этого сложного космоса, гармонизировать индивидуальную реализацию с коллективной целью.

Поэтому правильное отношение души с Всевышним, пока она пребывает во вселенной — не эгоистически утвердить своё отдельное бытие и не стереть себя в Неопределимом, а реализовать своё единство с Божественным и с миром, и объединить их в индивидуальном.

И тогда правильным отношением индивидуального с коллективным будет не эгоистично стремиться к своему материальному или ментальному прогрессу, или к духовному спасению, не обращая внимания на окружающих, не подавлять и не уродовать ради блага сообщества собственное развитие, а соединить в себе все самые лучшие и совершенные возможности, и излить их при помощи мысли, действия и всех других средств на своё окружение, чтобы вся раса смогла приблизиться к тому, чего уже достигли её величайшие представители.

0-03-09. Из этого следует, что целью материальной жизни должно быть прежде всего осуществление витальной цели Природы.

Из этого следует, что целью материальной жизни должно быть прежде всего осуществление витальной цели Природы.

Основная цель материального человека — жить, пройти путь от рождения до смерти с наибольшим комфортом или удовольствием, какие возможны на этом пути, но в первую очередь — жить.

Он может подчинить эту цель, но только другим инстинктам физической Природы — воспроизведению индивидуальности и сохранению типа в семье, классе или сообществе.

Собственное "я", семейная, домашняя жизнь, принятый порядок и обычаи общества и нации — вот составляющие материального существования. Его колоссальное значение в системе Природы самоочевидно. И соразмерно этому огромно значение типа человека, который его представляет. Он убеждает её в надёжности структуры, которую она создала, и в упорядоченном продолжении и сохранении достигнутых ею результатов.

0-03-10. Но в результате этой практичности такие люди и их жизнь приговорены быть ограниченными, иррационально консервативными и приземлёнными.

Однако, в результате этой практичности, такие люди и их жизнь приговорены быть ограниченными, иррационально консервативными и приземлёнными. Общепринятая рутина жизни, общепринятые установления, унаследованные или привычные формы мышления — всё это их воздух насущный.

Они принимают и ревностно защищают перемены, вызванные прогрессивным умом в прошлом, но с равным усердием сражаются против перемен, происходящих в настоящем. Потому что для материального человека живой прогрессивный мыслитель — это идеалист, мечтатель или безумец.

Древние Семиты, которые избивали камнями живых пророков и превозносили их память после их смерти, были ярким воплощением этого инстинктивного и неразумного принципа в Природе.

В древнеиндийском разделении на тех, кто родился один раз и на дважды рождённых, именно к этому материальному человеку применимо первое из этих двух описаний.

Он осуществляет низшую деятельность Природы. Он утверждает и укрепляет основу для её высших дел. Но он — не тот, для кого с лёгкостью раскрывается слава её второго рождения.

0-03-11. И всё же он способен принять ровно столько духовности, сколько было навязано его привычным идеям великими религиозными вспышками прошлого.

И всё же он способен принять ровно столько духовности, сколько было навязано его привычным идеям великими религиозными вспышками прошлого. И он оставляет в своей схеме общества место, почётное, хотя не всегда действенное, для жреца или учёного теолога, которому было бы доверено снабжать его обычной и безопасной духовной пищей.

Но для человека, который бы утвердил для себя свободу духовного опыта и духовной жизни, он предписывает, если вообще его принимает, не мантию жреца, а одеяние Саньясина.

Пусть он познаёт свою опасную свободу вне общества. Таким образом, он служит скорее, как человеческий молниеотвод, принимающий электричество Духа и отводящий его от социальной постройки.

0-03-12. Тем не менее, материального человека и его жизнь можно сделать умеренно прогрессивными, наложив на материальный ум обычай прогресса …

Тем не менее, материального человека и его жизнь можно сделать умеренно прогрессивными, наложив на материальный ум обычай прогресса, привычки к сознательному изменению, закреплённой идеи развития как закона жизни.

Создание такими средствами прогрессивных обществ в Европе это один из величайших триумфов Ума над Материей.

Однако физическая Природа не остаётся в долгу. Прогресс стремится ко всё большему огрублению и становится всё более внешним. А его попытки достичь более высокого или быстрого движения вызывают сильное утомление, быстрое истощение, ужасные отступления.

0-03-13. Также можно дать материальному человеку и его жизни умеренную духовность, приучив его видеть в религиозном духе все стороны жизни и все её привычные дела.

Также можно дать материальному человеку и его жизни умеренную духовность, приучив его видеть в религиозном духе все стороны жизни и все её привычные дела.

Создание подобных одухотворённых сообществ на Востоке явилось одним из величайших триумфов Духа над Материей.

Но всё же и здесь присутствует дефект, так как это часто приводит лишь к созданию религиозного темперамента, самой внешней формы духовности.

Его высшие проявления, даже самые великолепные и могучие, либо просто увеличивают количество душ, вырванных из социальной жизни, и таким образом её обескровливают, или тревожат общество в течении некоторого времени в результате разового и мгновенного восхождения.

Истина в том, что ни ментальное усилие, ни духовный порыв, взятые по отдельности, недостаточны для победы над величайшим сопротивлением материальной Природы.

Она требует их союза в неком достигшем полноты усилии, прежде чем она претерпит полное изменение в человечестве. Но, обычно, эти два великих посредника не склонны идти на необходимые уступки друг другу.

0-03-14. Ментальная жизнь концентрируется на эстетической, этической и интеллектуальной деятельности.

Ментальная жизнь концентрируется на эстетической, этической и интеллектуальной деятельности. Истинная суть ментальности идеалистична и находится в поисках совершенства.

Тонкое внутреннее "я", сверкающий Атман*), всегда мечтатель. Мечта о совершенной красоте, совершенном поведении, совершенной Истине, либо ищущая новые формы Вечного, либо оживляющая старые, есть сама душа чистой ментальности.

Но она не знает, как справиться с сопротивлением Материи. В этом она встречает трудности и неэффективна. Она действует через путанные эксперименты, и вынуждена либо выйти из борьбы, либо подчиниться унылой действительности.

Или же, изучая материальную жизнь и принимая условия борьбы, она может добиться успеха, но лишь временно навязывая некие искусственные системы, которые бесконечная Природа либо сокрушит и отбросит, либо обезобразит до неузнаваемости или, лишив поддержки, оставит в виде мёртвого идеала.

Немногочисленными и редкими были те реализации мечтателя в Человеке, которые мир от него воспринял с радостью, на которые он оглядывается с доброй памятью и стремится сохранить каждый их элемент.

0-03-14c. *) Кто пребывает во Сне …

*) Кто пребывает во Сне, внутренне сознателен, наслаждается абстракциями, Сверкающий. Мандукья Упанишада, 4 (Прим. Шри Ауробиндо)

0-03-15. Когда пропасть между реальной жизнью и темпераментом мыслителя слишком велика …

Когда пропасть между реальной жизнью и темпераментом мыслителя слишком велика, мы видим в результате своего рода отстранение Ума от жизни для того, чтобы действовать с большей свободой в своей собственной сфере.

Поэт, живущий среди своих сверкающих видений, художник, погружённый в своё искусство, философ, осмысливающий проблемы интеллекта в своем уединённом кабинете, учёный, богослов, заботящийся лишь о своих исследованиях и экспериментах, часто появлялись в прошлом, и даже сейчас нередко являются Саньясинами интеллекта. Вся история человечества ведёт счёт той работе, что они сделали для него.

0-03-16. Но это уединение оправдано только особой, специфической деятельностью.

Но это уединение оправдано только особой, специфической деятельностью.

Ум обретает свою полную силу и действие, лишь когда бросает себя в жизнь и принимает равно как её возможности, так и её сопротивление в виде средств великого самосовершенствования.

В борьбе с трудностями материального мира прочно формируется этическое развитие индивидуальности, проходятся великие школы поведения. Во взаимодействии с фактами жизни Искусство обретает жизненность, Мысль утверждает свои абстракции, обобщения философа опираются на твёрдый фундамент науки и опыта.

0-03-17. Однако, такое соединение с жизнью может быть преследуемо ради целей индивидуального ума, с полным безразличием …

Однако, такое соединение с жизнью может быть преследуемо ради целей индивидуального ума, с полным безразличием к формам материального существования или к поднятию всей расы.

Ярче всего это безразличие проявляется в Эпикурейском учении и не совсем отсутствует у Стоиков. Даже альтруизм сострадает чаще ради себя, нежели ради мира, которому оказывает помощь. Но и это — ограниченная реализация.

Прогрессивный ум проявляется в его высшем благородстве, когда он стремится поднять всю расу на свой уровень.

Либо, когда он сеет вокруг образ своей мысли и свершения.

Либо, когда он преобразует материальную жизнь расы в новые формы — религиозные, интеллектуальные, социальные или политические — нацеленные на то, чтобы как можно ближе и точнее передать этот идеал истины, красоты, справедливости, праведности — всё то, чем освещена собственная душа данного человека.

Неудача в этой области — значит очень мало, потому что даже сама попытка динамична и созидательна. Борьба Ума за поднятие жизни является обещанием и условием завоевания жизни тем, что выше Ума.

0-03-18. Более высокое явление, духовное существование, сосредоточено на том, что вечно. Но это не значит, что оно внутренне стоит в стороне от временного.

Более высокое явление, духовное существование, сосредоточено на том, что вечно. Но это не значит, что оно внутренне стоит в стороне от временного.

Для духовного человека мечта ума о совершенной красоте реализуется в вечной любви, красоте и наслаждении, которые не зависят ни от чего и постоянны за всеми объективными проявлениями.

Его мечта о совершенной Истине — в высшей, самосуществующей, самопроявленной и вечной Реальности, которая никогда не меняется но всё объясняет, и которая — секрет всех отклонений и цель всего развития.

Его мечта о совершенном действии — во всемогущем и самоуправляющем Законе, который всегда присущ всему на свете и переводит себя здесь в ритм миров.

То, что выступает мимолётным видением или непрерывным усилием творчества в сверкающем Высшем "Я" — это вечно существующая Реальность в Высшем "Я", которое знает и которое — наш Господин.*)

0-03-18c. *) Единый, в котором сконцентрирована сознательная мысль …

*) Единый, в котором сконцентрирована сознательная мысль, кто является и всем наслаждением и тем, кто наслаждается, Мудрый... Он — Господь всего, Всезнающий, внутренний Руководитель. Мандукья Упанишада. 5, 6. (Прим. Шри Ауробиндо)

0-03-19. Но если даже ментальной жизни часто трудно приспособиться к грубо сопротивляющейся материальной деятельности, то насколько труднее это должно быть для духовного существования …

Но если даже ментальной жизни часто трудно приспособиться к грубо сопротивляющейся материальной деятельности, то насколько труднее это должно быть для духовного существования — продолжать жить в мире, который оказывается заполнен не Истиной, а постоянной ложью и иллюзиями, не Любовью и Красотой, а круговой стеной из противоречий и уродства, не Законом Истины, но побеждающим эгоизмом и грехом?

Поэтому, духовная жизнь легко склоняется в святом, и в Саньясине, к отходу от материального существования, и отвергает его, либо полностью и физически, либо в духе.

Она видит в этом мире царство зла или невежества, в то время как вечное и божественное — либо далеко на небесах, либо вне мира и жизни. Она отделяет себя от этой нечистоты. Она устанавливает духовную реальность в незапятнанной изоляции.

Этот уход оказывает неоценимую услугу самой материальной жизни, заставляя её уважать и даже склоняться перед тем, что является прямым отрицанием её мелочных идеалов, жалких забот и эгоистического самодовольства.

0-03-20. Однако, действие в мире столь высокого могущества как духовная сила не может быть ограничена лишь этим.

Однако, действие в мире столь высокого могущества как духовная сила не может быть ограничена лишь этим. Духовная жизнь тоже может вернуться к материальной и использовать её в качестве средства для своей ещё более великой полноты.

Отказываясь быть ослеплённой дуальностями, внешними проявлениями, она может во всех проявлениях искать образ одного и того же Господина, одной и той же вечной Истины, Красоты, Любви, Наслаждения.

Ведантическая формула Высшего "Я" во всех вещах, и всех вещей в Высшем "Я", и всех вещей как становлений Высшего "Я" — ключ к этой более богатой и всеобъемлющей Йоге.

0-03-21. Но духовная жизнь, как и ментальная, может использовать это внешнее существование на благо индивидуальности с совершенным безразличием …

Но духовная жизнь, как и ментальная, может использовать это внешнее существование на благо индивидуальности с совершенным безразличием к какому-либо коллективному возвышению того чисто символичного мира, который она использует.

Раз Вечное всегда является одним и тем же во всех вещах и все вещи — одни и те же для Вечного, раз точный вид действия и его результат не имеют значения по сравнению с выработкой в себе одной великой реализации, это духовное безразличие принимает независимо от окружающего мира, независимо от действия, бесстрастно, готовность прекратить свою деятельность, как только его высшая цель будет достигнута. Именно так многие поняли идеал Гиты.

Или же внутренняя любовь и блаженство могут проливать себя на мир добрыми делами, служением, состраданием, внутренней Истиной, дающей знание, но не пытаться таким образом трансформировать мир, который в силу своей чужеродной природы остаётся полем битвы дуальностей, греха и добродетели, истины и лжи, радости и страдания.

0-03-22. Однако, если Прогресс тоже одно из главных условий существования мира …

Однако, если Прогресс тоже одно из главных условий существования мира, а прогрессивное проявление божественного — истинный смысл Природы, то это ограничение тоже не состоятельно.

Для духовной жизни в мире возможно, и это её реальная миссия, преобразовать материальную жизнь в её собственный образ, в образ Божественного.

Поэтому, кроме великих отшельников, которые искали и достигли самоосвобождения, у нас есть великие духовные учителя, что освобождали и других.

И выше их всех, есть великие активные души, которые, чувствуя в себе могущество Духа сильнее всех сил материальной жизни вместе взятых, бросали себя в мир, схватывались с ним в любовной борьбе, и старались вырвать у него согласие на его собственное преобразование.

Обычно усилие концентрируется на ментальной и моральной перемене в человечестве, но оно может расширить себя и до изменения форм нашей жизни и её институтов так, чтобы они тоже могли принять более подходящую форму для вливаний Духа.

Эти попытки были высшими вехами в прогрессивном развитии человеческих идеалов и божественной подготовки расы. Каждая из них, независимо от внешнего результата, оставляла Землю более восприимчивой к Небесам и ускоряла медлительные движения эволюционной Йоги Природы.

0-03-23. В Индии, в течение последней тысячи лет и больше, духовная и материальная жизнь сосуществовали бок о бок, исключая при этом развитие прогрессивного ума.

В Индии, в течение последней тысячи лет и больше, духовная и материальная жизнь сосуществовали бок о бок, исключая при этом развитие прогрессивного ума.

Духовность создала условия для себя и Материи, отрицающие попытку общего прогресса. Она добилась у общества права свободного духовного развития для всех, кто приемлет некий отличительный символ, такой как одеяние Саньясина, признания такой жизни как цели человека и тех, кто ведет её, достойными абсолютного поклонения.

Она добилась вхождения самого общества в такую религиозную форму, что его самые обычные действия должны были сопровождаться формальным напоминанием о духовном символизме жизни и о её высшем предназначении.

С другой стороны, за обществом было признано право инерции и неподвижной самоконсервации. Эта уступка в главном разрушила большую ценность созданных условий.

Вследствие того, что религиозная модель была зафиксирована, формальное напоминание имело склонность превращаться в рутину и терять свой живой смысл.

Непрерывные попытки изменить модель в новых сектах и религиях заканчивались лишь новой рутиной, или модификацией старой. Потому что был изгнан спасающий элемент свободного и активного ума.

Материальная жизнь, привязанная к Невежеству, и бесцельный и бесконечный дуализм, стали тяжёлым и болезненным ярмом, единственным спасением от которого была лишь борьба.

0-03-24. Школы Индийской Йоги сами по себе склонны к компромиссу.

Школы Индийской Йоги сами по себе склонны к компромиссу. Индивидуальное совершенство или освобождение были провозглашены целью, различного рода уединение и отход от обычных дел — условием, отречение от жизни — кульминацией.

Учитель делился своим знанием только с маленьким кругом учеников. Или же, если была попытка более широкого движения, всё равно целью оставалось только освобождение индивидуальной души. Договор с неподвижным обществом по большей части соблюдался.

0-03-25. Польза компромисса в реальном на тот момент состоянии мира не может подвергаться сомнению.

Польза компромисса в реальном на тот момент состоянии мира не может подвергаться сомнению.

Этот компромисс в то время обезопасил в Индии общество, которое склонялось к сохранению и поклонению духовности, отдельную страну, в которой, как в крепости, высший духовный идеал смог себя сохранить в абсолютной чистоте, незамутнённый осадой окружавших его сил.

Но это был компромисс, а не абсолютная победа.

Материальная жизнь утратила божественный импульс к росту, духовность благодаря изоляции сохранила свою высоту и чистоту, но пожертвовала полнотой своей силы и способностью служить миру.

Так, в божественном Провидении страна Йогов и Саньясинов была ввергнута в жёсткий и неизбежный контакт с тем самым элементом, который она отвергла, элементом прогрессивного Ума, с тем чтобы он мог исправить всё, что теперь испытывало в нём необходимость.

0-03-26. Мы должны ещё раз уяснить, что индивидуальность существует не только сама в себе …

Мы должны ещё раз уяснить, что индивидуальность существует не только сама в себе, но и в коллективе, и что индивидуальное совершенство и освобождение не являются всем содержанием намерения Бога в мире.

Свободное использование нашей свободы включает в себя также и освобождение других и всего человечества. Совершенная польза нашего совершенства состоит в том, чтобы осознав в себе символ божественного, воспроизвести его, размножить и сделать его в высшей степени универсальным в других.

0-03-27. Таким образом, от конкретного взгляда на человеческую жизнь в её трёхуровневом потенциале …

Таким образом, от конкретного взгляда на человеческую жизнь в её трёхуровневом потенциале мы пришли к тому же самому заключению, что мы получили из созерцания Природы в обобщении её работы и трёх ступенях её эволюции. И мы начинаем понимать конечную цель нашего синтеза Йоги.

0-03-28. Дух — венец всеобщего существования. Материя — его основа. Ум — связующее звено между ними.

Дух — венец всеобщего существования. Материя — его основа. Ум — связующее звено между ними.

Дух — это то, что вечно. Ум и Материя — его творения.

Дух — это то, что сокрыто и должно быть открыто. Ум и тело — средства, при помощи которых он стремится раскрыть себя.

Дух — это образ Господина Йоги. Ум и тело — средства, которые Он предоставил для воспроизведения этого образа в феноменальном существовании.

Вся Природа — это попытка последовательного открытия скрытой Истины, всё более и более удачное воспроизведение божественного образа.

0-03-29. Однако то, что Природа имеет своей целью для масс в процессе медленной эволюции, Йога осуществляет для индивидуальности путём быстрой революции.

Однако то, что Природа имеет своей целью для масс в процессе медленной эволюции, Йога осуществляет для индивидуальности путём быстрой революции. Она действует через ускорение всех энергий, через возвышение всех свойств Природы.

В то время как Природа развивает духовную жизнь с трудом и постоянно должна откатываться от неё ради её низших реализаций, очищенная сила, концентрированный метод Йоги могут достичь духовной жизни непосредственно и добавить к ней совершенство ума. И даже, если она захочет, добавить совершенство тела.

Природа ищет Божественное в своих символах. Йога выходит за пределы Природы к Господину Природы, за границы вселенной к Трансцендентному, и может вернуться с трансцендентным светом и силой, неся в себе санкцию Всемогущего.

0-03-30. Но в конечном счёте их цель едина.

Но в конечном счёте их цель едина. Распространение Йоги в человечестве должно быть последней победой Природы над её собственными задержками и утаиваниями.

И как сейчас, с помощью прогрессивного разума в Науке она стремится сделать всё человечество готовым для полного развития ментальной жизни, так же, через Йогу она неизбежно будет стремиться подготовить человечество для более высокой эволюции, для второго рождения, для духовного существования.

И так же, как ментальная жизнь использует и совершенствует материальную, так и духовная будет использовать и совершенствовать материальное и ментальное существование как инструменты божественного самовыражения.

Времена, когда это будет завершено и есть легендарные Сатья или Крита Юги*), времена Истины, проявившейся в символе, великой работы, исполненной тогда, когда Природа в человечестве — просветлённом, удовлетворённом и блаженном — достигает кульминации своего устремления.

0-03-30c. *) Сатья означает Истина; Крита — завершенный, реализованный

*) Сатья означает Истина; Крита — завершенный, реализованный. (Прим. Шри Ауробиндо)

0-03-31. Для человека это — узнать её смысл, больше не искажая, не извращая и не пороча всемирную Мать …

Для человека это — узнать её смысл, больше не искажая, не извращая и не пороча всемирную Мать, и, используя её самые сильные способы, всегда стремиться к её высшему идеалу.

 

 

2020 окт 18 вс  — 2020 дек 05 сб — 2022 июнь 13 пн