-

 

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 1-02

Самопосвящение

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 69-88)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава II. Самопосвящение

1-02-01. Вся Йога по своей природе это новое рождение.

1-02-02. Но каким бы путём он ни пришёл, необходимо ещё решение ума и воли и, как результат, полное и действенное самопосвящение.

1-02-03. Если изменение приходит внезапно и решительно благодаря подавляющему всё остальное влиянию, то больше нет какой-либо существенной или продолжительной трудности.

1-02-04. Но не всегда это начинается именно так.

1-02-05. Но если мы хотим максимально воспользоваться возможностью, данной нам в этой жизни …

1-02-06. А поскольку Йога по своей сути — поворот от обычной материальной и животной жизни, которую ведут большинство людей …

1-02-07. Первое, что необходимо — это растворить центральную веру и видение в уме, которые сосредоточены на своём развитии, удовлетворении и интересах …

1-02-08. Трудность этой задачи привела к поиску лёгких и ясных решений.

1-02-09. Но сама цель и концепция интегральной Йоги не даёт нам принять этот простой и энергичный процесс восхождения.

1-02-10. Есть ещё одно направление, в котором обычная практика Йоги приводит к помогающему но сужающему упрощению, которое отвергается садхакой интегральной цели.

1-02-11. Больше всего обескураживает открытие, что каждая наша часть — интеллект, воля, чувственный ум, нервное "я" или "я" желаний, сердце, тело — имеет свою сложную индивидуальность …

1-02-12. В обычных путях Йоги метод, использующийся для взаимодействия с этим нашим конфликтующим материалом прям и прост.

1-02-13. Но для Садхака интегральной Йоги это внутреннее или внешнее одиночество могут быть только случаями или периодами в его духовном прогрессе.

1-02-14. Ищущему интегральной реализации не разрешено произвольно решать даже конфликт его собственных внутренних элементов.

1-02-15. Концентрация действительно представляет собой первое условие любой Йоги …

1-02-16. Но хотя концентрация всего существа на Божественном является характером нашей Йоги, всё же наше существо слишком сложно …

1-02-17. Более высокий ум в человеке — это нечто другое, более возвышенное, чистое, широкое, более сильное, чем рассудок или логический интеллект.

1-02-18. Таким образом, мы должны сначала центрировать наше сознание именно в высшем уме мысли, света и воли, или во внутреннем сердце глубочайшего чувства и эмоции …

1-02-19. Но на чём мы должны концентрироваться, если мы этого ещё не знаем?

1-02-20. Но чем больше и шире движущая идея-сила, стоящая за посвящением, тем лучше для ищущего.

1-02-21. Во всё наше устремление вверх, естественно, сначала войдет низший элемент желания.

1-02-22. Если однажды объект концентрации был захвачен и остаётся захваченным тремя главными инструментами — мыслью, сердцем и волей …

1-02-23. Эта Йога должна начаться с усилия или, по крайней мере, с устойчивого поворота к этой всеобщей концентрации.

1-02-24. И это и есть как раз то, что имеется в виду в конце, когда мы говорим об абсолютном посвящении индивидуальности Божественному.

1-02-25. Здесь есть два движения с переходной стадией между ними, два периода этой Йоги — один относится к процессу сдачи, другой — к его вершине и следствию.

1-02-26. В первом движении самоподготовки, в период личного усилия, метод, который мы должны использовать — это концентрация всего существа на Божественном …

1-02-27. Эти движения, конечно, не всегда или не абсолютно жёстко организованы в такой строгой последовательности.

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава II. Самопосвящение

1-02-01. Вся Йога по своей природе это новое рождение.

Вся Йога по своей природе это новое рождение. Это рождение из обычной, ментализированной материальной жизни человека в более высокое духовное сознание и более великое и божественное существование. Ни одна из Йог не может быть успешно принята и продолжена на практике, пока не появится ощутимое пробуждение к необходимости этой большей духовной жизни.

Душа, которую зовёт к этому глубокому и широкому изменению, может прийти к этой начальной отправной точке самыми разными путями.

Она может прийти к ней через своё собственное естественное развитие, которое подсознательно привело её к пробуждению. Она может достичь её через влияние религии или притяжение философии. Она может приблизиться к нему через постепенное просветление или совершить прыжок благодаря внезапному прикосновению или потрясению.

Её может подтолкнуть или привести к ней давление внешних обстоятельств или внутренняя необходимость, одно единственное слово, ломающее печати ума, или долгие размышления, или далёкий пример того, кто уже прошёл путь, или контакт и ежедневное влияние такого человека.

Призыв приходит сообразно природе и обстоятельствам.

1-02-02. Но каким бы путём он ни пришёл, необходимо ещё решение ума и воли и, как результат, полное и действенное самопосвящение.

Но каким бы путём он ни пришёл, необходимо ещё решение ума и воли и, как результат, полное и действенное самопосвящение. Принятие новой духовной идеи-силы и восходящей направленности в существе, просветление, обращение или преобразование, управляемое волей и стремлением сердца — это моментальное действие, которое как в семени содержит все результаты того, что должна принести Йога.

Просто идея или интеллектуальный поиск чего-то высшего запредельного, не зависимо от того, как крепко бы за них ни держалась заинтересованность ума, остаются неэффективными, если только сердце не приняло это как единственно желанное, и воля как единственное что надо сделать.

Потому что истина Духа должна быть не просто осмыслена, но прожита, а чтобы прожить её требуется объединённая заинтересованность всего существа на одно. Поэтому великая перемена, которая предполагается Йогой, не может быть достигнута действием разделённой воли, или небольшой порцией энергии, или сомневающимся умом.

Тот, кто ищет Божественное, должен посвятить себя Богу и только Богу.

1-02-03. Если изменение приходит внезапно и решительно благодаря подавляющему всё остальное влиянию, то больше нет какой-либо существенной или продолжительной трудности.

Если изменение приходит внезапно и решительно благодаря подавляющему всё остальное влиянию, то больше нет какой-либо существенной или продолжительной трудности. Выбор следует сразу за мыслью, или одновременно с ней, и самопосвящение следует за выбором.

Ноги уже встали на тропу, даже если поначалу они вроде бы ступают неуверенно, даже если сама тропа видна неясно и знание цели несовершенно.

Тайный Учитель, внутренний Руководитель уже принялся за работу, хотя он, возможно, ещё не проявил себя или ещё не появился в личности своего представителя-человека.

И какие бы ни случались трудности и сомнения, они не смогут перевесить силу переживания, повернувшего течение жизни. Призыв, однажды ставший решающим, остаётся. То, что родилось, уже не подавить.

Даже если сила обстоятельств нарушит постепенное преследование цели или полное практическое самопосвящение, ум уже склонился в нужную сторону и продолжает идти, и возвращается с возрастающим усилием к этому главному направлению.

Появляется неотвратимая настойчивость внутреннего существа, и против неё, в конечном итоге, обстоятельства оказываются бессильны, и никакая слабость в природе не сможет надолго оставаться препятствием.

1-02-04. Но не всегда это начинается именно так.

Но не всегда это начинается именно так. Часто садхака ведут постепенно, и бывает большой разрыв между первым поворотом ума и полным согласием природы с тем, к чему он обратился.

Может быть, вначале будет только живой интеллектуальный интерес, ощутимая тяга к идее и некая несовершенная форма практики.

Или, возможно, будет усилие, не поддержанное всей природой, решение или поворот, навязанное влиянием интеллекта или продиктованное личным пристрастием и восхищением кем-либо, кто сам посвящён и предан Высшему.

В таких случаях возможно будет нужен долгий период подготовки, прежде чем придёт необратимое посвящение. А в некоторых случаях оно может и не придти. Возможно некоторое продвижение, значительное усилие, даже большое очищение и множество переживаний, но не те, что главные или высочайшие. Однако, жизнь будет потрачена на подготовку или, если достигнута определенная ступень, ум, толкаемый недостаточной движущей силой, может удовлетворённо успокоиться на границе доступного ему усилия.

Или же возможен даже откат к низшей жизни — что на обычном языке Йоги называется падением с пути. Такое падение случается в результате дефекта в самом центре. Интеллект был заинтересован, сердце привлечено, воля напряглась в усилии, но природа в целом не была пленена Божественным. Она лишь неохотно согласилась с интересом, привлекательностью или усилием. Был проведён эксперимент, возможно даже, энергичный эксперимент, но не полная самоотдача настоятельной потребности души или идеалу, от которого уже нельзя отречься.

Но даже такая несовершенная Йога не бывает напрасной. Потому что ни одно усилие, направленное вверх, не бывает бесполезным. Даже если оно терпит сейчас поражение или приходит лишь к некой подготовительной стадии или предварительной реализации, оно уже определило будущее души.

1-02-05. Но если мы хотим максимально воспользоваться возможностью, данной нам в этой жизни …

Но если мы хотим максимально воспользоваться возможностью, данной нам в этой жизни, если мы хотим адекватно ответить на призыв, который получили и достичь цели, чей проблеск уловили, а не просто чуть-чуть продвинуться в её направлении, то полная самоотдача совершенно необходима.

Секрет успеха в Йоге состоит в том, чтобы воспринимать её не как одну из тех целей жизни, которых мы добиваемся, но как саму жизнь в целом.

 

*

*    *

1-02-06. А поскольку Йога по своей сути — поворот от обычной материальной и животной жизни, которую ведут большинство людей …

А поскольку Йога по своей сути — поворот от обычной материальной и животной жизни, которую ведут большинство людей, или от более ментального, но всё же ограниченного образа жизни, практикуемого немногими, к более великой духовной жизни, к божественному пути, каждая часть наших энергий, отданная низшему существованию, в духе этого существования противоречит нашей цели и нашему самопосвящению.

С другой стороны, каждые энергия или действие, которые мы смогли вывести из приверженности низшему и посвятить служению высшему, это приобретения на нашем пути, настолько большие, насколько много отбирается у сил, противодействующих нашему прогрессу.

Именно трудность такого полного преобразования — источник всех преград на пути Йоги. Потому, что вся наша природа и её окружение, всё наше личное и всё наше вселенское "я" полны привычек и влияний, направленных против нашего нового духовного рождения и работают против полноты и чистосердечности нашего стремления.

В определённом смысле мы не что иное как сложная масса ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями — целая амальгама многих мелких самоповторяющихся сил с несколькими главными вибрациями.

То, что мы намереваемся сделать в нашей Йоге, это не больше, не меньше как разбить всю формацию нашего прошлого и настоящего, которая и воспроизводит обычного материального и ментального человека, и создать новый центр видения и новую вселенную действий в нас самих, которая образует божественное человечество или сверхчеловеческую природу.

1-02-07. Первое, что необходимо — это растворить центральную веру и видение в уме, которые сосредоточены на своём развитии, удовлетворении и интересах …

Первое, что необходимо — это растворить центральную веру и видение в уме, которые сосредоточены на своём развитии, удовлетворении и интересах в старом внешнем порядке вещей.

Совершенно необходимо поменять эту поверхностную ориентацию на более глубокую веру и видение, которые видят только Божественное и ищут только Божественное.

Второе, что нужно сделать — заставить всё наше низшее бытие уважать эту новую веру и более широкое видение. Вся наша природа должна совершить интегральную самоотдачу. Она должна предложить себя в каждой части и в каждом движении тому, что не обновленному духовно чувственному уму кажется намного менее реальным, чем материальный мир и его объекты.

Всё наше существо — душа, ум, чувство, сердце, воля, жизнь, тело — должно посвятить все свои энергии настолько полно и таким образом, чтобы оно стало подходящим сосудом для Божественного.

Это не простая задача, потому что всё в этом мире следует устоявшейся привычке, превратившейся в закон, и сопротивляется радикальному изменению. И ни одно изменение не может быть более радикально, чем революция, предпринимаемая интегральной Йогой.

Всё в нас должно постоянно слышать зов центральной веры, воли и видения.  Каждая мысль и импульс должны напоминать, что, на языке Упанишад звучит так: "Это — божественный Брахман, а не то, чему здесь поклоняются люди".

Каждую витальную жилку необходимо убедить принять полное отречение от всего, что до сих пор представляло её существование.

Ум должен перестать быть умом и стать бриллиантом, сверкающим чем-то, что за его пределами.

Жизнь должна преобразиться в нечто широкое, спокойное, интенсивное и могучее, что более не сможет признавать своё старое, слепое, охваченное страстями, узкое "я" или мелочные порывы и желания.

Даже тело должно подчиниться преобразованию и перестать быть шумливым животным или мешающей кучей плоти, как сейчас, а вместо этого стать сознательным слугой и распространяющим свет инструментом и живой формой духа.

1-02-08. Трудность этой задачи привела к поиску лёгких и ясных решений.

Трудность этой задачи привела к поиску лёгких и ясных решений. Она породила и прочно закрепила тенденцию религий и школ Йоги к отделению жизни в мире от внутренней жизни.

Силы этого мира и их реальные действия, по ощущениям либо не принадлежат Богу вообще, либо, по какой-то неясной и загадочной причине, являются Майей или, хуже того, тёмным противодействием божественной Истине.

А на своей, противоположной стороне, силы Истины и их идеальные действия видятся как принадлежащие к совершенно другому уровню сознания, чем те тёмные, невежественные и извращённые в своих импульсах и энергиях силы, на которых основана жизнь на земле.

Сразу же появляется противостояние между ярким, чистым царством Бога и тёмным, грязным царством дьявола. Мы чувствуем противоречие нашего пресмыкающегося земного рождения и жизни с возвышенным духовным сознанием Бога. Мы с готовностью убеждаемся в несовместимости подчинения жизни Майе с концентрацией души в чистом существовании Брахмана.

Самый лёгкий путь — это отвернуться от всего того, что принадлежит одному, и уйти от него через обнажённое и крутое восхождение к другому.

Так возникает притяжение и, казалось бы, даже необходимость принципа исключительной концентрации, который играет такую важную роль в специализированных школах Йоги. Потому что через эту концентрацию, через бескомпромиссное самоотречение от мира  мы можем достигнуть полного самопосвящения Единому, на котором мы концентрируемся.

На нас больше не лежит обязанность подчинять все низшие действия трудному признанию новой и более высокой духовной жизни и приучать их быть её агентами или исполнительными силами.

Достаточно убить или усмирить их, и сохранить лишь несколько необходимых энергий, с одной стороны — поддерживающие тело, с другой — необходимые для общения с Божественным.

1-02-09. Но сама цель и концепция интегральной Йоги не даёт нам принять этот простой и энергичный процесс восхождения.

Но сама цель и концепция интегральной Йоги не даёт нам принять этот простой и энергичный процесс восхождения. Надежда на интегральную трансформацию запрещает нам выбирать кратчайший путь или облегчать себе путь для гонки, устраняя с пути наши препятствия.

Потому что мы намерены завоевать полностью самих себя и мир для Бога. Нам предопределено отдать ему наши становления, так же как и наше существо, а не просто принести чистый и обнажённый дух как скудное предложение для далёкого и тайного Божественного в высоких небесах, или уничтожить всё, чем мы являемся, во всесожжении неподвижного Абсолюта.

То Божественное, которым мы восхищаемся, это не только далёкая сверхкосмическая Реальность, но и наполовину скрытое Проявление, присутствующее и близкое к нам здесь во вселенной.

Жизнь — это поле ещё не завершённого божественного проявления: здесь, в жизни, на земле, в теле, ихайва — как настаивают Упанишады — нам нужно убрать завесы, скрывающие Божество.

Именно здесь мы должны сделать его трансцендентное величие, свет и сладость реальными для нашего сознания. Именно здесь обладать им и, как только возможно, выражать его.

Мы должны принять Жизнь в нашу Йогу для того, чтобы преобразовать её. Нам запрещено уклоняться от трудностей, которые могут прибавиться к нашей борьбе от этого приятия. Наша компенсация будет в том, что хотя путь станет более извилистым, усилие будет более комплексным и более расточительным и сложным, но после прохождения нужной точки мы получим огромное преимущество.

Потому что как только наши умы осознанно закрепятся в центральном видении, и наши воли целиком превратятся в единое преследование, Жизнь станет нашим помощником.

Полные решительности, бдительные, целиком сознательные, мы сможем брать любой элемент её форм и любое событие из её движений в качестве пищи для жертвенного Огня внутри нас.

Побеждая в борьбе, мы сможем заставить саму Землю быть помощником в нашем совершенстве и сможем обогатить нашу реализацию добычей, вырванной у противоборствующих нам сил.

 

*

*    *

1-02-10. Есть ещё одно направление, в котором обычная практика Йоги приводит к помогающему но сужающему упрощению, которое отвергается садхакой интегральной цели.

Есть ещё одно направление, в котором обычная практика Йоги приводит к помогающему но сужающему упрощению, которое отвергается садхакой интегральной цели.

Практические занятия Йогой сталкивают нас лицом к лицу с экстраординарной сложностью нашего собственного существа, со стимулирующим, но и смущающим многообразием нашей личности, с богатым бесконечным беспорядком Природы.

Для обычного человека, который живёт на своей бодрствующей поверхности, невежественного в отношении глубин своего внутреннего "я" и широты находящейся за завесой, его психологическая жизнь очень проста.

Маленькая но крикливая компания желаний, несколько властвующих интеллектуальных и эстетических стремлений, некоторые вкусы, несколько ведущих или выдающихся идей среди огромного потока бессвязных или плохо связанных и в большинстве своем банальных мыслей, несколько более или менее насущных жизненных потребностей, чередование физического здоровья и болезни, разрозненная и несогласованная последовательность радостей и печалей, частые тревоги и превратности судьбы и редкие сильные искания и сдвиги в уме и теле.

И через это всё Природа, частично при помощи мысли и воли, частично без них или вопреки им, организует эти вещи в некоторой грубой практической манере, в некотором терпимом беспорядочном порядке, как материал для жизни человека. 

Среднее человеческое существо даже сейчас является таким же грубым и неразвитым в своем внутреннем существовании, каким был вымерший первобытный человек в его внешней жизни.

Но как только мы глубже уходим внутрь себя — а Йога означает погружение во все многочисленные уровни глубин души — мы субъективно находим себя, как человек в процессе своего роста обнаружил себя объективно, окружёнными целым миром, причём сложным миром, который мы должны узнать и завоевать.

1-02-11. Больше всего обескураживает открытие, что каждая наша часть — интеллект, воля, чувственный ум, нервное "я" или "я" желаний, сердце, тело — имеет свою сложную индивидуальность …

Больше всего обескураживает открытие, что каждая наша часть — интеллект, воля, чувственный ум, нервное "я" или "я" желаний, сердце, тело — имеет свою сложную индивидуальность и естественную формацию, не зависящую от других. Оно не соглашается ни с собой, ни с другими, ни с представительным эго, которое является тенью, отбрасываемой некоторым центральным и централизующим "я" на наше поверхностное невежество.

Мы обнаруживаем, что мы составлены не из одной, но из многих личностей, и у каждой есть свои требования и отличная от других природа.  Наше существо — это грубо составленный хаос, в который мы должны ввести принцип божественного порядка.

Более того, и мы обнаруживаем это внутренне не менее, чем внешне, мы не одиноки в мире. Резкая отделённость нашего эго была не более чем обманом и заблуждением. Мы не существуем в самих себе, мы на самом деле не живём отдельно во внутреннем уединении и одиночестве.

Наш ум — это принимающая, развивающаяся и изменяющаяся машина, в которую постоянно идёт, одно мгновение за другим, непрекращающийся внешний поток, текущая масса в корне различающихся вещей сверху, снизу, извне.

Больше чем половина наших мыслей и ощущений не наши собственные в том смысле, что они принимают форму вне нас. Да и вообще, вряд ли о чём-либо можно сказать, что оно действительно изначально принадлежит нашей природе.

Большая часть их приходит к нам от других или из окружающей среды, либо как сырой материал, либо как уже нечто сформировавшееся. Но всё же больше всего они приходят из вселенской Природы здесь, или из других миров и уровней, от их существ, сил и влияний.

Потому что мы переполнены и окружены другими планами сознания — планами ума, планами витала, планами тонкой материи, от которых или питаются наша жизнь и действие, или же наша жизнь и действие питают их, находятся под их давлением, под их властью, используются ими для проявления их форм и сил.

Трудность нашего отдельного спасения безмерно возрастает от этой сложности и многоуровневой открытости и зависимости от втекающих энергий вселенной.

И это всё мы должны принимать во внимание, иметь с этим дело, узнать тайный состав нашей природы и её составляющие и результирующие движения, и создать из всего этого божественный центр, истинную гармонию и просветлённый порядок.

1-02-12. В обычных путях Йоги метод, использующийся для взаимодействия с этим нашим конфликтующим материалом прям и прост.

В обычных путях Йоги метод, использующийся для взаимодействия с этим нашим конфликтующим материалом прям и прост.

Та или иная из основных психологических сил в нас выбирается в качестве единственного средства достижения Божественного. Остальные успокаиваются и становятся инертными, или оставляются без подпитки в небольших объёмах.

Бхакта, используя эмоциональные силы своего существа, напряжённую активность сердца, остаётся сконцентрированным на любви к Богу, собранный подобно единому остронаправленному языку пламени. Он безразличен к активности мысли, отбрасывает назойливость рассудка, не прислушивается к ментальной жажде знания.

Всё знание, которое ему нужно — это его вера и вдохновение, бьющие ключом из сердца в общении с Божественным. Ему не нужна никакая воля к работам, что не являются прямым поклонением Возлюбленному или службой в храме.

Человек Знания, ограничивший себя намеренным выбором силы и действия различающей мысли, ищет освобождение в направленном внутрь стремлении ума. Он концентрируется на идее внутреннего "я", продвигается в своей Йоге через тонкую внутреннюю проницательность в выделении его молчаливого присутствия среди маскирующих действий Природы, и через идею восприятия достигает конкретного духовного опыта.

Он безразличен к игре эмоций, глух к голодному зову страсти, закрыт для активности Жизни. Чем больше он посвящает себя внутреннему "я", тем скорее это всё отпадёт от него и оставит его свободным, спокойным и безмолвным, в вечном недеянии. Тело — его камень преткновения, витальные функции — враги. Если их требования можно свести к минимуму — это великая удача.

Бесконечные трудности, которые возникают из окружающего мира, отбрасываются твёрдой установкой против них защиты внешнего физического и внутреннего духовного одиночества. Невредимый за стеной внутреннего молчания, он остаётся безмятежным и незатронутым миром и другими.

Быть наедине с самим собой или наедине с Божественным, идти особняком вместе с Богом и с другими преданными, закрепиться в едином направленном в себя стремлении ума или в страсти сердца, направленной к Богу — вот что является тенденцией этих направлений Йоги.

Таким образом, проблема решается исключением всего кроме одной основной трудности, преследованием только одной выбранной мотивирующей силы. В гущу разделяющих призывов нашей природы властно приходит принцип исключительной концентрации, приводящий к нашему спасению.

1-02-13. Но для Садхака интегральной Йоги это внутреннее или внешнее одиночество могут быть только случаями или периодами в его духовном прогрессе.

Но для Садхака интегральной Йоги это внутреннее или внешнее одиночество могут быть только случаями или периодами в его духовном прогрессе.

Принимая жизнь, он вынужден нести не только свою ношу, но и большую часть ноши мира, как продолжение своего достаточно тяжкого бремени. Поэтому в природе его Йоги значительно больше от битвы, чем в других Йогах. Но это не просто личная битва, это коллективная война, и на значительной территории.

Ему не только надо победить в себе силы эгоистической лжи и беспорядка, но покорить их как представителей враждебных и неистощимых сил мира. Их представительный характер даёт им гораздо большую способность сопротивления, почти бесконечное право на восстановление.

Часто он обнаруживает, что даже после того, как он устойчиво победил в своей личной битве, ему приходится ещё и ещё побеждать в этой кажущейся бесконечной войне, потому что его внутреннее существование уже настолько увеличено, что содержит не только его собственное существование с его хорошо определёнными нуждами и опытом, но находится в единении с существованием других, так как он несёт в себе всю вселенную.

1-02-14. Ищущему интегральной реализации не разрешено произвольно решать даже конфликт его собственных внутренних элементов.

Ищущему интегральной реализации не разрешено произвольно решать даже конфликт его собственных внутренних элементов.

Ему нужно привести в гармонию взвешенное знание с не задающей вопросов верой.

Он должен примирить нежную душу любви с грозной необходимостью силы.

Пассивность души, которая живёт, довольная, в трансцендентном спокойствии, должна быть согласована с активностью божественного помощника и божественного воина.

Ему, как и всем ищущим духа, предлагается решить проблему противостояния рассудка, цепляющейся хватки чувств, волнений сердца, засады желаний, препятствий физического тела. Но с их общими и внутренними конфликтами и их препятствиями его цели он должен поступать по другому, так как он должен достигнуть бесконечно более трудного совершенства в обращении всей этой восстающей материи.

Принимая их как инструменты божественной реализации и проявления, он вынужден преобразовать дебри их разногласий, осветить их непроницаемую тьму, переделать их отдельно и все вместе, обеспечить их собственную гармонию и гармонию с другими — целостно, не пропуская ни песчинки, ни крупинки, ни единой вибрации, не оставляя нигде ни йоты несовершенства.

Исключительная концентрация, или даже ряд концентраций такого рода, могут дать ему только временные удобства в его комплексной работе. Но она должна быть оставлена сразу, как только потеряет свою полезность. Все-включающая концентрация — вот то трудное достижение, в направлении которого он должен трудиться.

 

*

*    *

1-02-15. Концентрация действительно представляет собой первое условие любой Йоги …

Концентрация действительно представляет собой первое условие любой Йоги, однако всеохватывающая концентрация — это сама суть природы интегральной Йоги.

Отдельная сильная фиксация мысли, эмоции или воли на одной идее, объекте, состоянии, внутреннем движении или принципе, без сомнения, здесь тоже часто необходимы. Но только как вспомогательный помогающий процесс.

Широкое, массовое открытие, гармоничная концентрация всего существа во всех его частях и посредством всех его сил на Едином, который есть Всё, является более широким действием этой Йоги, без которого она не может достичь своей цели.

Потому что именно сознание есть то, что покоится в Едином и действует во Всём, к чему мы вдохновенно стремимся. Это то, что мы ищем, чтобы наложить его на каждый элемент нашего существа, на каждое движение нашей природы.

Эта широкая и сконцентрированная полнота — существенный характер этой садханы, и этот характер должен определять её практику.

1-02-16. Но хотя концентрация всего существа на Божественном является характером нашей Йоги, всё же наше существо слишком сложно …

Но хотя концентрация всего существа на Божественном является характером нашей Йоги, всё же наше существо слишком сложно, чтобы просто и сразу, как бы взяв в руки целый мир, мы могли настроить в нём всё полностью на единую задачу.

Человек в его усилии превосхождения самого себя вынужден обычно воспользоваться какой-нибудь одной пружиной или неким сильным рычагом в сложной машине его природы. Эту пружину или рычаг он использует, предпочитая другим, чтобы направить машину к той цели, которую он видит.

В его выборе сама Природа всегда будет его проводником. Но это должна быть Природа в своём самом высоком и самом широком проявлении в нём, а не в её низшем или ограничивающем движении. В своих низших витальных действиях Природа берёт желание как самый могучий рычаг. Но отличительная черта человека состоит в том, что он — ментальное существо, а не просто витальное.

И как он может использовать свой думающий ум и волю для ограничения и исправления импульсов жизни, он также может ввести в действие более высокую просветлённую ментальность, поддерживаемую в нём более глубокой душой, психическим существом, и заменить этими более великими и чистыми мотивирующими силами власть витальных и чувственных сил, которые мы называем желанием.

Он может полностью управлять или владеть им, и предложить его для трансформации своему божественному Мастеру. Эта более высокая ментальность и более глубокая душа, психический элемент в человеке — те два цепляющих крючка, при помощи которых Божественное может захватить его природу.

1-02-17. Более высокий ум в человеке — это нечто другое, более возвышенное, чистое, широкое, более сильное, чем рассудок или логический интеллект.

Более высокий ум в человеке — это нечто другое, более возвышенное, чистое, широкое, более сильное, чем рассудок или логический интеллект.

Животное — это витальное и чувственное существо. Человек же, как уже было сказано, отличается от животного наличием рассудка. Но это очень поверхностный, очень несовершенный и ведущий к неправильным выводам подход. Потому что рассудок — это лишь отдельная, ограниченная, полезная и служащая орудием активность, которая происходит от чего-то гораздо более великого, чем она сама, от силы, которая живёт в неком эфире, более светлом, просторном и безграничном. 

Истинное и главное, в отличие от нынешнего и промежуточного, значение нашего наблюдающего, рассуждающего, изучающего, судящего интеллекта в том, что он готовит человеческое существо для правильного восприятия и правильного действия Света сверху, который должен постепенно заменить в нём неясный свет снизу, руководящий животным.

Животное тоже имеет рудиментарный разум, свой вид мышления, душу, волю и яркие эмоции. Хотя и менее развитая, его психология по сути та же самая, что и у человека. Но все эти способности в животном работают автоматически и жёстко ограничены, почти даже полностью определяются низшим нервным существом. Все восприятия животных, способность чувствовать, активность руководятся нервными и витальными инстинктами, сильными желаниями, потребностями, удовлетворениями, основа которых — это жизненный импульс и витальное желание.

Человек в меньшей степени, но тоже ограничен автоматизмом витальной природы. Человек может внести озарённую волю, озарённую мысль и озарённые эмоции в сложную работу своего саморазвития. Он может всё больше и больше подчинять этим более сознательным и отражающим реальность руководителям низшую функцию желания.

В той мере, в которой он может управлять и освещать своё низшее "я", он человек и более не животное.

Когда он, наконец, сможет заменить желание более великой, тихой,  озарённой мыслью, зрением, волей находящихся в соприкосновении с Бесконечным, сознательно подчинится более божественной воле, чем его собственная, связанной с более универсальным и трансцендентным знанием, он начнёт восхождение к сверхчеловеку. Тогда он на дороге, восходящей к Божественному.

1-02-18. Таким образом, мы должны сначала центрировать наше сознание именно в высшем уме мысли, света и воли, или во внутреннем сердце глубочайшего чувства и эмоции …

Таким образом, мы должны сначала центрировать наше сознание именно в высшем уме мысли, света и воли, или во внутреннем сердце глубочайшего чувства и эмоции — в любом из них, или если мы способны, в обоих сразу — и использовать это как наш рычаг для поднятия природы в целом к Божественному.

Концентрация озарённой мысли, воли и сердца, повёрнутых в унисон к одной широкой цели нашего знания, к одному сияющему и бесконечному источнику нашего действия, одному нерушимому объекту наших эмоций является начальной точкой этой Йоги.

И целью нашего поиска должен быть сам источник Света, растущего в нас, сам источник Силы, которую мы зовём, чтобы изменить элементы нашего сознания. Нашей единственной целью должно быть само Божественное, к которому, зная или не зная об этом, что-то всегда стремится в нашей тайной природе.

Это должно быть широкая, многосторонняя, и в то же время единая концентрация мысли на идее, восприятии, видении, пробуждающем касании, реализации душой Божественного.

Необходимо пламенное сосредоточение сердца на Всём и на Вечном и, когда в какой-то момент мы найдём его, глубокое поглощение и погружение в обладание и экстаз Все-Прекрасного.

Должна быть сильная и несдвигаемая концентрация воли на достижении и осуществлении всего, чем является Божественное, и свободное и пластичное открытие всему, что оно намеревается проявить в нас. Таков тройной путь нашей Йоги.

 

*

*    *

1-02-19. Но на чём мы должны концентрироваться, если мы этого ещё не знаем?

Но на чём мы должны концентрироваться, если мы этого ещё не знаем? И тем не менее мы не сможем познать Божественное, пока не достигнем концентрации нашего существа на нём.

Концентрация, которая достигает высшей точки в живой реализации и постоянном чувстве присутствия Единого в нас и во всём, что мы сознаём — это то, что мы в Йоге подразумеваем под знанием и усилием к приобретению знания.

Недостаточно посвятить себя через чтение Писаний или через воздействие философских рассуждений для интеллектуального понимания Божественного. Потому что в конце нашей длительной ментальной работы мы можем узнать всё, что было сказано о Вечном, передумать всё, что только можно подумать о Бесконечном, и всё же не познать его вообще.

Такая интеллектуальная подготовка может быть первой стадией в сильной Йоге, но это не необходимость: это не тот шаг, в котором все нуждаются, или который нужно стремиться сделать.

Йога была бы невозможной, за исключением очень редких случаев, если бы интеллектуальное выражение знания, приобретаемое через работу думающего или медитирующего Разума, было бы  необходимым условием или связывающим предварительным действием.

Всё, что Свет, идущий сверху, просит от нас, чтобы начать свою работу — это призыв души и достаточная точка опоры в уме.  Эта опора может появиться через настойчивую идею Божественного в мысли, соответствующую волю в динамических элементах сознания, через стремление, веру, потребность в сердце. Любое из них может быть ведущим или преобладать, если всё не может двигаться в унисон или в ровном ритме.

Идея может быть и должна быть в начале неадекватной. Стремление может быть узким и несовершенным. Вера слабо озарённой или даже — не будучи прочно основанной на скале знания — текучей, неуверенной, легко отступающейся. Часто она даже может погаснуть и её придется заново, с трудом разжигать, словно факел на ветру.

Но если однажды глубоко изнутри произошло непоколебимое самопосвящение, если человек пробудился к зову души, эти неадекватные вещи могут стать пригодным инструментом для божественного намерения.

Поэтому мудрецы всегда стараются не ограничивать человеческие пути к Богу. Они не закроют перед ним ни одного даже самого узкого входа, самой низкой и темной задней двери, самой скромной калитки.

Любое имя, любая форма, любой символ, любое предложение является подходящим, если в них присутствует посвящение. Потому что Божественное узнаёт себя в сердце ищущего и принимает жертву.

 

 

1-02-20. Но чем больше и шире движущая идея-сила, стоящая за посвящением, тем лучше для ищущего.

Но чем больше и шире движущая идея-сила, стоящая за посвящением, тем лучше для ищущего. Его достижение скорее будет более полным и обширным. Если мы решили пойти по пути интегральной Йоги, лучше начать с идеи Божественного, которая сама по себе интегральна.

В этой йоге должно присутствовать стремление в сердце, достаточно широкое для реализации безо всяких ограничений. Нам стоит избегать не только сектантского религиозного взгляда, но также любой односторонней философской идеи, которая старается заключить Невыразимое в ограниченную ментальную формулу.

Динамическая концепция или побуждающее чувство, с которым лучше всего может сочетаться наша Йога, будет естественно идеей, чувством сознательной всеобъемлющей, но и всепревосходящей Бесконечности.

Наш направленный вверх взгляд стоит направить на  свободного, всесильного, совершенного и полного блаженства Единого и на Единство, в котором движутся и живут все существа, и в котором можно встретить всё и стать единым. Этот Вечный будет одновременно и личным, и безличным в своем открытии себя и прикосновении к душе.

Он — личный, потому что он — осознающее Божественное, бесконечная Личность, которая отбрасывает некое разбитое отражение себя в мириады божественных и небожественных личностей во вселенной.

Он — безличный, потому что он предстаёт перед нами как бесконечное Существование, Сознание и Ананда и потому, что он — источник, основа и составляющее всех существований и всех энергий — он сам материал нашего бытия, ума, жизни и тела, наш дух и наша материя.

Мысль, концентрирующаяся на нём, должна не просто понимать в интеллектуальной форме то, что он существует, или убеждаться в нём как в абстракции, логической необходимости. Она должна стать видящей мыслью, способной встретить его здесь как Обитателя, живущего во всём, осознать его в нас самих, наблюдать и взять под контроль движение его сил.

Он — единое Существование: он — изначальный и вселенский Восторг, из которого всё состоит и который всё превосходит. Он — единое бесконечное Сознание, из которого состоят все сознания и которое сообщает им все их движения. Он — единое неограниченное Существо, которое поддерживает все действия и весь опыт. Его воля направляет эволюцию всех вещей к их ещё нереализованной, но неизбежной цели и полноте.

Сердце может посвятить себя ему, приблизиться к нему как к высшему Возлюбленному, пульсировать и двигаться в нём как во вселенской сладости Любви и живом море Восторга.

Потому что он — та тайная Радость, которая поддерживает душу во всех её переживаниях и управляет даже заблудшим эго в его испытаниях и борьбе, пока не исчезнут всякая печаль и страдание.

Он — это Любовь и Блаженство бесконечного божественного Любимого, который ведёт все на свете по своему пути к счастливому единству с ним.

На него может прочно опираться Воля, как на незримое Могущество, что ведёт и реализует её, как на источник её силы.

В безличном это побуждающее Могущество — самоозаряемая Сила, что содержит в себе все результаты и спокойно работает до их достижения. А в личности — это всемудрый и всемогущий Мастер Йоги, которому ничто не может помешать довести её до конца.

Это та вера, с которой ищущий должен начать свой поиск и стремление. Потому что во всём его усилии здесь, но больше всего — в его усилии по направлению к Незримому — ментальный человек должен по необходимости пройти при помощи веры. Когда придёт реализация, вера, божественно наполненная и завершённая, будет трансформирована в вечное пламя знания.

 

*

*    *

1-02-21. Во всё наше устремление вверх, естественно, сначала войдет низший элемент желания.

Во всё наше устремление вверх, естественно, сначала войдет низший элемент желания. То, что озарённая воля видит как вещь, которую необходимо сделать и преследует как вершину, которую надо завоевать, то, что сердце обнимает как единственно что его радуют, то, что чувствует себя ограниченным и противопоставленным и, потому что оно ограничено, требует и борется, будет искать с беспокойной страстью эгоистического желания.

Эта страстно желающая сила жизни или душа желания в нас должна быть принята поначалу, но только в том случае, если её можно преобразовать. С самого начала её нужно научить отказываться от всех других желаний и концентрироваться на страсти к Божественному.

Когда эта главная точка будет пройдена, её нужно научить желать не для себя, а для Бога в мире и для Божественного в нас. Ей надо сосредоточиться не на личном духовном достижении, хотя мы уверены во всех возможных духовных достижениях, а на великой работе, которая должна быть сделана в нас и других, на высоком подступающем проявлении, которое должно стать чудесной реализацией Божественного в мире, на Истине, которая должна быть найдена, должна жить и воцариться на троне навеки.

И последнее, самое трудное для неё, более трудное, чем искать с правильной целью, она должна научиться искать в правильной манере. Потому что она должна научиться желать не по-своему, эгоистически, а Божественным образом.

Она не может больше настаивать, как всегда настаивает сильная отдельная воля, на своём личном способе реализации, на своей собственной мечте обладания, своём личном представлении о верном и желаемом. Она должна жаждать воплотить большую и более великую Волю и согласиться ждать под менее заинтересованном и невежественном руководством.

Обученное таким образом, Желание, этот великий беспокойный утомитель и изнуритель человека, причина каждого преткновения, станет подходящим для трансформации в своего божественного двойника.

Потому что желание и страсть также имеют свои божественные формы. Есть чистый экстаз поисков души, стоящий за всеми страстными желаниями и печалями. Есть Воля Ананды, которая сидит, полная великолепия, обладая высшим блаженством.

1-02-22. Если однажды объект концентрации был захвачен и остаётся захваченным тремя главными инструментами — мыслью, сердцем и волей …

Если однажды объект концентрации был захвачен и остаётся захваченным тремя главными инструментами — мыслью, сердцем и волей — реализация окончательно станет возможной только если душа желаний в нас подчинилась Божественному Закону. Тогда в нашей преобразованной природе можно будет достичь совершенства ума, жизни и тела.

И это будет сделано не для удовлетворения личного эго, но чтобы всё в целом могло стать храмом для Божественного Присутствия, безошибочным инструментом божественной работы.

Потому что работа действительно будет закончена только когда инструмент, посвящённый и совершенный, дорастёт до безличного действия — а это наступит, когда уничтожатся личное желание и эгоизм, но не освобождённая личность.

Даже когда уничтожено малое эго, тем не менее истинная Духовная Личность может остаться, а также воля Бога, его работа и его восторг в ней, и духовное использование её совершенства и реализации. 

Наши дела должны стать божественными и делаться божественно. Наши ум, жизнь и воля, посвящённые Божественному, будут использованы, чтобы помочь реализации в других людях и в мире того, что было сначала реализовано в нас — всё что мы можем проявить в воплощённом Единстве, Любви, Свободе, Силе, Могуществе, Великолепии, бессмертной Радости, которые являются целью приключений духа на земле.

1-02-23. Эта Йога должна начаться с усилия или, по крайней мере, с устойчивого поворота к этой всеобщей концентрации.

Эта Йога должна начаться с усилия или, по крайней мере, с устойчивого поворота к этой всеобщей концентрации. От нас требуется постоянная и неизменная воля посвящения всех нас Всевышнему, предложение всего нашего существа и нашей многоплановой природы Вечному, который есть Всё.

Эффективная полнота нашей концентрации на одной вещи, необходимая для исключения всего остального и будет мерой нашего самопосвящения Единому, который — единственный кого стоит желать.

Но в конце концов, эта исключительность не исключает ничего, кроме ложности нашего способа видения мира и невежества нашей воли.

Потому что наша концентрация на Вечном будет завершено умом, когда мы постоянно будем видеть Божественное в нём самом и Божественное в себе, и Божественное во всех вещах, существах и событиях.

Оно будет завершено сердцем, когда все эмоции соберутся в любовь к Божественному, самому Божественному в нём самом и для него самого, и также любовь к Божественному во всех его существах, силах, личностях и формах во Вселенной.

Оно будет завершено волей, когда мы станем всегда чувствовать и воспринимать божественный импульс и принимать только его как нашу единственную мотивирующую силу. Это будет означать, что, уничтожив всех до последнего бунтующих дезертиров и блуждающие импульсы эгоистической природы, мы универсализировали себя и можем принять в постоянном счастливом согласии единое божественное действие во всех вещах.

Такова первая фундаментальная Сиддха интегральной Йоги.

1-02-24. И это и есть как раз то, что имеется в виду в конце, когда мы говорим об абсолютном посвящении индивидуальности Божественному.

И это и есть как раз то, что имеется в виду в конце, когда мы говорим об абсолютном посвящении индивидуальности Божественному.

Но такая тотальная полнота посвящения может прийти только через постоянное движение вперёд, когда будет в значительной мере закончен долгий и трудный процесс преобразования желания из существования во вне его.

Совершенное самопосвящение включает совершенную само-сдачу.

 

*

*    *

1-02-25. Здесь есть два движения с переходной стадией между ними, два периода этой Йоги — один относится к процессу сдачи, другой — к его вершине и следствию.

Здесь есть два движения с переходной стадией между ними, два периода этой Йоги — один относится к процессу сдачи, другой — к его вершине и следствию.

В первом человек готовит себя к принятию Божественного в свои элементы. В течение всего этого первого периода он должен работать через инструменты низшей Природы, но со всё больше и больше возрастающей помощью сверху.

Но на более поздней переходной стадии этого движения наше личное и, поэтому, невежественное усилие всё больше и больше сокращается, и начинает работать более высокая Природа. Вечная Шакти спускается в эту ограниченную форму человека и последовательно овладевает ею и переделывает её.

Во втором периоде это более великое движение полностью заменяет меньшее, ранее необходимое первое действие. Но это может быть сделано только тогда, когда наша само-сдача будет полной.

Эгоистическая личность в нас не может переделать себя своей силой, или волей, или знанием, или каким-либо другим сильным качеством в природу Божественного. Всё, что она может сделать — это подготовить себя к этой переделке и всё более и более отдаваться тому, чего она ищет и чем она хочет стать.

До тех пор, пока в нас работает эго, наше личное действие есть и всегда должно быть по своей природе частью низших слоев существования. Оно тёмное или полуосвещённое, ограниченное в своей области действия, и весьма неэффективное по своей силе.

Если должна быть совершена именно духовная трансформация, а не простое просветляющее изменение нашей природы, мы должны призвать Божественную Шакти выполнить в человеке это чудесную работу. Потому что только у неё есть нужная для этого сила, решительная, всепонимающая и беспредельная.

Но полное замещение личного человеческого действия на божественное сразу не возможно. Всякое вмешательство снизу, которое будет фальсифицировать истину высшего действия, должно быть приостановлено или сделано бессильным, и это должен быть наш собственный свободный выбор.

От нас требуется повторяющийся и всё время продолжающийся отказ от импульсов низшей природы, от её ложности, и постоянная поддержка Истины по мере того, как она растёт в частях нашего существа.

Постепенное вхождение в нашу природу и окончательное совершенство входящих формирующих Света, Чистоты и Силы нуждается, в процессе своего развития и поддержания, в нашем свободном принятии их и в нашем настойчивом отвержении всего того, что противоположно этому, низшего или несовместимого.

1-02-26. В первом движении самоподготовки, в период личного усилия, метод, который мы должны использовать — это концентрация всего существа на Божественном …

В первом движении самоподготовки, в период личного усилия, метод, который мы должны использовать — это концентрация всего существа на Божественном, которого оно ищет и, как результат, постоянное отвержение, отбрасывание, катарсис всего, что не является настоящей Истиной Божественного.

Полное посвящение всего, чем мы являемся, что мы думаем, чувствуем и делаем будет результатом этой настойчивости.

Такое посвящение, в свою очередь, должно достичь своей вершины в интегральной самоотдаче Высшему. Потому что его венец и знак завершённости это всеобъемлющая абсолютная отдача всей природы.

На второй ступени Йоги, промежуточной между человеческим и божественным действием, добавится растущая очищенная и бдительная пассивность, всё более и более просветлённый божественный ответ Божественной силе — но никакой другой. И результатом будет растущий натиск великого и сознательного чудесного действия сверху.

На последней стадии не будет совсем никакого усилия, никакого установленного метода, никакой фиксированной Садханы. Место стремления и Тапасьи будет занято естественным, простым, могучим и счастливым раскрытием цветка Божественного из бутона очищенной и усовершенствованной земной природы.

Такова естественная последовательность действия Йоги.

1-02-27. Эти движения, конечно, не всегда или не абсолютно жёстко организованы в такой строгой последовательности.

Эти движения, конечно, не всегда или не абсолютно жёстко организованы в такой строгой последовательности.

Вторая стадия частично начинается до того, как закончена первая. Первая частично продолжается до тех пор, пока вторая не достигла совершенства. Последнее божественное действие может проявляться время от времени как обещание, до того, как оно окончательно установится и станет естественным для природы.

Всегда также есть что-то более высокое и великое, чем человек, что ведёт его даже в его личном труде и стремлении.

Часто он может становиться, или оставаться на время, полностью сознающим, особенно в постоянно сознательных частях своего существа. Это будет более высоким руководством, идущим из-за завесы, и это может случиться задолго до того, как его природа очиститься целиком и во всех своих частях от низшего косвенного влияния.

Бывает, что человек сознателен с самого начала. Его ум и сердце, если и не другие части существа, могут отвечать этому охватывающему и проникающему руководству с определённой первоначальной полнотой с первых шагов Йоги.

Но именно постоянное, полное и неизменное действие великого прямого управления всё больше и больше выделяет промежуточную стадию в своём процессе и приближении к завершению. Это преобладание более великого, божественного руководства, не являющегося личным для нас, показывает возрастающую зрелость природы для полного духовного преобразования.

Оно — безошибочный знак того, что самопосвящение не только было принято как принцип, но воплощено в действие и силу. Всевышний наложил свою сверкающую длань на выбранный человеческий сосуд для своих творящих чудеса Света, Силы и Ананды.

 

 

2020 ноябрь 07 сб  — 2020 ноябрь 29 вс