-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 1-10

Три Моды Природы

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 232-242)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава X. Три Моды Природы

1-10-01. Если душа должна стать свободной в своём "я" и свободной в своих работах, она неизбежно должна превзойти природное действие низшей Пракрити.

1-10-02. Идея трёх основных мод Природы это творение древних индийских мыслителей …

1-10-03. Каждая форма вещей, живая или неживая, это постоянно поддерживаемое равновесие природных сил в динамике …

1-10-04. С другой стороны, получатель контактов Природы, затронутый и стимулированный …

1-10-05. Но воплощённое существо не ограничено этими двумя модами Пракрити.

1-10-06. Ни одно существование не брошено целиком только в одну форму из этих мод космической Силы.

1-10-07. Когда Садхака в один прекрасный день отступает от действия Пракрити внутри него или над ним …

1-10-08. Очевидно, что если мы превращаем нашу нынешнюю природу в силу и форму божественного сознания и инструмент его сил,  нужно избегать действия двух низших гун.

1-10-09. Исключительное прибежище в Саттве казалось бы может стать путём спасения.

1-10-10. Если мы вновь призываем Раджас, чтобы исправить эту ошибку, и предлагаем ему объединиться с Саттвой …

1-10-11. Радикально отличающееся движение должно оттянуть нас от гун и поднять нас над ними.

1-10-12. Изначальная сильная сторона этого процесса обособления состоит в том, что человек начинает понимать свою собственную природу и всю Природу вообще.

1-10-13. В этой последовательности первый шаг заключается определённом отстранённом превосходстве над тремя модами Природы.

1-10-14. Статическая свобода души, больше не являющаяся только свидетелем и знающим, венчается динамической трансформацией Природы.

1-10-15. На этой стадии побеждена дисгармония тройной моды нашего низшего существования, и начинается более великая тройная мода божественной Природы.

1-10-16. Наше низшее сознание должно быть преобразовано в это более великое сознание.

1-10-17. Эта высшая гармония не может прийти иначе как через остановку эгоистической воли, выбора и действия …

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава X. Три Моды Природы

1-10-01. Если душа должна стать свободной в своём "я" и свободной в своих работах, она неизбежно должна превзойти природное действие низшей Пракрити.

Если душа должна стать свободной в своём "я" и свободной в своих работах, она неизбежно должна превзойти природное действие низшей Пракрити.

Гармоничное подчинение фактической вселенской Природе — условие хорошей и совершенной работы для природных инструментов — не является идеалом для души, которая должна скорее подчиняться Богу и его Шакти и быть хозяйкой над своей природой.

Как представитель или канал Высшей Воли, она должна определять своим видением, санкцией или отказом использование хранилища энергии, условий окружающей среды, ритма комбинированного движения, которые даются Пракрити для работы природных инструментов ума, жизни и тела.

Однако, над этой более низкой Природой можно господствовать только в том случае, если она преодолена или используется сверху. И это может быть сделано только путём превосхождения её сил, качеств и форм действия. Иначе мы беспомощно подчиняемся её условиям, и она доминирует над нами, несвободными в духе.

1-10-02. Идея трёх основных мод Природы это творение древних индийских мыслителей …

Идея трёх основных мод Природы это творение древних индийских мыслителей, и её истина не сразу очевидна, потому что она — результат длительного психологического эксперимента и глубокого внутреннего опыта. Поэтому без долгого внутреннего опыта, без личного самонаблюдения и интуитивного восприятия сил Природы её трудно правильно понимать или уверенно использовать.

Тем не менее существуют определённые широкие указатели, которые могут помочь ищущему на Пути Работы понимать, анализировать и управлять своим согласием или отказом сочетания сил его собственной природы.

Эти моды в индийских книгах называются в качествами, гунами, и им даны имена саттва, раджас, тамас.

Саттва это сила равновесия и переводится в термины качества как добро, гармония, счастье и свет.

Раджас есть сила движения и переводится в качество как борьба и усилие, страсть и действие.

Тамас есть сила бессознательности и инерции, и переводится в качество как темнота, неспособность и бездействие.

Обычно используемые для психологического самоанализа, эти различия имеют силу и в физической Природе. Каждая вещь и каждое существование в низшей Пракрити содержит их, и его процессы и динамические формы есть результат взаимодействия этих качественных сил.

1-10-03. Каждая форма вещей, живая или неживая, это постоянно поддерживаемое равновесие природных сил в динамике …

Каждая форма вещей, живая или неживая, это постоянно поддерживаемое равновесие природных сил в динамике, и оно подчинено нескончаемому потоку помогающих, беспокоящих или разделяющих и раздробляющих контактов, приходящих от других сочетаний сил, окружающих его.

Наша собственная природа ума, жизни и тела есть ничто иное, как такое же формирующее сочетание и равновесие.

При принятии окружающих контактов и реакции на них три моды определяют настрой получателя и характер ответа.

Инертный и неспособный, он может претерпевать их безо всякой ответной реакции, любого движения самозащиты или какой-либо способности ассимиляции и корректировки. Это мода Тамаса, путь инерции.

Отличительным клеймом Тамаса являются слепота и бессознательность, неспособность и невежество, леность, вялость, бездействие, механическая рутина и тупость ума, сон жизни и дремота души.

Его воздействие, если оно не откорректировано другими элементами, не может быть ничем, кроме распада формы или нарушения равновесия природы без какого-либо нового созидания, или нового равновесия, или силы кинетического прогресса.

В сердце этого инертного бессилия лежит принцип невежества и неспособности или ленивого нежелания понимать, ухватить и управлять стимулирующим или атакующим контактом, предложением окружающих сил и их побуждением к новому опыту и переживанию.

1-10-04. С другой стороны, получатель контактов Природы, затронутый и стимулированный …

С другой стороны, получатель контактов Природы, затронутый и стимулированный, подстрекаемый или атакованный её силами, может среагировать на это давление или выступить против него.

Природа позволяет, поощряет, принуждает его к усилию, сопротивлению, попытке, к покорению или завладению его окружением, утверждению его воли, к борьбе, творчеству и завоеванию.

Это мода Раджаса, путь страсти, действия и жажды желания.

Борьба, изменение и новое творение, победа и поражение, радость и страдание, надежда и разочарование — его дети, и они выстраивают разноцветный дом жизни, в котором он черпает своё удовольствие.

Но его знание — несовершенное или ложное знание, и оно несёт за собой невежественное усилие, ошибку, постоянные несостыковки, боль привязанности, разочарованное желание, горе потери и неудачи.

Дар Раджаса — динамическая сила, энергия, активность, мощь, которая создаёт, действует и может побеждать. Но она двигается в неверном свете или полусвете Неведения, и она извращена касанием Асура, Ракшаса и Пишачи.

Высокомерное невежество человеческого ума, его удовлетворяющие самого себя искажения и самонадеянные ошибки, гордость, тщеславие и амбиция, жестокость, тирания, животный гнев и насилие, эгоизм, низость, лицемерие, вероломство и низкая подлость, похоть, жадность и прожорливость, ревность, зависть и бездонная неблагодарность, которые обезображивают земную природу — естественные порождения этой необходимой, но сильной и опасной направленности Природы.

1-10-05. Но воплощённое существо не ограничено этими двумя модами Пракрити.

Но воплощённое существо не ограничено этими двумя модами Пракрити. Есть лучший и более светлый способ иметь дело с окружающими влияниями и потоком мировых сил. Здесь возможно восприятие и реакция с ясным пониманием, равновесием и балансом.

Этот путь природного существа имеет силу, которая, благодаря своему пониманию, симпатизирует. Он постигает, контролирует и развивает импульсы Природы и её методы.

У него есть интеллект, который проникает в её процессы и её смыслы и способен ассимилировать и применять. Есть ясный ответ, который не подавлен, но приспосабливает, исправляет, гармонизирует, выявляет лучшее во всех вещах.

Это мода Саттвы, та сторона Природы, которая полна света и уравновешенности, направлена к добру, знанию, наслаждению и красоте, к счастью, правильному пониманию, правильному равновесию, правильному порядку.

Её темперамент — изобилие яркой чистоты знания и светящейся теплоты симпатии и близости.

Утонченность и озарённость, управляемая энергия, завершённая гармония и уравновешенность всего существа есть превосходное достижение саттвической природы.

1-10-06. Ни одно существование не брошено целиком только в одну форму из этих мод космической Силы.

Ни одно существование не брошено целиком только в одну форму из этих мод космической Силы. Все три присутствуют везде и в каждом.

Происходит постоянная комбинация и разделение их сдвигающихся соотношений и взаимопроникающих влияний, часто конфликт, соревнование сил, борьба с целью доминировать над другими.

У всех есть, в большей или меньшей степени, даже иногда и по минимуму, который с трудом можно оценить, саттвические состояния, ясные пути и зачаточные тенденции света, чистоты и счастья, тонкая самонастройка с окружением и симпатия, интеллект, равновесие, правильный ум, правильная воля и чувство, правильный импульс, добродетель, порядок.

У всех есть свои раджасические моды и импульсы, и путаные части желания, страсти и борьбы, извращения, фальши и ошибок, неустойчивая радость и печаль, агрессивные ипульсы к работе и страстно желающее творчество, сильные, дерзкие, пламенные или яростные реакции на давление окружения и на жизненные атаки и предложения.

У всех есть свои тамасические состояния и постоянно затемнённые части, свои моменты или точки бессознательности, свои старые привычки или свои временные склонности к слабой покорности или тупому принятию, составляющая их немощность или движение усталости, небрежность и вялость, и свои падения в невежество и неспособность, депрессию, страх и трусливое отступление или подчинение окружающей среде и давлению людей, событий и сил.

Каждый из нас саттвичен в одних направлениях своих энергий Природы, или в некоторых частях своего ума или характера, раджасичен в других, тамасичен в третьих.

Согласно тому, как одна или другая из мод обычно доминирует в его общем темпераменте, типе ума и образе действия, о ком-либо может быть сказано, что он саттвичный, раджасичный или тамасичный человек.

Но немногие всегда только одного вида, и никто не пребывает всегда в своём виде.

Мудрые не всегда мудры или мудры частично, умные умны только местами.

Святой подавляет в себе много несвятых движений, подлый не полностью злодей. Самый глупый имеет свои невыраженные, неиспользованные и неразвитые способности, у самого робкого бывают свои моменты или пути проявления мужества, беспомощный и слабый — скрытую часть природы, полную силы.

Доминирующие гуны не являются сутью типа души воплощённого существа, но только показателем формации, которую оно создало для этой жизни, или в течение его нынешнего существования и в данный момент его эволюции во Времени.

 

*

*    *

1-10-07. Когда Садхака в один прекрасный день отступает от действия Пракрити внутри него или над ним …

Когда Садхака в один прекрасный день отступает от действия Пракрити внутри него или над ним и, не вмешиваясь, не улучшая, не препятствуя, не выбирая, не решая, разрешает её игру и анализирует и наблюдает процесс, он скоро обнаруживает, что её формы самозависимы и работают, как работает однажды заведённая машина, посредством своей собственной структуры и движущих сил.

Сила и продвижение вперёд исходят от Пракрити, а не от его существа.

Тогда он осознаёт, насколько ошибочно было его впечатление, что его ум был делателем его работы. Его ум был только малой его частью, творением и мотором Природы.

Природа всё время действовала в своих собственных модах, передвигая взад и вперёд эти три общих качества, как девочка может играть со своими куклами.

Его эго было всё это время инструментом и игрушкой.

Его характер и интеллект, его моральные качества и ментальные силы, его творения, работы и подвиги, его злость и снисходительность, его жестокость и прощение, его любовь и его ненависть, его грех и его добродетель, его свет и его тьма, его страсть радости и его мука печали были игрой Природы, которой душа, привлечённая, завоёванная и подчинённая, временно даёт своё пассивное согласие.

И тем не менее детерминизм Природы или Силы ещё не всё. У души есть то слово, что она может сказать материи. Но речь идёт о тайной душе — о Пуруше, а не об уме или эго, поскольку они не независимые сущности, а только части Природы.

Потому что для игры необходима санкция души, и при помощи внутренней молчаливой воли, как хозяин, и дающий санкцию, она может определить принцип игры и вмешиваться в её комбинации, хотя исполнение в мысли, воле, действии и импульсе должно всё же должно быть делом и привилегией Природы.

Пуруша может диктовать Природе ту гармонию, которой нужно добиться, но не через вмешательство в её функции, а через осознающий взгляд на неё, который она превращает сразу или после больших трудностей в выражающую идею, динамический импульс и значащую форму.

1-10-08. Очевидно, что если мы превращаем нашу нынешнюю природу в силу и форму божественного сознания и инструмент его сил,  нужно избегать действия двух низших гун.

Очевидно, что если мы превращаем нашу нынешнюю природу в силу и форму божественного сознания и инструмент его сил,  нужно избегать действия двух низших гун.

Тамас затемняет свет божественного знания и не даёт ему проникать в тёмные и бездействующие уголки нашей природы.

Тамас делает нас неспособными и отбирает силу, необходимую чтобы отвечать божественному импульсу и энергию, необходимую чтобы изменяться, и волю, необходимую чтобы развиваться дальше и делать нас пластичными для великой Шакти.

Раджас искажает знание, делает наш рассудок сообщником лжи и подстрекателем каждого неверного движения, распыляет и направляет в другом направлении нашу жизненную силу и её импульсы, нарушает баланс и здоровье тела.

Раджас захватывает все высокие идеи и возвышенные движения и направляет их к ложному и эгоистическому использованию.

Даже божественная Истина и божественные влияния, когда они спускаются до земного уровня, не могут избежать этого злоупотребления и захвата.

При неозарённом Тамасе и неизменённом Раджасе невозможны ни божественное изменение, ни божественная жизнь.

1-10-09. Исключительное прибежище в Саттве казалось бы может стать путём спасения.

Исключительное прибежище в Саттве казалось бы может стать путём спасения. Но трудность в том, что ни одно из качеств не может превалировать само по себе над двумя другими его товарищами и конкурентами.

Если, рассматривая качество желания и страсти как причину тревоги, страдания, греха и печали, мы напрягаемся и трудимся, чтобы подавить и подчинить его, Раджас никнет, но поднимается Тамас.

Потому что, когда притупляется принцип активности, его место занимает инерция.

Тихий покой, счастье, знание, любовь, правильное чувство могут быть привнесены принципом света, но если Раджас отсутствует или полностью подавлен, тишина в душе имеет тенденцию стать неподвижностью бездействия, а не твёрдой основой динамического изменения.

Неэффективно правильно думающая, правильно делающая, добрая, умеренная и ровная, природа может стать в своих динамических частях саттва-тамасической, нейтральной, бледно окрашенной, нетворческой, опустошённой и обессиленной.

Ментальная и моральная темнота может отсутствовать, но также пропадут и интенсивные источники действия, а это — тормозящее ограничение и другой вид неспособности.

Потому что Тамас двойственен. Он противостоит Раджасу инерцией, он противостоит Саттве узостью, темнотой и невежеством, и, если хотя бы один из них угнетён, то он вливается, чтобы занять его место.

1-10-10. Если мы вновь призываем Раджас, чтобы исправить эту ошибку, и предлагаем ему объединиться с Саттвой …

Если мы вновь призываем Раджас, чтобы исправить эту ошибку, и предлагаем ему объединиться с Саттвой, чтобы посредством их союза стремиться освободиться от тёмного принципа, мы обнаружим, что мы возвысили наше действие, но вновь есть подчинение раджасическому желанию, страсти, разочарованию, страданию, злости.

Эти движения могут быть более возвышенные и величественные по своему масштабу, духу и действию, чем раньше, но они не являются тем покоем, свободой, силой и владением собой, к которым мы хотим придти.

Где бы ни затаились желание и эго, страсть и беспокойство скрываются вместе с ними и неотделимы от них.

И если мы ищем компромисс между тремя модами так, чтобы Саттва была ведущей, а остальные ей подчинялись, всё же мы придём только к более умеренному действию игры Природы. Новое равновесие достигнуто, но духовная свобода и господство вне видимости, или ещё только отдаленная перспектива.

1-10-11. Радикально отличающееся движение должно оттянуть нас от гун и поднять нас над ними.

Радикально отличающееся движение должно оттянуть нас от гун и поднять нас над ними.

Нужно убрать ту ошибку, которая допускает действие мод Природы. До тех пор, пока оно принимается, душа вовлечена в их операции и подчинена их закону.

Так же, как Раджас и Тамас, нужно превзойти и Саттву, золотая цепь должна быть порвана точно так же, как свинцовые кандалы и разукрашенные оковы из смешанного сплава.

Гита предлагает для этой цели новый метод самодисциплины. Он состоит в том, чтобы отойти в себе от действия мод и наблюдать их неровный поток в качестве Свидетеля, сидящего выше вздымающихся валов сил Природы.

Он тот, кто наблюдает, но беспристрастно и безразлично, отстранённый от них, от их уровня, пребывая в своей естественной позиции высоко над ними. Свидетель смотрит, как поднимаются и опадают их волны, наблюдает, но не принимает, и ни на минуту не вмешивается в их течение.

Сначала должна появиться свобода безличного Свидетеля. Затем может появиться контроль Хозяина, Ишвары.

 

*

*    *

1-10-12. Изначальная сильная сторона этого процесса обособления состоит в том, что человек начинает понимать свою собственную природу и всю Природу вообще.

Изначальная сильная сторона этого процесса обособления состоит в том, что человек начинает понимать свою собственную природу и всю Природу вообще. Обособленный Свидетель способен видеть полностью без малейшего ослепления эгоизмом игру её форм Невежества и прослеживать её во всех разветвлениях, утаиваниях и тонкостях — потому что она полна камуфляжа, маскировки, ловушек, вероломства и уловок.

Наученный долгим опытом, сознающий все действия и условия как их взаимодействие, глубоко разбирающийся в их процессах, он не может больше быть побеждённым их атаками, уловлен их сетями или обманут их масками.

В то же время он постигает, что эго это не более чем некое устройство и поддерживающий узел их взаимодействия, и понимая это, он освобождается от иллюзии низшей эгоистической Природы.

Он уходит от саттвического эгоизма альтруиста, святого и мыслителя.

Он стряхивает с себя власть раджасического эгоизма, наложенный на его жизненные импульсы, и перестаёт быть трудящимся поставщиком пищи для заинтересованности в себе, избалованным пленником или рабом, надрывающимся на галере страсти и желания.

Он светом знания уничтожает тамасический эгоизм невежественного или пассивного скучного, неразумного, придерживающегося обычного круга человеческой жизни существа.

Убеждённый этим и осознающий основной порок чувства эго во всех наших личных действиях, он больше не ищет путей саморегулирования и самоосвобождения в раджасическом или саттвическом эго, но смотрит вверх, за пределы инструментов и работ Природы, только на Хозяина работ и его верховную Шакти, верховную Пракрити. Только там всё бытие чисто и свободно, и возможно правление божественной Истины.

1-10-13. В этой последовательности первый шаг заключается определённом отстранённом превосходстве над тремя модами Природы.

В этой последовательности первый шаг заключается определённом отстранённом превосходстве над тремя модами Природы.

Душа внутренне отделена и свободна от низшей Пракрити, не вовлечена в её циклы, беспристрастна и радостна, находясь выше неё.

Природа продолжает действовать в тройном круге её древних привычек — желание, горе и радость атакуют сердце, инструменты впадают в бездействие, темноту и усталость, свет и покой возвращаются в сердце, ум и тело. Но душа неизменна и не затронута этими переменами.

Наблюдая и не затрагиваясь горем и желанием низших элементов, улыбаясь в ответ на их радости и их старания, рассматривая и не будучи побеждённой неудачами, темнотой мысли, дикостью, слабостью сердца и нервов, непринуждённая и не привязанная к просветлениям ума, его облегчениям и чувству лёгкости или силы в ответ на свет и радость, она не погружает себя ни в одну из этих вещей, но неподвижно ждёт указаний высшей Воли и интуиции более высокого озаряющего знания.

Действуя всегда таким образом, она неизбежно становится свободной даже в своих динамических частях от борьбы трёх мод, и их недостаточных ценностей и сковывающих ограничений. Потому что теперь эта низшая Пракрити всё больше чувствует принуждение, исходящее от высшей Шакти.

Старые привычки, за которые она цеплялась, не получают дальнейшей санкции и начинают устойчиво возвращаться всё реже и реже и становиться слабее и слабее.

Наконец, низшая Пракрити понимает, что её зовут к более высокому действию и лучшему состоянию, и, хотя и медленно, хотя и неохотно, с начальной или продолжающейся сопротивляющейся волей и препятствующим невежеством, она подчиняется, поворачивает и готовит себя к изменению.

1-10-14. Статическая свобода души, больше не являющаяся только свидетелем и знающим, венчается динамической трансформацией Природы.

Статическая свобода души, больше не являющаяся только свидетелем и знающим, венчается динамической трансформацией Природы.

Постоянные смешанные и сбивчивые операции трёх мод, действующих друг на друга в наших трёх инструментах, прекращают своё обычное беспорядочное, беспокойное и неправильное действие и движение.

Становится возможным другое действие. Начинается, растёт, достигает кульминации, работа более верная, более светлая, естественная и нормальная для глубочайшего божественного взаимодействия Пуруши и Пракрити, почти сверхъестественное и сверхнормальное для нашей нынешней несовершенной природы.

Тело, обусловливающее физический ум, больше не настаивает на тамасической инерции, которая повторяет всегда одно и то же невежественное движение.

Оно становится пассивным полем и инструментом более великой силы и света, оно отвечает на каждое требование духовной силы, поддерживает любую разновидность и интенсивность нового божественного опыта.

Наши кинетические и динамические витальные части — наше нервное, эмоциональное, чувственное и волевое существо — увеличиваются в силе и принимают неустанное действие и блаженную радость переживания, но учатся в то же время стоять на основе широкого самообладающего и самоуравновешивающего спокойствия, возвышенные в применении силы, божественные в промежутках покоя, не ликующие и не возбуждённые, не мучимые печалью и болью, никогда не подгоняемые желанием и докучливыми импульсами, не утомлённые неспособностью и вялостью.

Интеллект, мышление, понимание и размышляющий ум отказываются от своих саттвических ограничений и открываются основному свету и покою.

Бесконечное знание предлагает нам свои роскошные области.

Оно предлагает нам знание, основанное не на ментальных конструкциях, не связанное точкой зрения и мыслью или зависимое от запинающейся неуверенной логики и слабой поддержки чувств, но самоочевидное, аутентичное, всепроникающее, всепонимающее.

Оно предлагает нам безграничное блаженство и покой, не связанное с освобождением от тормозящего напряжения творящей энергии и динамического действия, не состоящее из нескольких ограниченных частичных блаженств, но самосуществующее и обнимающее всё, влитое в вечно расширяющиеся области и текущее через всё более широкие и более многочисленные каналы, чтобы обладать природой.

Высшие сила, блаженство и знание, исходящие из источника за пределами ума, жизни и тела, охватывают ум, жизнь и тело, чтобы переформировать в более божественный образ.

1-10-15. На этой стадии побеждена дисгармония тройной моды нашего низшего существования, и начинается более великая тройная мода божественной Природы.

На этой стадии побеждена дисгармония тройной моды нашего низшего существования, и начинается более великая тройная мода божественной Природы.

На этой стадии нет темноты Тамаса или инерции. Тамас замещён божественным покоем и спокойной вечной тишиной, из которого освобождается, как из высшего источника безмолвной концентрации, игра действия и знание.

На этой стадии нет раджасической активности, нет желания, нет радостного или печального устремления действия, творения и обладания, нет плодоносящего хаоса беспокойного импульса.

Раджас замещается самообладающим могуществом и безграничным действием силы, которое даже в своих самых безудержных напряжениях не затрагивает недвижимую уравновешенность души и не напрягает обширные и глубокие небеса и сверкающие пропасти её покоя.

Здесь нет конструирующего света ума, бросаемого вокруг чтобы ухватить и заключить Истину, нет никакой ненадёжной и неактивной успокоенности.

Саттва замещена озарением и духовным блаженством, идентичными с глубиной и бесконечным существованием души и преисполненными прямого и подлинного знания, которое берёт начало от завуалированного великолепия тайного Всезнания.

1-10-16. Наше низшее сознание должно быть преобразовано в это более великое сознание.

Наше низшее сознание должно быть преобразовано в это более великое сознание. Природа Невежества с её неспокойной несбалансированной деятельностью трёх мод должна быть изменена в эту великую сияющую сверхприроду.

Сначала мы становимся свободными от трёх гун, отчуждённые, неволнуемые, нистрайгунья. Но это, собственно, восстановление естественного состояния души, "я", духа, свободного и наблюдающего в его недвижимом покое движение Пракрити в её силе Неведения.

Если на этой основе природа, движение Пракрити, тоже должны стать свободными, это должно произойти через неподвижность действия в озарённом покое и тишине, в котором все действия совершаются без какой-либо сознательной реакции, участия или импульса со стороны ума или жизненного существа, без какой-либо пульсации мысли или вихревого движения витальных частей.

Это должно делаться через побуждение, через инициативу, через работу безличной космической или трансцендентной Силы.

Должны действовать или космические Ум, Жизнь, Субстанция, или чистая трансцендентная Сила Высшего "Я" и Блаженство, отличающиеся от нашего личного бытия или его здания Природы.

Это состояние свободы, которое может прийти в Йоге работы через отречение от эго, желания, личной инициативы, через самоотдачу существа космическому Высшему "Я" или универсальной Шакти.

Оно может прийти в Йоге знания в результате остановки мысли, тишины ума, открытия всего существа космическому Сознанию, космическому Высшему "Я", космическому Динамизму или высшей Реальности.

Оно может прийти в Йоге преданности через отдачу сердца и всей природы в руки Всеблаженного, как обожаемому Хозяину нашего существования.

Но самое высшее изменение происходит в результате более позитивного и динамичного преобразования.

Это преображение или превращение в высшее духовное состояние, тригунатита, при котором мы участвуем в величайшей духовной динамизации. Потому что три низших неравных моды переходят в равную триединую моду вечного покоя, света и силы, спокойствия, динамики, просветления божественной Природы.

1-10-17. Эта высшая гармония не может прийти иначе как через остановку эгоистической воли, выбора и действия …

Эта высшая гармония не может прийти иначе как через остановку эгоистической воли, выбора и действия, и успокоение нашего ограниченного интеллекта.

Индивидуальное эго должно прекратить стремиться и бороться, ум должен замолчать, воля желания научиться не проявлять инициативу.

Наша личность должна воссоединиться со своим источником, а всякая мысль и побуждение должны приходить сверху.

Тайный Мастер наших действий будет медленно открываться нам, и из непоколебимой надёжности высшей Воли и Знания, и будет давать санкцию божественной Шакти, которая будет производить все действия в нас с чистой и возвышенной природой в качестве своего инструмента.

Индивидуальный центр личности будет только подпоркой её работ здесь, их приёмником и каналом, отражателем её силы и лучезарным участником её света, радости и силы.

Действуя, он не будет действовать, и никакая реакция низшей Пракрити не коснётся его.

Переход на ступень выше работы трёх мод Природы есть первое условие, а их трансформация — решающая ступень этой перемены, при помощи которой Путь Работы поднимается из ямы узости нашей затемнённой человеческой природы в неограниченную широту Истины и Света над нами.

 

 

2021 май 03 пн — 2021 май 15 сб