-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 1-12

Божественная Работа

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 264-276)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава XII. Божественная Работа

1-12-01. Когда поиски ищущего на пути работы приходят, или кажется что приходят, к естественному концу то перед ним остаётся один вопрос …

1-12-02. Существует один ответ, очень известный в Индии — не остаётся никакой работы, потому что остаётся лишь покой.

1-12-03. В некотором смысле, когда искатель достигает определённой высокой стадии своей Йоги, то работа для него перестает существовать.

1-12-04. Есть распространённая ошибка считать, что если нет желания, то действие невозможно …

1-12-05. На продвинутой стадии Йоги для ищущего безразлично, в смысле какого-либо личного предпочтения, какую деятельность он осуществляет или не осуществляет.

1-12-06. Нет такого узкого принципа, такой области узкого действия, которые можно было бы навязать Карма-йогину в качестве правила или сферы его деятельности.

1-12-07. Нас может преследовать постоянная идея о том, что единственная цель освобождения — дать индивидуальной душе свободу от следующих физических рождений в нестабильной жизни вселенной.

1-12-08. Часто мы видим, что это желание личного спасения преодолевается другим притяжением …

1-12-09. В последних двух предложениях содержится в действительности вся суть вопроса.

1-12-10. Такая работа не может определяться каким-либо правилом от ума или человеческим стандартом.

1-12-11. Однако же, в то время как ни одно внешнее правило не руководит его действиями, есть правило, которого он придерживается, и которое не является внешним.

1-12-12. Как он будет делать это, каким конкретным способом — не может определяться никаким общим правилом.

1-12-13. Есть более глубокий смысл, который нам нужно увидеть в афоризме Гиты — действие, определяемое и руководимое природой должно быть нашим законом в работе.

1-12-14. Однако мы не можем легко распознать этот истинный внутренний закон нашего бытия.

1-12-15. Божественное действие, возникающее спонтанно, свободно, безошибочно из света и силы нашего духовного "я" в единстве с Божественным — это последняя стадия интегральной Йоги Работы.

1-12-16. На Пути Знания мы можем прийти к такой точке, когда мы можем выпрыгнуть из личности и вселенной …

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава XII. Божественная Работа

1-12-01. Когда поиски ищущего на пути работы приходят, или кажется что приходят, к естественному концу то перед ним остаётся один вопрос …

Когда поиски ищущего на пути работы приходят, или кажется что приходят, к естественному концу то перед ним остаётся один вопрос — остаётся ли работа, и какая, для души после освобождения, и для какой цели?

В его природе установилась ровность или она руководит всей природой. Достигнуто радикальное освобождение от идеи эго, от пронизывающего чувства эго, от всех ощущений и импульсов эго и от его самоволия и желаний.

Полное самопосвящение произошло не только в мыслях и сердце, но и во всех запутанных местах существа. Гармонично установлена полная чистота или превосхождение трёх гун.

Душа увидела Хозяина своей работы и живёт в его присутствии, или сознательно содержится в его бытии, или объединена с ним, или ощущает его в сердце или выше и выполняет его указания. Она познала свое истинное бытие и отбросила вуаль Неведения.

Какая же работа остаётся для работника в человеке, и с каким побуждением, для какой цели, в каком духе будет она выполняться?

 

*

*   *

1-12-02. Существует один ответ, очень известный в Индии — не остаётся никакой работы, потому что остаётся лишь покой.

Существует один ответ, очень известный в Индии — не остаётся никакой работы, потому что остаётся лишь покой.

Когда душа может жить в вечном присутствии Всевышнего или когда она объединена с Абсолютом, цель нашего существования в мире, если можно говорить о существовании цели, сразу исчезает.

Человек, освобождённый от проклятия само-разделения и от проклятия Невежества, освобождается также и от этого другого бедствия, от проклятия труда. Тогда всякая активность являлась бы умалением верховного состояния и возвращением к Невежеству.

Такой подход к жизни поддерживается идеей, основанной на ошибке витальной природы, для которой активность диктуется только одним или всеми тремя низшими мотивами — необходимостью, беспокойным инстинктом и импульсом или желанием.

Если же инстинкт или импульс успокоены, желание исчерпано, то откуда появится место для работы? Может оставаться какая-то механическая необходимость, не более, и даже это исчезнет навсегда с отпадением тела.

Однако, в конце концов, даже при таком подходе, пока жизнь остаётся, действие неизбежно.

Просто мышление или, при отсутствии мысли, жизнь сама по себе — есть действие и причина многих последствий.

Всякое существование в мире есть работа, сила, потенция, и имеет динамический эффект на целое в силу самого своего присутствия, даже инерция праха, даже молчание недвижимого Будды на краю Нирваны. Вопрос стоит только о характере активности, инструментов, которые применяются или действуют сами по себе, и характере духа и знания работника.

Потому что в реальности не человек работает, а Природа работает через него для самовыражения Силы внутри, которая исходит от Бесконечного.

Единственно, что нужно — знать это, и жить в присутствии и существовании Хозяина Природы, свободными от желания и иллюзий личных импульсов.

Именно это, а не телесное прекращение активности является истинным освобождением. Потому что сразу же прекращается зависимость от работы.

Человек может бесконечно долго сидеть тихо и неподвижно, и в то же время быть связанным Невежеством не меньше, чем животное или насекомое.

Но если он сумеет сделать это более высокое сознание динамичным в себе, тогда все работы всех миров могут проходить через него, и всё же он будет оставаться внутренне неподвижным, в абсолютном покое и мире, свободным от каких-либо пут.

Деятельность в мире в начале даётся нам как средство само-развития и само-осуществления. Но даже если бы мы достигли наиболее возможной божественной само-полноты, она всё же оставалась бы средством осуществления божественного намерения в мире и средством реализации большего универсального "я", частью которого является каждое существо — частью, которая спустилась вместе с ним из Трансцендентного.

1-12-03. В некотором смысле, когда искатель достигает определённой высокой стадии своей Йоги, то работа для него перестает существовать.

В некотором смысле, когда искатель достигает определённой высокой стадии своей Йоги, то работа для него перестает существовать.

Потому что у него больше нет ни личной необходимости трудиться, ни ощущения работ, которые делаются им. Но также и нет необходимости убегать от действия или искать убежища в блаженной инерции.

Потому что теперь он действует так, как действует Божественное Существование без какой-либо связывающей необходимости и без какого-либо принуждающего невежества.

Даже выполняя работу, он не работает вообще. Он не проявляет личной инициативы.

Это Божественная Шакти работает в нём через его природу. Его действие развивается через спонтанность высшей Силы, владеющей его инструментами, частью которой он является, с чьей волей идентична его воля, и его сила — это её сила.

Дух внутри него содержит в себе это действие, поддерживает его и наблюдает за ним. Он руководит действием, находясь в знании, но не привержен и не прикреплён к работе привязанностью или необходимостью, не связан желанием её плодов, не порабощён каким либо движением или импульсом.

 

 

1-12-04. Есть распространённая ошибка считать, что если нет желания, то действие невозможно …

Есть распространённая ошибка считать, что если нет желания, то действие невозможно или, по крайней мере, бессмысленно. Нам говорят, что если пропадёт желание, то прекратится и действие.

Но это, как и другие слишком простые обобщения, скорее привлекательно для разделяющего и определяющего ума, чем истинно.

Большая часть работы во вселенной выполняется без всякого вмешательства желания. Она осуществляется в результате спокойной необходимости и спонтанного закона Природы.

Даже человек постоянно выполняет работу самого разного вида благодаря спонтанному импульсу, интуиции, инстинкту, или действует подчиняясь естественной необходимости и закону сил без ментального планирования или побуждения сознательного витального волевого акта или эмоционального желания.

Достаточно часто его действие противоречит его намерениям или желаниям.

Оно исходит от него, подчиняясь необходимости или принуждению, подчиняясь импульсу, повинуясь силе, действующей в нём и стремящейся к самовыражению, или сознательному поиску более высокого принципа.

Желание служит дополнительной приманкой, которой Природа отвела большое место в жизни живых существ, чтобы вызвать некоторого рода раджасическое действие, необходимое для её промежуточных целей.

Но оно не является её единственным или даже главным двигателем.

Оно имеет большое значение пока действует. Оно помогает нам преодолеть инерцию, противостоит многим тамасическим силам, которые в противном случае препятствовали бы действию.

Но ищущий, далеко прошедший по пути работы, вышел за пределы промежуточной стадии, на которой желание является помогающим средством. Оно перестало быть необходимым для его действия, и скорее стало ужасным препятствием и источником помех, неэффективности и поражения.

Другие люди вынуждены подчиняться личному выбору или мотиву, но продвинутому искателю придётся научиться действовать с безличным или вселенским умом, или же как часть бесконечной Личности или её инструмент.

Спокойная беспристрастность, радостная незаинтересованность или блаженный отклик на божественную Силу, чтобы она ни указывала — основное условие при котором он выполняет любую эффективности полезную работу или подчиняется какой-либо стоящей деятельности.

Не желание, не привязанность должны направлять его, а Воля, возникающая в божественном покое, Знание, что приходит из трансцендентного Света, радостный Импульс, являющийся силой, исходящей от верховной Ананды.

 

*

*   *

1-12-05. На продвинутой стадии Йоги для ищущего безразлично, в смысле какого-либо личного предпочтения, какую деятельность он осуществляет или не осуществляет.

На продвинутой стадии Йоги для ищущего безразлично, в смысле какого-либо личного предпочтения, какую деятельность он осуществляет или не осуществляет. Даже его действие или бездействие не зависит от его личного выбора или желания.

Его всегда толкает делать то, что находится в созвучии с Истиной, или что через его природу требует Божественное.

Отсюда иногда делают неправильный вывод о том, что духовный человек, принимая то положение, в которое он поставлен Судьбой или Богом, или его прошлой Кармой, довольствуясь работой в той области и в том окружении семьи, клана, касты, нации, которые унаследовал от рождения и по обстоятельствам, не будет, а может быть и не должен делать какие-либо движения чтобы превзойти их или стремиться к какой-нибудь великой светской цели.

Поскольку у него в действительности нет работы, поскольку он в действительности только использует работу, причём любую работу, пока он пребывает в теле, чтобы достигнуть освобождения или, достигнув его, только для того, чтобы повиноваться верховной Воле и выполнять всё, что она предписывает, то для этой цели достаточно той области, которая ему представлена.

Став свободным, ему остаётся только продолжать работать в той сфере, которая определена ему Судьбой и обстоятельствами до тех пор, пока не настанет великий час, когда он сможет наконец исчезнуть в Бесконечности.

Настаивать на каком-то конкретном результате или работать ради какой-либо высокой светской цели значит впасть в иллюзию работы. Это значит придерживаться ошибочного мнения, что земная жизнь имеет вразумительное направление и содержит цели, которых стоит добиваться.

И вот великая теория Иллюзии, которая является практическим отрицанием Божественного в мире, даже когда она в принципе признает Присутствие, снова перед нами.

Но Божественное присутствует в мире, не только статически, но и динамически, не только как духовное "я" и присутствие, но как власть, сила, энергия, и поэтому божественная работа в мире возможна.

1-12-06. Нет такого узкого принципа, такой области узкого действия, которые можно было бы навязать Карма-йогину в качестве правила или сферы его деятельности.

Нет такого узкого принципа, такой области узкого действия, которые можно было бы навязать Карма-йогину в качестве правила или сферы его деятельности.

Совершенно верно, что работа любого вида, маленькая или большая с точки зрения воображения, небольшого масштаба или широкого, может быть одинаково использована на пути к освобождению или для самодисциплины.

Также верно, что после освобождения человек может участвовать в любой сфере жизни и в любом виде деятельности и реализовывать там своё существование в Божественном.

В зависимости от того, как его направляет Дух, он может оставаться в той сфере, которая присуща ему от рождения и обстоятельств, или разрушить эти рамки и двинуться к неограниченной активности, которая будет подходить его возросшему сознанию и более высокому знанию.

С точки зрения других людей, их внешнего взгляда, внутреннее освобождение может не повлечь за собой видимых изменений в его внешних делах. Или наоборот, внутренняя свобода и бесконечность могут выразить себя во внешней динамичной работе, настолько обширной и новой, что всеобщее внимание будет поглощено этой новой силой.

Если таково будет в нём намерение Всевышнего, освободившаяся душа может быть согласна с тонкой и ограниченной активностью в пределах старого человеческого окружения, никоим образом не стремясь изменить её внешние проявления.

Однако, она так же может быть призвана к такой работе, которая не только изменит форму и сферу своей собственной внешней жизни, но создаст новый мир или новый порядок, изменив вокруг себя всё.

 

*

*   *

1-12-07. Нас может преследовать постоянная идея о том, что единственная цель освобождения — дать индивидуальной душе свободу от следующих физических рождений в нестабильной жизни вселенной.

Нас может преследовать постоянная идея о том, что единственная цель освобождения — дать индивидуальной душе свободу от следующих физических рождений в нестабильной жизни вселенной.

Если эта свобода обеспечена, то для души уже нет дальнейшей работы в жизни здесь или где-то ещё, за исключением разве что той, которая требуется для продолжающих существовать потребностей тела, или неизбежной в результате нереализованных последствий прошлых жизней. Это немногое, быстро исчерпывающееся или поглощающееся огнём Йоги, прекратится после того, как освободившаяся душа покинет тело.

Цель избежать следующих рождений, которая давно укрепилась в индийской ментальности как высшая цель души, заменила собой наслаждение небесами по ту сторону этой жизни, которое закреплялось в ментальности верующих многими религиями в качестве божественной приманки.

В индийской религии также содержался этот более ранний и низший призыв, когда доминирующей идеей являлось грубое внешнее истолкование Ведических гимнов, а дуалисты в более поздней Индии также сохранили его в качестве части их высшего духовного мотива.

Несомненно, освобождение от ограничений ума и тела ради вечного, покоя, отдыха, безмолвия Духа обладает большей привлекательностью, чем предложение небес ментальных радостей или бесконечно продолжающихся физических удовольствий, но и это в конце концов лишь приманка.

Настойчивая идея усталости ума от мира, уклонения живого существа от риска рождения, играет на струнах слабости и не может служить высшим мотивом.

Стремление к личному спасению, как бы высоко по форме оно ни было, является продуктом эго.

Оно покоится на идее нашей собственной индивидуальности и её стремлении к личному благу или благополучию, её страстном желании освободиться от страданий или на её призыве к уничтожению забот становления, и делает это высшей целью нашего существования.

Для полного отказа от этой основы эго необходимо подняться выше желания личного спасения.

Если мы ищем Божественное, то это должно быть ради Божественного и не для чего другого, потому что это — самый высокий призыв нашего существа, самая глубокая истина духа.

Поиск освобождения, свободы души, реализации нашего истинного и высшего "я", единения с Божественным, оправдан только потому, что это высший закон нашей природы, потому что он является притяжением того, что есть низшего в нас, к более высокому, потому что такова Божественная Воля в нас.

Это является достаточным оправданием и единственной истинной причиной. Все другие мотивы являются наростами, упрощёнными или случайными истинами или удобными ловушками, которые душа должна избегать, как только необходимость в них отпадает, и состояние единства со Всевышним и со всеми существами становится нашим нормальным сознанием, и блаженство этого состояния — нашей духовной атмосферой.

1-12-08. Часто мы видим, что это желание личного спасения преодолевается другим притяжением …

Часто мы видим, что это желание личного спасения преодолевается другим притяжением, которое также принадлежит к более высокой стороне нашей природы и которое указывает на тот существенный характер действия, которого должна придерживаться освобождённая душа.

Это то, что подразумевается в великой легенде об Амитабха Будде, который повернул назад, когда его дух находился на пороге Нирваны, и дал клятву никогда не переступать его, пока хоть одно существо остаётся в страдании и Невежестве.

Это то, что подчёркнуто в возвышенных стихах Бхагавата Пураны, "Я не желаю ни высшего состояния со всеми его восемью сиддхи, ни прекращения цепи рождений. Позволь мне принять горе всех существ, которые страдают, и войти в них, чтобы освободить их от печали".

Это воодушевило на замечательные строки письма Свами Вивекананду. "Я потерял всякое желание своего спасения", — писал великий ведантист, — "пусть я буду рождаться снова и снова, и страдать тысячами несчастий, чтобы я мог поклоняться тому единственному Богу, который есть, единственному Богу, в которого я верю, тотальной сумме всех душ — и превыше всех, особым предметом моего поклонения является мой Бог порочных, мой Бог несчастных, мой Бог бедняков всех рас, всех народов.

Ему, который является высоким и низким, святым и грешником, богом и червяком, Ему поклоняйтесь, видимому, познаваемому, реальному, вездесущему. Сокрушите всех других идолов.

В ком нет ни прошлой жизни, ни будущего рождения, ни смерти, ни ухода, ни прихода, в ком мы всегда пребывали и всегда будем едины, Ему поклоняйтесь. Сокрушите всех других идолов".

1-12-09. В последних двух предложениях содержится в действительности вся суть вопроса.

В последних двух предложениях содержится в действительности вся суть вопроса.

Истинное спасение или истинная свобода от цепи рождений не в отказе от земной жизни или в индивидуальном уходе в результате духовного самоуничтожения, подобно тому, как истинное отречение заключается не в простом физическом устранении от семьи и общества.

Оно во внутреннем отождествлении с Божественным, в котором нет ограничений прошлой жизни и будущего рождения, но вместо этого вечное существование нерождённой Души.

Тот, кто внутренне свободен, даже действуя, ничего не делает, говорит Гита. Потому что это Природа действует в нём под руководством Господина Природы.

В равной мере, даже если он сто раз облекается в тело, он свободен от любой цепи рождений или механического колеса существования, поскольку он живёт в нерождённом и бессмертном духе, а не в жизни тела.

Поэтому привязанность к идее избежать нового рождения — это одним из идолов, и кто бы её ни придерживался, Садхакой интегральной Йоги должен её разрушить и отбросить прочь.

Потому что эта Йога не ограничивается реализацией индивидуальной душой Трансцендентного за пределами всего мира. Она охватывает также реализацию Вселенского, "тотальную сумму всех душ", и поэтому не может ограничиться движением к личному спасению и уходу.

Даже если искатель превзойдёт космические ограничения, он продолжает оставаться единым со всем в Боге. И во вселенной для него будет божественная работа.

 

*

*   *

1-12-10. Такая работа не может определяться каким-либо правилом от ума или человеческим стандартом.

Такая работа не может определяться каким-либо правилом от ума или человеческим стандартом. Потому что сознание садхака на данном уровне ушло от человеческого закона и ограничений и перешло в свободу божественного, выходя из под управления внешним и перешло к самоуправлению внутренним и вечным, ушло от связывающих форм конечного к свободному самоопределению Бесконечного.

"Как бы он ни жил, и ни действовал", — говорит Гита, — "он живёт и действует во Мне".

Те правила, что были установлены человеческим интеллектом, не могут быть применены к освобождённой душе. Такого человека нельзя судить по внешним критериям и испытаниям, которые предписываются ментальными ассоциациями и предубеждениями. Он находится за пределами узкой юрисдикции этих трибуналов, склонных ошибаться.

Не имеет значения, носит ли он одеяние аскета или живёт полной жизнью главы семьи. Проводит ли он свои дни, как говорится, в святых трудах, или в многосторонней мирской деятельности.

Посвящает ли он себя непосредственно тому, чтобы вести людей к Свету как Будда, Христос или Шанкара, или управляет царствами как Джанака, или предстаёт перед людьми, как Шри Кришна, политиком или полководцем.

Не имеет значения — что он ест или пьёт. Каковы его привычки или занятия. Терпит ли он поражение или успешно побеждает. Является ли его труд конструктивным или разрушительным.

Поддерживает ли он или восстанавливает старый порядок, или трудится, чтобы создать новый. Общается ли он с такими, которых люди уважают, или с теми, которых людское чувство превосходства в добродетельности отвергает или порицает.

Оправдывают ли его современники его жизнь и поступки, или проклинают его как сбивающего людей с пути и возбудителя религиозных, моральных или общественных ересей.

Им не руководят суждения людей или законы, установленные невеждами.

Он послушен внутреннему голосу и им движет невидимая Сила.

Его истинная жизнь внутри, и её описанием является то, что он живёт, движется и действует в Боге, в Божественном, в Бесконечном.

1-12-11. Однако же, в то время как ни одно внешнее правило не руководит его действиями, есть правило, которого он придерживается, и которое не является внешним.

Однако же, в то время как ни одно внешнее правило не руководит его действиями, есть правило, которого он придерживается, и которое не является внешним. Оно диктуется не личным желанием или целью, но будет частью сознательной и в конечном счёте хорошо организованной, потому что само-организованной, божественной деятельности в мире.

Гита утверждает, что деятельность освобождённого человека должна направляться не желанием, но должна быть направлена на поддержание всего мира, на управление им, на руководство, на импульсы в этом мире, на сохранение пути, который ему предназначен.

Это предписание обычно воспринимается в том смысле, что раз существование мира это иллюзия, в которой должно пребывать большинство людей, поскольку они не способны к освобождению, то внешне освобождённый человек должен действовать так, чтобы сохранять в них привязанность к их обычной работе, возложенной на них общественным законом.

Если бы это было так, то это было бы плохим и мелким правилом, и каждое благородное сердце отвергло бы его, и предпочло бы следовать божественной клятве Амитабха Будды, возвышенной молитве Бхагавата, страстному устремлению Вивекананды.

Но если мы выбираем точку зрения, что мир является божественно управляемым движением Природы, проявляющейся в человеке в направлении Бога, и что это тот самый труд, которым, как объявляет в Гите Господь, он вечно занят, хотя не существует ничего, что бы он не имел или мог ещё иметь, тогда это великое указание приобретает глубокий и истинный смысл.

Участвовать в этой божественной работе, жить для Бога в мире будет правилом для Карма-йогина. Жить для Бога в мире и поэтому действовать так, чтобы Божественное могло всё больше и больше проявлять себя, а мир двигаться вперёд самыми разными путями его таинственного паломничества и становиться ближе к божественному идеалу.

1-12-12. Как он будет делать это, каким конкретным способом — не может определяться никаким общим правилом.

Как он будет делать это, каким конкретным способом — не может определяться никаким общим правилом. Это должно развиваться или определяться изнутри.

Решение лежит между Богом и нашим "я", между Высшим "Я" и индивидуальным "я", которое является орудием этого труда.

Даже ещё до освобождения, именно из внутреннего "я", как только мы начинаем его осознавать, возникает санкция, духовно определённый выбор.

Точно также изнутри должно прийти знание работы, которую нужно делать. Нет такой особенной работы, закона, или формы, или внешне установленного, или неизменного вида или способа труда, который можно было бы определить как присущий освобождённому существу.

Фраза, использованная в Гите для выражения той работы, которую нужно делать, в действительности истолкована в том смысле, что мы должны выполнять свой долг независимо от его результатов. Но это понимание рождено Европейской культурой, которая скорее этична, чем духовна, и скорее внешняя, чем глубоко внутренняя по своим концепциям.

Не существует такой общей вещи, как долг. У нас есть только обязанности, часто конфликтующие между собой, и они определяются нашим окружением, нашими общественными отношениями, нашим внешним статусом в жизни.

Они очень ценны и полезны для воспитания нашей незрелой моральной природы и для выстраивания некоего стандарта, который препятствует действию эгоистических желаний.

Уже говорилось, что пока у ищущего нет внутреннего света, то ему необходимо руководствоваться самым лучшим светом, который у него есть, и при этом долг, принцип, причина — среди прочих стандартов, которые он может временно принимать и придерживаться.

Но при всём том, обязанности — это внешние вещи, не относящиеся к ткани души, и они не могут служить высшей нормой действия на этом пути.

Долг солдата сражаться, когда ему приказано, даже стрелять в своих знакомых и родных. Но такой стандарт или похожий не может быть навязан освобождённому человеку.

С другой стороны, любить или проявлять сострадание, повиноваться высшей истине нашего бытия, следовать повелению Божественного — это не обязанности.

Это закон природы, когда она поднимается к Божественному — действовать так, чтобы действие вытекало из состояния души, это некая высокая реальность духа.

Действие освобождённого исполнителя работ должно быть именно таким потоком из души.

Действие должно приходить к нему или исходить из него как естественный результат его духовного единства с Божественным, а не быть сформированной назидательной конструкцией ментальной мысли и воли, практического рассудка или общественного мнения.

В обычной жизни руководством является выработанное личностью, обществом или традицией правило, стандарт или идеал.

Как только начинается духовный путь, это должно быть заменено внутренним и внешним правилом или образом жизни, необходимым для нашей самодисциплины, освобождения и совершенствования, жизненным порядком, соответствующими тому пути, по которому мы идём, или к этому должно быть добавлено воздействие того, кто признан нами духовным руководителем и мастером, Гуру, или же предписания Руководителя внутри нас.

Но на последней стадии бесконечности и свободы души все внешние нормы заменяются или откладываются в сторону, и остаётся только спонтанное и целостное подчинение Божественному, с которым мы объединены, и активность, спонтанно осуществляющая интегральную духовную истину нашего бытия и природы.

 

*

*   *

1-12-13. Есть более глубокий смысл, который нам нужно увидеть в афоризме Гиты — действие, определяемое и руководимое природой должно быть нашим законом в работе.

Есть более глубокий смысл, который нам нужно увидеть в афоризме Гиты — действие, определяемое и руководимое природой должно быть нашим законом в работе.

Безусловно, подразумевается не поверхностный темперамент или характер, или привычные импульсы, а в буквальном смысле санскритского слова наше "собственное бытие", наша сущностная природа, божественная материя наших душ.

Всё, что возникает из этого корня или вытекает из этих источников, является глубоким, необходимым, правильным. Всё остальное — мнения, импульсы, привычки, желания — могут быть только поверхностными образованиями или случайными причудами существа или внушениями извне.

Последние перемещаются и изменяются, но это остаётся неизменным. Не исполнительные формы, принятые Природой в нас, являются нашим "я", или наши неизменно постоянные и выразительные формы, но духовное существо в нас — и это включает становление души — это то, что сохраняется на протяжении времени во вселенной.

1-12-14. Однако мы не можем легко распознать этот истинный внутренний закон нашего бытия.

Однако мы не можем легко распознать этот истинный внутренний закон нашего бытия. Пока сердце и интеллект не очищены от эгоизма, он спрятан от нас.

Он будет скрыт до тех пор, пока мы следуем поверхностным и непостоянным идеям, импульсам, желаниям, предложениям и внушениям всех видов от нашего окружения или отрабатываем формации нашей временной ментальной, витальной, физической личности — этого проходящего эмпирического и структурированного "я", которое было создано для нас через взаимодействие между нашим существом и давлением низшей космической Природы.

Пропорционально тому как мы очищаемся, истинное существо внутри проявляет себя всё яснее и яснее. Наша воля всё меньше затрагивается внушениями извне и всё меньше зациклена на наших поверхностных ментальных конструкциях.

Когда эгоизм будет отвергнут и природа очистится, действие станет приходить из указания души, из глубин или высот духа, или будет открыто руководиться Господом, который всё время тайно живёт в наших сердцах.

Самое высокое и окончательное слово Гиты для Йогина в том, что он должен отказаться от всех общепринятых формул веры и действия, всех установленных и внешних правил поведения, всех конструкций внешней поверхностной Природы, Дхарм, и найти убежище только в Божественном.

Свободный от желаний и привязанностей, в единстве со всеми существами, живя в бесконечной Истине и Чистоте и действуя из самых глубин внутреннего сознания, руководимый своим бессмертным, божественным и высочайшим "Я", он достигнет того, что все его работы будут направляться Силой внутри, через тот сущностный дух и природу в нас, которая, познавая, воюя, трудясь, любя и служа, всегда является божественной, и будут направляться к реализации Бога в мире, к выражению Вечного во Времени.

1-12-15. Божественное действие, возникающее спонтанно, свободно, безошибочно из света и силы нашего духовного "я" в единстве с Божественным — это последняя стадия интегральной Йоги Работы.

Божественное действие, возникающее спонтанно, свободно, безошибочно из света и силы нашего духовного "я" в единстве с Божественным — это последняя стадия интегральной Йоги Работы.

Самая главная причина — почему мы должны искать освобождение — не в том, чтобы освободиться индивидуально от страдания мира, хотя и это освобождение так же будет дано нам, а, чтобы мы могли быть едины с Божественным, Всевышним, Вечным.

Самая главная причина — почему мы должны стремиться к совершенству, высшему состоянию, чистоте, знанию, силе, любви, уменью, не в том, чтобы мы могли лично наслаждаться божественной Природой или быть подобными богам, хотя и это наслаждение будет нашим, а в том, что эта свобода и совершенство являются божественной Волей в нас, высочайшей истиной нашего "я" в Природе, вечно предполагаемой целью поступательного проявления во вселенной.

Божественная Природа, свободная, совершенная и блаженная, должна проявиться в отдельном человеке для того, чтобы она могла проявиться в мире.

Даже в Неведении отдельный человек, на самом деле, живёт во вселенском и для вселенской Цели, потому что даже в акте преследовании целей и желаний своего эго, Природа заставляет его своим эгоистическим действием содействовать её работе и цели в мирах. Но это делается без сознательного намерения, несовершенно, и его вклад добавляется к её наполовину развитому и наполовину сознательному, грубому несовершенному движению.

Избавление от эго и единство с Божественным — одновременно и его освобождение и окончательное оформление его индивидуальности.

Человек, освобождённый, очищенный, усовершенствованный таким образом — божественная душа — живёт сознательно и полностью, как было изначально предназначено, внутри и для космического и трансцендентного Божественного и ради его Воли во вселенной.

1-12-16. На Пути Знания мы можем прийти к такой точке, когда мы можем выпрыгнуть из личности и вселенной …

На Пути Знания мы можем прийти к такой точке, когда мы можем выпрыгнуть из личности и вселенной, освободиться от всякого мышления, и воли, и работ, и всех путей Природы и, будучи поглощены и вовлечены в Вечность, нырнуть в Трансцендентность.

Это, хотя и не обязательно для познающего Бога, может быть решением души, условием, поставленным нашим внутренним "я".

На Пути Преданности через глубину обожания и радости мы можем достигнуть союза с высшим Все-Любящим, и вечно оставаться в экстазе его присутствия, поглощённые только им одним, находясь сокровенно в одном мире блаженства вместе с ним.

Тогда именно это может оказаться импульсом нашего существа, его духовным выбором.

А на Пути Работы открывается ещё одна перспектива: путешествуя по этому пути, мы можем войти в освобождение и совершенство, приняв закон и силу природы, которые едины с Вечным.

Мы можем отождествиться с ним в нашей воле и динамическом "я" в той же мере, что и в нашем духовном состоянии.

Естественным итогом этого союза станет божественный способ совершения работы. Божественная жизнь в духовной свободе — основой его самовыражения.

В Интегральной Йоге эти три пути перестают быть исключающими друг друга, они встречаются, сливаются или вытекают один из другого.

Освободившись от завесы ума над внутренним "я", мы живём в Трансцендентном, благодаря обожанию сердца вступаем в единение верховной любви и блаженства, все силы нашего существа восходят к единой Силе, наша воля и работы отдаются единой Воле и Власти, и мы воспринимаем динамичное совершенство божественной Природы.

 

 

2021 июнь 21 пн — 2021 июль 10 сб