-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-01

Объект Знания

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 287-299)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава I. Объект Знания

2-01-01. Всякий духовный поиск движется к некоторому объекту Знания, на который люди обычно не обращают взгляд своего ума …

2-01-02. Традиционные системы, несмотря на разные другие различия, все исходят из веры или представления, что Вечное и Абсолют …

2-01-03. Такая чистая Джняна-Йога приходит от интеллекта, но заканчивается в превышении интеллекта и его работы.

2-01-04. Однако в действительности, мысль только разведчик и первооткрыватель.

2-01-05. А мысль, поскольку она не самая высокая и не самая сильная часть Природы …

2-01-06. Традиционный Путь Знания идёт через отбрасывание …

2-01-07. За традиционным путём Знания, оправдывая его мысленный процесс исключения и отхода, стоит духовный опыт, который может всецело овладеть человеком.

2-01-08. Объект духовного знания — это Наивысшее, Божественное, Бесконечное и Абсолютное.

2-01-09. По отношению к человеку, Наивысшее — это наше собственное истинное, высшее "я" …

2-01-10. Ни Жизнь, ни витальное существо, ни энергия, что играет в мозгу, нервах и теле, не являются нашим Высшим "Я".

2-01-11. И в то же время ни Ум, ни наша ментальность, ни наша думающая, понимающая часть не являются нашим Высшим "Я", и не являются Тем.

2-01-12. По отношению к вселенной Высочайшее есть Брахман, единственная Реальность, которая …

2-01-13. Это высшее Существование не зависит ни от конкретной личности, ни от вселенной.

2-01-14. Осознание трансцендентного Абсолюта и его следствий в индивидуальности и вселенной это окончательное, вечное знание.

2-01-15. Кульминация пути знания не обязательно влечёт за собой  прекращение нашего существования в мире.

2-01-16. Таково интегральное знание, потому что мы знаем, что везде и при любых условиях, всё для глаза, который видит — это Единый …

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава I. Объект Знания

2-01-01. Всякий духовный поиск движется к некоторому объекту Знания, на который люди обычно не обращают взгляд своего ума …

Всякий духовный поиск движется к некоторому объекту Знания, на который люди обычно не обращают взгляд своего ума, к кому-то или чему-то Вечному, Бесконечному, Абсолюту, к тому, что не является временной вещью или ощутимой силой. Хотя он или оно может быть внутри них, или позади них, как источник или творец.

Цель духовного поиска — состояние знания, в котором мы можем коснуться, войти или познать через отождествление это Вечное, Бесконечное или Абсолют, сознание отличное от нашего обычного сознания идей, форм и вещей, знание, непохожее на то, что мы называем знанием, но что-то самосуществующее, постоянное, бесконечное.

И хотя наш поиск может начаться, или даже — должен начаться, поскольку человек это ментальное существо, с наших обычных инструментов знания, этот поиск обязательно должен пойти дальше их, используя сверхчувственные и сверхментальные средства и возможности.

Потому что мы ищем то, что само по себе сверхчувственно, сверхментально, и лежит за пределами досягаемости ума и чувств. Хотя его первый отблеск или отражённый образ можно увидеть через ум и чувства.

2-01-02. Традиционные системы, несмотря на разные другие различия, все исходят из веры или представления, что Вечное и Абсолют …

Традиционные системы, несмотря на разные другие различия, все исходят из веры или представления, что Вечное и Абсолют может быть (или хотя бы обитать внутри) только в чистом трансцендентном состоянии вне-космического существования, или, иначе, несуществования.

Всё космическое существование, или всё, что мы называем существованием — это состояние невежества. Даже самое высокое индивидуальное совершенство, даже полное блаженства космическое состояние не более, чем высокое невежество.

Всё, что является индивидуальным, всё, что является космическим должно строго отвергаться искателем абсолютной Истины.

Высшее неподвижное "Я", или, иначе, абсолютное Ничто — это единственная Истина, единственный объект духовного знания.

Состояние знания, сознания, отличное от нашего временного, которое мы должны достичь, это Нирвана, угасание эго, прекращение любой ментальной, витальной и физической активности, вообще всякой активности, высшая озарённая неподвижность, чистое блаженство безличного спокойствия, самопогружённого и невыразимого.

Средствами являются — медитация, сосредоточение, исключающее всё остальное, полное затухание ума в своём объекте. Активность допускается только на первых стадиях поиска, чтобы очистить ищущего и подготовить его морально и в соответствии с его характером, чтобы он стал пригодным сосудом для знания.

И даже эта активность либо должна быть урезана до выполнения обрядов поклонения и предписанных обязанностей жизни, строго установленных Индийской Шастрой. Либо, в соответствии с Буддийской дисциплиной должна направляться по восьмеричному пути для высшей практики работ сострадания, что приводят к практическому уничтожению своего "я" ради добра для других.

В конце концов, в любой строгой и чистой Джняна-Йоге, всякая работа должна быть прекращена ради совершенного покоя. Потому что деятельность может подготовить спасение, но не может дать его.

Любая длительная приверженность к деятельности несовместима с высшим развитием и может оказаться непреодолимым препятствием перед достижением духовной цели.

Высшее состояние покоя — совершенная противоположность действию и не может быть достигнуто теми, кто продолжает работать.

И даже преданность, любовь, поклонение — это дисциплины для неподготовленной души. Максимум — это лучшие методы Невежества,  потому что они предназначаются для чего-то другого, более высокого и великого, чем мы сами.

Но в высшем знании не может быть ничего подобного, там может быть или только одно "я", или никакого "я" вообще, и поэтому либо нет никого, кто бы поклонялся, любил и выражал преданность, либо нет того, кто принимал бы это.

Даже активность мысли должна исчезнуть в едином сознании тождества или же нечто, благодаря своей неподвижности, принесёт неподвижность во всю природу.

Должно остаться только абсолютное Тождество или же вечное Ничто.

2-01-03. Такая чистая Джняна-Йога приходит от интеллекта, но заканчивается в превышении интеллекта и его работы.

Такая чистая Джняна-Йога приходит от интеллекта, но заканчивается в превышении интеллекта и его работы.

Мыслитель внутри нас отделяет себя от всего другого, чем мы являемся. Он отвергает сердце, отходит от жизни и чувств, отделяется от тела, чтобы добраться до своей исключительной реализации, в том, что за пределами его функций и даже его самого.

За этим стоит некоторая истина, также, как и некоторый опыт, которые, по-видимому, оправдывают такой подход.

Есть Сущность, которая по своей природе — неподвижность, высшее Безмолвие в Существовании, которая лежит за пределами своего развития и изменений, которая неизменна и потому стоит выше всех активностей, для которых она лишь Свидетель.

И в иерархии наших психологических функций Мысль в каком-то смысле ближе всего к этому Высшему "Я", по крайней мере ближе всего к его аспекту всеосознающего знающего, что наблюдает за всеми активностями, но может стоять позади их всех.

Сердце, воля и другие силы в нас фундаментально активны, естественно направлены на действие, реализуются через него. Хотя, они тоже могут автоматически подойдти к некоторой неподвижности за счёт полноты удовлетворения своей активностью, или иначе, через обратный процесс истощения из-за постоянного разочарования и неудовлетворённости.

Мысль тоже активная сила, но ей легче придти к покою через свой сознательный выбор и используя волю.

Мысль легче удовлетворить озарённым интеллектуальным восприятием безмолвного Свидетеля, этого "Я", который выше всех наших действий.

И однажды увидев неподвижный Дух, наша мысль готова, считая свою цель поиска истины достигнутой, успокоиться и самой стать неподвижной.

Потому что в своём наиболее характерном движении она готова стать незаинтересованным свидетелем, судьёй, наблюдателем вещей больше, чем заинтересованным участником и страстным работником в работе, и может очень легко придти к духовному или философскому покою и бестрастной отделённости.

И поскольку люди — ментальные существа, то мышление, если и не самое лучшее и высшее в них, но как минимум самое постоянное, естественное и эффективное средство для просвещения их невежества.

Вооружённое своими функциями накопления и рефлексии, размышления, концентрированного изучения, сосредоточенной задержки ума на своем объекте, шравана, манана, хидидхиясана, оно стоит на вершине нашего существа как необходимая помощь для понимания того, к чему мы стремимся. И не удивительно, что оно претендует быть ведущим в путешествии и единственным доступным проводником, или, по крайней мере, непосредственной внутренней дверью в храм.

2-01-04. Однако в действительности, мысль только разведчик и первооткрыватель.

Однако в действительности, мысль только разведчик и первооткрыватель.

Она может быть руководителем, но не может командовать или приводить что-то в исполнение.

Ведущим в этом путешествия, командиром похода, первым и самым древним жрецом нашей жертвы является Воля.

Эта Воля — не желание сердца и не требование или предпочтение ума, которым мы часто даём это имя.

Это та лежащая глубоко внутри, преобладающая и зачастую замаскированная сознательная сила нашего существа и всего существования, Тапас, Шакти, Шраддха, которая полновластно определяет наше направление и для которой интеллект и сердце это более или менее слепые и механичные слуги и инструменты.

Высшее "Я", которое неподвижно, в покое, свободно от вещей и событий — вот что является поддержкой и фоном для существования, безмолвным каналом или субстанцией чего-то Высочайшего. Оно, само по себе не является единственно реальным существованием, оно, само по себе — не Высшее.

Вечное, Высшее — это Господин и дающий начало всему на свете Дух.

Он, который выше всех действий и не связанный с ними, он — источник, санкция, материал, действующая сила, хозяин всех действий.

Все действия выходят из этого Высшего "Я" и определяются им. Все они — операции, процессы его собственной сознательной силы, а не чего-то чуждого этому Высшему "Я", или какой-то другой силы, иной, чем этот Дух.

В этих действиях выражается сознательная Воля Шакти Духа, стремящаяся проявить его существование бесконечными способами. В них выражается не какая-то невежественная Воля или Сила, а именно та, что едина со своим самосознанием и знанием всего, что она собирается выразить.

И именно благодаря этой Силе в нас есть тайная духовная воля и вера души, господствующая скрытая сила нашей природы, которая — индивидуальный инструмент, более близко общающийся с Всевышним.

И эта скрытая сила может стать гораздо более надёжным руководителем и просветителем, если нам удастся найти её и удержать. Потому, что она мудрее и непосредственно ближе к Тождественному и Абсолютному, чем поверхностная деятельность наших ментальных сил.

Познать эту волю в самих себе и во вселенной, идти за ней до её божественных пределов, какими бы они не были, безусловно должно быть самым высоким путём и самой верной кульминацией как знания, так и труда, для ищущего в жизни и ищущего в Йоге.

2-01-05. А мысль, поскольку она не самая высокая и не самая сильная часть Природы …

А мысль, поскольку она не самая высокая и не самая сильная часть Природы, и даже не единственный и не самый глубокий указатель на Истину, не должна стремиться к своему особому удовлетворению или принимать такое удовлетворение за признак достижения высшего Знания.

Мысль здесь проводник, который подводит к некоторой точке в сердце, в жизни и в других частях нашего существа, но она не может заменить их.

Мысль должна видеть не только то, что больше всего радует её, но также и то — есть ли полная радость у других частей.

Исключительный путь абстрактной мысли был бы оправдан только если бы целью Высшей Воли во вселенной было всего лишь сойти в деятельность невежества, управляемую умом как ослепляющим инструментом и тюремщиком, при помощи ложных идей и чувств, а потом подняться в покой знания, которое через ровность управляет умом при помощи правильного мышления, в качестве инструмента просветления и спасения.

Однако, есть шансы, что в мире существует менее абсурдная и бессмысленная цель, менее сухое и абстрактное влечение к Абсолюту, более широкая и сложная истина этого мира, более богатая бесконечность высоты Бесконечного.

Безусловно, абстрактная логика обязательно приходит, как пришли старые системы, к бесконечному пустому Отрицанию или к такому же бесконечному бессмысленному Утверждению. Потому что, будучи абстрактной она движется к абсолютной абстракции, а это — единственные две абстракции, которые являются абсолютно абсолютными.

Но именно конкретная, всё больше идущая в глубину мудрость, с ожидающими нас всё большими и большими богатствами бесконечного опыта, а не самонадеянная абстрактная логика узкого и некомпетентного человеческого ума, скорее всего должна стать ключом к божественному сверхчеловеческому знанию.

Сердце, воля, жизнь и даже тело — не меньше, чем мысль — формы божественного Сознания-Существования и указатели на великий смысл.

У них тоже есть силы, при помощи которых душа может вернуться к своему полному самосознанию, и средства, благодаря которым она может наслаждаться им.

Целью Высшей Воли вполне может быть кульминация, в которой всё существо намерено получить своё божественное удовлетворение, высоты, озаряющие глубины, когда материальное Несознание проявляет себя как Божественное через касание высшего Сверхсознания.

2-01-06. Традиционный Путь Знания идёт через отбрасывание …

Традиционный Путь Знания идёт через отбрасывание и он последовательно, одно за другим, отвергает тело, жизнь, чувства, сердце и само мышление с тем, чтобы слиться с неподвижным Высшим "Я", или высшим Ничто, или неограниченным Абсолютом.

Путь интегрального знания предполагает, что мы собираемся придти к интегральной самореализации, и единственная вещь, которую нужно устранить — нашу собственную неосознанность, Невежество и плоды Невежества.

Устраните ту ложь существа, которая выглядит как эго. Тогда в нас сможет проявиться наше истинное существо.

Устраните ту ложь жизни, которая выступает как обычное витальное желание и механический круговорот нашего телесного существования. Тогда проявится наша настоящая жизнь, полная силы Божества и радости Бесконечного.

Устраните ложь чувств с их подчинением видимостям материального и двойственным ощущениям. Тогда более великое чувство, живущее в нас, сможет открыться Божественному во всём и божественно отвечать этому.

Устраните ложь сердца с его запутанными страстями и желаниями, с его двойственными эмоциями. Тогда в нас может открыться более глубокое сердце с его божественной любовью ко всем существам и его бесконечной страстью и стремлением к откликам Бесконечного.

Устраните ложь мышления с его несовершенными ментальными конструкциями, с его самонадеянными утверждениями и отрицаниями, с его ограниченной и исключающей концентрацией. Тогда позади него сможет проявиться более великий дар Знания,  который способен открываться настоящей Истине Бога, души, Природы и вселенной.

Интегральная самореализация — это абсолют, высшая точка для мозаики переживаний сердца, для его инстинкта любви, радости, преданности и поклонения.

Это абсолют, высшая точка для чувств, для их стремления к божественной красоте, к добру, к наслаждению формами.

Это абсолют, высшая точка для жизни, для её стремления к работе, к божественному могуществу, мастерству и совершенству.

Это абсолют, высшая точка за пределами собственных ограничений для мысли, для её жажды истины, света, божественной мудрости и знания.

Конечной целью всего этого в нашей природе является не что-то отличное от них самих, а то, из чего они были выброшены, нечто более высокое, в котором они превосходят самих себя и находят свои абсолюты и бесконечности, свои гармонии вне всяких рамок.

2-01-07. За традиционным путём Знания, оправдывая его мысленный процесс исключения и отхода, стоит духовный опыт, который может всецело овладеть человеком.

За традиционным путём Знания, оправдывая его мысленный процесс исключения и отхода, стоит духовный опыт, который может всецело овладеть человеком.

Глубокий, интенсивный, убедительный, знакомый всем, кто перешагнул определённую границу зоны активного ума и попал в бескрайнее внутреннее пространство, это великий опыт освобождения, осознания чего-то внутри нас, что за пределами всего и вне вселенной, всех её форм, интересов, целей, событий и происшествий, осознания чего-то спокойного, незатрагиваемого, неозабоченного, неограниченного, неподвижного, свободного.

Это опыт взгляда вверх, к чему-то над нами, что неразличимо и трудно для понимания, во что нас зовёт войти, отказавшись от нашей личности.

Это присутствие вездесущего вечного свидетеля Пуруши, ощущение Бесконечности или Вневременного, что смотрит на нас из величественного отрицания всего нашего существования, ощущение что только оно единственно Реально.

Этот опыт становится высшим очищением для нашего одухотворённого ума, твёрдо смотрящего за пределы собственного существования.

Ни один человек, не пройдя через это освобождение, не может полностью быть свободным от ума и его сетей.

Но, с другой стороны, никто не обязан навсегда застревать в этом переживании. Как бы велико оно ни было, это только захватывающее переживание Умом того, что за пределами и его, и всего, что он в состоянии воспринять.

Это высший отрицательный опыт, но за ним — огромный свет бесконечного Сознания, неограниченного Знания, утверждающее абсолютное Присутствие.

2-01-08. Объект духовного знания — это Наивысшее, Божественное, Бесконечное и Абсолютное.

Объект духовного знания — это Наивысшее, Божественное, Бесконечное и Абсолютное.

У этого Наивысшего есть свои отношения с нашим индивидуальным существом и свои отношения со вселенной. Оно превосходит и душу, и вселенную.

Ни вселенная, ни человек не являются тем, чем они кажутся, потому что то представление о них, которое дают нам наш ум и наши чувства, пока они не озарены способностью более высокого супраментального и сверхчувственного знания — это ложное представление, несовершенная конструкция, смягчённый и ошибочный образ.

И всё же, то, чем кажутся вселенная и человек — некий образ чем они являются в реальности, образ, который указывает за пределы себя, на ту реальность, что за этим.

Истина познаётся через корректировку смысла, получаемого от нашего ума и чувств. И поначалу — через работу более высокого интеллекта, который, по возможности, просвещает и приводит в порядок заключения невежественного чувственного ума и ограниченного физического интеллекта. Таков метод всего человеческого знания и науки.

Но за пределами этого есть знание, Сознание-Истина, которое превосходит наш интеллект и приводит нас к истинному свету, отражённым лучом которого является обычное наше знание.

Там абстрактные понятия чистого разума и конструкции ума исчезают или превращаются в конкретное видение души и огромную действительность духовного опыта.

Это знание может повернуться к абсолюту Вечного и потерять видение души и вселенной. Но оно может также видеть это существование из Вечного.

Когда такое происходит, мы обнаруживаем, что невежество ума и чувств и вся видимая тщетность человеческой жизни вовсе не были бесполезной экскурсией сознательного существа, ненужным заблуждением.

На этом уровне они должны быть грубой почвой для самовыражения Души, что приходит из Бесконечного, и материальной основой для её самораскрытия и самоовладевания в условиях вселенной.

Это правда, что сами по себе и они, и всё, что здесь есть, не имеют смысла, и строить отдельные смыслы для них означает жить в иллюзии, в Майе.

Но у них есть более высокий смысл в Наивысшем, абсолютная Сила в Абсолюте. Он им предназначен. И их теперешний относительный смысл тоже связан с этой Истиной.

Таков все-соединяющий опыт, основа самого глубокого интегрального и самого сокровенного самопознания и познания мира.

2-01-09. По отношению к человеку, Наивысшее — это наше собственное истинное, высшее "я" …

По отношению к человеку, Наивысшее — это наше собственное истинное, высшее "я", то, чем мы в конечном счете являемся по нашей сути, то, что мы представляем в своей проявленной природе.

Духовное знание, которое движется к истинному Высшему "Я" в нас, должно отвергнуть, как это отвергает традиционный путь знания, все обманчивые представления.

Оно должно открыть, что тело — это не наше "я", и не основа нашего существования. Наше тело это чувствующая форма Бесконечного.

Переживание Материи как единственной основы мира, а физического мозга, нервов, клеток и молекул как единственной истины всего в нас, это громоздкая несовершенная основа материализма, заблуждение, полуправда, принимаемая за целое, тёмное дно или тень того, что неправильно понято как озарённая субстанция, образ действующего нуля вместо Целого.

Материалистическая идея ошибочно принимает творение за созидающую Силу, способ выражения за То, что выражено и выражает.

Материя, наш физический мозг, нервы и тело — это поле и основание для единого действия жизненной силы. Она служит для связи Высшего "Я" с конкретной формой его творения, поддерживает их своим прямым действием.

Материальные движения — это лишь внешняя система символов, с  помощью которой душа представляет своё понимание некоторых истин Бесконечного и делает их эффективными в терминах Субстанции. Они — язык, нотация, иероглифы, система символов, а не глубочайший истинный смысл вещей, на которые они намекают.

2-01-10. Ни Жизнь, ни витальное существо, ни энергия, что играет в мозгу, нервах и теле, не являются нашим Высшим "Я".

Ни Жизнь, ни витальное существо, ни энергия, что играет в мозгу, нервах и теле, не являются нашим Высшим "Я". Каждое из них это лишь одна из сил, а не вся сила Бесконечного.

Ощущение жизненной силы, использующей Материю в качестве своей основы, источника и реального итога всех вещей, эта вибрирующая неустойчивая основа витального существа — иллюзия, половинчатое видение, принимаемое за целое, прилив на ближайшем пляже, ошибочно принимаемый за весь океан и его воды.

Эта виталистическая идея принимает что-то сильное, но внешнее за главную суть.

Сила Жизни — это динамичная сторона сознания, которое превосходит её. Это сознание ощущается и действует, но оно не будет восприниматься нашим интеллектом, пока мы не выйдем на более высокий уровень Ума, который сейчас для нас — наша вершина.

Ум кажется здесь творением Жизни, но в реальности это скрытое ощущение, и не самое высокое, самой Жизни и того, что за ней, и более сознательная формулировка тайны того, за ней. Ум это выражение не Жизни, а того, для чего сама Жизнь тоже выражение, причем менее озарённое.

2-01-11. И в то же время ни Ум, ни наша ментальность, ни наша думающая, понимающая часть не являются нашим Высшим "Я", и не являются Тем.

И в то же время ни Ум, ни наша ментальность, ни наша думающая, понимающая часть не являются нашим Высшим "Я", и не являются Тем. Это ни конец, и не начало, это полусвет, пришедший из Бесконечности.

Переживание Ума как созидателя форм и вещей, а также тех форм и вещей, что существуют только в Уме, тонкая, едва уловимая основа идеализма — это тоже заблуждение, половинчатый взгляд, принимаемый за целое, бледный, отражённый свет, идеализируемый словно это пылающее тело Солнца и его великолепие.

Это идеалистическое видение также не приближается к сути бытия, даже не затрагивает её, лишь касается одной из низших форм Природы.

Ум — это сомнительная внешняя полутень сознательного существования, которое не ограничено ментальностью, но превосходит её.

Метод традиционного пути знания, устраняя всё это, приходит к идее и реализации чистого сознательного существования, знающего о себе, наслаждающегося собственным блаженством, необусловленным ни умом, ни жизнью, ни телом, приходит к предельному позитивному переживанию, которое есть Атман, Высшее "Я", изначальная и неотъемлемая природа нашего существования.

В этом, в конце концов, есть некая центральная истина. Однако, этот метод, торопясь получить данное знание, предполагает, что между думающим умом и Высочайшим нет ничего другого, буддхех паратасту сах. И, закрывая глаза в Самадхи, этот метод пытается промчаться через всё, что фактически находится между ними, даже не замечая великие и светлые царства Духа. Возможно, он достигает своей цели, но лишь затем, чтобы уснуть в Бесконечном.

Или же, если он остаётся бодрствующим, он находится в самом высоком переживании Всевышнего, в которое может войти Ум, уничтожающий себя, но не в самом высоком плане  Всевышнего, Паратпара.

Ум может осознать Высшее "Я" только в некой ментализированной духовной утончённости. Он может осознать Сатчитананду только через отражение в уме.

Высшая истина, интегральное знание самого себя достигаются не само-ослепляющим прыжком в Абсолют, но терпеливым переходом за пределы ума в Сознание-Истину, где бесконечное может быть познано, ощутимо, увидено, пережито во всей полноте своих бесконечных богатств.

И там мы открываем, что то Высшее "Я", которым мы должны стать — не только статичный разреженный безучастный Атман, но ещё и великий динамичный индивидуальный, всемирный и трансцендентный Дух.

Это Высшее "Я" и этот Дух невозможно выразить абстрактными обобщениями ума. Любые вдохновенные описания провидцев и мистиков не могут передать его содержание и его великолепие.

2-01-12. По отношению к вселенной Высочайшее есть Брахман, единственная Реальность, которая …

По отношению к вселенной Высочайшее есть Брахман, единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и осознающей субстанцией всех идей, сил и форм во вселенной, но и их источником, поддержкой и обладателем, космическим и супракосмическим Духом.

Все эти окончательные понятия, к которым мы можем свести вселенную — Сила и Материя, Имя и Форма, Пуруша и Пракрити, не вполне то, чем в реальности является вселенная сама по себе, или её природа.

И также, как всё, чем мы являемся — это игра и форма, ментальное, психическое, витальное и физическое выражение высшего "Я", который не зависит от ума, жизни и тела, также и вселенная это игра,  форма и космическое выражение души и выражение природы высшего существования, которое не зависит от силы и материи, не зависит от идеи, имени и формы, не зависит от фундаментального различия между Пурушей и Пракрити.

Наше Высшее "Я" и высшее Существование, которое стало вселенной, это единый дух, единое "я" и единое существование.

Человек по своей природе — это одно из выражений вселенского Существа, а по духу — эманация Трансцендентного.

Поэтому, если он находит своё "я", он также обнаруживает, что его собственное истинное "я" является не этой природной личностью, не этой сотворённой индивидуальностью, а существом вселенной. И что он находится в определённых отношениях с другими существами и с Природой. А в своём высшем пределе является частью или живым фасадом высшего трансцендентного Духа.

2-01-13. Это высшее Существование не зависит ни от конкретной личности, ни от вселенной.

Это высшее Существование не зависит ни от конкретной личности, ни от вселенной.

Поэтому духовное знание может превзойти или даже устранить эти две силы Духа и придти к понятию чего-то совершенно Трансцендентного, чего-то неописуемого и непознаваемого умом, к чистому Абсолюту.

Традиционный путь знания устраняет и индивидуальность и вселенную. Абсолют, который он ищет, не имеет свойств, не определим, не вступает в отношения, он ни то, ни это, нети-нети.

И в то же время, мы можем сказать о нём, что он Единый, что он Бесконечный, что это Невыразимое Блаженство, Сознание, Существование.

И хотя он непознаваем для ума, всё же, через наше индивидуальное существо, через имена и формы вселенной мы можем подойти к реализации этого высшего "Я", которое является Брахманом.

И через реализацию этого "Я" мы можем придти к некоторой реализации этого предельного Абсолюта, чья основная форма в нашем сознании — это наше истинное "Я", сварупа.

Всё это те механизмы, которые вынужден применять ум человека, если он хочет сформировать для себя какую-то концепцию трансцендентного и необусловленного ничем Абсолюта.

Система отрицания нужна ему чтобы избавиться от собственных определений и своего ограниченного опыта.

Ему приходится выходить в Бесконечность через зыбкую Неопределённость, потому что он живёт в закрытой тюрьме конструкций и представлений, которые нужны ему для действия, но не являются самосуществующей истиной ни для Материи, ни для Жизни, ни для Ума, ни для Духа.

Но если мы хотя бы однажды сможем выйти за пределы сумеречной границы Ума и войти в громадный план супраментального Знания, эти механизмы станут не нужны.

У Сверхразума есть совершенно другой, позитивный, прямой и живой опыт высшего Бесконечного.

Абсолют существует за пределами личного и за пределами безличного, и при этом он одновременно и Безличное, и высшая Личность, и все личности вообще.

Абсолют существует за границей различия между единством и множеством, и при этом он и Единый, и бесчисленное Множество всего во всей мозаике вселенных.

Он за пределами всех ограничений качеств, и при этом не ограничен бескачественной пустотой, и одновременно он — все бесконечные качества.

Он — индивидуальная душа, и он — все души, и даже больше — он бесформенный Брахман и он — вселенная.

Он космический и сверхкосмический дух, высший Хозяин, высшее "Я", высший Пуруша и высшая Шакти, Вечно Нерождённый, который бесконечно рождается, Бесконечный, который неисчислимо конечен, множественный Единый, сложная Простота, многостороннее Единообразие, Слово Невыразимого Безмолвия, безличная вездесущая Личность, Мистерия, которая в высшем сознании прозрачна для собственного духа, но для меньшего сознания завуалирована своим огромным светом и всегда непроницаемая.

Для имеющего ограниченные размеры ума всё это — неразрешимые противоречия, но для непрерывного видения и опыта супраментального Сознания-Истины они настолько просто и неизбежно представляют внутреннюю природу друг друга, что даже думать о них как о противоречиях — невообразимое насилие.

Стены, выстроенные измеряющим и разделяющим Интеллектом исчезают, и Истина появляется в своей простоте и красоте, и приводит всё к своей гармонии, единству и свету. Характеристики и различия остаются, но как образы для использования, а не как разделяющая тюрьма для забывшего себя Духа.

2-01-14. Осознание трансцендентного Абсолюта и его следствий в индивидуальности и вселенной это окончательное, вечное знание.

Осознание трансцендентного Абсолюта и его следствий в индивидуальности и вселенной это окончательное, вечное знание.

Наши умы могут пользоваться им разными способами, могут строить на его основе конфликтующие философии, могут ограничивать, менять, усиливать или преуменьшать стороны этого знания, выводить из него что-то истинное или что-то ошибочное.

Но наши интеллектуальные вариации и несовершенные утверждения не имеют значения для того окончательного факта, что если мы доведём мысль и опыт до их конца, то это станет тем знанием, в котором они заканчиваются.

Целью Йоги духовного знания не может быть ничего другого — только эта вечная Реальность, это Высшее "Я", этот Брахман, это Трансцендентное, что живёт над всеми и во всех, и в то же время проявляется, хотя и скрыто в  человеке, и проявляет себя, хотя и замаскированно, во вселенной.

2-01-15. Кульминация пути знания не обязательно влечёт за собой  прекращение нашего существования в мире.

Кульминация пути знания не обязательно влечёт за собой  прекращение нашего существования в мире. Потому что Всевышний, с которым мы сливаемся, Абсолютное и Трансцендентное, в которое мы входим, всегда обладает тем полным и окончательным сознанием, которое мы ищем, но при этом он всё же поддерживает свою игру в мире через это сознание.

Мы также не должны считать, что наше существование в мире заканчивается, потому что наше знание получило свой объект знания или потому что цель достигнута, и поэтому для нас здесь уже больше ничего не осталось.

В действительности, то, что мы получаем в самом начале —освобождение и неизмеримое безмолвие и покой — это только вечная самореализация индивидуального существа в самой сути его сознательного бытия.

На этой основе, не уничтоженное этим безмолвием, в единстве с избавлением и свободой, всё также продолжается бесконечная самореализация Брахмана, его динамичное божественное проявление в человеке и, благодаря его присутствию, примеру и действию в других, и во вселенной в целом, — та работа, которую продолжают выполнять Великие.

Наша динамичная самореализация не может быть достигнута, пока мы остаёмся в эгоистическом сознании, в темноте, освещаемой лишь чадящей свечой ума, в этом рабстве.

Наше теперешнее ограниченное сознание может быть только полем для подготовки, оно не в состоянии ничего довести до конца, потому что всё, что оно проявляет, снова и снова искажается невежеством и ошибками которыми правит эго.

Истинная и божественная самореализация Брахмана в проявленном возможна только на основе Брахманического сознания, и поэтому — только через принятие жизни освобождённой душой,  Дживанмукта.

2-01-16. Таково интегральное знание, потому что мы знаем, что везде и при любых условиях, всё для глаза, который видит — это Единый …

Таково интегральное знание, потому что мы знаем, что везде и при любых условиях, всё для глаза, который видит — это Единый, а для божественного опыта всё — единый массив Божественного.

Только ум, для временного удобства своих мыслей и стремлений, старается проводить искусственную границу жёсткого разделения, создавать фикцию постоянной несовместимости между различными аспектами вечного единства.

Освобождённый знающий живёт и действует в мире не меньше, чем связанная душа и невежественный ум, а наоборот, больше, выполняя любые действия, сарвакрит, но с истинным знанием и большей силой сознания.

И поступая так, он не теряет ни права на высшее единство, не выпадает из высшего сознания, не утрачивает высочайшее знание. Потому что Всевышний, как бы он ни был скрыт от нас, присутствует здесь, в мире не в меньшей степени, чем в самом полном и невыразимом самоисчезновении, в самой нетерпимой ко всему другому Нирване.

 

 

2021 июль 18 вс  — 2021 август 17 вт