-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-04

Концентрация

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 317-325)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава IV. Концентрация

2-04-01. Наряду с чистотой, и как помощь чтобы её достичь, нужна ещё концентрация.

2-04-02. Однако, на пути знания, как это практикуется в Индии, понятие концентрация используется в особом и более ограниченном смысле.

2-04-03. Такое использование концентрации предполагает, как и всякое другое, предварительное очищение.

2-04-04. Мы, однако, решили выбрать в качестве цели интегральной Йоги нечто более сложное и менее исключающее …

2-04-05. Чтобы мы могли это сделать, понятия концентрация и Самадхи должны обрести для нас более богатый и глубокий смысл.

2-04-06. Такая концентрация происходит благодаря Идее, использующей мысль, форму и имя в качестве ключей …

2-04-06c. *) Пробуждённое, Сновидящее и Спящее состояния души.

2-04-07. Когда мы приходим к такому состоянию, когда всё наше существо и сознание сконцентрировано, необходимость сосредоточения на Идее отпадает.

2-04-08. Поэтому цель нашей концентрации — придти в такое установившееся божественное состояние.

2-04-08c. *) На начальной стадии внутреннего обдумывания и суждения …

2-04-09. Таков процесс концентрированной медитации.

2-04-10. Третий процесс состоит в том, чтобы не концентрироваться в напряженной медитации на одном предмете …

2-04-11. Обычно, когда это состояние достигнуто, становится ясно, что напряжённая концентрация больше не нужна.

2-04-11c. *) Эту тему мы рассмотрим более подробно …

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава IV. Концентрация

2-04-01. Наряду с чистотой, и как помощь чтобы её достичь, нужна ещё концентрация.

Наряду с чистотой, и как помощь чтобы её достичь, нужна ещё концентрация. Чистота и концентрация — это два аспекта, женский и мужской, пассивный и активный, одного и того же состояния существа.

Чистота — это условие, при котором концентрация становится целостной, правильно действующей, всемогущей. При помощи концентрации чистота делает свою работу, а без неё она только приводила бы к состоянию мирного покоя и вечного отдыха.

Их противоположности тоже тесно связаны. Мы видели, что нечистота — это беспорядок Дхарм, неточное, смешанное и взаимно запутанное действие различных частей существа. И эта путаница происходит из-за отсутствия правильной концентрации знания воплощённой Души на своих энергиях.

Недостаток нашей природы — это, прежде всего, инертное подчинение влиянию внешних касаний, бахьяспарша, потому что они приходят в ум как попало, без порядка или контроля.

Затем — бессистемная несовершенная концентрация, которой управляют порывами, нерегулярно, с более или менее случайным выбором, на том или ином объекте, в соответствии с тем, что в данный момент вызывает интерес.

И это всё не в высшей душе или оценивающем и различающем интеллекте, а в беспокойном, прыгающем, переменчивом, легко устающем, легко отвлекаемом низшем уме, который — главный враг нашего развития.

В таких условиях чистота, правильная работа функций, ясный, незапятнанный и светлый порядок в существе невозможны. Различные действия, отданные на волю случайностям окружения и внешним влияниям, неизбежно должны сталкиваться между собой, мешать, отвлекать внимание, сбивать с толку, искажать.

Точно так же, без чистоты полная, ровная, гибкая концентрация существа с правильным мышлением, правильной волей, правильным чувством или в устойчивом состоянии духовного переживания невозможна.

Поэтому обе должны развиваться вместе, каждая помогая другой одерживать победу, пока мы не сможем достичь того вечного покоя, из которого может исходить какой-то частичный образ в человеческом существе вечной, всемогущей и всезнающей активности.

 

2-04-02. Однако, на пути знания, как это практикуется в Индии, понятие концентрация используется в особом и более ограниченном смысле.

Однако, на пути знания, как это практикуется в Индии, понятие концентрация используется в особом и более ограниченном смысле. Она означает такое отдаление мысли от всякой отвлекающей активности ума и такую сосредоточенность его на идее Единого, что при помощи этого душа поднимается из проявленного и уходит в единственную Реальность.

Именно при помощи мысли мы рассеиваяем себя в проявленном. Поэтому, именно собирая мысль обратно в себя, мы должны вытянуть себя обратно в реальность.

У концентрации есть три силы, пользуясь которыми можно достичь этой цели.

Концентрируясь на чём-либо, мы в состоянии познать эту вещь, заставить её открыть свои сокровенные тайны.

И нам нужно использовать эту силу, чтобы познавать не просто что-то, но ту самую, единственную Вещь-в-себе.

Кроме того, через концентрацию можно собрать всю волю чтобы исследовать то, что ещё не постигнуто, что ещё вне нас. Эту силу, если она достаточно натренирована, достаточно целеустремленна, достаточно искренна, уверена в себе, верит только себе, абсолютно полна веры, мы можем использовать для исследования любого объекта.

Однако, нам нужно использовать её не для исследования того множества объектов, что нам предлагает мир, но для того, чтобы дух ухватил тот единственный объект, что достоин поиска, и который также — единственный предмет, достойный знания.

При помощи концентрации всего нашего существа на одном из своих состояний мы можем стать тем, что выбрали.

Например, если даже раньше мы были массой слабостей и страха, мы можем стать, вместо этого массой сил и отваги, или мы можем стать великой чистотой, святостью и покоем, или единой вселенской душой Любви.

Но нам нужно, как мы это уже говорили, использовать эту силу, чтобы стать не этими вещами, как бы они ни были выше того, чем мы являемся сейчас, но стать тем, что выше всех вещей и свободно от всякой деятельности и атрибутов — чистым и абсолютным Существованием.

Всё остальное, всякая другая концентрация может быть полезна только для подготовки, как предварительные шаги, для постепенной тренировки распущенных и разбрасывающих себя мысли, воли и нашего существа, для достижения их великой и уникальной цели.

2-04-03. Такое использование концентрации предполагает, как и всякое другое, предварительное очищение.

Такое использование концентрации предполагает, как и всякое другое, предварительное очищение. Оно предусматривает также в конце отказ от всего, прекращение деятельности и, наконец, подъём в абсолютное и трансцендентное состояние Самадхи, откуда, если оно достигает кульминации, если оно выдерживается, не возвращаются, за исключением может быть одной души из многих тысяч.

Потому что так мы идем к "высшему состоянию Вечного, откуда души не возвращаются" в цикличную активность Природы, (йато найва нивартанте тад дхаама паратам мама); и именно в это Самадхи стремится уйти прочь Йогин, который поставил себе целью освобождение от мира, в то время, когда он оставляет своё тело.

Мы видим эту же последовательность и в дисциплине Раджа-Йоги. Потому что вначале Раджайогин должен достигнуть определённой моральной и духовной чистоты. Он должен освободиться от низшей или тянущей вниз активности своего ума. Но после этого он должен остановить все его активности, и сконцентрировать себя на одной идее, которая ведет от активности к состоянию покоя.

У концентрации в Раджа-Йоге есть нескольких стадий: той, на которой объект овладевается, той, на которой объектом уже овладели, той, на которой ум теряется в состоянии, которое этот объект представляет, или к которому ведёт концентрация, и только последняя в Раджа-Йоге называется Самадхи, хотя это слово может иметь, согласно Гите, гораздо более широкий смысл.

Но в Самадхи Раджа-Йоги есть различные градации этого состояния. Та, в которой ум, хотя и потерянный для внешних объектов, всё ещё продолжает размышлять, думать, воспринимать что-то в мире мысли. Та, в которой ум всё ещё способен на первичные мысле-формы. И та, на которой прекратились все броски ума даже внутри себя и душа поднимается за пределы мысли в безмолвие Неописуемого и Невыразимого.

Конечно же, в любой Йоге есть много подготовительных объектов концентрации мысли, форм, устных формул мысли, важных имён, и все они являются поддержкой (аваламбана) для ума в этом движении. Всеми ими нужно пользоваться и превзойти.

Согласно Упанишадам, самая высокая поддержка —мистический слог АУМ, три буквы которого представляют Брахмана или Высшее Я в его трёх состояниях — Пробуждённая Душа, Дремлющая Душа и Спящая Душа, и весь этот могучий звук поднимается к тому, что находится как за пределами состояния, так и за пределами активности (Мандукья Упанишада).

Потому что для всей Йоги знания конечная цель — это Трансцендентное.

2-04-04. Мы, однако, решили выбрать в качестве цели интегральной Йоги нечто более сложное и менее исключающее …

Мы, однако, решили выбрать в качестве цели интегральной Йоги нечто более сложное и менее исключающее — не такое позитивно исключающее по отношению к высшему состоянию души, и не так негативно исключающее по отношению к её божественному лучению.

Да, нам действительно нужно стремиться к Высшему, к Источнику всего, к Трансцендентному, но не исключая и того, что оно превышает. Стремиться к нему скорее, как к источнику установившегося опыта и высшего состояния души, который преобразует все другие состояния и переделает наше сознание мира в форму его тайной Истины.

Мы хотим не удалить из нашего существа всякое сознание вселенной, но реализовать Бога, Истину и Высшее Я во вселенной, а также за её пределами.

Поэтому мы будем искать не только Невыразимое, но также Его проявление в качестве бесконечного существования, сознания и блаженства, что обнимают вселенную и играют в ней.

Потому что эта тройная бесконечность — Его высшее проявление, и то, что мы стремимся познать, чему хотим принадлежать и чем желаем стать.

И так как мы стремимся реализовать эту Троичность не только в себе, но и в космической игре, мы также будем стремиться к знанию и участию в принадлежащих вселенной божественных Истине, Знании, Воле, Любви, которые являются Его вторичными проявлениями, Его божественным становлением.

Мы также будем стремиться отождествлять себя с этим, мы будем стараться подняться к этому. И  когда период усилий будет пройден, позволим им, отбросив всякий эгоизм, втянуть нас в себя в нашем существе, и снизойти в нас и обнять нас во всем нашем становлении.

И это не только способ приближения и перехода к Его высшей трансцендентности, но и условие божественной жизни в проявлении космоса, даже когда Трансцендентное обладает нами, а мы — Им.

2-04-05. Чтобы мы могли это сделать, понятия концентрация и Самадхи должны обрести для нас более богатый и глубокий смысл.

Чтобы мы могли это сделать, понятия концентрация и Самадхи должны обрести для нас более богатый и глубокий смысл.

Вся наша концентрация это просто образ божественного Тапаса, благодаря которому Высшее Я живёт собранным в себе, благодаря которому оно проявляется внутри себя, благодаря которому оно поддерживает и владеет своими проявлениями, благодаря которому оно отходит назад от всякого проявления в своё высшее единство.

Существование, живущее в сознании, которое опирается на себя для блаженства — это божественный Тапас.

А Знание-Воля, живущая в силе сознания о себе, и её проявления — суть божественной концентрации, Йога Господина Йоги.

По отношению к саморазделению Божественного, в котором мы живём, концентрация — это то средство, при помощи которого индивидуальная душа отождествляет себя с любой формой и входит в любую форму. Это состояние или психологическое самопроявление, (бхава) Высшего Я.

Использование этого средства для объединения с Божественным — условие достижения божественного знания и принцип всей Йоги знания.

2-04-06. Такая концентрация происходит благодаря Идее, использующей мысль, форму и имя в качестве ключей …

Такая концентрация происходит благодаря Идее, использующей мысль, форму и имя в качестве ключей, которые отдают сосредоточенному уму Истину, что скрыто лежит за всякой мыслью, формой и именем.

Потому что именно через Идею ментальное существо поднимается за пределы всех формулировок к тому, что они выражают, к тому, для чего сама эта Идея лишь инструмент.

Через концентрацию на Идее ментальное существование, которым мы сейчас являемся, пробивает барьер нашей ментальности и приходит к такому состоянию сознания, к такому состоянию существа, к такому состоянию силы существа-сознания и блаженства существа-сознания, которому соответствует Идея и символом, движением и ритмом которого она является.

Поэтому, концентрация на Идее — только способ, ключ, что открывает для нас сверхсознательные планы нашего существования.

Это определённое, собранное вокруг себя, состояние всего нашего существования, поднятое в эту сверхсознательную истину, единство и бесконечность самосознающего, самоблаженного существования — цель и высшая точка. Это тот смысл, который мы даём термину Самадхи.

Это не просто состояние, отведённое прочь от всякого сознания, которое находится во внешнем, отведённое прочь даже от всякого сознания которое во внутреннем в то, что существует за пределами обоих, либо как семена обоих, или трансцендентно даже по отношению к их стадии семени.

Нет, это установившееся существование в Едином и Бесконечном, объединённое и отождествлённое с ним так, чтобы этот уровень оставался, независимо — находимся ли мы в состоянии пробуждения, в котором осознаём формы вещей, или же отходим во внутреннюю активность, которая живёт в игре принципов вещей, игре их имён и типичных форм, или же мы поднимаемся к состоянию статической внутренней сути, где мы приходим к самим принципам и к принципу всех принципов, к семени имени и формы*).

Потому что душа, которая пришла к главному Самадхи и укоренилась в нём, (самадхистха) в том смысле, который этому слову придает Гита, обладает тем, что фундаментально для любого переживания.

И её уже невозможно вывести из из этого состояния, даже при помощи сколь угодно рассеивающего и отвлекающего — для того, кто ещё не достиг этой вершины,— переживания. Она может всё захватить в поле своего существа, потому что на ничем не связана, её ничто не обманывает, ничто не ограничивает.

2-04-06c. *) Пробуждённое, Сновидящее и Спящее состояния души.

*) Пробуждённое, Сновидящее и Спящее состояния души. Прим. Шри Ауробиндо.

2-04-07. Когда мы приходим к такому состоянию, когда всё наше существо и сознание сконцентрировано, необходимость сосредоточения на Идее отпадает.

Когда мы приходим к такому состоянию, когда всё наше существо и сознание сконцентрировано, необходимость сосредоточения на Идее отпадает. Потому что там, в этом супраментальном состоянии, всё повёрнуто в противоположном направлении.

Ум это то, что пребывает в рассеянии, в последовательности. Он может в конкретный момент сконцентрироваться только на чём-то одном. А когда не сосредоточен, он скачет от одного к другому, чаще случайно.

Поэтому ему необходимо концентрироваться на одной идее, на одной теме медитации, на одном объекте для рассмотрения, на одном объекте воли для того, чтобы овладеть им или освоить его, и это должно делаться при хотя бы временном исключении всего другого.

Но то, что находится за пределами ума, и во что мы пытаемся подняться, выше бегущего процесса мысли, выше разделения идей.

Божественное сосредоточено на самом себе, и когда оно бросает вовне идеи и проявляет активность, то не делит себя и не заключает себя в них, но содержит их и их движение в своей бесконечности.

Неразделённое, оно всё целиком за каждой Идеей, и за каждым движением, и в то же время за всеми ими вместе.

Поддержанное им, каждая идея и движение спонтанно проявляют себя, не через отдельный акт воли, а благодаря общей силе сознания, стоящего за ним.

Если нам кажется, что в каждой идее и движении есть концентрация божественной Воли и Знания, то это множественная и ровная, а не исключительная концентрация.

И его реальность — это, скорее, свободное и спонтанное творчество в самособранном единстве и бесконечности. 

Душа, которая поднялась в божественное Самадхи, участвует, по мере своего достижения, в этом перевернутом состоянии вещей — в этом истинном состоянии, потому что истина — это, то что противоположно для нашей ментальности.

Именно по этой причине, как сказано в древних книгах, человек, достигший обладания Высшим "Я", спонтанно, без необходимости концентрации мысли и усилия, достигает знания или результата, который стремится охватить его Идея или Воля.

2-04-08. Поэтому цель нашей концентрации — придти в такое установившееся божественное состояние.

Поэтому цель нашей концентрации — придти в такое установившееся божественное состояние.

Первый шаг в концентрации это всегда обучение нашего непоследовательного ума устойчиво и непоколебимо проводить связную мысль по одному единственному курсу к единственному предмету. И он не должен отвлекаться какими-либо соблазнами и посторонними призывами к его вниманию.

Такая концентрация часто встречается в нашей повседневной жизни, но её труднее делать, когда нужно концентрироваться внутренне, без внешнего объекта или действия, на которое направляется мысль.

Но внутренняя концентрация —  это как раз то, что должен развить в себе искатель знания.*)

И такая связная мысль должна быть не просто последовательной мыслью интеллектуального мыслителя, у которого одна цель — понять и интеллектуально связать между собой его идеи. Это не процесс рассуждения, за исключением, возможно, начальных стадий. Поэтому нужно как можно дольше оставаться на плодотворной сути идеи, которая, благодаря воздействию на нее воли души, должна выдать все грани своей истины.

Поэтому, если объект концентрации — божественная Любовь, то ум должен сконцентрироваться на сути идеи Бога как Любви, причём так, чтобы различные проявления божественной Любви отчётливо возникали не только для мысли, но и в сердце, в существе и в видении Садхака.

Мысль может придти первой, а переживание после неё, но точно так же может сначала придти переживание, а знание возникнуть из опыта. Затем необходимо всё больше и больше быть в достигнутом состоянии и всё больше овладевать им, пока оно не станет постоянным и, наконец, Дхармой или законом бытия.

2-04-08c. *) На начальной стадии внутреннего обдумывания и суждения …

*) На начальной стадии внутреннего обдумывания и суждения, витарка и вичара, для исправления ложных идей и получения интеллектуальной истины.

2-04-09. Таков процесс концентрированной медитации.

Таков процесс концентрированной медитации. Но ещё более сильный метод — в фиксации всего ума в концентрации только на сути идеи, так, чтобы достичь не мысли-знания или психологического переживания предмета, но самой сущности того, что стоит за идеей. В этом процессе мысль останавливается и переходит в поглощающее или экстатическое созерцание предмета или, вливается в него, во внутреннем Самадхи.

Если идти по такому пути, то потом то состояние в которое мы поднимаемся, нужно позвать вниз, чтобы оно овладело низшим существом, чтобы оно распространило свой свет, силу и блаженство на наше обычное сознание.

Иначе мы можем владеть этим, как многие делают, в высоком состоянии или во внутреннем Самадхи, но будем терять его, когда проснёмся или спустимся и войдём в контакт с миром. А такое урезанное обладание — не цель интегральной Йоги.

2-04-10. Третий процесс состоит в том, чтобы не концентрироваться в напряженной медитации на одном предмете …

Третий процесс состоит в том, чтобы не концентрироваться в напряженной медитации на одном предмете, и не изучать напряжённо один объект мысленным видением, а сначала в целом успокоить ум.

Это можно сделать разными способами. Один способ — полностью отойти от ментальной активности, не участвуя в ней, а просто наблюдая её, до тех пор, пока, устав от постоянных неразрешённых прыжков и беготни, она не начнёт опускаться во всё возрастающее, и под конец — абсолютное спокойствие.

Другой путь — отвергать указания мысли, выбрасывать их прочь из ума, когда бы они не приходили, и твёрдо держаться покоя существа, который на самом деле есть всегда позади беспокойства и буйства ума.

Когда этот тайный покой снимает свою завесу, на существо опускается великое молчание, и обычно вместе с ним приходит восприятие и переживание всеохватывающего безмолвного Брахмана, так, что поначалу кажется, что всё остальное — просто форма и фантомное видение.

На основе этого покоя можно выстроить всё остальное, пользуясь знанием и опытом уже не внешнего проявления вещей, а более глубокой истиной божественного проявления.

2-04-11. Обычно, когда это состояние достигнуто, становится ясно, что напряжённая концентрация больше не нужна.

Обычно, когда это состояние достигнуто, становится ясно, что напряжённая концентрация больше не нужна.

Её место начинает занимать свободная концентрация воли*), использующее мысль просто для указаний и передачи света низшим элементам.

И тогда эта Воля будет требовать от физического существа, от витального существования, от сердца и ума перестройки себя в те формы Божественного, которые проявляют себя в безмолвном Брахмане.

Быстро или медленно, в зависимости от предварительной подготовки и очищения элементов сознания, они вынуждены будут, с большим или меньшим сопротивлением, подчиниться закону воли и её мысли-указанию.

Так что в конце концов знание Божественного овладеет нашим сознанием на всех его планах, и образ Божественного сформируется даже в нашем человеческом существовании, как это было сделано старыми Садхаками эпохи Вед. Для интегральной Йоги это самая прямая и могущественная дисциплина.

2-04-11c. *) Эту тему мы рассмотрим более подробно …

*) Эту тему мы рассмотрим более подробно в разделе Йоги Самосовершенства.

 

 

 

2021 август 29 вс  — 2021 сентябрь 12 вс