Интернет-Сервер по Интегральной Йоге


Шри Гопал Бхаттачарджи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ароматный цветок Кембриджа

(Шри Ауробиндо  -

его вклад в сокровищницу человечества)

 

Лекция, прочитанная 27 апреля 1991 года

в Кембриджском Университете Гопалом Бхаттачарджи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕСТВО  ШРИ  АУРОБИНДО


A Fragrant Flower of Cambridge

(Sri Aurobindo - His Contribution to Humanity)

Lecture delivered on 27th April 1991 at Camridge University by Gopal Bhattacherjee

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Booklet N 2. Second Edition. January 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Sri Aurobindo Society (U. K.)

Printed by Sri Aurobindo Ashram Press

Pondicherry-606 002, India




“В божественном отступлении от смертной мысли,

В удивительном жесте взора души

Его существо поднялось в высоты нехоженые,

Обнаженное от своего одеяния человеческого.

Когда оно поднялось, навстречу ему нагое и  чистое

Сильное Нисхождение прыгнуло вниз...”

     (Савитри - Книга первая - Песнь пятая)

 

“Индия всегда существовала для человечества, а не для себя самой, и именно ради человечества, а не ради себя самой она должна быть великой.”

(Шри Ауробиндо. Речь в Уттарпаре)

 

Мы рады опубликовать наш второй буклет речи, произнесенной м-ром Гопалом Бхаттачарджи, темой которой является вклад Шри Ауробиндо в сокровищницу человечества.

С незапамятных времен на поле духовности и мистицизма Индия делала огромный вклад для человечества,  и вклад Шри Ауробиндо здесь был обширным и великим.  Он простирается за пределы понимания нашего обычного человеческого интеллекта,  но Садхаки (ищущие),  которые глубоко вникли в суть дела,  могут дать нам некоторое представление,  и м-р Гопал Бхаттачарджи, садхак, секретарь общества Шри Ауробиндо в Пондичерри, только что сделал это в своей лекции, озаглавленной “Ароматный цветок Кембриджа:  Шри Ауробиндо - его вклад в сокровищницу человечества”.

Речь м-ра Гопала Бхаттачарджи на эту тему в Кембридже была историческим событием.  Оно стала таковым потому,  что ровно сто лет назад,  в 1891 году,  Шри Ауробиндо был студентом Королевского Колледжа в Кембридже, но до сих пор посетители Кембриджа из Пондичерри не имели возможности встретиться здесь для беседы о Шри Ауробиндо.  Это было замечательным событием,  когда в  полдень 27-го апреля 1991 года Кембридж приветствовал м-ра Гопала Бхаттачарджи симфонией цвета и звука, и студенты различных колледжей Кембриджского Университета и ряд преподавателей собрались в Кинес Холле Королевского Колледжа, чтобы послушать его.   М-р Гопал Бхаттачарджи своей вдохновенной импровизированной речью, наполненной выразительными цитатами из “Жизни Божественной”, “Савитри” и других работ Шри Ауробиндо, сделал это событие памятным. Аудитория была ошеломлена, и некоторые участники встречи говорили впоследствии, что никогда не слышали подобной лекции прежде.

Из-за искажений,  имевших место при записи речи и ограниченного времени,  бывшего в распоряжении м-ра Гопала Бхаттачарджи, он произвел здесь  определенные изменения после подготовки нами машинописного варианта. Нам очень повезло, что мы получили разрешение м-ра Гопала Бхаттачарджи опубликовать речь в виде буклета в интересах Общества Шри Ауробиндо.

Члены Общества Шри Ауробиндо старались подниматься на высоты духовного прогресса,  медленно,  но упорно, получая великую помощь м-ра Гопала Бхаттачарджи. Мы в долгу перед ним за его неувядающую любовь и  внимательную помощь, которыми он одаривает членов нашего общества, индивидуально и коллективно, каждый раз, когда он посещает нас в Обществе.

Наша первая публичная встреча в день рождения Матери прошла с огромным успехом. Когда же в августе 1987 года в присутствии м-ра Гопала Бхаттачарджи мы праздновали день рождения Шри Ауробиндо в Конвей Холле в Лондоне, на эту памятную встречу прибыло около четырехсот человек, и это событие было освещено в местных газетах.

С помощью м-ра Гопала Бхаттачарджи в 1988 году в Германии было основано Общество Шри Ауробиндо.  В 1989 году,  когда м-р Гопал Бхаттачарджи был приглашен германским Обществом на празднование дня рождения Шри Ауробиндо,  около пятисот жителей Германии собрались в Гейдельберге, чтобы услышать его. О встрече также писали местные газеты. Сейчас в Германии действуют множество центров этого Общества.

Во  время  своего  последнего  визита,    после  встреч  в  ЮНЕСКО,  м-р Гопал Бхаттачарджи как член комитета НГО объехал всю Германию.  Он также посетил Польшу, куда он был приглашен д-ром Ясинским (кафедра философии, Варшавский университет) рассказать о Шри Ауробиндо,  где он провел пресс-конференцию.  Кроме того, после очень успешной встречи в Кембридже, м-р Гопал Бхаттачарджи провел серию бесед в нашем центре, а также в Шеффилде.  Прошедшие встречи были полны духовного видения, роста и прогресса. Те из нас, кто присутствовал на них, ощущали, насколько велика могла бы быть помощь, если бы мы смогли взять хотя бы малость от услышанного и использовать ее на практике в повседневной жизни.

Мы надеемся, что этот буклет пробудит интерес к Шри Ауробиндо и его необъятному вкладу в сокровищницу человечества.

 

Соуменду К.Датта, Председатель

Джавант Кхандке, Первый Секретарь

Общество Шри Ауробиндо

 

5 Farfax Mansions

Finchley Road, Swiss Cottage,

London NW3 6JY

Май 1991

 

 

 

 

 

 

 

 

Ароматный цветок Кембриджа

 

Шри Ауробиндо  - его вклад в сокровищницу человечества

 

(Лекция, прочитанная 27 апреля 1991 года

в Кембриджском Университете)

Вступительное слово

Это очень важный момент в моей жизни,  стоять перед этой ассамблеей в Кембриджском Королевском Колледже, бывшем alma mater моего учителя, Шри Ауробиндо, который провел наполненные впечатлениями годы в этом почтенном центре обучения. В Англии есть много институтов, которые играли важную роль в развитии и росте индийского ума на протяжении двух последних веков. Оксфорд и Кембридж занимали здесь особое место.

Я полагаю,  не будет большим грехом, если перед тем, как я остановлюсь на основном предмете, я кратко коснусь переживания университетской жизни самим моим Учителем. В лекции, прочитанной в колледже Бароды, где он служил профессором, он повторял с великим удовольствием:  “Я думаю,  нет такого студента Оксфорда или Кембриджа,  который не оглядывался бы на несколько лет своей студенческой жизни.  Он уходит от ограниченной жизни своего дома и школы и находит себя в окружении, которое с ошеломляющей быстротою расширяет его интеллект, развивает его социальные способности, вызывает рост всех его дарований и превращает его за три года из мальчика в мужчину”.

Прелюдия

Сегодня непостижимый ветер веет над миром.  Все, что казалось определенным когда-то, сейчас колеблется на неясной спине сомнения. Все, что считалось незыблемым, сейчас воспринимается пребывающим в состоянии постоянного течения. В нынешних обстоятельствах в контексте всех основных событий нашей цивилизации,  прошлых и нынешних, я чувствую, не будет преувеличением сказать, что Шри Ауробиндо воплощал в себе высшие устремления и надежды человечества, которые выплывают из прошлого порядка, ныне разрушающегося и идущего к великолепному будущему, которому еще предстоит родится. Мы принадлежим не прошлым рассветам, а полдням будущего!

 

Тема

Тема нашей сегодняшней дискуссии: “Шри Ауробиндо - его вклад в сокровищницу человечества”. Я должен, однако, сразу оговориться, что Шри Ауробиндо представляет истину, которая слишком обширна для понимания человеческим умом. Он сам писал об этом в недвусмысленных выражениях, я цитирую:  “Моя жизнь никогда не протекала на поверхности,  так, чтобы ее можно было увидеть”. Мать, духовный сотрудник Шри Ауробиндо, говорила: “То, что Шри Ауробиндо представляет в истории духовного прогресса земли, - это не учение, даже не откровение; это - могучая деятельность, идущая прямо от Всевышнего”.

Поэтому я сделаю скромную попытку осветить кардинальные принципы, на которых основан его вклад в человечество.

Вся история свидетельствует,  что когда бы человек ни забывал реальное значение и цель своей жизни и не ощущал себя затерянным в духовной тьме своего существования,  могучая душа, проявляющая сила Бога, нисходила на землю, чтобы помочь продвижению человеческого сознания в созвучии с Божественным намерением и эволюционной задачей в природе.  Сейчас человечество претерпевает сходный эволюционный кризис,  который содержит выбор его судьбы.  “Человечество достигло определенной стадии общего напряжения  - напряжения в усилии, напряжения в деятельности, напряжения в ежедневной жизни - и сверхактивности столь избыточной, беспокойства столь повсеместного, что вся человеческая раса, похоже, достигла точки, когда она должна либо пробиться через сопротивление и подняться в новое сознание, либо пасть в пучину тьмы и инерции”.

Поэтому здесь вряд ли есть ясное понимание факта,  что коренная причина этих неординарных усилий во всем лежит во внутреннем сознании современного человека.  Вся эта какофония в политике, экономике, социальной, моральной и религиозной сферах является лишь симптомом тотального духовного банкротства, от которого современный человек страдает в самой сердцевине своего существа.

Какое же решение этой проблемы предлагает Шри Ауробиндо?  Он отмечает,  что то,  что человек встречает сегодня,  есть не социальный, политический, экономический, экологический или ядерный кризис, а кризис эволюционный. Высшая сила сознания, доступная сейчас человеку,  именуемая ментальным сознанием,  похоже,  совершенно неспособна разрешить эти проблемы.  Сама аккумуляция этих непримиримых проблем является указанием,  что для человека пришло время превзойти ограничения его ментального сознания. В представлении Шри Ауробиндо “человек является переходным существом;  не финалом. Шаг от человека к сверхчеловеку - приближающееся достижение эволюции земли. Он неизбежен, ибо является одновременно намерением внутреннего духа и логикой процесса Природы”.

Собственный комментарий Матери на эту тему также достаточно краток: “В природе есть восходящая эволюция, которая идет от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку. Поскольку человек на данный момент находится на вершине восходящей эволюции,  он считает себя финальной стадией этого восхождения и полагает, что на земле не может быть ничего выше его. Тут он ошибается. В своей физической природе он является еще почти всецело животным, думающим и говорящим животным, но, все же,  животным в своих материальных привычках и инстинктах.  Без сомнения,  природа не может удовлетвориться таким несовершенным результатом; она старается вывести существо, которое будет в сравнении с человеком тем же, что и человек - с животным, существо, которое будет оставаться человеком в своей внешней форме, однако сознание которого целиком поднимется далеко над ментальным и его рабством у неведения”.

Шри Ауробиндо,  Учитель-патриот, который позднее становится Учителем-Йогином, является уникальным феноменом в человеческой истории, важным для всего мира. Хотя в начале своей жизни его главной целью было освободить Индию от иностранного ярма, его реальная работа началась, когда он написал: “Уповайте на Божественную силу. Она освободит богоподобные элементы в вас и сформирует все для выражения  Божественной Природы”.

Жизнь Шри Ауробиндо - краткое обозрение

Сейчас, прежде чем мы коснемся изучения его деятельности, вклада и открытий, давайте рассмотрим несколько событий из его жизни, которые позволят нам понять, что его физическое существование на земле было сознательным осуществлением Воли Бога.

Шри Ауробиндо был рожден 15-го августа 1872 года в Калькутте,  и через 75 лет этот день был объявлен Днем Независимости Индии.  Шри Ауробиндо,  бенгалец по рождению,  от семилетнего возраста до двадцати одного года учился в Англии; сперва в школе Св. Павла, в Лондоне, затем - в Королевском Колледже, в Кембридже. Он владел английским языком как своим родным. Он блестяще знал классику, что было высоко оценено не только в Кембридже, но также и на открытых состязаниях на экзаменах Индийской Государственной Службы. Можно также добавить, что он хорошо знал французский, итальянский и немецкий. По возвращении в Индию в 1893 году, после намеренного провала экзамена по верховой езде, он устраивается на государственную службу в Бароде в качестве главного секретаря махараджи Бароды. Здесь он проводит 13 лет, в течении которых он готовится к своей грядущей миссии. За этот период он изучил свой родной язык - бенгали, овладел санскритом, равно как и некоторыми другими индийскими языками. Затем, внезапно,  он оставляет все выгоды,  даруемые местом секретаря,  и завидное положение на службе,  следуя зову Нации. Его огненные статьи и революционная деятельность скоро сделали его несомненным лидером борьбы Индии за свободу. За восемь лет он изменил судьбу индийского национально-освободительного движения и был первым,  кто в тесном сотрудничестве с Балом Гангадхаром Тилаком,  другим верным деятелем движения, провозгласил полный сварадж, или независимость, своей страны и ее народов. Его перо было могучее меча, и потому не был неожиданным его арест британским правительством за  антиправительственную деятельность по ложному обвинению в террористическом акте. Он был помещен в Алипорскую центральную тюрьму в Калькутте, которая и оказалась той средой,  в которой протекали его главные духовные переживания.  Что думало о нем правительство в это время вполне явствует из слов Лорда Минто,  вице-короля Индии,  который писал Лорду Морлею, секретарю правительства Индии: Ауробиндо Гхош является самым опасным человеком, с которым мы имели дело в настоящем времени, и он имеет огромное влияние на студентов. Я уверен, что его индийские друзья предприняли все меры, чтобы исправить его, и они сказали мне, что это безнадежно”.

Знаменитое Алипорское судебное разбирательство произвело сенсацию в стране.  Британское Правительство пригласило видного прокурора из Англии, м-ра Нортона, чтобы наверняка добиться либо повешения, либо содержания в заключении Шри Ауробиндо. Интересно отметить,  что хотя сегодня Шри Ауробиндо признается во всем мире как великий философ и провидец, в 1908 году он не был известен миру как великий Йогин или мистик, имеющий реализации Суперразума и Жизни Божественной. В тот момент, в течении его однолетнего заключения,  адвокат К.Р.  Дас,  будущий лидер Бенгалии, стал защищать его в суде, и по капризу судьбы, который не может быть объяснен иначе, как Волей Бога, судьей на этом процессе был м-р Бичкрофт, которого Шри Ауробиндо победил на экзамене Индийской Гражданской Службы по греческому и латыни.  На следующий день после перекрестного допроса Бичкрофт спросил:  “М-р Дас,  есть ли у вас еще какие-либо факты,  которые вы могли бы предоставить суду, или мы можем закончить перекрестный допрос?” К.Р. Дас перед переполненным залом суда ответил судье Бичкрофту, прерывающимся от волнения голосом: “Мой Господь, если провозглашение Свободы - преступление, Шри Ауробиндо Гхош примет свое наказание. Поэтому, я обращаюсь к вам сэр, и говорю, что тот человек,  который обвиняется в преступлении, стоит не только перед этим судом, но и перед высшим судом всей грядущей истории. Ваша честь, еще долго после того, как стихнет этот спор, еще долго после того, как успокоятся страсти, еще долго после того, как вы и я умрем,  на него будут взирать как на поэта Национализма,  пророка Патриотизма и любящего Человечество. Его слова будут отзываться эхом не только в Индии, но и во всех дальних странах и морях”. Очевидно, это были слова не К.Р. Даса, а Бога. Шри Ауробиндо был полностью оправдан.

При его освобождении, он обратился к большому скоплению людей в Уттарпаре, где описал природу своего духовного переживания в тюрьме. Вкратце, его можно назвать реализацией вездесущности Бога.

Нация праздновала возвращение своего лидера. Будущий нобелевский лауреат и литературный гений Рабиндранат Тагор, ставший известным позднее благодаря своей Гитанджали, писал:

“Рабиндранат, о Ауробиндо, кланяется тебе!

О друг, друг моей страны, о голос воплощенной свободной

Души Индии...”

По Божественному Указанию изнутри Шри Ауробиндо отступает от политической деятельности и то же Указание заверяет его в неизбежности независимости Индии и что его работа состоит в другом - в миссии для всего человечества.  В 1910 году он приплывает из Калькутты в Пондичерри, город на побережье юга Индии, находившийся тогда под властью Франции, для концентрированного достижения и манифестации  Суперразума. Он прожил в Пондичерри сорок лет, из которых двадцать четыре года прошли в уединении. Он оставался в своей комнате,  не выходя,  не встречаясь ни с кем,  кроме Матери и слуг. Он оставался тотально погруженным в свою работу, которая состояла в проявлении Супраментальной Силы на земле. Позже я объясню, что означает Суперразум и какова его деятельность.  В 1950 году,  в возрасте 78 лет,  5 декабря Шри Ауробиндо оставил свое физическое тело, чтобы работать с большей эффективностью с оккультных планов для ускорения Супраментальной Манифестации на земле. Физическое тело, после его оставления им,  оставалось светлым,  полным концентрации света, не подверженным разложению более 100 часов в тропическом климате, что привело в замешательство медицину и казалось противоречием законам природы. Хорошо известные французские и индийские доктора не могли с уверенностью констатировать смерть до 5 декабря,  пока  Супраментальный Свет не ушел.  Мать позднее сказала ученику, что этот свет был первым зримым доказательством Супраментального Нисхождения и, как результат, вопреки всем противоборствующим силам,  эта Супраментальная Сила во все большей степени выражать единство в многообразии там,  где были разделение и ограничение, истину - вместо лжи, свободу - вместо тирании, доброжелательность вместо зависти, любовь вместо ненависти и бессмертие - вместо смерти.

Ключевые концепции учения Шри Ауробиндо

Чтобы понять, к чему стремился Шри Ауробиндо, мы должны сперва понять значение таких слов, как Дух, Йога, Эволюция и Суперразум, которые постоянно встречаются во всех его работах, составляющих 30 томов третьего формата по пятьсот страниц.

Среди его главных работ - Жизнь Божественная, Синтез Йоги, Идеал человеческого объединения, Основы индийской культуры, Секрет Веды и его главный опус в поэзии, Савитри. Сейчас я немного остановлюсь на Савитри.

В Савитри он выводит все фундаментальные истины всех религий,  философий и йогических практик.  Он описывает космогонию вселенной;  от  bhЯ - земли,  до bhuvaД, svar, mahas, sat, cit и Бnanda, - семь планов существования, различные уровни сознания. Он описывает их в живых деталях и дезавуалирует оккультную географию вселенной. Это, вероятно, наибольшая часть эпической поэмы.

Затем он повествует,  как человек вырастает из чисто физического существа,  сосредоточенного на своем комфорте, тамасического человека,  и от раджасического, или витального, человека в саттвического, или ментального, человека. Он описывает различные уровни разума, объясняет, почему искалечена жизнь, почему смерть входит всюду в космической схеме, почему, если Бnanda, блаженство, является основой, Бnanda - опорой и Бnanda - целью, мы чувствуем столько страданий и боли. Также он обсуждает проблему свободы воли и детерминизма.

Возвращаясь к кардинальным концепциям Шри Ауробиндо, мы находим, что в его словаре духовное означает не просто культурное и моральное, а, по его собственным словам, “Духовность, в своей сути, есть пробуждение ко  внутренней реальности нашего существа, к Духу,  Себе,  Душе, которая отличается от нашего ума, жизни и тела, это - внутреннее стремление знать, чувствовать, быть ею, войти в контакт с более великой реальностью, стоящую за пределами и пронизывающую вселенную, которая живет так же и в нашем собственном существе”.

Слово Йога имеет тот же корень,  что и английское слово “yoke” (“ярмо”).  Йога есть дисциплинированный процесс внутреннего развития,  который стремится впрячь индивидуальную душу в нечто более, чем человеческое, в божественное, в совершенное. Йога не является, как это зачастую полагают, экстраординарными физическими позами и дыхательными упражнениями. Йога охватывает целый ряд психологических дисциплин, используемых в Индии для достижения изменения в человеческом сознании.

В отличие от большинства философских школ и йогических дисциплин Индии и Востока,  которые принимают уход и освобождение индивидуальной души из Империи Неведения, отказ от земного существования, как радикально противоположного несообщающемуся безмолвию Духа, Йога Шри Ауробиндо берет тело, энергии жизни и ума как инструменты души и стремится усовершенствовать их. Йога Шри Ауробиндо ведет не к уничтожению, а дает человеку новое рождение, позволяет ему играть свою роль в космической эволюции в качестве канала Воли Божества в становлении. Так, по словам Шри Ауробиндо, “восхождение к божественной жизни является человеческим путешествием, Работой работ, приемлемым Жертвоприношением. Только это является подлинным делом человека в мире и оправданием его существования. Без этого он был бы лишь насекомым, ползающим среди других эфемерных насекомых на крупинке с поверхностью из грязи и воды, которая смогла сформироваться среди пугающих необъятностей физической вселенной”.

Другой плодотворной концепцией является эволюция.  Эволюция,  как она обычно понимается, является биологической концепцией, используемой на Западе для объяснения процесса постепенного появления все более и более комплексных форм, развертывающегося от одноклеточных организмов и кульминирующего в человеке. И несомненным вкладом Шри Ауробиндо было то, что он показал, что Йога и Эволюция являются двумя перцепциями одного и того же процесса.

Шри Ауробиндо сам пояснял,  что концепция Суперразума не была всецело его собственным новым открытием.  Еще во времена Вед в Индии было видение Satyam Ritam Brihat - Истины,  Правильности, Шири - что символизировалось Солнцем Знания, сияющим в высших небесах. Но он либо переживался в глубоком трансе, из которого все его влияние не могло быть вынесено, либо улавливался как бледное отражение в нескольких уровнях, находящихся между ним и ментальным уровнем - уровни, описываемые Шри Ауробиндо как Более Высокий Разум,  Освещенный Разум,  Интуиция, Надразум и, наконец, Суперразум. На каждом из этих уровней Дух организовал существование, где он самоочевиден, каждый уровень несет что-то из того, чьим полуосвещенным образом или эхо кажется наша вселенная,  но самораскрытие духа разнится по своей интенсивности от уровня к уровню. В Надразуме оно столь интенсивно, что большинство йогинов и мистиков не могли смотреть дальше, они полагали, что здесь находится окончательное Всезнание и Всемогущество, но все же, это величие не становилось секретом тотальной трансформации. Не более, чем величественные намеки и проблески Суперразума были уловлены до сих пор. Если бы здесь было ясное и конкретное его восприятие, тогда можно было бы и измерить его конкретные возможности в эволюционном процессе. Понимание значения и цели Суперразума обширным объединением с его Сознанием-Истиной было вкладом Шри Ауробиндо в духовный опыт. Систематически детализированное описание их - его вклад в философию.  И прямое приложение их к проблемам индивидуальной и коллективной жизни в его Ашраме в Пондичерри - его вклад в практическую мировую работу. Мы видим здесь обращение к Божеству, неразрывно связанному с мировой жизнью, не ограниченного кастами, цветом, кредо, нацией и расой.

Три эти вклада делают влияние Шри Ауробиндо самым важным для будущего человечества. Духовная история Индии достигает своей кульминации и дает нынешним временам импульс глубочайшей созидательности.

Во избежание неверного понимания

Следует, однако,  подчеркнуть, что эволюция по Шри Ауробиндо и дарвинизм не являются одной и той же вещью. Теория Дарвина естественного отбора является отражением биологического процесса, тогда как эволюция Шри Ауробиндо говорит о росте сознания. Далее,  она не имеет ничего общего с гегелевской метафизической теорией эволюции. Часто также делается недопустимое сравнение между Бергсоном и Шри Ауробиндо. Опять же, Сверхчеловек Шри Ауробиндо часто ошибочно идентифицируется со Сверхчеловеком Ницше. Этих поспешных и ошибочных представлений, основанных на внешнем семантическом сходстве, следует избегать.

Уникальность теории Шри Ауробиндо состоит еще и в том, что она не только синтезирует лучшие восточные и западные системы, но также открывает новые перспективы и не отмеченные на картах горизонты.

Универсальность Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо был горд Индией и Азией,  но с самого начала он придерживался глобального взгляда,  и его работа имела отношение к будущему здоровью человеческой расы в целом.  Его бесстрастный глобальный взгляд помогал ему оценить положительные  черты других наций и народов - практический ум Англии,  ясный логический рассудок Франции,  эмоциональную силу России,  коммерческую энергию Америки - однако при этом он считал западное искусство материальной жизни совершенно недостаточным.  Сознательность Азии была необходима для восстановления баланса; “Азия - это хранитель покоя ума мира, врач сумасшествий, которые генерирует Европа”, говорил он. И в Азии ведущую роль должна играть Индия.

Несостоятельность средств Запада

Бесклассовой общество, провозглашенное Марксом и Энгельсом, не может материализоваться, потому что демократия, социализм и коммунизм на деле не были способны уничтожить человеческую тенденцию к эгоистической обособленности, напористости и противостоянию и вытекающим отсюда зол эксплуатации в экономической жизни,  коррупции,  насилия и репрессий в политической жизни. Это только когда произойдет духовная революция, ведущая к крушению человеческого эго, божества души - справедливость, свобода, равенство, братство - будут реализованы на постоянном базисе в “Царстве Небесном”, как об этом мечтало христианство и индуизм прошлого. Это будет Гностическое общество будущего.

“Пророки нового человечества следовали один за другим, создавались религии, духовные или социальные, их рождение совпало со временами, полными обещания: но, поскольку человечество не было трансформировано в сердце, старые ошибки, поднимающиеся из самой человеческой природы, постепенно утверждались снова, и со временем оказывалось, что вы остаетесь на том же месте, откуда стартовали с такой надеждой и энтузиазмом”.

Мы должны ясно понять тот факт, что Шри Ауробиндо не собирался “давать санкцию на новую редакцию старого фиаско” - внутреннее развитие со внешней природой, остающейся той же самой: одно только Супраментальное сознание имеет силу победоносно разрешить и внутренние, и внешние проблемы человеческого существования.

Это - послание Шри Ауробиндо человечеству.

Отрицание аргументов позитивистов

Но некоторые из приверженцев позитивистской школы оспаривают возможность того,  что Суперразум сможет быть доступен нам в ближайшем будущем,  по крайней мере,  в течении нашей жизни. Утверждается, что его приход лежит во все еще отдаленном будущем, а насколько это будущее отдалено,  мы не знаем.  А между тем,  у нас есть насущные проблемы, которые сыплются на нас со всех сторон. Голод, бедность, недостаток жилья и медикаментов. Дети умирают сотнями тысяч каждый год из-за нехватки достаточно питательной еды. Здесь есть все эти ужасы ядерного уничтожения, вымирания, загрязнения природы и экологической катастрофы и т.д. и т.п., список бесконечен. Будет ли разумным при таком положении дел заниматься чем-то столь смутным и отдаленным, как супраментальным сознанием, когда у нас столько проблем?

Шри Нолини Канта Гупта,  последователь Шри Ауробиндо,  указывал,  что люди пытались провести социальные, политические, экономические и моральные реформы с незапамятных времен. Реформаторы и деятели появились на земле не сегодня. Множество их работало над тем,  чтобы добиться чего-то в физическом и материальном мире.  Но и они нашли,  что достижение чего-то в материальном мире, производства продуктов для всех и каждого, одежды, жилья, тоже является идеалом. Но мистерия состоит в том, что не всегда идеал,  ближайший к земле,  достижим легче всего или достигается первым. Разве мы с вами не видели, с каким трудом происходят многие очень простые, невинные социальные и экономические изменения - они приносят следом за собой выходящие за рамки всякой пропорции движения насилия и революции.  Это происходит,  потому что мы ищем, как излечить симптомы и не касаемся коренных причин болезни. Ибо даже самые невинные на первый взгляд социальные, экономические и политические злоупотребления имеют в своей основе далеко ведущие позиции и цели жизни - даже внешне духовные - которые должны быть найдены и за которые нужно браться в первую очередь.  Даже в делах светских мы не копаем достаточно глубоко и не поднимаемся достаточно высоко.  Мы, прежде всего, должны понять,  что “не материальная организация способна принести разрешение бед человека. Человек должен подняться на более высокий уровень сознания и избавиться от своего неведения, ограниченности и эгоистичности, чтобы освободиться от своих страданий”.

 

Мать и практика идеалов Шри Ауробиндо

Говорят, что одна капля практики ценнее океана теории. Остался ли Шри Ауробиндо интересен для нас только в академическом аспекте или его идеалы были использованы на практике?

Задача претворения Видения Шри Ауробиндо осталась по наследству Матери. Она родилась в Париже 21 февраля 1878 года, в Пондичерри она попала 29-го марта 1914 года. Там она узнала Учителя с первого взгляда.

В 1954 Пондичерри соединился политически с Индией.  По этому случаю Мать сделала открытое заявление: “Я - француженка по рождению и образованию, полученному в раннем возрасте, я - индианка по выбору и склонности. В моем сознании нет антагонизма между ними двумя,  наоборот,  они хорошо комбинируются и дополняют друг друга.  Я знаю также, что я равно могу служить обеим [этим странам], ибо моя единственная цель в жизни состоит в том, чтобы придать конкретную форму великому учению Шри Ауробиндо, а в своем учении он открывает, что все нации являются в своей сути одним и предназначены для выражения Божественного Единства на земле через организованное и гармоничное разнообразие”. Именно она давала физическую формулировку идеалам Учителя.

Шри Ауробиндо и события в мире

Кто-то из вас может спросить,  что Шри Ауробиндо сделал для Человечества.  Многим покажется,  что персона,  заточившая себя в своею комнату на 24 года не могла сделать ничего осязаемого, чтобы изменить ход человеческой истории. Шри Ауробиндо не только продолжал внимательно следить за всем, что происходило в мире и в Индии, но и активно вмешивался, там где это было необходимо, но только духовной силой и безмолвной духовной деятельностью.

Когда разразилась Первая Мировая Война,  Шри Ауробиндо сказал,  что она будет означать конец колониализма и новое пробуждение Азии,  что по его мнению было очень важным шагом вперед Он указывал, что германский милитаризм был управляем эго нации, а не душою Германии, и, следовательно, он обречен на поражение. Это было очень смелое заявление в то время.

Когда один из садхаков выразил опасения относительно свободы Индии, Шри Ауробиндо категорически сказал ему, что свобода Индии несомненна, что инструменты были найдены и что он сам работает над тем, чтобы Индия обрела свою свободу.

Во время Второй Мировой Войны Шри Ауробиндо посылал свою духовную силу,  чтобы та воздействовала на Черчилля,  который был тогда признан им пригодным инструментом для Божества,  чтобы противостоять демоническим силам, ведомым Гитлером, представлявшим тогда силу торможения и отрицания духовной жизни и сознания.  Тот же человек, который боролся не на жизнь, а на смерть, чтобы сбросить иностранное ярмо, сейчас открыто поддерживал силы союзников. Он послал специального эмиссара в Дели, чтобы склонить политических лидеров того времени оказать всемерную поддержку союзникам и объединиться для этого.

Усилия Черчилля, которые он затратил на то, чтобы освободить Индии дорогу к свободе, ясно указывают тот факт, что он был инструментом, используемым для конкретной цели, отброшенным позднее, когда он встал против Божественной Воли.

Пять видений  Шри Ауробиндо

У Шри Ауробиндо было пять видений [dreams]. Его первая мечта относилась к свободе Индии. И все же, эта свобода оказалась расколотой [Имеется в иду отделение Пакистана от Индии. Прим. переводчика]. Шри Ауробиндо объяснил почему. Он сказал, что когда он инициировал движение для свободы Индии, его сознание было установлено на уровне Надразума, и из-за этого свобода оказалась расколотой, несмотря даже на то, что был предложен выход миссией Криппса. Если бы сознание Шри Ауробиндо действовало с Супраментального уровня,  свобода была бы целостной. В своем послании ко Дню Независимости он говорит: “Индия свободна, но она не достигла единства, она обрела только расколотую и разбитую свободу. Но так или иначе разделение должно исчезнуть и оно исчезнет. Ибо без этого судьба Индии станет значительно хуже и даже испорчена. Но этого быть не должно”.

Вторым  видением Шри Ауробиндо была свобода народов Азии.  После 1947 года мы находим,  что постепенно колонии исчезли и Азия обретает свою свободу. Сегодня большинство из этих стран политически и экономически свободны. Япония представляет собою одну из крупнейших экономических сил в мире. Южная Корея и некоторые ее соседи сделали огромные шаги в экономике.

Индии еще предстоит экономический подъем.  Величайшая проблема Индии - ее огромное население - вполне может быть превращена в ее самое большое достояние. Когда огромное население окажется занятым работой, когда оно начнет производить, когда оно решит приступить к строительству нового, тогда Индия выйдет на мировую арену как мощная экономическая сила. Но для остального человечества более важным будет ее духовный вклад.

Третьим видением Шри Ауробиндо было принудительное движение к мировому единству.  В его схеме мировое единство придет не за один этап. Сперва должна сформироваться региональные группы сотрудничающих друг с другом стран. Затем эти группы образуют фундамент для нового мирового порядка. Не видим ли мы уже, что его мечта, хотя бы отчасти, была реализована? Призыв Горбачева объединить Европу и развитие Европейского Экономического Сообщества иллюстрируют осуществление видения Шри Ауробиндо.

Четвертым его видением было новый рост духовности Индии.  Индия будет Гуру мира, сказала Мать. Не обязательно в форме святых, покидающих Индию, чтобы проповедовать и устанавливать Ашрамы. Важнее, чтобы Индийская мысль и философия установилась в мире, в первую очередь в сферах науки и психологии. Именно утверждение их среди мировой интеллигенции реально значимо.

Пятым видением был новый шаг в эволюции человеческого сознания,  шаг за пределы разума к Истине-Разуму. Здесь, опять же, мы находим отозвавшихся философов и ученых. Без исключения, каждый философ, который ценит его имя, каждый ученый, который ценит его видение, провозгласил возможность состояния, превышающего границы разума. Сэр Артур Эддингтон, Сэр Джеймс Джинс, Эрвин Шрёдингер и многие другие известные люди все это подтверждают.

Многие йогины утверждают,  что после 1956 года,  года Супраментальной Манифестации,  их йога получила значительное ускорение. Упорные проблемы, которые преследовали йогинов во всем мире, внезапно исчезли, обычные барьеры в йоге неожиданно рухнули. Мы должны принять это на слово, поскольку сами не имели здесь опыта.

Все пять видений Шри Ауробиндо, определенно, находятся в процессе реализации точно в той манере, в которой он предвидел их.

Учения Шри Ауробиндо

Наконец, какова суть йоги Шри Ауробиндо и метод практики?  Суммируя его собственными словами,  “Учение Шри Ауробиндо стартует от того учения древних мудрецов Индии, что позади очевидностей вселенной есть Реальность Бытия и Сознания, Сам всего, один и вечный.  Все существа едины в этом Одном Себе и Духе,  но разделены определенной сепаративностью сознания,  неведением их истинного Себя и Реальности в уме,  жизни и теле. Определенной психологической дисциплиной можно удалить эту вуаль сепаративного сознания и начать осознавать истинного Себя, Божество внутри нас и всех.

“Учение Шри Ауробиндо утверждает,  что это Одно Бытие и Сознание вовлечено здесь в Материю.  Эволюция является методом,  которым оно высвобождает себя;  сознание появляется в том, что выглядит несознательным, и, раз появившись, оно побуждает само себя расти выше и выше и в то же время расширяться и развиваться ко все более и более великому совершенству.  Жизнь - это первый шаг в этом высвобождении сознания; разум - второй; но эволюция не заканчивается на разуме, она ждет выхода во что-то более великое,  в сознание духовное и супраментальное.  Следующий шаг эволюции должен вести к развитию Суперразума и Духа как доминирующей силы в сознательном существе.  Ибо только тогда  вовлеченное Божество в вещах высвободит себя полностью,  и жизнь сможет проявить совершенство.

“Но тогда как предыдущие шаги в эволюции были предприняты Природой без сознательной воли в растении и животной жизни,  в человеке Природа обретает возможность развиваться сознательной волей в инструменте. Однако, это может быть сделано во всей полноте не ментальной волей в человеке,  ибо разум достигает только определенной точки, после чего может двигаться только по кругу. Необходима конверсия, поворот сознания, благодаря которому разум должен измениться, превратиться в более высокий принцип. Этот метод должен быть найден через древнюю психологическую дисциплину и практику Йоги.  В прошлом этого пытались достигнуть уходом из мира и вхождением в высоты Себя, или Духа. Шри Ауробиндо учит, что возможно нисхождение более высокого принципа, которое не просто высвобождает Себя из мира, а освобождает его в мире, заменяет неведение разума или его очень ограниченное знание супраментальным Сознанием-Истиной, которое будет достаточным инструментом для внутреннего Себя и даст возможность человеческому существу динамично,  равно как и внутренне, вырастать из его еще животной человеческой природы в божественную расу. Психологическая дисциплина Йоги может быть использована для этой цели посредством раскрытия всех частей существа к этой конверсии или трансформации через нисхождение и работу еще сокрытого супраментального принципа.

“Это, однако,  не может быть сделано сразу или в короткое время,  или благодаря какой-то быстрой или чудесной трансформации.  Ищущему нужно сделать много шагов,  прежде чем Супраментальное нисхождение станет возможным. Человек живет по большей части в своем поверхностном уме,  жизни и теле, однако внутри него есть внутреннее существо с гораздо большими возможностями, к которому он должен пробудиться - ибо сейчас он получает от него только очень ограниченное влияние, которое толкает его на постоянные поиски более великой красоты,  гармонии, силы и знания. Первый процесс йоги, поэтому, - это открыть сферы этого внутреннего существа и жить оттуда вовне, управляя своей внешней жизнью внутренним светом и силой. Делая так, от открывает в себе свою истинную душу,  которая является не этой внешней смесью ментальных, витальных и физических элементов, а чем-то от Реальности, стоящей за ними, искрой одного  Божественного Огня. Он должен научиться жить в своей душе и очищать и ориентировать ее стремлением к Истине остальную природу.  Тогда, впоследствии, может прийти раскрытие вверх и нисхождение более высокого принципа Бытия. Но даже это не будет сразу полным супраментальным Светом и Силой, ибо между обычным человеческим умом и супраментальным Сознанием-Истиной есть несколько уровней сознания.  Эти промежуточные уровни должны быть раскрыты и их сила принесена вниз,  в ум,  жизнь и тело. Только после этого возможна работа Сознания-Истины в полную силу в природе. Процесс этой самодисциплины, или садханы, поэтому долог и труден, но даже малая его толика является огромным достижением, ибо делает окончательное освобождение и совершенство более возможными.

“Есть многое, принадлежащее старым системам, что необходимо на этом пути - раскрытие ума к более великой шири и восприятию Себя и Бесконечности, выход в то, что было названо космическим сознанием, господство над желаниями и страстями; внешний аскетизм не играет существенной роли, но победа над желанием и привязанностью и контроль над телом и его нуждами, желаниями и инстинктами необходима. Существует комбинация принципов старых систем, путь знания, когда ум проводит различие между Реальностью и видимостью,  путь сердца - путь обожания, любви и сдачи, и путь работ, поворачивающий волю от собственных интересов на Истину и служение более великой Реальности, чем эго. Ибо все существо должно быть научено, чтобы оно смогло отвечать и быть трансформировано, когда это возможно, чтобы более великий Свет и Сила работали в природе.

“В этой дисциплине вдохновение Учителя, а на трудных этапах его контроль и присутствие необходимы - ибо в противном случае будет невозможно пройти без великих усилий и ошибок, которые сведут на нет все шансы на успех. Учитель - это тот, кто поднялся к более великому сознанию и бытию, и он часто рассматривается как их манифестация или репрезентация. Он помогает не только своим учением, а еще больше своим влиянием и  примером, но и способностью передавать свой собственный опыт другим.”

Такова Йога Шри Ауробиндо и метод ее практики.  Его целью не является развитие религии или объединение старых религий или создание какой-то новой религии - ибо любое из этого уводит от его главной цели. Единственная цель его Йоги - это внутреннее саморазвитие, благодаря которому каждый, кто следует ей, может в свое время обнаружить Одного Себя во всем и развить сознание более высокое, чем ментальное,- духовное и супраментальное,- которое трансформирует и обожествит человеческую природу.

Наконец, мир может по своему усмотрению игнорировать Шри Ауробиндо.  Шри Ауробиндо не интересуется теми,  кто не принимает его всерьез,  ибо он сам предвидел такую возможность.  В известном отрывке он говорит: “Путь Йоги, которой следуют здесь, имеет цель,  отличную от других,  - ибо ее целью является не только поднятие из ординарного невежественного мирового сознания в божественное сознание, но и принесение супраментальной силы божественного сознания вниз, в неведение разума, жизни и тела, чтобы трансформировать их,  проявить Божество здесь и создать Божественную Жизнь и Материю. Это - исключительно трудная цель и трудная йога; многим она покажется невозможной. Все утвердившиеся силы обычного невежественного мирового сознания противостоят ей и отрицают ее, и стараются помешать ей, и ищущий найдет свой собственный разум, жизнь и тело полными самыми упрямыми препятствиями для ее реализации. Если вы можете принять идеал всем сердцем, встретить все трудности, оставить прошлое и его узы позади вас и готовы отказаться ото всего и рискнуть всем ради божественных возможностей,  только тогда можете вы надеяться обнаружить переживанием истину, стоящую за нею”. Та же самая мысль воплощена в этом отрывке из мистической поэмы Шри Ауробиндо “Савитри”:

Немногие увидят то, что никто не понимает еще;

Бог вырастет, пока мудрые спят и беседуют;

Ибо человек не узнает прихода до его часа

И не будет уверенности, пока работа не сделана.

Мир подготавливается к большой перемене, и ответственность за ее приближение лежит на нас. Хотим мы, или нет:

Неведения границы отступят,

Все больше и больше душ вступит в свет...

Природа будет жить, чтобы проявлять тайного Бога,

Человеческую роль примет Дух,

Эта земная жизнь станет жизнью божественной.


Об авторе - Шри Гопале Бхаттачарджи

 

Рожденный в 1936 году в деревне в Восточной Бенгалии,  в Индии, Шри Гопал Бхаттачарджи получил образование в университете Гувахате, штат Ассам. В возрасте 19 лет, в 1956 году, на железнодорожной станции в Ассаме он увидел книгу с изображением Шри Ауробиндо на обложке и под вдохновением решил встретиться с Матерью в Пондичерри.  Он встретил Ее 16-го октября 1956 года, и сразу по возвращении в Ассам открыл там, в Дигбое, центр, где он стал учеником. В том же году с благословения Матери он уезжает в Англию, чтобы продолжить свое инженерное образование. Будучи в Англии, он поддерживал контакт с Матерью через личные письма.

В 1972 году он организовывал проведение празднования 100-летней годовщины со дня рождения Шри Ауробиндо в нескольких штатах Индии и открыл много центров. После этого как Секретарь Общества он путешествовал за границей и посетил более 120 стран, чтобы распространить учение Шри Ауробиндо и Матери и дать людям возможность узнать об Интегральной Йоге Шри Ауробиндо.  Его статьи и интервью публиковались в национальной периодике в различных странах, включая Великобританию и США. Он также выступал по радио, и давал интервью на радио и телевидении во многих странах.

Общество Шри Ауробиндо является консультативным членом ЮНЕСКО.  М-р Бхаттачарджи неоднократно представлял Общество на конференции неправительственных организаций под эгидой ЮНЕСКО в Париже.  На 22-й ежегодной конференции в Париже в 1990 году  он  был избран подавляющим большинством членом Исполнительного Комитета ЮНЕСКО.