Текст Глоссария скопирован с сайта
Центра Интегральной Йоги "Савитри" --
http://www.aurobindo.webzone.ru/gloss.htm.
Приводится с небольшими модификациями
абхимана, abhimana | – | гордость, само-почитание, эгоизм. |
абхьяса | – | практика, повторение. |
авеша | – | прилив вдохновения, духовной силы и т.д. |
ависришти | – | отсутствие висришти. |
адеша | – |
приказ; в основном, божественный приказ, – полученный Шри Ауробиндо в тюрьме Алипора для выполнения определённой миссии в жизни:
духовного подъёма его страны и восстановления
Санатана дхармы. Эта миссия имеет четыре аспекта: литературный, религиозный, политический и социальный. |
адешавани | – | голос божественного приказа. |
адешасиддхи | – | исполнение Адеша миротворческой деятельностью Шри Ауробиндо. |
адхарадришти | – | “видение как средство, инструмент” дришти, видение, скорее, на заднем плане, чем в акаше. |
адхогати | – | тенденция опускаться вниз в противоположность силам уттхапаны в теле. |
айшварьям | – | одна из трёх сиддхи силы; (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи” ). |
айшварья | – | одна из трёх "сиддхи силы": эффективность воли, действующей как приказ без какой-либо специальной концентрации, как в вашите. |
айшварьяпрайога | – | применение айшварьи. |
акальяна | – | несчастье, зло, неприятность. |
акаша | – | эфир,самое тонкое из пяти элементарных состояний материи; этим словом могут также обозначаться нематериальные эфиры. Роль элемента акаши в совершенствовании телесной системы рассматривается в арогье. Рупа и Липи, появляющиеся в акаше, который в этом контексте означает более тонкий эфир, проявляющийся через физическую атмосферу, – отличаются от типов читры и стхапатьи, которые появляются на заднем плане; однако рупа и липи образуются из “материала акаши ”, имеющего семь видов: пракаша, агни, варна, джьёти, теджас, дхума, чайя . |
акашалипи | – | липи, проявляющееся в акаше, “эфирное письмо”. |
аласьям | – | лень. |
амангалам | – | неблагоприятный, враждебный. |
амавасья | – | день новолуния. |
амрита | – | нектар: сладкая субстанция, ощущаемая йогами в слюне. |
амритам | – | бессмертие |
ананда | – | блаженство, духовное наслаждение, экстаз; в техническом смысле, ананда отличается в Дневнике от расаграханы и бхоги как наивысшая форма бхукти (см. С.Ч. VII; см. также термины сама раса, сама бхога и сама ананда в описании позитивной саматы в С.Ч. I). Семь градаций ананды перечислены в порядке соответствия семи планам существования (С.Ч. VII); шесть последних из них, от премананды до садананды называются “субъективными”, а первая камананда, это “объективная” или физическая ананда. Как составляющая шарирачатуштайи (С.Ч. IV), ананда означает физическую ананду, которая имеет пять разновидностей (см. камананда ). |
анандабуддха (вани) | – | блаженство-сообщение от духа Буддха или ментального плана. |
анандадхаранашакти | – | сила поддержания ананды. |
анандалока | – | мир блаженства. В Дневнике, Шри Ауробиндо различает высшую анандалоку – часть “Вечного Проявления” и другую, которая является частью “ментального ряда”. |
ананда-махат (вани) | – | блаженство-сообщение от духа махат (план виджняны ). |
анандамайя | – | полный блаженства. |
анандам брахма | – | (реализация) Брахман как само-существующее наслаждение и его универсальное блаженство существования; четвёртый элемент брахмачатуштайи (см. С.Ч. VI). |
анандавани | – | вани, наполненный анандой. |
ананда-виджнянамайя | – | полный ананды и виджняны, идея-блаженства. |
Ананда Мимамса | – | "исследование природы блаженства", работа с Санскритом. |
анарамбха | – | не-инициация действия |
анима | – | “тонкость”; одна из трёх физических сиддхи (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”). В связи с продолжительными упражнениями Шри Ауробиндо в развитии уттхапаны, боль и скованность в его теле указали на неудачу анимы. |
Анируддха | – | один из элементов чатурвьюхи; это сила Божественного, которая проявляется в желании, и признаки которой – телесная радость и мирское благоразумие. Он является шудрой и правит в Кали Югу. Его Шакти является Махасарасвати, его метод – это “метод терпеливого, интеллектуального исследователя и терпеливого, трудолюбивого изобретателя, который приобретает знания дюйм за дюймом, шаг за шагом”. |
аннам | – | материя, физическое существо. |
аннамайя | – | физическое. |
аннамайя-читта | – | физическая материя - ума или пассивная память. |
анритам | – | ложь, фальшь. |
антардарши | – | "внутреннее видение"; самадхи в бодрствующем состоянии, в котором существует внутреннее видение, обычно с закрытыми глазами. |
антах | – | внутри (по отношению к внутреннему видению в джаграт самадхи с закрытыми глазами). |
анупалабдхи | – | отсутствие опыта. |
анумати | – | согласие, санкция. |
ануманта | – | дающий санкцию. |
апариграха | – | свобода от идеи обладания. |
априям | – | то, что является неприятным. |
арамбха | – | инициация действия. |
ардхаджнянам | – | полузнание. |
арогья | – | здоровье, свобода от болезней или беспокойств ( рогья ) в физической системе; элемент шарира чатуштайи (см. С.Ч. IV, где описаны три стадии арогьи, заканчивающиеся кульминацией бессмертия тела). В Дневнике часто упоминаются два условия сиддхи арогья – это изменение метода пищеварительной ассимиляции (приятия пищи) и трансформации действия (усвоение пищи) “центра Камы ”, камачакры. Совершенное усвоение пищи осуществляется тогда, когда такие элементы, как вайю, теджас, джала, притхивья в теле выполняют их правильную акцию как “движения и состояния акаши ”; тогда пища может быть сразу же вовлечена в акашу очищенной праной. Низший метод, включающий все пять элементов, “оставляет остаток, который должен быть дематериализован или в противном случае он производит симптомы неправильности Теджаса и Джаламайи, прежде чем закончится этот процесс”. Этот несовершенный процесс ассимиляции, усвоения ( висришти ) нуждается в удалении и достигается натуральным экскретивным способом” |
артха | – | значение. |
артха-бодха | – | осмысление значения. |
асадграха | – | ложная идея. |
асамата | – | неровность. |
асатьям | – | ложь, фальшь. |
асаундарьям | – | уродство. |
асиддхи | – | несовершенство, неудача, отход от прогресса в йоге, повторение ошибок; сила, работающая на несовершенство в йоге или в какой-либо её части. |
асу | – | витальная сила и мощь, являющаяся базисом для всех энергетических и порывистых чувств и действий. |
асундарьям | – | некрасивый, уродливый. |
атмапракаша | – | само-излучение или само-светящийся. |
атмапрасада | – | состояние ясности, чистоты и согласия в самом себе. |
атматрипта | – | само-достаточность. |
ахайтука | – | без причины, спонтанная; (физическая ананда ) не связанная с каким-либо инициирующим стимулом. (Описание нескольких физических ананд как ахайтука должно чётко отличаться от использования слова в термине ахайтука ананда, который иногда употребляется в сокращённой форме “ахайтука” (см. следующий термин). |
ахайтука ананда | – | “восторг без причины”, субъективная ананда (см. ананда ), соответствующая ментальному плану. |
ахи | – | змея (змей). |
ашраддха | – | отсутствие веры. |
Бала | – | в Индуистской мифологии имя демона. |
бала бхава | – | девичий образ (аспект). |
балака (бхава) | – | детский образ (аспект). |
бала Кали | – | девочка Кали, девичий характер и образ Шакти. |
балам | – | сила. |
Баларама | – | один из чатурвьюхи; он тот, кто есть сила Господа, проявлением которой является Сила с присущими ей мощью и яростью. Он есть Кшатрийя и правит в Трета Юге. Он идентифицируется с Рудрой и его Шакти является Махакали. |
балака Кришна | – | ребёнок Кришна |
брихат | – | широта; безграничное супраментальное сознание. |
брахманда | – | универсум как "яйцо Брахмы". |
буддха | – | ментал; ментальный план. |
бхаша | – | язык; развитие лингвистической способности, часть сахитьи. |
бхашасиддхи | – | совершенство лингвистической способности. |
бхаута | – | физическое; относящееся к сбалансированию и функционированию пяти элементов ( акаша, вайю, теджас, джала, притхиви ), которые составляют физическое тело; относящееся к трём физическим сиддхам ( лагхима, махима, анима ). |
бхаутасиддхи | – | коллективный термин для трёх физических сиддхи аштасиддхи ( лагхима, махима и анима; см. С.Ч. III), на котором основывается уттхапана. |
бхава | – | существо, становление; состояние существа; психологическое состояние; субъективный опыт; чувство; настроение; отношение; темперамент; аспект; любое из нескольких отношений между индивидуальной душой и Божественным. |
бхога | – | наслаждение, обладание; наслаждение без желания в пране; вторая из трёх стадий бхукти (см. С.Ч. VII). |
бхукти | – | наслаждение свободой, третий элемент последней чатуштайи (С.Ч. VII) имеет семь уровней, соответствующих семи планам существования и трём формам ( расаграхана, бхога, ананда ), в которых три интенсивности ( рати, ратна, ратха ). |
вайдьюта (ананда) | – | см. вайдьютананда. |
вайдьютананда | – | “электрическая” ананда, один из пяти типов физической ананды. Шри Ауробиндо говорит об этом в Дневнике: “Это приходит как благословенный электрический удар (шок), движение тока в головной мозг или в другую часть нервной системы и может быть двух видов: позитивным или горячим, негативным или холодным”. Позитивная и негативная формы этого тонкого электричества являлись для Шри Ауробиндо “базисом феномена горячего и холодного”. |
вак | – | слово, речь. “ Вак мысли” или “артикулированная мысль” отличается от обычной речи или “маловыразительного Вак ”; в связи с сахитья Шри Ауробиндо различает пять основных степеней её выразительной силы: адекватная, эффективная, просвещающая, вдохновенная, неизбежная (неотвратимая). |
вани | – | голос (Мастера Йоги или от нижних божественных источников); он нисходит свыше и отличается от тонкой речи извне. |
варахи | – | Вепрь(женский двойник Вараха или Вишну в инкарнации Вепря). |
варна | – | “цвет”, один из семи видов материала акаши для рупы и липи. |
варнамайя | – | ( рупа или липи ), состоящая из варны ("цвета"), один из семи видов материала акаши. |
вартта | – | средства к существованию, бытие. |
вайю | – | воздух, ветер, газообразное состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действие которого в теле, играет существенную роль для арогья. |
вашита | – | одна из трёх " сиддхи силы" , концентрация воли на личности или объекте с тем, чтобы контролировать его. |
вивека | – | интуитивное различение (см. С.Ч. III, “ Джнянам ”). |
виджняна(м) | – | идеальное знание, сверхинтеллектуальная способность; в процессе изложения записей в Дневнике, значение виджняна становится всё более и более точным и следует за восходящим движением Йоги, постепенно приближаясь к окончательной реализации природы Сверхразума (согласно Шри Ауробиндо). |
виджнянамайя | – | совершенный, гностический, супраментальный. |
випарита | – | противоположный, обратный, извращённый. |
виракти | – | неудовлетворённость, безразличие. |
вирья | – | энергия, сила характера; сила души, выражающая себя через четверичную персональность ( брахмана, кшатрия, вайшью, шудру ), элемент шактичатуштайи. |
висришти | – | эвакуация, экскрекция; их уменьшение – это признак улучшенного усвоения и прогресса в арогье. |
вишайя | – | объект чувства; часто является аббревиатурой вишайананды. |
вишайябхога | – | вишайананда в стадии бхоги. |
вишайананда | – | ананда чувств, один из пяти типов физической ананды. |
вишвагати | – | способность приобретения во сне со сновидениями состояния самадхи, посредством которого можно странствовать в тонком теле в отдалённых местах или других мирах; иногда идентифицируется с самим самадхи, последним элементом виджняначатуштайя. |
вишиштадвайта | – | ограниченный монизм. |
вишварупа | – | универсальная форма |
вьягхрачарма | – | шкура тигра. |
вьяпти | – | телепатическое восприятие или связь;(см. С.Ч. III,“ Ашта Сиддхи ”). |
гуна | – | качества. |
гуру-сакха | – | учитель и друг. |
дайвашакти | – | божественная Сила. |
дамьям | – | покорность, безвольность. |
дасьябхава | – | позиция слуги, отношения между слугой и хозяином. |
дасья(м) | – | состояние бытия слуги Господа; оно имеет несколько стадий (определяемых по-разному в различные периоды Записей), ведущее к прямому и императивному контролю всех частей существа со стороны Мастера Йоги. |
даурбальям | – | слабость. |
двайта-бхава | – | чувство дуальности. |
двеша | – | непривязанность. |
девата | – | бог, божество. |
джаграт читтакаша | – | ментальный эфир, в котором образы видятся в пробуждающемся самадхи. |
джала(м) | – | вода; жидкое состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действие которых в теле являются существенными для арогьи. |
джалабинду | – | капля воды. |
джаламайя | – | состоящий из или относящийся к элементу джала в теле. |
джалависришти | – | мочеиспускание. |
джаналока | – | мир наслаждения творческим существованием ( ананда ). |
джнянам | – | знание; божественная мысль, первый элемент виджняначатуштайи (С.Ч. III). |
джнянам брахма | – | (реализация) Брахмана, как само-существующего сознания и универсального знания; третий элемент брахмачатуштайя (см. С.Ч. VI). |
джнянапракаша | – | ясность ума и его тенденция легко озаряться идеями и воспринимать истину; качество брахмана (см. С.Ч. II “ Вирьям ”). |
джняни | – | человек знания. |
джнята пуруша | – | душа или сознательное существо, знающее существо. |
джьёти | – | “свет”, один из семи видов материала акаши для рупы и липи; рупа, состоящая из джьёти. |
дришти | – | видение; тонкое видение (см. рупа ), откровение, прямое видение истины, сила джнянам. |
духкха | – | печаль. |
дута | – | вестник, гонец. |
дхаирьям | – | спокойствие, терпение, стойкость, вдумчивость; качества брахмана (С.Ч. II, “ Вирьям ”). |
дхарананьюната | – | недостаток поддерживающей силы. |
дхума | – | дым, туман-один из семи видов “материала акаши ”, (см. Акаша ). |
индрия | – | чувствующий орган. |
ишита | – | одна из трёх сиддхи силы; (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”). |
ишитасиддхи | – | сиддхи ишиты. |
ишварабхава | – | власть, характер правителя и лидера; качество, присущее всем четырём аспектам Дайви Пракрити, (см. С.Ч. II) несущее с собой чувство Божественной Силы. |
кайвальананда | – | “ ананда абсолютного единства”, собирательный термин для трёх высочайших уровней ананды. |
Калибхава | – | термин, эквивалентный Чандибхава, “сила проявления Кали в темпераменте”, который первоначально был третьим элементом шактичатуштайи. |
кальянашраддха | – | вера в великую доброту или мангаламайя природу вещей, элемент читташакти. |
Кама | – | “желание“; в Дневнике это английское слово используется обычно, как желание в обычном смысле слова, в то время как его божественный двойник отменяет значение термина кама и означает “радость проявления Бога в материи”. Кама это качество шудры (см. С.Ч. II, “ Вирьям ”) из кармачатуштайи (С.Ч. V); иногда это относится специфически к социальному аспекту работы Шри Ауробиндо (см. адеша ). ” Кама ” часто является сокращением камананда. |
камабхога | – | камананда в стадии бхоги. |
камананда | – | “чувственное наслаждение”, форма физической ананды, связанной с духовной трансмутацией секс-энергии. Поскольку камананда – это, по преимуществу, физическая ананда, это же самое слово употребляется как общее обозначение физической ананды с её пятью разновидностями: камананда (в специфическом значении), вишьананда, тиврананда, рудрананда, вайдьютананда. |
карали | – | страшный, ужасный. |
карана-индрийя | – | причинное чувство; чувство, оперирующее с каузального плана. |
кланти | – | усталость, утомление. |
кшобха | – | беспокойство. |
лайя | – | растворение, исчезновение; аннулирование индивидуальной души в Бесконечности. |
липи | – | запись, письмо, зримое тонким видением или способность такого видения; это собственно инструмент виджняны, несмотря на то, что оно может приходить с любого плана, оно тесно связано с трикаладришти. Подобно рупе, липи может быть сформировано любым из семи видов эфирного материала и может проявляться или в акаше или в форме читры или стхапатьи на физическом плане. Степень высочайшего совершенствования точного липи периодически отмечается в Дневнике в терминах определённого числа специфических качеств, таких как яркость, стабильность (продолжительность нахождения в поле видения), симультантность (одновременная манифестация всех записей или слов липи ) и т.д. |
липи-дришти | – | видение письма ( липи ). |
липса | – | поиск, тенденция, стремление (к само-выполнению любого рода); см. Джняналипса, и т.д. (С.Ч. II “ Вирьям ”). |
мадхура(бхава) | – | “сладостное” отношение с божественным, самое интенсивное и блаженное, отношение любовника с возлюбленной. |
мангаламайя | – | благоприятный. |
махат | – | “великий”, план виджняны. |
Махавира | – | “великий герой”, имя Шрикришны как одного из чатурвьюхи; он содержит всех других и выдвигает их из своего существа. Его проявление – это власть (господство), а его неотъемлемый признак могущество и мудрость; он – брахман, которому служит кшатрий, имеющий божественное знание и использует его власть под руководством этого Знания. Он правит в Сатья Юга. Он идентифицируется с Шивой и его Шакти, – это Махешвари. |
мегхагарджана | – | гром. |
митхьядхарана | – | ошибочное представление, концепция. |
намадришти | – | видение имени, названия, обозначения (в противоположность видению формы или рупа ), т.е. видение письма = липи. |
настикья-буддхи | – | атеистическая ментальность. |
набхи чакра | – | тонкий центр, расположенный на уровне пупка, который управляет "более широким виталом"; в Записях упоминается как "центральная" чакра. В этом центре сила необходима для арогьи в желудке, а также является основанием (для выдерживания) полной силы камананды. |
нидра | – | сон. |
нихшабдата | – | отсутствие звука. |
нила | – | синий. |
нирананда | – | отсутствие наслаждения. |
нирведа | – | безразличие, уныние. |
ниргуна сад брахман | – | безличный аспект Вечного как чистого Существования без качеств. |
нирапекша | – | свобода от желания, ожидания и зависимости; незаинтересованность, непривязанность. |
нирукта | – | этимология; изучение происхождения и развития языка; часть сахитьи. |
нисчайя | – | определённость, несомненный факт. |
партхива | – | относящийся к элементу пртхиви (“земля”) в теле. |
Прадьюмна | – | третья сила чатурвьюхи; он – это тот аспект Божественного, проявлением которого является любовь, признаки которой – сладость и наслаждение. Он соответствует вайшье и управляет в Двапара Югу. Он идентифицируется с Вишну и его Шакти – это Махалакшми. |
прайога | – | использование, применение; приведение в движение, направление, запуск (как пример, – стрелы); применение любой из " сиддхи" силы ( айшварьи, ишиты, вашиты ). |
пратиштхита | – | твёрдо установлено |
пракамья | – | сиддхи знания, посредством которых ум и чувства превосходят обычные ограничения тела. (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”). |
пракамья трикала-дришти | – | трикаладришти посредством пракамьи. |
пракамья-вьяпти | – | совместно работающие две сиддхи "знания", пракамья и вьяпти, которые “составляют то, что европейцы называют телепатией”. |
пракаша | – | прозрачность, свет; чёткая способность мышления, элемент буддхишакти (С.Ч. II, “ Шакти ”); божественный свет, в который должна превратиться саттва в процессе освобождения от тригуны (см. С.Ч. VII, “ Мукти ”); высочайший из семи типов материала акаши, из которого формируются рупа и липи. |
пракаша-чайя | – | комбинированный материал из пракаши и чайи. |
пракашамайя | – | ( рупа ), состоящая из пракаши, субстанции акаши. |
пранамайя джагат | – | витальный мир. |
правритти | – | движение, действие; побуждение без желания, божественный эквивалент раджас. |
према (ананда) | – | см. премананда. |
премананда | – | “ананда любви”, один из семи уровней ананды, соответствующий витальному плану (жизне – эмоциональному). |
према натха | – | Бог Любви. |
пртхиви | – | земля; твёрдое состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действия которого в теле являются существенными для арогьи. |
ракшаси | – | женщина Ракшаса. |
раса | – | сок, вкус; сущностный. |
расаграхана | – | схватывание умом расы или принцип наслаждения в вещах, первая из трёх стадий бхукти (см. С.Ч. VII, “ Бхукти ”). |
ратха | – | высочайшая из трёх интенсивностей расаграхани, бхоги или ананды. |
рати | – | удовольствие; самая низкая интенсивность расаграханы, бхоги или ананды. |
ратха | – | вторая (средняя степень) интенсивности расаграханы, бхоги или ананды. |
рога | – | болезнь, беспокойство или несовершенное функционирование телесной системы; сила болезни рассматривается как сила асиддхи, враждебная по отношению к арогье. |
рудра (ананда) | – | см. рудрананда. |
рудра Кали | – | разъярённая форма Кали. |
рудрананда | – | яростная, огненная ананда (более интенсивная чем тиврананда ); это форма физической ананды (см. камананда ), которая связана с превращением боли в удовольствие. |
рупа | – | формы, часто символические или предсказуемые образы, наблюдаемые в тонком видении ( дришти ), в самадхи или пробуждающемся состоянии; так же способность такого наблюдения, рассматривается в Дневнике как способ познания значительной важности. Недостаточное внимание оборачивается платой такими деталями, как точный состав рупы, состоящий из разных видов эфирного материала (см. акаша ). Этот материал анализируется в соответствии с тремя уровнями “полноты”: “сырой (первичное состояние), “плотный” или гхана (“материал, развившийся в консистентную субстанцию”), и “развитой” (“когда субстанция развилась в феномен жизнеподобной реальности”). Рупа может спонтанно проявиться в акаше или на сгущенном и поддерживающем фоне (способном нести, держать), см. читра и стхапатья. |
рупадришти | – | видение форм ( рупа ). |
садананда | – | ананда чистого существования, один из семи уровней ананды, соответствующий плану сат. |
сахайтука | – | имеющая причину; (физическая ананда ), связанная с инициативным стимулом, таким как какое-либо прикосновение к телу. |
сахитья | – | литература; литературная работа, включая поэзию, прозу и обучение, – важная часть кармы Шри Ауробиндо (см. адеша ). |
сахитьясиддхи | – | совершенствование литературной работы. |
самадхи | – | йогический транс (см. С.Ч. III,” Самадхи ”); способ, "расширяющий уровень сознания". |
самсайя | – | сомнение. |
самьяма | – | концентрация, сознательное руководство или пребывание в сознании, посредством которого становится возможным осознание всего того, что есть в объекте; идентификация. |
сани | – | спокойное, уверенное обладание. |
саньясочита | – | духовное состояние, готовое к отречению от жизни и действия. |
сарвасаундарья | – | универсальная красота (воспринимаемая как часть субъективной ананды ). |
сарватрагати | – | “шествующий повсюду”; вишвагати – слово другого значения. |
сатьядаршанам | – | видение истины. |
сатьядришти | – | видение истины. |
сатьядхармайя дриштайе | – | для закона Истины, для видения ( Иша Упанишада 15 ). |
сатьяпратиджна | – | истинная уверенность, убеждённость. |
саундарьябодха | – | пробуждённость к осознанию красоты во всём. |
саундарьям | – | красота; физическая красота, как элемент йогического совершенства тела (см. С.Ч. IV). |
свапна самадхи | – | второе состояние самадхи, “сон со сновидениями” (см. С.Ч. III, “ Самадхи ”). |
свараджья | – | самообладание. |
сварга | – | Небеса. |
сваргабхуми | – | небесный мир. |
сварупа | – | “действительная, подлинная форма”; рупа, которая является не образом, а настоящей реальностью, законом тонкого (в отличии от физического). |
свашакти | – | своя собственная сила. |
сиддхи | – | совершенство; выполнение целей или любых движений йоги; оккультная или сверхнормальная сила (см. С.Ч. III,” Ашта Сиддхи ”). |
сиддхипрайога | – | использование сиддхи. |
сротас | – | поток, течение. |
стхапатья | – | “архитектурные” рупа или липи, т.е. образы вещей, видимые рельефно, что-то вроде скульптуры, на заднем плане. |
стхула | – | грубый; огромный физический план существования. |
стхуладришти | – | грубое физическое видение. |
сукшма | – | тонкий; тонкие планы существования; тонкие части человеческого существа. |
сурьялока | – | мир Солнца (символ виджняны ). |
тапас | – | сила, энергия, воля, мощь; три “ сиддхи силы”: айшварья, ишита, вашита (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”). |
теджахкшобха | – | нарушение покоя включением элемента теджас в тело. |
теджас | – | сила, энергия (низшая по отношению к тапасу ); ментальный свет; “огонь”, одно из пяти элементарных состояний материи, чей баланс в теле существенен для арогьи; один из семи типов материала акаши, из которого сформированы рупа и липи. |
теджогхана | – | плотный теджас. |
теджомайя | – | ( рупа ), состоящая из теджаса – материала акаши. |
тивра (ананда) | – | см. тиврананда. |
тиврананда | – | интенсивная, вибрирующая ананда; одна из пяти типов физической ананды (см. камананда ). |
тригуна | – | три вида более низкой Пракрити: саттва, раджас, тамас. |
тригунатита | – | за пределами трёх гун. |
трикала | – | “три времени”: прошедшее, настоящее, будущее, видимые как неделимое движение или синхронная бесконечность. |
трикаладришти | – | “видение трёх времён”; прямое знание прошедшего, настоящего, будущего (в Дневнике это особенно касается будущего); как элемент виджняна чатуштайя, оно описано как джнянам в приложении к фактам и событиям материального мира (см. С.Ч. III, “ Джнянам ”). Предсказание даже самых тривиальных домашних событий могло быть использовано Шри Ауробиндо, как упражнение для совершенствования этой силы. |
трийяспарша | – | солнечный день, в котором встречаются три лунных дня (всего одного и части двух других): это считается благоприятным для торжественного открытия и вступления в (назначенную) должность. |
тьяга | – | отречение. |
упалабдхи | – | опыт, переживание. |
уттхапана | – | состояние неподверженности давлению физических сил, элемент Шарирачатуштайя; термин заключает в себе это свойство, но превосходит феномен левитации. Элементарная или первичная уттхапана, для совершенствования которой Шри Ауробиндо прибегал к долгим периодам ходьбы по комнате взад-вперёд без отдыха, включает в себя “освобождение от истощения, усталости, напряжения и всех их последствий”. (“Это определение первичной уттхапаны соответствует двум стадиям, описанным в С.Ч. IV, “ Уттхапана ”). Совершенная Уттхапана получается из комбинированного действия трёх физических сиддхи: лагхимы, махимы, анимы; это особенно связано с лагхимой (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”). |
уттхапана-шакти | – | сила, производная от уттхапана; она, видимо, относится к комбинации лагхимы и махимы, приносящей лёгкость, силу и свободу от утомления тела; анима – третья из физических сиддхи, необходимых для уттхапаны, упоминается отдельно в этом контексте (см. С.Ч. III, ” Ашта Сиддхи ”). |
чатурвьюха | – | четырёхкратное проявление Высшего; четырём силам даются имена: Шри Кришна (называемый также Махавира ), Баларама, Прадьюмна, Анируддха. Эти четыре Личности связаны вместе в Пуранической Легенде, в которой Баларама – это старший брат Кришны, Прадьюмна – его сын, Анируддха – его внук. Каждая из этих Божественных сил имеет особое отношение с одной из четырёх Варн и с одной из четырёх Юг; их Шакти – это четыре основных аспекта Божественной Матери. |
чайтанья | – | сознание. |
чакшуша ананда | – | визуальная ананда, наслаждение в вещах, видимых физическим зрением. |
чанда | – | яростный, интенсивный. |
Чандибхава | – | сила Кали ( Чанди –яростный) проявляемая в темпераменте. |
чит-таттва | – | принцип чит (сознание). |
чайя | – | “тень”, самый последний из семи видов материала акаши для рупы и липи; рупа состоит из чайи. |
чайягхана | – | густой; плотная чайя. |
чайямайя | – | ( рупа ), состоящая из чайи – материала акаши. |
чайя-пракаша | – | ( рупа ), состоящая из смешанных материалов чайи и пракаши. |
чайярупа | – | рупа, состоящая из материала чайи. |
чайяюкта | – | соединённая с чайя. |
чидананда | – | ананда чистого сознания, один из семи уровней ананды, соответствующий чит. |
чидгхана (ананда) | – | “ ананда плотного светящегося сознания”, один из семи уровней ананды, соответствующий виджняне. |
читра | – | “изобразительные” рупа или липи; тонкие образы или письмо, видимые скорее на заднем плане, чем в акаше и скорее, как двухмерные картины, чем рельефные (см. стхапатья ). |
читра теджас | – | изобразительная рупа, состоящая из материала теджас. |
шабда | – | звук. |
шакти джива | – | индивидуальная душа, реализующая себя как проявление божественной Шакти. |
шакуна | – | предзнаменование. |
шама | – | безмолвие, мир, покой; божественная пассивность, в которую должен быть преобразован тамас. |
шарира (ананда) | – | см. Шарирананда. |
шарирананда | – | физическая ананда (см. Камананда ). |
шарираятра | – | "пилгримаж тела" т.е. физическая жизнь на земле. |
шастра | – | систематическое знание. |
шива Кали | – | содействующая форма Кали. |
шуддха (ананда) | – | см. шуддхананда. |
шуддхананда | – | “чистая ананда”, свойственная ананде, которая соответствует собственно плану ананды. |
экаданти | – | имеющий один клык. |
экам | – | Единый (Один). |
2002 авг 19 пн -- 2002 авг 19 пн