Web-Server for Integral Yoga: Glossary for Sri Aurobindo's Records

Глоссарий к Дневнику

Текст Глоссария скопирован с сайта
Центра Интегральной Йоги "Савитри" --
http://www.aurobindo.webzone.ru/gloss.htm.
Приводится с небольшими модификациями

абхимана, abhimana гордость, само-почитание, эгоизм.
абхьяса практика, повторение.
авеша прилив вдохновения, духовной силы и т.д.
ависришти отсутствие висришти.
адеша приказ; в основном, божественный приказ, – полученный Шри Ауробиндо в тюрьме Алипора для выполнения определённой миссии в жизни: духовного подъёма его страны и восстановления Санатана дхармы.

Эта миссия имеет четыре аспекта: литературный, религиозный, политический и социальный.
адешавани голос божественного приказа.
адешасиддхи исполнение Адеша миротворческой деятельностью Шри Ауробиндо.
адхарадришти “видение как средство, инструмент” дришти, видение, скорее, на заднем плане, чем в акаше.
адхогати тенденция опускаться вниз в противоположность силам уттхапаны в теле.
айшварьям одна из трёх сиддхи силы; (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи” ).
айшварья одна из трёх "сиддхи силы": эффективность воли, действующей как приказ без какой-либо специальной концентрации, как в вашите.
айшварьяпрайога применение айшварьи.
акальяна несчастье, зло, неприятность.
акаша эфир,самое тонкое из пяти элементарных состояний материи; этим словом могут также обозначаться нематериальные эфиры. Роль элемента акаши в совершенствовании телесной системы рассматривается в арогье. Рупа и Липи, появляющиеся в акаше, который в этом контексте означает более тонкий эфир, проявляющийся через физическую атмосферу, – отличаются от типов читры и стхапатьи, которые появляются на заднем плане; однако рупа и липи образуются из “материала акаши ”, имеющего семь видов: пракаша, агни, варна, джьёти, теджас, дхума, чайя .
акашалипи липи, проявляющееся в акаше, “эфирное письмо”.
аласьям лень.
амангалам неблагоприятный, враждебный.
амавасья день новолуния.
амрита нектар: сладкая субстанция, ощущаемая йогами в слюне.
амритам бессмертие
ананда блаженство, духовное наслаждение, экстаз; в техническом смысле, ананда отличается в Дневнике от расаграханы и бхоги как наивысшая форма бхукти (см. С.Ч. VII; см. также термины сама раса, сама бхога и сама ананда в описании позитивной саматы в С.Ч. I). Семь градаций ананды перечислены в порядке соответствия семи планам существования (С.Ч. VII); шесть последних из них, от премананды до садананды называются “субъективными”, а первая камананда, это “объективная” или физическая ананда. Как составляющая шарирачатуштайи (С.Ч. IV), ананда означает физическую ананду, которая имеет пять разновидностей (см. камананда ).
анандабуддха (вани) блаженство-сообщение от духа Буддха или ментального плана.
анандадхаранашакти сила поддержания ананды.
анандалока мир блаженства. В Дневнике, Шри Ауробиндо различает высшую анандалоку – часть “Вечного Проявления” и другую, которая является частью “ментального ряда”.
ананда-махат (вани) блаженство-сообщение от духа махат (план виджняны ).
анандамайя полный блаженства.
анандам брахма (реализация) Брахман как само-существующее наслаждение и его универсальное блаженство существования; четвёртый элемент брахмачатуштайи (см. С.Ч. VI).
анандавани вани, наполненный анандой.
ананда-виджнянамайя полный ананды и виджняны, идея-блаженства.
Ананда Мимамса "исследование природы блаженства", работа с Санскритом.
анарамбха не-инициация действия
анима “тонкость”; одна из трёх физических сиддхи (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”). В связи с продолжительными упражнениями Шри Ауробиндо в развитии уттхапаны, боль и скованность в его теле указали на неудачу анимы.
Анируддха один из элементов чатурвьюхи; это сила Божественного, которая проявляется в желании, и признаки которой – телесная радость и мирское благоразумие. Он является шудрой и правит в Кали Югу. Его Шакти является Махасарасвати, его метод – это “метод терпеливого, интеллектуального исследователя и терпеливого, трудолюбивого изобретателя, который приобретает знания дюйм за дюймом, шаг за шагом”.
аннам материя, физическое существо.
аннамайя физическое.
аннамайя-читта физическая материя - ума или пассивная память.
анритам ложь, фальшь.
антардарши "внутреннее видение"; самадхи в бодрствующем состоянии, в котором существует внутреннее видение, обычно с закрытыми глазами.
антах внутри (по отношению к внутреннему видению в джаграт самадхи с закрытыми глазами).
анупалабдхи отсутствие опыта.
анумати согласие, санкция.
ануманта дающий санкцию.
апариграха свобода от идеи обладания.
априям то, что является неприятным.
арамбха инициация действия.
ардхаджнянам полузнание.
арогья здоровье, свобода от болезней или беспокойств ( рогья ) в физической системе; элемент шарира чатуштайи (см. С.Ч. IV, где описаны три стадии арогьи, заканчивающиеся кульминацией бессмертия тела). В Дневнике часто упоминаются два условия сиддхи арогья – это изменение метода пищеварительной ассимиляции (приятия пищи) и трансформации действия (усвоение пищи) “центра Камы ”, камачакры. Совершенное усвоение пищи осуществляется тогда, когда такие элементы, как вайю, теджас, джала, притхивья в теле выполняют их правильную акцию как “движения и состояния акаши ”; тогда пища может быть сразу же вовлечена в акашу очищенной праной. Низший метод, включающий все пять элементов, “оставляет остаток, который должен быть дематериализован или в противном случае он производит симптомы неправильности Теджаса и Джаламайи, прежде чем закончится этот процесс”. Этот несовершенный процесс ассимиляции, усвоения ( висришти ) нуждается в удалении и достигается натуральным экскретивным способом”
артха значение.
артха-бодха осмысление значения.
асадграха ложная идея.
асамата неровность.
асатьям ложь, фальшь.
асаундарьям уродство.
асиддхи несовершенство, неудача, отход от прогресса в йоге, повторение ошибок; сила, работающая на несовершенство в йоге или в какой-либо её части.
асу витальная сила и мощь, являющаяся базисом для всех энергетических и порывистых чувств и действий.
асундарьям некрасивый, уродливый.
атмапракаша само-излучение или само-светящийся.
атмапрасада состояние ясности, чистоты и согласия в самом себе.
атматрипта само-достаточность.
ахайтука без причины, спонтанная; (физическая ананда ) не связанная с каким-либо инициирующим стимулом. (Описание нескольких физических ананд как ахайтука должно чётко отличаться от использования слова в термине ахайтука ананда, который иногда употребляется в сокращённой форме “ахайтука” (см. следующий термин).
ахайтука ананда “восторг без причины”, субъективная ананда (см. ананда ), соответствующая ментальному плану.
ахи змея (змей).
ашраддха отсутствие веры.
Бала в Индуистской мифологии имя демона.
бала бхава девичий образ (аспект).
балака (бхава) детский образ (аспект).
бала Кали девочка Кали, девичий характер и образ Шакти.
балам сила.
Баларама один из чатурвьюхи; он тот, кто есть сила Господа, проявлением которой является Сила с присущими ей мощью и яростью. Он есть Кшатрийя и правит в Трета Юге. Он идентифицируется с Рудрой и его Шакти является Махакали.
балака Кришна ребёнок Кришна
брихат широта; безграничное супраментальное сознание.
брахманда универсум как "яйцо Брахмы".
буддха ментал; ментальный план.
бхаша язык; развитие лингвистической способности, часть сахитьи.
бхашасиддхи совершенство лингвистической способности.
бхаута физическое; относящееся к сбалансированию и функционированию пяти элементов ( акаша, вайю, теджас, джала, притхиви ), которые составляют физическое тело; относящееся к трём физическим сиддхам ( лагхима, махима, анима ).
бхаутасиддхи коллективный термин для трёх физических сиддхи аштасиддхи ( лагхима, махима и анима; см. С.Ч. III), на котором основывается уттхапана.
бхава существо, становление; состояние существа; психологическое состояние; субъективный опыт; чувство; настроение; отношение; темперамент; аспект; любое из нескольких отношений между индивидуальной душой и Божественным.
бхога наслаждение, обладание; наслаждение без желания в пране; вторая из трёх стадий бхукти (см. С.Ч. VII).
бхукти наслаждение свободой, третий элемент последней чатуштайи (С.Ч. VII) имеет семь уровней, соответствующих семи планам существования и трём формам ( расаграхана, бхога, ананда ), в которых три интенсивности ( рати, ратна, ратха ).
вайдьюта (ананда) см. вайдьютананда.
вайдьютананда “электрическая” ананда, один из пяти типов физической ананды. Шри Ауробиндо говорит об этом в Дневнике: “Это приходит как благословенный электрический удар (шок), движение тока в головной мозг или в другую часть нервной системы и может быть двух видов: позитивным или горячим, негативным или холодным”. Позитивная и негативная формы этого тонкого электричества являлись для Шри Ауробиндо “базисом феномена горячего и холодного”.
вак слово, речь. “ Вак мысли” или “артикулированная мысль” отличается от обычной речи или “маловыразительного Вак ”; в связи с сахитья Шри Ауробиндо различает пять основных степеней её выразительной силы: адекватная, эффективная, просвещающая, вдохновенная, неизбежная (неотвратимая).
вани голос (Мастера Йоги или от нижних божественных источников); он нисходит свыше и отличается от тонкой речи извне.
варахи Вепрь(женский двойник Вараха или Вишну в инкарнации Вепря).
варна “цвет”, один из семи видов материала акаши для рупы и липи.
варнамайя ( рупа или липи ), состоящая из варны ("цвета"), один из семи видов материала акаши.
вартта средства к существованию, бытие.
вайю воздух, ветер, газообразное состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действие которого в теле, играет существенную роль для арогья.
вашита одна из трёх " сиддхи силы" , концентрация воли на личности или объекте с тем, чтобы контролировать его.
вивека интуитивное различение (см. С.Ч. III, “ Джнянам ”).
виджняна(м) идеальное знание, сверхинтеллектуальная способность; в процессе изложения записей в Дневнике, значение виджняна становится всё более и более точным и следует за восходящим движением Йоги, постепенно приближаясь к окончательной реализации природы Сверхразума (согласно Шри Ауробиндо).
виджнянамайя совершенный, гностический, супраментальный.
випарита противоположный, обратный, извращённый.
виракти неудовлетворённость, безразличие.
вирья энергия, сила характера; сила души, выражающая себя через четверичную персональность ( брахмана, кшатрия, вайшью, шудру ), элемент шактичатуштайи.
висришти эвакуация, экскрекция; их уменьшение – это признак улучшенного усвоения и прогресса в арогье.
вишайя объект чувства; часто является аббревиатурой вишайананды.
вишайябхога вишайананда в стадии бхоги.
вишайананда ананда чувств, один из пяти типов физической ананды.
вишвагати способность приобретения во сне со сновидениями состояния самадхи, посредством которого можно странствовать в тонком теле в отдалённых местах или других мирах; иногда идентифицируется с самим самадхи, последним элементом виджняначатуштайя.
вишиштадвайта ограниченный монизм.
вишварупа универсальная форма
вьягхрачарма шкура тигра.
вьяпти телепатическое восприятие или связь;(см. С.Ч. III,“ Ашта Сиддхи ”).
гуна качества.
гуру-сакха учитель и друг.
дайвашакти божественная Сила.
дамьям покорность, безвольность.
дасьябхава позиция слуги, отношения между слугой и хозяином.
дасья(м) состояние бытия слуги Господа; оно имеет несколько стадий (определяемых по-разному в различные периоды Записей), ведущее к прямому и императивному контролю всех частей существа со стороны Мастера Йоги.
даурбальям слабость.
двайта-бхава чувство дуальности.
двеша непривязанность.
девата бог, божество.
джаграт читтакаша ментальный эфир, в котором образы видятся в пробуждающемся самадхи.
джала(м) вода; жидкое состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действие которых в теле являются существенными для арогьи.
джалабинду капля воды.
джаламайя состоящий из или относящийся к элементу джала в теле.
джалависришти мочеиспускание.
джаналока мир наслаждения творческим существованием ( ананда ).
джнянам знание; божественная мысль, первый элемент виджняначатуштайи (С.Ч. III).
джнянам брахма (реализация) Брахмана, как само-существующего сознания и универсального знания; третий элемент брахмачатуштайя (см. С.Ч. VI).
джнянапракаша ясность ума и его тенденция легко озаряться идеями и воспринимать истину; качество брахмана (см. С.Ч. II “ Вирьям ”).
джняни человек знания.
джнята пуруша душа или сознательное существо, знающее существо.
джьёти “свет”, один из семи видов материала акаши для рупы и липи; рупа, состоящая из джьёти.
дришти видение; тонкое видение (см. рупа ), откровение, прямое видение истины, сила джнянам.
духкха печаль.
дута вестник, гонец.
дхаирьям спокойствие, терпение, стойкость, вдумчивость; качества брахмана (С.Ч. II, “ Вирьям ”).
дхарананьюната недостаток поддерживающей силы.
дхума дым, туман-один из семи видов “материала акаши ”, (см. Акаша ).
индрия чувствующий орган.
ишита одна из трёх сиддхи силы; (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”).
ишитасиддхи сиддхи ишиты.
ишварабхава власть, характер правителя и лидера; качество, присущее всем четырём аспектам Дайви Пракрити, (см. С.Ч. II) несущее с собой чувство Божественной Силы.
кайвальананда ананда абсолютного единства”, собирательный термин для трёх высочайших уровней ананды.
Калибхава термин, эквивалентный Чандибхава, “сила проявления Кали в темпераменте”, который первоначально был третьим элементом шактичатуштайи.
кальянашраддха вера в великую доброту или мангаламайя природу вещей, элемент читташакти.
Кама “желание“; в Дневнике это английское слово используется обычно, как желание в обычном смысле слова, в то время как его божественный двойник отменяет значение термина кама и означает “радость проявления Бога в материи”. Кама это качество шудры (см. С.Ч. II, “ Вирьям ”) из кармачатуштайи (С.Ч. V); иногда это относится специфически к социальному аспекту работы Шри Ауробиндо (см. адеша ). ” Кама ” часто является сокращением камананда.
камабхога камананда в стадии бхоги.
камананда “чувственное наслаждение”, форма физической ананды, связанной с духовной трансмутацией секс-энергии. Поскольку камананда – это, по преимуществу, физическая ананда, это же самое слово употребляется как общее обозначение физической ананды с её пятью разновидностями: камананда (в специфическом значении), вишьананда, тиврананда, рудрананда, вайдьютананда.
карали страшный, ужасный.
карана-индрийя причинное чувство; чувство, оперирующее с каузального плана.
кланти усталость, утомление.
кшобха беспокойство.
лайя растворение, исчезновение; аннулирование индивидуальной души в Бесконечности.
липи запись, письмо, зримое тонким видением или способность такого видения; это собственно инструмент виджняны, несмотря на то, что оно может приходить с любого плана, оно тесно связано с трикаладришти. Подобно рупе, липи может быть сформировано любым из семи видов эфирного материала и может проявляться или в акаше или в форме читры или стхапатьи на физическом плане. Степень высочайшего совершенствования точного липи периодически отмечается в Дневнике в терминах определённого числа специфических качеств, таких как яркость, стабильность (продолжительность нахождения в поле видения), симультантность (одновременная манифестация всех записей или слов липи ) и т.д.
липи-дришти видение письма ( липи ).
липса поиск, тенденция, стремление (к само-выполнению любого рода); см. Джняналипса, и т.д. (С.Ч. II “ Вирьям ”).
мадхура(бхава) “сладостное” отношение с божественным, самое интенсивное и блаженное, отношение любовника с возлюбленной.
мангаламайя благоприятный.
махат “великий”, план виджняны.
Махавира “великий герой”, имя Шрикришны как одного из чатурвьюхи; он содержит всех других и выдвигает их из своего существа. Его проявление – это власть (господство), а его неотъемлемый признак могущество и мудрость; он – брахман, которому служит кшатрий, имеющий божественное знание и использует его власть под руководством этого Знания. Он правит в Сатья Юга. Он идентифицируется с Шивой и его Шакти, – это Махешвари.
мегхагарджана гром.
митхьядхарана ошибочное представление, концепция.
намадришти видение имени, названия, обозначения (в противоположность видению формы или рупа ), т.е. видение письма = липи.
настикья-буддхи атеистическая ментальность.
набхи чакра тонкий центр, расположенный на уровне пупка, который управляет "более широким виталом"; в Записях упоминается как "центральная" чакра. В этом центре сила необходима для арогьи в желудке, а также является основанием (для выдерживания) полной силы камананды.
нидра сон.
нихшабдата отсутствие звука.
нила синий.
нирананда отсутствие наслаждения.
нирведа безразличие, уныние.
ниргуна сад брахман безличный аспект Вечного как чистого Существования без качеств.
нирапекша свобода от желания, ожидания и зависимости; незаинтересованность, непривязанность.
нирукта этимология; изучение происхождения и развития языка; часть сахитьи.
нисчайя определённость, несомненный факт.
партхива относящийся к элементу пртхиви (“земля”) в теле.
Прадьюмна третья сила чатурвьюхи; он – это тот аспект Божественного, проявлением которого является любовь, признаки которой – сладость и наслаждение. Он соответствует вайшье и управляет в Двапара Югу. Он идентифицируется с Вишну и его Шакти – это Махалакшми.
прайога использование, применение; приведение в движение, направление, запуск (как пример, – стрелы); применение любой из " сиддхи" силы ( айшварьи, ишиты, вашиты ).
пратиштхита твёрдо установлено
пракамья сиддхи знания, посредством которых ум и чувства превосходят обычные ограничения тела. (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”).
пракамья трикала-дришти трикаладришти посредством пракамьи.
пракамья-вьяпти совместно работающие две сиддхи "знания", пракамья и вьяпти, которые “составляют то, что европейцы называют телепатией”.
пракаша прозрачность, свет; чёткая способность мышления, элемент буддхишакти (С.Ч. II, “ Шакти ”); божественный свет, в который должна превратиться саттва в процессе освобождения от тригуны (см. С.Ч. VII, “ Мукти ”); высочайший из семи типов материала акаши, из которого формируются рупа и липи.
пракаша-чайя комбинированный материал из пракаши и чайи.
пракашамайя ( рупа ), состоящая из пракаши, субстанции акаши.
пранамайя джагат витальный мир.
правритти движение, действие; побуждение без желания, божественный эквивалент раджас.
према (ананда) см. премананда.
премананда “ананда любви”, один из семи уровней ананды, соответствующий витальному плану (жизне – эмоциональному).
према натха Бог Любви.
пртхиви земля; твёрдое состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действия которого в теле являются существенными для арогьи.
ракшаси женщина Ракшаса.
раса сок, вкус; сущностный.
расаграхана схватывание умом расы или принцип наслаждения в вещах, первая из трёх стадий бхукти (см. С.Ч. VII, “ Бхукти ”).
ратха высочайшая из трёх интенсивностей расаграхани, бхоги или ананды.
рати удовольствие; самая низкая интенсивность расаграханы, бхоги или ананды.
ратха вторая (средняя степень) интенсивности расаграханы, бхоги или ананды.
рога болезнь, беспокойство или несовершенное функционирование телесной системы; сила болезни рассматривается как сила асиддхи, враждебная по отношению к арогье.
рудра (ананда) см. рудрананда.
рудра Кали разъярённая форма Кали.
рудрананда яростная, огненная ананда (более интенсивная чем тиврананда ); это форма физической ананды (см. камананда ), которая связана с превращением боли в удовольствие.
рупа формы, часто символические или предсказуемые образы, наблюдаемые в тонком видении ( дришти ), в самадхи или пробуждающемся состоянии; так же способность такого наблюдения, рассматривается в Дневнике как способ познания значительной важности. Недостаточное внимание оборачивается платой такими деталями, как точный состав рупы, состоящий из разных видов эфирного материала (см. акаша ). Этот материал анализируется в соответствии с тремя уровнями “полноты”: “сырой (первичное состояние), “плотный” или гхана (“материал, развившийся в консистентную субстанцию”), и “развитой” (“когда субстанция развилась в феномен жизнеподобной реальности”). Рупа может спонтанно проявиться в акаше или на сгущенном и поддерживающем фоне (способном нести, держать), см. читра и стхапатья.
рупадришти видение форм ( рупа ).
садананда ананда чистого существования, один из семи уровней ананды, соответствующий плану сат.
сахайтука имеющая причину; (физическая ананда ), связанная с инициативным стимулом, таким как какое-либо прикосновение к телу.
сахитья литература; литературная работа, включая поэзию, прозу и обучение, – важная часть кармы Шри Ауробиндо (см. адеша ).
сахитьясиддхи совершенствование литературной работы.
самадхи йогический транс (см. С.Ч. III,” Самадхи ”); способ, "расширяющий уровень сознания".
самсайя сомнение.
самьяма концентрация, сознательное руководство или пребывание в сознании, посредством которого становится возможным осознание всего того, что есть в объекте; идентификация.
сани спокойное, уверенное обладание.
саньясочита духовное состояние, готовое к отречению от жизни и действия.
сарвасаундарья универсальная красота (воспринимаемая как часть субъективной ананды ).
сарватрагати “шествующий повсюду”; вишвагати – слово другого значения.
сатьядаршанам видение истины.
сатьядришти видение истины.
сатьядхармайя дриштайе для закона Истины, для видения ( Иша Упанишада 15 ).
сатьяпратиджна истинная уверенность, убеждённость.
саундарьябодха пробуждённость к осознанию красоты во всём.
саундарьям красота; физическая красота, как элемент йогического совершенства тела (см. С.Ч. IV).
свапна самадхи второе состояние самадхи, “сон со сновидениями” (см. С.Ч. III, “ Самадхи ”).
свараджья самообладание.
сварга Небеса.
сваргабхуми небесный мир.
сварупа “действительная, подлинная форма”; рупа, которая является не образом, а настоящей реальностью, законом тонкого (в отличии от физического).
свашакти своя собственная сила.
сиддхи совершенство; выполнение целей или любых движений йоги; оккультная или сверхнормальная сила (см. С.Ч. III,” Ашта Сиддхи ”).
сиддхипрайога использование сиддхи.
сротас поток, течение.
стхапатья “архитектурные” рупа или липи, т.е. образы вещей, видимые рельефно, что-то вроде скульптуры, на заднем плане.
стхула грубый; огромный физический план существования.
стхуладришти грубое физическое видение.
сукшма тонкий; тонкие планы существования; тонкие части человеческого существа.
сурьялока мир Солнца (символ виджняны ).
тапас сила, энергия, воля, мощь; три “ сиддхи силы”: айшварья, ишита, вашита (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”).
теджахкшобха нарушение покоя включением элемента теджас в тело.
теджас сила, энергия (низшая по отношению к тапасу ); ментальный свет; “огонь”, одно из пяти элементарных состояний материи, чей баланс в теле существенен для арогьи; один из семи типов материала акаши, из которого сформированы рупа и липи.
теджогхана плотный теджас.
теджомайя ( рупа ), состоящая из теджаса – материала акаши.
тивра (ананда) см. тиврананда.
тиврананда интенсивная, вибрирующая ананда; одна из пяти типов физической ананды (см. камананда ).
тригуна три вида более низкой Пракрити: саттва, раджас, тамас.
тригунатита за пределами трёх гун.
трикала “три времени”: прошедшее, настоящее, будущее, видимые как неделимое движение или синхронная бесконечность.
трикаладришти “видение трёх времён”; прямое знание прошедшего, настоящего, будущего (в Дневнике это особенно касается будущего); как элемент виджняна чатуштайя, оно описано как джнянам в приложении к фактам и событиям материального мира (см. С.Ч. III, “ Джнянам ”). Предсказание даже самых тривиальных домашних событий могло быть использовано Шри Ауробиндо, как упражнение для совершенствования этой силы.
трийяспарша солнечный день, в котором встречаются три лунных дня (всего одного и части двух других): это считается благоприятным для торжественного открытия и вступления в (назначенную) должность.
тьяга отречение.
упалабдхи опыт, переживание.
уттхапана состояние неподверженности давлению физических сил, элемент Шарирачатуштайя; термин заключает в себе это свойство, но превосходит феномен левитации. Элементарная или первичная уттхапана, для совершенствования которой Шри Ауробиндо прибегал к долгим периодам ходьбы по комнате взад-вперёд без отдыха, включает в себя “освобождение от истощения, усталости, напряжения и всех их последствий”. (“Это определение первичной уттхапаны соответствует двум стадиям, описанным в С.Ч. IV, “ Уттхапана ”). Совершенная Уттхапана получается из комбинированного действия трёх физических сиддхи: лагхимы, махимы, анимы; это особенно связано с лагхимой (см. С.Ч. III, “ Ашта Сиддхи ”).
уттхапана-шакти сила, производная от уттхапана; она, видимо, относится к комбинации лагхимы и махимы, приносящей лёгкость, силу и свободу от утомления тела; анима – третья из физических сиддхи, необходимых для уттхапаны, упоминается отдельно в этом контексте (см. С.Ч. III, ” Ашта Сиддхи ”).
чатурвьюха четырёхкратное проявление Высшего; четырём силам даются имена: Шри Кришна (называемый также Махавира ), Баларама, Прадьюмна, Анируддха. Эти четыре Личности связаны вместе в Пуранической Легенде, в которой Баларама – это старший брат Кришны, Прадьюмна – его сын, Анируддха – его внук. Каждая из этих Божественных сил имеет особое отношение с одной из четырёх Варн и с одной из четырёх Юг; их Шакти – это четыре основных аспекта Божественной Матери.
чайтанья сознание.
чакшуша ананда визуальная ананда, наслаждение в вещах, видимых физическим зрением.
чанда яростный, интенсивный.
Чандибхава сила Кали ( Чанди –яростный) проявляемая в темпераменте.
чит-таттва принцип чит (сознание).
чайя “тень”, самый последний из семи видов материала акаши для рупы и липи; рупа состоит из чайи.
чайягхана густой; плотная чайя.
чайямайя ( рупа ), состоящая из чайи – материала акаши.
чайя-пракаша ( рупа ), состоящая из смешанных материалов чайи и пракаши.
чайярупа рупа, состоящая из материала чайи.
чайяюкта соединённая с чайя.
чидананда ананда чистого сознания, один из семи уровней ананды, соответствующий чит.
чидгхана (ананда) ананда плотного светящегося сознания”, один из семи уровней ананды, соответствующий виджняне.
читра “изобразительные” рупа или липи; тонкие образы или письмо, видимые скорее на заднем плане, чем в акаше и скорее, как двухмерные картины, чем рельефные (см. стхапатья ).
читра теджас изобразительная рупа, состоящая из материала теджас.
шабда звук.
шакти джива индивидуальная душа, реализующая себя как проявление божественной Шакти.
шакуна предзнаменование.
шама безмолвие, мир, покой; божественная пассивность, в которую должен быть преобразован тамас.
шарира (ананда) см. Шарирананда.
шарирананда физическая ананда (см. Камананда ).
шарираятра "пилгримаж тела" т.е. физическая жизнь на земле.
шастра систематическое знание.
шива Кали содействующая форма Кали.
шуддха (ананда) см. шуддхананда.
шуддхананда “чистая ананда”, свойственная ананде, которая соответствует собственно плану ананды.
экаданти имеющий один клык.
экам Единый (Один).

 


2002 авг 19 пн -- 2002 авг 19 пн