Анна Чурикова

 

О монашеской и научной аскезе

 

Испокон веков колыбелью человеческой цивилизации считалась Африка, откуда переселение людей произошло в азиатско-тихоокеанский и европейский регион. Сначала жизнь людей подчинялась правилом родоплеменного а потом рабовладельческого строя. Рабовладение стало питательной средой для развития империй, одна из которых существовала на полуострове Индостан. Религией этого государства был сначала индуизм а потом буддизм. Известно, что жители индийской империи предпочитали в качестве основной питательной культуры рис. В то же время священные книги индуизма, царствовавшего на этой территории почти до начала нашей эры, предписывают человеку, подвизающемуся на духовном поприще, не оставлять мира, а жить, как обычный человек в миру, совершая одновременно духовное служение и восхождение под руководством гуру на базе близлежащего храма. Жизненный путь индуиста делится на четко определенные стадии – брахмачарья или ученик, грихастха или семьянин, саньяса или лесной житель, аскет, проходящий подготовку к встрече с иными мирами. Во все эти жизненные периоды индусы преимущественно питались рисом и блюдами на его основе.

С другой стороны, становление цивилизации на европейском континенте было тесно связано с употреблением в пищу пшеницы и ржи, для которых северный климат более благоприятен, чем для риса. Известно, что эти злаки вызывают заболевание целиакию, которая приводит к уничтожению ворсинок кишечника и вызывает, наряду с нарушением пищеварения, ряд внекишечных симптомов, таких, как повреждение суставов, бесплодие и галлюцинации. Доминирующей религией в Европе было христианство, которое предписывает в целях духовного совершенствования отказ от мирской жизни и деторождения, а также уход от мира в монастырь, подчинение жестким правилам, в том числе диетическим, отказ от рождения детей и умерщвление плоти.

Буддизм, возникший за 500 лет до христианства, оказал на культуру и судьбу Индии ни с чем не сопоставимое влияние – появилось множество аскетов, полностью ушедших от мира в созерцание и в пещеры. Идеал отречения стал господствовать на всем субконтиненте Индостан. Именно с этим отходом от жизни, возможно, и связано завоевание Индии англичанами, которые не проповедовали столь радикального отказа от мира. Для европейцев одним из главных преимуществ стала развитая наука, начало существованию которой было положено как раз в монастырях. Выйдя оттуда, она сначала триумфально прошествовала по Европе, радикально изменив весь образ жизни белой расы, а потом перешла к завоеванию других стран, в числе которых оказалась и Индия. Индуистское прошлое сослужило местному населению плохую службу, так как в этой религии, фактически, нет мирян и монахов – все должны продвигаться к совершенству, а буддизм просто направил это усилие в сторону фактического разрушения всех общественных институтов и в итоге саморазрушения всех людей без исключения. Тогда как в Европе громадный слой мирян развивал науку и промышленность, не отягощенный заботами о своей духовности – этим занимались монахи в монастырях, которые получали за это щедрую плату. Они молились за исход битвы на поле боя, облегчали путь умерших к небесам, следили за кладбищами, создавали летописи, переписывали книги и вообще, были своеобразным авангардом, при этом устранившим себя со сцены и действующим из-за кулис.

Как уже было упомянуто, европейские монахи давали обет безбрачия. Возможно, это связано с употреблением в пищу пшеницы, которая вызывает бесплодие у пяти процентов людей, больных целиакией. Не исключено, что именно таких людей и отправляли в монастыри, руководствуясь определенными признаками. Там они развивали науку, в том числе диетологию, и могли в какой-то мере противостоять своей болезни. Поэтому можно предположить, что по крайней мере на ранних этапах образ жизни европейского монашества был обусловлен реакцией на неправильный состав пищи и пытался скомпенсировать его. Впоследствии монашество было коррумпировано, против чего боролся Мартин Лютер, но по этому позднему этапу не нужно судить о цели этого человеческого предприятия.

Если проанализировать известную поговорку «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», то можно выявить, что в ходе исторического развития монашества возникла ячеечная структура, в которой каждый монастырь обладал определенной автономией, подчиняясь только своему настоятелю и исполняя только его указания в отношении диеты, режима дня и спектра занятий монахов. Доподлинно известно, что в монастырях, кроме всем известного написания книг и летописей и переписывания Библии практиковалась также диетология и медицина. Так, в Рупертсбергском монастыре настоятельницей Хильдегардой Бингенской было доказано, что при добавлении в пиво хмеля увеличивается срок его хранения. Все диетологические новинки можно было тут же проверить на монахах а результаты оперативно узнать из исповедей. Видимо, именно этим объясняется долгий срок жизни членов религиозных орденов по сравнению с мирянами – так, срок жизни тамплиеров доходил до 70 лет, когда у мирян он едва превышал 30. Также тамплиеры мыли руки – процедура, необходимость которой пытался доказать мирянам доктор Земмельвейс с печальными последствиями для себя, причем это до сих пор не стало обычаем для всех без исключения. Были ордена, владевшие уникальными методами лечении, такие, как орден госпитальеров. Монахиня Алена из Российской Империи доказала, что голубая плесень, или аспергилл, обладает противомикробными свойствами, и использовала ее для лечения бактериальных инфекций. Все это привело к возникновению сложной мозаики накопленных фактов, причудливо разбросанных по миру то там то тут. С точки зрения того времени многие факты противоречили друг другу, но синтезировать их никто не пытался – настолько разными были подходы в разных монастырях. И тем более не могли этим синтезом заниматься паломники, большинство из которых составляли маргиналы и «калики перехожие», странствовавшие от монастыря к монастырю в поисках озарения. А знания мирян на ранних этапах становления христианства вообще не подлежали фиксации, потому что среди них была плохо распространена письменность.

И совершенно точно ни один монастырь не располагал способами и оборудованием для химического анализа своих продуктов для питания и лечения. Секвенирование ДНК и белков, которое одно только и может пролить свет на некоторые вопросы, было изобретено только в двадцатом веке. Поэтому причины многих болезней оставались скрытыми от глаз монахов. Так, скорее всего во всех монастырях употреблялся в пищу хлеб и другие продукты из пшеницы, ржи и ячменя, что вызывает целиакию у пяти процентов людей. Биопсия кишечника, с помощью которой выявляют целиакию, тоже еще не существовала. Известно, что 99% случаев целиакии не имеют кишечных проявлений а дают результат в виде болезней суставов, сердца и даже туберкулеза. Таким образом настоятели монастырей не могли выяснить, что является причиной множества болезней и списывали это на неведомые козни дьявола. Вероятно, существовали бедные монастыри, в которых монахи питались лебедой, и на их примере было выяснено, что голодание или скудное питание может положительно влиять  на здоровье. Таким образом система постов, практиковавшихся христианами, получила дополнительное обоснование. Возможно, что и «умерщвление плоти», коронная практика христиан, на самом деле имела то обоснование, что при голодании происходит восстановление ворсинок кишечника, что положительно влияет на все аспекты деятельности организма. Таким образом, несмотря на отсутствие секвенирования, монахи смогли выработать систему, которая противостоит целиакии и нивелирует ее последствия, но все это ценой изоляции от мира большого количества людей, которые на себе опробовали посты а потом навязывали их мирянам. С другой стороны, посты существовали и в Индии, но, вероятно, предписывались только тем, кто уже ушел жить в лес и хочет полностью сосредоточить свои силы на достижении озарения и при этом минимизировать мирские заботы.

В результате потрясений двадцатого века мы пришли к организации общества, в которой нет или почти нет места религии. Монастыри закрываются, в западных странах с каждым годом становится меньше церквей и верующих, а желающих уйти в монастырь в современном обществе ничтожно мало. Но при этом мы располагаем знаниями, за которые монахи из прошлого сказали бы нам большое спасибо – знаниями о том, какие продукты способствуют минимизации болезней и улучшению всасывания питательных веществ. Такая информация сэкономила бы им массу денег и позволила бы вывести свои монастыри на передовые позиции в обществе. Однако монастырей, где настоятель обязывает монахов питаться так, как надо, больше нет. Больницы не могут считаться их преемниками в этом плане, поскольку идут по пути минимизации труда персонала, затраченного на одного пациента, что означает, что с диетой, тем более максимально строгой, возиться никто не будет. Таблетки вышли на первый план в лечении благодаря своей простоте и заменили трудоемкие практики прошлого.

Тем не менее христианская религия оставила нам очевидное наследие в виде постулата о ценности человеческой жизни, который современный атеизм пока еще не опроверг. Ему мы обязаны появлением армии «новых святых» - людей, которые, несмотря на дороговизну жизни в современном мире, заботятся о своих тяжело, иногда безнадежно больных родственниках, и делают это до их последнего вздоха. Среди них уже появились люди, жизнь которых воистину преисполнена строгостей и ограниченной во имя ближних, своего рода «новое монашество», правда в видоизмененной форме – матери, которые сажают своих детей-младенцев на безглютеновую диету в связи с аутизмом, СДВГ и целиакией, так как показано, что при этих заболеваниях излечение может быть достигнуто путем соблюдения безглютеновой, а при аутизме и СДВГ также еще и безмолочной и бессахарной диеты (Т. Кимельман, «Как победить аутизм»). Этот эксперимент нужно отметить особо, потому что он очень чистый – при малейшем попадании глютена состояние детей ухудшается, а добыть глютен они не могут, поэтому их мать, фактически, становится ученым в лаборатории, который изучает воздействие глютена на организм ребенка. Таким образом эти матери продолжают традицию настоятельниц монастырей в видоизмененной форме. Такое явление, как аутизм, существует по всему миру, и Запад здесь не отличается от Востока, потому что произошла глобализация, одной из причин которой стало завоевание Индии и внедрение там западной системы питания. Но выросшие аутисты чаще всего перестают сидеть на диете, что является, конечно же, недоработкой. Самой частой их ошибкой является употребление в пищу козьего молока, хотя молочные продукты чаще всего на их диете запрещены. Мы предполагаем, что эта невозможность обходиться без молока связана с тем, что молочный жир как правило хорошо усваивается организмом, тогда как растительное масло и сало у некоторых не усваиваются вообще. И здесь Индия могла бы принести неоценимую пользу, поскольку индийская система производства масла гхи, которое топилось в течение десятков часов, обеспечивает производство «очищенного продукта коровы», по выражению из Вед, то есть топленого масла, в котором нет ни молекулы казеина или лактозы. Этот продукт не вызывает аллергию у аутистов и они могут его свободно употреблять, чего нельзя сказать о топленом масле, сделанном в других странах. К сожалению, эту технологию пока не удалось импортировать из Индии, и поэтому за топленым маслом для аутистов пока что нужно ездить туда. Возможно, в будущем эту технологию перенесут через границу, что ознаменует собой новый синтез Запада и Востока, и положит начало преодолению разделения как в области питания, так и в области религии этих двух частей земного мира.