-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-07

Освобождение от подчинения телу

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 343-349)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложение, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава VII. Освобождение от подчинения телу

2-07-01. Наш первый шаг на пути знания, после того как наш интеллект понял, что то что ему видится — не Истина …

2-07-02. И поэтому мы говорим уму: "Это некоторое творение Пракрити, это не ты и не я. Отступи на шаг назад от этого."

2-07-03. Если приучить ум к такой дисциплине, то он постепенно научится занимать по отношению к телу истинную позицию Пуруши.

2-07-04. Во-вторых, если говорить о движениях и переживаниях тела, то ум должен прийти к пониманию, что Пуруша находится внутри него …

2-07-05. В конце концов ум должен прийти к осознанию Пуруши в уме как хозяина Природы, чья санкция необходима для её движений.

2-07-06. Эта сторона описываемого метода принадлежит больше Йоге самосовершенства.

2-07-07. Сказав это, нужно ещё добавить, что в движении по пути знания совершенство ума и тела или не рассматривается вообще, или рассматривается как нечто вторичное.

2-07-08. В то же время стоит добавить, что этой силы достаточно.

2-07-09. Если работать с телом так, как мы описали, нам придётся работать и с Праной, или жизненной энергией.

2-07-10. Вместе с привязанностью к телу и его функционированию, преодолевается и привязанность к жизни в теле.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава VII. Освобождение от подчинения телу

2-07-01. Наш первый шаг на пути знания, после того как наш интеллект понял, что то что ему видится — не Истина …

Наш первый шаг на пути знания, после того как наш интеллект понял, что то что ему видится — не Истина, что внутреннее "я" — не тело и не жизнь, и не ум, так как это только её формы, это настроить наш ум на правильные практичные отношения с жизнью и телом так, чтобы он мог подойти к правильному отношению с Высшим "Я".

Проще всего это сделать с помощью способа, с которым мы уже знакомы, так как он играет важную роль в нашем обзоре Йоги Работ — выстроить некую отделённость между Пракрити и Пурушей.

Пуруша, душа, которая обладает знанием и управляет, оказался вовлечённым в работу своей исполнительной сознательной силы и поэтому он ошибочно принимает её физическое творение, которое мы называем телом за себя.

Он забыл о своей собственной природе души, которая знает и руководит.

Он верит, что его ум и душа должны подчиняться закону и тому как работает тело.

Он забыл, что он намного больше, чем эта физическая форма.

Он забыл, что ум на самом деле выше, чем Материя и не обязан подчиняться её помрачениям, реакциям, привычке быть инертной, привычке быть неспособной к чему-либо.

Он забыл, что он даже больше чем ум, что он это Сила, которая может поднять ментальное существо выше его самого.

Что он — Хозяин, Трансцендентное, что ему, как Хозяину, не подобает становиться рабом своих творений, а как Трансцендентному быть заключённым в тюрьму некой формы, которая существует только как какая-то мелочь в его существе.

Вся эта забывчивость вылечивается тем, что Пуруше нужно вспомнить свою истинную природу. И первым делом ему нужно вспомнить, что тело это только некое творение Пракрити, и, причём, всего лишь одно из таких творений.

2-07-02. И поэтому мы говорим уму: "Это некоторое творение Пракрити, это не ты и не я. Отступи на шаг назад от этого."

И поэтому мы говорим уму: "Это некоторое творение Пракрити, это не ты и не я. Отступи на шаг назад от этого."

И мы обнаружим, если попытаемся, что у ума есть сила отделиться и он может отойти от тела не только мысленно, но и в действии, как бы физически, или даже витально.

Такое отделение ума нужно усилить определённой позицией безразличия к тому, что связано с телом.

Нам нужно перестать заботиться о том, как оно спит, или просыпается, о том, как оно двигается, или как оно отдыхает, о том, что его мучает и что доставляет удовольствие, о его здоровье или о его болезни, в хорошем ли оно состоянии, или усталое, о его комфорте или неудобстве, о том, что оно есть и что оно пьёт.

Это не означает, что мы не должны содержать тело в порядке настолько, насколько нам это удаётся. Нам не нужно впадать в яростный аскетизм или самоуверенное пренебрежение этой физической оболочкой.

Но нас не должны затрагивать ни голод, ни жажда, ни неудобства или болезни. Мы не должны придавать той важности, которую материально или витально ориентированный человек придаёт всем этим вещам, связанным с телом, которые на самом деле очень вторичны и их важность чисто инструментальна.

Нельзя допускать, чтобы эта инструментальная важность начинала казаться необходимостью.

Даже на короткий миг нельзя допускать мысль, что чистота ума зависит от того, что мы едим или пьём. Хотя, на определённой стадии ограничения в еде и питье полезны для нашего внутреннего развития.

С другой стороны мы должны отказаться от мысли, что зависимость ума или даже жизни от пищи и питья это нечто большее, нежели одна из привычек, конкретное отношение, которое Природа установила между этими принципами.

На самом деле, та пища, которую мы едим, может быть сведена противоположной привычкой до минимума, через новое отношение, без какого-либо снижения ментальной или витальной силы.

Даже наоборот, правильно их развивая, их можно научить потенциально большей силе, если они научатся опираться на тайные источники ментальной и витальной энергии, с которыми они соединены сильнее, чем с довольно небольшой помощью физического питания.

Однако, эта сторона самодисциплины более важна в Йоге самосовершенства, чем здесь. А сейчас, для наших целей важен момент отказа ума от привязанности или зависимости к особенностям функционирования тела.

2-07-03. Если приучить ум к такой дисциплине, то он постепенно научится занимать по отношению к телу истинную позицию Пуруши.

Если приучить ум к такой дисциплине, то он постепенно научится занимать по отношению к телу истинную позицию Пуруши.

Прежде всего, он должен понять, что именно ментальный Пуруша поддерживает тело, а ни в коем случае не он это тело. И это совершенно другое понимание, чем думать, что физическое существование поддерживает ум через жизненную силу как посредника.

И через некоторое время всё существо станет очень естественно относиться к физической оболочке как к чему-то внешнему, что можно отделить от себя как одежду или как к инструменту, который мы по воле случая держим в руке.

Мы можем даже прийти к ощущению, что тело, в некотором смысле, не существует, кроме как своего рода частичное выражение нашей витальной силы или нашей ментальности.

Подобные переживания — признаки, что ум становится на правильную позицию по отношению к телу. Что он меняет ложную точку зрения, что завладела умом, и удерживалась из-за физических ощущений на другую точку зрения, отражающую истинное положение вещей.

2-07-04. Во-вторых, если говорить о движениях и переживаниях тела, то ум должен прийти к пониманию, что Пуруша находится внутри него …

Во-вторых, если говорить о движениях и переживаниях тела, то ум должен прийти к пониманию, что Пуруша находится внутри него, в первую очередь, как свидетель или наблюдатель этих движений, и во вторую очередь, как тот кто познаёт или воспринимает эти переживания.

Он должен перестать рассматривать мысленно или чувствовать в ощущениях эти движения и переживания как свои, а скорее видеть и чувствовать их как не свои, как операции Природы, управляемые качествами Природы, и их взаимодействием друг с другом.

Такое отстранение должно стать настолько естественным и зайти так далеко, что должно появиться некое разделение между умом и телом, и ум будет наблюдать и переживать голод, жажду, боль, усталость, депрессию и так далее физического существа, как если бы это были переживания какого-то другого человека, с которым он настолько близок, что переживает всё, что с ним происходит.

Такое разделение — важное средство, значительный шаг к господству над телом. Потому что сначала ум учится смотреть на все подобные вещи без того, чтобы они его подавляли, а под конец — они вообще перестают на него влиять. И он становится бесстрастным и ясно понимающим и при этом совершенно отделённым.

Это — первоначальное освобождение ментального существа от рабства тела. Благодаря правильному знанию, постоянно применяемому на практике, неизбежно приходит освобождение.

2-07-05. В конце концов ум должен прийти к осознанию Пуруши в уме как хозяина Природы, чья санкция необходима для её движений.

В конце концов ум должен прийти к осознанию Пуруши в уме как хозяина Природы, чья санкция необходима для её движений.

Он обнаружит, что как дающий санкции, он может отзывать первоначальный указ из предыдущих привычек Природы и это, в результате, приводит к тому, что данная привычка исчезает, или меняется в направлении, указанном волей Пуруши.

Это происходит не сразу, потому что прежняя санкция остаётся в виде упорного продолжения прошлой Кармы Природы, пока она не исчерпается. Многое также зависит от силы этой привычки и идеи фундаментальной необходимости, которую ум перед этим привязал к этой привычке.

Но всё же, если это не одна из основных привычек, которая Природа установила для взаимоотношения ума, жизни и тела, и если прежняя санкция не обновляется умом, и нет добровольного потакания этой привычке, то изменение в конце концов происходит.

Даже привычка голода и жажды может быть уменьшена, подавлена и отставлена в сторону. Привычка болеть может быть просто сведена до минимума и постепенно убрана. А тем временем значительно возрастёт сила ума исправлять расстройства тела, будь это осознанное манипулирование витальной силой или просто ментальный указ.

При помощи похожего процесса можно исправить привычку, благодаря которой телесная природа связывает определённые формы или степени активности с напряжением, усталостью, неспособностью.

И тогда сила, свобода, быстрота, эффективность работы, как физической, так и работы ума, той работы, что должна быть выполнена этим телесным инструментом удивительным образом возрастёт, удвоится, утроится, удесятерится.

2-07-06. Эта сторона описываемого метода принадлежит больше Йоге самосовершенства.

Эта сторона описываемого метода принадлежит больше Йоге самосовершенства. Но здесь тоже стоит кратко обсудить эти вещи.

Во-первых, потому, что мы тем самым закладываем некую основу для того, чтобы потом поговорить о самосовершенстве, которое — часть интегральной Йоги. А во-вторых, потому что нам нужно исправить ложное понимание, которое было распространено материалистической Наукой.

Согласно этой Науке те нормальные ментальные и физические состояние и отношения между умом и телом, которые есть сейчас, и которые установились в ходе нашей прошлой эволюции, являются правильными, естественными и здоровыми условиями.

И что-либо другое, что-либо противоположное этом это или болезненная патология и нечто неправильное, или галлюцинация, самообман и душевное расстройство.

Нужно отметить, что этот консервативный принцип полностью игнорируется самой Наукой, когда она так старательно и успешно совершенствует обычные действия физической Природы для большей власти человека над Природой.

Здесь достаточно сказать раз и навсегда, что то изменение ментального и физического состояния, изменение отношения между умом и телом, которое увеличивает чистоту и свободу существа, которое приносит чистую радость и покой и умножает силу ума над самим собой и над физическими функциями, одним словом, которое увеличивает власть человека над собственной природой — очевидно не болезнь, и не может считаться галлюцинацией или самообманом, потому что его результаты очевидны и положительны.

Фактически, это добровольное движение Природы по пути её эволюции Индивидуума. Эволюции, которую она осуществит в любом случае, но в которой она выбирает воспользоваться волей человека как своим главным посредником, потому что её основная цель — привести Пурушу к сознательному господству над ней.

2-07-07. Сказав это, нужно ещё добавить, что в движении по пути знания совершенство ума и тела или не рассматривается вообще, или рассматривается как нечто вторичное.

Сказав это, нужно ещё добавить, что в движении по пути знания совершенство ума и тела или не рассматривается вообще, или рассматривается как нечто вторичное.

Единственное, что необходимо — поднимать Природу до Высшего "Я" при помощи или самого быстрого, или самого тщательного и действенного метода из тех что возможны.

И метод, который мы описываем, хотя и не самый быстрый, но самый основательный по своей действенности.

И здесь возникает вопрос о физическом действии и бездействии. Обычно считается, что Йогин должен уходить от действия настолько, насколько это возможно, потому что слишком большое действия это помеха, так как действие отбирает энергии во внешнюю активность.

До некоторой степени это так. И мы должны заметить, что когда ментальный Пуруша принимает позицию простого свидетеля и наблюдателя, то в существе растёт стремление к молчанию, одиночеству, физическому спокойствию и телесному бездействию.

До тех пор, пока это не начинает быть связано с инерцией, неспособностью или нежеланием действовать, одни словом, с ростом тамаса, всё это на пользу.

Сила ничего не делать, которая совершенно отличается от лени, неспособности или отвращения к действию и привязанности к бездействию, это великая сила и великая власть.

Способность полностью отдыхать от действия так же необходима для Джняна-йогина, как и способность полностью отойти от мыслей, как и способность оставаться сколь угодно долго в абсолютном одиночестве и тишине, как и сила неподвижного покоя.

Тот, кто не желает принять эти состояния ещё не готов к пути, который ведёт к высочайшему знанию. Тот, кто не может приблизиться к этим состояниям, еще не готов чтобы его получить.

2-07-08. В то же время стоит добавить, что этой силы достаточно.

В то же время стоит добавить, что этой силы достаточно.

Отказ от всякого физического действия не обязателен. Отвращение к действию ума или тела — не желательно.

Искатель интегрального состояния знания должен быть свободен от привязанности к действию, и в равной степени — от привязанности к бездействию.

Особенно важно избегать стремления к простой инертности ума или витала, или тела. И если вдруг выясняется, что в природе начинает расти такая привычка, нужно воспользоваться волей Пуруши, чтобы убрать её.

В конце концов, приходит состояние, когда жизнь и тело выполняют волю Пуруши просто как обычные инструменты, без какого либо напряжения или привязанности, без того, чтобы погружаясь в действие той низшей, нетерпеливой и зачастую лихорадочной энергии, которая в природе их обычного действия.

Они начинают работать как работают силы Природы — без беспокойства, тяжёлого труда и реакций, характерных для жизни,  когда она ещё не овладела физическим телом.

Когда мы придём к такому совершенству, то действие и бездействие станут нематериальными, потому что они перестанут мешать свободе души или не будут отвлекать её от стремления к Высшему "Я" или от её позиции в этом Высшем "Я".

Но эта стадия совершенства приходит в Йоге позже и до тех пор самое лучшее для нас придерживаться закона умеренности, изложенного в Гите.

Когда слишком много ментального или физического действия это не очень хорошо, так как отнимает слишком много энергии плохо влияет на духовное состояние.

Когда этого действия слишком мало — это тоже плохо, потому что его недостаток ведёт к привычке бездействия и даже к неспособности действовать, которую потом придётся с трудом преодолевать.

И всё же, периоды абсолютного спокойствия, одиночества и отхода от всяких дел очень желательны и их стоит организовывать как можно чаще, для того, чтобы душа отошла внутрь себя, что необходимо для знания.

2-07-09. Если работать с телом так, как мы описали, нам придётся работать и с Праной, или жизненной энергией.

Если работать с телом так, как мы описали, нам придётся работать и с Праной, или жизненной энергией. Из практических соображений нужно отличать жизненную энергию которая действует в теле, физическую Прану, и жизненную энергию, которая действует для поддержки активности ума, психическую Прану.

Так как мы всё время ведём двойную жизнь — ментальную и физическую, то одна и та же жизненная энергия действует по-разному. И принимает разные аспекты, в зависимости от того, на что она себя тратит.

В теле она создает те реакции голода, жажды, усталости, здоровья, болезни, физической силы, и так далее, которые являются витальными переживаниями физической оболочки.

Потому что грубое тело человека отличается от камня или земли. Оно — комбинация двух оболочек — витальной, и "пищевой" оболочки, и жизнь тела — постоянное взаимодействие этих двух оболочек.

Однако же, жизненная энергия и физическая оболочка — это две разные вещи и оттягивая ум от поглощающего ощущения тела мы постепенно всё больше ощущаем Прану и её действие в телесном инструменте. И можем наблюдать за ней и всё больше и больше управлять её операциями.

Практически, когда мы отходим от тела, мы отходим и от физической жизненной энергии тоже, даже если мы отличаем их друг от друга и чувствуем, что жизненная энергия ближе к нам, чем просто физический инструмент.

И в действительности, полная победа над телом приходит через победу над физической жизненной энергией.

2-07-10. Вместе с привязанностью к телу и его функционированию, преодолевается и привязанность к жизни в теле.

Вместе с привязанностью к телу и его функционированию, преодолевается и привязанность к жизни в теле.

Потому что когда мы начинаем чувствовать физическое существо как нечто отличное от нас самих, лишь как некое одеяние или инструмент, то и отвращение к смерти тела, которое — такой сильный и страстный инстинкт витального человека, обязательно должно стать слабее и может быть отброшено.

Этот страх нужно выбросить, причём полностью.

Страх смерти и неприятие к умиранию тела — это пятно, которое животное происхождение человека оставило на его существе. Это клеймо нужно стереть начисто.

 

 

2021 октябрь 09 сб  — 2021 октябрь 11 пн