-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-10

Реализация Космического "Я"

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 368-373)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава X. Реализация Космического "Я"

2-10-01.  Самая первая цель, которая нам просто необходима, когда мы отодвигаемся от ума, жизни, тела …

2-10-02. Для того, чтобы возникло хоть какое-то реальное отношение, должно было отношение между двумя реальностями.

2-10-03. Однако, внутреннее "я" и мир находятся в тесном и вечном отношении между собой и между ними есть связь, а не пропасть, которую нужно перепрыгивать.

2-10-04. Другими словами, кроме сознания трансцендентного Высшего "Я", чистого, само-существующего, вечного, вне пространства, нам нужно принять ещё и космическое сознание, и стать им.

2-10-04c. сноска

2-10-05. Потому что наше настоящее внутреннее "я" — это не индивидуальное ментальное существо, которое лишь фигура, проявление.

2-10-06. В осознании всех вещей и существ как Бога или Брахмана есть, как мы увидели, три стороны …

2-10-07. Но что делать со всеми этими формами и сущностями, которые образуют гармонию?

2-10-08. Это Высшее "Я", которым мы являемся, должно, наконец, стать для нашего само-осознания полностью единым со всеми существами …

2-10-09. Но так как нам нужно охватить всё это в двойственных понятиях Существования и Становления, то знание, которое нам нужно получить, должно быть полным и целостным.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава X. Реализация Космического "Я"

2-10-01.  Самая первая цель, которая нам просто необходима, когда мы отодвигаемся от ума, жизни, тела …

Самая первая цель, которая нам просто необходима, когда мы отодвигаемся от ума, жизни, тела и всего, что не является нашим вечным существом — избавится от неправильной идеи о самом себе. Нужно перестать отождествлять себя с низшим существованием и суметь осознать не только наше проявленное существо как недолговечное или изменчивое существо в непрочном и всё время меняющемся мире.

Мы должны узнать себя как внутреннее "я", как дух, как вечное. Нам нужно сознательно жить в нашем настоящем существе.

Поэтому это должно быть нашей первой основной, если не самой первой и все поглощающей идеей и усилием на пути знания.

Но когда мы осознаем, что вечное "я" это как раз то, чем мы являемся, когда это осознание станет для нас неотъемлемым, то у нас будет ещё одна, вторая цель — установить правильные отношения между этим вечным "я", которым мы являемся и изменчивым существованием и меняющимся миров, который всё это время ранее мы ошибочно принимали за своё настоящее существо и за единственное возможное состояние.

2-10-02. Для того, чтобы возникло хоть какое-то реальное отношение, должно было отношение между двумя реальностями.

Для того, чтобы возникло хоть какое-то реальное отношение, должно было отношение между двумя реальностями.

Раньше мы думали, что вечное "я" — это некое отдалённое понятие, далёкое от нашей обычной жизни, или вообще, что это иллюзия и что-то нереальное, потому что в природе того, что нас окружает мы не могли воспринимать себя как что-то иное, чем ум, жизнь, тело, меняющиеся и двигающиеся в последовательно идущем Времени.

Но если мы однажды избавимся от привязанности к этому низшему положение, мы можем ухватиться за другую сторону этого неверного отношения между внутренним "я" и миром.

У нас может появиться склонность видеть эту вечность, в которой мы будем жить всё больше и больше, как единственную реальность. И мы начнём смотреть с этой высоты вниз на мир и человека как на отделённую иллюзию и нереальность.

Потому что их состояние будет прямо противоположным нашей новой основе. Потому что мы уже не размещаем там корни нашего сознания. Потому что мы из этого уже поднялись, и претерпели сильное изменение, и нам кажется, что мы с этим больше нет никакой связи.

Вероятность такого особенно велика, если мы сделаем поиск вечного Высшего "Я" не просто нашей первой, а нашей единственной и поглощающей целью в уходе из нашей низшей тройственности.

Потому что тогда мы, вероятно, сразу прыгнем от чистого ума к чистому духу, не проходя те ступени, что находится между серединой и вершиной.

И мы будем склонны зафиксировать в нашем сознании ощущение некой пропасти, через которую невозможно построить мост, и которую мы уже не перейдём, кроме как по причине болезненного падения.

2-10-03. Однако, внутреннее "я" и мир находятся в тесном и вечном отношении между собой и между ними есть связь, а не пропасть, которую нужно перепрыгивать.

Однако, внутреннее "я" и мир находятся в тесном и вечном отношении между собой и между ними есть связь, а не пропасть, которую нужно перепрыгивать.

Дух и материальное существование это самая высокая и самая низкая ступеньки упорядоченного и постепенно развивающегося ряда.

Поэтому между ними должны быть некие реальные отношения и принцип связи, при помощи которого вечный Брахман способен быть одновременно и чистым Духом и Высшим "Я" и в тоже время удерживать в себе вселенную самого себя.

Кроме того, для души, которая едина с Вечным, или находится в союзе с Ним должна существовать возможность принять такое же равновесие божественных отношений вместо нашего настоящего невежественного погружения в мир.

Этот принцип связи — вечное единство между Высшим "Я" и всеми существами. Освобождённая душа должна быть способна на это вечное единство, точно так же как на это способно всегда свободное и не связанное ничем Божественное.

И мы должны реализовать в себе это вечное единство наравне с чистым само-существованием, которое для нас — цель номер один.

Для интегрального обладания внутренним "я" мы должны стать едины не только с Высшим "Я", с Богом, но и со всеми существами.

Мы должны вернуться к правильному отношению и к равновесию вечной Истины с миром нашего проявленного существования, населённым нашими собратьями, от которых мы отошли, потому что были связаны с ними неправильными отношениями и находились в равновесии лжи, созданной Временем благодаря принципу разделённого сознания, с его противостояниями, разногласиями и двойственностями.

Мы должны вернуть все вещи и существа в наше новое сознание, но сознание, уже единое со всеми, не отделяемое от них нашей эгоистической индивидуальностью.

2-10-04. Другими словами, кроме сознания трансцендентного Высшего "Я", чистого, само-существующего, вечного, вне пространства, нам нужно принять ещё и космическое сознание, и стать им.

Другими словами, кроме сознания трансцендентного Высшего "Я", чистого, само-существующего, вечного, вне пространства, нам нужно принять ещё и космическое сознание, и стать им.

Нам нужно отождествить своё существо с Бесконечным, которое делает себя на основой и континентом для миров и живёт во всех существах.

Это та реализация, о которой говорили древние ведантисты — видеть все существа в себе и себя во всех существах.

Кроме того, они говорили о завершающей реализации человека в котором повторяется изначальное чудо существования, о внутреннем существе, которое стало все существами, что принадлежат миру становления*).

В этих трёх понятиях выражается, по сути, всё то реальное отношение между внутренним "я" и миром, которым мы должны заменить ложное отношение, созданное ограниченным эго.

Это то новое видение и ощущение бесконечного существа, которое нам нужно приобрести, это та основа единства со всеми, которую нам нужно установить.

2-10-04c. сноска

*) Иша Упанишада. (прим. Шри Ауробиндо)

2-10-05. Потому что наше настоящее внутреннее "я" — это не индивидуальное ментальное существо, которое лишь фигура, проявление.

Потому что наше настоящее внутреннее "я" — это не индивидуальное ментальное существо, которое лишь фигура, проявление.

Наше реальное внутреннее "я" — космическое, бесконечное, оно находится в единстве со всеми существами и обитателями всех жизней.

Это внутреннее "я" находится позади нашего ума, жизни и тела и оно точно такое же, как внутреннее "я" позади ума, жизни и тела всех наших собратьев.

И если мы придём к нему, то мы естественно, когда обратим свой взгляд на них, будем стремиться стать едиными с ними на этой общей основе нашего сознания.

Конечно же, ум противостоит любому такому отождествлению и если мы ему позволим, он будет упорствовать в своих прежних привычках и делах.

Он даже будет бороться, чтобы скорее накинуть свою вуаль диссонансов на наше новое осознание и обладание внутренним "я", чем сформировать новое видение и подчинить себя этому истинному и вечному взгляду на всё вокруг.

Но, во-первых, если мы сумели правильно продвинуться на пути нашей Йоги, мы достигнем Высшего "Я" через очищенные ум и сердце. А очищенный ум обязательно должен стать пассивным и открытым этому знанию.

Во-вторых, даже этот ум, несмотря на его склонность к ограничению и разделению, можно научить думать в ритме объединяющей истины, а не в разбросанных понятиях ограниченных проявлений.

Поэтому нам нужно приучить наш ум с помощью медитации и концентрации перестать думать о вещах и существах как о существующих сами по себе, а думать всегда о Едином который везде и о всех вещах и существах как о Едином.

И хотя до сих пор мы говорили о движении отхода Дживы как о самой первой необходимости на пути знания и что именно этого нужно добиваться, всё же, для Садхака интегральной Йоги лучше объединить эти два движения.

При помощи первого движения он найдёт своё внутреннее "я" внутри себя, при помощи второго — он обнаружит это внутреннее "я" во всём, что кажется нам сейчас существующим вне нас.

На самом деле, можно даже начать со второго движения и осознать все вещи в этом видимом и ощутимом существовании как Бога или Брахмана или Вирата Пуруши и потом выйти за пределы всего в то, что позади Вирата. Но в этом есть свои неудобства и лучше всего, если это возможно, сочетать оба движения.

2-10-06. В осознании всех вещей и существ как Бога или Брахмана есть, как мы увидели, три стороны …

В осознании всех вещей и существ как Бога или Брахмана есть, как мы увидели, три стороны, из которых удобно сделать три последовательных ступени нашего опыта.

Во-первых, существует Высшее "Я", в котором пребывают все существа.

Дух, Божественное проявляет себя как бесконечное, само-расширяющееся существо, как нечто существующее само по себе, чистое, не подчиняющееся Времени и Пространству, а наоборот, поддерживающее Время и Пространство в качестве образов своего сознания.

Оно больше чем все вещи и существа и содержит их всех внутри этого само-расширяющегося существа и сознания, не связанного ничем, что оно создаёт, чем управляет, или чем становится. И при этом оно свободно, бесконечно и ощущает блаженство во всём. Оно содержит их, если пользоваться образами древних, как бесконечный эфир содержит в себе все объекты.

Такой образ эфирного (Акаша) Брахмана может, на самом деле, стать очень существенной практической помощью для Садхака, которому трудно осознать это, когда он поначалу медитирует над такой абстрактной и неосязаемой идеей.

В образе эфира, не физического, но всеохватывающего эфира огромного существования, сознания и блаженства, он может попытаться увидеть в уме и почувствовать в своём ментальном существе это высшее существование и отождествить его через единство с внутренним "я" внутри себя.

С помощью такой медитации ум можно настроить на удобное для него состояние предрасположенности и в этом состоянии, разрывая или стягивая завесу, супраментальное видение может затопить ум и полностью поменять всё наше видение.

И после такого изменения видения, когда оно начнёт становиться всё более сильным и настойчивым и когда оно займёт всё наше сознание, в конечном итоге произойдёт изменение нашего становления и мы станем тем, что увидели.

И мы окажемся в нашем самосознании, но не столько космическом, сколько ультра-космическом, бесконечном.

Ум, жизнь и тело станут лишь движениями в этой бесконечности, которой мы станем. И мы увидем, что то, что существует — вовсе не мир вообще, а просто эта бесконечность духа, в которой движутся могучие космические гармонии его собственных образов становления само-осознания.

2-10-07. Но что делать со всеми этими формами и сущностями, которые образуют гармонию?

Но что делать со всеми этими формами и сущностями, которые образуют гармонию? Должны ли они быть для нас только образами, пустыми именами и формами без какой-либо содержательной реальности, бедными, бесполезными вещами и существами, которые сами по себе, какими бы грандиозными, могущественными или прекрасными они не казались бы для нашего ментального видения, которое сейчас должны быть отброшены и которые не имеют никакой ценности?

Нет, совсем не так. Хотя такое видение может быть первым естественным результатом очень интенсивного погружения в бесконечность само-содержащего Высшего "Я" чтобы исключить те бесконечности, которое оно содержит.

Однако все эти вещи и существа не пустышки, они не просто нереальные имена и формы, воображаемые космическим Умом.

Они являются, как мы уже говорили, в их реальности само-осознающими становлениями Высшего "Я". Или, другими словами, Высшее "Я" обитает внутри каждого из них, как и внутри нас. Оно осознаёт их, управляет их движением, наслаждаясь этим обитанием, так же как и своим объятием всего чем оно становится.

И так же как эфир одновременно и содержит в себе сосуд и содержится внутри сосуда, так же и Высшее "Я" одновременно и содержит все существа и обитает в них, не в физическом, а в духовном смысле, и является их реальностью.

Мы должны осознать постоянно живущее в нас Государство Внутреннего "Я". Мы должны увидеть это Внутреннее "Я" и сами стать в нашем сознании Высшим "Я" во всех существах.

Нам необходимо, отставив в сторону всё напрасное сопротивление интеллекта и ментальных ассоциаций, осознать, что Божественное живёт во всех этих становлениях и является их истинным Высшим "Я" и сознательным Духом. И понять это не только умом а осознать на собственном опыте, который вложит в свою собственную божественную форму все привычки ментального сознания.

2-10-08. Это Высшее "Я", которым мы являемся, должно, наконец, стать для нашего само-осознания полностью единым со всеми существами …

Это Высшее "Я", которым мы являемся, должно, наконец, стать для нашего само-осознания полностью единым со всеми существами несмотря на то, что оно превышает их.

Мы должны видеть его не только как нечто, что содержит в себе всё и живёт во всём, но и то, что он является всем. Не только как живущий внутри дух, но также как имя и форма, как движение, как хозяин этого движения, как ум, жизнь и тело.

Именно благодаря такому окончательному осознанию мы восстановим внутри правильную позицию и видение Истины всего, от чего мы отошли в первом движении когда отшатнулись от этого и отстранились.

Мы восстановим в правах индивидуальный ум, жизнь и тело, от которых мы отстранялись как от не нашего истинного существа, как истинное становление Высшего "Я", но уже не будем находиться в этой чисто индивидуальной узости.

Мы примем ум не как отдельное мышление, заключённое в маленькое движение, но как широкое движение универсального ума.

Мы примем жизнь не как эгоистическую активность витальности, чувственности и желания, но как свободное движение универсальной жизни.

Мы примем тело не как физическую тюрьму души, но как подчиняющийся инструмент и как одежду, которую можно снять. Понимая что оно также — движение универсальной Материи, клетка космического Тела.

И мы придём к ощущению всего сознания физического мира как единого с нашим физическим сознанием. К ощущению всех энергий космической жизни вокруг как наших собственных энергий. К ощущению биений всех сердец великого космического импульса и к поиску того как настроить наше сердцебиение на ритм божественной Ананды. К ощущению того, как все действия универсального ума втекают в наш интеллект и как наши мысле-действия вытекают в виде волн в это широкое море.

Это единство, охватывая каждый ум, жизнь и материю в свете супраментальной Истины и пульс духовного Блаженства, станет для нас нашей внутренней реализацией Божественного в полноте космического сознания.

2-10-09. Но так как нам нужно охватить всё это в двойственных понятиях Существования и Становления, то знание, которое нам нужно получить, должно быть полным и целостным.

Но так как нам нужно охватить всё это в двойственных понятиях Существования и Становления, то знание, которое нам нужно получить, должно быть полным и целостным.

Оно не должно останавливаться на реализации чистого Божественного "Я" и Духа, но так же включать в себя все те образы действия Духа, при помощи которых он поддерживает, развивает и бросает себя в своё космическое проявление.

Знание внутреннего "я" и знание мира должны стать единым целым со все-охватывающим знанием Брахмана.

 

 

2021 октябрь 30 сб  — 2021 ноябрь 01 пн