-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-11

Разновидности Высшего "Я"

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 374-382)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XI. Разновидности Высшего "Я"

2-11-01. Так как Высшее "Я", к пониманию которого мы идём путём знания, не только та реальность, которая лежит за пределами обычной …

2-11-01c. *) ясмин виджнате сарвам виджнатам

2-11-02. Но просто знать и выражать Высочайшее для человека, как для ментального существа, не легко …

2-11-03. И всё же, Майя Бесконечного настолько сложна, что, в некотором смысле, взгляд на всё как на части целого …

2-11-04. И если мы посмотрим на существование с точки зрения вечных и бесконечных отношений этого Единства …

2-11-05. Садхаку интегральной Йоги нужно принять интегральный взгляд на свою цель и искать свою интегральную реализацию.

2-11-06. Высшее "Я", и даже индивидуальное "я", отличается от нашей личности, так же как оно отличается и от нашего ментального чувства эго.

2-11-07. С этой тройной разновидностью Высшего "Я" связано различие, которое индийская философия проводит между Брахманом С Качествами и Брахманом Без Качеств …

2-11-07c. *) ниргуно гуни

2-11-08. Хотя мы не можем определить Вечного, мы можем объединиться с ним.

2-11-08c. *) садхармья (sadharmya)

2-11-09. Различие между Личностным и Безличностным по сути такое же, как и различие в индийской философии, но …

2-11-10. Место божественной Личности в нашем синтезе будет более подробно рассмотрено, когда мы начнём говорит о Йоге преданности.

2-11-10c. *) ишта-дэвата.

2-11-11. Когда мы живём в Этом, и оно владеет нашим существованием, мы можем обладать им в обоих его разновидностях.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XI. Разновидности Высшего "Я"

2-11-01. Так как Высшее "Я", к пониманию которого мы идём путём знания, не только та реальность, которая лежит за пределами обычной …

Так как Высшее "Я", к пониманию которого мы идём путём знания, не только та реальность, которая лежит за пределами обычной и поддерживает состояния и движения нашего психологического существа, но и также то, что является трансцендентным и универсальным Существованием, которое проявляет себя во всех движениях универсального, то знание Высшего "Я" включает также и знание принципов Существования, его фундаментальные разновидности и его отношения с принципами проявленной вселенной.

Это как раз то, что имеют в виду Упанишады, когда они говорят о Брахмане, как о том, что если познать Его, то будешь знать всё.*)

Сначала нужно осознать его как чистый принцип Существования. А затем, говорят Упанишады, для той души, которая это осознала, становятся ясными его основные разновидности.

На самом деле, мы можем даже до этого осознания постараться проанализировать через метафизические рассуждения и даже понять интеллектом — чем является Существование и что такое мир. Правда, такое метафизическое понимание — это не Знание.

Более того, мы можем даже получить осознание этого в знании и видении, но это будет неполным, без осознания во всём опыте души и без единства со всем нашим существом того, что мы осознаём. **)

В этом и состоит наука Йоги — познавать, а искусство Йоги — объединяться — с тем Высочайшим так, чтобы мы могли жить в Высшем "Я" и действовать из этой высшей позиции, становясь едиными не только сознательной сути, но и в сознательном законе нашего существа с трансцендентным Божественным, которое стремится выразить все вещи и существа, возможно невежественно или с частичным знаниям, через низший закон их элементов.

Знать высшую Истину и быть с ней в гармонии — условие правильного существования. Выражать её во всём, чем мы являемся, что переживаем, и что делаем — условие правильной жизни.

2-11-01c. *) ясмин виджнате сарвам виджнатам

*) ясмин виджнате сарвам виджнатам. (Прим. Шри Ауробиндо)

ясмин виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати (Мундакья Упанишада 1.3) — знание, полученное без всяких конкретных причин, из трансцендентного, благодаря милости Господа, настолько совершенно, что через это знание преданный знакомится со всеми различными проявлениями Господа. (прим. переводчика)

**) Это то различие, которое делает Гита между Санкхьей и Йогой. Для интегрального знания нужно и то, и другое.

2-11-02. Но просто знать и выражать Высочайшее для человека, как для ментального существа, не легко …

Но просто знать и выражать Высочайшее для человека, как для ментального существа, не легко, потому что высшая Истина, и, соответственно, высшие разновидности существования —супраментальны.

Они опираются на сущностное единство того, что кажется для интеллекта и ума, и для нашего ментального переживания мира противоположными полюсами существования и идеи, и поэтому кажутся непримиримыми противоположностями и противоречиями. Но для супраментального переживания это все дополняющие друг друга стороны одной и той же Истины.

Мы уже видели такое в необходимости осознания Высшего "Я", который одновременно и один и нечто множественное.

Поэтому нам нужно осознать каждую вещь и существо как То.

Нам нужно осознать единство всего как То, как в единстве общего объединения, так и в единстве сущностей.

И нам еще нужно осознать То как Трансцендентное, которое находится за пределами любого такого единства и множественности. Которое мы видим везде как два противоположных, но всё же дружественных друг другу полюса всего существования.

Потому что каждое индивидуальное существо — это Высшее "Я", Божественное, несмотря на внешние ограничения ментальной и физической формы, через которую оно представляет себя в конкретном моменте времени, в конкретной области пространства, в конкретной последовательности обстоятельств, создающих паутину внутренних состояний и внешних действий и событий, и через которую мы узнаем эту индивидуальность.

Таким образом, в равной степени, каждая совокупность чего-либо, маленькая или большая, представляет собой Высшее "Я", Божественное, схожим образом выражая себя в условиях этого проявления.

Мы не сможем по-настоящему понять ни одного человека, ни одну группу чего-либо, если мы знаем его или их только как он или они проявляются внутренне для себя или внешне для нас.

Но только если мы познали его или их как Божественное, как Единого, как наше собственное Высшее "Я", которое использует разные свои основные разновидности и свои случайные обстоятельства проявления самого себя.

Пока мы не перестроим привычки нашего ума так, чтобы он всё время жил целиком в этом знании, примиряя все различия в Едином, мы не будем жить в настоящей Истине. Потому что мы не будем жить в настоящем Единстве.

Законченное ощущение Единства — это не то, в котором всё видится как части одного целого, как волны одного моря, а то, в котором каждый, так же как и Всё, представляется целиком как Божественное, целиком как наше Высшее "Я" в высшем отождествлении.

2-11-03. И всё же, Майя Бесконечного настолько сложна, что, в некотором смысле, взгляд на всё как на части целого …

И всё же, Майя Бесконечного настолько сложна, что, в некотором смысле, взгляд на всё как на части целого, как на волны моря, или даже как на отдельные сущности, становится необходимой частью интегральной Истины и интегрального Знания.

Потому что хотя Высшее "Я" всегда одно во всём, всё же мы видим, что, по крайней мере для цели цикличного проявления, оно выражает себя в вечных формациях душ, которые руководят движением нашей личности через миры и эпохи.

Это постоянное существование души и есть настоящая Индивидуальность, которая стоит позади постоянных изменений того, что мы называем нашей личностью. Это не ограниченное эго, а сущность, которая сама по себе бесконечна. На самом деле, это само Бесконечное, которое соглашается с некоего одного плана своего существования отражать себя в непрерывном переживании души.

Это та истина, которая лежит в основе теории Санкхьи о множестве Пуруш, о множестве жизненно важных, бесконечных, свободных и безличных душ, которые отражают движения единой космической энергии.

Та же истина, правда уже другим способом, стоит за совершенно другим течением — за философией ограниченного Монизма, которая возникла как протест против метафизической крайности Буддистского Нигилизма и иллюзионистской Адвайты.

Древняя теория, что пришла наполовину из Буддизма, наполовину из Санкхьи, которая считает, что в мире есть только Неподвижность и ничего другого, за исключением постоянного сочетания пяти элементов и трёх разновидностей неосознающей Энергии, и чья ложная активность озаряется сознанием этой Неподвижность, в которой она отражается — это ещё не вся правда Брахмана.

Мы не просто масса изменчивого материала ума, материала жизни, материала тела, принимающая различные формы ума, жизни и тела, от рождения к рождения, так что за всем этим потоком нет никакого настоящего внутреннего "я" или сознательной причины существования, кроме той самой Неподвижности, которую совершенно не заботят все эти вещи.

Позади постоянных изменений нашей ментальной, витальной и физической личности есть реальная и устойчивая сила нашего существа. И мы должны понимать это и поддерживать, чтобы Бесконечное могло проявлять Себя через это, согласно Его воле, в любом диапазоне Его вечной космической активности, для любой Его цели.

2-11-04. И если мы посмотрим на существование с точки зрения вечных и бесконечных отношений этого Единства …

И если мы посмотрим на существование с точки зрения вечных и бесконечных отношений этого Единства, из которого происходит всё на свете, и этой Множественности, для которой Единство — её основная суть и источник, этой Энергии, Силы или Природы, через которую поддерживаются отношения Единого и Множественности, то мы увидим определённое оправдание даже для дуалистских философий и религий.

Тех философий и религий, которые, кажется, самым энергичным образом отрицают единство существ и проводят непреодолимое различие между Господом и Его созданиями.

Хотя в своих более грубых формах эти религии нацелены только на невежественные радости низших небес, всё же в них есть и более высокий и глубокий смысл. Мы можем ощутить его в восклицании одного преданного божественному поэта, который в простой и энергичной метафоре заявлял о праве души вечно наслаждаться экстазом объятий Всевышнего.

"Я не хочу быть сахаром", написал он, "Я хочу есть сахар". (поэт Рам Прасад, прим. переводчика).

И как бы глубоко мы не погружали себя в сущностное тождество с единым Высшим "Я" во всём, нам не стоит смотреть на это восклицание как на простое стремление какой-то духовной чувственности, или как на отказ привязанной и невежественной души от чистой и возвышенной аскезе наивысшей Истины.

Нет, напротив, в своей позитивной части оно нацелено на глубокую и таинственную истину Существования, которую не способен выразить ни один человеческий язык.

На ту истину,  которой человеческий разум не может дать адекватного объяснения, и для которой есть ключ у сердца — истину души, что не может гордиться знанием, которое, настаивая на своей чистой аскезе, может её уничтожить.

Но это, собственно, относится к вершине пути Преданности и позже, здесь нам придётся ещё раз вернуться к этой теме.

2-11-05. Садхаку интегральной Йоги нужно принять интегральный взгляд на свою цель и искать свою интегральную реализацию.

Садхаку интегральной Йоги нужно принять интегральный взгляд на свою цель и искать свою интегральную реализацию.

У Божественного много важных разновидностей Его вечного само-проявления. Божественное обладает и ищет Себя на многих планах бытия и через множество полюсов Своего существования.

У каждой разновидности есть своя цель. У каждого плана или полюса есть своя реализация, как на вершине, так и в высших пределах вечного Единства.

Мы обязательно должны придти к Единому через индивидуальное Высшее "Я", потому что это основа всего нашего опыта.

Через Знание мы приходит к отождествлению с Высшим "Я". Потому что, несмотря на Дуализм, существует некое основное тождество, при помощи которого мы можем погрузиться в наш Источник и освободить себя от всех уз индивидуальности и даже от всех уз универсальности.

Переживание этого тождества может произойти не только при помощи знания или чистого состояния абстрактного существования.

Мы уже видели, что вершина всех наших действий — это погружения себя в Господа через единство с божественной Волей или Сознанием-Силой на пути работ.

Вершина любви — это восторженное погружения себя в единство экстатического восторга вместе с объектом нашей любви и обожания.

Но опять же — чтобы выполнять божественную работу в мире, индивидуальное Высшее "Я" должно преобразовать себя в центр сознания, через который божественная Воля, единая с божественной Любовью и Светом будет изливать себя в множественность вселенной.

Точно так же мы приходим к единству со всеми нашими собратьями — через единство этого "я" с Всевышним и с "я" всех других.

В тоже время, в действии Природы мы, благодаря этой Природе, сохраняем, в качестве души как формы Единого, некое разграничение, которое позволяет нам сохранять в Единстве отношения различия и с другими существами, и с самим Всевышним.

Конечно же, эти отношения будут очень отличаться по сути и духу от тех, которые у нас были, когда мы жили целиком в Невежестве, и Единство было для нас просто словом или неким, дающимся с трудом, устремлением несовершенной любви, симпатии или томления.

Единство станет законом, а различие останется просто для разнообразия наслаждения этим единством.

Перестав снова и снова опускаться на тот план разделения, который цепляется к отделённости чувства эго и не привязываясь к исключающему всё остальное поиску чистого тождества с тем, что не может иметь ничего общего с игрой различий, мы сможем объять и примирить два полюса существования там, где они встречаются в бесконечности Наивысшего,

2-11-06. Высшее "Я", и даже индивидуальное "я", отличается от нашей личности, так же как оно отличается и от нашего ментального чувства эго.

Высшее "Я", и даже индивидуальное "я", отличается от нашей личности, так же как оно отличается и от нашего ментального чувства эго. Наша личность никогда не остаётся той же, что была. С ней происходят постоянные изменения в самых разных сочетаниях.

Это не базовое сознание, а развитие форм сознания. Это не сила существа, а разнообразная игра частичных сил существа. Наша личность — не тот, кто наслаждается само-восторгом нашего существования, но тот, кто ищет различные ноты и тона опыта, которые как-то, более или менее отражают тот восторг в изменчивости отношений.

Наша личность — тоже Пуруша и Брахман, но это изменчивый Пуруша, явление Вечности, а не его стабильная реальность.

Гита делает различие между тремя Пурушами, которые вместе есть целостное состояние и действие божественного Существа: Изменчивый Пуруша, Неизменный Пуруша и Наивысший Пуруша, тот, который за пределами первых двух и обнимает их.

Этот Наивысший Пуруша — Господин, в котором нам нужно жить, это то Высшее "Я", которое и в нас и во всём.

Неизменный Пуруша это безмолвное, бездействующее, ровное, неизменяющееся "я", которого мы достигаем, когда отходим назад от активности к пассивности, от игры сознания, сил и поисков восторга к чистой и постоянной основе сознания, силы и восторга, через которую Наивысший Пуруша, свободный, надёжный, ни к чему не привязанный, управляет этой игрой и наслаждается ей.

Изменчивый Пуруша — это субстанция и непосредственный импульс этого изменчивого потока персональности, который делает возможным отношения в нашей космической жизни.

Ментальное существо, закрепившись в Изменчивом Пуруше движется в своём потоке и не обладает вечным покоем, силой и само-восторгом.

Душа, закрепившись в Неизменном Пуруше владеет всем этим в самой себе, но не может действовать в мире.

Однако же душа, которая способна жить в Наивысшем Пуруше наслаждается вечным покоем, силой, восторгом, широтой существования и не связана в своём само-знании и само-могуществе характером и личностью, формами своей силы, привычками своего сознания. При этом она пользуется ими с большой свободой и силой для само-выражения Божественного в мире.

И здесь снова — изменение это не какая-то перемена основных разновидностей Высшего "Я", но просто это наш выход в свободу Наивысшего Пуруши и правильное использование божественного закона нашего существа.

2-11-07. С этой тройной разновидностью Высшего "Я" связано различие, которое индийская философия проводит между Брахманом С Качествами и Брахманом Без Качеств …

С этой тройной разновидностью Высшего "Я" связано различие, которое индийская философия проводит между Брахманом С Качествами и Брахманом Без Качеств, а европейская мысль проводит между Личностным и Безличностным Богом.

Упанишады достаточно ясно указывают на относительную природу этого противопоставления, когда говорят о Высочайшем как о том, "Кто обладая качествами лишён качеств".*)

И у нас снова есть две важных разновидности, два фундаментальных аспекта, два полюса вечного бытия. И превосходящая их трансцендентная божественная Реальность. На практике они соответствуют Безмолвному Брахману и Активному Брахману.

Потому что, с определённой точки зрения, всё действие вселенной можно увидеть как выражение и формирование различными способами бесчисленных и бесконечных качеств Брахмана.

Его существование, благодаря сознательной Воле, принимает все виды свойств, все облики материала сознательного существования, все привычки, как если бы они обладали космическим характером и силой динамического самосознания, разнообразные гуны, на которые можно разделить всё космическое действие.

Но Он не связан ни одним из видов, ни всеми видами сразу, ни их предельной бесконечной потенциальностью. Он выше всех Своих качеств, и на некотором определённом плане существования он свободен от них и отдыхает от них.

Нельзя сказать, что Ниргуна Брахман, или Брахман Без Качеств неспособен иметь качества. Скорее именно Ниргуна Брахман, или Не-Качество — это тот, кто проявляет Себя как Сагуна, как Ананта-гуна, как бесконечное качество, так как Он содержит всё в Своей абсолютной способности безгранично разнообразного само-проявления.

Он свободен от них в том смысле, что он превышает их. И действительно, если бы Он не был свободен от них, то они бы не смогли быть бесконечными. Тогда Бог был бы подчинён Своим качествам, связан Своей природой, Пракрити была бы чем-то наивысшим, а Пуруша был бы её творением и игрушкой.

Вечный не связан ни качеством, ни отсутствием качества, ни Личностью, ни Безличностью. Он — Сам по Себе, за пределами всех наши позитивных и всех наших негативных определений.

2-11-07c. *) ниргуно гуни

*) ниргуно гуни:

Ниргуна (Nirguna) - без качеств; отсутствие качеств;

гуни (guni) - обладатель качеств; (прим. переводчика)

2-11-08. Хотя мы не можем определить Вечного, мы можем объединиться с ним.

Хотя мы не можем определить Вечного, мы можем объединиться с ним. Было сказано, что мы можем стать Безличностным, но не личностным Богом. Но это верно только в том смысле, что никто индивидуально не может стать Господом всех вселенных.

Мы можем освободить себя и войти в существование активного Брахмана, так же как и в Безмолвие. Мы можем жить и там, и там, вернуться к нашему существу и там, и там, но в каждом из них по своему. При этом становясь едиными с Ниргуной в нашей сущности и едиными с Сагуной в свободе нашего активного существа, в нашей природе.*)

Всевышний изливает себя из вечного покоя, равновесия и тишины в вечную деятельность, свободную и бесконечную. Он свободно закрепляет для себя свои само-определения, пользуясь бесконечным качеством чтобы формировать из него различные комбинации качеств.

Нам нужно вернуться к этому покою, равновесию и тишине и действовать исходя из них, с божественной свободой от рабства качеств, но при этом, всё же широко и гибко используя качества, и даже самые противоположные, для божественной работы в мире.

Единственно, что, в то время как Господь действует из центра всего сущего, мы должны действовать через передачу Его воли, силы и само-знания через индивидуальный центр, через душевную форму Его, которой мы являемся.

Господь ничему не подчиняется. Индивидуальная душевная форма подчиняется своему собственному Высшему "Я". И чем больше и совершеннее это подчинение, тем больше у души появляется ощущения абсолютной силы и свободы.

2-11-08c. *) садхармья (sadharmya)

*) садхармья (sadharmya) - становление одного закона бытия и действия с Божественным.

мукти (mukti) - освобождение, «освобождение нашего существа от узких и болезненных узлов индивидуализированной энергии в ложной и ограниченной игре, которая в настоящее время является законом нашей природы»;

Сагуна (Saguna) - с качествами; характеризуется восприятием гун или «качества в универсальном Бытии», проявлением которых являются все вещи (прим. переводчика)

2-11-09. Различие между Личностным и Безличностным по сути такое же, как и различие в индийской философии, но …

Различие между Личностным и Безличностным по сути такое же, как и различие в индийской философии, но ассоциации английских слов несут в себе некоторое ограничение, чуждое для индийской мысли.

Личный Бог европейских религий это Личность в человеческом смысле слова, ограниченная Своими качествами. Хотя, в остальном — обладающая всемогуществом и всезнанием. Это больше похоже на особые индийские понятия — Шива, или же Вишну, или же Брама, или Божественная Мать всего, Дурга или Кали.

На самом деле, каждая религия воздвигает отдельное личное Божество, близкое её сердцу и мысли, чтобы обожать его и служить ему.

Свирепый и неумолимый Бог Кальвина — совершенно другое существо, нежели нежный и любящий Бог Св. Франциска. Так же как милосердный Вишну отличается от ужасающей, хотя и всегда любящей и милосердной Кали, которая жалеет даже когда убивает, и которая спасает своими разрушениями.

Шива, Бог аскетического отказа, который разрушает всё, кажется совершенно другим существом, нежели Вишну и Брама, которые действуют через милость, любовь, оберегая существа, или же действуют ради жизни и творения.

Очевидно, что такие концепции могут быть только в весьма ограниченном и относительном смысле верными описаниями бесконечного и вездесущего Творца и Правителя вселенной. Индийская религиозная мысль тоже не объявляет их в качестве адекватного описания.

Личный Бог не ограничен Своими качествами, Он — Ананта-гуна. Он способен на бесконечные качества и он за пределами этих качеств. Он хозяин этих качеств и пользуется ими так, как Он считает нужным. И Он проявляет себя в самых разных именах и формах Его бесконечной божественности, чтобы удовлетворить желание и необходимость индивидуальной души, в соответствии с её природой и личностью.

Именно по этой причине обычному уму европейца бывает так трудно понять индийскую религию, в отличие от философии Веданты или Санкхьи. Потому что ему нелегко представить себе личностного Бога с бесконечными качествами, личностного Бога, который не некая Личность, а одна единственная настоящая Личность и источник всех персональностей. Тем не менее, это единственная реальная и полная истина о божественной Персональности.

2-11-10. Место божественной Личности в нашем синтезе будет более подробно рассмотрено, когда мы начнём говорит о Йоге преданности.

Место божественной Личности в нашем синтезе будет более подробно рассмотрено, когда мы начнём говорит о Йоге преданности. Здесь же достаточно будет сказать, что у божественной Личности есть своё место в интегральной Йоге, и оно сохраняется даже если человек приходит к освобождению.

На практике, есть три градации приближения к личностному Божеству.

Первая — это когда Он воспринимается в некой конкретной форме или с некоторыми конкретными качествами, как например — имя и форма, которые предпочитает наша природа и наша личность.*)

Вторая — когда Он становится единственной реальной Личностью, Все-Личностью, Ананта-гуна.

Третья — в которой мы возвращаемся к первоначальному источнику всех идей и фактов личности. Мы возвращаемся к тому, на что Упанишады указывают одним словом — Он, без уточнения каких-либо атрибутов.

Именно там встречаются наши реализации личного и безличного Божественного и становятся одним в абсолютном Божестве.

Потому что безличностное Божественное, в конечном счёте, не абстракция, и не просто некий принцип, или же просто некое состояние или сила, или ступень существования, точно так же, как и мы — не просто такие абстракции.

Поначалу интеллект приближается к этому через концепции, но реализация этого завершается превышением наших концепций.

Через реализацию всё более и более высоких принципов бытия и состояний сознательного существования мы идём не к аннулированию всего в какой-то разновидности позитивного ничто или даже в невыразимом состоянии существования.

Мы идём к самому трансцендентному Существованиию, которое также является Существующим, и которое превосходит все определения, что даёт личность, и при этом оно — всегда то, что является самой сутью личности.

2-11-10c. *) ишта-дэвата.

*) ишта-дэвата.

ишта (ishta) - выбранное, желаемое.

дэвата (devata) - божество; существо более высокого мира; любое из существ, различных планов, которое действует как посредник ишвары. (прим. переводчика)

2-11-11. Когда мы живём в Этом, и оно владеет нашим существованием, мы можем обладать им в обоих его разновидностях.

Когда мы живём в Этом, и оно владеет нашим существованием, мы можем обладать им в обоих его разновидностях.

Мы можем обладать Безличностным в высшем состоянии бытия и сознания, в бесконечной безличности самообладания силой и блаженством.

И мы можем обладать Личностным, благодаря божественной природе, которая действует через индивидуальную форму души и благодаря отношению между ней и её трансцендентным и универсальным Высшим "Я",

Мы можем сохранять даже наши отношения с личным Божеством в Его формах и именах.

Если, к примеру, наша работа — это преимущественно работа Любви, то это будет Господь Любви — тот, которого мы можем искать, чтобы служить Ему, чтобы выражать Его.

Но, в то же время, у нас будет интегральная реализация Его во всех Его именах, формах, качествах. И мы не спутаем Его лик, который будет просвечивать в наших отношениях с миром, со всей бесконечностью Божества.

 

 

2021 ноябрь 01 пн  — 2021 ноябрь 06 сб