-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-13

Сложности Ментального Существования

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 391-399)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XIII. Сложности Ментального Существования

2-13-01. Мы подошли к этой стадии в нашем развитии на пути Знания …

2-13-02. Идём дальше. Есть два вида реализации Высшего "Я" или Сатчитананды.

2-13-03. Теперь нам понятно, что с этой точки зрения, реализация чистого неподвижного "я" …

2-13-04. Если бы было легко поднять себя до супраментального плана и, устойчиво обитая там, осознавать мир и существование …

2-13-05. Реализованное духовное существование и реализованное ментальное существование — в реальности два разных плана в системе нашего существования.

2-13-06. Поэтому, когда ментальное существо пытается познать божественное, осознать его, стать им, то первым делом ему нужно приподнять этот колпак, сорвать эту вуаль.

2-13-07. Если же после этого мы попытаемся умом осознать Сатчитананду …

2-13-08. Но всё же, как-то эту пропасть переходить нужно.

2-13-09. Понятно, что из-за того, что сознание ума это единственное пробуждённое состояние, которое есть у ментального существа …

2-13-10. Но если так, то что делает человеческий ум, стремящийся к божественному, в моменты, когда он пробуждается?

2-13-11. Это заставляет присмотреться ко второй возможности, открытой для ментального существа.

2-13-12. Но этого недостаточно для интегральной Йоги. Должна быть позитивная трансформация …

2-13-12c. сноска

2-13-13. Но когда мы подходим к этим планам, или когда сходим с них, нас преследуют ограничения нашей ментальности.

2-13-14. Но Садхаку интегральной Йоги нужно привести в гармонию все эти аспекты так, чтобы они стали целостным и равным единством его полной реализации Сатчитананды.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XIII. Сложности Ментального Существования

2-13-01. Мы подошли к этой стадии в нашем развитии на пути Знания …

Мы подошли к этой стадии в нашем развитии на пути Знания, который мы начали с утверждения осознания, что наше чистое "я", чистое существование выше понятий ума, жизни и тела, как с самой первой цели этой Йоги.

Однако, сейчас мы утверждаем, что этого недостаточно. Что нам нужно также осознать Высшее "Я" или Брахмана в его основных формах. И прежде всего в его триединой реальности как Сатчитананду.

Не только чистое существование, но ещё и чистое сознание и чистое блаженство его бытия и сознания — вот что такое реальность Высшего "Я" и суть Брахмана.

2-13-02. Идём дальше. Есть два вида реализации Высшего "Я" или Сатчитананды.

Идём дальше. Есть два вида реализации Высшего "Я" или Сатчитананды.

Первое — это безмолвное, пассивное, в состоянии покоя, поглощённое в себя, само-достаточное существование, сознание и восторг. Единое, безличное, без игры качеств, отвернувшееся от бесконечного проявления вселенной, или смотрящее на него безразлично и без участия.

Второе — это то же самое существование, сознание, восторг, которое — властелин, свободное, хозяин всего, действующее из неотъемлемого покоя, изливающее себя в бесконечном действии и качестве из вечной само-концентрации. Единственная высшая Личность, удерживающая в себе всю эту игру личностей в широкой ровной безличности.

Которая владеет бесконечными процессами вселенной без привязанности к ней, но и без какой-либо непреодолимой отчуждённости. Которая обладает божественным мастерством и бесчисленными лучами своего вечного озарённого само-восторга в качестве проявления, которое эта Личность содержит в себе, но которому не подчиняется. Которым она свободно управляет и поэтому им не связана.

Это не личный Бог религий и не обладающий качествами Брахман философов. Но то, где примиряются и личность, и безличностное, и качества, и отсутствие качеств.

Это Трансцендентное, обладающее и тем, и другим, в Его существовании и использующее их обоих как разновидности Своего проявления.

Поэтому оно — цель реализации Садхака интегральной Йоги.

2-13-03. Теперь нам понятно, что с этой точки зрения, реализация чистого неподвижного "я" …

Теперь нам понятно, что с этой точки зрения, реализация чистого неподвижного "я", которую мы добиваемся отходя от ума, жизни и тела, для нас всего лишь накопление необходимой базы для более значимой реализации.

Поэтому такой процесс недостаточен для нашей Йоги. Нам нужно что-то ещё, более позитивное и содержательное.

Поскольку мы отошли от всего, что составляет наше проявленное "я" и явления вселенной, в котором оно обитает, к само-существующему, само-осознающему Брахману, то нам нужно заново вернуться к обладанию нашим умом, жизнью и телом, но уже со все-обнимающим само-существованием, само-осознанием и само-восторгом Брахмана.

Нам нужно обладать не только чистым само-существованием, независимым от игры мира, но обладать всем существованием как своим собственным.

Не только познать себя как бесконечное неэгоистическое сознание за пределами всех изменений во Времени и Пространстве, но стать единым с излиянием сознания и его творческой силы во Времени и Пространстве.

Не только быть способными к бездонному покою и тишине, но и также быть способными к свободному и бесконечному восторгу во всех существах и вещах вселенной.

Потому что Сатчитананда, Брахман — это не только чистое спокойствие.

2-13-04. Если бы было легко поднять себя до супраментального плана и, устойчиво обитая там, осознавать мир и существование …

Если бы было легко поднять себя до супраментального плана и, устойчиво обитая там, осознавать мир и существование, сознание и действие, то как приходят осознанные переживания, и как они выходят в мир благодаря силе, и всё это в манере божественных супраментальных способностей, то такое осознание мира не представляло бы существенных трудностей.

Но человек пока что — ментальное, а не супраментальное существо. Поэтому он должен именно через ум стремиться к знанию и осознанию своего существа. И при этом стараться использовать любую помощь от супраментальных планов, которую он может получить.

Именно так обстоят дела, именно так реально осознаёт мир наше существо и поэтому наша Йога накладывает на нас определённые ограничения и основные трудности. Эти ограничения и трудности мы можем преодолеть только при помощи поддержки божественного или через тяжёлую практику. А в действительности — только сочетанием этих двух средств.

И прежде, чем мы начнём двигаться дальше, нам нужно кратко описать трудности на пути интегрального знания, интегральной реализации.

2-13-05. Реализованное духовное существование и реализованное ментальное существование — в реальности два разных плана в системе нашего существования.

Реализованное духовное существование и реализованное ментальное существование — в реальности два разных плана в системе нашего существования. Один более высокий и божественный, другой пониже и человеческий.

К первому относится бесконечное существование, бесконечное сознание и воля, бесконечное блаженство и бесконечное всестороннее и действующее само по себе знание сверхразума и четыре божественных принципа.

Ко второму относится ментальное существование, витальное существование, физическое существование — три человеческих принципа.

В своей проявленной природе эти два плана противопоставлены. Один это обратная сторона другого.

Божественное — это бесконечное и бессмертное существование. Человеческое — это жизнь, ограниченная во времени, сферой действия и формой. Это жизнь, которая смертна, но пытается стать жизнью, которая бессмертна.

Божественное это бесконечное сознание, превосходящее и охватывающее всё, что оно проявляет внутри себя. Человеческое это сознание, избавившееся от сна несознания, подчинённое тем средствам, которыми оно пользуется, ограниченное телом и эго.

Человеческое это сознание, которое пытается найти свои отношения с другими сознаниями, телами, эго. Как позитивно, при помощи разных способов объединяющих контактов и симпатии, так и негативно, при помощи различных видов враждебных контактов и антипатии.

Божественное это неотчуждаемое само-блаженство и ненарушаемое все-блаженство. Человеческое это ощущение ума и тела, которые ищут восторга, но находят только удовольствие, безразличие и боль.

Божественное это супраментальное знание, понимающее всё, и супраментальная воля, которая действует на все. Человеческое это невежество, которое стремится к знанию, через понимание всего по частям, небольшими группами, и которое он неуклюже пытается соединить вместе.

Человеческое это неспособность, пытающаяся обрести силу и волю через постепенное расширение власти, соответствующей постепенному расширению знания.

И этого расширения он может добиться только частичным и раздробленным упражнением воли, соответствующей частичному и раздробленному способу его знания.

Божественное основывается на единстве и оно владеет трансцендентностями и целостностью вещей. Человеческое опирается на разделённой множественности и оказывается подчинённым даже, когда оно управляет своим делением и разделённостью и их сложных соединений и объединений.

Различие между этими двумя сторонами становится для человеческого существа некой завесой и колпаком, которые мешают человеку не только достичь божественного, но даже познать божественное.

2-13-06. Поэтому, когда ментальное существо пытается познать божественное, осознать его, стать им, то первым делом ему нужно приподнять этот колпак, сорвать эту вуаль.

Поэтому, когда ментальное существо пытается познать божественное, осознать его, стать им, то первым делом ему нужно приподнять этот колпак, сорвать эту вуаль.

Но если ему удаётся продвинуться в этом трудном деле, человек начинает видеть божественное как нечто превосходящее его, отдалённое, высокое. Как нечто, что и по смыслу, и по силе  жизни, и даже физически выше его.

Как то, на что он смотрит снизу вверх со своего скромного положения. И к которому ему нужно, если вообще это возможно, подняться. Или, если это невозможно, то позвать это вниз, к себе, подчиняться ему и восхищаться.

Он видит божественное как более высокий план бытия, а затем он начинает смотреть на него как на более высокое состояние существования, как на небеса, или как на Сат, или как на Нирвану, в соответствии в природой своего понимания или реализации.

Или же он видит это как высшее Существо, отличающееся от него самого, или, по крайней мере, иное, чем его собственное "я" сейчас. И тогда он называет это Богом под каким-нибудь одним именем, или другим.

И видит его или как личность, или как безличное, с качествами, или  без качеств, как безмолвную и безразличную Силу, или как активного Господина и Помощника. Опять же, в соответствии со своими понятиями или реализацией, своим видением или пониманием некоторых сторон или некоторых аспектов этого Существа.

Или же он видит это как высшую Реальность, для которой его собственное несовершенное существо — некое отражение, или из которого он отделился. И тогда он называет это Высшим "Я" или Брахманом и классифицирует его разными способами, всегда в соответствии со своими идеями или реализацией — как Существование, как Не-Существование, как Дао, как Ничто, как Силу, как Непознаваемое.

2-13-07. Если же после этого мы попытаемся умом осознать Сатчитананду …

Если же после этого мы попытаемся умом осознать Сатчитананду, то скорее всего первой трудностью будет то, что мы увидим её как что-то выше нас, за пределами нас, и даже, в некотором смысле, вокруг нас. Но между тем существованием и нашим будет пропасть. Либо пропасть без моста, либо вообще непереходимая бездна.

Это и есть бесконечное существование. Но оно совершенно иное, чем наше ментальное существо, которое начинает осознавать его. И мы не можем ни поднять себя до него, ни стать им, ни спустить его вниз до себя так, чтобы наш опыт собственного существования и существования мира стал бы этой полной блаженства бесконечностью.

Это и есть великое, безграничное, ничем не обусловленное сознание и сила. Но наше сознание и сила стоят отдельно от него. И даже если наше сознание внутри него, оно ограниченно, маленькое, сбито с толку. И хотя оно испытывает отвращение и к себе и к миру, оно не может участвовать в тех более высоких вещах, которые оно увидело.

Это и есть неизмеримое и незапятнанное блаженство. Но наше собственное существо остаётся соревнованием удовольствия и боли низшеё Природы и тусклым нейтральным ощущением неспособности к этому божественному восторгу.

Это и есть совершенное Знание и Воля. Но наши собственные знание и воля всё время остаются ментальным, изуродованным знанием и с трудом ковыляющей волей, неспособной на участие или даже на то, чтобы стать настроенной в унисон с этой природой Божества.

Или же, на то время, пока мы живём исключительно в экстатическом созерцании этого видения, мы освобождаемся от себя. Но в тот момент, когда мы обращаем своё сознание на себя, мы тут же выпадаем из этого, и оно исчезает, или становится далёким и неосязаемым. Божественное оставляет нас. Видение растворяется. Мы возвращаемся опять в ничтожность нашего смертного существования.

2-13-08. Но всё же, как-то эту пропасть переходить нужно.

Но всё же, как-то эту пропасть переходить нужно. И здесь для ментального существа есть две возможности.

Одна — подняться ради этого, при помощи великого, длительного, сконцентрированного, забывающего обо всём остальном усилия, из себя в это Высочайшее.

Однако, в этом усилии ум должен покинуть своё собственное сознание, исчезнуть в другом сознании, и временно или надолго потерять себя, если не вообще разрушиться. Ум должен войти в транс Самадхи.

По этой причине Раджа-Йога и другие системы Йоги придают очень высокую важность состоянию Самадхи или Йогическому трансу, в котором ум отходит не только от своих обычных интересов и забот, но и, в первую очередь, от всякого осознания внешнего действия, ощущения и существования, а потом и от всякого сознания внутренней деятельности ума.

В таком, собранном внутри состоянии, ментальное существо может получить различные виды реализации Высочайшего в себе или в различных аспектах, или на разных уровнях. Но идеал — полностью избавиться от ума. И, выйдя за пределы ментального осознания, войти в абсолютный транс, в котором исчезают все признаки ума и более низшего существования.

Но это такое состояние сознания, которого могут достичь немногие, и не все могут из него вернуться.

2-13-09. Понятно, что из-за того, что сознание ума это единственное пробуждённое состояние, которое есть у ментального существа …

Понятно, что из-за того, что сознание ума это единственное пробуждённое состояние, которое есть у ментального существа, то оно обычно не может спокойно войти в другое сознание, не оставив полностью и всё наше бодрствующее существование, и весь наш внутренний ум.

Это необходимо для Йогического транса. Но никто не может постоянно оставаться в этом трансе. Или, даже, если бы кто и захотел остаться в этом состоянии на неопределённо долгий период, оно всегда может быть нарушено любым сильным или настойчивым призывом к телесной жизни.

И когда человек возвращается к ментальному сознанию, он возвращается снова в более низкое существование. Поэтому и говорят, что полное освобождение от человеческого рождения, окончательный подъём из жизни ментального существа невозможен, пока тело и телесная жизнь не будут, наконец, отброшены прочь.

Идеал, который встаёт перед Йогином, использующим этот метод в том, чтобы отказаться от всех желаний и малейших проявлений человеческой жизни, от ментального существования.

Полностью отделить себя от мира, всё чаще и чаще, и всё глубже и глубже входя в предельно сосредоточенное состояние Самадхи, в конце концов покинуть тело, пока оно в этой предельной внутренней собранности существа, так, чтобы сознание могло уйти в высшее Существование.

Кроме этого, из-за очевидной несовместимости ума и Духа так много религий и различных систем пришли к осуждению мира и ожиданию только небес за его пределами, или пустоты Нирваны, или наивысшего, не имеющего качеств, само-существования в Наивысшем.

2-13-10. Но если так, то что делает человеческий ум, стремящийся к божественному, в моменты, когда он пробуждается?

Но если так, то что делает человеческий ум, стремящийся к божественному, в моменты, когда он пробуждается?

Потому что если он в эти моменты подвержен всем недостаткам смертного менталитета, если эти моменты открывают двери для атак горя, страха, злости, страсти, жажды, зависти, желания, то будет не очень разумно предполагать, что простой концентрацией ментального существа в Йогическом трансе на моменте отбрасывания тела душа сможет уйти прочь, безвозвратно в высшее существование.

Потому что нормальное сознание человека продолжает подчиняться тому, что буддисты называют цепью или потоком Кармы. Человек продолжает создавать энергии, которые должны продолжаться и оказывать своё влияние на продолжающуюся жизнь ментального существа, которое их создаёт.

Или же, если принять другую точку зрения, хотя определяющий факт это сознание, а не телесное существование, которое только результат, всё же человек по-прежнему остаётся по своему уровню человеком, по крайней мере по своей активности ума.

И это невозможно отменить даже фактом выхода из физического тела. Избавиться от смертного тела не означает избавиться от смертного ума.

Так же недостаточно иметь господствующее над всем отвращение к миру, или противоречащее жизни безразличие, или антипатию к материальному существованию. Потому что это тоже относится к низшему ментальному уровню и активности.

Высшее учение говорит о том, что прежде, чем душа сможет стать полностью свободной, нужно превзойти даже желание освобождения, со всеми ему сопутствующими обстоятельствами.

Поэтому необходимо, чтобы не только ум в своих аномальных состояниях мог выходить из себя и подниматься в более высокое сознание, но и его пробуждённая ментальность тоже должна стать полностью одухотворена.

2-13-11. Это заставляет присмотреться ко второй возможности, открытой для ментального существа.

Это заставляет присмотреться ко второй возможности, открытой для ментального существа. Потому, что если первая возможность — подняться из себя в божественный супраментальный план существования, то вторая — призвать вниз божественное в себя так, чтобы ментальность изменилась в образ божественного, чтобы она стала обожествлённой или одухотворённой.

Это можно сделать, более того, это в первую очередь нужно сделать при помощи силы ума рефлексировать, отражать то, что он знает, устанавливать отношения с собственным сознанием, наблюдать.

Потому что ум на самом деле — это то, что отражает, это посредник. И ни одна из его активностей не возникает сама по себе, ничего в нём не существует как таковое.

Обычно ум отражает состояние смертной природы и активности Силы, которая работает в условиях материальной вселенной.

Но если ум становится ясным, пассивным, чистым благодаря отказу от этой активности и от характерных идей и взглядов ментальной природы, то тогда в нём, как в чистом зеркале, или как небо в чистой воде без волн ряби, не тревожимой ветром, отражается божественное.

Ум ещё не полностью владеет божественным и не стал ещё божественным, но уже захвачен или им, или светлым отражением божественного, так долго, сколько он остаётся в этой чистой пассивности.

Если он становится активным, он падает назад в беспокойство смертной природы и отражает её, а не божественное.

Именно по этой причине обычно предлагается абсолютный квиетизм, душевное спокойствие и сначала прекращение всех внешних действий, а потом, в идеале, и всех внутренних движений. И это, для последователя пути знания, должно стать некоторой разновидностью Самадхи в пробуждённом состоянии.

Если действие неизбежно, то какое бы оно не было, оно должно быть чисто поверхностной работой органов чувств и двигательного аппарата, при которой затихший ум в конечном итоге не принимает участия, и от которого он не ждёт ни результата, ни пользы.

2-13-12. Но этого недостаточно для интегральной Йоги. Должна быть позитивная трансформация …

Но этого недостаточно для интегральной Йоги. Должна быть позитивная трансформация, а не просто негативная неподвижность ментальности в состоянии бодрствования.

Трансформация же возможна потому, что хотя божественные планы выше ментального сознания, и чтобы действительно войти в них, мы обычно должны терять ум в Самадхи, всё же и в ментальном существе есть божественные планы, превосходящие наш естественный менталитет. Планы, которые воспроизводят условия для собственно божественного плана. Который, правда несколько изменён из-за доминирующей здесь ментальности.

Всё, что принадлежит опыту этого божественного плана, можно уловить и здесь, но ментальным способом и в ментальной форме.

Развитое человеческое существо имеет возможность подняться к этим планам божественной ментальности в состоянии бодрствования.

Или же он может получать для себя поток влияний и переживаний, которые, в конечном итоге, откроются для него и которые переделают всё его пробуждённое существование в их природу.

Эти более высокие ментальные состояния — непосредственные источники, широкие и действенные инструменты, внутренние позиции*) его совершенства.

2-13-12c. сноска

*) В Ведах они называются по разному — сиденья, дома, места или статусы, опоры, земли, жилища — садас, граха или кшайя, дхама, падам, бхуми, кшитри. (Примечание Шри Ауробиндо)

кшая (kshaya 2) - жилище, место обитания.

дхама (dhama) - место, область.

бхуми (bhumi) - земля; мир; место манифестации.

2-13-13. Но когда мы подходим к этим планам, или когда сходим с них, нас преследуют ограничения нашей ментальности.

Но когда мы подходим к этим планам, или когда сходим с них, нас преследуют ограничения нашей ментальности.

В первую очередь ум — это закоренелый разделитель неделимого. И вся его природа стремится зацикливаться на чём то одном, исключая другое, или подчёркивать подчинение других.

Поэтому, приближаясь к Сатчитананде, он будет сосредотачиваться на аспекте чистого существования, Сат. А сознание и блаженство вынуждены терять себя или оставаться неподвижными в переживании чистого, бесконечного существования. И тогда это ведёт к реализации философии Монизма с акцентом на пассивность и принятие всего.

Или же он сосредоточится на аспекте сознания, Чит. Тогда существование и блаженство станут зависимыми от переживания бесконечного трансцендентного Могущества и Сознания-Силы. И это ведёт к реализации тантрического поклонения Энергии.

Или же он сосредоточится на аспекте блаженства, Ананды. Тогда будет казаться, что существование и сознание растворяются в блаженстве, не обладая основой владеющей собой осознанности, или состоящего из разных частей существования. И это ведёт к реализации буддистского искателя Нирваны.

Или же он сосредоточится на каком-то аспекте Сатчитананды, который приходит в ум из супраментального Знания, Воли или Любви. Тогда бесконечный безличный аспект Сатчитананды почти или полностью теряется в переживании Божества. И это ведёт к различным религиям и обладанию неким высоким миром или божественным состоянием человеческой души в её отношениях с Богом.

И для тех, чья цель — отойти любым способом от космического существования — этого достаточно. Потому что тогда они могут, через погружение ума в любой из этих принципов или аспектов, или захватывая его, воздействовать на желаемый переход в другой мир. Или через их состояние в божественных планах их ментальности, или обладая этим принципом или аспектом в своём пробуждённом состоянии.

2-13-14. Но Садхаку интегральной Йоги нужно привести в гармонию все эти аспекты так, чтобы они стали целостным и равным единством его полной реализации Сатчитананды.

Но Садхаку интегральной Йоги нужно привести в гармонию все эти аспекты так, чтобы они стали целостным и равным единством его полной реализации Сатчитананды.

И здесь он встречается с последней трудностью ума — неспособностью удерживать одновременно и единство и множественность.

В целом — не так трудно достичь чистой бесконечности, быть в ней. Или даже, в это же время, в совершенном глобальном переживании Существования, которое является Сознанием, которое является Восторгом.

Ум даже может расширить своё переживание этого Единства на множественность вещей так, чтобы воспринимает его как нечто неотъемлемое во вселенной и в каждом объекте, силе, движении во вселенной. И в то же время осознавать это Существование-Сознание-Блаженство, которое содержит в себе вселенную, окружает все свои объекты, порождает все свои движения.

Уму действительно, нелегко правильно объединить и гармонизировать все эти переживания. Но он всё же может обладать Сатчитанандой одновременно и в себе и как что-то неотъемлемое во всём, и составляющее всё на свете.

Но присоединить к этому ещё и окончательное переживание всего как Сатчитананды и владеть объектами, движениями, силами, формами как только Им — очень трудно для ума.

По отдельности он может делать с этим всё что угодно. Ум может переходить от одного к другому, подходить к одному, отвергая другое, и называть это другое более низшим или более высшим существованием.

Но объединить всё это, не потеряв, сделать целостным не отвергая — самая большая трудность для ума.

 

 

2021 ноябрь 13 сб  — 2021 ноябрь 20 сб