-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-15

Космическое Сознание

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 409-418)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XV. Космическое Сознание

2-15-01. Осознать себя активным Брахманом и объединить себя с ним — это значит заменить …

2-15-02. Неотъемлемое, безмолвное Высшее "Я" во всём — основание этого космического сознания для переживания ментального существа.

2-15-03. После этого нам нужно осознать это безмолвное Высшее "Я" как Хозяина всех действий универсальной Природы.

2-15-03c. сноска

2-15-04. И какие же будут отношения нашего индивидуального существования с тем космическим сознанием, которого мы хотим достичь?

2-15-05. То, во что мы вливаем себя в космическом сознании — это Сатчитананда.

2-15-06. Таковы отношения с космическим сознанием по своей сути.

2-15-07. Однако, входя в космическое сознание, мы начинаем участвовать в этом все-видении, и видим всё в ценностях Бесконечного и Единого.

2-15-07c. сноска - Виджнянатах

2-15-08. Но это всё возможно только если достигнуто совершенство в космическом сознании, а для ментального существа это нелегко.

2-15-09. Всё это происходит тогда, когда ментальное существо занимает своё место в своих духовных планах …

2-15-09c. сноска - джагатьям джагат

2-15-10. Может даже показаться, что это — величайшее единство, потому что оно принимает всё, что мы можем ощутить в созданном умом мире как своё собственное.

2-15-11. Связь между духовным и низшим планами существа это то, что в старой ведантической терминологии называется виджняной

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XV. Космическое Сознание

2-15-01. Осознать себя активным Брахманом и объединить себя с ним — это значит заменить …

Осознать себя активным Брахманом и объединить себя с ним — это значит заменить, совершенно или несовершенно, в зависимости от того — объединение было частичным или полным — заменить индивидуальное сознание на космическое.

Обычное существование человека это не только индивидуальное сознание, но и эгоистическое. Другими словами, это индивидуальная душа или Дживатман, отождествившая себя со сложным сплетением своих ментальных, витальных, физических переживаний в движении универсальной Природы. Или, можно сказать, это душа, отождествившая себя с своим, созданным умом эго, а так же, хотя и не так близко, с умом, жизнью и телом, получающими переживаниями.

Не так близко потому, что так как человек может сказать "мой ум, моя жизнь, моё тело", он может видеть их и как себя, но и частично, как не себя, а как что-то, чем он обладает, что он использует. Но про эго он говорит — "Это Я".

Отделяя себя от всех возможных отождествлений с умом, жизнью и телом, он может отойти от своего эго и вернуться к сознанию своей истинной Индивидуальности, к Дживатману, который — и есть настоящий владелец ума, жизни и тела.

Посмотрев ещё дальше назад, от этой Индивидуальности, на то, чьим представительным и сознательным образом он является, он может шагнуть назад, к трансцендентному сознанию чистого Высшего "Я", к абсолютному Существованию или абсолютному Не-существованию, к этим трём состояниям вечной Реальности.

Однако, между движением универсальной Природы и этим трансцендентным Существованием, обладателем одного, и космическим "я" другого, находится космическое сознание. Там — универсальный Пуруша, для которого вся Природа — это Пракрити, или активная сознательная Сила.

И мы можем прийти к этому, стать этим — или ломая стены эго как бы со стороны, или отождествляя себя со всеми существованиями в Едином, или же сверху, реализовав в себе чистое Высшее "Я" или абсолютное Существование, в его идущих во вне, неотъемлемых, все-обнимающих, все-составляющих само-знании и само-созидающей силе.

2-15-02. Неотъемлемое, безмолвное Высшее "Я" во всём — основание этого космического сознания для переживания ментального существа.

Неотъемлемое, безмолвное Высшее "Я" во всём — основание этого космического сознания для переживания ментального существа. Именно оно, чистый и всеприсутствующий Свидетель — тот кто в качестве безмолвной Сознательной Души космоса смотри на все действия вселенной. Именно оно — Сатчитананда, для радости которой универсальная Природа демонстрирует вечную вереницу своих работ.

Мы начинаем осознавать не задеваемый ничем Восторг, чистое и совершенное Присутствие, бесконечную и само-содержащую Силу, которая есть и в нас самих, и во всех вещах. И которая не разделена своими разделениями, не затронута напряжением и борьбой космического проявления. Оно внутри всего этого, но при этом оно выше всего этого.

Благодаря ему существует всё что есть, но он само существует не из-за всего этого. Оно слишком великое, чтобы быть ограниченным движением во Времени и Пространстве, которые он заселяет и поддерживает.

Такая основа позволяет нам в безопасности божественного существования обладать всей вселенной внутри своего собственного существа.

Мы больше не ограничены и не заперты тем, в чём обитаем. Наоборот, подобно Божественному, содержим в себе всё, в чём  мы согласны жить ради цели движения Природы.

Мы не ум, не жизнь, не тело, но одушевляющая и поддерживающая их Душа. Безмолвная, спокойная, вечная душа, которая обладает ими. И так как мы повсюду находим эту Душу, Душу, которая поддерживает, одушевляет все жизни, умы и тела и обладает ими, перестаём видеть её как отдельное и индивидуальное существо внутри нас.

Всё это движется и действует в ней. Она постоянна и неизменна внутри всего. Получив это, мы начинаем обладать нашим вечным само-существованием, которое покоится в своём вечном сознании и блаженстве.

2-15-03. После этого нам нужно осознать это безмолвное Высшее "Я" как Хозяина всех действий универсальной Природы.

После этого нам нужно осознать это безмолвное Высшее "Я" как Хозяина всех действий универсальной Природы. Нам нужно увидеть, что это тот же самый Само-существующий, кто проявляется в созидающей силе Его вечного сознания.

Всё это действие — лишь Его сила, знание и само-восторг, которые в Его бесконечном существе выходят во вне, чтобы делать работу Его вечной мудрости и воли.

Нам нужно осознать Божественное, вечное Высшее "Я" во всём, вначале как источник всего действия и бездействия, всего знания и невежества, всего восторга и страдания, всего добра и зла, совершенства и несовершенства, всякой силы и формы, всего, что выходит и попадает в Природу из вечного божественного Принципа, и всего, что возвращается из Природы в Божественное.

А после, нам нужно осознать как оно идёт дальше, за пределы, в своей Силе и Знании — потому что Сила и Знание и есть оно — не только как источник своих работ, но и как создатель и исполнитель этих работ, единое во всех существованиях.

Потому что множество душ в универсальном проявлении — это лишь множество лиц одного Божественного, много умов, жизней, тел, которые есть только Его маски и личины.

Нам нужно воспринимать каждое существо как универсального Нараяну, предстающем перед нами в разных обликах. Нам нужно потерять себя в этой универсальности и воспринимать наш собственный ум, жизнь и тело только как одно представление Высшего "Я", в то время все, кого мы раньше принимали за других, сейчас станут для нашего сознания нашим внутренним "я" в других умах, жизнях и телах.

Все силы, идеи, события, образы вещей во вселенной это только проявленные степени этого Высшего "Я", частицы Божественного в Его вечном само-выражении.

Если так смотреть на вещи и на существа, мы можем поначалу увидеть их, как если бы они были частями и частичками Его разделённого существа. *)

  Но эта реализация и знания будут не полными, пока мы не выйдем за пределы идеи качества, пространства и разделения, из-за которой к нам приходит переживание, что чего-то меньше, а чего-то больше, что что-то большое, а что-то малое, что что-то есть часть, а что-то целое. И пока мы не увидим целостную Бесконечность везде.

Нам нужно увидеть вселенную и каждую вещь во вселенной какой она есть в своём существовании, тайном сознании, силе и восторге неделимого Божественного в его полноте. И какой-бы великий образ оно не создавало бы в наших умах, это может оказаться лишь частичным проявлением.

Если мы сможем так обладать Божественным, одновременно и как безмолвным и превосходящем всё Свидетелем, и как активным Хозяином и все-составляющим Бытием, не делая никакого деления между этими аспектами, мы сможем обладать всем космическим Божественным, обнимая всё универсальное Высшее "Я" и Реальность, и сможем пробудиться к космическому сознанию.

2-15-03c. сноска

*) Гита говорит о Дживе, как о порции Всевышнего. Прим. Шри Ауробиндо

2-15-04. И какие же будут отношения нашего индивидуального существования с тем космическим сознанием, которого мы хотим достичь?

И какие же будут отношения нашего индивидуального существования с тем космическим сознанием, которого мы хотим достичь?

Так как у нас пока ещё есть ум, тело и человеческая жизнь, наше индивидуальное существование останется, даже если мы превзойдём наше отдельное индивидуальное сознание.

Вполне возможно реализовать космическое сознание, не становясь им. Мы можем видеть его, так сказать, душой, чувствовать его и жить в нём.

Мы можем даже объединиться с ним, не становясь полностью единым с ним. Другими словами, мы можем сохранять индивидуальное сознание Дживатмана внутри космического сознания универсального Высшего "Я".

Мы можем даже сохранить еще большую разницу между ними и наслаждаться их отношениями. Мы можем остаться, в некотором смысле, полностью индивидуальным "я" и при этом участвовать в блаженстве и бесконечности универсального Высшего "Я".

Или же мы можем владеть ими обоими, как большим и меньшим внутренним "я" — мы будем ощущать как первое изливает себя в универсальной игре божественного сознания и силы, а второе — в действии того же самого универсального Существа через нашу индивидуальную душу-центр или душу-форму с целью индивидуальной игру ума, жизни и тела.

Но вершина такой космической реализации, через знание — всегда сила растворить персональность в универсальном существовании. Влить индивидуальное сознание в космическое и освободить даже душу-форму в единстве и универсальности Духа.

Это лайя, растворение, или мокша, освобождение — то, к чему стремится Йога Знания. Она может расширить себя, как традиционная Йога, до растворения ума, жизни и самого тела в безмолвном Высшем "Я" или абсолютном Существовании.

Но сама суть такого освобождения — влить индивидуальное в Бесконечное.

Когда Йогин перестаёт чувствовать, что он — сознание, находящееся в теле, или  ограниченное умом, и уже потерял ощущение разделённости в безграничности бесконечного сознания, то происходит то, что он хотел.

После этого уже не важно — сохранять или не сохранять человеческую жизнь, потому что это уже всегда бесформенный Единый, который действует через множество своих форм ума, жизни и тела, и каждая душа это всего лишь одно из мест, которое он выбрал, чтобы смотреть, воспринимать, и приводить в действие свою игру.

2-15-05. То, во что мы вливаем себя в космическом сознании — это Сатчитананда.

То, во что мы вливаем себя в космическом сознании — это Сатчитананда. Это единое вечное Существование, которым мы становимся. Это единое вечное Сознание, которое смотрит на свои собственные дела в нас и в других.

Это единая вечная Воля или Сила этого Сознания, которая проявляет себя в бесконечных делах. Это единый вечный Восторг, который наслаждается и самим собой и всеми своими действиями.

Оно само по себе — постоянное, неизменное, вне времени, вне пространства, высшее. И оно еще находится в бесконечности своих действий, не изменяемое от их изменений, не разбиваемое от их многочисленности.

Оно не увеличивается и не уменьшается от их приливов и течений в морях Времени и Пространства. Оно не бывает сбито с толку их проявляющимися противоречиями. И оно не ограничено их ограничениями, которые были наложены божественной волей.

Сатчитананда — это единство многогранности проявленных вещей. Сатчитананда — это вечная гармония всех своих вариаций и противоположностей. Сатчитананда — это бесконечное совершенство, которое оправдывает ограничения своих действий и которое — цель их несовершенств.

2-15-06. Таковы отношения с космическим сознанием по своей сути.

Таковы отношения с космическим сознанием по своей сути. Но нам нужно увидеть также и практические результаты этой внутренней перестройки. Конечно же, если мы будем жить в этом космическом сознании, то весь наш опыт и оценка всего во вселенной кардинально поменяются.

Как индивидуальное эго, мы живём в Невежестве и судим всё при помощи разрозненного, частичного, личного мерила знания. Мы переживаем всё в соответствии со способностями ограниченного сознания и силы, и поэтому мы не можем дать божественный отклик или установить истинную ценность какой-либо части космического опыта.

Мы испытываем ограниченность, слабость, неспособность, горе, боль, борьбу и свои противоречивые эмоции. И мы можем принять все эти вещи и их противоположности как противоположности в вечной двойственности и не можем примирить их в вечности абсолютного добра и счастья.

Мы живём фрагментами опыта и судим каждую вещь и всё вместе через наши фрагментарные ценности.

Когда мы пытаемся прийти к абсолютным ценностям, мы лишь продвигаем вперёд некий частичный взгляд на вещи, чтобы выполнить то, что мы должны для всеобщности в божественных действиях. И после этого мы верим, что наши частности есть целое и пытаемся вложить наши односторонние точки зрения в широту все-видения Божественного.

2-15-07. Однако, входя в космическое сознание, мы начинаем участвовать в этом все-видении, и видим всё в ценностях Бесконечного и Единого.

Однако, входя в космическое сознание, мы начинаем участвовать в этом все-видении, и видим всё в ценностях Бесконечного и Единого.

Само ограничение, само невежество меняет для нас свой смысл. Невежество становится конкретизированным действием божественного знания. Сила, слабость и неспособность — свободным выдвижением и сдерживанием различных масштабов божественной Силы. Радость и горе, удовольствие и боль превращаются в овладение божественным восторгом и способность его выносить. Борьба, теряя свои разногласия, становится равновесием сил и ценностей в божественной гармонии.

И тогда мы уже не страдаем от ограничений нашего ума, жизни и тела. Мы больше не живём в них, даже когда мы замечаем эти ограничения и принимаем их, мы живём в бесконечности Духа и мы видим, что эти ограничения находятся на своём месте и играют своё значение, имеют свою цель в проявлении, как ступени высшего существования, сознания-силы и восторга Сатчитананды, скрывающей и проявляющей Себя в космосе.

Кроме этого, мы перестаём судить других людей и вещи по их внешним проявлениям, и освобождаемся от враждебных и противоречивых идей и эмоций.

Потому что мы смотрим только на душу, и только Божественное мы ищем и находим в каждой вещи и в каждом создании. А всё остальное для нас, в той схеме ценностей, что сейчас стала нашей — стало второстепенной важности и существует лишь как самовыражение Божественного, не имея само по себе никакой абсолютной ценности.

И точно так же, нас не беспокоит никакие события, потому что различие между счастливыми и несчастными случаями, между полезными и пагубными событиями теряет свою силу. И во всё становится видна его божественная ценность и божественный смысл.

Так мы приходим к совершенному освобождению и бесконечной ровности. Это та степень совершенства, которая имеется в виду, когда там говорят — "Тот, в котором внутреннее "я" стало всеми существованиями — как он может в чём-то заблуждаться, как он может о чём-то горевать, если он знает всё и видит во всём единство."

2-15-07c. сноска - Виджнянатах

*)  Виджнянатах. Виджняна — это знание Единого и Множественного, благодаря которому Множественное видится в терминах Единого, в бесконечных объединяющих Истине, Праве и Широте божественного существования.

2-15-08. Но это всё возможно только если достигнуто совершенство в космическом сознании, а для ментального существа это нелегко.

Но это всё возможно только если достигнуто совершенство в космическом сознании, а для ментального существа это нелегко.

Ментальность, когда она приходит к идее или реализации Духа, Божественного, стремится разбить существование на две противоположные половины — на более низшее существование и более высшее.

Она видит с одной стороны Бесконечное, Бесформенное, Единое, Покой и Блаженство, Спокойствие и Безмолвие, Абсолют, Простор и Чистоту.

С другой стороны, она видит конечное, мир форм, разлад и многообразие, борьбу, страдание, несовершенство, доброту, оторванную от действительности, мучительную активность и бесполезные успехи, относительность всего, ограниченность, бесполезность и низость.

Для тех, кто делает такое деление и такое противопоставление, полное освобождение достижимо только в покое Единого, в лишенной всяких признаков Бесконечности, в нестановлении Абсолюта, что для них — единственное настоящее существование. Чтобы стать свободным, все ценности должны быть разрушены, все ограничения не только превышены, но вообще отменены.

Они получают освобождение божественного отдыха, но не свободу божественного действия. Они наслаждаются покоем Трансцендентного, но не космическим блаженством Трансцендентного.

Их свобода зависит от воздержания от космического движения, она не может властвовать и обладать космическим существованием сама по себе. Но они могут осознавать и участвовать в неотъемлемо присущем покое, так же, как и в трансцендентном покое. Но всё же разделение остаётся.

Свобода, которой они наслаждаются, это свобода безмолвного, бездействующего Свидетеля, а не свобода сознания Хозяина, который обладает всем, который наслаждается во всём, который бросает себя во все формы существования без страха упасть или потерять себя, или попасть в узы, или запятнать себя.

Они ещё не владеют всеми правами Духа. Ещё остается некий запрет, некое ограничение, некое удерживание от полного единства всего существования.

И действие Ума, Жизни, Тела видится из тишины и покоя духовных планов ментального существования и наполняется этой тишиной и покоем. Но оно не отдано Духу, и не подчиняется Его закону.

2-15-09. Всё это происходит тогда, когда ментальное существо занимает своё место в своих духовных планах …

Всё это происходит тогда, когда ментальное существо занимает своё место в своих духовных планах, в ментальных планах Сат, Чит, Ананда, и излучает их свет и восторг на более низшее существование.

Но можно попытаться достичь некоторого вида космического сознания пребывая на низших планах, преодолев их ограничения по горизонтали, и, как мы уже говорили об этом, призывая вниз, в них, свет и широту более высокого существования.

Не только Дух един. Ум, Жизнь и Материя тоже едины. Есть только один космический Ум, одна космическая Жизнь, оно космическое Тело.

Любая попытка человека достичь универсальной симпатии, универсальной любви и понимания и познания внутренней души других существ — это попытка нанести удар по тонким, в пробоинах стенам эго, и возможно разрушить их начисто силой расширяющегося ума и сердца, и стать ближе к космическому единству.

И если мы сможем при помощи ума и сердца прикоснуться к Духу, принять мощное вторжение Божественного в низшую человеческую природу и превратить нашу природу в отражение духовной природы через любовь, универсальную радость, через единство ума со всей Природой и всеми существами, мы сможем разрушить эти стены.

Даже наши тела, в действительности, не являются отдельными сущностями и поэтому наше истинное физическое сознание способно на единство с физическим сознанием других людей и космоса.

Йогин способен ощутить своё тело единым со всеми телами. Он может осознавать их привязанности, и даже участвовать в них. Он может постоянно ощущать единство всей Материи и осознавать своё физическое существо только как некое движение в движении всей Материи.*)

Более того, он может постоянно и естественно ощущать всё это море бесконечной жизни как своё настоящее витальное существование, а свою жизнь — лишь как волну этого безграничного вала.

Возможно, что ему даже будет легче объединить себя в уме и сердце со всеми существами, осознавать их желания, сражения, радости, мучения, мысли, импульсы, в том смысле, как если бы они были его собственными. По крайней мере, в том смысле, что они появляются в его более широком "я" так же ясно, и так же глубоко, как движения его собственного сердца и ума.

И это тоже реализация космического сознания.

2-15-09c. сноска - джагатьям джагат

*) джагатьям джагат. Иша Упанишада.

(прим. Шри Ауробиндо)

джагат (jagat) - буквально — "то, что движется"; вселенная как "вечное движение"; мир (лока); любой объект, рассматриваемый как "узел привычного движения".

2-15-10. Может даже показаться, что это — величайшее единство, потому что оно принимает всё, что мы можем ощутить в созданном умом мире как своё собственное.

Может даже показаться, что это — величайшее единство, потому что оно принимает всё, что мы можем ощутить в созданном умом мире как своё собственное. Иногда об этом говорят как о величайшем достижении.

Конечно же, это великое осознание и путь к ещё большему осознанию. Это то, о чём Гита говорит как о принятии всех жизней как своей, в горе ли она или в радости. Это путь сочувствующего единства и бесконечного сострадания, которое помогает Буддисту достичь своей Нирваны.

Конечно же, есть разные градации и степени этого осознания.

На первой стадии душа ещё подчинена реакциям двойственности, и поэтому она ещё подчиняется низшей Пракрити. Она бывает подавлена или задета космическим страданием. Она бывает приподнята космической радостью.

Мы испытываем радости других, страдаем от их горя. И это единство может перейти даже в тело, как в истории об индийском святом, который, увидев быка, которого жестокий хозяин истязал в поле, закричал от собственной боли, и на его собственном теле был обнаружен след от удара плети.

Но ещё должно быть единство с Сатчитанандой — как в её свободе, так и при подчинении низшего существа реакциям Пракрити.

Это достигается когда душа становится свободной. Когда она выше космических реакций, которые начинают ощущаться только как низшие движения в жизни, уме и теле. Душа понимает их, принимает их опыт, сочувствует им, но не подавляется ими и не затрагивается ими. Поэтому, в конце концов, даже ум и тело тоже учатся принимать эти движения не подавляясь ими и не затрагиваясь ими. И если затрагиваясь, то только на поверхности.

И завершение этого движения наступает, когда две сферы существования перестают быть разделёнными. И когда ум, жизнь и тело полностью подчиняются высшему закону, который становится свободой духа.

Они освобождаются от низших и невежественных откликов на космические касания. И их борьба, их подчинение двойственности — исчезает.

Это не означает нечувствительность к подчинению, борьбе, страданиям других. Это означает духовное превосходство и свободу, которое позволяет человеку прекрасно всё понимать, правильно оценивать вещи, и исцелять это сверху, а не бороться с ними снизу.

Это не препятствует божественному состраданию и помощи, но подавляет человеческие и животные печали и страдания.

2-15-11. Связь между духовным и низшим планами существа это то, что в старой ведантической терминологии называется виджняной

Связь между духовным и низшим планами существа это то, что в старой ведантической терминологии называется виджняной и которую мы можем описать в нашем современном языке как план Истины или план идеального ума, или как сверхразум.

Это то, где встречаются Единый и Множественное. Это то, где наше существо свободно открывается проявляющему свету божественной Истины и вдохновению божественной Воли и Знания.

Если мы сможем разорвать вуаль интеллектуального, эмоционального, чувственного ума, которую наше обычное существование выстроило между нами и Божественным, то мы сможем поднять через ум Истины все наши ментальные, витальные и физические переживания и предложить их духовному.

Именно в этом состоял тайный и мистический смысл древнего ведического понятия "жертва" — перевести наши ментальные, витальные и физические переживания в термины бесконечной истины Сатчитананды и тогда мы сможем воспринимать силы и озарения бесконечного Существования в формах божественного знания, воли, восторга, которые будут накладываться на нашу ментальность, витальность, физические переживания, пока низшие элементы не преобразуются в совершенный сосуд высшей природы.

Это было двойное ведическое движение — нисхождение и рождение богов в человеческом существе и восхождение человеческих сил, которые хотя пробиться к божественному знанию, силе и восторгу. Сил, что поднимаются к божествам. И результатом чего становится обладание Единым, бесконечным, блаженным существованием, объединение с Богом, с Бессмертием.

Обладая этим идеальным планом, мы полностью разрушаем противопоставление низшего и высшего существования, ложную пропасть, созданную Невежеством. Пропасть между конечным и бесконечным, между Богом и Природой, между Единым и Множественностью.

Мы открываем врата Божественного, наполняем индивидуальное полной гармонией космического сознания и реализуем в космическом существовании богоявление трансцендентной Сатчитананды.

И эти результаты, что были бы получены на самом супраментальном плане или за его пределами, были бы самым высоким совершенством человеческого существа. Совершенством, которое мы можем частично достичь, некоторым преобразованным способом, в своего рода ментальном образе, пробудившись к активности на соответствующем плане ментальной природы.

Мы можем получить сияющую тень этой совершенной гармонии и света. Но это относится к другой части нашего предмета. Это знание, на котором нам нужно основать нашу Йогу само-совершенства.

 

 

 

2021 декабрь 04 сб  — 2022 январь 03 пн