-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-17

Душа и Природа

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 426-435)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 



 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XVII. Душа и Природа

2-17-01. Таков в целом результат интегральной йоги — ей работа в том, чтобы собрать различные нити нашего существа во вселенское единство.

2-17-02. Мы увидели, что это применимо к высшим принципам Божественного Существования.

2-17-03. Первый из этих принципов по важности это дуальность, которая сводится к единству — дуальность Пуруши и Пракрити …

2-17-04. Эта двойственность очевидна.

2-17-05. Надежда на полное избавление от нашей теперешней борьбы с подчинением нашей низшей и расстроенной природе и существованию появляется тогда …

2-17-06. Вовлечённая в ум, подчиняясь обычным явлениям ментального мышления, ощущений, эмоций …

2-17-07. Поднявшись в Дух, душа больше не подчиняется Природе. Она становится выше этой ментальной активности.

2-17-07c. *) удасина

2-17-08. Прийти с помощью интенсивной духовности к абсолюту души — это наша возможность с одной из сторон нашего двойственного существования.

2-17-08c. *) сварат

2-17-09. И это она может сделать только полностью сделав себя универсальной, всеобщей.

2-17-10. Различие, которое делает Гита между Пурушей и Пракрити даёт нам ключ к различным позициям, которые душа может занять по отношению к Природе …

2-17-11. Как чистый Свидетель, душа отстраняется от функции того, кто поддерживает и хранит Природы.

2-17-12. В позиции Свидетеля тоже есть некий вид санкции но она пассивна, инертна и в нет никакой абсолютности.

2-17-13. И это будет так, пока душа не примет свою функцию знающего, хозяина Природы, наслаждающегося Природой полностью.

2-17-14. И душа не может сделать это не став активным наслаждающимся, бхакта.

2-17-15. При таком отношении нет ни потери свободы, ни падения в невежественную привязанность.

2-17-16. Пуруша и Пракрити в их единстве и двойственности возникают из существования Сатчитананды.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XVII. Душа и Природа

2-17-01. Таков в целом результат интегральной йоги — ей работа в том, чтобы собрать различные нити нашего существа во вселенское единство.

Таков в целом результат интегральной йоги — ей работа в том, чтобы собрать различные нити нашего существа во вселенское единство.

Если мы собираемся полностью овладеть миром в нашем новом обожествлённом сознании, так, как обладает им само Божественное, то нам нужно познать каждую вещь в её абсолютности. Во-первых, саму по себе, и во-вторых — в её единстве со всем что дополняет её. Потому что именно так Божественное придумало и увидело своё существование в этом мире.

Видеть вещи как части, как неполные элементы — это низшее аналитическое знание. Абсолют — везде. Его нужно увидеть и найти также — везде.

Любая конечная вещь — это некоторая бесконечность, и она должна быть познана и её нужно почувствовать в её внутренней бесконечности. Так же, как и в её поверхностном, конечном проявлении.

Но чтобы так знать мир, чтобы именно так воспринимать и переживать его, недостаточно получить интеллектуальную идею или воображаемый образ, что это так. Нужно определённое божественное видение, божественное ощущение, нужен божественный экстаз, переживание единства себя с объектами нашего сознания.

При таком переживании, не только Запредельное, но и всё здесь, не только тотальность, Всё в своей массе, но и каждая вещь в этом Всё становится для нас нашим внутренним "я", Богом, Абсолютом и Бесконечностью, Сатчитанандой.

В этом секрет полноты наслаждения миром Бога, полноты удовлетворения ума, сердца и воли, полноты освобождения сознания.

Это то высшее переживание, к которому стараются прийти искусство, поэзия, и различные усилия субъективного и объективного знания. К которому, с большей или меньшей ясностью, стремятся прийти все желания и усилия обладать и наслаждаться объектами.

Их попытки ухватить формы, свойства и качества вещей — это только первое движение, которое не может дать глубочайшего удовлетворения, если, постигая их в совершенстве и абсолюте, они не получат ощущения бесконечной реальности, для которой всё это — внешние символы.

Для рационального ума и обычного, чувственного опыта, всё это может показаться всего лишь поэтической фантазией или мистической галлюцинацией.

Однако, абсолютное удовлетворение и ощущение просветления, которое оно нам даёт, и только оно может дать, на самом деле — доказательство его большей значимости. Тем самым, мы получаем луч от более высокого сознания и божественного смысла, для которого, в конце концов и предназначено наше субъективное существо, если только мы позволим ему так преобразиться.

2-17-02. Мы увидели, что это применимо к высшим принципам Божественного Существования.

Мы увидели, что это применимо к высшим принципам Божественного Существования.

Обычно, различающий ум говорит нам — абсолютно только то, что за пределами всякого проявления, только бесформенный дух бесконечен. Что только Высшее "Я", которое вне времени, вне пространства, неизменное и неподвижное, в своём покое абсолютно реально.

И если мы будем следовать этой идее и руководствоваться ей в наших усилиях, то она станет тем субъективным опытом, к которому мы потом придем. А всё остальное будет казаться для нас неверным, или только относительно истинным.

Мы понимаем, что неизменность вневременного, внепространственного существования это абсолют и бесконечность. Однако, точно также сознание-сила и активный восторг божественного Существования в своём все-блаженном обладании излиянием своих сил, качеств, само-творения — тоже абсолют и бесконечность.

И это, на самом деле — тот же самый абсолют и та же самая бесконечность, причём настолько, что мы можем одновременно наслаждаться как божественной вневременной тишиной и покоем, так и божественной, зависящей от времени радостью деятельности, свободно, бесконечно, без рабства или падения в беспокойства или страдание.

Точно так же мы можем получить похожий опыт всех принципов этой деятельности, которые в Неизменном самодостаточны, и в некотором смысле, притянуты внутрь и скрыты, которые выражают себя в космическом и реализуют свои бесконечные качества и возможности.

2-17-03. Первый из этих принципов по важности это дуальность, которая сводится к единству — дуальность Пуруши и Пракрити …

Первый из этих принципов по важности это дуальность, которая сводится к единству — дуальность Пуруши и Пракрити, о которой мы уже имели возможность говорить в Йоге Работ, но которая так же важна и для Йоги Знания.

Это деление яснее всего было сделано древними индийскими философами. Но оно опирается на вечный факт практической двойственности в единстве, на которой основывается проявление мира.

Ему даются разные имена, в зависимости от наших взглядов на вселенную.

Ведантист говорит о Высшем "Я" и Майе, подразумевая, в соответствии со своими предпочтениями под Высшим "Я" — Неизменное, а под Майей — силу, которой обладает Высшее "Я" — навязывать себе космическую иллюзию. Или же он подразумевает под Высшим "Я" — Божественное Существование, а под Майей — природу сознания-существования и сознания-силы, благодаря которым Божественное воплощает себя в душах-формах и формах вещей.

Другие говорят об Ишваре и Шакти, о Господине и Его силе.

Аналитическая философия Санкхьи утверждала их вечную дуальность без какой-либо возможности единства. Она принимает только отношения объединения и разделения, благодаря которым космическое действие Пракрити начинается, продолжается, или прекращается для Пуруши. Потому что Пуруша — как неактивное сознательное существование — это Душа, которая та же самая внутри себя и навеки неизменная. А Пракрити — это активная сила Природы, которая своим движением создаёт и поддерживает, а своим погружением в покой — растворяет явление космоса.

Оставляя в стороне эти философские различия, мы приходим к изначальному психологическому опыту, из которого все они в действительности брали своё начало — что есть два элемента в существовании живых существ, по крайней мере — в существовании человеческих существ, если не всего космоса — некое двойственное существование — Природа и душа.

2-17-04. Эта двойственность очевидна.

Эта двойственность очевидна. Не нужно никакой философии, мы все можем это воспринять просто на опыте, и даже можем не утруждать себя определениями.

И даже самый радикальный материализм, который отрицает наличие души, или сводит её к более-менее иллюзорному результату природных явлений, действующих на некое плохо объяснённое проявление физического мозга, которое мы называем сознанием или умом, но которое, на самом деле не более, чем некая разновидность сложности нервных спазмов, не может избавиться от практического факта этой двойственности.

Не имеет значение, как это произошло. Этот факт — не только здесь. Он определяет всё наше существование, это тот единственный факт, который реально важен для нас, как для человеческих существ, обладающих волей, интеллектом и субъективным существованием, которые составляют все наше счастье и наше страдание.

Вся проблема жизни сводится к этому одному вопросу — "Что нам делать с этой душой и этой природой, которые поставлены друг перед другом, лицом к лицу? Нам, у которых одна сторона нашего существования — вот эта Природа, эта личностная и космическая деятельность, которая старается запечатлеть себя в душе, которая старается обладать, управлять, определять её, и у которых есть другая сторона существования — вот эта душа, которая чувствует, что на каком-то загадочном пути она обладает свободой, она может управлять собой, у которой есть ответственность и за то, чем она является, и что она делает, и которая, поэтому, старается повернуться к Природе, к своей собственной и всемирной. Которая старается управлять ей, обладать ей, наслаждаться ею, или даже, если сможет — отвергать её или выходить из неё?"

Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать — знать, что может делать душа, знать, что она может делать с собой, и также знать — что она может делать с Природой и с миром. Вся человеческая философия, религия, наука — на самом деле ничто иное, как попытка получить верные данные, на основе которых можно будет ответить на этот вопрос, и решить, насколько позволит наше знание, проблему нашего существования.

2-17-05. Надежда на полное избавление от нашей теперешней борьбы с подчинением нашей низшей и расстроенной природе и существованию появляется тогда …

Надежда на полное избавление от нашей теперешней борьбы с подчинением нашей низшей и расстроенной природе и существованию появляется тогда, когда мы понимаем то, что утверждает религия и философия, но современная мысль пытается отрицать — что есть два устойчивых состояния в существовании нашей души.

Одно — более низкое, беспокойное и подчинённое, другое — более высокое, главенствующее, безмятежное и властвующее. Одно — трепещущее в Уме, другое — спокойное в Духе.

Надежда не только на то, чтобы избавиться от всего этого, но на полностью удовлетворяющее нас и победоносное решение приходит, когда мы замечаем то, что некоторые философии и религии утверждают, а другие, по-видимому, отрицают — что в двойственном единстве души и природы возможно низшее, обычное человеческое состояние и более высокое, божественное состояние.

Потому что только в божественном состоянии условия этой дуальности меняют своё положение на противоположное. И тогда душа становится тем, за что сейчас она только сражается и чем стремится стать — становится хозяйкой своей природы, становится свободной. И благодаря единству с Божественным, она начинает владеть также и природой в мире.

И в соответствии с нашим представлением об этих возможностях и будет решение, которое мы попытаемся воплотить в жизни.

2-17-06. Вовлечённая в ум, подчиняясь обычным явлениям ментального мышления, ощущений, эмоций …

Вовлечённая в ум, подчиняясь обычным явлениям ментального мышления, ощущений, эмоций, восприятия витальных и физических влияний мира и механической реакции на них, душа подчинена Природе.

Даже её воля и интеллект определяются её ментальной природой, и даже ещё больше определяются ментальной природой её окружения, которая на неё воздействует, как подспудно, так и явно и пересиливает индивидуальную ментальность.

Поэтому попытки души регулировать, управлять, определять свой собственный опыт и свои действия, сопровождаются элементом иллюзии. Потому что душа думает, что действует она, а в реальности именно Природа — и действует, и определяет всё, что она думает, хочет и делает.

И если в ней нет этого постоянного знания внутри, что она, душа, есть, что она существует сама по себе, что она — не тело, и не жизнь, а что-то другое. Что она что-то другое, что, по крайней мере, если не определяет, то хотя бы просто воспринимает и принимает космическое переживание, то душа вынуждена бы в конце концов подчиниться и принять, что Природа это всё, а душа — иллюзия.

Это вывод, который утверждает современный материализм, и к которому пришёл нигилистический буддизм.

В Санкхье, видя эту дилемму, решили ее, заявив, что душа на самом деле только отражает то, что определила Природа и сама ничего не определяет. Что душа не хозяин, но может, отказываясь отражать это, впадать в вечную неподвижность и покой.

Есть и другие решения, которые приходят к тому же практическому выводу, но уже с другой стороны, с духовной. Они утверждают, или что Природа — это иллюзия, или что и душа, и Природа непостоянны и указывают нам на состояние, за пределами которого этой дуальности не существует. Либо они прекращают своё существование, исчезая в чем-то постоянном и невыразимом, или их разногласия заканчиваются полным исключением активного начала вообще.

И хотя они не удовлетворяют более широкую надежду человека и сидящий в глубине импульс и стремление, всё же, в той мере, как они идут, это правильные решения. Потому что они приходят к Абсолюту в себе, или к отдельному абсолюту души, даже если они отвергают многие восхитительные бесконечности Абсолюта, которые предлагаются вечному искателю в человеке истинным владением Природой.

2-17-07. Поднявшись в Дух, душа больше не подчиняется Природе. Она становится выше этой ментальной активности.

Поднявшись в Дух, душа больше не подчиняется Природе. Она становится выше этой ментальной активности.

Она может стать выше её через непривязанность и отчуждённость, удасина*), сидя наверху, бесстрастная, или же увлечённая и затерянная в поглощающем покое или блаженстве, своёго не нуждающегося в различиях, концентрированного переживания самой себя. Тогда мы должны превзойти Природу через полный отказ от неё, от космического существования, так и не завоевав её через божественное и властное обладание.

Однако, Дух, Божественное — не только то, что выше Природы. Он хозяин Природы и космоса. И душа, поднимаясь в его духовное равновесие, должна, по крайней мере, быть способной на такое же владение ими через её единство с Божественным.

Она должна быть способна управлять своей собственной природой не только в покое, или заставляя её впадать в покой, но и с полновластным контролем над её игрой и деятельностью.

2-17-07c. *) удасина

*) удасина (udasina) - безразличный, беспристрастный, «сидящий выше и неподвижный»; тот, кто «живёт высоко над головой» в «неприкосновенной свободе души, тронутой высшим знанием». (прим. переводчика)

2-17-08. Прийти с помощью интенсивной духовности к абсолюту души — это наша возможность с одной из сторон нашего двойственного существования.

Прийти с помощью интенсивной духовности к абсолюту души — это наша возможность с одной из сторон нашего двойственного существования. Наслаждаться абсолютом Природы и всем в Природе — наша возможность с другой стороны этой вечной дуальности.

Объединить эти высочайшие устремления в божественном обладании Богом, самим собой и миром должно стать нашей счастливой полнотой.

При низшем равновесии это не возможно, потому что душа действует через ум, а ум может действовать только индивидуально и фрагментарно в удовлетворённом послушании или борющемся подчинении той универсальной Природе, через которую божественное знание и божественная Воля реализуются в космосе.

Однако, Дух обладает и знанием и волей. И он — их источник и причина, а не подчинённый. Поэтому, в той мере, как душа обретает своё божественное или духовное существование, она обретает также и контроль над движениями своей природы.

Она становится, говоря древним языком, Сварат*) — свободным и самоуправляющимся царством своей собственной жизни и существа. Но, кроме этого, у неё растёт власть над своим окружением, над своим миром.

2-17-08c. *) сварат

*) сварат (swarat) - владение собой; хозяин всех своих внутренних состояний и действий.

2-17-09. И это она может сделать только полностью сделав себя универсальной, всеобщей.

И это она может сделать только полностью сделав себя универсальной, всеобщей. Потому что в своём воздействии на мир она должна выражать именно божественную и всеобщую волю.

Душа должна вначале расширить своё сознание и увидеть вселенную в себе, вместо того, чтобы уподобляться уму, ограниченному физическим, витальным, чувственным, эмоциональным, интеллектуальным видением маленькой раздробленной личности.

Она должна принимать мировые истины, мировые энергии, мировые тенденции, мировые цели как свои собственные, вместо того, чтобы привязываться с своим собственным интеллектуальным идеям, желаниям и стремлениям, к предпочтениям, целям, намерениям и импульсам. Все они, пока они ещё остаются, должны быть согласованы со всеобщим.

И затем душа должна подчинить своё знание и волю в самом их источнике божественному Знанию и божественной Воле так, чтобы через это подчинение прийти к погружению в них. Прийти к потере своего личного света в божественном Свете и своей личной инициативе в божественной инициативе.

Вначале стать сонастроенной с Бесконечным, прийти к гармонии с Божественным, а затем объединиться с Бесконечным, взятым в Божественное — это условие её совершенной силы и власти, и это и есть сама природа духовной жизни и духовного существования.

2-17-10. Различие, которое делает Гита между Пурушей и Пракрити даёт нам ключ к различным позициям, которые душа может занять по отношению к Природе …

Различие, которое делает Гита между Пурушей и Пракрити даёт нам ключ к различным позициям, которые душа может занять по отношению к Природе в своём движении к совершенной свободе и правлению.

Пуруша, как говорит Гита, является свидетелем, поддержкой, источником санкции, знающим, хозяином, тем, кто наслаждается.

Пракрити это то, что исполняет. Это активный принцип, и его действие должно соответствовать положению Пуруши.

Душа может занять, если захочет, позицию чистого свидетеля, сакши, она может смотреть на действие Природы как на нечто, к чему она стоит в стороне. Она смотрит, но сама не участвует.

 Мы уже видели важность этой способности к спокойствию. Это основа движения отстранения, с помощью которого мы можем сказать обо всём — о теле, жизни, ментальном действии, о мысли, ощущении, эмоции — "Это Пракрити, работающая в жизни, уме и теле, это не я сам, это даже не моё." и тем самым прийти к отделению души от всего этих вещей и к их покою.

Поэтому, это может быть отношением отказа или, по крайней мере, неучастия. Или тамасическое, с безропотным и инертным терпением естественного действия, так долго, как оно длится. Или раджасическое, с отвращением, неприятием и отшатыванием от него. Или саттвическое, с озарённым пониманием отделённости души, с покоем и радостью отстраненности и покоя.

Но оно может точно также сопровождаться ровным и безличным восторгом как у зрителя на спектакле, радостным, но не привязанным, и готовым в любой момент встать и так же радостно уйти.

Отношение Свидетеля в своей высшей форме — это абсолютная непривязанность и свобода от влияния явлений космического существования.

2-17-11. Как чистый Свидетель, душа отстраняется от функции того, кто поддерживает и хранит Природы.

Как чистый Свидетель, душа отстраняется от функции того, кто поддерживает и хранит Природы.

Поддерживающий, бхарта, это другой — Бог, Сила или Майя, но не душа, которая только допускает отражение естественного действия в своём наблюдающем сознании, но не какую-либо ответственность за его поддержание или продолжение.

Он не скажет — "Всё это существует во мне и поддерживается мною, в активности моего существа.", но скорее — "Это накладывается на меня, но на самом деле это вне меня."

Пока в существовании есть ясная и реальная двойственность, это не может быть всей истиной этого вопроса. Душа также является и тем, кто несёт на себе существование. Она поддерживает в своём существе ту энергию, которая разворачивает действие в космосе, и через него направляет свои энергии.

 Если Пуруша примет эту поддержку, то он может поначалу делать это пассивно и без привязанности, чувствуя, что он отдаёт энергию, но не управляет этим и не определяет действие.

Управляет что-то другое, Бог, Сила или истинная природа Майи. Душа же только бесстрастно поддерживает до тех пор, пока она должна поддерживать, или же, возможно, до тех пор, пока сила её предыдущей санкции и интереса остаётся в этой энергии и отказывается стать исчерпанной.

Но если отношение поддерживающего принять полностью, то тем самым сделан следующий важный шаг к отождествлению с активным Брахманом и его радостью космического существования. Потому что Пуруша стал активно давать свою санкцию.

2-17-12. В позиции Свидетеля тоже есть некий вид санкции но она пассивна, инертна и в нет никакой абсолютности.

В позиции Свидетеля тоже есть некий вид санкции но она пассивна, инертна и в нет никакой абсолютности. Однако, если душа всецело соглашается на поддержку, то санкция становится активной, даже если душа согласится только на отражение и поддержку действий Пракрити — потому что она тем самым поддерживает действие всех энергий Пракрити.

Душа может отказаться определять и выбирать, считая, что это Бог, или сама Сила, или некая Знание-Воля — то, что выбирает и определяет, а душа только свидетель и поддерживающий, и поэтому она даёт санкции — ануманта, но не является обладателем и распорядителем знания и воли, джнята ишварах.

Но тогда у неё есть общая санкция в форме активной поддержки всего, что определяется Богом или универсальной Волей, но нет активного определения — что делать Пракрити.

Однако, если душа привычно выбирает и отвергает то, что ей предлагается, то она определяет действие Пракрити. И относительно пассивная санкция становится внутренне активной и уже на пути к тому, чтобы стать активным управлением действиями Пракрити.

2-17-13. И это будет так, пока душа не примет свою функцию знающего, хозяина Природы, наслаждающегося Природой полностью.

И это будет так, пока душа не примет свою функцию знающего, хозяина Природы, наслаждающегося Природой полностью.

В качестве знающего душа обладает знанием силы, которая действует и определяет действия Природы. Она видит ценности бытия, которое реализует себя в космосе, она посвящена в тайну Судьбы.

Потому что сила, которая действует сама определяется знанием, которое для неё начало и источник, кто приводит к гармонии её оценки и тот, кто реализует её ценности.

Поэтому, по мере того, снова становится знающим, она приобретает способность становиться также и тем, кто направляет действие. И она это делает или только при помощи одной духовной силы, или при помощи той силы, которая проявляется в ментальной и физической деятельности.

В нашей душевной жизни может появиться совершенное духовное знание и понимание не только всех наших внутренних действий, но и всех вещей, событий, людей, животных, действий природы, что разворачиваются вокруг нас, может появиться такое же видение мира, как у Риши.

Необязательно, чтобы душа активно применяла силу к миру, хотя случаи, когда душа совсем её не применяет очень редки. Что касается Риши, то они не были заинтересованы в мире или в своих собраться, но были едины с ними через симпатию, или через принятие всех существ как своё собственное я во многих умах и телах.

О старых отшельниках, живущих в лесах, постоянно говорят, что они усердно делают добро всем существам. Это можно делать только достигнув духовной реализации, но не при помощи усилия, потому что усилие это уменьшение свободы, а при помощи духовного влияния или духовной власти над умами людей и над работой Природы. И это говорит о действенной неотъемлемости божественного и о действенной власти божественного.

2-17-14. И душа не может сделать это не став активным наслаждающимся, бхакта.

И душа не может сделать это не став активным наслаждающимся, бхакта.

В низшем существовании наслаждение бывает двух видов, позитивное и негативное, что в электричестве чувств переводит себя в радость и страдание.

Однако, в высшем существовании оно становится активным, ровным наслаждением божественным восторгом в само-проявлении.

И опять-таки, это наслаждение или же может быть ограничено безмолвным духовным восторгом, или же быть целостной божественной радостью обладания всем вокруг нас и всеми действиями всех частей нашего существа.

2-17-15. При таком отношении нет ни потери свободы, ни падения в невежественную привязанность.

При таком отношении нет ни потери свободы, ни падения в невежественную привязанность. Человек, который свободен в свое душе знает, что Божественное — хозяин действия Природы.

Что Майя — Его Знание-Воля, определяющая всё, и действующая на всё. Что Сила — это сторона Воли этой двойной божественной Энергии, в которой всегда присутствует знание, и которая реально действует.

Такой человек также осознаёт себя, и даже индивидуально, как некий центр божественного существования, — как частичку Господа, как описывает это Гита. Как центр, который до некоторой степени управляет действием Природы. Это действие он видит, поддерживает, даёт ему санкцию, наслаждается им, знает о нём и управляет её через определяющую силу знания.

И когда он сделает себя вселенским, универсальным, то его знание будет продолжать отражать только божественное знание. Его воля будет осуществлять только божественную волю. Он будет наслаждаться божественным восторгом, а не невежественным личным удовлетворением.

И через это Пуруша сохраняет свою свободу в этом своём обладании и отказ от ограниченной личности даже в её характерном наслаждении и восторге космического существования. Так Пуруша полностью принимает высшее положение в истинных отношениях души и Природы.

2-17-16. Пуруша и Пракрити в их единстве и двойственности возникают из существования Сатчитананды.

Пуруша и Пракрити в их единстве и двойственности возникают из существования Сатчитананды.

Само-сознательное существование — это истинная природа этого Существования. Это — Сат, или Пуруша.

Сила осведомлённого о себе существования, либо втянутая в себя, либо действующая в работах своего сознания и силы, своего знания и своей воли — это Чит и Тапас. Чит и его Шакти — это Пракрити.

Восторг существования, Ананда — это вечная истина единства этого сознательного существования и его сознательной силы, не важно — поглощены ли они собой, или развёрнуты в неразделимой двойственности своих двух аспектов.

 Он разворачивает миры как Пракрити, и смотрит на них как Пуруша. Он действует в них и поддерживает действие. Он исполняет работу и даёт санкцию, без которой сила Природы не может действовать.

Он реализует и контролирует знание и волю, и знает и управляет решениями знания-силы и воли-силы. Он служит наслаждению и наслаждается сам. Всё это — Душа, которая — обладатель, наблюдатель, знающий, хозяин Природы и сама Природа, выражающая такое существование, выполняющая волю, удовлетворяющее самопознание, служащая наслаждению существования души.

И в этом случае, мы имеем, основанную на самой природе существования, высшее и универсальное отношение Пракрити с Пурушей.

Отношения в его несовершенных, искажённых или противоположных терминах — это мир, как видим его мы. Но совершенное отношение Пракрити с Пурушей приносит абсолютную радость души в себе самой. А также, опираясь на это, оно приносит абсолютную радость души в Природе, которая — божественное исполнение мироздания.

 

 

2022 февраль 27 вс  — 2022 март 07 пн