-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-18

Душа и её освобождение

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 436-445)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XVIII. Душа и её освобождение

2-18-01. Сейчас нам стоит сделать паузу и присмотреться — к чему нас обязывает принятие отношений между Пурушей и Пракрити.

2-18-02. Единство, что находит себя в различных вариациях своей собственной двойственности — в этом и состоит вся игра души с Природой в её космическом рождении и становлении.

2-18-03. Но это единство проявляется везде и на каждом плане, благодаря исполнительной или практической истины двойственности.

2-18-04. Активная сила сознания-существования, которая реализует себя в своей силе само-переживания, в своей силе знания, воли, само-восторга, само-определения, …

2-18-05. Благодаря нашему индивидуальному существованию, в том виде как оно сейчас, в само-осознающем уме становится возможным невежество.

2-18-06. Зная вечное единство этих трёх сил вечного проявления — Бог, Природа и индивидуальное "я", и их внутреннюю необходимость друг для друга …

2-18-07. Правда, здесь наше понимание бессмертии может несколько усложниться.

2-18-08. Причина нашего существования в мире не в эго, как заставляет нас думать наш нынешний опыт.

2-18-08c. *) свадхина

2-18-09. Этой тенденции способствует опыт, к которому мы впервые приходим с помощью своего рода кратчайшего пути к освобождению …

2-18-10. Но если либо в ходе нашей Йоги, либо в результате свободного возвращения нашего реализовавшегося Высшего "Я" в мир …

2-18-11. Такие, более широкие, интегральное знание и свобода, в конце концов, освобождают и наполняют всё наше существование.

2-18-12. Пуруша, который — и есть наше истинное существо — всегда независим, и всегда хозяин Пракрити.

2-18-13. Состояние освобождённой души — это состояние Пуруши, который всегда свободен.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XVIII. Душа и её освобождение

2-18-01. Сейчас нам стоит сделать паузу и присмотреться — к чему нас обязывает принятие отношений между Пурушей и Пракрити.

Сейчас нам стоит сделать паузу и присмотреться — к чему нас обязывает принятие отношений между Пурушей и Пракрити. Потому что, судя по всему, та Йога, которую мы стремимся сделать не имеет целью ни одну из обычных целей человечества.

Она не принимает наше земное существование таким, как оно есть сейчас. Она не может удовлетвориться каким-либо нравственным совершенством или религиозным экстазом. Ей недостаточно небес за пределами этой жизни и мало растворения нашего существа, при помощи которого мы вполне избавляемся от хлопот существования.

Наша цель оказывается совершенно другой. Наша цель — жить в Божественном, в Бесконечном, в Боге, а не в каком-то простом  эгоизме и преходящем. И в тоже время — не отрываться от Природы, от наших родных и близких, от земли, от мирской жизни. Во всяком случае, не сильнее чем само Божественное, которое не живёт вдали от нас и от мира.

Бог так же существует, находясь в отношения с миром, Природой и всеми её существами, но с абсолютной и неотчуждаемой от него силой, свободой и знанием самого себя.

Наше освобождение и совершенство в том, чтобы превзойти невежество, рабство и слабость. и жить в Нём, находясь в отношениях с миром и Природой, обладая божественной силой. свободой и знанием самого себя.

Потому что самое высокий вид отношений Души к существованию — это обладание Пурушей Пракрити. Когда он больше уже не в невежестве, и не подчинён своей природе, но обладает знанием, превосходит её, наслаждается ей, и управляет своим проявленным существом, и широко и свободно определяет — что должно быть в его само-выражении.

2-18-02. Единство, что находит себя в различных вариациях своей собственной двойственности — в этом и состоит вся игра души с Природой в её космическом рождении и становлении.

Единство, что находит себя в различных вариациях своей собственной двойственности — в этом и состоит вся игра души с Природой в её космическом рождении и становлении.

Единая Сатчитананда, которая везде, которая — само-существующая, беспредельная, которая — единство, что не нарушается предельной бесконечностью своих вариаций — это изначальная истина бытия. Та истина, к которой стремится наше знание и к которой, в конце концов, приходит наше субъективное существование.

Из этой истины возникают все остальные истины, на неё они все опираются, именно она делает их возможными в каждый момент времени, и в ней они, в конце концов, узнают себя и друг друга, в ней они примиряются, приходят в гармонию, благодаря ей они становятся оправданными.

Все отношения в мире, даже самые большие, даже самые явные, шокирующие противоречия — это отношения чего-то вечного к самому себе в своём собственном проявленном существовании. Никогда и нигде эти отношения не являются столкновениями разрозненных существ, которые встретились друг с другом случайно, или благодаря какой-то механической необходимости космического существования.

Поэтому, вернуться к этому вечному факту единства — это наш основной акт само-познания. Жить в этом единстве — должно быть действенным принципом нашего внутреннего обладания нашим существом и наших правильных и идеальных отношений с миром.

Вот почему мы с самого начала и более всего настаиваем на единстве, как на цели. И в некотором смысле — это основная цель нашей Йоги знания.

2-18-03. Но это единство проявляется везде и на каждом плане, благодаря исполнительной или практической истины двойственности.

Но это единство проявляется везде и на каждом плане, благодаря исполнительной или практической истины двойственности. Вечное — это единое бесконечное сознательное Существование, Пуруша, а не что-то несознательное или механическое.

Оно вечно существует в своём восторге силы собственного сознательного существования, основанного на равновесии единства. Но оно также существует и в не менее вечном восторге своей силы сознательного бытия, играющего с разнообразным творческим самопереживанием во вселенной.

Точно также как мы сами являемся, или можем осознавать, что всегда являемся чем-то вне времени, неописуемым, вечным, что мы можем назвать нашим "я", и которое составляет единство всего, чем мы являемся, и при этом, одновременно, у нас есть различные переживания того, что мы делаем, думаем, хотим, создаём, становимся, таково и само-осознание этого Пуруши в мире.

Только мы, будучи сейчас ограниченными и связанными эго ментальными индивидуальностями, обычно имеем этот опыт в неведении, и не живем в своём внутреннем "я", а только оглядываемся на него или возвращаемся к нему время от времени.

А Вечное — обладает им в Своём бесконечном знании себя, и оно вечно является этим "я" и смотрит из полноты само-существования на все эти само-переживания.

И Оно действует не так, как мы, связанные пленники ума, воспринимая Его существование либо как разновидность неопределенных результатов и итогов, или же как высокое противоречие собственного опыта.

Старый философский спор между Бытиём и Становлением просто невозможен для вечного само-знания.

2-18-04. Активная сила сознания-существования, которая реализует себя в своей силе само-переживания, в своей силе знания, воли, само-восторга, само-определения, …

Активная сила сознания-существования, которая реализует себя в своей силе само-переживания, в своей силе знания, воли, само-восторга, само-определения, со всеми своими чудесными вариациями, инверсиями, сохранениями и преобразованиями энергии, и даже искажениями, есть то, что мы называем Пракрити, или Природой, в нас самих, как и в космосе.

Но позади этой силы изменения стоит вечное равновесие той же самой силы в ровном единстве, которая бесстрастно поддерживает, управляет ими, даже в том виде, в котором она породила эти изменения и направляет их к той цели своего само-восторга, которую Божественное Существо, Пуруша, задумало в своём сознании и определило через свою волю или силу сознания.

Это — божественная Природа, в единство с которой мы должны вернуться при помощи нашей Йоги самопознания.

Мы должны стать Пурушей, Сатчитанандой, наслаждающимися  божественным индивидуальным владением своей Пракрити, и перестать уже быть ментальными существами, подчинёнными нашей эгоистической природе.

Потому что это и есть настоящий человек — высшее и целостное "я" индивидуума. А эго — только низшее и частичное проявление нас самих, благодаря которому становится возможным определённый ограниченный и подготавливающий опыт, ради которого, на время и разрешается эго.

Но это разрешение низшего существования — не все наши возможности. Это не единственный и не венчающий опыт, ради которого мы существуем как человеческие существа даже в этом материальном мире.

2-18-05. Благодаря нашему индивидуальному существованию, в том виде как оно сейчас, в само-осознающем уме становится возможным невежество.

Благодаря нашему индивидуальному существованию, в том виде как оно сейчас, в само-осознающем уме становится возможным невежество. Но благодаря ему же, есть также возможность освобождения в духовное существование, и возможно наслаждение божественным бессмертием.

Не Вечный в Своей трансцендентности или в Своём космическом существовании достигает этого бессмертия. Именно индивидуум поднимается к самопознанию. Именно в нём оно овладевает им и благодаря ему становится действенным.

Всякая жизнь — духовная, ментальная или материальная — это игра души с возможностями своей природы. Потому что без этой игры не может быть ни само-выражения, ни относительного само-переживания.

Поэтому, даже в нашей реализации всего как нашего более широкого "я" и в нашем единстве с Богом и другими существами, эта игра может и должна продолжаться. Если только мы не хотим прекратить всякое само-выражение и вообще всё, кроме погружённого в транс и поглощённого собой само-переживания.

Но даже тогда этот транс или эта освободившаяся игра реализуется именно в этом индивидуальном существе. Такой транс — это погружение данного ментального существа в это единственное переживание единства. А освобождённая игра — поднятие его ума в духовное существование для свободной реализации и восторга единства.

Потому что природа духовного существования в том, чтобы всегда обладать своим единством. Но кроме этого, также и обладать им в бесконечном опыте, с многих точек зрения, на многих планах, через множество сознательных сил или различных "я" самого себя, через множество индивидуальностей, говоря нашим ограниченным языком интеллекта, одного сознательного существа.

Каждый из нас — это одна из этих индивидуальностей. Стоять в стороне от Бога в ограниченном эго, ограниченном уме — значит стоять в стороне от самих себя. значит — лишаться своей настоящей индивидуальности, быть кажущейся, а не реальной индивидуальностью. В этом сила нашего невежества.

Подняться в наше божественное Существо и познать наше духовное, бесконечное и универсальное сознание как то, в чём мы сейчас живём — означает обладать нашим высшим и целостным "я", нашей истинной индивидуальностью. В этом сила нашего само-познания.

2-18-06. Зная вечное единство этих трёх сил вечного проявления — Бог, Природа и индивидуальное "я", и их внутреннюю необходимость друг для друга …

Зная вечное единство этих трёх сил вечного проявления — Бог, Природа и индивидуальное "я", и их внутреннюю необходимость друг для друга, мы приходим к пониманию существования как такового и всего, что в явлениях мира сейчас озадачивает наше невежество.

 Наше самопознание не убирает ничего из этого, оно убирает только наше невежество и те обстоятельства, свойственные невежеству, которые сделали нас связанными и подчинёнными эгоистической определённости нашей природы.

Когда мы возвращаемся назад, к нашему истинному существу, то эго спадает с нас. Его место занимает наше высшее и целостное внутреннее "я", наша настоящая индивидуальность.

Поскольку это — высшее "я", оно делает себя единым со всеми существами и видит весь мир и Природу в своей собственной бесконечности.

Под этим мы подразумеваем просто то, что наше ощущение отдельного существование растворяется в сознании беспредельного, неделимого, бесконечного существа, в котором мы больше не чувствуем себя связанными с именем, с формой, с конкретными ментальными и физическими предопределённостями нашего нынешнего рождения и становления и больше уже не отделены ни от чего, и ни от кого во вселенной.

Это то, что древние мыслители называли Не-рождением, или уничтожением рождения, или Нирваной.

В то же время мы продолжаем жить и действовать через наше индивидуальное рождение и становление, но с другим знанием и совершенно другим опытом. Мир также продолжается, но мы видим его в нашем собственном существовании, а не как нечто внешнее к нему, или отличающееся от нас.

Чтобы иметь возможность постоянно жить в этом новом сознании нашего реального, нашего целостного существа, нужно достичь освобождения и насладиться бессмертием.

2-18-07. Правда, здесь наше понимание бессмертии может несколько усложниться.

Правда, здесь наше понимание бессмертии может несколько усложниться. Существует идея, что бессмертие возможно только после смерти в других мирах, на более высоких планах существования. Или же идея, что такое освобождение должно разрушить всякую возможность ментальной или телесной жизни и навсегда уничтожить индивидуальное существование в безличной бесконечности.

Такие идеи черпают свою силу из определённого обоснования в опыте и своего рода необходимости или возвышающего притяжения, которое чувствует душа, когда она стряхивает с себя навязчивые узы ума и материи.

Возникает ощущение, что эти узы неотделимы от всей земной жизни или от всякого ментального существования. И что Смерть — царь материального мира, и кажется, что жизнь здесь существует только благодаря подчинению смерти, благодаря постоянному умиранию. Бессмертие должно быть завоёвано здесь с большими трудностями и кажется по своей природе отказом от всякой смерти, и следовательно, от всякого рождения в материальном мире.

Область бессмертия должна быть на каком-то нематериальном плане, в каких-то небесах, где или нет тела, или оно совсем другое и является некой формой души, или второстепенным обстоятельством.

 С другой стороны, те, кто хотел бы выйти за пределы даже бессмертия, чувствуют, что все планы и небеса — это обстоятельства конечного существования, и что бесконечное "я" лишено всего этого. Над ними довлеет необходимость раствориться в безличном и бесконечном, и неспособность как-то уравнять блаженство безличного существования с восторгом души в её становлении.

Были придуманы философии, которые оправдывают для ума такую необходимость погружения и исчезновения. Но что здесь действительно важно и имеет решающее значение — так это зов Запредельного, потребность души, её восторг — в данном случае — в какой-то разновидности безличного существования или не-существования.

Потому что решающим будет определяющее наслаждение Пуруши, отношения, которые она хочет установить со своей Пракрити, тот опыт, к которому она приходит в результате следования по некоторой линии развития своего индивидуального само-переживания среди всех разнообразных возможностей своей природы.

Обоснования нашего интеллекта — это только описания того опыта, который мы даём нашему уму и средства, которыми мы помогаем уму подниматься туда, куда движется душа.

2-18-08. Причина нашего существования в мире не в эго, как заставляет нас думать наш нынешний опыт.

Причина нашего существования в мире не в эго, как заставляет нас думать наш нынешний опыт. Потому что эго это только результат и обстоятельство нашего образа существования.

Эго — это отношение, которое Пуруша, состоящий из множества душ, установил между индивидуализированными умами и телами, отношение самозащиты, взаимоисключения и агрессии, чтобы среди всех этих зависимостей вещей друг от друга в мире, иметь возможность независимого ментального и физического опыта.

Но на этих планах не может быть абсолютной независимости. Поэтому безличностное, что отвергает всякое ментальное и физическое становление, это только возможная кульминация такого исключающего движения: потому что абсолютно независимого само-переживания можно достичь только так.

Тогда может показаться, что душа существует свободно, независимо, сама по себе. Она свободна в смысле индийского слова свадхина*), она свободна только от себя, она не зависит ни от Бога, ни от других существ.

Поэтому в таком переживании Бог, личное внутреннее "я" и другие существа все отрицаются, отбрасываются, как отличия невежества.

Это — эго, что узнаёт о своей недостаточности и которое уничтожает как себя, так и свои противоположности, чтобы мог осуществиться его сущностный инстинкт независимого переживания себя. Потому что оно обнаруживает, что его усилие достигнуть этого через отношения с Богом и другом насквозь поражено приговором иллюзии, тщеславия и ничтожности.

Оно перестаёт признавать их, потому что признавая, оно становится зависимым от них. Оно перестаёт признавать своё собственное постоянство, потому что постоянство эго означает признание того, что оно старается исключить как не-я, признание космоса и других существ.

Само-уничтожение буддиста по своей природе — это абсолютное исключение всего, что воспринимает ментальное существо. Само-погружение адвайтиста в своё абсолютное существование — это одна и та же цель, по разному понятая. И то и другое это высшее самоутверждение души, в её исключающей независимости от Пракрити.

2-18-08c. *) свадхина

*) свадхина (swadhina) - независимый, свободный; существо или мир, характеризующийся свободой.

2-18-09. Этой тенденции способствует опыт, к которому мы впервые приходим с помощью своего рода кратчайшего пути к освобождению …

Этой тенденции способствует опыт, к которому мы впервые приходим с помощью своего рода кратчайшего пути к освобождению, описанного нами как движение отстранения.

Потому что это разрушение эго и отказ от привычек ума, которые у нас есть, ибо они подчинены материи и физическим чувствам, в воспринимают всё только как формы, объекты, внешние феномены и как имена, которые мы связываем с этими формами.

Мы не осознаём напрямую жизнь других существ, кроме как при помощи аналогии со своей жизнью и через ментальные выводы или производное восприятие, которое опирается на внешние признаки — речи, действия, и так далее, те признаки, которые наши умы переводят в термины нашей собственной субъективности.

Когда мы вырываемся из эго и физического ума в бесконечность духа, мы ещё продолжаем видеть мир и других людей так, как наш ум приучил нас видеть — как имена и формы.

И только в нашем новом переживании прямой и более высокой реальности духа они теряют ту прямую объективную реальность и ту косвенную субъективную реальность, которой они обладали для ума.

Они кажутся прямой противоположностью для той более истинной реальности, которую мы сейчас переживаем. Наш ум, затихший и незаинтересованный, больше не старается познать и сделать реальным для себя те промежуточные понятия, которые есть и в них, и в нас, и знание которых полезно для преодоления пропасти между духовным "я" и объективными явлениями мира.

Мы довольны блаженной бесконечной безличностью чистого духовного переживания. И ничто другое, и никто другой больше для нас не имеют значения.

То, что нам сообщают физические органы чувств, что воспринимает ум, что он о них думает, и чем он так несовершенно и так мимолётно наслаждается, кажется сейчас нереальным и бесполезным.

Мы не обладаем, и не хотим обладать, теми промежуточными истинами бытия, благодаря которыми Единый наслаждается всем этим. Мы для Него не обладаем той ценностью Его существования и восторга, которое делает, как мы могли бы сказать, космическое существование для Него прекрасным и достойным проявления.

Мы больше не можем вместе с Богом разделять Его восторг в этом мире. Наоборот, нам кажется, что само Вечное деградировало, допустив в эту чистоту своего существования грубую природу Материи, или же исказило истину своего существования воображая ненужные имена и нереальные формы.

Или же, если мы вообще воспринимаем этот восторг, то с отдалённой отстранённостью, которая не даёт нам участвовать в этом с каким-либо чувством интимного обладания. Или же воспринимаем его с влечением к высшему восторгу поглощённого и исключительного само-переживания, которое не позволяет нам оставаться в этих более низких границах более, чем мы должны оставаться из-за того что продолжается наша физическая жизнь и у нас ещё есть тело.

2-18-10. Но если либо в ходе нашей Йоги, либо в результате свободного возвращения нашего реализовавшегося Высшего "Я" в мир …

Но если либо в ходе нашей Йоги, либо в результате свободного возвращения нашего реализовавшегося Высшего "Я" в мир и свободного повторного овладения Пурушей в нас своей Пракрити, мы начнём осознавать не только тела и внешние само-выражения других людей, но и непосредственно их внутреннее существо, их умы, их души и то в них, что ещё не осознают их собственные поверхностные умы, то мы также увидим в них настоящее Существо. И мы увидим их как внутренние "я" нашего Высшего "Я", а не просто как имена и формы.

 Они станут для нас реальностями Вечного. Наши умы больше не будут подчинены заблуждению тривиальной неспособности или иллюзии нереальности.

В этом случае материальная жизнь и в самом деле потеряет для нас свою прежнее всепоглощающее значение, но находит ещё большую ценность, которую она имеет для божественного Пуруши.

И тогда материальная жизнь, если её не рассматривать только в терминах нашего становления, а видеть её просто как нечто, что имеет второстепенное значение по отношению к более высоким понятиям ума и духа, благодаря такому понижению не теряет, а наоборот, приобретает свою значимость.

Мы видим, что наше материальное существование, жизнь, природа — это только одно из положений Пуруши по отношению к своей Пракрити. И что их истинная цель и важность можно оценить только если смотреть на них не как нечто, существующее само по себе, а как нечто, зависящее от более высоких положений, которыми они поддерживаются.

Из этих, более высоких, отношений они черпают своё значение. И поэтому, через осознанный союз с ними, они могут осуществлять всё свои действительные стремления и цели. И жизнь тогда становится для нас оправданной и больше не отупляется обладанием освобождённым самопознанием.

2-18-11. Такие, более широкие, интегральное знание и свобода, в конце концов, освобождают и наполняют всё наше существование.

Такие, более широкие, интегральное знание и свобода, в конце концов, освобождают и наполняют всё наше существование.

Когда мы обладаем этим, мы видим — почему наше существование движется между этими тремя понятиями — Бог, мы сами и мир. И мы больше не видим их, или кого-либо из них, в оппозиции к друг другу. Мы не воспринимаем их как нечто непоследовательное, несовместимое. И, с другой стороны, мы не рассматриваем их как понятия нашего невежества, которые все, в конце концов, исчезают в чистом безличностном единстве.

Мы воспринимаем их необходимость скорее как условия нашей само-реализации, которые сохраняют своё значение после освобождения или, скорее, они только тогда и получают свою реальную ценность.

У нас больше нет переживания нашего существования как исключения из других существований, и эти другие существования через наши отношения с ними образуют наше переживание мира.

Они и мы больше не являемся множеством взаимно исключающих эго, каждое из которых ищет свою собственную независимую реализацию, или само-превышение и, в конечном счёте, не стремится ни к чему другому.

Они все — Вечное и внутреннее "я" в каждом из них тайно заключает в себе всё, и различными путями ищет — как добиться того, чтобы их высшая истина стала проявленной и действенной в их земном существе.

Не взаимоисключаемость, а взаимовключённость — вот божественная истина нашей индивидуальности. Её высший закон — любовь, а не независимое самоосуществление.

2-18-12. Пуруша, который — и есть наше истинное существо — всегда независим, и всегда хозяин Пракрити.

Пуруша, который — и есть наше истинное существо — всегда независим, и всегда хозяин Пракрити. И мы правильно стремимся к этой независимости. В этом — польза эгоистического движения и его поднятия над собой. Однако его правильное осуществление — это не возводить эгоистический принцип независимого существования в абсолют, а привести его к другой, более высокой позиции Пуруши по отношению к Пракрити.

При таком подходе есть и выход за пределы Природы, но так же и обладание Природой. Совершенная реализация нашей индивидуальности, но также и совершенная реализация наших отношений с миром и другими.

 Поэтому, личное спасение на запредельных небесах, безразличное к земле — не наша высшая цель. Освобождение и самореализация других — это наша забота в той же степени, — мы можем даже сказать, наш божественный личный интерес, — как и наше собственное освобождение. Иначе наше единство с другими не имело бы действенного смысла.

Победить приманки эгоистического существования в этом мире — наша первая победа над собой. Победить приманки индивидуального счастья на запредельных небесах — наша вторая победа. Победить высочайший соблазн бегства от жизни и поглощённого в себя блаженства в безличной бесконечности — последняя и самая большая победа. И тогда мы освободимся от всякой индивидуальной исключительности и получаем всю нашу духовную свободу.

2-18-13. Состояние освобождённой души — это состояние Пуруши, который всегда свободен.

Состояние освобождённой души — это состояние Пуруши, который всегда свободен. Его сознание — это трансцендентное и все-охватывающее единство.

Его знание себя не отбрасывает все понятия самопознания, но объединяет и гармонизирует всё что есть в Боге и в божественной природе.

Интенсивный религиозный экстаз, который знает только Бога и себя и не впускает в себя всё остальное для души лишь сокровенный опыт, который готовит её к тому, чтобы разделить объятия божественной Любви и Восторга ко всем существам.

Небесное блаженство, которое соединяет Бога, нас и тех, кто счастлив, но даёт возможность смотреть с некоторым отстранённым безразличием на тех, кто несчастен и на их страдания невозможно для совершенной души. Потому что они — тоже её "я". Душа, которая индивидуально стала свободной от страдания и невежества, естественно должна повернуться, чтобы потянуть и их тоже к своей свободе.

С другой стороны, ещё более невозможна какая-либо поглощённость отношениями между внутренним "я", другими и миром, которая исключает Бога и Запредельное, и поэтому душа не может быть ограничена землёй, ни даже самыми высокими и самыми альтруистичными отношениями человека с человеком.

 Активность души или её кульминация не в том, чтобы стереть и полностью отвергнуть себя ради удовольствия других людей, а в том, чтобы реализовать себя в обладании Богом, свободе и божественном блаженстве. И чтобы в этой реализации, и благодаря этой реализации могли реализоваться и другие люди.

Потому что только в Боге одном, только через обладание Божественным могут разрешиться все противоречия жизни. И поэтому рост людей к Божественному, в конце концов, это единственный действенный способ помочь человечеству.

Все другие активности и реализации нашего переживания себя имеют и свою пользу и силу, но в конечном итоге, эти тесные боковые тропинки или эти одинокие дорожки должны кружным путём прийти к тому, чтобы сойтись в широте интегрального пути. Пути, благодаря которому освобождённая душа превосходит всё, обнимает всё и становится обещанием и силой реализации всего в своём проявленном существовании Божественного.

 

 

2022 март 07 пн  — 2022 март 21 пн