-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-20

Низший тройной Пуруша

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 457-464)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XX. Низший тройной Пуруша

2-20-01. Таков образующий принцип различных миров космического существования и разных планов нашего существа …

2-20-02. Но так как человек это душа, а не просто живое тело, то человек никогда не может долго оставаться довольным тем …

2-20-03. Религия — это первая попытка человека выйти за пределы самого себя и за пределы обычных и материальных фактов о своём существовании.

2-20-04. И всё же, за каждой великой религией, позади, так сказать, её экзотерической стороны веры, надежды, символов, разбросанных истин и ограничивающих убеждений …

2-20-05. Мы можем искать это знание с двух сторон, по отдельности — со стороны Пуруши и со стороны Пракрити.

2-20-06. Более развитое человечество позволяет нам лучше и свободнее использовать все способности и переживания, которые мы получаем от витального и ментального планов …

2-20-07. Это можно сделать на стороне Пуруши, отстраняясь от физического "я" и его озабоченности физической природой, и через сосредоточение мысли и воли …

2-20-08. Но всё это принадлежит более низким ступеням духовного опыта, и едва ли более духовно чем физическое существование.

2-20-09. Однако, всё это — обстоятельства низшего тройного мира нашего существования, трайлоки, как его называли древние мудрецы.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XX. Низший тройной Пуруша

2-20-01. Таков образующий принцип различных миров космического существования и разных планов нашего существа …

Таков образующий принцип различных миров космического существования и разных планов нашего существа — они как бы лестница, которая погружается вниз, в Материю и, возможно, еще ниже. И которая поднимается вверх, к высотам Духа, даже возможно к той точке, на которой существование выходит из космического бытия и входит в пределы сверхкосмического Абсолюта. Так, по крайней мере, это утверждается в буддийской системе мира.

Но для нашего обычного материализованного сознаия всё это не существует, потому что оно скрыто от нас нашей озабоченностью нашим существованием в маленьком уголке материальной вселенной и мелкими переживаниями того короткого часа времени, который представляет нашу жизнь в отдельном теле на этой земле.

Для такого сознания мир — это масса материальных вещей и сил, вброшенных в некоторый вид формы и гармонично организованные в систему, управляемых движений благодаря некоторому числу неизменных, существующих сами по себе, законов, которым мы должны подчиняться.

Законов, которые управляют нами, и которыми мы ограничены, и о которых нам нужно больше знать, чтобы мы могли как можно лучше использовать это одно короткое существование, что начинается с рождения, заканчивается смертью, и у которого нет возможности повторить его ещё раз.

Наше существование — это разновидность некой случайности, или по крайней мере очень небольшое и малое обстоятельство в универсальной жизни Материи, или в вечной продолжительности работы материальной Силы.

Каким-то образом, так или иначе, некая душа или ум пришли к существованию в теле и эта душа начинает  спотыкаться об множество вещей и сил, которые она не очень хорошо понимает.

Поначалу она занята трудностями поддерживания жизни в опасном и обширном враждебном мире. Затем — усилием понять его законы и использовать их так, чтобы сделать жизнь настолько терпимой или счастливой, насколько это возможно, и так долго, как она длится.

Если бы мы были реально ничем иным как таким маленьким движением индивидуализированного ума в Материи, существование не могло бы нам предложить ничего другого.

Его лучшая часть была бы по большей степени борьбой эфемерного интеллекта и воли с вечной Материей и с трудностями Жизни, дополненными и облегчёнными игрой воображения и утешительными фикциями в виде религии, искусства и всех чудес, о которых мечтает задумчивый ум и беспокойная фантазия человека.

2-20-02. Но так как человек это душа, а не просто живое тело, то человек никогда не может долго оставаться довольным тем …

Но так как человек это душа, а не просто живое тело, то человек никогда не может долго оставаться довольным тем, что этот первый взглядом на его существование — единственный взглядом, оправданный внешними и объективными фактами жизни, и что это настоящая истина или всё знание.

Его субъективное существо полно намёков и подозрений на потусторонние реальности. Оно открыто ощущению бесконечности и бессмертия. Оно легко убеждается в других мирах, более высоких возможностях существования, более широких сфер опыта для души.

Наука предоставляет нам объективную истину существования и поверхностное знание нашего физического и витального существа. Однако, мы чувствуем, что есть истины, за пределами этого, к которым, возможно через развитие нашего субъективного существа и расширение его сил, мы можем придти, чтобы сделать их всё более и более открытыми для нас.

Когда знание этого мира станет нашим, нас непреодолимо начнёт тянуть искать знание о других состояниях существованиях, за пределами нашего. И это та причина, почему за эпохой строгого материализма и скептицизма всегда следует эпоха оккультизма, мистических верований, новых религий и глубоких поисков Бесконечного и Божественного.

Знания нашей поверхностной ментальности и законов нашей телесной жизни — недостаточно. Это знания всегда приводит нас ко всей той загадочной и скрытой глубине субъективного существования под этим и за рамками этого, к тому, для которого наше поверхностное сознание лишь край или внешний двор.

Мы приходим к пониманию того, что то, что представляется нашим физическим чувствам — лишь материальная оболочка космического существования. А то, что очевидно для нашей внешней ментальности — лишь окраина огромных континентов, которые, неисследованные, лежат за этим.

Исследование их должно стать работой иного знания чем эта физическая наука или поверхностная психология.

2-20-03. Религия — это первая попытка человека выйти за пределы самого себя и за пределы обычных и материальных фактов о своём существовании.

Религия — это первая попытка человека выйти за пределы самого себя и за пределы обычных и материальных фактов о своём существовании.

Её первая существенная работа в том, чтобы подтвердить и сделать реальным для человека его субъективное ощущение Бесконечного, от которого зависит его материальное и ментальное существо, а также стремление его души войти в это присутствие и жить в контакте с ним.

Функция религии также в том, чтобы заверить человека в той возможности, о которой он всегда мечтал, но обычная жизнь не обещала. Уверить в возможности превзойти себя и вырасти из телесной жизни и смертного существования в радость бессмертной жизни и духовного существования.

Религия также поддерживает в нём чувство, что есть миры или планы существования, которые отличны от того, в который сейчас брошен ему жребий. Миры, в которых это смертное существование и это подчинение злу и страданию — не являются естественным состоянием. Там скорее вечное условие — это блаженство бессмертия.

Кроме всего прочего, религия даёт ему правило смертной жизни, при помощи которого он готовит себя к бессмертию. Он — душа, а не тело. И его земная жизнь — это средство, при помощи которого он определяет будущие условия своего духовного существования.

И это — общее для всех религий. Но, за рамками этого мы не получаем от них ни какой подтверждённой уверенности.

Их голоса отличаются. Одни рассказывают нам что одна единственная жизнь на земле — это всё, чем мы можем определять наше существование в будущем, отрицают прошлое бессмертие души и утверждают только её бессмертие в будущем. При этом, угрожая даже невероятным догматом вечных страданий в будущем для тех, кто упускают верный путь.

Другие, более широкие и рациональные, утверждают последовательные существования, при помощи которых душа растёт к знанию Бесконечного с полной гарантией для всех окончательного достижения и совершенства.

Одни религии представляют Бесконечное для нас как некое Существо, отличающееся от нас, с которым мы можем иметь личные отношения. Другие — как безличное существование в которое наше отдельное существо должно войти и влиться.

Поэтому одни предлагают нам в качестве нашей цели потусторонние миры, в которых мы будем жить в присутствии Божественного. А другие — предлагают прекратить существование в мире, растворяясь в Бесконечном.

Большинство религий предлагают нам или отказаться от земной жизни, или терпеть её как испытание или временную скорбь, или суету, и возлагать наши надежды на что-то за пределами.

В некоторых религиях мы находим смутный намёк на будущий триумф Духа, Божественное в теле, на этой земле, в коллективной жизни человека. И тем самым они оправдывают не только надежду и стремление отдельного человека, но и объединённую и сочувствующую надежду и устремление всей расы.

Религия, в действительности, это не знание, а вера и устремление. Она действительно оправдана как неточным интуитивным знанием больших духовных истин, так и субъективным опытом душ, которым удалось подняться над обычной жизнью. Однако, сама по себе, она только дарит нам надежду и веру, которые могут подтолкнуть нас устремиться к внутреннему овладению скрытыми путями и более широкими реальностями Духа.

То, что мы всё время превращаем несколько отдельных истин и символов или частичную практику религии в жесткие и устоявшиеся догмы, это знак того, что мы ещё только дети в духовном знании и мы ещё далеки от науки Бесконечного.

2-20-04. И всё же, за каждой великой религией, позади, так сказать, её экзотерической стороны веры, надежды, символов, разбросанных истин и ограничивающих убеждений …

И всё же, за каждой великой религией, позади, так сказать, её экзотерической стороны веры, надежды, символов, разбросанных истин и ограничивающих убеждений, есть некая эзотерическая сторона духовного обучения и озарения, благодаря которой скрытые истины можно познать, проработать и овладеть ими.

За каждой эзотерической религией стоит некая эзотерическая Йога, интуитивное знание, для которого её вера — это первый шаг. Стоят невыразимые реальности, для которых символы религии — это образные выражения. За её разбросанными истинами стоит более глубокое чувство, стоят тайны более высоких планов существования, для которых даже догмы и суеверия этой религий — грубые намёки и указания.

То, что Наука делает для нашего познания материального мира, заменяя первые явления и способы использования скрытыми истинами, и поначалу таинственные могущества его великих природных сил, а также мнения и верования в наших умах на проверенные опыты и более глубокое понимание, точно так же Йога делает по отношению к более высоким планам, мирам и возможностям нашего существования, на которые нацелены эти религии.

Поэтому вся эта масса поэтапного опыта, что лежит за закрытыми дверями, к которым сознание человека может найти, если захочет, ключ, лежит в области всеобъемлющей Йоги знания.

Йоги, которая не нужно ограничиваться поиском только одного Абсолюта или знания Божественного как такового, или Божественного только в его изолированных отношений с индивидуальной душой человека.

Это верно, что осознание Абсолюта — это самое высокое достижение Йоги знания, и что обладание Божественным — это её первая, самая великая, и самая горячая цель.

И что пренебрегать этим ради более низшего знания значит наносить вред нашей Йоги неполноценностью, или даже легкомысленностью, значит упускать или уходить в сторону от своей определяющей цели.

Однако, поскольку можно познать Божественное само по себе, то Йога знания может вполне объять и также знание Божественного в его отношениях с нами и миром, на различных планах нашего существования.

Чтобы подняться к чистому Высшему "Я", и уверенно удерживать его как вершину нашего субъективного поднятия самого себя, мы можем с этой высоты овладеть нашими низшими "я", даже физическими, и работами Природы, которые им принадлежат.

2-20-05. Мы можем искать это знание с двух сторон, по отдельности — со стороны Пуруши и со стороны Пракрити.

Мы можем искать это знание с двух сторон, по отдельности — со стороны Пуруши и со стороны Пракрити. И мы можем объединять их для совершенного обладания различными отношениями между Пурушей и Пракрити в свете Божественного.

Упанишады говорят, что есть пятеричная душа — в человеке и мире, в микрокосмосе и макрокосмосе.

Физическая душа, внутреннее "я" или существо — Пуруша, Атман — это то, что мы все осознаём в самом начале, внутреннее "я", которое, по-видимому, вряд ли обладает каким-либо существованием, отдельным от тела. И у него по-видимому, нет никакого витального или даже ментального действия, независимого от тела.

Такая физическая душа — везде в материальной Природе. Она пропитывает тело, скрыто приводит в действие его движения и является всей основой его переживаний. Она наполняет всё, даже то, у чего нет ментального сознания.

Но в человеке это физическое существо уже стало витализированным, живым и ментализированным, способным мыслить. Оно уже что-то получило от закона и способностей витального существа, ментального существа и природы.

Но его обладание виталом и менталом — производное, как бы наложенное на его изначальную природу и реализуется через подчинение закону и действию физического существования и его инструментов.

Именно доминирование тела и физической природы над нашими ментальными и витальными частями на первый взгляд оправдывает теорию материалистов, что ум и жизнь лишь обстоятельства и результаты физической силы, а все их действия объяснимы активностью этой силы в животном теле.

В самом деле, полное подчинение ума и жизни телу — характерная особенность неразвитого человечества, и ещё в большей степени — особенность над-человеческого животного.

Согласно теории реинкарнации, те. кто не преодолел эту стадию в земной жизни, не могут после смерти подняться в ментальные или более высокие витальные миры. Вместо этого они должны вернуться снова в физические планы, чтобы поднять на более высокий уровень своё развитие в следующей земной жизни.

Потому что неразвитая физическая душа целиком подчинена материальной природе и её впечатлениям. И она должна использовать всё это чтобы продвинуться дальше, прежде, чем она сможет подняться по лестнице существования.

2-20-06. Более развитое человечество позволяет нам лучше и свободнее использовать все способности и переживания, которые мы получаем от витального и ментального планов …

Более развитое человечество позволяет нам лучше и свободнее использовать все способности и переживания, которые мы получаем от витального и ментального планов, учиться больше опираться на поддержку этих скрытых планов, менее поглощаться физическим, управлять и изменять изначальную природу физического существа более мощными витальными силами и энергиями мира желания, и более высокими и тонкими ментальными силами и энергиями из психических и интеллектуальных планов.

Благодаря такому развитию мы можем подниматься к более высоким уровням промежуточного существования, которые лежат между смертью и повторным рождением, лучше и быстрее использовать повторное рождение для ещё более высокого ментального и духовного развития.

Однако, даже в этом случае, в физическом существе, которое всё ещё определяет большую часть нашего пробуждённого "я", мы действуем без определённого осознания миров или планов, которые — источники нашего действия.

На самом деле, мы действительно осознаём и жизненный план, и ментальный план физического существа, но не сам план жизни и сам план ума, или более высокое и широкое витальное и ментальное существо, которым мы являемся позади завесы нашего обычного сознания.

И только на высокой стадии развития мы начинаем осознавать их. И даже тогда, обычно, только на фоне действия нашей пропитанной менталом физической природы.

В действительности, мы не живём на тех планах, потому что если бы жили, то мы могли бы очень быстро достичь сознательного контроля над телом через силу жизни, а контроля над телом и жизнью через суверенный ум.

Тогда мы бы могли определять нашу физическую и ментальную жизнь в очень значительной степени нашей волей и знанием, которые — хозяева нашего существа, и с помощью прямого действия ума на жизнь и тело.

Благодаря Йоге, такая способность превзойти физическое "я" и овладеть более высокими "я" может, в большей или меньшей степени, достигнута через возвышение и расширение осознания себя и через овладение собой.

2-20-07. Это можно сделать на стороне Пуруши, отстраняясь от физического "я" и его озабоченности физической природой, и через сосредоточение мысли и воли …

Это можно сделать на стороне Пуруши, отстраняясь от физического "я" и его озабоченности физической природой, и через сосредоточение мысли и воли, поднимаясь в витальное "я", а затем и в ментальное "я".

Поступая так, мы можем стать витальным существом и вытянуть физическое "я"в это новое сознание так, что мы станем осознавать тело, его природу и его действия как вторичные обстоятельства души Жизни, которой мы стали, используемые ею для ее отношений с материальным миром.

Появится некоторая отстранённость от физического существа, а потом и превосходство над ним. Появится ясное ощущение телесного существа как просто инструмента, или оболочки, которую легко отделить. Появится необычайная действенность наших желаний на наше физическое существо и жизненное окружение.

Появится глубокое ощущение силы и лёгкости в манипулировании и возможности направлять витальную энергию. Мы станем ясно осознавать эту энергию, потому что её действие будет ощущаться нами конкретно, в его тонких физических отношениях с телом, ощущаться в какой-то тонкой плотности, как энергия, которой может пользоваться наш ум.

Появится осознание плана жизни в нас над физическим планом и знание и контакт с существами мира желаний.

Вступят в действие новые силы — то, что обычно называют оккультными силами, или сиддхи.

Появится ощущение близости и симпатии с душой Жизни в мире и знание и ощущение эмоций, желаний, витальных импульсов других людей.

Всё это некоторые из признаков нового сознания, полученного через Йогу.

2-20-08. Но всё это принадлежит более низким ступеням духовного опыта, и едва ли более духовно чем физическое существование.

Но всё это принадлежит более низким ступеням духовного опыта, и едва ли более духовно чем физическое существование.

Точно так же нам нужно идти ещё выше и поднять себя в ментальное "я". Сделав это, мы можем стать ментальным "я" и втянуть в него физическое и витальное существо, так, чтобы жизнь, тело и их действия стали бы для нас второстепенными обстоятельствами нашего существа, используемые душой Ума, которой мы сейчас стали, для достижения тех её низших целей, что принадлежат материальному существованию.

И здесь точно так же, мы сначала накапливаем некоторую отстранённость от жизни и тела. И нам начинает казаться, что наша реальная жизнь происходит на совершенно другом плане, чем у материального человека. Она идёт в контакте с более тонким существованием, с более великим светом знания, чем земной, с намного более редкой и ещё более властной энергией.

Мы фактически находимся в контакте с ментальным планом, осознаём ментальные миры, можем общаться с его существами и силами.

С этого плана мы видим мир желаний и материальное существование как бы ниже нас, как вещи, которые мы можем сбросить с себя, если захотим, и которые на самом деле, легко отбрасываем, когда оставляем тело, если хотим находиться на ментальных или психических небесах.

 Но мы также можем, вместо того, чтобы быть такими далёкими и отстранёнными существами, стать выше жизни, тела, витальных и материальных планов и властно воздействовать на них с нашей новой высоты существования.

Для нас становится обычным другой вид динамики, отличающийся от физической или витальной энергии. Нечто, что мы можем назвать чистой энергией ума и силой души, то что развитое человеческое существо действительно использует, но производно и несовершенно. Но которое мы можем сейчас использовать свободно и зная её. А сила желания и физическое действие отходят на второй план и используются только с этой новой энергией позади них и как её случайные каналы.

Мы также начинам соприкасаться и чувствовать симпатию к Уму в космосе, мы начинаем осознавать его, понимаем его намерения, направления, мысле-силах, борьбу тонких сил позади всех событий, о которых обычный человек не знает, или может только смутно догадываться наблюдая то, что происходит на физическом плане.

Однако мы можем сейчас это видеть и чувствовать напрямую, ещё до того, как появится какой-либо физический признак или даже витальный намёк на их работу.

Мы также приобретаем знание и ощущение действия ума в других существах, как на физическом плане, так и на планах выше. И мы получаем высшие способности ментального существа — оккультные силы или сиддхи, но гораздо более редкого или тонкого вида чем те, что на витальном плане — они естественным образом пробуждаются в нашем сознании.

2-20-09. Однако, всё это — обстоятельства низшего тройного мира нашего существования, трайлоки, как его называли древние мудрецы.

Однако, всё это — обстоятельства низшего тройного мира нашего существования, трайлоки, как его называли древние мудрецы.

Живя на этих планах, мы, независимо от расширения нашей силы и нашего сознания, всё ещё живём внутри пределов космических богов. И подчиняемся, хотя и через более тонкое, лёгкое и изменённое подчинение, власти Пракрити над Пурушей.

Чтобы достичь реальной свободы и власти, нам нужно подняться на ещё более высокий уровень горы нашего существа, состоящей из множества плато.

 

 

2022 март 27 вс  — 2022 март 31 чт