-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-22

Виджняна или Гнозис

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 475-487)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXII. Виджняна или Гнозис

2-22-01. В нашем совершенном превышении себя мы выходим и поднимаемся от невежества или наполовину озарённого нашего ментального сознательного существа …

2-22-02. Это первая вершина, которая вступает в божественное совершенство, садхармья1), садришья2).

2-22-02c. сноски - садхармья, садришья

2-22-03. Так что же такое этот гнозис, и как нам его описать?

2-22-03c. сноски - буддхи

2-22-04. Даже самый чистый разум, самая озаряемая светом рациональная интеллектуальность — это не гнозис.

2-22-05. Интеллектуалы даже думают, что интуиция сама по себе это ничто иное, как быстродействующий процесс, при котором …

2-22-06. Но даже такое интуитивное рассуждение — не гнозис.

2-22-07. Можно культивировать и расширять использование интуитивного ума по мере того, как мы всё меньше и меньше полагаемся на рассуждающий интеллект.

2-22-08. Но даже если бы это трудное дело было бы хорошо сделано, всё же интуиция не превратилась бы в гнозис.

2-22-08c. сноски - ритамджьйотих, ритам, ритам джьоти

2-22-09. О природе гнозиса можно указать интеллекту только сопоставляя её с природой интеллекта.

2-22-10. У разума самый первый инструмент — наблюдение: общее, анализирующее, синтезирующее.

2-22-11. В то время, как разум движется от одного момента времени к другому, и то теряет, то находит, то снова теряет, и снова находит, гнозис …

2-22-12. Если бы мы описали бы гнозис таким, каким он есть в своём собственном сознании …

2-22-12c. сноска - бхадрам

2-22-13. Субстанция гностического или супраментального плана сделана из совершенных абсолютов всего, что здесь несовершенно и относительно …

2-22-14. Если смотреть умом, то есть три силы Виджняны.

2-22-14c. сноски - чайтанья, гхана, чидгхана, вьюха, самуха …

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXII. Виджняна или Гнозис

2-22-01. В нашем совершенном превышении себя мы выходим и поднимаемся от невежества или наполовину озарённого нашего ментального сознательного существа …

В нашем совершенном превышении себя мы выходим и поднимаемся от невежества или наполовину озарённого нашего ментального сознательного существа к более великому "я" мудрости и истины-силы над ним, чтобы жить там в безграничном свете божественного знания.

Ментальный человек, которым мы являемся превращается в гностическую душу, божество сознания-истины, в виджнянамайя Пурушу. Попав на этот уровень горы нашего восхождения мы оказываемся в плане бытия, совершенно ином чем это материальное, это витальное, это ментальное равновесие универсального духа. И вместе с этим изменением меняется всё наше видение и переживание нашей души жизни и мира вокруг нас.

Мы рождаемся в новом состоянии души и примеряем на себя новую природу. Потому что состояние Пракрити соответствует состоянию души.

При каждом переходе мирового восхождения, от материи к жизни, от жизни к уму, от связанного ума к свободному интеллекту, по мере того как подспудная, полупроявленная или уже проявленная душа поднимается на всё более и более высокий уровень существования, природа также возвышается в более высокое действие, в более широкое сознание, более обширную силу, к более интенсивному или обширному диапазону и радости существования.

Однако, переход от внутреннего "я" ума к "я" знания — это великий и решающий переход в Йоге. Это сбрасывание последнего влияния на нас космического невежества. Это наша прочная основа в Истине всех вещей, в сознании, которое бесконечно, вечно и не может быть затронуто темнотой, ложью, страданием или ошибкой.

2-22-02. Это первая вершина, которая вступает в божественное совершенство, садхармья1), садришья2).

Это первая вершина, которая вступает в божественное совершенство, садхармья1), садришья2). Всё остальное — лишь взгляд вверх, на это, или попытка уловить какие-то лучи его значения.

Самые высокие вершины ума или надразума всё еще приходят, окружённые поясом смягчённого невежества. Они могут отражать божественный Свет, но не могут передать его, не уменьшая его силу, нашим низшим элементам.

Всё то время, пока мы находимся в тройном слое — ума, жизни и тела, наша активная природа продолжает работать в силе невежества, даже если душа в Уме получает какую-то часть знания.

И даже если душа начала отражать или представлять всю широту знания в своём ментальном сознании, она не сможет правильно собрать это знание в силу действия.

В действии души может быть гораздо больше истины, но её бы всё ещё преследовали бы ограничения, она всё ещё была бы обречена на разделённость, которая не позволила бы ей действовать целостно, с силой бесконечности.

Сила божественно просветлённого ума могла бы быть огромной, по сравнению с обычными силами, но она всё ещё была бы подвержена неспособности и у неё не может быть совершенного соответствия между силой действующей волей и светом идеи, который её вдохновляет.

В этом состоянии может быть Присутствие бесконечного, но динамика действий природы всё ещё будет принадлежать низшей Пракрити. И она должна подчиняться своим трём видам действия и не сможет дать величию внутри неё никакой подходящей формы.

Это трагедия неспособности, разрыва между идеалом и действующей волей, нашей постоянной неспособности воплотить в живой форме и действии ту истину, которую мы чувствуем в нашем внутреннем сознании. Истину, которая преследует все устремления ума и жизни к божественности за ними.

Однако виджняна, или гнозис — это не просто истина, но сила истины. Это само действие бесконечной и божественной природы. Это божественное знание, единое с божественной волей в силе и восторге спонтанной, озарённой и неминуемой само-реализации.

Именно благодаря гнозису мы превращаем нашу человеческую природу в божественную.

2-22-02c. сноски - садхармья, садришья

1) садхармья (saadharmya) - однородность; обладание одинаковыми признаками; установление единого закона существования и действия с Божественным. Прим. из глоссария

2) садришья (saadrishya) - сходство, подобие. Прим. из глоссария

2-22-03. Так что же такое этот гнозис, и как нам его описать?

Так что же такое этот гнозис, и как нам его описать? Нам нужно избежать двух противоположных ошибок, двух заблуждений, которые искажают противоположные стороны истины гнозиса.

Она ошибка мыслителей, ограниченных интеллектом в том, что они считают виджняну синонимом другого индийского термина — буддхи*). А буддхи считают синонимом разума, различающего интеллекта, логического интеллекта.

Те системы, что принимают такое понимание, перескакивают сразу от плана чистого интеллекта к плану чистого духа. Они не видят никакой промежуточной силы, никакого божественного действия знания, иного, чем чистый разум.

Ограниченные человеческие средства установления истины принимаются за высочайшую возможную динамику сознания, за его самую высокую силу и изначальное движение.

Противоположная ошибка, заблуждение мистиков, отождествляет виджняну с сознанием Бесконечности, свободной от всяких представлений, или же отождествляет с представлением, вложенным в единую сущность мысли, потерянной для другого динамического действия в единой и неизменной идеи Единого.

Это чайтаньягхана Упанишад и это одно движение, или, скорее, одна из нитей многоаспектного движения гнозиса.

Гнозис, или Виджняна, это не только это концентрированное сознание бесконечной Сущности. Это также, и в тоже время, бесконечное знание бесчисленной игры Бесконечности.

Оно содержит все представления (не ментальные, а супраментальные), однако оно не ограничено представлением, и поэтому далеко превосходит все движения, исходящие из представлений. Гностическое представление по своему характеру это совсем не то, что интеллектуальное мышление. Это не то, что мы называем разумом, это не сконцентрированный интеллект.

Потому что разум — он ментален по своим методам, ментален в своих приобретениях, ментален в своей основе. Однако идеативный метод гнозиса — само-озарённый, сверхментальный. Его выбросы мысле-света — спонтанны, они совершаются не через приобретение, его мысле-основа — передача сознательных отождествлений, а не перевод впечатлений, рождённых через непрямые контакты.

Между этими двумя видами идей есть некое отношение, даже своего рода нарушенное тождество. Потому что одно тайно вытекает из другого. Ум рождается из того, что за пределами ума. Однако, они действуют на разных планах существования и каждая из этих двух идей подталкивает другую идти назад.

2-22-03c. сноски - буддхи

*) буддхи (buddhi) - интеллект; Мыслящий ум, высшая нормальная способность антахкараны, также называется манаса буддхи или ментальным разумом, чьи три формы — это привычный ум, прагматический ум и ум, ищущий истину. Буддхи как «проницательный ум и просвещенная воля» — это «по своей природе сила мысли и сила воли Духа, превращённая в низшую форму умственной деятельности» и, следовательно, «посредник между гораздо более высоким умом-Истиной, который сейчас не в нашем активном распоряжении, и который является прямым орудием Духа, и физической жизнью человеческого ума которая развивается в теле»; его способности восприятия, воображения, рассуждения и суждения соответствуют соответственно высшим способностям откровения, вдохновения, интуиции и различения, принадлежащим виджняне, которые могут действовать в уме, создавая «высшую форму буддхи, которую можно назвать интуитивным умом» или виджняна буддхи. В сложных выражениях слово «буддхи» иногда относится к особой индивидуальности или состоянию сознания и может быть переведено как «чувство», как в дасья буддхи, «чувство преданности». Прим. из глоссария

2-22-04. Даже самый чистый разум, самая озаряемая светом рациональная интеллектуальность — это не гнозис.

Даже самый чистый разум, самая озаряемая светом рациональная интеллектуальность — это не гнозис.

Разум или интеллект — это всего лишь низший буддхи. Его действие зависит от восприятий чувственного ума и от понятий ментального интеллекта.

Это не похоже на гнозис, который озаряет сам себя, который — подлинный, который делает субъекта единым с объектом. Действительно, существует более высокая форма буддхи, которую можно назвать интуитивным умом или интуитивным рассудком. И которая, благодаря своей интуиции, своему вдохновению, своему быстрому открывающему видению, своему озарённому прозрению и различению может выполнять работу рассудка, с более высокой силой, с более быстрым действием, с большей и спонтанной определённостью.

Эта форма действует в собственном свете истины, который не зависит от факелов чувственного ума и его ограниченного и колеблющегося восприятия. Он действует не через интеллектуальные, а через визионерские понятия: это своего рода истина-видение, истина-слышание, истина-память, прямое истина-различение.

Эту истинную и подлинную интуицию нужно отличать от силы обычного ментального рассудка, которую слишком легко с ним спутать, от силы запутанного рассуждения, которое получает свои выводы ограниченным способом, и которая не нуждается в обычных шагах логического ума.

Логическое рассуждение движется шаг за шагом и проверяет надёжность каждого шага, как человек, который идёт по шаткой почве и должен проверять нерешительным прикосновением ноги каждый клочок земли, который он видит перед глазами.

Но в гнозисе совершенно другой, сверхлогический процесс рассуждения — это движение частого озарения или быстрого различения. Оно движется или шагом, или прыжком, как человек, который прыгает с одного надёжного места на другую точку надёжной опоры для ног, или, по крайней мере он считает, что оно надёжное.

Он видит пространство, которое он охватывает в одном сжатом, быстро озаряющем взгляде, но он не оценивает и не измеряет глазами или прикосновением последствия, особенности или обстоятельства. В этом движении есть что-то от ощущения силы интуиции, что-то от её скорости, какое-то проявление её света и определённости, и мы всё время склонны принимать это движение за интуицию. Но это ошибка, и если мы поверим её, она может привести нас к грубым ошибкам.

2-22-05. Интеллектуалы даже думают, что интуиция сама по себе это ничто иное, как быстродействующий процесс, при котором …

Интеллектуалы даже думают, что интуиция сама по себе это ничто иное, как быстродействующий процесс, при котором всё действие логического ума совершается или быстро, или полусознательно, или подсознательно, а не вырабатывается преднамеренно при рассуждении.

Однако, по своей природе процесс работы логического ума совершенно другой, чем интуиция, и это не обязательно движение истины. Его сильный прыжок может закончиться спотыканием, его быстрота может предать, его уверенность слишком часто оказывается самоуверенной ошибкой.

Достоверность его выводов должна всегда зависеть от последующей проверки или подтверждения свидетельствами чувственных восприятий. Или же в этот процесс, чтобы объяснить логическому уму его собственные выводы, должна вмешиваться рациональная связь с интеллектуальными понятиями.

Этот низший свет действительно может очень легко воспринять некую смесь реальной интуиции и тогда создаётся псевдо-интуитивный или полу-интуитивный ум. Ум, который очень часто вводит в заблуждение своими частыми и яркими успехами, смягчающими водоворот чрезвычайно самоуверенных и ложных утверждений.

Истинная интуиция наоборот, несёт в себе свою собственную гарантию истины. Она надёжна и непогрешима в своих пределах. И пока это чисто интуитивное восприятие, которое не допускает в себя никакой смеси ошибок чувств и интеллекутальных представлений, то она никогда не противоречит опыту. Такая интуиция может быть потом перепроверена рассудком или чувственным восприятием, но его истина не зависит от такой проверки. Её истинность обеспечивается автоматической само-очевидностью.

И если рассудок, зависящий от своих выводов противоречит более великому свету, то в конце концов, при более обширном знании обнаруживается, что интуитивный вывод был более правильным, а более правдоподобное рациональное, основанное на выводах заключение было ошибкой.

Потому что настоящая интуиция исходит из само-существующей истины вещей и обеспечена именно этой само-существующей истиной, а не каким-либо непрямым, производным или зависимым способом достижения знания.

2-22-06. Но даже такое интуитивное рассуждение — не гнозис.

Но даже такое интуитивное рассуждение — не гнозис. Это всего лишь некая грань света сверхразума, прокладывающего себе путь через вспышки озарений в ментальность, подобно молнии в темных облачных местах.

Его вдохновения, откровения, интуиции, само-озарённые различения — это послания из более высокого плана знания, которые ищут подходящий способ попасть на наш более низкий уровень сознания.

Сам характер интуитивного ума создаёт пропасть огромного различия между его действием и действием гнозиса, который содержится сам в себе. В первую очередь, он действует при помощи разделённых и ограниченных озарений, и его истина часто ограничена узкой областью, или одним кратким пятном знания, что высвечена той единственной вспышкой молнии, с которой начинается его вмешательство, и которой оно заканчивается.

Мы видим действие инстинкта в животных — автоматическая интуиция в их витальном или чувственном уме, которая — самый высокий и самый надёжный инструмент, на который может опираться животное. Это так потому, что у животного нет человеческого света разума, а только более грубый и ещё плохо сформированный интеллект.

И мы можем сразу заметить, что чудесная истина этого инстинкта, который кажется более надёжным, чем разум, ограничена у птиц, зверей и насекомых какой-то частичной и ограниченной пользой, которой они допущены служить.

Если витальный ум животного пробует действовать за рамками этих ограничивающих пределов, он делает намного более грубые ошибки, чем разум человека, и ему приходится с трудом учиться последовательности чувственных переживаний.

Более высокая ментальная интуиция человеческого существа это внутренняя зрительная, а не чувственная и интуиция. Потому что она озаряет интеллект, а не чувственный ум, и это само-осознающий свет, а не полу-подсознательный и слепой. Она действует сама, свободно, а не как механический автомат.

Но всё же, даже если эта высокая ментальная интуиция не омрачена подражательной псевдоинтуицией, она ограничена в человеке. Она ограничена так же, как инстинкт в животном ограничен определённой целью воли или знания, как этот инстинкт ограничен частичной пользой для жизни или для цели Природы.

И когда интеллект, с его почти неизменной привычкой, пытается пользоваться интуицией, применять её, добавлять её, он выстраивает вокруг интуитивного ядра, в своей характерной манере, массу перемешанных между собой истин и ошибок.

Чаще всего, внося элемент чувственного заблуждения и понятийной ошибки в саму ткань интуиции, или же, покрывая её ментальными добавлениями и отклонениями, он не просто искажает, а коверкает её истину и превращает её в ложь.

Поэтому, в самом лучшем случае, интуиция даёт нам только ограниченный, хотя и интенсивный свет. В худшем — через наше неверное её использование или через ложное подражание ей, это может привести нас к затруднениям и путанице. Менее честолюбивый интеллектуальный разум старается их избегать, довольствуясь своим надёжным и неторопливым методом. Надёжным для более низших целей разума, хотя он и никогда и не был хорошим проводником к внутренней истине вещей.

2-22-07. Можно культивировать и расширять использование интуитивного ума по мере того, как мы всё меньше и меньше полагаемся на рассуждающий интеллект.

Можно культивировать и расширять использование интуитивного ума по мере того, как мы всё меньше и меньше полагаемся на рассуждающий интеллект.

Мы можем приучать наш ум чтобы он не цеплялся, как он это делает сейчас, за каждую отдельную вспышку интуитивного озарения для своих собственных второстепенных целей, чтобы он не превращал нашу мысль сразу в кристаллизующееся интеллектуальное действие вокруг неё.

Мы можем учить его думать в потоке последовательных и связанных между собой интуиций, проливать один свет на другой в сверкающей и побеждающей последовательности.

Мы преуспеем в этом трудном изменении, по мере того, как будем очищать мешающий интеллект. Если мы сможем уменьшить в нём элемент материального мышления, порабощённый внешними проявлениями, элемент витальной мысли, порабощённый желаниями, стремлениями, импульсами низшей природы, элемент интеллектуальной мысли, порабощённый нашими предпочитаемыми, уже сложившимися или близкими по духу идеями, концепциями, мнениями, наработанными операциями интеллекта, если мы сведём до минимума эти элементы, то мы сможем заменить их на интуитивное видение и ощущение вещей, интуитивное понимание явлений, интуитивную волю, и интуитивное представление.

Это достаточно нелегко для нашего сознания, естественным образом привязанного тройными узами ментальности, витальности, телесности с собственным несовершенством и невежеством, верхней, средней и низшей нитью, как говорится в Ведической притче о рабстве души, узами смешанной истины и лжи, которыми Шунахшепа был привязан к жертвенному столбу.

2-22-08. Но даже если бы это трудное дело было бы хорошо сделано, всё же интуиция не превратилась бы в гнозис.

Но даже если бы это трудное дело было бы хорошо сделано, всё же интуиция не превратилась бы в гнозис. Это стала бы только тонким его продолжением, входящим в ум, или его острым краем первого вхождения.

Различие, которое трудно показать иначе, чем через символы, можно выразить, если мы возьмём ведический образ, в котором Солнце представляет гнозис, а небеса, воздух и земля — это, соответственно, ментальность, витальность и физическое воплощение человека и вселенной.

Живя на земле, поднимаясь в воздух, или даже паря в небесах, ментальное существо, маномайя Пуруша, будет продолжать жить под лучами солнца а не в свете своего тела.

И в тех лучах он увидит вещи не такими, как они есть, а такими, как они отражаются в его органах зрения, искажённые его недостатками, или ограниченные в своей истине его ограничениями.

Но виджнянамайя Пуруша живёт в самом Солнце, в самой основе и сиянии истинного света*). Он знает, что этот свет — его собственное само-озарённое существо и он видит за пределами всего, что живёт в лучах этого солнца. Он видит всю истину низшей тройственности и каждую вещь в ней.

Он видит не через отражение в ментальном органе видения, а с помощью самого Солнца гнозиса в своих глазах. Потому что Солнце, как говорят Веды — это глаз богов.

Ментальное существо, даже в интуитивном уме, может воспринимать истину только через яркое отражение или ограниченное взаимодействие и подчинение ограничениям низшей способности ментального видения.

Но супраментальное существо видит её при помощи самого гнозиса, из самого центра и изливающегося источника истины, в её настоящей форме и при помощи своего собственного спонтанного и само-освещающего процесса.

Потому что Виджняна — это прямое и божественное знание, в противоположность непрямому и человеческому.

2-22-08c. сноски - ритамджьйотих, ритам, ритам джьоти

1) Так в Ведах называется Солнце — ритамджьйотих2).

Прим. Шри Ауробиндо.

2) ритам (ritam) - истина, правда; правильный порядок; правда факта и договоренности; «упорядоченная истина активного бытия», один из трех терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьямритам брихат).

ритам джьоти (ritam jyoti) - свет-истина; свет божественной истины. Прим. из глоссария.

2-22-09. О природе гнозиса можно указать интеллекту только сопоставляя её с природой интеллекта.

О природе гнозиса можно указать интеллекту только сопоставляя её с природой интеллекта. И даже тогда фразы, которые нам придётся использовать не смогут пролить свет, если они не будут подкреплены некоторым количеством реального опыта. Потому что какой язык, выкованный разумом, сможет выразить сверхрациональное?

По существу, различие между этими двумя силами в том, что ментальный разум движется, с трудом, от невежества к истине. А гнозис сам по себе находится с истиной в прямом контакте. У него есть непосредственное видение, и он легко и постоянно владеет истиной, и ему не нужно что-то искать или вообще что-то делать.

 Разум начинает с внешних проявлений и работает, никогда, или очень редко, не теряя хотя бы частичной зависимости от внешних проявлений, чтобы прийти к истине за ними.

Гнозис начинает с истины и показывает внешние проявления в свете этой истины. Гнозис сам по себе — основа этой истины и её дух.

Разум работает при помощи выводов, он делает умозаключения. А гнозис работает через отождествление или видение. Он является этим, он видит, он знает. Так же непосредственно, как физическое зрение видит и понимает внешние проявления объектов, точно так же, но намного более непосредственно, гнозис видит и понимает истину происходящего.

А там, где физическое чувство вступает в отношение с объектами через скрытый контакт, гнозис вступает в тождество с вещами через открытое единство. Таким образом, он способен знать все вещи, так же, как человек знает о своём существовании — просто, убедительно, напрямую.

Для разума прямое знание, пратьякша, это только то, что дают ему чувства. Остальная истина приходит к нему косвенным образом. Для гнозиса любая его истина — это прямое знание, пратьякша.

Поэтому истина, добытая интеллектом — это приобретение, над которым всегда висит некоторая тень сомнения, незавершённость, окружающая полумрак ночи и невежества, или полузнания, возможность изменения или уничтожения этой истины другим знанием.

Истина же гнозиса свободна от сомнений, она самоочевидна, самосуществующая, неопровержима и абсолютна.

2-22-10. У разума самый первый инструмент — наблюдение: общее, анализирующее, синтезирующее.

У разума самый первый инструмент — наблюдение: общее, анализирующее, синтезирующее. Он помогает себе сравнением, противопоставлением и аналогией. Он идёт от опыта к непрямому знанию через логический процесс дедукции, индукции, все виды выводов. Он опирается на память, выходит за пределы себя при помощи воображения. Убеждает себя с помощью суждений. Всё это процессы нащупывания и поиска.

Гнозис не ищет, он уже владеет. Или же, если ему нужно что-то осветить, он даже тогда не ищет. Он раскрывает, он озаряет.

В сознании, которое превратилось из интеллекта в гнозис, воображение должно замениться на истину-вдохновение, ментальное суждение должно уступить своё место само-озарённому различению.

Медленный и спотыкающийся логический процесс, идущий от рассуждения к выводу, будет вытеснен быстрым интуитивным действием. Заключение или факт будут увидены сразу, сами по себе, при помощи своего само-достаточного свидетеля.

И все признаки, при помощи которых мы приходим к заключению или факту, будут увидены сразу, вместе с ним же, в том же самом всестороннем образе, но не как признаки, а как его внутренние условия, связи и отношения, как его составляющие части, или как крылья его обстоятельств.

Ментальное и чувственное наблюдение заменится на внутреннее видение, которое использует эти инструменты как каналы, но которое не зависит от них. Будет не так, как с нашим умом, который становится слепым и глухим без органов физических чувств. И такое видение будет видеть не просто вещь, но всю его истину, его силы, энергии, его внутренние составляющие.

Наша ненадёжная память отойдёт в сторону и на её место придёт озарённое обладание знанием, божественная память, которая отличается от хранилища чего-то накопленного. Вместо этого, она владеет всеми вещами и всегда держит их в сознании. Это будет память сразу и прошлого, и настоящего, и будущего.

2-22-11. В то время, как разум движется от одного момента времени к другому, и то теряет, то находит, то снова теряет, и снова находит, гнозис …

В то время, как разум движется от одного момента времени к другому, и то теряет, то находит, то снова теряет, и снова находит, гнозис господствует над временем в едином взгляде и вечной силе. Гнозис связывает прошлое, настоящее и будущее в их неразделимых связях, в единую непрерывную карту знания, где они существуют бок о бок.

Гнозис начинает с тотальности, которой он обладает непосредственно. Он видит части, группы и детали только соотнося их с тотальностью и в одном видении с ней.

Ментальный разум вообще не может видеть тотальность, и он не знает полностью ничего целого, кроме как исходя из анализа и синтеза частей, различных множеств и деталей. Иначе его целостный взгляд всегда будет неясным представлением, или несовершенным охватом, или запутанным итогом из неясных черт.

Разум имеет дело с составляющими частями, процессами и свойствами. Он тщетно пытается выстроить из этого идею вещи в себе, её реальности, её сути.

А гнозис видит в первую очередь вещь в себе, проникает к её изначальной и вечной природе, и добавляет её процессы и свойства только как само-выражение природы этой вещи.

Разум живёт в многообразии и он — узник этого многообразия. Он взаимодействует со всеми вещами по отдельности и трактует каждую вещь как отдельное существование, так же, как он имеет дело с отрезками Времени и делениями Пространства.

Он видит единство только в сумме этого, или устраняя многообразие, или как общую идею и не наполненный смыслом образ.

А гнозис живёт в единстве и знает при помощи этого единства всю природу различий. Он отталкивается от единства и видит различия только как различия единства. Он видит не различия, из которых состоит нечто одно, а единство, состоящее из своего собственного многообразия.

Гностическое знание, гностическое чувство не видят никакого реального деление. Оно не рассматривает вещи отдельно, как если бы они были независимы от их истинного и изначального единства.

Разум же имеет дело с конечным и он беспомощен перед бесконечным. Он может воспринимать бесконечное как неопределённое расширение в котором действует конечное. Однако само по себе бесконечное ему трудно представить и он не может вообще это понять или в это проникнуть.

А гнозис существует, видит и живёт в бесконечном. Он всегда отталкивается от бесконечного и знает конечные вещи только в их отношениях с бесконечным и в смысле бесконечного.

2-22-12. Если бы мы описали бы гнозис таким, каким он есть в своём собственном сознании …

Если бы мы описали бы гнозис таким, каким он есть в своём собственном сознании, а не тем несовершенным способом, каким мы описываем его сейчас, противопоставляя нашему разуму и интеллекту, то мы едва ли смогли бы говорить о нём иначе как в образах и символах.

И прежде всего нам нужно помнить, что гностический уровень, Махат, Виджняна — это не высший план нашего сознания, а средний, или связующий план.

Помещённый между триединой славой абсолютного Духа, бесконечного существования, сознания и блаженства Вечного и нашим низшим тройственным существом и природой, он стоит там словно некая посредническая, формулирующая, организующая и созидающая мудрость, сила и радость Вечного.

В гнозисе Сатчитананда собирает свет своего недоступного для нашей мысли существования и изливает его на душу в форме и силе божественного знания, божественной воли и божественного блаженства существования.

Это как если бы бесконечный свет был собран в плотном солнечном шаре и изливался бы на всё, что зависит от солнца, в сиянии, которое продолжается вечно.

 Но гнозис это не только свет, это ещё и сила. Это — созидающее знание, это действующая сама по себе истина божественной Идеи.

Эта идея не творческое воображение, не что-то что создаёт в пустоте, но свет и сила вечной субстанции, истина-свет, наполненная истиной-силой. И она выявляет то, что скрыто присутствует в существованию. Она не создаёт какой-то фикции, которой никогда не было в существовании.

Можно представить себе, что гнозис — это излучающая световая субстанция вечного Существования. Каждый луч — истина.

Воля в гнозисе — это сознательная сила вечного знания. Она вбрасывает сознание и субстанцию существования в непогрешимые формы истины-силы, формы, которые воплощают идею и делают её безошибочно действенной. И эта воля вырабатывает каждую истину-силу и каждую истину-форму спонтанно и правильно, в соответствии с их природой.

Поскольку оно несёт эту созидающую силу божественной Идеи, Солнце, владыка и символ гнозиса, описывается в Ведах как Свет, который — прародитель всех вещей. Как Сурья Савитри, как Озарённая Мудрость, несущая свет в проявленное существование.

Это творение вдохновляется божественным восторгом, вечной Анандой. Оно наполнено радостью своей собственной истины и силы, оно творит в блаженстве, оно творит из блаженства, оно творит то, что наполнено блаженством.

Поэтому мир гнозиса, супраментальный мир — это истинное и счастливое творение, ритам, бхадрам*), поскольку всё в нём разделяет совершенную радость, создавшую его.

Божественное сияние не отклоняющегося от своего курса знания, божественная сила неизменной воли и божественная лёгкость непоколебимого блаженства — это природа или Пракрити души в сверхразуме, в виджняне.

2-22-12c. сноска - бхадрам

*) бхадрам - хорошо, прекрасно; счастливо, радостно; к счастью. Прим. из словаря.

2-22-13. Субстанция гностического или супраментального плана сделана из совершенных абсолютов всего, что здесь несовершенно и относительно …

Субстанция гностического или супраментального плана сделана из совершенных абсолютов всего, что здесь несовершенно и относительно, и его движения из примирённых взаимоблокировок и счастливого слияния всего, что здесь противоположно.

Потому что за видимостью этих противоположностей скрываются их истины, а истины Вечного не конфликтуют друг с другом.

Противоречия нашего ума и нашей жизни в сверхразуме преобразуются в их собственный истинный дух, связанный вместе со всем и выглядят как оттенки и цвета вечной Реальности и всё всегда существующей Ананды.

Сверхразум или Гнозис — это высшая Истина, высшая Мысль, высшее Слово, высшее Видение, высшая Идея-Воля. Это внутреннее и внешнее расширение Бесконечности, которая за Пространством. Это неограниченное Время Вечного, который — вне времени, это высшая гармония всех абсолютов Абсолюта.

2-22-14. Если смотреть умом, то есть три силы Виджняны.

Если смотреть умом, то есть три силы Виджняны.

Его высшая сила знает и воспринимает в себя сверху всё бесконечное существование, сознание и блаженство Ишвары. В своей самой высокой высоте это абсолютное знание и сила вечной Сатчитананды.

Его вторая сила концентрирует Бесконечное в плотном озарённом сознании, чайтанья1) гхана2), или чидгхана3), состоянии зародыша божественного сознания, в котором — все нерушимые принципы божественного существования, живые и конкретные, и все неизменные истины божественной идеи-сознания и божественной природы.

Его третья сила приносит или освобождает всё это при помощи эффективного представления, видения, подлинного отождествления божественного знания, движения божественной силы-воли, вибрации интенсивности божественного восторга в универсальной гармонии, в безграничном разнообразии, в многоуровневом ритме их сил, форм и взаимодействия жизненных последствий.

Ментальный Пуруша, поднимаясь в виджнянамайю, должен подняться в эти три силы.

Ему нужно, преобразуя свои движения в движения гнозиса, превратить своё ментальное восприятие, свои представления, волю, удовольствие в сияние божественного знания, пульсацию божественной силы воли, в волны и потоки морей божественного восторга.

Ему нужно преобразовать свою сознающую ткань ментальной природы в чидгхану или плотное, само-озарённое сознание.

Ему нужно трансформировать свою субстанцию сознания в гностическое "я" или я-Истину бесконечной Сатчитананды.

Эти три движения описаны в Иша Упанишаде. Первое, называемое вьюха4), это выстраивание лучей Солнца гнозиса в порядке сознания-Истины. Второе, называемое самуха5) — собирание вместе этих лучей в основу Солнца гнозиса. Третье — видение самой прекрасной формы этого Солнца из всех, в которых душа самым сокровенным образом владеет своим единством с бесконечным Пурушей.6)

Высочайшее — и над ним, и внутри него, и вокруг него, и везде вообще. И душа, обитающая в этом Высочайшем и единая с ним — это бесконечная сила и истина Божественного, сосредоточенная в её собственной сосредоточенной природе озарённой души — излучающая свет деятельность божественного знания, воли и радости, совершенные в естественном действии Пракрити — вот фундаментальное переживание трансформированного ментального существа, преобразованная, реализовавшаяся и возвысившаяся в совершенстве гнозиса.

2-22-14c. сноски - чайтанья, гхана, чидгхана, вьюха, самуха …

1) чайтанья (chaitanya) - сознание; то же самое, что и чит. Прим. из глоссария.

2) гхана (ghana) - глубокая; (имеется в виду рупа) плотный; плотная масса. Прим. из глоссария.

3) чидгхана (chidghana) - «плотный свет сущностного сознания», принадлежащий виджняне или гнозису, «в котором может быть интенсивная полнота Ананды»: «плотное светящееся сознание»… начальное состояние божественного сознания, в котором содержатся живые и конкретные все неизменные принципы божественного существа и все нерушимые истины божественного сознания-идеи и природы»; сокращение от чидгхана ананда. Прим. из глоссария.

4) вьюха (vyuha) - приведённые в единое целое лучи солнца знания. [см. Иша Упанишада 16]. Прим. из глоссария.

5) самуха (samuha) - собирать воедино лучи солнца знания [см. Иша Упанишада 16] Прим. из глоссария.

6) Сурья рашмин вьюха самуха теджо йат те кальянатамам рупам тат те пасьями йо сав асау пурушах со хам асми.

Веда описывает план виджняны как ритам сатьям брихат, как Правду, Истину, Широту. Это та же тройственная идея, но выраженная другим образом. Ритам — это действие божественного знания, воли и радости в границах истины, игра сознания-истины. Сатьям — это истина существа, которое так поступает, динамическая суть сознания-истины. Брихат — это бесконечность Сатчитананды, из которой происходят два других и в которой они находят основу. Прим. Шри Ауробиндо

 

 

 

2022 апр 03 вс — 2022 апр 13 ср — 2022 апр 16 сб