-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-23

Условия достижения Гнозиса

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 488-497)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXIII. Условия достижения Гнозиса

2-23-01. Знание — первый принцип Виджняны, но знание — не единственная его сила.

2-23-02. В ментальном существе чувственный ум или интеллект это первоначальный и главный принцип.

2-23-03. Человек, по своему принципу, это ментальное существо, но существо, которое живёт не в мире ума, а преимущественно в физическом существовании.

2-23-04. Всё становится по-другому, когда мы переходим от ума к гнозису.

2-23-05. Этой всеобщности невозможно достичь в её полноте то тех пор, пока мы продолжаем чувствовать себя, как мы чувствуем сейчас, сознанием, живущем в индивидуальном уме, жизни и теле.

2-23-05c. Прим. Шри Ауробиндо

2-23-06. Но этот центр и такое действие — свободно, не связано, не зависит от физической машины, не привязаны к узкому эго-чувству.

2-23-07. В этом состоянии сознания бесконечное становится для нас первичной, настоящей реальностью, той единственной вещью, которая непосредственно и ощутимо истинна.

2-23-08. Это чувство бесконечности и обладания бесконечностью — основа.

2-23-08c. примечание Шри Ауробиндо и сноски

2-23-09. Знание и Сила, или Воля — потому что всякая сознательная сила это воля — две стороны действия сознания.

2-23-10. Когда желание уходит насовсем, то горе и все внутренние страдания так же уходят.

2-23-11. Таким образом, существо Виджняны во всех своих активностях является игрой совершенного знания-силы, воли-силы, восторга-силы …

2-23-12. В Виджняне мы находим правильное отношение и действие Пуруши и Пракрити.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXIII. Условия достижения Гнозиса

2-23-01. Знание — первый принцип Виджняны, но знание — не единственная его сила.

Знание — первый принцип Виджняны, но знание — не единственная его сила. План сознания-Истины, как любой другой план, основывается на том частичном принципе, который — естественный ключ ко всем его движениям. Однако он не ограничивается этим принципом, он содержит и все другие силы существования.

Только характер и действие этих других сил видоизменяются и формируются в соответствии с изначальным и главным законом этого плана. Интеллект, жизнь, тело, воля, сознание, блаженство — всё это становится озарённым, пробуждённым, наполненным божественным знанием.

И на самом деле движение Пуруши-Пракрити происходит везде. Это ключевое движение всей иерархии и ступенчатых гармоний проявленного существования.

2-23-02. В ментальном существе чувственный ум или интеллект это первоначальный и главный принцип.

В ментальном существе чувственный ум или интеллект это первоначальный и главный принцип. Ментальное существо в мире ума, который для него родной, находится в своём центральном и определяющем природном интеллекте. Оно — это центр интеллекта, многообразного движения интеллекта, воспринимающего и проливающего свет действия интеллекта.

У ментального существа есть интеллектуальное ощущение своего существования, интеллектуальное ощущение иного существования, нежели его, интеллектуальное ощущение собственной природы и своих действий, а также действий других, интеллектуальное ощущение природы вещей и людей и их отношений с ним и друг с другом.

Из этого состоит его переживание существования. У него нет другого знания о существовании, нет знания о жизни и материи, кроме того, что они становятся для него ощутимыми и могут быть охвачены его ментальным интеллектом. То, что он не ощущает и не воспринимает, для него практически не существует. Или, по крайней мере, чуждо его миру и его природе.

2-23-03. Человек, по своему принципу, это ментальное существо, но существо, которое живёт не в мире ума, а преимущественно в физическом существовании.

Человек, по своему принципу, это ментальное существо, но существо, которое живёт не в мире ума, а преимущественно в физическом существовании. Человек — это ум, помещённый в Материю и обусловленный Материей.

Поэтому он вынужден начинать с действия физических чувств, которые все являются каналами для контактов с материей. Он начинает не с чувственного ума.

Но даже в этом случае он не использует и не может свободно использовать ничего, что передают ему эти физические органы, до тех пор, пока это не будет захвачено чувственным умом и не превращено в материал и нечто, получившее оценку для его интеллектуального существа.

То, что в низшем подчеловеческом, подментальном мире является праническим, нервным, динамическим действием и реакцией, то, что очень хорошо протекает без всякой необходимости перевода в термины ума, в ментальном человеке должно быть поднято и предложено какой-нибудь разновидности интеллекта.

Чтобы оно стало характерно человеческим, оно должно стать, во-первых, чувством силы, чувством желания, чувством воли, чувством интеллектуальной воли-действия или ментально осознанным чувством силы-действия.

Его низший восторг существования транслирует себя в чувство ментального или ментализированного витального или физического удовольствия, и в его извращённую форму боли. Или же оно транслирует себя в ментальное или ментализированное чувство-ощущение симпатии и неприязни, или же в понимание восторга или отсутствия восторга — всё это явления интеллектуального чувственного ума.

И по этой же причине то, что выше него, и то что вокруг него, и в чём он живёт — Бог, универсальное существование, космические Силы — для него несуществующее и нереальное. И так до тех пор, пока его ум не пробудится к ним, и пока не получит, пока ещё не их настоящую истину, но какую-либо идею, наблюдение, вывод, воображаемый образ сверхчувственных вещей, некоторое ментальное ощущение Бесконечного, некоторое интеллектуальное интерпретирующие сознание сил какого-то сверх-"я" над ним и которые вокруг него.

2-23-04. Всё становится по-другому, когда мы переходим от ума к гнозису.

Всё становится по-другому, когда мы переходим от ума к гнозису. Потому что в там прямое неотъемлемое знание это центральный принцип.

Гностическое (вижднянамайя) существо по своему характеру является сознанием-истиной, центром и окружностью истинного видения вещей, многообразным движением или тонким телом гнозиса. Его действие — это самоосуществляющееся и проливающее свет действие силы-истины вещей, согласно внутреннему закону их глубочайшего истинного "я" и природы.

Это та истина вещей, к которой нам нужно прийти прежде, чем мы сможем войти в  гнозис. Потому что всё существует в этой истине и все происходит из неё на гностическом плане.

И эта истина, прежде всего, истина объединения, единства, но объединения, которое порождает разнообразие, объединение в множественности и ещё — это объединение всегда в неотменяемом единстве.

Состояние гнозиса, условие существования виджнянамайи, просто невозможно без полного и тесного само-отождествления себя со всем существованием и со всеми существами, без всеобщего проникновения, всеобщего включения или содержания в себе, определённого всё-во-всём.

Гностический Пуруша обычно осознаёт себя как бесконечное. И ещё обычно у него сознание, которое содержит в себе весь мир и превышает его. Он не похож на разделённое ментальное существо, которое обычно привязано к сознанию, чувствующем себя внутри мира, чувствующим себя частью мира.

Из этого следует, что освобождение от ограничивающего и сковывающего эго — это первый элементарный шаг к существу гнозиса. И пока мы живём в эго, бесполезно надеяться на эту высшую реальность, на это обширное самоосознание, на это истинное знание себя.

Малейшее возвращение к эго-мысли, к эго-действию, к эго-воли возвращает сознание, выпавшее из той гностической Истины, которую оно достигло, в ложь разделённой природы ума.

Надёжная всеобщность существования это сама основа такого несущего свет, высшего сознания. Отказываясь от всякой жёсткой обособленность (но получая вместо этого определённую трансцендентную высоту или независимость), нам нужно ощутить себя едиными со всеми вещами и существами, отождествлять себя с ними, начинать осознавать их как себя, чувствовать их существо как своё собственное, восхищаться их сознанием как частью своего сознания, входить в контакт с их энергиями так же сокровенно, как и со своей энергией, учиться тому, как быть "я", которое едино со всеми.

Конечно, это единство не всё что нужно, но это — первое его условие и без него не может гнозиса.

2-23-05. Этой всеобщности невозможно достичь в её полноте то тех пор, пока мы продолжаем чувствовать себя, как мы чувствуем сейчас, сознанием, живущем в индивидуальном уме, жизни и теле.

Этой всеобщности невозможно достичь в её полноте то тех пор, пока мы продолжаем чувствовать себя, как мы чувствуем сейчас, сознанием, живущем в индивидуальном уме, жизни и теле.

Должен произойти определённый подъём Пуруши из физического и даже ментального в тело виджнянамайи.

Ни мозг, ни его соответствующий ментальный "лотос" больше не могут оставаться центром нашего мышления. Ни сердце, ни соответствующий ему "лотос", больше не могут оставаться инициирующим центром нашего эмоционального и чувственного существа.

Сознательный центр нашего существа, нашей мысли, нашей воли и действия, и даже изначальной силы наших ощущений и эмоций поднимается из тела и ума и занимает свободное положение над ними.

У нас больше нет чувства, что мы живём в теле. Наоборот, мы ощущаем, что находимся над ним, в качестве его хозяина, обладателя или Ишвары. И в то же время мы окружаем его более широким сознанием, чем сознание заключённого в тюрьму физического чувства.

И после этого мы начинаем осознавать, но с весьма живой силой реальности, и это осознание нормально для нас и непрерывно, то, что имели в виду мудрецы, которые говорили о душе, несущей тело, или когда они говорили что не душа находится в теле, а наоборот, тело содержится в душе.

Именно над телом, а не из мозга, мы будем мыслить и желать. Действия мозга станут только ответом и движением физического механизма на толчки мысле-силы и воли-силы сверху.

Всё будет начинаться из того, что выше. Там, выше происходит всё то, что в гнозисе соответствуют нашей теперешней ментальной деятельности.*)

2-23-05c. Прим. Шри Ауробиндо

*) Многие, если не все, из этих условий гностического изменения могут и на самом деле должны быть выполнены задолго до того, как мы достигнем гнозиса. Но поначалу несовершенно, как бы в размышлении, в самом высшем уме. И более полно в том, что мы можем назвать сознанием надразума, сознание, которое находится между нашей ментальностью и гнозисом. Прим. Шри Ауробиндо.

2-23-06. Но этот центр и такое действие — свободно, не связано, не зависит от физической машины, не привязаны к узкому эго-чувству.

Но этот центр и такое действие — свободно, не связано, не зависит от физической машины, не привязаны к узкому эго-чувству.

Этот центр не вовлечён в тело. Он не заперт в отделённом ощущении индивидуальности, ищущей неуклюжих контактов с внешним миром, или отыскивающей ощупью свой собственный более глубокий дух.

Потому что в этом великом преобразовании мы начинаем владеть сознанием, которое не заперто в порождающую коробку, а которое свободно проникает и которое, самосуществующее, распространяется повсюду. У него есть центр, или может быть центр, но центр нужен для удобства индивидуального действия. Он не жёсткий, не существенный, не отделяющий.

Сама природа нашей сознательной деятельности отныне становится всеобщей. Единая с тем всеобщим существованием, она движется от всеобщности к гибкой и изменчивой индивидуализации.

Она становится сознанием бесконечного существа, которое действует всегда во всеобщности, хотя и делает акцент на индивидуальную структуру своих энергий.

Но этот акцент скорее выделяющий, чем отделяющий. И эта структура теперь не то, что мы сейчас понимаем под индивидуальностью. Больше нет маленькой ограниченной, сконструированной личности, запертой в формулу собственного механизма.

Такое состояние сознания настолько ненормально для нашего нынешнего образа жизни, что рациональному человеку, который не обладает им, оно может показаться невозможным, или даже состоянием отчуждения. Но хотя бы однажды войдя в это состояние, он будет точно так же оправдывать себя перед ментальным интеллектом своим большим спокойствием, свободой, светом, силой, действенностью воли, поддающейся проверке истинностью представлений и чувств.

Потому что это условие начинается уже на более высоких уровнях освобождённого ума. И поэтому может частично ощущаться и быть понято интеллектуальным умом. Однако, оно поднимается до совершенного владения собой только когда оно оставляет позади ментальные уровни, только в супраментальном гнозисе.

2-23-07. В этом состоянии сознания бесконечное становится для нас первичной, настоящей реальностью, той единственной вещью, которая непосредственно и ощутимо истинна.

В этом состоянии сознания бесконечное становится для нас первичной, настоящей реальностью, той единственной вещью, которая непосредственно и ощутимо истинна.

Для нас становится невозможным думать или представлять конечное отдельно от нашего фундаментального ощущения бесконечности. Бесконечности, в которой одной только и может жить конечное, может формировать себя, может иметь какую-либо  реальность и длиться во времени.

До тех пор, пока эти конечные ум и дело являются для нашего сознания первым фактом нашего существования и основой всего нашего мышления, ощущения и желаний, до тех пор, пока конечное для нас будет оставаться естественной реальностью из которой мы можем время от времени, или даже часто подниматься к идее и чувству бесконечного, до тех пор мы будем очень далеки от гнозиса.

На плане гнозиса бесконечное это одновременно и наше естественное сознание бытия, и его первый факт, и наша ощутимая субстанция.

Бесконечное станет для нас очень конкретной основой, из которой все конечные формы порождают себя. А его неограниченные неисчислимые силы будут источником всех наших мыслей, желаний и восторга.

Но эта бесконечность это не только бесконечность проникновения или протяжённости, в которой все формируется и происходит. За этой неизмеримой протяженностью гностическое сознание всегда осознаёт внутреннюю бесконечность, которая вне пространства.

Именно через эту двойную бесконечность мы придём сущностному бытию Сатчитананды, к наивысшему внутреннему "я" нашего существа и к тотальности нашего космического существования.

И тогда для нас откроется беспредельное существование, которое мы ощущаем как бесконечность над нами, в которую мы пытаемся подняться и бесконечность вокруг нас, в которой мы стремимся растворить наше отдельное существование.

Потом мы расширяемся в него и поднимаемся. Мы вырываемся из эго в его обширность и остаёмся им навсегда.

2-23-08. Это чувство бесконечности и обладания бесконечностью — основа.

Это чувство бесконечности и обладания бесконечностью — основа. И только когда оно достигнуто, мы можем двигаться дальше, к некоторой нормальности супраментального представления, восприятия, ощущения, отождествления, осознания.

Потому что даже это ощущение бесконечного — только начальное основание и нужно сделать гораздо больше, прежде чем сознание сможет стать динамически гностическим.

Супраментальное сознание — это игра высшего света. На свете есть много других видов света, других уровней знания, выше чем ум человека, которые могут открыться в нас и воспринимать или отражать что-то из этого сияния даже до того, как мы поднимемся в  гнозис.

Но чтобы управлять этим светом, или полностью обладать им, нам нужно в первую очередь войти в него и стать существом высшего света. Нам нужно преобразовать наше сознание в то сознание. Его принцип и сила осознания себя и осознания всего через отождествление должно стать настоящей тканью нашего существования.

Потому что наши пути и способы знания и действия обязательно должны соответствовать природе нашего сознания. И что должно радикально измениться, так это именно сознание, если мы хотим управлять этой высшей силой знания, а не только изредка наблюдать её визиты.

Но эта высшая сила знания не ограничивается более высокой мыслью или действием некой разновидности божественного разума. Она делает все наши теперешние способы знания неимоверно шире, активнее и действеннее там, где они сейчас закрыты, слепы, бесплодны и превращает их в высокую и интенсивную воспринимающую активность Виджняны.

Таким образом она поднимает наше чувственное действие и освещает его даже на его обычном поле действия так, что мы получаем истинное ощущение вещей.

Но кроме этого, она позволяет чувственному уму получить прямое восприятие внутренних явлений, так же, как и внешних. Она позволят ощущать, принимать, воспринимать, к примеру, мысли, чувства, ощущения, нервные реакции того объекта, на который она направлена.1)

Она использует тонкие чувства так же, как и физические чувства и спасает их от ошибок. Она даёт нам знание, переживание планов существования, отличающихся от материального, к которому невежественно привязан наш обычный ум. И тем самым она расширяет для нас мир.

Точно так же она преобразует ощущения и придаёт им их полную интенсивность, так же как и их полную удерживающую силу. В нашей обычной ментальности полная интенсивность ощущений невозможна, потому что у неё нет возможности удерживать и поддерживать вибрации за пределами определённого уровня силы. Иначе ум и тело разрушились бы от шока или от слишком длительного напряжения.

Она так же поднимает элемент знания в наших чувствах и эмоциях, потому что наши чувства тоже содержат некую силу знания и силу осуществления, которую мы не видим и не поддерживаем нужным образом. И в то же время, она освобождает их от своих ограничений и своих ошибок и искажений.

Потому что во всех вещах гнозис — это Истина, это Правильное, это высший Закон, деванам3) адабдхани4) вратани5).

2-23-08c. примечание Шри Ауробиндо и сноски

1)  Эта сила, говорит Патанджали, приходит через "самьяму"2) на объекте. Но это для ума, в гнозисе нет необходимости в самьяме. Потому что такой способ восприятия — естественное действие Виджняны. Прим. Шри Ауробиндо

2) самьяма (samyama) - самоконтроль; концентрация; идентификация; пребывание сознания на объекте до тех пор, пока ум наблюдателя не станет единым с наблюдаемым, и содержимое объекта, включая его прошлое, настоящее и будущее, будет известно изнутри. Прим. из глоссария

3) devana - блеск, сияние. Прим. из словаря.

4) adabha - невредимый; уверенный; прочный, надёжный; верный. Прим. из словаря.

5) vrata - воля, приказ; закон; поручение; господство; образ жизни; привычка; обряд, ритуал; обет. Прим. из словаря.

2-23-09. Знание и Сила, или Воля — потому что всякая сознательная сила это воля — две стороны действия сознания.

Знание и Сила, или Воля — потому что всякая сознательная сила это воля — две стороны действия сознания. В нашей ментальности они разделены.

Первой приходит идея. Воля приходит, спотыкаясь, после неё или даже восстаёт против идеи, или используется как несовершенный инструмент с плохими результатами.

Или же, наоборот, воля приходит первой, вместе со слепой или полу-видящей идеей в ней и делает что-то в замешательстве, о чём правильное понимание мы получаем уже после.

Между этими силами у нас нет единства, нет полного понимания. Или же нет совершенного соответствия между тем, что возникло и тем, что получилось.

У индивидуальной воли нет гармонии со всеобщей волей. Она пытается выйти за пределы всеобщей воли и или же довольно скоро не достигает своего результата, или же уклоняется от цели, или же борется против всеобщей воли. Она не знает ни времён, ни периодов Истины, ни её степени и меры.

Виджняна поднимает эту волю и первым делом приводит её в гармонию, а затем и в единство с истиной супраментального знания. В этом знании идея в отдельном человеке едина с идеей во всеобщем. Так происходит потому, что и та и другая возвращаются к истине высшего Знания и трансцендентной Воли.

Гнозис поднимает не только нашу интеллектуальную волю, но и наши стремления, желания, и даже то, что мы называем низшими желаниями, инстинкты, импульсы, область действия чувств и ощущений и преобразует их.

Они перестают быть стремлениями и желаниями, потому что, во-первых, перестают быть личными, и затем они перестают быть той борьбой за недостижимое, которую мы называем вожделением и желанием.

Это уже не слепая, или полуслепая тяга инстинктивной или интеллектуальной ментальности. Они преобразуются в различные действия воли-Истины. И эта воля действует с врождённым знанием правильной меры своего разрешённого действия. И поэтому она действует с такой эффективностью, какую не знают наши ментальные желания.

Следовательно, в действии воли виджнянамайи нет места для греха. Потому что всякий грех — это ошибка воли, желание и действие Невежества.

2-23-10. Когда желание уходит насовсем, то горе и все внутренние страдания так же уходят.

Когда желание уходит насовсем, то горе и все внутренние страдания так же уходят.

Виджняна возвышает не только наши элементы знания и воли, но и наши элементы привязанности и восторга и превращает их в действие божественной Ананды.

Потому что, если знание и сила это две крайне близкие стороны или силы действия сознания, то восторг, Ананда — нечто более высокое, чем то, что мы называем удовольствием — это истинная ткань сознания и естественный результат взаимодействия сознания и воли, силы и осознания себя.

Пара — удовольствие и боль, пара — радость и горе — это искажения, вызванные нарушением гармонии между нашим сознанием и силой, которую оно прикладывает, между нашим знанием и волей. Они так же вызваны нарушением их единства из-за нисхождения в нижние планы, в которых они ограничены, разделены между собой, удерживаются от своего полного и правильного действия, противоречат другой силе, другому сознанию, другому знанию, другой воле.

 Виджняна исправляет это благодаря силе своей истины и целостным возвращением к единству и гармонии, к Правильному и к высшему Закону.

Она поднимает все наши эмоции и направляет их в различные формы любви и восторга, даже нашу ненависть, отвращение, причины страданий.

Она находит или открывает смысл, который они потеряли, и потеряв его, стали теми искажениями, как сейчас. Она восстанавливает всю нашу природу до вечного Добра.

Точно так же, она работает и с нашими восприятиями и ощущениями и раскрывает всех их к восторгу, который они ищут, но в своей истине, а не в каком-либо искажении или неправильном поиске или неверном восприятии. Она учит даже наши самые низшие импульсы цепляться за Божественное и Бесконечное в проявлениях, за которыми они следуют.

Всё это происходит не в ценностях низшего существа, а через поднятие ментального, витального, материального в неотделимую чистоту, в естественную интенсивность, в непрерывный экстаз единой, но при этом многообразной божественной Ананды.

2-23-11. Таким образом, существо Виджняны во всех своих активностях является игрой совершенного знания-силы, воли-силы, восторга-силы …

Таким образом, существо Виджняны во всех своих активностях является игрой совершенного знания-силы, воли-силы, восторга-силы, поднятой на уровень выше ментального, витального и телесного уровней.

Всепроникающая, всеобщая, свободная от эгоистической личности и индивидуальности, это игра более высокого "Я", игра более высокого сознания, и поэтому — более высокой силы и более высокого восторга существования.

Всё, что действует в Виджняне, действует в чистоте, правильно, в истине высшей или божественной Пракрити.

Её силы часто могут казаться тем, что на обычном языке Йоги называют сиддхи, а европейцы — оккультными силами. Силами, которых избегают и опасаются преданные и многие Йогины, видя в них ловушки, камни преткновения, отклонения от истинного поиска Божественного.

Однако они обладают такими свойствами и опасны здесь потому, что их ищут, находясь в низшем существе. И их ищут неестественным способом, при помощи эго, и для удовлетворения эго.

В Виджняне эти силы и не оккультные, и не сиддхи, а открытая, непринуждённая и естественная игра её природы. Виджняна это сила-Истина и действие-Истина божественного Существования в его божественном отождествлении. И когда это действует через индивидуальное существо, поднятое до гностического плана, оно реализует себя без искажений, без ошибок или эгоистических реакций, без отклонения от обладания Божественным.

В Виджняне индивид больше не эго, а свободная Джива, обитающая в более высокой, божественной природе. И Джива — это частичка этой природы, парапракрити дживабхута, природа высшего и всеобщего "Я", фактически наблюдаемого в игре множественной индивидуальности, но без вуали невежества, обладающего знанием себя, в своём множественном единстве, в истине своей божественной Шакти.

2-23-12. В Виджняне мы находим правильное отношение и действие Пуруши и Пракрити.

В Виджняне мы находим правильное отношение и действие Пуруши и Пракрити. Это так потому, что они стали объединёнными и Божественное больше не завуалировано Майей. Всё стало его действием.

Джива больше не говорит — "я думаю, я действую, я желаю, я чувствую". Он даже не говорит как садхак, который стремится к единству, но ещё не достиг его, — "Я действую так, как указал мне Ты, сидящий в моём сердце". Потому что сердце, центр ментального сознания уже не центр возникновения чего либо, а всего лишь канал для блаженства.

Он, скорее, осознаёт Божественное, сидящее над ним, хозяина всего, адхистхита, так же, как Божественное, которое действует внутри него. И поместив себя в этом более высоком существе, парардхе, парамасьям паравати, он может искренне и смело сказать — "Сам Бог, через свою Пракрити знает, действует, любит, воспринимает восторг через мою индивидуальность и её образы, и исполняет здесь в своих более высоких и божественных измерениях свою множественную лилу,  которую Бесконечное вечно разыгрывает во всеобщности, которая всегда он сам."

 

 

 

2022 апр 13 ср — 2022 апр 16 сб