-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-24

Гнозис и Ананда

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 498-510)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXIV. Гнозис и Ананда

2-24-01. Восхождение к гнозису, обладание чем-то из гностического сознания должно возвысить душу человека и очистить его жизнь в мире в славе света, силы, блаженства и бесконечности.

2-24-02. Упанишады рассказывают нам, что после того, как мы начинаем обладать знанием себя выше ментального и все низшие "я" втягиваются в него …

2-24-03. Само физическое сознание в человеке, аннамайя пуруша1), может даже без этого высокого подъёма и интегрального нисхождения отражать и входить в "я" Сатчитананды.

2-24-03c. сноски: аннамайя пуруша, джада, балават

2-24-04. Душа жизни и сознание жизни в человеке, пранамайя пуруша1), могут похожим образом напрямую отражать и входить в "я" Сатчитананды …

2-24-04c. сноски: пранамайя пуруша, унматта, пишача

2-24-05. Душа ума и сознание ума в человеке, маномайя пуруша*), может таким же прямым способом отразить и войти в Сатчитананду через отражение Души.

2-24-05c. сноски: маномайя пуруша

2-24-06. Но гностическая душа, виджнянамайя пуруша, первой участвует не только в свободе, но и в силе и власти Вечного.

2-24-06c. сноска: Хара-Гаури

2-24-07. Поэтому, душа-истина, находясь в Бесконечности, не попадает в состояние забывания самой себя.

2-24-08. Гнозис не отвергает реализаций на более низких планах.

2-24-08c. сноска из Гераклита

2-24-09. Ну, а если так, то в чём тогда необходимость ещё более высокого шага, в чём отличие между душой в гнозисе и душой в Блаженстве?

2-24-09c. сноски: чидгхана, про Майю

2-24-10. Такое происходит при восхождении, потому что при этом происходит переход к абсолютному единству, в котором гнозис — это решающий шаг, но не окончательное место отдыха.

2-24-10c. сноска: аникета

2-24-11. Душа живёт: она не упраздняется, она не теряется в не имеющей свойств Неопределённости.

2-24-11c. сноска: Джаналока

2-24-12. Наш первый поглощающий импульс, когда мы внутренне начинаем осознавать что-то, полностью выходящее за рамки того, чем мы сейчас являемся и что мы знаем …

2-24-12c. сноска: мумукшутва

2-24-13. Душа, достигшая блаженства, не привязана ни к рождению, ни к уходу от рождений.

2-24-14. И какой будет природа блаженства, когда она проявится в новой супраментальной расе?

2-24-15. Пуруша в уме, жизни и теле отделён от Природы и конфликтует с ней.

2-24-15c. сноски: раса, лила

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXIV. Гнозис и Ананда

2-24-01. Восхождение к гнозису, обладание чем-то из гностического сознания должно возвысить душу человека и очистить его жизнь в мире в славе света, силы, блаженства и бесконечности.

Восхождение к гнозису, обладание чем-то из гностического сознания должно возвысить душу человека и очистить его жизнь в мире в славе света, силы, блаженства и бесконечности. Если сравнить это с хромым действием и ограниченными достижениями нашего настоящего ментального и физического существования, то это может показаться настоящим состоянием и динамикой совершенства, окончательным и абсолютным.

 И это действительно совершенство, какого ещё не было ранее в восхождении духа. Потому что даже самая высокая духовная реализация на плане ментала имеет в себе что-то весьма тяжёлое, одностороннее и исключающее другое. Даже самая широкая ментальная духовность недостаточно широка и также запятнана несовершенной силой самовыражения в жизни.

И всё же, по сравнению с тем, что стоит за пределами этого состояния дальше, это первое богатство гнозиса лишь яркий переход к более полному совершенству.

Данный уровень — это надёжная и сияющая ступень, с которой мы можем счастливо подняться ещё выше, в абсолютные бесконечности, которые — источник и цель воплощённого духа.

В таком дальнейшем восхождении гнозис не исчезает, а скорее обогащается своим собственным высшим Светом, из которого он спустился, чтобы служить посредником между умом и высшей Бесконечностью.

2-24-02. Упанишады рассказывают нам, что после того, как мы начинаем обладать знанием себя выше ментального и все низшие "я" втягиваются в него …

Упанишады рассказывают нам, что после того, как мы начинаем обладать знанием себя выше ментального и все низшие "я" втягиваются в него, то есть ещё один и последний шаг из всех, который остаётся для нас. Хотя можно спросить — навсегда ли он останется последним? Или это только последний, практически мыслимый шаг? Или этот шаг — вообще, необходимый для нас сейчас?

Этот шаг состоит в том, чтобы поднять наше гностическое существование в Высшее "Я" Блаженства, и там завершить духовное самооткрытие божественной Бесконечности.

Ананда, высшее Блаженство вечного очень сильно отличается и гораздо выше по своему характеру, чем самая высокая человеческая радость или удовольствие. Ананда — это сущностная и изначальная природа духа.

В Ананде наш дух находит своё истинное "я", в Ананде — его сущностное сознание, в Ананде — абсолютная сила его существования.

Вхождение воплощённой души в этот высочайший абсолют, в это беспредельное, необусловленное ничем блаженство духа — это бесконечное освобождение и бесконечное совершенство.

Да, конечно, чем-то из этого блаженства можно насладиться через размышление, через ограниченное нисхождение его на более низкие планы, где Пуруша играет со своей изменённой и ограниченной Природой.

Может быть переживание духовной и неограниченной Ананды на плане материи, на плане жизни, на плане ума так же, как и на гностическом плане истины знания и над ним.

И Йогин, который входит в эти меньшие реализации, может найти их там настолько полными, и настолько захватывающими, что он может вообразить, что нет ничего более великого, ничего за пределами этого.

Потому что каждый из божественных принципов содержит в себе полный потенциал всех остальных шести нот нашего существа. Каждый план Природы может иметь своё совершенство этих нот при выполнении своих условий.

Но интегральное совершенство может прийти только через восхождение от низшему к высшему, и через непрерывный спуск высшего в низшее, пока всё не станет одним сплошным блоком и пластичным морем субстанции Истины, бесконечной и вечной.

2-24-03. Само физическое сознание в человеке, аннамайя пуруша1), может даже без этого высокого подъёма и интегрального нисхождения отражать и входить в "я" Сатчитананды.

Само физическое сознание в человеке, аннамайя пуруша1), может даже без этого высокого подъёма и интегрального нисхождения отражать и входить в "я" Сатчитананды.

Оно может делать это или входя через отражение Души в физической природе, её блаженства, силы и бесконечной тайны, но при этом присутствующих здесь. Или может делать это теряя своё отдельное чувство субстанции и существования в Высшем "Я" внутри или вне её.

Результатом будет прославленный сон физического ума в котором физическое существо забывает себя в некой разновидности сознательной Нирваны, или же движется как инертная вещь в руках Природы, джагават2), как лист на ветру. Или же оно входит в состояние чистого счастья и свободной безответственности за своё действие, балават3), в состояние божественного детства.

Но это приходит без более высокой славы знания и восторга, которые принадлежат тому же состоянию, но на более возвышенном уровне.

Это будет инертная реализация Сатчитананды. В ней не будет ни какого-либо овладения Пурушей Пракрити, ни какого-либо возвышения Природы в её собственную высшую силу, в бесконечную славу Пара Шакти.

А всё же эти два аспекта — овладение и возвышение — это двое ворот к совершенству, это роскошные двери в высшее Вечное.

2-24-03c. сноски: аннамайя пуруша, джада, балават

1) аннамайя пуруша (annamaya purusha) - «физическое сознательное существо», пуруша «как душа в теле, которая выражает жизнь как свою деятельность, а ум — как свет этой деятельности»; он «обычно использует жизнь и разум для физического опыта, — всё остальное рассматривается как следствие физического опыта», не смотрит за пределы жизни тела и, поскольку он чувствует что-то за пределами своей физической индивидуальности, он осведомлён только о физической вселенной и самое большее — о её единство с душой физической природы». Прим. из глоссария.

2) джада (jada) - инертный. Прим. из словаря.

3) балават (balavat) - похожий на ребёнка. Прим. из глоссария.

2-24-04. Душа жизни и сознание жизни в человеке, пранамайя пуруша1), могут похожим образом напрямую отражать и входить в "я" Сатчитананды …

Душа жизни и сознание жизни в человеке, пранамайя пуруша1), могут похожим образом напрямую отражать и входить в "я" Сатчитананды через широкое, великолепное и блаженное отражение Души во всеобщей Жизни. Или же через потерю своего чувства отдельной жизни и существования в просторе Высшего "Я" внутри, или вне его.

 Результатом будет или глубокое состояние полного само-забвения, или же состояние действия, которое безотчётно управляется природой жизни, неким экзальтированным энтузиазмом самоотдачи великой энергии мира в её витальном танце.

При этом внешнее существо живёт в некотором виде безумия, одержимости Богом, в котором оно не заботится ни о себе, ни о мире, унматтават2). Или же оно живёт с полным пренебрежением либо к условностям и приличиям, соответствующим поведению человека, либо к гармонии и ритмам более великой Истины.

Человек начинает действовать как несвязанное ничем витальное существо, пишачават3), как божественный маньяк, или же как божественный демон.

И здесь также нет ни владения ни возвышения природы. Есть только радостное статическое обладание Высшим "Я" внутри нас и неуправляемое динамическое обладание физической и витальной Природой вне нас.

2-24-04c. сноски: пранамайя пуруша, унматта, пишача

1) пранамайя пуруша (pranamaya purusha) - «витальное сознательное существо», пуруша «как душа жизни, отождествляет себя с великим движением становления во Времени, которое выдвигает тело как форму или базовый чувственный образ и ум как сознательную деятельность жизненного опыта»; он «способен смотреть за пределы продолжительности и границ физического тела, ощущать вечность жизни позади и впереди, тождество с универсальным существом Жизни, но не выходит за пределы постоянного витального становления во Времени». Прим. из глоссария.

2) унматта (unmatta) - безумный, сумасшедший. Прим. из словаря.

3) пишача (pishacha) - демон; некое анти-божественное существо нижнего витального плана; третий из десяти типов сознания (дашагав) в эволюционном масштабе: ум сосредоточен на чувствах и связан со знанием телесной жизни. Прим. из глоссария.

2-24-05. Душа ума и сознание ума в человеке, маномайя пуруша*), может таким же прямым способом отразить и войти в Сатчитананду через отражение Души.

Душа ума и сознание ума в человеке, маномайя пуруша*), может таким же прямым способом отразить и войти в Сатчитананду через отражение Души. Это возможно потому, что Душа отражает себя в природе чистого всеобщего ума, озарённого светом, ничем не ограждаемого, счастливого, пластичного, беспредельного. Или же это возможно через поглощение в широкое, свободное, ничем не обусловленное, не имеющее центра Высшее "Я" внутри неё и вне её.

Результатом будет или неподвижность и прекращение всякой работы ума и всякого его действия, или же свободное от желания, не связанное ничем действие ума, за которым наблюдает не участвующий в этом внутренний Свидетель.

Ментальное существо становится или душой отшельника, одинокого в мире и не заботящегося о каких-либо человеческих узах, или душой святого, который живёт в восторженной близости к Богу или счастливом отождествлении и в наполненных радостью отношениях чистой любви и экстаза со всеми существами.

Ментальное существо может даже реализовать Высшее "Я" на всех трёх планах сразу. И тогда человек будет всеми этими вещами — или попеременно, или последовательно, или сразу.

Или же он может переделать низшие формы в проявления высшего состояния. Он может вытянуть наверх или детское состояние, или инертную безответственность свободного ума. Он может вытянуть наверх свободное божественное безумие витального ума. Он может вытянуть наверх пренебрежение всеми правилами, приличиями, гармониями и красками или замаскировать ими экстаз святого или одиночество свободы странствующего отшельника.

И в этом случае снова для души в мире, нет ни овладения Природой, ни её возвышения. Но есть двойное приобретение при помощи свободы и восторга — ментально-духовной бесконечности внутри и вне через счастливую, естественную, неуправляемую игру ума-Природы.

Но поскольку ментальное существо способно воспринять гнозис способом, которым ни душа жизни, ни физическая душа не могут, поскольку оно может принять его со знанием, хотя и только с ограниченным знанием ментального отклика, оно может, до определённой степени управлять своим внешним действием при помощи света гнозиса. Или же, если это не так, то по крайней мере омывать и очищать этим светом свою волю и своё мышление.

Однако Ум может прийти только к какому-то компромиссу между бесконечностью внутри и конечной природой снаружи. Он не может изливать бесконечность знания и силы и блаженства внутреннего существа с каким-либо ощущением полноты в своё внешнее действие, которое всегда будет оставаться неадекватным.

И тем не менее, ментальное существо будет удовлетворённым и свободным, поскольку сам Господь внутри берёт ответственность за действие, будет ли оно адекватным или неадекватным, и берёт на себя его руководство и определяет его последствия.

2-24-05c. сноски: маномайя пуруша

*) маномайя пуруша (manomaya purursha) - «Душа на ментальном уровне», пуруша как ментальное существо, «в природе которого ясность и светящая сила ума действуют сами по себе, независимо от каких-либо ограничений или угнетения витальными или телесными инструментами»; «Дух, уравновешенный разумом», который «становится ментальным «я» ментального мира и обитает там во времена его собственной чистой и сияющей ментальной Природы». Прим. из глоссария.

2-24-06. Но гностическая душа, виджнянамайя пуруша, первой участвует не только в свободе, но и в силе и власти Вечного.

Но гностическая душа, виджнянамайя пуруша, первой участвует не только в свободе, но и в силе и власти Вечного. Потому что она воспринимает полноту, потому что она обладает чувством полноты Божества в его действии. Она участвует в свободном, роскошном и царственном марше Бесконечности. Она — сосуд изначального знания, безупречной силы, нерушимого блаженства. Она превращает всю жизнь в вечный Свет, в вечный Огонь, в вечный нектар Вина.

Она обладает бесконечностью Высшего "Я" и она владеет бесконечностью Природы. И она не столько теряет, сколько находит природу своего "я" в "я" Бесконечного.

На других планах, к которым у ментального существа есть более лёгкий доступ, человек находит Бога в себе, и себя в Боге. Он становится божественным по своей сути, а не в личности или в природе.

В гнозисе, даже в ментализированном гнозисе, Вечное Божественное обладает, меняет, отпечатывает человеческий символ, окружает и частично находит себя в личности и природе.

Ментальное существо по большей части воспринимает или отражает то, что истинно, божественное и вечное. Гностическая душа достигает истины через отождествление. Она обладает духом и силой истины-Природы.

В гнозисе дуализм Пуруши и Пракрити, Души и Природы, двух отдельных сил, дополняющих друг друга, великая истина Санкхьи, основанная на практической истине нашего теперешнего естественного существования, исчезает в их двуединой сущности, в динамической мистерии сокровенного Всевышнего.

Это существо Истины, если выражаться в индийских иконографических символах, является Хара-Гаури*). Это двойная Сила мужского-женского, рождённая от высшей Шакти Всевышнего и поддерживаемая ей.

2-24-06c. сноска: Хара-Гаури

*) Двойное тело Господа и его Супруги, Ишвары и Шакти, правая половина мужская, левая половина женская. Прим. Шри Ауробиндо.

2-24-07. Поэтому, душа-истина, находясь в Бесконечности, не попадает в состояние забывания самой себя.

Поэтому, душа-истина, находясь в Бесконечности, не попадает в состояние забывания самой себя. Она приходит к вечному обладанию собой в Бесконечном.

Её действие не является регулярным. Это совершенный контроль в бесконечной свободе.

На низших планов душа естественным образом подчинена Природе и регулирующий принцип находится в этой низшей природе. Всякое регулирование там зависит от принятия строгого подчинения закону конечного.

Если душа на этих планах отступает от этого закона в свободу бесконечности, то она теряет свой естественный центр и существует в космической бесконечности без этого центра. Она утрачивает гармоничный принцип жизни, по которому до этого управлялось её внешнее существование и не находит никакого другого принципа.

Индивидуальная природа, или то, что от неё осталось, просто механически продолжает некоторое время свои прошлые движения. Или же она танцует в порывах и падениях всеобщей энергии, которая скорее действует на индивидуальное сознание, а не внутри этого сознания. Или же она носится дикими шагами невменяемого экстаза. Или же она остаётся инертной, и дыхание Духа, что был в ней, покидает её.

Если же, с другой стороны, душа движется в своём импульсе свободы к тому, чтобы открыть другой, божественный центр управления, через который Бесконечное сможет сознательно управлять своими действиями в индивидуальности, тогда она движется к гнозису, где такой центр уже есть, центр вечной гармонии и порядка.

Если душа поднимается над умом и жизнью в гнозис, то Пуруша становится хозяином собственной природы, потому что он тогда подчиняется только высшей Природе.

Потому что там сила или воля — это точная копия, совершенная динамика божественного знания. А это знание — не просто взгляд Свидетеля, это постоянно присущий и направляющий взгляд Ишвары.

Его проливающая свет, направляющая энергия, энергия, которую невозможно ни ограничить чем то, ни отклонить, накладывает свою силу самовыражения на каждое действие и делает истинным, озарённым, подлинным и неизбежным каждое движение и каждый импульс.

2-24-08. Гнозис не отвергает реализаций на более низких планах.

Гнозис не отвергает реализаций на более низких планах. Потому что гнозис это не уничтожение или угасание, это не Нирвана, а более высокая реализация нашей проявленной Природы.

Гнозис обладает этими первыми реализациями, но в своих условиях, и после того, как он преобразует их и сделает их элементами божественного порядка.

Гностическая душа — это ребёнок, но царь-ребёнок*). Гнозис — это вечное и царственное детство, где игрушки — это миры, а вся универсальная Природа — чудесный сад для никогда не надоедающей игры.

Гнозис поднимает условия божественной инерции. Но это уже не инерция подчинённой души, движимой Природой как упавший лист в дыхании Господа.

Это счастливая пассивность, несущая невообразимую интенсивность действия и Ананды Души-Природы. Которая одновременно и движется блаженством ставшего хозяином Пурушей и которая осознаёт себя как высшую Шакти над ним и вокруг него. И которая блаженно овладевает им и вечно несёт его на своей груди.

Это двуединое существо Пуруша-Пракрити похоже на пламенное Солнце и с тело божественного Света, несущее себя по своей орбите при помощи своего внутреннего сознания и силы в единстве со всеобщим, и в единстве с высшей Трансцендентностью.

Его безумие — это мудрое безумие Ананды, неисчислимый экстаз высшего сознания и силы, вибрирующих с бесконечным чувством свободы и интенсивности в его божественных движениях жизни.

Его действие — сверхрационально, и поэтому для рационального ума, у которого нет ключа, оно кажется колоссальным безумием.

И всё же, то самое действие, что кажется безумием, это мудрость в действии, которая лишь сбивает с толку ум свободой и богатством своего содержания и бесконечной сложностью в фундаментальной простоте своих движений.

Это сам метод Господина миров, это то, что не может постигнуть ни одна интеллектуальная интерпретация. Это так же танец, вихрь могучих энергий. Однако Мастер этого танца держит в руках Свои энергии, держит их в ритмичном порядке, в само-прокладываемых гармонических циклах своей Раса-лилы.

Гностическая душа, как и божественный демон, не связана мелкими условностями и особенностями обычной человеческой жизни. Она не связана узкими правилами, через которые она делает некоторые изменения, чтобы приспособиться к сбивающей с толку двойственности низшей природы и старается направлять свои шаги через кажущиеся противоречия мира, стараясь избежать его бесчисленных препятствий и осторожно обходить его опасности и ловушки.

Гностическая супраментальная жизнь ненормальна для нас, потому что она свободна для всех дерзостей и отчаянных наслаждений души, которая бесстрашно и порой яростно обращается с Природой, но всё же — сама норма бесконечности и всего, что управляется законом Истины в его точном, безошибочном движении.

Она подчиняется закону самообладания Знанием, Любви, Восторга в неисчислимом Единстве. Она кажется ненормальной только потому, что её ритм не поддаётся измерению запинающимся биением ума. И всё же, она шагает в чудесном и трансцендентном размере.

2-24-08c. сноска из Гераклита

*) Это из Гераклита — "Царство принадлежит ребёнку". Прим. Шри Ауробиндо.

отрывок из сочинения Гераклита "О природе":

44. За закон народ должен биться, как за стены. 114. Желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее, подобно тому как государство на закон, и даже еще крепче. Ибо все человеческие законы питаются единым божественным. Ибо последний господствует, насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает. 33. И повиновение воле одного закон. 41. Мудрость заключается в одном: познавать мысль, как-то, что правит всем во всем. 32. Единая мудрость не хочет и хочет называться Зевсом. 52. Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство принадлежит ребенку. 124. Но и это показалось бы нелепостью, если бы все небо и каждая из частей были бы совершенно упорядочены и сообразны с разумом и по внешнему виду, и по силам, и по круговым движениям, а в началах ничего подобного не было бы, но прекраснейший строй мира был бы кучей сора, рассыпанной наудачу. Прим.пер.

2-24-09. Ну, а если так, то в чём тогда необходимость ещё более высокого шага, в чём отличие между душой в гнозисе и душой в Блаженстве?

Ну, а если так, то в чём тогда необходимость ещё более высокого шага, в чём отличие между душой в гнозисе и душой в Блаженстве?

Существенной разницы нет, но всё же, некоторое отличие присутствует. Переход к Блаженству — это переход в другое сознание и некоторое существенное изменение в позиции души. Потому что на каждой ступени восхождения от Материи к высшему Существованию происходит существенное изменение в сознание.

Душа больше не смотрит на что-то вне её, наоборот, Блаженство находится внутри неё, и из него она смотрит вниз на всё, чем она была прежде.

Действительно, Ананду можно обнаружить на всех планах, потому что она везде есть, и везде одна и та же. И даже есть некоторое повторение плана Ананды на каждом низшем мире сознания.

Однако, на низших планах она не только достигается некой разновидностью растворения в ней чистого ума, или ощущения жизни или физического осознания, но и сама Ананда как бы разбавляется растворённой формой ума, жизни или материи. Но став разбавленной, став слабой и разреженной, она чудесна для низшего сознания, но не сравнима с её настоящей интенсивностью.

Гнозис же, напротив, обладает плотным светом сущностного сознания1), в котором возможно интенсивная полнота Ананды.

 И когда форма гнозиса растворяется в Ананде, то она не исчезает совсем, а подвергается естественному изменению, при помощи которого душа уносится вверх, в свою последнюю и абсолютную свободу. Потому что она бросает себя в абсолютное существование духа и расширяется в свои собственные полностью само-существующие блаженные бесконечности.

У гнозиса бесконечность и абсолют — это источник сознания, то, что его сопровождает, его условие, стандарт, область и атмосфера всех его активностей. Он обладает ими как своей основой, источником, составляющим материалом, как живущим внутри и вдохновляющим Присутствием.

Однако, в своих действиях, он, по-видимому, выделяется из него как его операция, как ритмичная работа его активностией, как божественная Майя2) или Формация Мудрости Вечного.

Гнозис это божественная Воля-Знание божественной Сознание-Силы. Это гармоничное сознание и действие Пракрити-Пуруши, наполненное восторгом божественного существования.

В Ананде это знание возвращается от тех волевых гармоний к чистому сознанию себя. Воля растворяется в чистую трансцендентную силу и поднимается в чистый восторг Бесконечности.

Основа гностического существования — это само-материя и само-форма Ананды.

2-24-09c. сноски: чидгхана, про Майю

1) чидгхана (chidghana) - «плотный свет сущностного сознания», принадлежащий виджняне или гнозису, «в котором может быть интенсивная полнота Ананды»: «плотное светящееся сознание»… начальное состояние божественного сознания, в котором содержатся живые и конкретные все неизменные принципы божественного существа и все нерушимые истины божественного сознания-идеи и природы»; сокращение от чидгхана ананда. Прим. из глоссария.

2) Не в смысле иллюзии, а в изначальном ведическом значении слова Майя. В гностическом существовании всё реально, духовно конкретно, проверено вечностью. Прим. Шри Ауробиндо.

2-24-10. Такое происходит при восхождении, потому что при этом происходит переход к абсолютному единству, в котором гнозис — это решающий шаг, но не окончательное место отдыха.

Такое происходит при восхождении, потому что при этом происходит переход к абсолютному единству, в котором гнозис — это решающий шаг, но не окончательное место отдыха.

В гнозисе душа осознаёт свою бесконечность и живёт в ней. Но кроме этого, она еще живёт в рабочем центре индивидуальной игры Бесконечности. Она осознаёт своё тождество со всеми существованиями, но сохраняет некое разграничение без расхождения, благодаря которому она может вступать в довольно разнообразные отношения с этими существованиями.

Это как раз такое разграничение ради радости отношений, которое в уме становится не просто различием, но в своём само-переживании становится отделением от других наших "я", в его духовном существовании становится чувством потери себя, единого с нами в других, становится стремлением к счастью, которое она утратила, а в жизни — к компромиссу между эгоистическим погружением в себя и слепым поиском утраченного единства.

В своём бесконечном сознании гностическая душа создает своего рода добровольное ограничение ради целей своей мудрости. У неё есть даже особая светящаяся аура существа, в котором она движется. Хотя помимо этого она проникает во все вещи и отождествляет себя со всеми существами и существованиями.

В Ананде же наоборот, такой центр исчезает. В природе блаженства нет центра. И нет никакой намеренно созданной или навязанной окружности. Вместо этого всё есть, все являются одним равным существом, одним тождественным духом.

Душа, которая в блаженстве, находит и ощущает себя повсюду. У неё нет дома, она аникета*), или же для неё всё — это её дом. Или же, если её так больше нравится, для неё всё на свете — это её множество домов, всегда открытых друг для друга.

Все другие "я" — это всецело его собственные "я", как в действии, так и по сути. Радость отношений в разнообразном единстве становится так же радостью абсолютного отождествления в бесчисленном единстве.

Существование больше не формулируется в терминах Знания, потому что познаваемое, знание и знающий здесь стали полностью одним и тем же "я". И кроме того, так как всё обладает всем в сокровенном отождествление, которое за пределами самой близкой близости, нет нужды в том, что мы называем знанием.

Всё сознание становится блаженством Бесконечности. Вся сила — это сила блаженства Бесконечности. Все формы и деятельности стали формами и деятельностями блаженства Бесконечности.

В этой абсолютной истине своего существа живёт вечная душа Ананды, то искажённая противоречивыми явлениями, то возвращаясь назад и преображаясь в свою реальность.

2-24-10c. сноска: аникета

*) аникета (aniketa) - бездомный, бродяга; без определенного места жительства (как отшельник); Прим. из словаря.

2-24-11. Душа живёт: она не упраздняется, она не теряется в не имеющей свойств Неопределённости.

Душа живёт: она не упраздняется, она не теряется в не имеющей свойств Неопределённости.

Потому что на каждом плане нашего существования действует один и тот же принцип. Душа может заснуть в трансе само-поглощения. Душа может обитать в невыразимой интенсивности обладания Богом. Душа может жить в высочайшей славе своего собственного плана — плана Анандалока, Брамалока, Вайкунтха, Голока — как он называется в разных индийских духовных системах. Душа даже может повернуть к низшим мирам, чтобы наполнить их своим светом, силой и красотой.

В вечных мирах, и во всех мирах выше Ума, чем выше, тем больше, эти состояния существуют одно в другом. Потому что они не отделены. Это совместно существующие, и даже совмещённые силы сознания Абсолюта.

Божественное на плане Ананды вовсе не является неспособным к игре мира или самоотстранённым от любого выражения своей славы. Напротив, как настаивают Упанишады, Ананда — это настоящий творческий принцип.

Потому что всё рождается из этого божественного Блаженства*). Всё уже предсуществует в нём как абсолютная истина существования, которую Виджняна выявляет и подвергает сознательному ограничению при помощи Идеи и закона этой Идеи.

В Ананде же все законы исчезают и царит абсолютная свобода без связывающих понятий или ограничений.

Ананда выше всех принципов, и в тоже время и в том же движении она наслаждается всеми принципами. Она свободна от всех гун и наслаждается своими бесконечными гуннами. Она выше всех форм, и она же строитель и тот кто наслаждается всеми своими формами себя и образами.

Эта невообразимая полнота и есть дух, дух трансцендентный и всеобщий. И быть единым в блаженстве с трансцендентным и всеобщим духом значит и для души — быть им и не меньше.

И так как на этом плане есть абсолют и игра абсолютов, то это всё невозможно выразить никакими понятиями нашего ума, никакими символами феноменальных или идеальных реальностей, чьи образы в нашем интеллекте превращаются в концепции ума.

Эти реальности, на самом деле, сами по себе — лишь относительные символы тех неописуемых абсолютов.

Символ, выразительная реальность может дать некую идею, восприятие, чувство, видение, контакт даже с самой вещью, какая она есть. Но в конце концов, мы выходим за пределы того, что эта вещь символизирует, мы превосходим идею, видение, контакт. Мы пронзаем насквозь идеальное и переходим к настоящим реальностям, к тождественному, к наивысшему, к вневременному и вечному, к бесконечно бесконечному.

2-24-11c. сноска: Джаналока

*) Поэтому мир Ананды называется Джаналока, подчёркивая этим двойной смысл — рождения и восторга. Прим. Шри Ауробиндо.

2-24-12. Наш первый поглощающий импульс, когда мы внутренне начинаем осознавать что-то, полностью выходящее за рамки того, чем мы сейчас являемся и что мы знаем …

Наш первый поглощающий импульс, когда мы внутренне начинаем осознавать что-то, полностью выходящее за рамки того, чем мы сейчас являемся и что мы знаем, и что мощно притягивает нас к себе, в том, чтобы уйти вообще от настоящей действительности и полностью пребывать в этой высшей реальности.

Предельная форма такого притяжения, когда нас влечёт к высшему Существованию и бесконечной Ананде — это признание непригодным низшего и конечного, как иллюзии, и устремление к Нирване в запредельном. Это страстное стремление раствориться, погрузиться, исчезнуть в этом Духе.

Но настоящее растворение, истинная нирвана — это высвобождение всего, что является обязательным свойством низшего в более широком существовании в Высочайшем, в сознательном обладании живым символом через живую Реальность.

Под конец мы обнаруживаем, что не только эта более высокая Реальность — причина всего остального, она не только обнимает и всё остальное и существует в нём, но по мере того, как мы всё больше и больше обладаем ей, всё остальное в переживании нашей души приобретает более высокую ценность и становится способами более богатого выражения Реальности, более разностороннего общения с Бесконечностью, более широким восхождением к Высочайшему.

Наконец, мы приближается к абсолюту и его высшим ценностям, которые — абсолюты всех вещей. От нас уходит страстное стремление к освобождению, мумукшутва*), которое до сих пор двигало нас. Потому что сейчас мы вплотную приблизились к тому, что всегда свободно. Мы стали близки к тому, что и не притягивает к себе то, что связывает нас сейчас, и не боится того, что нам кажется рабством.

Только через потерю исключительного стремления связанной души к своей свободе может прийти абсолютное освобождение нашей природы.

Божественное притягивает душу человека к себе разными соблазнами. Все они рождаются из нашего собственного относительного и несовершенного понятия блаженства. Все они —способы души найти Ананду. Однако, если цепляться за них до конца, можно упустить невыразимую истину всех этих преходящих счастливых моментов.

Сначала приходит соблазн земной награды, приз материальной, интеллектуальной, этической или другой радости в земном уме и теле.

Второй, более отдалённый вариант той же плодовитой ошибки — это надежда на небесное блаженство, далеко превосходящее эти земные награды. Концепция о небесах поднимается всё выше и становится всё чище, пока не достигает чистой идеи вечного присутствия Бога или нескончаемого единения с Вечным.

Наконец, мы получаем одну из самых утончённых приманок — уход от этих мирских или небесных радостей и от всех страданий и всякой боли, от усилий и проблем уход от всех проявленных вещей — Нирвана, само-растворение в Абсолюте, Ананда прекращения и неописуемый покой.

В конце концов, все эти игрушки ума нужно превзойти. Страх перед рождением и желание избежать рождения — должны полностью уйти от вас.

Потому что, повторяя написанное на древнем языке — у души, которая реализовала единство, нет ни страдания, ни стеснения. Тому духу, который вошёл в блаженство Духа нечего бояться — он не боится никого и ничего вообще.

Страх, желание и страдание — это болезни ума. Рождаясь от своего чувства разделённости и ограниченности, они исчезают вместе с той ложью, которая их породила.

Ананда свободна от этих недугов. Ананда — не монополия аскета, она рождается не от отвращения к существованию.

2-24-12c. сноска: мумукшутва

*) мумукшутва (mumukshutwa) - желание освобождения; освобождение от этого желания есть заключительный шаг в субъективной мукти. Прим. из глоссария.

2-24-13. Душа, достигшая блаженства, не привязана ни к рождению, ни к уходу от рождений.

Душа, достигшая блаженства, не привязана ни к рождению, ни к уходу от рождений. Она не движется за желанием иметь Знание, и её не беспокоит страх перед Невежеством.

Высшая Душа, находясь в блаженстве, уже обладает Знанием и превосходит всякую потребность в знании. Не ограниченная в сознании ни формой, ни действием, она может играть с проявленным миром не затрагиваясь Невежеством.

Она уже получила свою роль наверху, в мистерии вечного проявления. И здесь, когда придёт время, она сойдёт в рождение без того, чтобы стать рабой Невежества, прикованной к вращению колеса Природы.

Потому что она знает, что цель и закон серии рождений для души в теле — подниматься от плана к плана, и постоянно заменять правление более высокого плана, правлением более низшей игры, вплоть до области материального.

Душа-блаженство никогда не отказывается помогать этому подъёму со своей высоты и никогда не боится спускаться вниз по лестнице Бога в материальное рождение и там прикладывать могущество свой природы блаженства к восходящему притяжению божественных сил.

Время для этого чудесного часа эволюционирующего Духа-Времени, ещё не наступило. Человек, в общем, ещё не может подняться до природы блаженства. Ему нужно сначала закрепиться на более высоких ментальных уровнях, чтобы подняться от них к гнозису.

Ещё меньше у него возможности спустить всю Силу-Блаженство в эту земную Природу. Он должен сначала перестать быть ментальным человеком и стать сверхчеловеком.

Всё, что он может сделать сейчас — принять часть этой силы в свою душу, в большей или меньшей степени, при помощи ослабляющей передачи через низшее сознание. Но даже это даёт ему чувство экстаза и непревзойдённого блаженства.

2-24-14. И какой будет природа блаженства, когда она проявится в новой супраментальной расе?

И какой будет природа блаженства, когда она проявится в новой супраментальной расе? Полностью развитая душа будет едина со всеми существами в состоянии и динамических эффектах переживания интенсивного и беспредельного сознания-блаженства.

И так как любовь — это действенная сила и символ души для блаженства-единства, то она приблизится и войдёт в это единство через врата всеобщей любви. Поначалу, как возвышение человеческой любви, потом как божественная любовь, и на её вершинах — как нечто такой красоты, сладости и роскоши, которая сейчас для нас просто непостижимы.

В сознании-блаженстве она станет единой со всей игрой мира, с его силами и событиями. И тогда будут навсегда изгнаны страдание и страх, голод и боль нашего бедного и затемнённого ментального, витального и физического существования.

Она приобретёт ту силу свободы-блаженства, в которой все конфликтующие принципы нашего существа станут едины в их абсолютных смыслах.

Всё злое волей-неволей превратит себя в добро. Всеобщая красота Все-прекрасного станет править своими падшими царствами. Всякая тёмная воля будет превращена в славу, которая готовится породить свет. Те разногласия, которые ум создаёт между Истиной, Добром, Красотой, Силой, Любовью и Знанием исчезнут на вечной вершине, в бесконечном расширении, там где они всегда одно.

2-24-15. Пуруша в уме, жизни и теле отделён от Природы и конфликтует с ней.

Пуруша в уме, жизни и теле отделён от Природы и конфликтует с ней. Он старается управлять и принуждать то, что он может воплотить в не при помощи мужской силы. И всё же, он подчиняется её мучительным двойственностям, и на самом деле — её игрушка, сверху донизу, от начала и до конца.

В гнозисе Пуруша становится двуединым с ней, с Природой. И как хозяин собственной природы он находит примирение между ними и гармонию через сущностное единство, даже когда он принимает бесконечное блаженное подчинение, условие его власти и его свобод, подчинение Высочайшему и его высшей божественной Природе.

На вершинах гнозиса и в Ананде, он един с Пракрити. И теперь он не только исключительно двуедин с ней. Больше нет сбивающей с толку игры Природы с душой в Невежестве. Всё становится сознательной игрой души с собой и со всеми её "я", и с Высочайшим, и с божественной Шакти в её собственной природе бесконечного блаженства.

Всё это — самая высокая мистерия, наивысшая тайна, простая для своего собственного переживания, но трудная и сложная для нашего ментального понимания и усилия нашего ограниченного интеллекта понять то, что за его пределами.

В свободной бесконечности самовосторга Сатчитананды идёт игра божественного Дитя, раса1) лила2) бесконечного Любящего и его мистические символы души вечно повторяются в образах красоты и движениях и гармониях восторга в безвременном.

2-24-15c. сноски: раса, лила

1) раса (rasa) - жизненные силы, сок; тело-жидкость; «поднимающийся поток сущностного существа в форме, которая является тайной его само-восторга», чьё восприятие является основой ощущения вкуса; нематериальный (сукшма) вкус; сукшма вишайя тонкого вкуса; (сокращение от расадришти) тонкое чувство вкуса; «чистый вкус наслаждения» во всех вещах, форма «ананды», «за которую может ухватиться понимание, и эстетическое чувство ощущает вкус наслаждения ими»; (также называемый сама раса или расаграхана) восприятие умом необходимого качества (гуна) в каждом объекте опыта, «сущности наслаждения» в нём, первой стадии активной / позитивной саматы или бхукти.

2) лила (lila) - игра, спектакль; мир, как игра Господа или ишвары, «игра божественного Существа с условиями космического существования в этом мире низшей Природы», жизнь (особенно в объективном мире или области кармы, которая отличается от йоги) «переживаемая как игра божественного Восторга».

Прим. из глоссария.

 

 

 

2022 апр 16 сб — 2022 май 01 вс — 2022 май 19 пн