-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-25

Высшее и Низшее Знание

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 511-518)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXV. Высшее и Низшее Знание

2-25-01. Мы завершили наш обзор пути Знания и увидели к чему он ведёт.

2-25-02. Во-вторых, нужно облечься в божественное существо и божественную природу.

2-25-03. Это — цель. Кроме того, мы также увидели в чём суть метода.

2-25-04. Наука, искусство, философия, этика, психология, знание человека и его прошлого, и знание действия самого по себе — всё это способы …

2-25-05. Именно в этот момент в игру вступает Йога.

2-25-06. Метод Йоги в знании должен всегда быть поворотом взгляда внутрь.

2-25-07. Сосредоточение необходимо, во-первых, чтобы направить всю волю и ум от непоследовательного блуждания, естественного для них …

2-25-08. Ничего из этого нельзя сделать методами низшего знания.

2-25-09. Сосредоточение ума и тренировка воли к тому, чтобы воспринимать истину и жить в истине — это и наблюдаемый результат и постоянная необходимость такого стремления.

2-25-10. И тем не менее, Йога ни на своём пути, ни в своём достижении не исключает и не отбрасывает формы низшего знания …

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXV. Высшее и Низшее Знание

2-25-01. Мы завершили наш обзор пути Знания и увидели к чему он ведёт.

Мы завершили наш обзор пути Знания и увидели к чему он ведёт.

Во-первых, цель Йоги Знания — это обладание Богом. Это означает — обладать Богом и самому быть под властью Бога через сознание, через отождествление, через отражение божественной Реальности.

Но это обладание должно быть не просто в каком-то абстрактном уходе от нашего теперешнего существования, но и так же в этом существовании. Поэтому нам нужно обладать Божественным в самом себе, обладать Божественным в мире, обладать Божественном внутри, обладать Божественным во всех вещах и всех существах.

Это значит — добиться единства с Богом. И через это единство также обладать единством со всеобщим, с космосом и всеми существованиями. Поэтому нужно добиться обладания бесконечным разнообразием, так же, как и в единстве, но на основе единства, а не на основе разделения.

Это значит — обладать Богом и в его личности и в его безличности. Обладать в его чистоте, свободной от двойственностей, и в его бесконечных качествах. Обладать во времени и за пределами времени. Обладать в его действии и в его тишине, в конечном и в бесконечном.

Это значит — обладать им нет только в чистом "я", но и во всех "я". Не только в себе, но и в Природе. Не только в духе, но и в сверхуме, уме, жизни и теле. Обладать им вместе с духом, вместе с умом, с виталом и с физическим сознанием. И опять-таки, всё это должно принадлежать ему, Богу, и так, чтобы все существо было единым с ним, наполнено им, чтобы он управлял и вёл.

Поскольку Бог — это единство, наше физическое сознание должно стать единым с душой и природой материальной вселенной. Поэтому наша жизнь должна стать единой со всякой жизнью. Поэтому наш ум должен стать единым со всеобщим умом. Поэтому наш дух должен отождествиться со всеобщим духом.

Всё это должно влиться в него в абсолюте и найти его во всех отношениях.

2-25-02. Во-вторых, нужно облечься в божественное существо и божественную природу.

Во-вторых, нужно облечься в божественное существо и божественную природу. И так как Бог — это Сатчитананда, то это должно поднять наше существо до божественного существа, наше сознание в божественное сознание, нашу энергию в божественную энергию, наш восторг существования — в божественный восторг бытия.

И кроме этого, нужно не только поднять себя в это более высокое сознание, но и расшириться в нём во всём нашем существе. Потому что его можно найти на всех планах нашего существования и во всех наших элементах существа. Так, чтобы наше ментальное, витальное, физическое существования стали бы наполненными божественной природой.

Наша интеллектуальная ментальность должна стать игрой божественной воли-знания. Наша ментальная душа жизни — игрой божественной любви и восторга. Наша жизненная сила — игрой божественной жизни. Наше физическое существо — формой божественной субстанции.

Это действие Бога в нас должно реализоваться через открытие себя божественному гнозису и божественной Ананде. А во всей полноте — через восхождение в них и постоянное пребывание в гнозисе и Ананде.

Потому что, хотя мы живём физическом на материальном плане, и в обычной нацеленной на внешнее жизни ум и душа заняты материальным существованием, эта внешняя сторона нашего существования не является связывающим нас ограничением.

Мы можем поднимать наше внутреннее сознание от плана к плану различных отношений Пуруши с Пракрити. И даже стать вместо ментального существа, в котором основную роль играют физическая душа и природа — гностическим существом или же "я"-блаженства, и принять гностическую природу, или природу блаженства.

И через такое поднятие внутренней жизни, мы можем трансформировать всё наше, направленное на внешнее, существование. Тогда вместо жизни, которая подчинена материи, мы получим жизнь, подчинённую духу, со всеми её обстоятельствами, формируемыми и определяемыми чистотой существования, сознанием, которое бесконечно даже в конечном, божественной энергией, божественной радостью и блаженством духа.

2-25-03. Это — цель. Кроме того, мы также увидели в чём суть метода.

Это — цель. Кроме того, мы также увидели в чём суть метода. Но здесь нам нужно вначале кратко рассмотреть одну сторону вопроса о методе, которую мы до сих пор не затрагивали.

В системе интегральной Йоги принцип в том, что вся жизнь — это часть данной Йоги. Однако, то знание, которое мы здесь дали, кажется знанием не того, что обычно понимается под жизнью, а знанием чего-то, стоящего за жизнью.

Есть два вида знания. Одно из них — то, что стремится понять наблюдаемые явления существования внешне, подходя к ним с внешней стороны, через интеллект — это низшее знание, знание проявленного мира.

Второе — знание, которое стремиться узнать истину существования изнутри, в своём источнике и своей реальности, через духовную реализацию.

Обычно, между ними проводят резкое различие. И предполагается, что когда мы подходим к высшему знанию, к знанию Бога, то всё остальное, знание мира, становится для нас не интересным. Однако, в реальности, эти два вида знания — две стороны одного поиска.

Всякое знание, в конечном счёте, это знание Бога, через самого себя, через Природу, через её работу.

Человечество сначала искало это знание через внешнюю жизнь. Потому что, пока наша ментальность не станет развита в достаточной степени, духовное знание, на самом деле, невозможно. И по мере того, как наша ментальность становится всё более и более развитой, возможности для духовного знания становятся всё богаче и полнее.

2-25-04. Наука, искусство, философия, этика, психология, знание человека и его прошлого, и знание действия самого по себе — всё это способы …

Наука, искусство, философия, этика, психология, знание человека и его прошлого, и знание действия самого по себе — всё это способы, при помощи которых мы приходим к знанию работы Бога через Природу и через жизнь.

Поначалу нас занимают дела жизни и формы Природы. Но по мере того, как мы идём всё глубже и глубже и приобретаем всё более полное видение и опыт, каждое из этих направлений ставит нас лицом к лицу с Богом.

Наука в своих пределах, даже физическая Наука, вынуждена в конце концов постигать бесконечное, всеобщее, дух, божественный интеллект и волю в материальной вселенной.

Ещё легче к этому в конце приходит наука о психическом, научные направления, которые имеют дело с действиями высших и более тонких планах и сил нашего существа. И которые вступают в контакт с существами и явлениями миров позади нашего, которые невидимы, не ощутимы для наших физических органов, но которые постигаются тонким умом и чувствами.

Искусство ведёт к той же цели. Эстетический человек, который сильно погружается в Природу через эстетические эмоции, вынужден в конце концов прийти к духовным эмоциям и воспринимать не только бесконечную жизни, но и бесконечное присутствие в ней. Погружаясь в красоту в жизни человека, он вынужден в конце концов прийти к тому, чтобы увидеть божественное, всеобщее, духовное в человечестве.

Философия, занимающаяся принципами вещей, должна прийти к пониманию Принципа всех этих принципов и исследовать его природу, свойства и основные действия. Так этика должна в конце концов осознать, что закон добра, который она ищет — это закон Бога, и зависит от существования и природы Хозяина этого закона.

Психология ведёт от изучения ума и души в живом существе к постижению единой души и единого ума во всех вещах и существах.

История и изучение человека, так же, как история и изучение Природы, ведут к постижению вечной и всеобщей Силы и Существа, чья мысль и воля осуществляются через космическую эволюцию и эволюцию человека.

Само действие заставляет нас вступать в контакт с божественной Силой, которая работает через наши действия, использует наши действия и управляет ими.

Интеллект начинает воспринимать и понимать, эмоции — чувствовать, желать и почитать, воля — поворачиваться к служению Божественному, без которого ни Природа, ни человек не могут существовать или двигаться, и только через осознанное знание которого мы можем прийти к нашим самым высоким возможностям.

2-25-05. Именно в этот момент в игру вступает Йога.

Именно в этот момент в игру вступает Йога. Она начинается с использования знания, эмоций и действия для обладания Божественным.

Потому что Йога — это сознательный и совершенный поиск единения с Божественным, по отношению к которому всё остальное было невежественным и несовершенным движением и исканиями.

Первым делом Йога отделяет себя от действия и метода низшего знания.

Поскольку это низшее знание до сих пор подходит к Богу косвенно, с внешней стороны и никогда не входит в его тайное место обитания, то Йога зовёт нас внутрь и идёт к нему напрямую.

В то время как низшее знание ищет Бога через интеллект и начинает осознавать его из-за завесы, Йога ищет его через реализацию, поднимает эту завесу и получает полное видение.

Там, где низшее знание только чувствует присутствие и влияние, Йога входит в это присутствие и наполняет себя этим влиянием.

Там, где низшее знание только осознаёт действие и через это получает некоторый проблеск Реальности, Йога отождествляет наше внутреннее существо с этой Реальностью и видит из него это действие.

Следовательно, методы Йоги отличаются от методов низшего знания.

2-25-06. Метод Йоги в знании должен всегда быть поворотом взгляда внутрь.

Метод Йоги в знании должен всегда быть поворотом взгляда внутрь. И, поскольку взгляд смотрит на внешнее, он должен проникать через поверхностные проявления, чтобы увидеть единую вечную реальность внутри этого.

Низшее знание занято внешними проявлениями и действиями. Поэтом первое, что нужно для высшего знания — отойти от них к Реальности, проявлениями которой они являются, отойти к тому Бытию и Силе сознательного существования, действиями которых они являются.

Это делается при помощи трёх движений, каждое из которых необходимо для двух других, каждое из которых дополняет другие — это очищение, сосредоточение, отождествление.

Цель очищения — сделать всё ментальное существо чистым зеркалом, в котором может отразиться божественная реальность. Сделать его пустым сосудом и беспрепятственным каналом, в который наполнится божественным присутствием и через который будет проходить божественное влияние. Сделать его тонкой субстанцией, которой может овладеть божественная природа, которой она может дать новую форму и использовать для божественных целей.

Потому что сейчас ментальное существо отражает лишь неразбериху, созданную ментальным и физическим взглядом на мир. Оно — канал только для беспорядков невежественной низшей природы и наполнено препятствиями и разного вида нечистоты, которые мешают действовать высшей природе.

Поэтому вся форма нашего существа искажена и несовершенна, не подчиняется более высоким влияниям и повёрнута в своём действие к невежественной и низшей пользе.

Оно неправильно отражает даже мир. Оно не способно отражать Божественное.

2-25-07. Сосредоточение необходимо, во-первых, чтобы направить всю волю и ум от непоследовательного блуждания, естественного для них …

Сосредоточение необходимо, во-первых, чтобы направить всю волю и ум от непоследовательного блуждания, естественного для них, следующего за рассеянным движением мыслей, бегущим за множеством ветвей желаний, уводящих в русло чувств и внешних ментальных откликов на происходящие явления.

Нам нужно зафиксировать волю и мысль на вечном и реальном, что позади всего. А это требует от нас очень большого усилия и одно-направленного сосредоточения.

Во-вторых, сосредоточение необходимо для того, чтобы сбросить завесу, которая поднимается нашей обычной ментальностью между нами и истиной. Потому что внешнего знания можно добиться путём обычного внимания и восприятия. Но внутреннее знание, скрытую и более высокую истину, можно постичь только через абсолютное сосредоточение ума на его объекте, через абсолютную концентрацию воли к её достижению. И, достигнув однажды этого, нужно уверенно и привычно удерживать единство между собой и этим.

Потому что отождествление — это условие полноты знания и обладания. Это глубокий результат ставшего привычным очищения, отражающего реальность, и полного сосредоточения на этой реальности.

Отождествление необходимо для того, чтобы полностью разрушить ту разделённость и то отделение нас от божественного существования и вечной реальности, которая стала обычным условием нашей, не прошедшей через возрождение, невежественной ментальности.

2-25-08. Ничего из этого нельзя сделать методами низшего знания.

Ничего из этого нельзя сделать методами низшего знания.

Да, верно, что у этих методов есть некоторый подготовительный эффект, но только до определённого момента и степени интенсивности. И именно там, где прекращается их действие, действие Йоги переносит на себя наш рост к Божественному и находит способы завершить его.

Любое стремление к знанию, если оно не испорчено слишком приземлённой тенденцией, стремится к большей утонченности, к возвышению, очищению существа. По мере того, как мы становимся более ментальными как существо, мы достигаем более тонкого действия всей нашей природы, которая становится способна всё лучше отражать и воспринимать более высокие мысли, более чистую волю, истину, менее связанную с физическим планом, всё более внутренние влияния.

Сила этического знания и этической привычки мысли и воли к чистоте очевидна.

Философия не только очищает разум и готовит его к встрече со всеобщим и бесконечным, но и стремится сделать более устойчивой природу и порождает спокойствие мудреца. А спокойствие — это знак возрастающего самообладания и чистоты.

Поглощённость всеобщей красотой, даже в своих эстетических формах, обладает мощной силой утончения и возвышения природы. А на своих вершинах становится великой силой для очищения.

И даже научный склад ума и незаинтересованная поглощённость космической законом и истиной не только делают более утончённым рассуждение и умение наблюдать, но и оказывает, если ему не мешают другие склонности, такое успокаивающее, возвышающее и очищающее влияние на ум и моральную природу, которого не было раньше.

2-25-09. Сосредоточение ума и тренировка воли к тому, чтобы воспринимать истину и жить в истине — это и наблюдаемый результат и постоянная необходимость такого стремления.

Сосредоточение ума и тренировка воли к тому, чтобы воспринимать истину и жить в истине — это и наблюдаемый результат и постоянная необходимость такого стремления.

И в конце концов, или при своей самой высокой интенсивности, они могут и должны привести — сначала к интеллектуальному, а затем и к отражающему восприятию божественной Реальности. И такое восприятие может завершиться своего рода предварительным отождествлением с ней.

Но всё это может дойти только до определённого уровня и не дальше. Систематическое очищение всего существа для целостного отражения и восприятия божественной реальности может быть сделано только при помощи специальных методов Йоги.

Абсолютная концентрация Йоги должна вытеснить рассеянные концентрации низшего знания. Расплывчатое и неэффективное отождествление, которое — всё, что может дать низшее знание, нужно заменить полным, сокровенным, настоятельным и живым единением, которое даёт Йога.

2-25-10. И тем не менее, Йога ни на своём пути, ни в своём достижении не исключает и не отбрасывает формы низшего знания …

И тем не менее, Йога ни на своём пути, ни в своём достижении не исключает и не отбрасывает формы низшего знания, кроме случаев, когда оно принимает форму крайнего аскетизма, или мистицизма, совершенно нетерпимого к другой божественной тайне мироздания.

Йога отделяет себя от форм низшего знания интенсивностью, широтой и высотой своей цели и специализацией своих методов, чтобы они соответствовали её цели. Однако Йога не только начинает свой путь от форм низшего знания, но и на некоторой части своего пути увлекает их за собой и использует их как вспомогательные средства.

Таким образом становится очевидно, насколько широко этическая мысль и практика — не столько внешнее, сколько внутреннее поведение — входят в подготовительный метод Йоги, и в его цель — чистоту.

Опять же — весь метод Йоги — психологический. Его можно было бы даже назвать непревзойдённой практикой совершенного психологического знания.

Данные философии — это те опоры, с которых Йога начинается в осознании Бога через принципы его существования. Йога только переносит то интеллектуальное понимание, которое даёт вся философия в интенсивность, которая несёт ее за пределы мысли, в видение, и за пределы понимания, в осознание и обладание. То, что в философии остаётся абстрактным и отдалённым, Йога переносит в живую близость и духовную конкретность.

Эстетический и эмоциональный ум и эстетические формы используются Йогой как поддержка для сосредоточения даже в Йоге знания. И они, достигнув некоторой утончённости, становятся основными способами в Йоге любви и восторга. А достигнув некоторой утонченности в жизни и действии, становятся основными средствами Йоги работы.

Созерцание Бога в Природе, размышление о Боге и служение ему в человеке, в жизни людей и мира в прошлом, настоящем и будущем — это всё вещи, которые Йога знания в равной степени может использовать для полноты осознания Бога во всём.

И только когда всё направлено к одной цели, нацелено на Бога, наполнено идеей божественного, бесконечного, всеобщего существования, тогда направленная на внешнее, чувственная, прагматическая поглощённость низшего знания явлениями и формами заменится поглощённостью одним божественным.

И после достижения этого, остаётся тот же характер направленности. Йогин продолжает знать и видеть Бога в конечном. Он продолжает быть каналом сознания Бога и действия Бога в мире. Поэтому знание мира и расширение и поднятие всего, что относится к жизни становится частью его видения мира и кругозора.

Единственно, что он во всём видит Бога, видит высшую реальность. И его мотивы для работы — помогать человечеству в познании Бога и в обладании высшей реальностью.

Он видит Бога через данные науки, видит Бога в умозаключения философии, видит Бога в формах Прекрасного и в формах Доброты. Он видит Бога во всех делах жизни, видит Бога в прошлых событиях мира и их последствиях, в настоящем и его тенденциях, в будущем и его великом развитии.

И в каждую из этих вещей, или во все сразу, он может принести своё озарённое видение и свою освобождённую силу духа.

Низшее знание становится ступенькой, с которой он поднимается выше. Более высокое освещает для него низшее и делает его частью себя, хотя бы только его низшую окантовку и самое внешнее сияние.

            

 

2022 май 01 вс — 2022 май 03 вт — 2022 май 20 пт