-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 3-04

Путь Преданности

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 571-576)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава IV. Путь Преданности

3-04-01. Бхакти сама по себе так же широка, как сердечное стремление души к Божественному.

3-04-02. Всякая Йога это поворот ума человека и человеческой души, ещё не реализовавшей божественное, но чувствующей в себе божественный импульс и влечение к тому …

3-04-03. Благоговение, прежде, чем оно превратится в элемент более глубокой Йоги преданности, в лепесток цветка любви, в его почтение и поднятие самого себя к своему солнцу …

3-04-03c. сноски: садришья, садришья-мукти, саданга

3-04-04. Посвящение в своей самой полной форме — это отдать всё наше существо Божественному.

3-04-05. Можно также посвящать свои мысли Божественному.

3-04-06. Это обычное движение, через которое то, что поначалу может быть смутным преклонением перед некой идеей Божественного, принимает свою окраску и характер.

3-04-07. Индийская Бхакти дала этой божественной любви мощные формы, поэтические символы, которые на самом деле не столько символы, сколько сокровенные выражения истины …

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава IV. Путь Преданности

3-04-01. Бхакти сама по себе так же широка, как сердечное стремление души к Божественному.

Бхакти сама по себе так же широка, как сердечное стремление души к Божественному. И настолько проста и прямолинейна, как любовь и желание, направленные прямо к своему объекту.

Поэтому её нельзя свести к какому-либо систематическому методу. Она не может основываться на психологической науке, как Раджа-Йога, или на психо-физической науке, как Хатха-Йога, или же исходить из какого-либо определённого интеллектуального процесса, как обычный метод Джняна-Йоги.

Она может использовать самые разные средства или опоры. И человек, у которого есть склонность к порядку, процессу и системе, может попытаться систематизировать своё использование этих дополнительных помощников.

Но чтобы свести в единое целое их вариации, пришлось бы пересмотреть почти все бесчисленные религии с точки зрения их внутреннего подхода к Божеству.

В действительности же, однако, более сокровенная Йога Бхакти сводится просто к следующим четырём движениям: к желанию Души, когда она поворачивается к Богу и напряжённости её эмоций по отношению к Богу, к боли любви и божественному возвращению любви, к восторгу любви, которая обладает и игре этого восторга, и к вечному наслаждению божественного Любящего, которое — сердце небесного блаженства.

Эти движения одновременно и очень просты и очень глубоки, для систематизации или анализа. В лучшем случае можно сказать, что есть эти четыре последовательных элемента, шага, или, если их можно так назвать, сиддхи. И это, в основном, те способы которыми пользуется Йога Бхакти, некоторые стороны и переживания садханы преданности.

Нам достаточно в общих чертах проследить ту основную линию, которой эти движения придерживаются, прежде чем мы рассмотрим как путь преданности входит в синтетическую и интегральную Йогу. И какое место он занимает и как его принцип влияет на другие принципы божественной жизни.

3-04-02. Всякая Йога это поворот ума человека и человеческой души, ещё не реализовавшей божественное, но чувствующей в себе божественный импульс и влечение к тому …

Всякая Йога это поворот ума человека и человеческой души, ещё не реализовавшей божественное, но чувствующей в себе божественный импульс и влечение к тому, в чём она находит своё более великое бытие.

Эмоционально, первая форма в которой происходит такой поворот — это обожание.

В обычной религии такое обожание принимает форму внешнего поклонения. А это опять-таки принимает самую внешнюю форму церемониального поклонения. В обычной религии это необходимо, потому что масса людей живёт своим физическим умом и не может ничего осознать, кроме как силой физического символа и не может чувствовать, что живёт чем-либо, кроме силы физического действия.

Мы можем здесь применить тантрическую градацию садханы, которая обозначает путь пашу, стада, животного или физического существа, как самую низшую стадию своей дисциплины. Она говорит, что исключительно или преимущественно церемониальное обожание — это первый шаг на этой стадии.

Очевидно, что даже настоящая религия — а Йога это нечто большее, чем религия — начинается лишь тогда, когда это вполне внешнее поклонение соответствует чему-то реальному, ощущаемому в уме, некоторому подлинному подчинению, благоговению или духовному устремлению. И тогда это внешнее поклонение становится поддержкой, внешним выражением и своего рода периодическим или постоянным напоминанием, помогающим уводить ум прочь от забот обычной жизни.

Но до тех пор, пока это будет только идея о Божестве, которому мы оказываем почтение или относимся с благоговением, мы ещё не подошли к началу Йоги. Цель Йоги — союз, её началом всегда должен быть поиск Божественного, сильное стремлением к какому-либо касанию, близости или обладанию.

Когда такое приходит к нам, то благоговение всегда становится преимущественно внутренним поклонением. Мы начинаем превращать себя в храм Божественного. Наши мысли и чувства становятся постоянной молитвой устремления и поиска. Вся наша жизнь — внешним служением и почитанием.

Именно по мере того, как такое изменение, такая склонность души возрастает, эта религия преданного становится Йогой, возрастающим контактом и союзом.

Из этого не следуют, что внешнее поклонение обязательно должно прекратиться. Но оно всё больше будет лишь физическим выражением или излиянием внутренней преданности и восхищения, волной души, изливающейся в словах и символическом действии.

3-04-03. Благоговение, прежде, чем оно превратится в элемент более глубокой Йоги преданности, в лепесток цветка любви, в его почтение и поднятие самого себя к своему солнцу …

Благоговение, прежде, чем оно превратится в элемент более глубокой Йоги преданности, в лепесток цветка любви, в его почтение и поднятие самого себя к своему солнцу, должно принести с собой, если оно достаточно глубоко, усиливающееся сосредоточение существа на Божественном, которое оно обожает.

И одним из элементов такого сосредоточения должно стать само-очищение — чтобы человек мог стать готовым к контакту с Божественным, или чтобы Божественное могло войти в храм нашего внутреннего существа, или чтобы Божественное могло раскрыть себя в храме сердца.

Такое очищение может быть этическим по своему характеру, но оно должно быть не просто поиском моралиста правильного и безупречного действия, или даже, если когда-нибудь мы достигнем стадии Йоги, подчинением закону Бога как это проявлено в формальной религии. Нет, оно должно стать отбрасыванием, катарсисом всего, что где бы то ни было конфликтует с идеей Божественного в себе или Божественным в нас.

В первом случае оно становится привычкой чувствовать Божественное и подражать во внешнем действии Божественному. Во втором случае — врастанием в его подобие в нашей природе.

Чем внутреннее благоговение является для церемониального поклонения, тем это врастание в подобие божественного является для внешней этической жизни.

Кульминация этого — своего рода освобождение через похожесть на Божественное*), освобождение от нашей низшей природы и преобразование в божественную природу.

3-04-03c. сноски: садришья, садришья-мукти, саданга

*) садришья (sadrishya) - 1. похожесть (на Божественное). 2. [одна из саданг]: соответствие, истина формы и ее предложение.

садришья-мукти (sadrishya-mukti) - освобождение через похожесть на Божественное.

саданга (sadanga) - шесть направлений или существенных элементов живописи: рупабхеда, прамана, бхава, лаванья, садришья, варникабханга.

Прим. из словаря.

3-04-04. Посвящение в своей самой полной форме — это отдать всё наше существо Божественному.

Посвящение в своей самой полной форме — это отдать всё наше существо Божественному. Поэтому посвящение — это также и отдать все наши мысли и наши дела.

Здесь Йога Божественной Любви вбирает в себя существенные элементы Йоги работы и Йоги знания, но в своей манере и со своим особенным духом.

Это жертва жизни и работы Божественному, но жертва любви это больше чем поворот воли к божественной Воли. Бхакта предлагает свою жизнь в всё, чем он является и всё, что у него есть и всё, что он делает — Божественному.

Такая сдача может принять аскетическую форму, когда он оставляет обычную жизнь человека и посвящает свои дни исключительно молитве, восхвалению и поклонению, или экстатической медитации. Когда он отказывается от своего личного имущества и становится монахом или нищим, у которого единственное что есть — это Божественное. Когда он отказывается от всех дел в жизни, кроме тех, которые помогают или принадлежать общению с Божественным и общению с другими преданными. Или же, самое большое, продолжает из своей надёжной крепости аскетической жизни делать дела, направленные на служение людям, особенно те, которые кажутся вытекающими из божественной природы любви, сострадания и добра.

Но возможно и более широкое само-посвящение, характерное для любой Интегральной Йоги, которое, принимая полноту жизни и мир во всей его цельности как игру Божественного, предлагает всё существо его власти. Это владение всем, что есть у человека как принадлежащее только ему. И выполнение всех работ как служение ему.

Через это он приходит к полному активному сосредоточению и внутренней и внешней жизни, к неискажённой самоотдаче.

3-04-05. Можно также посвящать свои мысли Божественному.

Можно также посвящать свои мысли Божественному.

В самом начале это попытка зафиксировать ум на объекте восхищения. Потому что обычно беспокойный человеческий ум занят другими предметами. И даже когда он направлен вверх, он постоянно отвлекается на то, что в мире. Поэтому в конце концов ум привычно думает о Божественном, а всё остальное только вторично и мыслится только по отношению к Божественному.

Часто это делается с помощью физического образа, или, что более близко или характерно, с помощью Мантры или божественного имени, через которое ум представляет себе божественное существо.

Те, кто это систематизирует, предполагают, что может быть три этапа поиска через преданность ума.

Во-первых, это постоянно слушать божественное имя, о его качествах, и обо всём, что с ним связано.

Во-вторых, постоянно думать о нём или о божественном существе или личности.

И в-третьих, сосредоточение и фиксирование ума на объекте. И через это приходит полное осознание.

И благодаря этому, также, наступает, когда сопровождающее чувство или сосредоточение очень сильные, Самадхи — экстатический транс, в котором сознание уходит прочь от внешних объектов.

Но всё это, на самом деле, случайно. Единственно, что существенно — это интенсивная нацеленность мысли в уме на объект обожания. Хотя это кажется похоже на созерцание на пути знания, оно отличается от него по своему духу.

По своей природе это не неподвижное, а экстатическое созерцание. Оно стремится не перейти внутрь существование Божественного, а принести Божественное внутрь себя и потерять себя в глубоком экстазе его присутствия или его обладания. И его блаженство — не в покое единства, а в экстазе единства.

И здесь тоже может быть разделяющее самопосвящение, которое заканчивается отказом от всех других мыслей о жизни ради обладания этим экстазом, вечным на планах за пределами нашей жизни. Или же оно заканчивается тотальным посвящением, в котором все мысли наполнены Божественным и даже если мысли заняты жизнью, то каждая мысль помнит его.

Как и в других Йогах, так и в этой, человек приходит к тому, чтобы видеть Божественное везде и во всём. И изливать такое осознавание Божественного во все свои внутренние дела и внешние действия.

Но при этом всё поддерживается первичной силой эмоционального единства. Потому что именно благодаря любви происходит такое внутреннее самопосвящение и внутреннее обладание, а мысли и действие становятся формами и образами божественной любви, которая завладела духом и элементами сознания.

3-04-06. Это обычное движение, через которое то, что поначалу может быть смутным преклонением перед некой идеей Божественного, принимает свою окраску и характер.

Это обычное движение, через которое то, что поначалу может быть смутным преклонением перед некой идеей Божественного, принимает свою окраску и характер. И затем, если человек однажды вступил на путь Йоги, оно становится внутренней реальностью и интенсивным переживанием божественной любви.

Но бывает ещё более сокровенная Йога, которая с самого начала уже — эта любовь, и которая достигается только интенсивностью своего стремления, без какого либо процесса или метода.

Всё остальное приходит, но уже приходит из этой любви, как листок и цветок из семечка. И всё остальное — не способы развития или осуществления любви, а уже растущие в душе лучи любви.

Это путь души, когда она, занятая, может быть, обычной человеческой жизнью, вдруг слышит флейту Божества за ближайшей завесой тайного леса и больше уже не владеет собой, не может получить ни удовлетворения, ни отдыха, пока она не догонит и не схватит и не овладеет этим божественным флейтистом.

В этом, по сути, и заключается сила самой любви в сердце и душе — способность повернуться от земных вещей к духовному источнику всей красоты и восторга.

В этом поиске живут все чувства и страсти, все настроения и переживания любви, сосредоточенные на высшем объекте желания и стократно усиленные далеко за границы возможной силы человеческой любви.

В нём и беспокойство всей жизни, и озарение неуловимым видением, и неудовлетворённое стремление к одной цели человеческого желания, и сильная нетерпимость ко всему, что отвлекает от единственной заботы, и сильная боль от препятствий, что стоят на пути к обладанию и совершенное видение всей красоты и восторга в одной форме.

И в нём — все многочисленные настроения любви, радость размышления и погружения, восторг встречи, исполнения и объятия, боль от разделённости, гнев любви, слёзы сильного желания, возрастающий восторг воссоединения.

Сердце — сцена этой высшей идиллии внутреннего сознания, но это сердце — которое испытывает всё более и более сильное духовное изменение и становится сияющим разворачивающимся лотосом духа.

И как интенсивность его поиска выше самой высокой силы нормальных человеческих эмоций, так же и восторг и окончательный экстаз за пределами воображения и того, что можно описать словами. Потому что это наслаждение Божества, превосходящее человеческое понимание.

3-04-07. Индийская Бхакти дала этой божественной любви мощные формы, поэтические символы, которые на самом деле не столько символы, сколько сокровенные выражения истины …

Индийская Бхакти дала этой божественной любви мощные формы, поэтические символы, которые на самом деле не столько символы, сколько сокровенные выражения истины, которая не может найти другого выражения.

Она пользуется человеческими отношениями и видит божественную личность не просто как некую фигуру, потому что есть божественные отношения высшего Восторга и Красоты с человеческой душой. Эти отношения несовершенны, но всё же реальным типом для них являются человеческие отношения. Поскольку этот Восторг и Красота — не абстракции или качества совершенно неосязаемой метафизической сущности, а само тело и форма высшего Существа.

Это живая Душа, к которой стремится душа Бхакты. Потому что источник всей жизни — это не идея, и не концепция, и не состояние существования, а реальное Существо.

Поэтому, когда появляется обладание божественным Любимым, вся жизнь души становится удовлетворённой и все отношения через которые она ищет и выражает себя полностью реализованы. Поэтому через любое из отношений можно найти Любимого. Хотя те отношения, что допускают самую большую силу — это всегда те, при помощи которых его можно ярче всего преследовать и получать самый глубокий экстаз при обладании.

Его ищут внутри, в сердце, и поэтому в стороне от всего, через собранное внутри сосредоточение существа на самой душе. Но в то же время, его можно увидеть и любить везде, где он проявляет своё существование.

Вся красота и радость существования видится как его радость и его красота. Его обнимает дух во всех существах. Экстаз наслаждения любовью изливается во всеобщей любви. Все существования становятся свечением его восторга и даже в самых внешних проявлениях они превращаются во что-то иное, чем их внешнее проявление.

Сам мир переживается как игра божественного Восторга, как Лила, как то, в чём мир теряет себя в небесах блаженства вечного единства.

 

 

 

2022 май 27 пт — 2022 май 29 вс