-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 3-05

Божественная Личность

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 577-586)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава V. Божественная Личность

3-05-01. В синтетической Йоге сразу возникает один вопрос, который должен не только включать в себя, но и объединять знание и преданность …

3-05-02. С другой стороны, путь преданности невозможен, если личность Божественного не может быть принята за реальность, за настоящую реальность, а не ипостась иллюзии.

3-05-03. Однако, мы уже говорили, что личность и безличное, как наши умы понимают их, это только разные стороны божественного …

3-05-04. Природа философского интеллекта состоит в том, чтобы перемещаться среди идей и придавать им своего рода абстрактную реальность …

3-05-05. У сердца и жизни, как мы знаем, совершенно противоположный закон. Они не могут жить абстракциями.

3-05-06. Интеллект тоже может идти в этом направлении, но тогда он перестаёт быть чистым интеллектом.

3-05-07. Как за идеями интеллекта, его умением различать, так и за стремлениями сердца и жизни, и их приближениями, находятся реальности …

3-05-08. Примиряющая сила лежит за их пределами, в интуиции.

3-05-08c. сноска: ритасья све даме

3-05-09. Духовная интуиция всегда опирается на реальность.

3-05-10. Если посмотреть с одной стороны, то может показаться, что действует безличная Мысль и создаёт фикцию мыслителя для удобства своего действия.

3-05-11. Нам нужно смотреть на божественную Личность со следующей точки зрения.

3-05-12. Всё это может показаться поначалу изначальным антропоморфизмом …

3-05-13. Если мы с этими понятиями о божественной Личности попробуем разобраться с помощью различающей способности интеллекта …

3-05-14. Но мы видим также, что это существо, судя по всему, не состоит даже из бесконечного качества, а имеет состояние своей сложной реальности …

3-05-15. Даже на космическом плане мы постоянно приближаемся к Божественному с той или другой стороны.

3-05-16. Он — Вишну, Кришна, Кали. Он проявляет себя для нас, в человечестве, как личность Христа, или как личность Будды.

3-05-17. Потому что, за пределами делений и противоречий интеллекта, есть другой свет и есть видение истины, которое проявляет себя …

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава V. Божественная Личность

3-05-01. В синтетической Йоге сразу возникает один вопрос, который должен не только включать в себя, но и объединять знание и преданность …

В синтетической Йоге сразу возникает один вопрос, который должен не только включать в себя, но и объединять знание и преданность — трудный и запутанный вопрос о божественной Личности.

Вся тенденция современной мысли направлена на принижение личности. Современная мысль видит за сложными фактами существования лишь великую безличную силу, неясное становление. И это становление тоже вырабатывается через безличные силы и безличные законы, тогда как личность выступает только как зависимое, подчинённое, частичное, временное явление перед лицом этого безличного движения.

Признаётся правильной даже такая Сила сознания, что кажется должна быть безличной, неопределённой, лишена по сути всего, кроме абстрактных качеств или энергий. Потому что всё остальное — только результат, нечто незначительное.

Мысль древней Индии, начав с совершенно другого конца шкалы, пришла, по большинству своих направлений к тому же самому обобщению. Она воспринимает безличное существование как изначальную и вечную истину. Личность это всего лишь иллюзия, или в лучшем случае — феномен ума.

3-05-02. С другой стороны, путь преданности невозможен, если личность Божественного не может быть принята за реальность, за настоящую реальность, а не ипостась иллюзии.

С другой стороны, путь преданности невозможен, если личность Божественного не может быть принята за реальность, за настоящую реальность, а не ипостась иллюзии. Не может быть любви без любящего и любимого.

Если наша личность это иллюзия и та Личность, к которой поднимается наше обожание это только первичный аспект такой иллюзии, и если мы верим в это, то любовь и обожание будут сразу уничтожены. Или же они могут выжить в алогичной страсти сердца, отрицающей своим сильным биением жизни ясные и сухие истины разума.

Любить и обожать некую тень наших умов или яркое космическое явление, которое исчезает из ока Истины, может быть и можно, но путь спасения нельзя построить на фундаменте волевого самообмана.

На самом деле Бхакта не позволяет таким сомнениям интеллекта встать на его пути. У него есть догадки его сердца и этого для него достаточно.

Однако, Садхака интегральной Йоги должен знать вечную и предельную Истину, а не упорствовать до конца в своём восторге от некоего Призрака. Если безличное это единственная непреходящая истина, то тогда прочный синтез невозможен.

В лучшем случае, он может принять божественную личность в качестве символа, могучей и действенной фикции, но в конце концов он должен превзойти её и отказаться от преданности ради единственной погони за высшим знанием. Ему нужно очистить существо от всех своих символов, ценностей, содержания, чтобы прийти к не имеющей признаков Реальности.

3-05-03. Однако, мы уже говорили, что личность и безличное, как наши умы понимают их, это только разные стороны божественного …

Однако, мы уже говорили, что личность и безличное, как наши умы понимают их, это только разные стороны божественного и обе этих аспекта содержаться в его существовании. Это одна вещь, которую мы видим с двух противоположных сторон и в которую входим через двое разных врат.

Нам нужно рассмотреть это яснее, чтобы избавиться от любых сомнений, которыми интеллект может попытаться сокрушить нас, пока мы следуем импульсу преданности и интуиции любви, или преследовать нашу радость божественного союза.

Эти сомнения действительно, уходят прочь от такой радости, но если мы слишком отягощены философским умом, сомнения могут преследовать нас почти до самого порога.

Поэтому было бы неплохо избавиться от них как можно раньше, поняв пределы интеллекта, рационального философского ума, в его своеобразном подходе к истине. И обнаружить пределы даже в духовном опыте, который исходит их подхода через интеллект, чтобы увидеть, что это не обязательно должна быть вся целостность самого высокого и самого широкого духовного опыта.

Духовная интуиция всегда более озарённый руководитель, чем различающий разум. И духовная интуиция обращается к нам не только через разум, но и через всё остальное наше существо, а так же через сердце и жизнь. Таким образом, интегральным знанием будет то, что принимает во внимание всё, и объединяет их различные истины.

Сам интеллект будет гораздо глубже удовлетворён, если он не ограничится собственными данными, а примет так же истину сердца и жизни, и придаст им абсолютную духовную ценность.

3-05-04. Природа философского интеллекта состоит в том, чтобы перемещаться среди идей и придавать им своего рода абстрактную реальность …

Природа философского интеллекта состоит в том, чтобы перемещаться среди идей и придавать им своего рода абстрактную реальность отдельно от всех их конкретных представлений, влияющих на нашу жизнь и личное сознание.

Философский интеллект склонен свести такие представления к их простейшим и наиболее общим понятиям и очистить их, если можно, до некоторой конечной абстракции.

Чисто интеллектуальное направление уходит прочь от жизни. В суждении о вещах, оно старается отойти от их воздействия на нашу личность и прийти к некой общей и безличной истине, которая может стоять за ними. Оно склонно рассматривать эту разновидность истины как единственную настоящую истину существования, или, по крайней мере, одну из самых важные и постоянных сил реальности.

Следовательно, по своей природе, оно вынуждено заканчиваться в своих крайностях достигнув абсолютной безличности и абсолютной абстракции.

Это то, где закончились древние философии. Они всё свели к трём абстракциям — существованию, сознанию и блаженству бытия. И стремились отбросить две абстракции из трёх, которые казались им зависимыми от первой и самой абстрактной, и отбросить все назад в чистое существование, не имеющее качеств, из которого выходило все остальное, все представления, все смыслы, за исключением единственного, бесконечного и находящегося вне времени, факта существования.

Но интеллекту ещё предстояло сделать ещё один возможный шаг, и он его сделал в буддийской философию. Он обнаружил, что даже этот окончательный факт существования — только представления. Он абстрагировал и это и пришёл к бесконечному нулю, который может быть или ничем, или невыразимой вечностью.

3-05-05. У сердца и жизни, как мы знаем, совершенно противоположный закон. Они не могут жить абстракциями.

У сердца и жизни, как мы знаем, совершенно противоположный закон. Они не могут жить абстракциями. Они могут найти своё удовлетворение только в том, что конкретно, или что можно сделать ощутимым.

На любом из уровней — физическом, ментальном, духовном, их объект это не что-то, что они ищут через различение и приходят к нему через интеллектуальное обобщение. Живое становление этим объектом или осознанное обладание и радость от этого объекта — вот что они ищут.

Они откликаются не на удовлетворение абстрактного ума или безличного существования, а на радость и активность существа, на сознательную Личность в нас, конечную или бесконечную, для которого наслаждения и силы его существования являются реальностью.

Поэтому, когда сердце и жизнь поворачиваются к Высочайшему и Бесконечному, они приходят не к абстрактному существованию, или не-существованию, к Сат, или же к Нирване, но к существующему сейчас, к Сат Пуруше.

Они приходят не просто к сознанию, но к осознающему Существу, к Чайтанья Пуруше.

Они приходят не просто к чисто безличному восторгу "Есть", а к бесконечному "Я Есть" блаженства, к Анандамайя Пуруше.

Кроме того, они не могут погрузиться и потерять своё сознание и блаженство в бесформенном существовании, но должны настаивать на всех трёх Пурушах в одном. Потому восторг существования это их высшая сила. и без сознания невозможно овладеть восторгом.

Таков смысл высшего образа самой сильной индийской религии любви — Шри Кришна, Все-блаженный и Все-прекрасный.

3-05-06. Интеллект тоже может идти в этом направлении, но тогда он перестаёт быть чистым интеллектом.

Интеллект тоже может идти в этом направлении, но тогда он перестаёт быть чистым интеллектом. Он призывает на помощь силу своего воображения, он становится создателем образов, творцом символов и смыслов, духовным художником и поэтом.

Поэтому самая строгая интеллектуальная философия признаёт Сагуну, божественную Личность, только как высокий космический символ.

Соперничающая философия утверждает что Сагуна выше всего остального. То, что безлично, может сказать она, это всего лишь материал, ткань его духовной природы, из которой он проявляет силу своего существа, сознание и блаженство, всё, что его выражает.

Безличное это видимый отрицательный полюс, из которого он выпускает временные вариации своего вечного позитивного полюса личности.

Очевидно, что здесь присутствуют два инстинкта. Или же, если мы не уверены, что данное слово применительно к интеллекту, две врождённые силы нашего существа, каждая из которых, в своей манере, имеет дело с одной и той же Реальностью.

3-05-07. Как за идеями интеллекта, его умением различать, так и за стремлениями сердца и жизни, и их приближениями, находятся реальности …

Как за идеями интеллекта, его умением различать, так и за стремлениями сердца и жизни, и их приближениями, находятся реальности, для которых они — средства для достижения этих реальностей.

И те, и другие оправданы духовным опытом. И те и другие приходят к божественному абсолюту того, что они ищут.

Но тем не менее, каждый из них имеет тенденцию, если ему слишком уж потворствуют, сдерживаться ограничениями своего внутренне присущего качества и характерных для него средств.

Мы видим, что в нашей земной жизни, там, где человек шёл исключительно за сердцем и жизнью, не удавалось прийти к какому-либо светлому результату. А исключительная интеллектуальность становится или далёкой, абстрактной и не способной ни на что, или же становится бесплодной критикой, или же сухой механистичностью.

Привести их в достаточную гармонию или же просто примирить между собой — одна из великих проблем нашей психологии и наших поступков.

3-05-08. Примиряющая сила лежит за их пределами, в интуиции.

Примиряющая сила лежит за их пределами, в интуиции.

Однако, есть интуиция, которая служит интеллекту, и есть интуиция, которая служит сердцу и жизни. И если мы будем следовать только какой-то одной из них, мы не продвинемся ощутимо дальше, чем раньше. Мы только сделаем для себя более сокровенным и реальным, но всё же отделённым, то, к чему стремятся другие, менее видящие силы.

Но тот факт, что интуиция может беспристрастно отдавать себя всем частям нашего существа, — а даже у тела есть своя интуиция, — говорит, что интуиция не исключающий, а интегральный искатель истины.

Нам нужно подвергнуть сомнению интуицию всего нашего существа, не только отдельно, в каждой части, и не в сумме их находок, а выйти за пределы всех этих низших инструментов, за пределы даже их первых духовных соответствий.

Нам нужно подняться в родной дом интуиции, туда, где родной дом бесконечной и беспредельной Истины, ритасья све даме*), где всё существование обнаруживает своё единство.

Вот, что имели в виду древние Веды, когда восклицали, "Есть надёжная истина, скрытая за истиной (вечная истина, скрытая этой другой истиной, из которой мы получаем низшие формы интуиции). Там десять сотен лучей света, стоящих вместе. Это Единый." "Ритена ритам апихитам дхрувам … даша шата саха тастхус, тад экам." (Риг Веда, V, 62.1.)

3-05-08c. сноска: ритасья све даме

*) ритасья све даме (ritasya sve dame) - родной дом Истины [Риг Веда].

3-05-09. Духовная интуиция всегда опирается на реальность.

Духовная интуиция всегда опирается на реальность. Это светлый предвестник духовной реализации, или же её озаряющий свет. Она видит то, над чем трудятся другие силы нашего существа.

Она постигает достоверную истину абстрактных представлений интеллекта и феноменальных представлений сердца и жизни. Она постигает истину, которая, сама по себе, не является ни отдалённо абстрактной, ни внешне конкретной, но чем-то иным, для чего эти две интуиции лишь две стороны её психологического проявления для нас.

То, что видит интуиция нашего интегрального существа, когда его члены больше не спорят между собой, а озарены с более высоких планов, это то, к чему всё наше существо стремится как к единой реальности.

Безличное — это истина. Личное — тоже истина. Это одна и та же истина, видимая с двух сторон нашей психологической деятельности. Ни одна из этих истин сама по себе не даёт полного описания Реальности. Но всё же, через любую из них, мы можем прийти к ней.

3-05-10. Если посмотреть с одной стороны, то может показаться, что действует безличная Мысль и создаёт фикцию мыслителя для удобства своего действия.

Если посмотреть с одной стороны, то может показаться, что действует безличная Мысль и создаёт фикцию мыслителя для удобства своего действия. Что действует безличная Сила, создающая фикцию делателя. Что есть безличное существование, которое в своём действии использует фикцию персонального существа, обладающего сознательной личностью и личным восторгом.

Если посмотреть с другой стороны, то есть мыслитель, который выражает себя в мыслях, которые без него не могли бы существовать. И наше общее понятие мысли символически обозначает просто силу природы мыслителя.

Ишвара выражает себя через волю, энергию и силу. Существующее расширяет себя во всех формах, целостных и частичных, прямых, обратных, и извращающих своё существование, сознание и блаженство. И наше абстрактное общее понятие для этого — только интеллектуальное представление о тройной силе его природы существования.

И кажется, что вся безличность, в свою очередь, становится фикцией и существование в каждом своём мгновении и в каждой своей частичке ничто иное, как жизнь, сознание, энергия, восторг единой и при этом бесчисленной Личности, бесконечного Божества, само-осознающего и самораскрывающегося Пуруши.

Оба взгляда верны, за исключением того, что идея фикции, которая заимствована из наших интеллектуальных процессов, должна быть изгнана и каждый из взглядов должен получить соответствующее обоснование.

В этом свете интегральному искателю нужно увидеть, что он может достичь одной и той же Реальности по обоим направлениям, либо последовательно, либо одновременно, как если бы два связанных друг с другом колеса катились бы по параллельным линиями, но таким параллельным линиям, которые вопреки интеллектуальной логике, но подчиняясь своей внутренней истине бы встречались в бесконечности.

3-05-11. Нам нужно смотреть на божественную Личность со следующей точки зрения.

Нам нужно смотреть на божественную Личность со следующей точки зрения. Когда мы говорим о личности, мы подразумеваем под этим, во-первых, что-то ограниченное, внешнее и отделённое. И наша идея личного Бога приобретает такой же несовершенный характер.

Наша личность для нас это, во-первых, отдельное существо, ограниченные ум, тело, характер, который мы воспринимаем как нашу личность, и всё это постоянная величина. Потому что, хотя в реальности она всё время меняется, всё же есть некий достаточный элемент стабильности, чтобы дать своего рода практическое оправдание этому понятию постоянства.

Мы воспринимаем Бога как такую же личность, только без тела, как отдельную личность, отличающуюся от всех других, с умом и характером, ограниченным определёнными качествами.

Поначалу, в наших примитивном понимании, это божество — нечто весьма непостоянное, причудливое и капризное, некая увеличенный вариант нашего человеческого характера.

Но потом мы воспринимаем божественную природу личности как вполне себе постоянную величину и мы наделяем её только теми качествами, которые мы считаем божественными и идеальными, а все другие — отбрасываем.

Такое ограничение заставляет нас объяснять все остальные качества, приписывая их Дьяволу, или наделяя человека некой первоначальной творческой способностью ко всему, что мы считаем злом.

Или же, когда мы понимаем, что всё совсем не так, мы воздвигаем некую силу, которую называем Природой, и приписываем ей все эти низшие качества и массу действий,  которые мы не хотим возлагать на Божественное.

На более высоком уровне приписывание ума и характера Богу становится менее антропоморфным и мы рассматриваем его как бесконечный Дух, но всё же как отдельную личность, как дух с определённым набором конкретных божественных качеств в качестве его атрибутов.

 Так воспринимаются идеи божественной Личности, личного Бога, которые так сильно различаются в разных религиях.

3-05-12. Всё это может показаться поначалу изначальным антропоморфизмом …

Всё это может показаться поначалу изначальным антропоморфизмом, заканчивающимся интеллектуальным представлением о Божестве, которое очень сильно расходится с действительностью мира, как мы его видим.

Поэтому не удивительно, что философский и скептичный ум должен был без особого труда разрушить всё это интеллектуально, будь это в направлении отрицания личного Бога и утверждении безличной Силы или Становления, или же в направлении безличного Существования, или же невыразимого отрицания существования со всем остальным как всего лишь символами Майи или феноменальными истинами сознания-Времени. Но это только олицетворения монотеизма.

Политеистические религии, возможно менее восторженные, но более широкие и более восприимчивые в их отклике на космическую жизнь, чувствовали, что всё в космосе имеет божественное происхождение.

Поэтому они представляли существование многих божественных личностей с неясным ощущением неопределимого Божественного за ними, чьи отношения с личностными богами были не очень ясны.

И в своих более экзотерических формах эти боги были грубо антропоморфны. Но там, где внутренний смысл духовных вещей становился яснее, различные божества становились проявлением личностей единого Божественного — такова декларируемая точка зрения древних Вед.

Такое Божественное могло быть верховным Существом, которое проявляет себя в различных божественных личностях или как безличное существование, которое встречается человеческому уму в этих формах.

Или же обе точки зрения могли бы поддерживаться одновременно, без каких-либо интеллектуальных попыток примирить их, поскольку обе представлялись истинными для духовного опыта.

3-05-13. Если мы с этими понятиями о божественной Личности попробуем разобраться с помощью различающей способности интеллекта …

Если мы с этими понятиями о божественной Личности попробуем разобраться с помощью различающей способности интеллекта, мы будем склонны сводить их, согласно нашим склонностям, к вымыслам воображения или к психологическим символам. Во всяком случае, это будет ответ нашей чувствующей личности на что-то, что вообще этим не является, на что — чисто безлично.

Мы можем сказать, что Это, в реальности, совершенно противоположно нашей человечности и нашей личности, и поэтому, для того, чтобы вступить с Этим в отношения, мы вынуждены создавать эти человеческие вымыслы и эти личностные символы так, чтобы сделать Это ближе к нам.

Но мы должны судить по духовному опыту, и в целостном духовном переживании мы обнаружим, что все эти вещи не вымысли и не символы, а истины божественного существования в их сути, какими бы несовершенными не были наши представления о них.

Даже наша первая идея о нашей собственной личности — не совсем абсолютная ошибка, а только неполный и поверхностный взгляд, сопровождаемый множеством ментальных ошибок. Большее познание себя показывает нам, что мы не являемся в своей основе отдельной композицией формы, сил, свойств, качеств с осознающим "я", которое отождествляет себя с ними, то чем поначалу мы кажемся для самих себя.

Это только временный факт, хотя всё же и факт, нашего частичного существования на поверхности нашего активного сознания.

Мы обнаруживаем внутри бесконечное существование с потенциалом всех качеств, с бесконечным качеством, анантагуна, которое можно комбинировать любым количеством возможных способов, и каждое сочетание — это раскрытие нашего существа.

Потому что вся эта личность — это само-проявление Личности, или другими словами, существа, которое осознаёт свои проявления.

3-05-14. Но мы видим также, что это существо, судя по всему, не состоит даже из бесконечного качества, а имеет состояние своей сложной реальности …

Но мы видим также, что это существо, судя по всему, не состоит даже из бесконечного качества, а имеет состояние своей сложной реальности, в которой кажется, что оно отошло назад от этой реальности и стало неопределимым сознательным существованием, анирдесьям.

Кажется даже, что сознание оттягивается назад и оставляет просто вневременное чистое существование. И снова, даже это чистое "я" нашего существа кажется на определённой высоте отрицающим свою собственную реальность, или же, что оно проекция из не обладающего "я", не имеющего основы Непознаваемого, которое мы можем воспринимать или как безымянное нечто, или как Ничто.

Если мы сосредоточимся исключительно на этом и забудем о всём, что оно втянуло в себя, то мы говорим о чистой безличности или о пустом Ничто как о высшей истине.

Но более интегральное видение показывает нам, что именно Личность и индивидуальность и всё, что оно смогла проявить это то, что таким образом бросает себя вверх в свой собственный невыразимый абсолют.

И если мы поднимем наше сердце, так же как и наш рассуждающий ум к Высочайшему, то мы обнаружим, что мы можем достичь его через абсолютную Личность точно так же, как и через абсолютную безличность.

Но всё это самопознание — лишь прообраз внутри нас соответствующей истины Божественного в его всеобщности. И там мы снова встречаем его в различных формах божественной индивидуальности.

Мы встречаем его в формулировках качества, которое по-разному выражает его для нас в его природе: в бесконечном качестве, Анантагуна, в божественной Личности, которая выражает себя через бесконечное качество. Мы встречаем его в абсолютной безличности, в абсолютном существовании или в абсолютном не-существовании, которое всё же всегда является невыразимым Абсолютом этой божественной Личности, этого сознательного Существа, которое проявляет себя через нас и через вселенную.

3-05-15. Даже на космическом плане мы постоянно приближаемся к Божественному с той или другой стороны.

Даже на космическом плане мы постоянно приближаемся к Божественному с той или другой стороны.

Мы можем думать, чувствовать и говорить, что Бог это Истина, Справедливость, Праведность, Сила, Любовь, Восторг, Красота. Мы можем видеть его как всеобщую силу или как всеобщее сознание.

Но это только абстрактный способ переживания.

Как мы сами — не просто некоторый набор качеств или способностей, или психологическая величина, но существо, личность, которая выражает свою природу, так и Божественное — Личность, сознательное Существо, которое таким способом выражает свою природу для нас.

И мы можем восхищаться им через самые разные формы его природы. Мы можем восхищаться Богом праведности, Богом любви и милосердия, Богом покоя и чистоты. Но очевидно, что есть и другие вещи в божественной природе, которое мы вынесли за пределы формы личности, в которой мы ему поклоняемся.

Смелость непоколебимого духовного видения и опыта может встретить его также и в более суровых или ужасающих формах.

Но ни одна из этих форм не является всей Божественностью. И всё же эти формы его личности — реальные истины его самого, в которых он встречает нас и, кажется, взаимодействует с нами, словно остальное было оставлено позади.

Он и в каждой из этих форм по отдельности, и все формы вместе, 

3-05-16. Он — Вишну, Кришна, Кали. Он проявляет себя для нас, в человечестве, как личность Христа, или как личность Будды.

Он — Вишну, Кришна, Кали. Он проявляет себя для нас, в человечестве, как личность Христа, или как личность Будды. Когда мы смотрим дальше нашего первого исключающее сосредоточенного видения, мы видим за Вишну всю личность Шивы, а за Шивой — всю личность Вишну.

Он — Ананта-гуна, бесконечное качество и бесконечная божественная Индивидуальность, которая проявляет себя через это. И снова, кажется что он уходит в чистую духовную безличность или за пределы всяких идей, даже о безличном Высшем "Я", и оправдывает одухотворённый атеизм или агностицизм. И он становится для ума человека неопределимым, анирдесьям.

Но вдруг из этого Непознаваемого говорит сознательное Существо, божественная Личность, которая проявляет себя здесь: "Это тоже Я. Даже здесь, за пределами видения ума, Я есть Он, Пурушоттама."

3-05-17. Потому что, за пределами делений и противоречий интеллекта, есть другой свет и есть видение истины, которое проявляет себя …

Потому что, за пределами делений и противоречий интеллекта, есть другой свет и есть видение истины, которое проявляет себя, которую мы можем попытаться выразить для себя через интеллект.

Из всех истин есть она истина всех таких истин. Потому что каждая представляет и оправдывается во всех остальных.

В этом свете наш духовный опыт становится объединённым и целостным. Между нашим поиском Безличного и восхищением божественной Личностью, между путём знания и путём обожания не остаётся ни малейшего зазора реального деления, ни тени превосходства или чего-то более низшего.

 

 

2022 май 29 вс — 2022 июнь 04 сб