-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 3-06

Восторг Божественного

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 587-592)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава VI. Восторг Божественного

3-06-01. Таков путь преданности и его объяснение для самого высокого, самого широкого, наиболее интегрального знания.

3-06-02. Цель той синтетической или интегральной Йоги, которую мы рассматриваем — объединение с существованием, сознанием и восторгом Божественного …

3-06-03. Через знание мы ищем единства с Божественным в его сознательном существовании.

3-06-04. Этот восторг, который такой совершенно властный, это восторг Божественного ради него самого и ни для чего другого.

3-06-05. Как только он начинает действовать в нас, все другие пути Йоги перестраивают себя, так сказать, на его закон и находят в нём свой собственный, самый богатый смысл.

3-06-06. И точно также этот любящий Бога будет божественным рабочим, не ради самих дел, или эгоистичного удовольствия в действии …

3-06-07. Ни поиск Божественного через жизнь, ни встреча с ним во всех активностях его существа и всеобщего существования не будут исключены из сферы его поклонения.

3-06-08. Главная сила Восторга — это любовь, а особая форма, которую принимает радость любви — это видение красоты.

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава VI. Восторг Божественного

3-06-01. Таков путь преданности и его объяснение для самого высокого, самого широкого, наиболее интегрального знания.

Таков путь преданности и его объяснение для самого высокого, самого широкого, наиболее интегрального знания. И сейчас мы сможем понять — какую форму и какое место он займёт в интегральной Йоге.

Йога по своей сути — это объединение души с бессмертным существованием, сознанием и восторгом Божественного, осуществляемое через человеческую природу. Результат этого — развитие в божественную природу существования, какой бы она ни была, насколько мы способны её понять в уме и воплотить в духовной активности.

Чтобы мы не увидели в этом Божественном и как бы мы не фиксировали наши сосредоточенные усилия на нём, мы можем стать или вырасти в некоторое единство с ним или же, на более низком уровне, в некоторое согласие и гармонию с ним.

Древние Упанишады остро выразили это в самых высоких понятиях, — "Тот, кто представляет себе это как Существование, становится этим существованием, а тот, кто представляет себе это как Не-существование, становится этим не-существованием."

Так же обстоит дело и со всем остальным, что мы видим как Божественное. Это, можно сказать, одновременно и существенная и прагматическая истина о Боге.

Это нечто вне нас, которое, на самом деле, уже внутри нас, но чем мы ещё не являемся, или являемся только на самых первых шагах, в нашем человеческом существовании.

Однако, чтобы мы из этого не видели, мы можем сотворить это или раскрыть это в нашей сознательной природе и существе, и можем врасти в это. И таким образом можем создать или раскрыть в себе индивидуально Бога и вырасти в его всеобщность и трансцендентность. В этом — наше духовное предназначение.

Или же, если это покажется слишком высоким для слабости нашей природы, то мы можем, по крайней мере, приблизиться, отражать это и быть в надёжном общении с этим — это близкий и возможный результат.

3-06-02. Цель той синтетической или интегральной Йоги, которую мы рассматриваем — объединение с существованием, сознанием и восторгом Божественного …

Цель той синтетической или интегральной Йоги, которую мы рассматриваем — объединение с существованием, сознанием и восторгом Божественного в каждой части нашей человеческой природы, по отдельности, или во всех сразу. В конце концов все части нашей природы должны быть приведены в гармонию и объединены так, чтобы вся эта природа могла бы быть преобразована в божественную природу.

Ничто, меньшее этого не может удовлетворить интегрального видящего, потому что то, что он видит, должно быть тем, чем он стремится духовно овладеть, и насколько это возможно — стать.

Он стремится к Божеству не только с одним только знающим, не только с одной только волей, не только с одним только сердцем, но со всеми ими в равной степени, а также со всем метальным и витальным существом. И он трудится, чтобы преобразовать свою природу в соответствующие божественные эквиваленты.

И поскольку Бог встречает нас на многих путях своего бытия и во всём искушает нас Собой, даже если кажется, что он ускользает от нас, — а увидеть возможность божественного и преодолеть игру её препятствий это и есть вся тайна и величие человеческого существования — поэтому, на каждом из этих путей на их вершинах, или же в объединении всех путей, если мы сможем найти ключ к их единству, мы будем стремиться выследить, найти и завладеть им.

Так, если он удаляется в безличность, мы следуем за его безличным существованием и восторгом. Но если он встречает нас также и в нашей индивидуальности и через личные отношения Божественного с человеком, то и мы не станем отказываться от себя. Мы признаём эту игру любви и восторг и её невыразимое единство.

3-06-03. Через знание мы ищем единства с Божественным в его сознательном существовании.

Через знание мы ищем единства с Божественным в его сознательном существовании. Через работу мы тоже ищем единства с Божественным в его сознательном существовании, но не статически, а динамически, через сознательное единство с божественной Волей. Однако, через любовь мы ищем единства с ним во всём восторге его существования.

По этой причине путь любви, каким бы узким он не показался в некоторых первых его движениях, в конце становится более властно все-обнимающим, чем любая другая побудительная причина Йоги.

Путь знания легко устремляется к безличному и абсолютному и может довольно скоро стать исключающим остальное. Правда в том, что в исключении остального нет необходимости, поскольку сознательное существование Божественного является всеобщим и индивидуальным, так же, как и трансцендентным и абсолютным. И здесь тоже может и должна быть тенденция к интегральной реализации единства. И мы можем прийти к ней через духовное единство с Богом в человеке и Богом во вселенной и оно будет не менее полным, чем любое единство с трансцендентным.

Но всё же, это не совсем обязательно. Потому что мы можем сослаться на то, что есть более высокое и более низшее знание, более высокое само-осознание и более низкое. И что здесь нужно стремиться к вершине знания, исключая массу другого знания, и что путь исключения предпочтительнее интегрального пути.

Или же мы можем открыть теорию иллюзии, чтобы оправдать наш отказ от всякой связи с нашими близкими и с космическим действием.

Путь работы ведёт нас к Трансцендентному, чья сила существования проявляет себя как воля в мире, единая и в нас, и во всем. Она проявляется через отождествление, благодаря которому мы, подчиняясь условиям этого отождествления, входим в союз с Трансцендентным как с единым "я" во всём и как с всеобщим "я" и Господином в космосе.

И может показаться, что это накладывает определённую полноту в нашей реализации единства. Но и это тоже не обязательно. Потому что данная побудительная причина может также склоняться к полной безличности. И даже, если этот путь ведёт к постоянному участию в активностях всеобщего Божества, он может стать полностью отстранённым и пассивным по своему принципу.

И только когда в это врывается восторг, то мотив интегрального единства становится совершенно обязательным.

3-06-04. Этот восторг, который такой совершенно властный, это восторг Божественного ради него самого и ни для чего другого.

Этот восторг, который такой совершенно властный, это восторг Божественного ради него самого и ни для чего другого. Потому что нет никакой причины или пользы, кроме него самого.

Этот восторг не ищет Бога ради чего-то что он может дать нам, или ради какого-то частного качества в нём, а просто и чисто потому, что он — это наше "я" и всё наше существо и вообще, наше всё.

Он охватывает наслаждение трансцендентным, и не ради трансцендентного, а потому что он — трансцендентный. Он охватывает наслаждение всеобщим, не ради всеобщего, а потому что он — всеобщий. Он охватывает наслаждение индивидуальным, не ради индивидуального удовлетворения, а потому что он — индивидуальный.

Он идёт за всеми различиями и проявлениями, и не подсчитывает, где чего больше, где меньше, в своём существе, а обнимает его везде где он есть, а поэтому — везде вообще.

Он обнимает его целиком и в том, где кажется, что его меньше, и там, где кажется что его больше, и в кажущейся ограниченности, так же как и раскрытии беспредельного. У него — интуитивное ощущение и переживание своего единства и полноты везде.

Искать его только ради его абсолютного существования это, на самом деле, означает преследовать нашу собственную выгоду, выгоду абсолютного покоя.

Абсолютное обладание им, действительно необходимая цель его восторга в его существе, но это приходит, когда мы обладаем им полностью, и в свою очередь, полностью захвачены им, и нам не нужно ограничиваться никаким конкретным состоянием или условием.

Искать его на каком-то из небес блаженства, означает искать его не для него самого, а для блаженства этих небес. Когда у нас есть весь истинный восторг его существования, тогда небеса внутри нас. И где бы мы не были, у нас будет радость его царства.

Точно также, искать его только внутри себя и для себя, значит ограничивать как себя, так и нашу радость в нём.

Интегральный восторг обнимает его не только внутри нашего собственного индивидуального существа, но точно так же, и во всех людях, и во всех существах. И поэтому в нём мы едины со всем, и ищем его не только для себя, но и для всех своих собратьев.

Совершенный и полный восторг в Божественном, совершенный потому, что чистый и самосуществующий. А полный потому что всеохватывающий, так же, как и всепоглощающий — вот смысл пути Бхакти для искателя интегральной Йоги.

3-06-05. Как только он начинает действовать в нас, все другие пути Йоги перестраивают себя, так сказать, на его закон и находят в нём свой собственный, самый богатый смысл.

Как только он начинает действовать в нас, все другие пути Йоги перестраивают себя, так сказать, на его закон и находят в нём свой собственный, самый богатый смысл.

Интегральная преданность нашего существа Богу не заставляет отворачиваться от знания. Бхакта этого пути это — любящий Бога, который также и знающий Бога. Потому что благодаря знанию, его существо идёт к целостному восторгу своего существа.

Но именно в восторге реализуется такое знание. Знание трансцендентного — в восторге от Трансцендентного. Знание всеобщего — в восторге от всеобщего Божества. Знание индивидуального проявления — в восторге Бога в индивидуальном.

Знание безличного — в чистом восторге его безличного существования. Знание индивидуального — в полном восторге от его индивидуальности. Знание его качеств и их игры — в восторге от проявления. Знание отсутствие качеств — в восторге от его лишённого цветов существовании и не-проявленности.

3-06-06. И точно также этот любящий Бога будет божественным рабочим, не ради самих дел, или эгоистичного удовольствия в действии …

И точно также этот любящий Бога будет божественным рабочим, не ради самих дел, или эгоистичного удовольствия в действии, но потому, что таким образом Бог расходует силу своего существа и в его силах и его знаках мы находим его.

Потому что божественная Воля в работе это излияние Божества в восторге своей энергии, божественного Существа в восторге божественной Силы.

Он будет чувствовать совершенную радость в работе и действиях Любимого, потому что и в них тоже он находит Возлюбленного. Он сам будет выполнять все дела, потому что через них тоже Господин его существа выражает свою божественную радость в нём.

Когда он работает, он чувствует, что выражает в действии и энергии его единство с тем, что он любит и чем восхищается. Он чувствует восторг воли, которой он подчиняется и с которой блаженно отождествляются вся сила его существа.

И точно также, снова, этот любящий Бога будет искать совершенства, потому что совершенство — это природа Божественного. И чем больше он врастает в совершенство, тем сильнее он ощущает, как Любимый проявляется в его естественном существовании.

Или же он будет просто врастать в совершенство как распускающийся цветок, потому что Божественное — в нём и в нём — радость Божественного. И по мере того, как эта радость расширяется в нём, душа, ум и жизнь тоже естественным образом расширяются в свою божественность.

И в то же время, из-за того, что он чувствует Божественное во всём, чувствует совершенство внутри каждого ограничивающего проявления, он не станет печалиться от своего несовершенства.

3-06-07. Ни поиск Божественного через жизнь, ни встреча с ним во всех активностях его существа и всеобщего существования не будут исключены из сферы его поклонения.

Ни поиск Божественного через жизнь, ни встреча с ним во всех активностях его существа и всеобщего существования не будут исключены из сферы его поклонения.

Вся Природа и вся жизнь будут для него одновременно и откровением и прекрасным местом встречи.

Интеллектуальная, эстетическая и динамическая деятельность, наука и философия, жизнь, мышление, искусство и действие получат для него божественное согласие и обретут более великий смысл.

Он будет искать их из-за его ясного видения Божественного в них, и из-за восторга Божественного в них.

На самом деле, он не будет привязан к их внешним проявлениям, потому привязанность — это препятствие для Ананды. Но из-за того, что у него будет эта чистая, мощная и совершенная Ананда, которая вбирает в себя всё, и не зависит ни от чего, и потому что он находит в ней пути, действия и знаки, становления, символы и образы Любимого, он будет черпать из них такой восторг, который обычный ум, что гоняется за этим ради себя самого, не может достичь, и даже не может вообразить. Всё это и даже больше станет частью интегрального пути и его завершением.

3-06-08. Главная сила Восторга — это любовь, а особая форма, которую принимает радость любви — это видение красоты.

Главная сила Восторга — это любовь, а особая форма, которую принимает радость любви — это видение красоты.

Любящий Бога — это всеобщий любящий и он обнимает и Все-блаженного и Все-прекрасного.

Когда всеобщая любовь захватывает его сердце, это решающий знак, что Божественное овладело им. И когда он начинает видеть везде Все-прекрасного, и может всё время ощущать блаженство его объятия, это решающий знак, что он овладел Божественным.

Союз — это достижение цели любви, но это — взаимное обладание, которое даёт сразу и высшую точку и самый широкий охват её интенсивности. Это основание для единства в экстазе.

 

 

 

2022 июнь 04 сб — 2022 июнь 05 вс