-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 3-07

Ананда Брахман

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 593-598)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава VII. Ананда Брахман

3-07-01. Путь преданности в интегральной синтетической Йоги примет форму поиска Божественного через любовь, восторг и овладение с радостью на всех путях его бытия.

3-07-02. Начало притяжения сердца к Божественному может быть безличным.

3-07-03. Трансцендентное Блаженство, невообразимое и невыразимое для ума и слова — это природа Неописуемого.

3-07-04. Потому что всякая радость, красота, любовь, покой, восторг — это потоки из Ананда Брахмана.

3-07-05. Обычно ум бывает доволен отражением той Бесконечности, которую мы воспринимаем, или ощущением её смысла внутри нас и вне нас …

3-07-06. Наше переживание этого должно быть очищено от любой ментальной примеси. Иначе оно уйдёт и мы не сможем удержать его.

3-07-07. Брахман всегда открывает себя для нас тремя способами: внутри нас, выше нашего плана и вокруг нас во вселенной.

3-07-08. Когда раскрывается другой верхний лотос, весь ум наполняется божественным светом, радостью и силой, позади который стоит Божественное …

3-07-09. Божественное открывает себя в мире вокруг нас, когда мы смотрим на это с духовным желанием восторга, которое ищет его во всём.

3-07-10. Это — то Божественное, что мы видим вокруг себя на нашем собственном физическом плане. Но оно может открыть себя и на более высоких планах.

3-07-11. Когда мы сможем устойчиво владеть этим сознанием, сознанием Ананда Брахмана, во всех его трёх проявлениях — над нами, внутри нас, вокруг нас …

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава VII. Ананда Брахман

3-07-01. Путь преданности в интегральной синтетической Йоги примет форму поиска Божественного через любовь, восторг и овладение с радостью на всех путях его бытия.

Путь преданности в интегральной синтетической Йоги примет форму поиска Божественного через любовь, восторг и овладение с радостью на всех путях его бытия. Он достигнет своей вершины в совершенном союзе любви и совершенном наслаждении всех способов сокровенных отношений души с Богом.

Он может начаться с знания, или может начаться с работы, но затем он превратит знание в радость светлого союза с бытием Любимого и превратит работу в радость активного единства нашего существа с волей и силой бытия Любимого.

Или же он может начаться прямо с любви и восторга. Тогда он вберёт и то и другое в себя и будет развивать их как часть полной радости единства.

3-07-02. Начало притяжения сердца к Божественному может быть безличным.

Начало притяжения сердца к Божественному может быть безличным. Касание безличной радости в чём-то всеобщем или трансцендентном, что раскрыло себя напрямую, или косвенно нашему эмоциональному или нашему эстетическому существу, или для нашей способности к духовному счастью.

То, что мы таким образом начинаем осознавать — это Ананда Брахман, блаженное существование.

Возможно преклонение перед безличным Восторгом и Красотой, перед чистым и бесконечным совершенством, которому мы не можем дать ни имени, ни формы, трогательное влечение души к некому идеальному и бесконечному Присутствию, Силе, существованию в мире или за пределами его, которое, некоторым образом, становится психологически или духовно ощутимым для нас и затем всё более близким и реальным.

Это — зов, это прикосновение к нам блаженного существования.

Затем чтобы всегда обладать этой радостью и близостью его присутствия, чтобы знать что это такое, чтобы удовлетворять интеллект и интуитивный ум его постоянной реальностью, нужно привести нашу пассивное, и, насколько мы это сможем, наше активное, наше внутреннее бессмертное и даже наше внешнее смертное существо в совершенную гармонию с этим, превратить это в необходимость нашей жизни.

И затем открыть себя этому, тому что мы чувствуем должно быть единственным настоящим счастьем, жить в этом — вот единственное настоящее совершенство.

3-07-03. Трансцендентное Блаженство, невообразимое и невыразимое для ума и слова — это природа Неописуемого.

Трансцендентное Блаженство, невообразимое и невыразимое для ума и слова — это природа Неописуемого.

 Оно тайно и неотъемлемо присутствует во всей вселенной и во всём, что есть во вселенной. Его присутствие описывается как тайный эфир блаженства существования. В Писаниях о нём говорят, что, если бы его не было, то никто даже на мгновение не смог бы дышать или жить.

И это духовное блаженство есть так же и в наших сердцах. Оно скрыто от работы поверхностного ума, который улавливает лишь слабые и ошибочные переводы его в различные ментальные, витальные и физические формы радости существования.

Но если ум в какой-то момент становится достаточно утонченным и чистым в своих восприятиях и не ограничен грубой природой наших внешних откликов на существование, мы можем воспринять его отражение. Отражение, которое, возможно полностью или преимущественно будет носить оттенок того, в чём оно сильнее всего — нашей природы.

Оно может представиться поначалу как стремление к некой всеобщей Красоте, которую мы чувствуем в Природе и человеке, и во всём, что вокруг нас. Или же у нас может быть интуитивное чувство некой трансцендентной Красоты, для которой вся видимая здесь красота лишь символ.

Так оно может прийти к тем, у которых развито и настойчиво эстетическое существо и преобладает интуиция, которые, если они найдут форму выражения, сделают из человека поэта или художника.

Или же это может быть ощущение божественного духа любви, или же помогающего и сострадающего бесконечного Присутствия во вселенной, или же за вселенной, или же вне вселенной, которое отвечает нам, когда мы обращаем к нему нужды нашего духа.

Также оно может впервые проявить себя когда интенсивно развивается эмоциональное существо. Оно может подойти ближе к нам и другими способами, но всегда как Сила, или Присутствие восторга, красоты, любви или покоя, которое касается ума, но само находится за пределами тех форм, которые эти вещи обычно принимают в уме.

3-07-04. Потому что всякая радость, красота, любовь, покой, восторг — это потоки из Ананда Брахмана.

Потому что всякая радость, красота, любовь, покой, восторг — это потоки из Ананда Брахмана. Всякий восторг духа, интеллекта, воображения, эстетического чувства, этического устремления и удовлетворения, действия жизни, тела. И через все пути нашего существа это Божественное может коснуться нас и использовать их для пробуждения и освобождения духа.

Но чтобы достичь Ананда Брахмана самого по себе, ментальное восприятие должно стать утонченным, одухотворённым, всеобщим, освободившимся от всего запутанного и ограничивающего.

Потому что когда нас притягивает совсем близко к нему, или же мы входим в него, это происходит благодаря пробуждению духовного чувства трансцендентного и всеобщего Восторга, который существует внутри, и всё же он позади, и за пределами противоречий мира. Это Восторг, с которым мы можем соединиться через растущий всеобщий и духовный или трансцендентный экстаз.

3-07-05. Обычно ум бывает доволен отражением той Бесконечности, которую мы воспринимаем, или ощущением её смысла внутри нас и вне нас …

Обычно ум бывает доволен отражением той Бесконечности, которую мы воспринимаем, или ощущением её смысла внутри нас и вне нас, как переживанием, которое, как бы часто не происходило, всё же остаётся исключительным.

Оно кажется само по себе настолько утоляющим и прекрасным, когда оно приходит, а наш обычный ум и активная жизнь, которую мы должны вести, могут показаться настолько несовместимым с ним, что мы можем посчитать чрезмерным ожидать чего-то большего.

Но сам дух Йоги состоит в том, чтобы сделать исключительное нормальным и повернуть дело так, чтобы то, что выше нас и больше чем наше обычное "я", стало нашим собственным постоянным сознанием.

Поэтому нам нужно, не сомневаясь, открывать себя всё более уверенно каждому переживанию Бесконечного, которое к нам приходит, очищать и усиливать это переживание, сделать его объектом нашей постоянной мысли и созерцания, пока оно не станет порождающей силой, действующей в нас. Пока оно не станет Божеством, которым мы восхищаемся и обнимаем, пока всё наше существо не настроится на это и оно станет истинной сутью нашего существа.

3-07-06. Наше переживание этого должно быть очищено от любой ментальной примеси. Иначе оно уйдёт и мы не сможем удержать его.

Наше переживание этого должно быть очищено от любой ментальной примеси. Иначе оно уйдёт и мы не сможем удержать его. И часть такого очищения в том, что нужно перестать быть зависимым от любой причины или возбуждающего состояния ума.

Это переживание должно стать своей собственной причиной и существующим само по себе. Должно стать источником всякого другого восторга, который будет приходить только благодаря этому. И не привязываться ни к какому космическому или иному образу, или символу, через который мы впервые вступили с этим в контакт.

Наше переживание этого должно постоянно усиливаться и становиться все более концентрированным. Иначе мы лишь отразим его в зеркале несовершенного ума и не достигнем той точки подъема и преобразования, при помощи которой нас унесёт за пределы ума в невыразимое блаженство.

Объект нашего постоянной размышления и созерцания, он превратить всё, что существует в себя, раскроет себя как всеобщий Ананда Брахман и сделает всё существованием своим потоком.

Если мы ждём от него вдохновения для всех наши внутренних и наших внешних дел, он станет радостью Божественного, которая будет лить себя через нас в свете, любви, силе на жизнь и на всё, что живёт.

Найденный через восхищение и любовь души, он раскроет себя как Божество, и мы увидим в нём лик Бога, и познаем блаженство нашего Любимого.

Настраивая всё наше существо на него, мы будем врастать в счастливое совершенство подобия с ним, человеческое отражение божественной природы. И когда он станет на каждом пути сутью нашего "я" мы станем реализованными в своём существе и понесём это изобилие.

3-07-07. Брахман всегда открывает себя для нас тремя способами: внутри нас, выше нашего плана и вокруг нас во вселенной.

Брахман всегда открывает себя для нас тремя способами: внутри нас, выше нашего плана и вокруг нас во вселенной.

Внутри нас есть два центра Пуруши, внутренней Души, через которую он касается нас чтобы нас пробудить.

Есть Пуруша в лотосе сердца, открывающем вверх все наши силы, и Пуруша в тысячелепестковом лотосе, через который спускается мысль и воля, открывая у нас третий глаз, спускаются озарения видения и огонь божественной энергии.

Блаженство существования может прийти к нам через любой из этих центров. Когда открывается лотос сердца, мы чувствуем божественную радость, любовь и покой, которые распускаются в нас словно цветок лучей света, освещающий всё существо.

Тогда они могут объединиться в своём тайном источнике, Божественном в наших сердцах, и поклоняться ему, как в храме. Они могут течь вверх, чтобы овладеть мыслью и волей и прорваться вверх к Трансцендентному. Они изливаются через мысли и чувства, и действуют на всё, что окружает нас.

Но до тех пор, пока наше обычное существо создаёт какие-либо препятствия, или не полностью сформировано в ответ на это божественное влияние, или инструмент такого влияние, переживание будет прерывистым. И мы можем постоянно возвращаться в наше прежнее смертное сердце. Однако при помощи повторения, абхьясы, или силой нашего желания и восхищения Божественным, оно будет постепенно преобразовываться, пока это ненормальное переживание не станет нашим обычным сознанием.

3-07-08. Когда раскрывается другой верхний лотос, весь ум наполняется божественным светом, радостью и силой, позади который стоит Божественное …

Когда раскрывается другой верхний лотос, весь ум наполняется божественным светом, радостью и силой, позади который стоит Божественное, Господин нашего существа на своём троне с нашей душой или перед ним, или втянутой внутрь в его лучи.

Все мысли и воля становятся тогда этим светом, силой и экстазом. В общении с Трансцендентным это может литься вниз на наши смертные элементы и течь через них во внешний мир.

В этом рассвете тоже есть, как знали мистики Вед, наша смена дня и ночи, наше изгнание из света. Но по мере того, как мы растем в силе, чтобы овладеть этим новым существованием, мы становимся способными дольше смотреть на то солнце, из которого идёт это лучение и в нашем внутреннем существе мы можем врастать в единое тело с этим.

Временами скорость такого изменения зависит от силы нашего желания Божественного, который так раскрывается, и от интенсивности силы нашего поиска.

Но в других случаях это происходит скорее через пассивное подчинение ритмам его все-знающей работы, которая действует всегда своим собственным, поначалу загадочным для нас способом.

Но другие способы становятся основой когда наша любовь и вера достигли полноты и всё наше существо лежит в объятиях Силы, которая — совершенная любовь и мудрость.

3-07-09. Божественное открывает себя в мире вокруг нас, когда мы смотрим на это с духовным желанием восторга, которое ищет его во всём.

Божественное открывает себя в мире вокруг нас, когда мы смотрим на это с духовным желанием восторга, которое ищет его во всём. И часть оно внезапно открывается, благодаря чему сама по себе завеса форм превращается в откровение.

И тогда проявляется всеобщее духовное Присутствие, всеобщий покой, всеобщий бесконечный Восторг — неотъемлемо присущие нам, обнимающие, проникающие во всё.

Это Присутствие благодаря нашей любви к нему, нашему восторгу в нём, нашей постоянной мысли о нём — возвращается и растёт в нас. Оно становится собственно тем, что мы видим, а всё остальное — это лишь привычки, формы и символы.

Даже всё самое внешнее — тело, облик, звук, что улавливают наши чувства, видится как это Присутствие. Они перестают быть физическими и превращаются в субстанцию духа. Такая трансформация означает трансформацию нашего собственного внутреннего сознания. Окружающее Присутствие захватывает нас в себя и мы становимся частью его.

Наш ум, жизнь, тело становятся для нас только его жилищем и храмом, формой его работы и инструментом его самовыражения. Всё становится только лишь душой и телом этого восторга.

3-07-10. Это — то Божественное, что мы видим вокруг себя на нашем собственном физическом плане. Но оно может открыть себя и на более высоких планах.

Это — то Божественное, что мы видим вокруг себя на нашем собственном физическом плане. Но оно может открыть себя и на более высоких планах. Мы видим или чувствуем его как поднятое высоко Присутствие, как великую бесконечность Ананды над нами, или же, в ней, как нашего Отца в небесах, — и не ощущаем или не видим его в себе или вокруг нас.

Так долго, как мы сохраняем это видение, смертное в нас подавляется этим Бессмертием. Оно чувствует свет, силу и радость и откликается на Бессмертное в соответствии с нашими способностями. Или же оно ощущает нисхождение духа и на какое то время оно трансформируется или даже поднимается в некоторое сияние отражения его света и силы. И смертное становится сосудом Ананды.

Но в другие периоды человек падает в прежнее смертное состояние и существует или работает вяло или мелочно в беспорядке своих земных привычек.

Полное освобождение приходит через нисхождение божественной Силы в человеческий ум и тело и через преобразование их внутренней жизни в божественный образ.

Это то, что провидцы Вед называли рождением Сына через жертвоприношение. И действительно, это постоянное жертвоприношение или служение. И через жертву восхищения и устремления, жертву работы, мыслей и знания, жертву поднимающегося пламени воли, направленной к Богу, мы встраиваем себя в это Бесконечное, в его существование.

3-07-11. Когда мы сможем устойчиво владеть этим сознанием, сознанием Ананда Брахмана, во всех его трёх проявлениях — над нами, внутри нас, вокруг нас …

Когда мы сможем устойчиво владеть этим сознанием, сознанием Ананда Брахмана, во всех его трёх проявлениях — над нами, внутри нас, вокруг нас, мы обретём полное единство с ним и будем обнимать все существования в их восторге, покое, радости и любви. И тогда все миры станут телом этого "я".

Но у нас не будет самого важного знания этой Ананды, если это будет только безличное присутствие, широта и неотъемлемое присутствие, которые мы ощущаем, если наше восхищение не станет настолько близким, чтобы это Существо открыло нам из своей широко распространяющейся радости свой лик и тело и заставило бы нас ощутить руку Друга и Любимого.

Его безличность — это блаженное величие Брахмана, но из этого призыва на нас смотрит сладость и сокровенное правление божественной Личности. Потому что Ананда — это присутствие Высшего "Я" и Хозяина нашего существования и её потоки могут стать чистой радостью его Лилы.

 

 

2022 июнь 05 вс — 2022 июнь 07 вт