-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 3-08

Тайна Любви

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 599-606)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава VIII. Тайна Любви

3-08-01. Поклонение безличному Божественному не должно было быть, строго говоря, Йогой преданности, согласно принятой сейчас интерпретации.

3-08-02. Тем не менее, более разнообразное и самое сокровенное переживание божественной любви не может прийти когда мы преследуем только одну безличную Бесконечность.

3-08-03. Возможно, поначалу, будет невозможно ухватить всю полноту целостности того, что ищет сердце.

3-08-04. Путь интегральной Йоги Бхакти будет в том, чтобы сделать всеобщей идею Бога, превратить её в сокровенно личную через множественные и охватывающие всё отношения …

3-08-05. Нужно чтобы внутри у нас образ Любимого стал видимым для внутреннего ока, жил в нас как в своём доме, наполнял наши сердца сладостью своего присутствия …

3-08-06. Все отношения благодаря которым приходит это единство, становятся на этом пути насыщенными и блаженно личными.

3-08-07. Он — Господин. Но если приближаться этим путём, всякая дистанция и разделение, всякий трепет, страх и просто подчинение исчезают …

3-08-08. Он — друг, тот, кто советует, помогает, спасает при бедах и трудностях, защищает от врагов, герой, который ведёт наши битвы ради нас …

3-08-09. Даже с самого начала можно войти в эти самые близкие отношения любящего и любимого, но для интегрального Йогина они не будут столь исключающими всё остальное …

3-08-10. Мы можем страстно искать его и преследовать этого невидимого возлюбленного.

3-08-11. Так, ставший всеобщим, личностным, поднятый до своей интенсивности, ставший всепоглощающим, всеохватывающим, всенаполняющим, путь любви и восторга даёт высшее освобождение.

3-08-11c. сноски: мукти, саюджья, самипья, салокья, садришья

 

 

Часть III. Йога Божественной Любви

Глава VIII. Тайна Любви

3-08-01. Поклонение безличному Божественному не должно было быть, строго говоря, Йогой преданности, согласно принятой сейчас интерпретации.

Поклонение безличному Божественному не должно было быть, строго говоря, Йогой преданности, согласно принятой сейчас интерпретации. Потому что в современных формах Йоги предполагается что Безличное можно искать только ради полного слияния, в котором Бог и наша личность исчезают и уже нет ни того, кто поклоняется, ни того, кому поклоняются. Остаётся только восторг переживания единства и бесконечности.

Но на самом деле чудеса духовного сознания не должны подчиняться столь жёсткой логике.

Когда мы впервые почувствуем присутствие бесконечного, то поскольку эта бесконечность касается именно конечная личность в нас, то она вполне может откликнуться на касание и зов каким-то видом обожания.

Во-вторых, мы можем смотреть на Бесконечное не столько как на духовное состояние единства и блаженства, или только как на форму и среду существования, а больше как на присутствие невыразимого Божества в нашем сознании, тогда и любовь, и обожание будут на своём месте.

И даже, когда кажется, что наша индивидуальность растворяется в единстве с этим, она всё ещё может быть, — а в действительности так оно и есть, — индивидуальным божественным, которое вливается во всеобщее или высшее через единство, в котором любовь, любящий и любимый забываются в растворяющем единстве экстаза, но они всё ещё скрыто остаются в этом единстве и подсознательно упорствуют в нём.

Всякое единение внутреннего "я" через любовь обязательно будет иметь такую природу. Мы можем даже сказать, в некотором смысле, что именно эта радость единства должна быть окончательным венцом всех различных переживаний духовных отношений между индивидуальной душой и Богом, благодаря которым Единый становится многим во вселенной.

3-08-02. Тем не менее, более разнообразное и самое сокровенное переживание божественной любви не может прийти когда мы преследуем только одну безличную Бесконечность.

Тем не менее, более разнообразное и самое сокровенное переживание божественной любви не может прийти когда мы преследуем только одну безличную Бесконечность. Потому что то Божество, которое мы обожаем должно стать для нас близким и личным.

Возможно, что Безличное откроет в себе все богатства личностного, когда мы придём в его сердце. И тот, кто стремился только войти и обнять одно лишь бесконечное Присутствие, может обнаружить в нём то, о чём он даже и не мечтал. Существование Божественного преподносит нам такие сюрпризы, которые сбивают с толку идеи ограниченного интеллекта.

Но обычно путь посвящения начинается с другого конца. Он начинается, растёт и расширяется до своего исхода с обожания божественной Личности.

Божественное — это Существо, а не абстрактное существование или состояние чистой бесконечности вне времени. Источник и всеобщее существование — это Он. Но это существование неотделимо от сознания и блаженства его существа и существование сознания его собственного существа и его собственного блаженства — это то, что мы вполне можем назвать божественной бесконечной Личностью — Пурушей.

Более того, всякое сознание подразумевает силу, Шакти. Там, где есть бесконечное сознание существования, есть и бесконечная сила существования. И благодаря этой силе существует всё во вселенной.

 Все существа существую благодаря этому Существу. Все вещи — лики Бога. Все мысли, действия, чувства и любовь выходят из него и возвращаются в него. И для всех их результатов он — это их источник, поддержка и тайная цель.

Именно на это Божество, это Существо будет литься и подниматься Бхакти интегральной Йоги.

Трансцендентное, это Бхакти будет искать его в экстазе абсолютного единства.

Всеобщее, оно будет искать его в бесконечном качестве и в каждом из его аспектов, и во всех существах со всеобщим восторгом и любовью.

Индивидуальное, оно будет входить с ним во все человеческие отношения, которые любовь порождает между одной личностью и другой.

3-08-03. Возможно, поначалу, будет невозможно ухватить всю полноту целостности того, что ищет сердце.

Возможно, поначалу, будет невозможно ухватить всю полноту целостности того, что ищет сердце. В действительности, это возможно только если интеллект, темперамент, эмоциональный ум уже развились до нужной степени широты и утончённости, благодаря динамике развития в наших предыдущих жизнях.

Это то, к чему должен привести опыт обычной жизни, благодаря расширению культуры интеллекта, эстетического и эмоционального ума, а также таких наших важных частей сознания, как воля и активное переживание. Он расширяет и делает тоньше обычное существо так, чтобы оно могло легко открыться всей истине Того, что готовило его в качестве храма для своего самопроявления.

 Обычно человек ограничен во всех этих элементах своего существа и может поначалу понять только ту часть божественной истины, которая находится в каком-либо широком соответствии с его собственной природой и его предыдущем развитием и ассоциациями.

Поэтому Бог встречает нас поначалу в различных ограниченных подтверждениях своих божественных качеств и природы. Он показывает себя искателю абсолюта в том, что он может понять и на что его воля и сердце могут ответить. Он раскрывает некоторое имя и аспект своей Божественности.

Это то, что называется в Йоге как ишта-девата, имя и форма, выбранные нашей природой для почитания. Для того, чтобы человеческое существо могло объять это Божественное в каждой части себя самого, оно представляется в форме, которая отвечает своим аспектам и качествам и которая для поклоняющегося становится живым телом Бога.

Это те формы Вишну, Шивы, Кришны, Кали, Дурги, Христа, Будды, за которые ум человека ухватывается, чтобы им поклоняться. Даже монотеист, который поклоняется бесформенному Божеству, всё же придаёт ему некоторую форму качества, некоторую ментальную форму, или форму Природы, благодаря которой он смотрит на него и приближается к нему.

Но возможность видеть живую форму, как бы ментальное тело Божественного, придаёт этому приближению ещё большую близость и сладость.

3-08-04. Путь интегральной Йоги Бхакти будет в том, чтобы сделать всеобщей идею Бога, превратить её в сокровенно личную через множественные и охватывающие всё отношения …

Путь интегральной Йоги Бхакти будет в том, чтобы сделать всеобщей идею Бога, превратить её в сокровенно личную через множественные и охватывающие всё отношения, сделать его постоянно присутствующим для всего существа и посвящать, поднимать, приносить в качестве жертвоприношения ему всё своё существо, так, чтобы он стал жить рядом с нами, внутри нас, и мы — и с ним, и в нём.

Манана и даршана — постоянно думать о нём во всех вещах и видеть его всегда и везде — вот самое главное в таком пути посвящения.

Когда мы смотрим на вещи физической Природы, нам нужно видеть в них божественный объект нашей любви. Когда мы смотрим на людей и разных существ, нам нужно видеть его — и в них, и в наших отношениях с ними. Видеть, что мы вступаем в отношения с его формами.

Когда мы вырываемся за ограничения материального миры, мы узнаём, или вступаем в отношения с существами других планов, все та же мысль и видение должны оставаться реальными для наших умов.

Обычная привычка наших умов, когда мы открываемся только материальным и явно видимым формам и обычным искажённым отношениям и игнорируем тайное Божество внутри, должна уступить непрекращающейся привычке всеохватывающей любви и восторга от этого более глубокого и всестороннего понимания и этих более высоких отношений.

Во всех божествах нам нужно видеть это — единого Бога, которого мы любим и своим сердцем и всем своим существом. Эти божества — формы его божественности. И так, расширяя наше духовное объятие мы достигнем точки, в которой всё — это он, и восторг этого сознания станет для нас нашим обычным, непрерывным способом смотреть на мир. И это приведёт нас к внешней или объективной всеобщности нашего единства с ним.

3-08-05. Нужно чтобы внутри у нас образ Любимого стал видимым для внутреннего ока, жил в нас как в своём доме, наполнял наши сердца сладостью своего присутствия …

Нужно чтобы внутри у нас образ Любимого стал видимым для внутреннего ока, жил в нас как в своём доме, наполнял наши сердца сладостью своего присутствия, руководил всеми нашими делами ума и жизни как друг, как мастер, как любящий с вершины нашего существа, соединяя нас сверху с собой во вселенной.

Постоянное внутреннее общение — это та радость, которая должна стать близкой, постоянной и беспрерывной. Это общение не должно ограничиваться исключительной близостью и восхищением, когда мы полностью уходим в себя от наших обычных забот. И его не стоит искать отставляя в сторону наши человеческие дела.

Все наши мысли, импульсы, чувства, действия нужно предлагать ему чтобы он или дал санкцию, или же не стал разрешать. Или же, если мы ещё не смогли дойти до этой стадии, предлагать их в нашей жертве устремления, так, чтобы он мог всё больше и больше нисходить в нас и присутствовать в них, и пропитывать всё это своей волей и силой, своим светом и знанием, своей любовью и восторгом.

В конце концов все наши мысли, чувства, импульсы, действия начнут исходить из него, и превращаться в некоторое божественное семя и форму самих себя. Во всей наше внутренней жизни мы станем осознавать себя как часть его существа, до тех пор, пока между существованием Божественного, которого мы обожаем и нашими жизнями больше не будет никакого разделения.

Точно так же и во всех событиях, нам нужно научиться видеть отношения с нами божественного Любящего и получать от них такое удовольствие, что даже горе и страдание и физическая боль станут его подарками и превращаются в восторг и в конце концов растворяются в этом восторге, убитые ощущением контакта с божественным, потому что касание его рук — эта алхимия чудесной трансформации.

Некоторые отвергают жизнь потому что она запятнана горем и болью, но для того, кто любит Бога горе и боль станут способами встречи с ним, следами его давления, и в конце концов исчезнут — так скоро, насколько наше единение с его природой станет слишком полным, чтобы эти маски всеобщего восторга могли вообще что-то скрывать. И они превратятся в Ананду.

3-08-06. Все отношения благодаря которым приходит это единство, становятся на этом пути насыщенными и блаженно личными.

Все отношения благодаря которым приходит это единство, становятся на этом пути насыщенными и блаженно личными. То, что в конце концов берёт их в себя, поддерживает или объединяет их все, это отношение любящего и любимого, потому что это оно самое сильное и блаженное из всех возможных отношений и уносит всё остальное в свои высоты, и даже дальше.

Он — и учитель, и проводник, и тот, кто ведёт нас к знанию. На каждом шагу развития внутреннего света и видения, мы чувствуем его касание как художника, который лепит свою податливую глину ума, мы слышим его голос раскрывающий истину и его слова, мы чувствуем его мысль, которую он даёт нам, чтобы мы ответили, мы видим сверкание его стрел озарений, которые рассекают темноту нашего невежества.

В особенности, по мере того, как частичные лучи ума будут превращаться в лучи гнозиса, в какой бы меньшей или большей степени это не происходило, мы чувствуем это как трансформацию нашей ментальности в его ментальность. И он всё больше и больше становится в нас мыслителем и провидцем.

Мы перестаём думать и видеть для себя, но думаем только то, что он хочет думать для нас. И видим только то, что он видит для нас. И тогда учитель реализуется в любящем. Он возложит руки на всё наше ментальное существо чтобы обнять его и завладеть, чтобы наслаждаться и пользоваться им.

3-08-07. Он — Господин. Но если приближаться этим путём, всякая дистанция и разделение, всякий трепет, страх и просто подчинение исчезают …

Он — Господин. Но если приближаться этим путём, всякая дистанция и разделение, всякий трепет, страх и просто подчинение исчезают, потому что мы становимся слишком близки к нему и едины с ним, чтобы это всё выносить. Он становится тем, кто любит наше существо, кто принимает его, занимает, использует, и делает с ним что захочет.

Подчинение — признак слуги, но это самая низкая стадия таких отношений, дасья. А после этой стадии мы не подчиняемся, а движемся по его воле, как струна отвечает пальцу музыканта.

Быть инструментом — это более высокая стадия — самоотдачи и подчинения. Но это — живой и любящий инструмент и эта стадия заканчивается тем, что вся природа нашего существа становится рабом Бога, радуясь тому, что он владеет нами и своему блаженному подчинению божественному объятию и господству.

Человек на этой стадии со страстным восторгом делает всё, что он хочет от него, без вопросов и переносит всё, что ему нужно перенести, потому что то, что он терпит — это ноша любимого существа.

3-08-08. Он — друг, тот, кто советует, помогает, спасает при бедах и трудностях, защищает от врагов, герой, который ведёт наши битвы ради нас …

Он — друг, тот, кто советует, помогает, спасает при бедах и трудностях, защищает от врагов, герой, который ведёт наши битвы ради нас, или под чьим щитом мы боремся, возничий и лоцман наших дорог.

И здесь мы в какой-то момент приходим к ещё большей близости. Он становится товарищем и вечным спутником, приятелем по игре жизни. Но на этой стадии ещё остаётся некоторая отделённость, хотя и приятная, и дружба пока слишком ограничена видимостью благодеяния.

Любящий может ранить, бросить, разозлиться на нас, показаться предателем, но всё же наша любовь выдерживает это и даже растёт от этих трудностей. От них растёт и радость примирения и радость обладания. Несмотря на них, любящий остаётся другом. И всё, что он делает, как мы обнаружим потом, было сделано тем, кто любит и помогает нашему существу для совершенства нашей души, как и для его радости в нас.

Такие столкновения приводят к ещё большей близости. Он становится заодно и отцом и матерью для нашего существа, его источником, защитником и тем, кто снисходительно балует и выполняет наши желания.

Он — ребёнок, рождённый нашим желанием, которого мы лелеем и воспитываем. Этот любящий берёт на себя всё. Его любовь в своей близости и единстве хранит в себе отеческую и материнскую заботу и отдаёт себя ради наши требований к нему.

В таких очень глубоких и многосторонних отношениях объединяется всё.

3-08-09. Даже с самого начала можно войти в эти самые близкие отношения любящего и любимого, но для интегрального Йогина они не будут столь исключающими всё остальное …

Даже с самого начала можно войти в эти самые близкие отношения любящего и любимого, но для интегрального Йогина они не будут столь исключающими всё остальное, как для некоторых чисто экстатических путей Бхакти. Интегральный Йогин с самого начала возьмёт для себя какие-нибудь оттенки других отношений, потому что он идет ещё и путём знания и путём работы, и ему нужно, чтобы Божественное было и учителем, у другом, и мастером.

Всё возрастающая любовь к Богу должна нести в себе расширение в нём знания Бога и действия божественной Воли в его природе и жизни. Божественный Любящий раскрывает себя. Он овладевает жизнью.

Но всё же главным отношением будет отношение любви, отношение, из которого вытекает всё, любви страстной, наполненной, ищущей сотни путей для осуществления, всех способов взаимного обладания, миллиона граней радости единства.

Все различия в уме, все его препятствия и "не может быть", всякий холодный анализ рассудка высмеиваются этой любовью и могут использоваться только как испытания, как поля и врата для единства.

Любовь приходит к нам разными путями. Она может прийти как пробуждение к красоте Любящего, как видение его идеального лица и образа, как загадочные намёки для нас о себе позади тысячи ликов разных вещей в мире, как медленная или внезапная потребность в сердце, как смутную жажду в душе, как чувство чего-то близкого к нам, что тянет нас, или преследует нас любовью или как кто-то блаженный и прекрасный, кого мы должны обнаружить.

3-08-10. Мы можем страстно искать его и преследовать этого невидимого возлюбленного.

Мы можем страстно искать его и преследовать этого невидимого возлюбленного. Однако, точно так же, этот возлюбленный, о ком мы не думаем, может преследовать нас. Может приходить к нам посреди мира и схватить нас как своего, хотим мы этого или нет.

И даже, он может прийти к нам поначалу как враг, с гневом любви, и наши первоначальные отношения с ним могут быть отношениями битвы и борьбы.

Если же первой была любовь и притягательность, то отношения между Божественным и этой душой могут ещё долго быть испещрены непониманием и обидой, ревностью и злостью, борьбой и ссорами любви, надеждой, отчаянием и болью отсутствия и разделения.

Мы бросаем в него все страсти сердца, пока они не очистятся в едином экстазе блаженства и единства.

Но и в этом слишком много однообразия. На языке человеческой речи невозможно пересказать всё предельное единство и всё вечное разнообразие Ананды божественной любви.

И наши более высокие, и наши более низкие части сознания затопляются им. Ум и жизнь — не меньше, чем душа. Даже физическое тело принимает участие в этой радости, чувствует касание, наполняет им все свои члены, вены, нервы, с текущим по ним вином экстаза, амритой.

Любовь и Ананда — это последнее слово бытия, секрет секретов, тайна тайн.

3-08-11. Так, ставший всеобщим, личностным, поднятый до своей интенсивности, ставший всепоглощающим, всеохватывающим, всенаполняющим, путь любви и восторга даёт высшее освобождение.

Так, ставший всеобщим, личностным, поднятый до своей интенсивности, ставший всепоглощающим, всеохватывающим, всенаполняющим, путь любви и восторга даёт высшее освобождение.

Его высшая гряда — сверхкосмическое единение. Но для любви полное единство — это мукти1). Освобождение не имеет для неё никакого другого смысла. И оно включает в себя все виды мукти сразу. И в конце концов. они не являются просто последовательно идущими стадиями, а поэтому взаимно исключают друг друга.

Мы достигаем абсолютного единства божественного духа с человеческим духом, саюджья2). И в этом раскрывается содержание всего, что здесь зависит от различия — но там различие это только форма единства — так же и Ананда близости и контакта, и взаимного присутствия, самипья3), салокья4), Ананда взаимного отражения, и то, что мы называем похожесть, садришья5), а также другие чудесные вещи, для которых в языке ещё нет слов.

Нет ничего, что было бы недоступно или запретно для любящего Бога. Потому что он любимец божественного Любящего и внутреннее "я" Любимого.

3-08-11c. сноски: мукти, саюджья, самипья, салокья, садришья

1) мукти (mukti) - освобождение, «освобождение нашего существа от узких и болезненных узлов индивидуализированной энергии в ложной и ограниченной игре, которая в настоящее время является законом нашей природы»; в пурна-йоге — «освобождение души в природе, совершенной и самосуществующей в действии или в бездействии»; второй элемент сиддхи чатустайи, интегральная свобода, включающая освобождение духа (сущностная мукти) и освобождение природы (включая аханкара-мукти-сиддхи, тригуньясиддхи и мукти от двандв), а не только «освобождение от природы в успокаивающее блаженство духа», а также «дальнейшее освобождение Природы в божественное качество и духовную силу мирового опыта», которое «наполняет высшее спокойствие высшим кинетическим блаженством знания, силы, радости и мастерства».

2) саюджья (sayujya) - контакт индивидуального существа во всех своих частях с Божественным.

3) самипья (samipya) - близость, сближение, когда душа живёт вместе с Божественным.

4) салокья (salokya) - 1. сходство (с Божественным). 2. [одна из саданг]: соответствие, истина формы и содержания.

5) садришья (sadrishya) - пребывание в том же состоянии бытия, что и Божественное.

Прим. из Глоссария и из Словаря.

 

 

 

2022 июнь 09 чт — 2022 июнь 10 пт