-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-02

Интегральное Совершенство

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 616-622)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава II. Интегральное Совершенство

4-02-01. Наша цель — божественное совершенство человеческого существа.

4-02-02. Мирское совершенство иногда понимается как нечто внешнее, связанное с обществом, как предмет деятельности, более разумные отношения с нашими знакомыми …

4-02-03. Однако, мирская цель принимает полем своей деятельности нынешнюю жизнь и её возможности.

4-02-04. Цель нашей синтезированной Йоги в этом отношении, также как и в других частях, должна быть более интегральной и всесторонней.

4-02-05. Ум реализует себя через более великое знание, отблеском которого он является.

4-02-06. Интеллектуальное, волевое, этическое, эмоциональное, эстетическое и физическое воспитание и развитие — всё это хорошо, однако в конце они превращаются в постоянное движение по кругу …

4-02-07. В процессе этого изменения, благодаря самой настоятельной потребности его достижения, должны быть две стадии его прохождения.

4-02-08. Предварительное изменение и подготовка к обращению могут быть совершены личным усилием.

4-02-09. Этот двойной характер нашей Йоги поднимает её над светским идеалом совершенства, и, в то же время она идёт намного дальше, чем более величественная, более ревностная, но и намного более узкая религиозная формула.

4-02-10. Йога интегрального совершенства рассматривает человека как божественное духовное существо, вовлечённое в ум, жизнь и тело.

4-02-11. Интегральная Йога встречается с религиозным идеалом в нескольких точках, но превосходит его в смысле широты.

4-02-12. В отличие от такого подхода, интегральная Йога основывается на идее духовного бытия как вездесущего существования, на идее полноты …

4-02-13. Открыть себя сверхкосмическому Божественному — необходимое условие этого интегрального совершенства.

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава II. Интегральное Совершенство

4-02-01. Наша цель — божественное совершенство человеческого существа.

Наша цель — божественное совершенство человеческого существа.

Поэтому, во-первых, мы должны знать, из каких существенных элементов состоит полное человеческое совершенство.

Во-вторых, понимать, что мы подразумеваем под божественным совершенством в отличие от человеческого совершенства.

То, что человек, как существо, способен к саморазвитию и, по крайней мере, к некоторому приближению к идеальному стандарту совершенства, который человеческий ум в состоянии представить, иметь перед собой и следовать ему, это общая основа для всего мыслящего человечества. Хотя, может быть, только маленькая часть людей связывает с этой возможностью постановку перед собой наиболее важной цели в жизни.

Кроме того, одни люди такой идеал рассматривают как мирское изменение, другие — как религиозное обращение.

4-02-02. Мирское совершенство иногда понимается как нечто внешнее, связанное с обществом, как предмет деятельности, более разумные отношения с нашими знакомыми …

Мирское совершенство иногда понимается как нечто внешнее, связанное с обществом, как предмет деятельности, более разумные отношения с нашими знакомыми и нашим окружением, улучшенное и более эффективное выполнение гражданских и прочих обязанностей, улучшенный, с большим достатком, более доброжелательный и счастливый образ жизни, с более справедливым и гармоничным использованием благоприятных возможностей существования.

Другие лелеют более внутренний и субъективный идеал, прояснение и поднятие интеллекта, воли и рассудка, возвышение и упорядочение сил и способностей природы человека, более благородное этическое, более богатое эстетическое, более красивое эмоциональное, намного более здоровое и лучше управляемое витальное и физическое существование.

Иногда один элемент выделяется, вплоть до исключения остальных. Иногда, в более широких и лучше сбалансированных умах, вся их гармония рассматривается как полное совершенство.

Иногда изменение образования и социальных институтов принимается за основное внешнее средство, или же, в качестве правильного способа, отдаётся предпочтение внутренней самотренировке и развитию. Или обе цели могут быть явно объединены — совершенство внутренней личности и совершенство внешней жизни.

4-02-03. Однако, мирская цель принимает полем своей деятельности нынешнюю жизнь и её возможности.

Однако, мирская цель принимает полем своей деятельности нынешнюю жизнь и её возможности.

Религиозная цель, напротив, сосредоточена на самоподготовке к иному существованию, после смерти. Её общий идеал — это некоторый вид чистой святости, её цель — обращение несовершенного или греховного человеческого существа через божественную милость или через послушание закону, заложенному писанием или же данному основателем религии.

Цель религии может включать социальное изменение, но тогда это изменение, осуществляемое принятием общего религиозного идеала и пути освящённой жизни, братство святых, теократия или царство Бога, отражающее на земле царство небес.

4-02-04. Цель нашей синтезированной Йоги в этом отношении, также как и в других частях, должна быть более интегральной и всесторонней.

Цель нашей синтезированной Йоги в этом отношении, также как и в других частях, должна быть более интегральной и всесторонней. Она должна охватывать все эти элементы или тенденции более широких мотивов самосовершенства, согласовывать их между собой, или, лучше, объединять.

И для того, чтобы это успешно сделать, она должна владеть истиной, которая шире, чем обычная религиозная, и выше, чем светский принцип совершенства.

Вся жизнь есть тайная Йога, скрытый рост Природы к познанию и реализации божественного принципа, скрытого в ней. Это развитие, которое постепенно становится более отчётливым, более самоосознанным и освещённым, всё сильнее овладевает человеческим существом через раскрытие всех его инструментов знания, воли, действия, жизни к Духу в нём и в мире.

Ум, жизнь, тело, все формы нашей природы являются средствами этого роста, но они получают своё окончательное совершенство только через раскрытие к чему-то превышающему их.

Во-первых, потому что они не составляют всего, что есть человек. Во-вторых, потому что существует нечто другое, чем является человек, которое — ключ его полноты и оно приносит человеку свет, открывающий ему всю высокую и огромную реальность его бытия.

4-02-05. Ум реализует себя через более великое знание, отблеском которого он является.

Ум реализует себя через более великое знание, отблеском которого он является. Жизнь открывает свой смысл в растущей силе и воле, внешнюю и затемнённую работу которых она и представляет. Тело находит своё завершающее применение в качестве инструмента силы существа, физической опорой и материальной отправной точкой которого оно становится.

Они сначала развиваются, а потом выходят за пределы своих обычных возможностей. Вся наша обычная жизнь есть испытание этих возможностей и благоприятных условий для подготовки и попыток самообучения.

Однако жизнь не может найти свою совершенную самореализацию, пока она не откроется к этой большей реальности бытия, для которой, путём развития более мощной силы и большей чувствительности и способностей, она станет хорошо подготовленным полем работы.

4-02-06. Интеллектуальное, волевое, этическое, эмоциональное, эстетическое и физическое воспитание и развитие — всё это хорошо, однако в конце они превращаются в постоянное движение по кругу …

Интеллектуальное, волевое, этическое, эмоциональное, эстетическое и физическое воспитание и развитие — всё это хорошо, однако в конце они превращаются в постоянное движение по кругу без какой-либо завершающей, освобождающей и освещающей цели, если они не достигнут точки, где они смогут открыть себя силе и присутствию Духа и допустить его прямое действие.

Это прямое действие преобразует всё существо, что является необходимым условием нашего реального совершенства.

Врасти в истину и силу Духа и через прямое действие этой силы стать пригодным каналом его самовыражения, достигнуть жизни человека в Божественном и божественной жизни Духа в человечестве, — вот что будет основой и всей целью интегральной Йоги самосовершенствования.

4-02-07. В процессе этого изменения, благодаря самой настоятельной потребности его достижения, должны быть две стадии его прохождения.

В процессе этого изменения, благодаря самой настоятельной потребности его достижения, должны быть две стадии его прохождения.

Первой будет личное усилие человеческого существа по мере того, как человек начинает осознавать своей душой, умом и сердцем эту божественную возможность и поворачиваться к ней, как к подлинной цели жизни.

Чтобы подготовить себя для неё и избавиться от всего в себе, что принадлежит к работе нижних уровней, от всего, что стоит на пути открытия духовной истине и её силе.

Чтобы завладеть через это освобождение своим духовным существом и обратить все свои природные движения в свободные средства его самовыражения.

Именно от этого поворота начинается осознающая себя, понимающая свою цель Йога: происходит пробуждение к новому и возвышающее изменение витальных мотивов.

Пока есть только интеллектуальное, этическое и другие виды самовоспитания для обычных целей жизни сейчас, которая не выходит за обычный круг работы ума, жизни и тела, мы продолжаем жить в затемнённой, ещё не прояснённой, ещё только подготовительной Йоге Природы. Мы всего лишь продолжаем гнаться за обычным человеческим совершенством.

Духовное желание Божественного и божественного совершенства, единства с ним во всём нашем существе и духовной завершённости во всей нашей природе — это действенный знак этого изменения, это сила, предваряющая великое интегральное обращение нашего существа и жизни.

4-02-08. Предварительное изменение и подготовка к обращению могут быть совершены личным усилием.

Предварительное изменение и подготовка к обращению могут быть совершены личным усилием. Они могут привести к большей или меньшей одухотворённости побуждений нашего ума, нашего характера и темперамента, к самообладанию, к успокоенному или изменённому действию витальной и физической жизни.

Это обращённое подчинение может послужить основой какого-то общения или единения души в уме с Божественным и какого-то частичного отражения божественной природы в ментальном сознании человеческого существа.

Только до этого человек может дойти за счёт своего, не получающего помощи, или не получающего целенаправленной помощи, усилия. Потому что это усилие — усилие ума, а ум не может постоянно подниматься выше себя: максимум он может подняться к одухотворенной и идеализированной ментальности.

Если же он взлетает выше этой границы, он теряет власть над собой, теряет поддержку жизни, впадает или в транс поглощения, или в пассивность.

Более великое совершенство может быть достигнуто только более высокой силой, входящей в него и наполняющей собой всё действие существа.

Второй стадией этой Йоги, следовательно, будет постепенная передача всего действия нашей природы в руки этой более великой Силы, замещение личного усилия её влиянием, владением и работой, пока Божественное, к которому мы стремимся, становясь прямым хозяином Йоги, не выполнит полное духовное и идеальное обращение существа.

4-02-09. Этот двойной характер нашей Йоги поднимает её над светским идеалом совершенства, и, в то же время она идёт намного дальше, чем более величественная, более ревностная, но и намного более узкая религиозная формула.

Этот двойной характер нашей Йоги поднимает её над светским идеалом совершенства, и, в то же время она идёт намного дальше, чем более величественная, более ревностная, но и намного более узкая религиозная формула.

Светский идеал всегда рассматривает человека как ментальное, витальное и физическое существо, и он нацелен на человеческое совершенство точно внутри этих границ.

Он нацелен на совершенство ума, жизни и тела, на более широкий и утончённый интеллект и знание, на развитие воли и силы, на развитие этического характера, цели и поведения, эстетической восприимчивости и творческой способности, эмоционально сбалансированной уравновешенности и наслаждения, витального и физического здоровья, на отрегулированную деятельность и хорошую работоспособность.

Это широкая и полная цель всё же не достаточно полна и широка, потому что игнорирует ту другую, более великую часть нашего существа, которую ум неопределённо представляет себе как духовный элемент и оставляет его или неразвитым вовсе, или недостаточно удовлетворительно развитым.

Или же считает этот духовный элемент просто неким высоким случайным и побочным опытом, результатом действия ума в своих исключительных аспектах, наличие и постоянство которого зависит от ума.

Мирской идеал может стать высокой целью, когда он ищет развития более возвышенных и значительных достижений нашего интеллекта.

Но всё же он недостаточно высок, потому что он не стремится за пределы ума к тому, по сравнению с чем наш чистейший рассудок, наша ярчайшая ментальная интуиция, наше глубочайшее ментальное чувство и ощущение, сильнейшая ментальная воля и сила или идеальная цель и намерение являются лишь тусклым сиянием. Кроме того, его цель ограничена земным совершенством обычной человеческой жизни.

4-02-10. Йога интегрального совершенства рассматривает человека как божественное духовное существо, вовлечённое в ум, жизнь и тело.

Йога интегрального совершенства рассматривает человека как божественное духовное существо, вовлечённое в ум, жизнь и тело. Она нацелена, поэтому, на освобождение и совершенство его божественной природы.

Она ищет способ сделать внутреннюю жизнь в совершенно развитом духовном существе его постоянной ему присущей жизнью, а одухотворённое действие ума, жизни и тела — только её внешним человеческим выражением.

Для того, чтобы это духовное существо не было бы чем-то неясным, неопределённым, или же несовершенно понятым и зависящим от ментальной поддержки и ментальных ограничений, она старается выйти за пределы ума к сверхразумному знанию, воле, чувству и ощущению, интуиции, динамическому посвящению витального и физического действия, всего, что составляет естественную работу духовного существа.

Йога интегрального совершенства принимает человеческую жизнь, но берёт в расчёт и огромное сверхземное действие за земной материальной жизнью, и она соединяет себя с божественным Существованием, от которого происходит высшее начало всех этих частичных и низших стадий так, чтобы вся жизнь целиком смогла осознать свой божественный источник и почувствовать в каждом проявлении знания, воли, чувства, ощущения и тела божественный первоначальный импульс.

Она не отвергает ничего существенного в светской цели, но расширяет её, находит и живёт её более обширным и более верным смыслом, сейчас от неё спрятанным. Она преображает эту цель из ограниченного, земного и смертного занятия в дело бесконечного, божественного и бессмертного значения.

4-02-11. Интегральная Йога встречается с религиозным идеалом в нескольких точках, но превосходит его в смысле широты.

Интегральная Йога встречается с религиозным идеалом в нескольких точках, но превосходит его в смысле широты.

Религиозный идеал смотрит не только поверх этой земли, но вне её, на небеса, или даже выше всех небес к некому виду Нирваны.

Этот идеал совершенства, ограниченный до различных видов внутренних или внешних перемен, будет в конечном счете служить повороту души от человеческой жизни к запредельному.

Его обычная идея совершенства — это религиозно-этическое изменение, решительное очищение активного и эмоционального бытия, часто с аскетическим упразднением и отвержением витальных импульсов в качестве самого полного достижения выдающегося мастерства. Во всяком случае, в нём есть сверхземная мотивировка и вознаграждение как результат жизни благочестия и правильного поведения.

Поскольку этот идеал допускает изменение знания, воли, чувства, в смысле поворота их к иному, чем цели человеческой жизни, объекту, он в конечном счете приводит к отказу ото всех земных объектов чувства, воли и знания.

Этот метод, ставит ли он ударение на личном усилии или на божественном воздействии, на работе и знании, или на милости, не является, подобно светскому методу, развитием, но скорее преобразованием.

Однако, в конечном итоге, целью является не преобразование нашей ментальной и физической природы, но одевание чистой духовной природы и бытия. И, поскольку это невозможно здесь на земле, он надеется на своё завершение путём перенесения в иной мир или сбрасывания всего космического существования.

4-02-12. В отличие от такого подхода, интегральная Йога основывается на идее духовного бытия как вездесущего существования, на идее полноты …

В отличие от такого подхода, интегральная Йога основывается на идее духовного бытия как вездесущего существования, на идее полноты, к которой приходят не перенесением в другие миры или космическим самопогашением, но вырастанием из того, чем мы являемся феноменально, в сознание вездесущей реальности, какой мы всегда являемся в подлинной сути нашего бытия.

Интегральная Йога заменяет форму религиозного благочестия более полным духовным поиском божественного единения. Она развивается через личное усилие — до преобразования через божественное влияние и обладание.

Но эта божественная милость, если мы можем это так назвать, не просто таинственный поток или прикосновение, приходящее сверху, но всё наполняющее собой действие божественного присутствия, которое мы узнаем внутри себя как силу высочайшего "Я" и Хозяина нашего существа, входящего в душу и владеющего ею так, что мы не только чувствуем, что он близок к нам и давит на нашу смертную природу, но и живём в его законе, знаем этот закон, владеем им как полной силой нашей одухотворенной природы.

То преобразование, которое выполняется этим действием, это целостное обращение нашего этического бытия к Истине и Праву божественной природы, нашего интеллекта — в озарённость божественного знания, наших  эмоций — в божественную любовь и единение, нашего динамизма и воли — в работу божественной силы, нашего эстетического чувства — в полное восприятие и творческое наслаждение божественной красотой, не исключая, хотя бы в конце, божественное обращение витального и физического существа.

Интегральная Йога рассматривает всю предыдущую жизнь как невольный и неосознанный или полуосознанный подготовительный рост к этому изменению, а Йогу — как добровольное и сознательное усилие и достижение изменения, при котором мы достигаем всей цели человеческого существования во всех её частях, даже если она по ходу будет изменяться.

Допуская сверхкосмическую истину и жизнь в мирах за границей нашего, интегральная Йога допускает также и земную жизнь как непрерывное выражение одного существования, а изменение индивидуальной и общественной жизни на земле — как расширение его божественного смысла.

4-02-13. Открыть себя сверхкосмическому Божественному — необходимое условие этого интегрального совершенства. 

Открыть себя сверхкосмическому Божественному — необходимое условие этого интегрального совершенства.

Соединить себя со всеобщим Божественным — второе необходимое условие.

Здесь Йога самосовершенствования совпадает с Йогами знания, работы и преданности, поскольку невозможно превратить человеческую природу в божественную или сделать её инструментом божественного знания, воли и радости существования, пока не достигнуто единение с высшим Существованием, Сознанием и Блаженством, пока нет единства с его всеобщим "Я" во всех вещах и существах.

Полностью отдельное обладание божественной природой человеком, отличное от теряющей внутреннее "я" погружённости в неё, невозможно.

Кроме того, это единение не будет глубочайшим духовным единством, пока человеческая жизнь будет оставаться отдельным существованием в уме, жизни и теле.

Полное совершенство — это обладание через духовное единение и единством со вселенским Умом, вселенской Жизнью, вселенской Формой, которые представляют собой другие постоянные выражения космического бытия.

Более того, раз человеческая жизнь принимается как самовыражение воплощённого в человеке Божественного, то в ней должно происходить действие полной божественной природы.

И это приносит необходимость сверхразумного преобразования, которое действием духовного существа будет заменять несовершенное действие поверхностной природы человека, одухотворять и изменять её ментальную, витальную и физическую части через идеальность духовного.

Эти три элемента — объединение с высшим Божественным, единство со всеобщим Высшим "Я" и сверхментальное действие жизни от этого трансцендентного источника и через эту всеобщность, но всё же с индивидуальностью как с душой-каналом и природным инструментом, и есть суть интегрального божественного совершенства человеческого существа.

 

 

2022 июнь 25 сб — 2022 июнь 25 сб