-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-03

Психология Самосовершенствования

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 623-631)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава III. Психология Самосовершенствования

4-03-01. Важно заметить, что божественное самосовершенство — это преобразование человека в подобие и фундаментальное единство с божественной природой …

4-03-02. Прежде всего мы должны узнать основной секрет психологической сложности, которая создаёт проблему и все её трудности.

4-03-03. Человек в его подлинной природе … есть дух, использующий ум, жизнь и тело для индивидуального и коллективного опыта и для самопроявления во Вселенной.

4-03-04. Сверхразум, ум, жизнь и тело — четыре инструмента, которые дух использует для своего проявления в работе Природы.

4-03-05. Жизнь — это энергия духа, подчинённая действию ума и тела, реализующая себя через ментальные и физические процессы и действующая как связь между ними.

4-03-06. Такова природа духа и его инструментов.

4-03-07. При помощи этой силы своей природы Пуруша способен принять любое состояние, какое пожелает, и способен следовать закону и форме бытия, соответствующим любому самовыражению.

4-03-08. Эта сила души, которая выше своей природы, крайне важна в Йоге самосовершенствования.

4-03-09. Пуруша может основаться в любом плане существования, принять любой принцип бытия как непосредственное руководство своей силы и жизни …

4-03-10. Это нижнее существование начинается там, где опускается завеса между душой и природой, между духом в сверхразуме и духом в уме, жизни и теле.

4-03-11. Вселенский Пуруша пребывает во всех этих планах в некоторой одновременности и строит в каждом из этих принципов мир или серии миров …

4-03-12. Тем не менее, какова бы ни была его цель, каким бы возвышенным ни было его устремление, человек должен начать от закона его теперешнего несовершенства …

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава III. Психология Самосовершенствования

4-03-01. Важно заметить, что божественное самосовершенство — это преобразование человека в подобие и фундаментальное единство с божественной природой …

Важно заметить, что божественное самосовершенство — это преобразование человека в подобие и фундаментальное единство с божественной природой, ускоренное формирование образа Бога в человеке и наполнение его этими идеальными чертами.

Это то, что в традиции называют садришья-мукти, освобождение от уз человеческих видимостей через достижение божественного подобия, или, используя выражение Гиты, садхармья-гати, достижение единства в законе бытия с наивысшим, всеобщим и живущим внутри Божественным.

Чтобы воспринять и иметь правильное видение нашего пути к такой трансформации, нам нужно составить некоторую подходящую рабочую идею о той сложности, каковую являет сейчас человеческая природа в беспорядочной массе смешений её различных принципов. Так чтобы мы могли увидеть точный характер преобразования, каждую часть которого нужно выполнить, и могли также увидеть самые эффективные способы этого преобразования.

Как высвободить из уз думающей смертной материи Бессмертное, которое она заключает в себе, как выпустить на свободу из этого ментально-витального животноподобного человека счастливую полноту скрытых от взгляда его черты Божества — вот реальная проблема человеческого существа и его жизни.

Жизнь развивает множество начальных намёков на божественность, но оставляет их связанными. Йога развязывает узел трудности Жизни.

4-03-02. Прежде всего мы должны узнать основной секрет психологической сложности, которая создаёт проблему и все её трудности.

Прежде всего мы должны узнать основной секрет психологической сложности, которая создаёт проблему и все её трудности.

Однако, обычная психология, которая принимает ум и его явления только в их поверхностном смысле, будет для нас бесполезна. Она не даст нам ни малейшего руководства в направлении этого самоисследования и самопреобразования.

Ещё менее мы можем найти путеводную нить в научной психологии на материалистической базе, предполагающей, что тело и биологические и физиологические факторы нашей природы не просто начальная точка, а целостное реальное основание, и которая считает человеческий ум лишь утонченным развитием жизни и тела.

Это может быть действительно истинным относительно животной стороны человеческой природы и человеческого ума  там, где он ограничен и обусловлен физической частью нашего существа.

Однако главное различие между человеком и животным в том, что ум животного, как мы знаем, не может ни на мгновение оторваться от своей основы, не может прорвать покрытие, тесный кокон, который телесная жизнь накрутила вокруг души, и стать чем-то большим, чем сейчас, более свободным, великолепным и благородным творением.

В человеке же ум проявляет себя как более великая энергия, ускользающая от ограничений витальной и физической формулы существа.

Но даже и это не составляет всего, чем является человек, или чем он может быть. У человека есть сила к развитию и освобождению ещё большей идеальной энергии, которая, в свою очередь, ускользает от ограничений ментальной формулы его природы и обнаруживает сверхразумную форму, идеальную силу духовного бытия.

В Йоге мы должны пройти путь за пределы физической природы и внешнего проявления человека и обнаружить работу целостной природы настоящего человека. Другими словами, мы должны достигнуть и использовать психофизическое знание на духовной основе.

4-03-03. Человек в его подлинной природе … есть дух, использующий ум, жизнь и тело для индивидуального и коллективного опыта и для самопроявления во Вселенной.

Человек в его подлинной природе, — как бы ни была сейчас затемнена эта истина для нашего теперешнего понимания и самоосознания, нам всё же нужно для целей Йоги верить в это, и тогда мы обнаружим, что наша вера оправдана возрастающим опытом и всё большим самопознанием, — есть дух, использующий ум, жизнь и тело для индивидуального и коллективного опыта и для самопроявления во Вселенной.

Этот дух есть бесконечное существование, которое ограничивает себя в проявленном существе для индивидуального опыта.

Он — бесконечное сознание, которое помещает себя в конечные формы сознания для радости разнообразного знания и разносторонней силы бытия.

Он — безграничный восторг существования, расширяющий и сокращающий себя и свои силы, скрывающийся и выходящий наружу, дающий множество выражений своей радости существования, вплоть до мнимого затмения и отрицания своей собственной природы.

Внутри себя дух — это вечная Сатчитананда. Однако та сложность, то запутывание и распутывание бесконечного в конечном, которое мы видим — особенность, принятая им во всеобщей и в индивидуальной природе.

Обнаружить вечную Сатчитананду, это подлинное "Я" нашего существа внутри нас, и жить в ней как на устойчивой основе, сделать её истинную природу явной и выстраивающей божественный путь существования в наших инструментах, сверхразуме, уме, жизни и теле — вот действенный принцип духовного совершенства.

4-03-04. Сверхразум, ум, жизнь и тело — четыре инструмента, которые дух использует для своего проявления в работе Природы.

Сверхразум, ум, жизнь и тело — четыре инструмента, которые дух использует для своего проявления в работе Природы.

Сверхразум это духовное сознание, действующее как самоосвещающее знание, воля, чувство, восприятие, энергия, самосоздающая и незавуалированная сила своего собственного восторга и существования.

Ум есть действие тех же самых сил, но ограниченных и озарённых весьма косвенным образом и частично.

Сверхразум живёт в единстве, хотя и играет с различием. Ум живёт в отделённом действии различия, хотя он может открыться единству.

Ум не только способен на невежество, но, поскольку он всегда действует частично и через ограничение, он чаще всего работает как сила невежества. Он даже может забыть себя, и он действительно забывает себя до полного несознания или неведения, пробуждаясь от него к частичному знанию, и двигаясь дальше, к полному знанию. Таково его естественное действие в человеческом существе, однако сам ум никогда не может иметь полного знания.

Сверхразум неспособен на настоящее невежество. Даже если он прячет полное знание за ограничениями специфической работы, всё же любое его действие передаётся на рассмотрение тому, что он оставил позади, и всё наполнено самоосвещённостью. Даже если он вовлекается в материальное незнание, он всё же и там аккуратно выполняет работы совершенной воли и знания.

Сверхразум одалживает себя действию инструментов низшего уровня. Реально же он всегда находится в сердцевине, как тайная поддержка их действий.

В материи сверхразум — это автоматическое действие и выполнение скрытой идеи в вещах.

В жизни его наиболее используемой формой является природное чутьё, инстинктивное, подсознательное или частично подсознательное знание и действие.

В уме он обнаруживает себя как интуиция, быстрое, прямое и самовыполняющееся озарение интеллекта, воли, чувства и восприятия.

Но всё это только излучения сверхразума, которые сумели приспособиться к ограниченному функционированию затемнённых инструментов. Его же собственная характерная природа — это гнозис, являющийся сверхсознанием по отношению к уму, жизни и телу.

Сверхразум или гнозис это характерное, озарённое, содержательное действие духа в его естественной реальности.

4-03-05. Жизнь — это энергия духа, подчинённая действию ума и тела, реализующая себя через ментальные и физические процессы и действующая как связь между ними.

Жизнь — это энергия духа, подчинённая действию ума и тела, реализующая себя через ментальные и физические процессы и действующая как связь между ними. У неё есть своё характерное действие, но она нигде не работает независимо от ума и тела.

Всякая энергия духа в действии работает через два способа выражения — через существование и сознание, для самоорганизации существования и действия, для самореализации сознания, для восторга существования и восторга сознания.

В той низшей форме бытия, в которой мы сейчас живём, духовная энергия жизни действует между двумя уровнями — ума и материи, поддерживая и осуществляя форму субстанции материи и работая как материальная энергия, поддерживая форму сознания ума и действие ментальной энергии, поддерживая взаимодействие ума и тела и работая как сенсорная и нервная энергия.

То, что мы называем витальностью — это сила сознающего существа, проявившаяся в материи, освобождающая от неё и в ней ум и более высокие силы, а также поддерживающая их ограниченное действие в физической жизни ради целей нашего обычного человеческого существования.

То, что мы называем ментальностью — это сила сознающего существа, пробуждённая в теле, чтобы осветить своё собственное сознание и сознание всего остального непосредственно вокруг себя и поначалу работающая в ограниченном действии, установленном для неё жизнью и телом, но в определённых точках и на определённой высоте ускользающая из него в неполное действие за пределами этого круга.

Тем не менее это ещё не вся сила жизни и не вся сила ментальности. Они имеют планы сознающего существования их собственного рода, иные, чем этот материальный уровень. И там они в характерном для них действии более свободны.

Материя или само тело это ограниченная форма субстанции духа, в которую вовлечены жизнь, ум и дух, в которой они спрятали себя и позабыли себя из-за их поглощённости своим внешним действием. Однако они вынуждены выходить из материи при помощи самопринуждающей эволюции.

Но и материя также способна совершенствоваться до тонких форм субстанции, в которых она более явно становится получившей форму концентрацией жизни, ума, духа.

Сам же человек, наряду с этим грубым материальным телом, обрамляющую витальную оболочку, обладает ментальным телом, и телом блаженства и гнозиса.

Кроме того, всякая материя, любое тело содержит внутри себя скрытые силы этих более высоких основ. Материя — это формация жизни, которая не имеет реального существования отдельно от наполняющего всеобщего духа, дающего ей энергию и субстанцию.

4-03-06. Такова природа духа и его инструментов.

Такова природа духа и его инструментов. Далее, чтобы понять его действия и получить знание, которое даст нам силу рычага в подъёме инструментов духа из устоявшейся колеи, в которой вертится наша жизнь, мы должны понять, что Дух основал все свои работы на двух парных аспектах своего бытия — Душе и Природе, Пуруше и Пракрити.

Мы должны трактовать их как различные и отличающиеся друг от друга по силе — потому что в практике сознания их отличие существенно. И это несмотря на то, что они лишь две стороны одной и той же реальности, два полюса одного сознательного существования.

Пуруша или душа есть дух, знающий о действиях своей природы, поддерживающий их своим существованием, наслаждающийся или отвергающий наслаждение ими в своём восторге бытия.

Природа есть сила духа, и она также представляет собой работу и движение его силы, выражающее имя и форму бытия, развивающее действие сознания и знания, проявляющееся в воле, импульсе, могуществе и энергии, завершающееся в наслаждении.

Природа — это Пракрити, Майя, Шакти. Если мы посмотрим на неё с её наиболее внешней стороны, где она кажется противоположностью Пуруши, она — Пракрити, инертное и механическое самоуправляемое действие, либо несознающее, либо сознающее только светом Пуруши, поднимаемое на различные уровни витального, ментального, сверхразумного, через озарение её работ  душой.

Если мы посмотрим на неё с её другой, внутренней стороны, где она движется к единению с Пурушей, она — Майя, воля существования и становления или прекращения существования и становления со всеми их результатами, явными для сознания, инволюцией и эволюцией, существованием и несуществованием, самосокрытием и самораскрытием духа.

Обе являются сторонами одной и той же Шакти, силы существования духа, которая работает или сверхсознательно, или сознательно, или подсознательно в кажущемся несознании.

Фактически, все эти движения сосуществуют одновременно и в одной и той же душе, — как духовная сила знания, как сила воли, как сила развития и действия, джняна-шакти, ицча-шакти, крийя-шакти.

При помощи этой силы дух создаёт все вещи в себе, скрывает и раскрывает всего себя в форме и за завесой своего проявления.

4-03-07. При помощи этой силы своей природы Пуруша способен принять любое состояние, какое пожелает, и способен следовать закону и форме бытия, соответствующим любому самовыражению.

При помощи этой силы своей природы Пуруша способен принять любое состояние, какое пожелает, и способен следовать закону и форме бытия, соответствующим любому самовыражению.

Это вечная душа и дух в его собственной силе самосуществования, превосходящий свои проявления и управляющий ими.

Это всеобщая душа и дух, развившийся в силу становления своего существования, бесконечный в конечном.

Это индивидуальная душа и дух, погружённые в развитие некоторого особенного курса своего становления, в попеременное проявление конечного в бесконечном.

Вечный дух, универсализированный в космосе, индивидуализированный в своих созданиях может быть всем этим сразу.

Он также может в любом из них заложить сознание, отвергающее, управляющее или отвечающее на действие Природы, поместить других позади него или убрать прочь от него, познать себя как чистую вечность, как поддерживающую самого себя всеобщность или как исключительную индивидуальность.

Каким бы не было проявление его природы, душа может представляться им и видеть себя только этим проявлением во фронтальной активной части своего сознания.

Но она никогда не является тем, чем представляется. Она намного больше того, чем может быть. Тайно она является и всем тем в ней, что ещё скрыто.

Она не ограничена неизменно каким-то особенным самовыражением во Времени, но может прорваться через самовыражение и за него. Она может разрушить или развить его, может отбирать, отбрасывать, создавать заново, может проявлять себя в более великом самовыражении.

Чем она полагает себе быть всей активной волей своего сознания в её инструментах, тем она и является или стремится стать, йо йаччраддхах са эва сах: что она полагает возможным, и о чём имеет полную веру в становление, в то она и превращается в природе, или развивается, или раскрывается.

4-03-08. Эта сила души, которая выше своей природы, крайне важна в Йоге самосовершенствования.

Эта сила души, которая выше своей природы, крайне важна в Йоге самосовершенствования.

Если бы её не было, мы никогда не смогли бы сознательным усилием и стремлением выбраться из неизменной колеи нашего теперешнего несовершенного человеческого бытия. Желая какое-то большее совершенство, мы должны были бы ждать, пока Природа реализует его в своём медленном или быстром ходе эволюции.

В низших формах существования душа принимает эту полную зависимость от Природы. Но по мере того, как она поднимается выше по лестнице развития, она пробуждается к чувству чего-то в себе, что может командовать Природой.

Но только, когда она достигает самопознания, эта свободная воля и контроль становятся полной реальностью.

Изменение осуществляется через движение природы, и не какой-то причудливой магией, но упорядоченным развитием и через ясный процесс.

Когда достигается полное господство, тогда развитие из-за своей самоускоряющейся быстроты может показаться чудом для интеллекта. Но всё же оно происходит по закону истины Духа — в это время Божественное внутри нас через тесный союз нашей воли и существования с ним наполняет собой и поднимает Йогу и действует как всемогущий властелин природы.

Потому что Божественное — это наше высочайшее "Я" и "я" всей Природы, вечный и всеобщий Пуруша.

4-03-09. Пуруша может основаться в любом плане существования, принять любой принцип бытия как непосредственное руководство своей силы и жизни …

Пуруша может основаться в любом плане существования, принять любой принцип бытия как непосредственное руководство своей силы и жизни в работе характерного для него осознающего действия.

Душа может пребывать в принципе бесконечного единства самосуществования и осознавать всё сознание, энергию, восторг, знание, волю, деятельность, как сознающую форму этой сущностной истины, Сат или Сатья.

Душа может пребывать в принципе бесконечной сознающей энергии, Тапас, и осознавать, как она разворачивает из самосуществования работы знания, воли и динамического действия души для наслаждения бесконечным восторгом бытия.

Она может пребывать в принципе бесконечного самосуществующего восторга и осознавать божественную Ананду, создающую своей энергией из своего самосуществования любую гармонию бытия.

В этих трёх состояниях доминирует сознание единства. Душа живёт в своем осознании вечности, всеобщности, единения, и любое различие является не разделительным, а только множественным аспектом единства.

Душа может пребывать также в принципе сверхразума, в озарённом самоопределяющем знании, воле и действии, которое развивает некоторую согласованность совершенного восторга сознающего существования.

В более высоком гнозисе основой является единство, но оно находит свою радость и в различии. В более низком проявлении сверхразума основанием является различие, но он всегда отсылается назад к осознающему единству и получает удовольствие в единении.

Эти сферы сознания выше нашего теперешнего уровня. Они сверхсознательны по отношению к нашему обычному интеллекту. Уровень же нашего ума принадлежит к нижней полусфере существования.

4-03-10. Это нижнее существование начинается там, где опускается завеса между душой и природой, между духом в сверхразуме и духом в уме, жизни и теле.

Это нижнее существование начинается там, где опускается завеса между душой и природой, между духом в сверхразуме и духом в уме, жизни и теле. Там, где этой завесы нет, эти инструментальные силы не такие, какие они в нас сейчас, они — озарённые части объединённого действия сверхразума и духа.

Ум приходит к идее самостоятельности своего действия, когда он забывает обращаться назад к свету, от которого он происходит, и погружается в возможности собственного отдельного движения и наслаждения.

Душа, когда она пребывает в принципе ума, ещё не став подчинённой жизни и телу, а став только потребителем жизни и тела, осознаёт себя как ментальное существо, вырабатывающее свою ментальную жизнь, силы и образы, тела тонкой ментальной субстанции. И они, согласно её индивидуальному знанию, воле и динамике, меняются от её связей с другими подобными существами и силами во вселенском уме.

Когда душа пребывает в принципе жизни, она осознаёт себя как существо всеобщей жизни, вырабатывающее действие и сознание своими желаниями при соответствующих видоизменяющих условиях, присущих всеобщей жизни-душе, чьё действие идёт через многие индивидуальные жизненные существа.

Когда она пребывает в принципе материи, она осознаёт себя как сознание материи, действующее по соответствующему закону энергии материального существования.

Соразмерно тому, как она склоняется в сторону знания, она осознаёт себя более или менее ясно как душу ума, душу жизни, душу тела, наблюдающую и действующую там, или находящуюся под влиянием своей природы. Но когда она склоняется в сторону незнания, она осознаёт себя как эго, отождествлённое с природой ума, жизни или тела, как творение Природы.

Естественное же направление материального существования ведёт к поглощению энергии души в акте формирования и материального движения и последующего самозабвения сознающего существа. Материальная вселенная начинается от кажущегося несознания.

4-03-11. Вселенский Пуруша пребывает во всех этих планах в некоторой одновременности и строит в каждом из этих принципов мир или серии миров …

Вселенский Пуруша пребывает во всех этих планах в некоторой одновременности и строит в каждом из этих принципов мир или серии миров с их существами, которые живут в природе этого принципа. Человек, этот микрокосм, имеет все эти планы в своём собственном существе, выстроенные в ряд от его подсознательного до его сверхсознательного существования.

Через развитие силы Йоги он может осознать эти скрытые миры, спрятанные от его физического, материального ума и чувств, которые знают только материальный мир.

И затем он осознаёт, что его материальное существование не является отдельным и самосуществующим, так же как и материальная вселенная, в которой он живёт, не является отдельной и самосуществующей, но находится в постоянном отношении с более высокими планами и подвержена влиянию их сил и существ.

Человек может открыть и усилить в себе действие этих более высоких планов и наслаждаться некоторым видом участия в жизни других миров. Которые, кроме всего прочего, являются или могут стать его местопребыванием, так сказать, станцией его осознания, дхама, после смерти или между смертью и новым рождением в материальном теле.

Но наиболее важная способность человека — это способность развития сил более высоких принципов в нём самом, более великой силы жизни, более чистого света ума, озарения сверхразума, бесконечного существования, сознания и восторга духа.

Через восходящее движение он может развивать своё человеческое несовершенство по направлению к этому более великому совершенству.

4-03-12. Тем не менее, какова бы ни была его цель, каким бы возвышенным ни было его устремление, человек должен начать от закона его теперешнего несовершенства …

Тем не менее, какова бы ни была его цель, каким бы возвышенным ни было его устремление, человек должен начать от закона его теперешнего несовершенства, полностью принять его в расчет и понять, как он может быть обращен в закон возможного совершенства.

Этот теперешний закон его существования начинается от несознания материальной вселенной, от инволюции души в форму и подчинения материальной природе.

И хотя в этой материи жизнь и ум развили их собственные энергии, всё же они ограничены и связаны в действии более низким материальным, которое является для невежества практического поверхностного сознания его изначальным принципом.

И хотя человек — воплощённое ментальное существо, ум в человеке вынужден терпеть власть тела и физической жизни. И он может только через некоторые более или менее значительные усилия и концентрацию энергии сознательно контролировать жизнь и тело.

Он может двигаться к совершенству только через увеличение этого контроля, — и только через развитие силы души он может достигнуть этого.

Природа-сила в нём должна становиться всё более и всё полнее сознательным действием души, сознательным выражением всей воли и знания духа. Пракрити должна обнаружить себя как Шакти Пуруши.

 

 

2022 июнь 25 сб — 2022 июнь 26 вс