-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-04

Совершенство Ментального Существа

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 632-642)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава IV. Совершенство Ментального Существа

4-04-01. При таких условиях, основная идея Йоги самосовершенства должна быть радикальным изменением тех отношений души человека с его ментальной, витальной и физической природой что есть сейчас.

4-04-02. Чтобы стать хозяином своего существа с некоторой полнотой реальности свободы и власти, человек должен обнаружить своё высочайшее "Я", подлинного человека …

4-04-03. Когда мы таким образом отступим назад, внутрь души, мы обнаружим, что мы — не ум, а ментальное существо, стоящее за действием воплощённого ума.

4-04-04. Во первых, он получает интуитивное представление о себе самом, как о ком-то, наблюдающем действие ума.

4-04-05. Ментальный Пуруша может в любое время снова вовлечь себя во внешнее действие, из которого он вышел, жить некоторое время, полностью отождествляясь …

4-04-06. Но всё же, человек это, главным образом, ментальное существо.

4-04-07. Однако, если наша цель не только в том, чтобы стать свободными через самоотделение от Природы, но достигнуть совершенства обладания Природой, этого типа усилия нам не достаточно.

4-04-08. При дальнейшем рассмотрении, мы обнаруживаем, что этот детерминизм не так полон, как он казался.

4-04-09. Тем не менее, где-то есть абсолютная власть, реальный Ишвара.

4-04-10. Трудности восхождения обусловлены естественным незнанием.

4-04-11. Однако, никакого совершенства, даже и значительно меньшего, чем это, нельзя достичь без очень радикального пересмотра теперешней природы …

4-04-12. Первая трудность, с которой придётся иметь дело Пуруше, это смешанное и путанное действие Природы …

4-04-13. Однако, это совершенство не может быть достигнуто или не может быть надёжным и полным в его широте, если Пуруша придает особое значение индивидуальности.

4-04-14. Этот конфликт является отражением единства лежащего в основе, которое принимает аспект борьбы, порождаемой необходимостью первоначального разделения.

4-04-15. Пуруша-свидетель в уме видит, что в действительности и несоответствие его усилий, и всё несоответствие человеческой жизни и природы возникает из разделения …

4-04-16. Развивая себя таким образом, душа обнаруживает, что на этом уровне достигнута цель всей интегральной Йоги …

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава IV. Совершенство Ментального Существа

4-04-01. При таких условиях, основная идея Йоги самосовершенства должна быть радикальным изменением тех отношений души человека с его ментальной, витальной и физической природой что есть сейчас.

При таких условиях, основная идея Йоги самосовершенства должна быть радикальным изменением тех отношений души человека с его ментальной, витальной и физической природой что есть сейчас.

Человек в настоящее время — это частично самосознающая душа, подчинённая и ограниченная умом, жизнью и телом. И он должен стать полностью самосознающей душой, владеющей своим умом, жизнью и телом.

Не ограниченная их требованиями и запросами, совершенная самосознающая душа была бы верховным и свободным обладателем своих инструментов. И это усилие человека — стать хозяином своего собственного существа — было смыслом значительной части его прошлых духовных, интеллектуальных и моральных стараний.

 

4-04-02. Чтобы стать хозяином своего существа с некоторой полнотой реальности свободы и власти, человек должен обнаружить своё высочайшее "Я", подлинного человека …

Чтобы стать хозяином своего существа с некоторой полнотой реальности свободы и власти, человек должен обнаружить своё высочайшее "Я", подлинного человека или высочайшего Пурушу в себе, который свободен и является господином своей собственной неотъемлемой силы.

Он должен перестать быть ментальным, витальным, физическим эго, потому что эго всегда творение и инструмент, и всегда подчинено ментальной, витальной и физической Природе.

Это эго не является его настоящим "Я", оно инструмент Природы, при помощи которого она развила чувство ограниченного и отделённого индивидуального существования в уме, жизни и теле. Благодаря этому инструменту человек действует так, как если бы он был отдельным существованием в материальной вселенной.

Природа развила стойкие укоренившиеся ограничительные условия, при которых это стало возможным.

Самоотождествление души с эго — это то средство, которым Природа побуждает душу уступить этому действию и принять эти ставшие привычными ограничительные условия.

Пока сохраняется такое отождествление, продолжается и само-заточение в этом привычном круге и узком действии. И пока душа не переступит за его пределы, она не сможет свободно пользоваться своей индивидуальной жизнью, и её жизнь намного меньше настоящего самопревышения.

По этой причине жизненно важным движением Йоги является отход от внешнего чувства эго, при помощи которого мы отождествляемся с действием ума, жизни и тела, и принятие внутренней жизни в душе.

Освобождение от внешнего чувства эго — это первый шаг к свободе и господству души.

 

4-04-03. Когда мы таким образом отступим назад, внутрь души, мы обнаружим, что мы — не ум, а ментальное существо, стоящее за действием воплощённого ума.

Когда мы таким образом отступим назад, внутрь души, мы обнаружим, что мы — не ум, а ментальное существо, стоящее за действием воплощённого ума. Что мы не ментальная и витальная индивидуальность — индивидуальность это образование Природы, — но ментальная Личность,  маномайя пуруша.

Мы начнём осознавать существо внутри, которое опирается на ум для самопознания и для познания мира. Которое думает о себе, как об индивидуальности для переживания себя и переживания мира, для внутреннего действия и действия, идущего наружу, но всё как о другом существе, отличном от ума, жизни и тела.

Это чувство отличия от витальных действий и физического существования очень важно. Потому что хотя Пуруша чувствует свой ум воплощённым в жизнь и тело, однако он осознаёт, что даже если физическая жизнь и тело должны будут прекратиться или исчезнуть, он по-прежнему будет продолжать существование в своем ментальном существе.

Однако же, чувство отличия от ума уже труднее и менее различимо. И всё таки оно есть и там. Оно характеризуется какой-либо или всеми из трёх видов интуиции, в которых живёт этот ментальный Пуруша и через которые он осознаёт своё более великое существование.

 

4-04-04. Во первых, он получает интуитивное представление о себе самом, как о ком-то, наблюдающем действие ума.

Во первых, он получает интуитивное представление о себе самом, как о ком-то, наблюдающем действие ума. Это нечто, что действует в нём и при этом за ним, как объект его наблюдающего знания.

Это самоосознание есть интуитивное чувство свидетеля Пуруши, сакши.

Пуруша-свидетель — это чистое сознание, которое наблюдает за Природой и видит её как действие, отражённое и освещённое этим сознанием, но само по себе отличающееся от сознания.

Для ментального Пуруши Природа — только действие, сложное действие распознающей и объединяющей мысли, воли, чувства, эмоции, темперамента и характера, чувства эго, которое работает на основе из витальных импульсов, нужд и стремлений в условиях, навязанных физическим телом.

Однако, он не ограничен ими. Он может не только дать им новые направления и сильно изменить, улучшить и расширить, но и может действовать в мысли, в воображении, в ментальном мире намного более тонких и подвижных созданий.

Ещё одна разновидность интуиции ментального Пуруши — ощущение чего-то более великого и огромного, чем это теперешнее действие, в котором он живёт, и перед которым теперешняя сфера опыта это только схема внешнего фасада или узкий поверхностный выбор.

Через эту интуицию он вступает в преддверье некоего "я", лежащего ниже порога восприятия, с его более широкой возможностью самопознания, чем у поверхностного интеллекта.

И, наконец, последняя и самая великая интуиция — это внутреннее осознание чего-то, чем он по существу является, чего-то, что так же высоко стоит над умом, как ум — над физической жизнью и телом. Это внутреннее осознание есть его ощущение своего сверхразумного и духовного бытия.

 

4-04-05. Ментальный Пуруша может в любое время снова вовлечь себя во внешнее действие, из которого он вышел, жить некоторое время, полностью отождествляясь …

Ментальный Пуруша может в любое время снова вовлечь себя во внешнее действие, из которого он вышел, жить некоторое время, полностью отождествляясь с механизмом ума, жизни и тела и будучи ими поглощённым, повторять это своё обычное периодическое действие.

Но если однажды это разделительное движение было совершено, и Пуруша жил в этом некоторое время, он уже не сможет никогда быть таким же, каким он был до этого. Инволюция во внешнее действие становится теперь лишь повторяющимся самозабвением, от которого он стремится снова отойти назад, к себе и к переживанию чистого "я".

Нужно заметить, что через отход от обычного действия этого внешнего сознания, создавшего для него теперешнюю естественную форму переживания себя, Пуруша может принимать ещё и два других состояния.

Он может интуитивно чувствовать себя душой в теле, которая проявляет жизнь, как свою деятельность, и ум, как свет этой деятельности.

Эта душа в теле есть физическое сознающее существо, аннамайя пуруша, которая использует жизнь и ум характерным образом для физического переживания. Всё другое считается последствием физического переживания.

Она не заглядывает за другую  сторону жизни тела и, поскольку она не чувствует ничего за своей физической индивидуальностью, она осознаёт только физическую вселенную и, как самое большое, своё единство с душой физической Природы.

Кроме этого, Пуруша может также интуитивно чувствовать себя душой жизни, которая сама отождествилась с великим движением становления во Времени, и которая проявляет тело, как форму или основной чувственный образ, и ум, как сознательную деятельность жизни-переживания.

Эта душа в жизни есть витальное сознающее существо, пранамайя пуруша, и она способна видеть дальше продолжительности и пределов физического тела, способна на ощущение вечности жизни позади и впереди, на отождествление со всеобщей Жизнью-существованием, но она не смотрит за пределы постоянных жизненных становлений во Времени.

Три названные Пуруши — это души-формы Духа, при помощи которых он отождествляет своё сознательное существование с любым из этих трёх планов, или первооснов своего вселенского существования, и на которые опирается в своём действии.

 

4-04-06. Но всё же, человек это, главным образом, ментальное существо.

Но всё же, человек это, главным образом, ментальное существо. Более того, в настоящее время интеллект — его самое высокое состояние, в котором он ближе всего подходит к своему настоящему "я", легче всего и шире всего осознает дух.

Его путь к совершенству — не вовлекать себя во внешнее или поверхностное существование, не подменять себя душою жизни или душою тела, но настаивать на трёх ментальных интуициях, которыми он может, в конечном счёте, поднять себя над физическим, витальным и ментальным уровнями.

Это настоятельное усилие может принять две совершенно разные формы, каждая со своей целью и своим путём развития.

Для него вполне возможно сделать акцент на отходе от существования в Природе, на независимости, на отделении от ума, жизни и тела.

Человек может пытаться жить всё больше и больше как наблюдающий Пуруша, смотреть на действие Природы без интереса, без одобрения, беспристрастно отвергая всякое действие, уходя в чистое сознающее существование.

Таково освобождение по учению Санкхъя. Человек может идти внутрь в это более широкое существование, которое он интуитивно чувствует, удаляясь от поверхностного интеллекта в состояние грёзы или в состояние сна, которое впускает его в более широкие и более высокие сферы сознания.

Уходя прочь в эти сферы, он может сбросить с себя земное существование. Как предполагалось в древние времена, там есть даже проход в супраментальные миры, из которых возвращение к земному сознанию или невозможно, или необязательно.

Но определённое и уверенное завершение этого вида освобождения зависит от подъёма ментального существа в то духовное "я", которое человек сознаёт, когда поднимается над интеллектом. Это предлагается как ключ к полному избавлению от земной жизни — или через погружение в чистое существование, или через участие в сверхкосмическом существовании.

 

4-04-07. Однако, если наша цель не только в том, чтобы стать свободными через самоотделение от Природы, но достигнуть совершенства обладания Природой, этого типа усилия нам не достаточно.

Однако, если наша цель не только в том, чтобы стать свободными через самоотделение от Природы, но достигнуть совершенства обладания Природой, этого типа усилия нам не достаточно.

Мы должны внимательно рассмотреть ментальное, витальное и физическое действие Природы внутри нас, найти узлы её зависимости и слабые места где можно освободиться, обнаружить ключи её несовершенства и положить свою руку на ключ совершенства.

Когда оценивающая душа, свидетель Пуруши, отходит от своего действия Природы и наблюдает его, он видит, что это действие происходит из его собственного побуждения силой своего устройства, силой непрерывности движения, непрерывности ума, целостности жизненного импульса, преемственности непроизвольного физического механизма.

В начале всё это покажется повторяющимся действием автоматического механизма, хотя сумма этого действия постоянно возрастает в творении, развитии, эволюции. Душа кажется как бы захваченной в это колесо, кажется, что она кружится и едет вперёд вместе с вращением этого механизма.

Полный механический детерминизм или течение установлений Природы, которому душа даёт на время свет своего сознания, становится естественным аспектом её ментальной, витальной и физической индивидуальности, как только он начинает рассматриваться с этой обособленной беспристрастной точки зрения, и более не кажется душой, захваченной в движение и воображающей себя частью действия.

 

4-04-08. При дальнейшем рассмотрении, мы обнаруживаем, что этот детерминизм не так полон, как он казался.

При дальнейшем рассмотрении, мы обнаруживаем, что этот детерминизм не так полон, как он казался. Действие Природы продолжается и становится тем, что оно есть, из-за согласия Пуруши.

Наблюдающий Пуруша видит, что он поддерживает и, в некотором отношении, наполняет и пропитывает действие своим сознающим существованием.

Он обнаруживает, что без него это действие не может продолжаться, и что там, откуда он настойчиво оттягивает свое согласие, привычное действие постепенно ослабляется, никнет и прекращается.

Всё его активное мышление может быть таким образом приведено к полной тишине. Правда, есть ещё пассивный ум, который механически продолжает свое действие, но и он может быть успокоен отходом Пуруши внутрь себя из этого действия. Но и тогда действие жизни в его наиболее механических частях продолжается. Однако оно тоже может быть успокоено до прекращения.

Тогда оказывается, что он не только поддерживающий, (бхартр) Пуруша, но и, некоторым образом, господин своей природы, Ишвара. Именно это осознание своего, дающего санкцию, контроля и необходимости его согласия заставляет Пурушу, пребывая в чувстве эго, понять себя как душу или ментальное существо со свободной волей, определяющее все свои становления.

И всё же свободная воля кажется несовершенной, почти иллюзорной, пока действующая воля сама является механизмом Природы, и каждое отдельное волеизъявление определено потоком прошлого действия и суммой условий, этим созданных. Хотя, поскольку в результате этого потока и суммы условий ежеминутно появляется новое развитие, новое решение, оно может казаться саморождённым волеизъявлением, девственно созидательным в каждый момент.

Всё это время его вкладом было стоящее позади согласие, санкция на то, что делала Природа. Кажется, что Пуруша не способен управлять действием Природы в целом, а лишь может выбирать между некоторыми хорошо обозначенными возможностями. Кажется, что в Природе есть сила сопротивления, рождённая суммой закрепившихся обстоятельств, которые она создала и представляет Пуруше, как свод постоянных законов, которым нужно повиноваться.

Находясь в теперешнем движении Природы,  Пуруша не может коренным образом изменить её способ действовать, не может свободно осуществлять свою волю, не может, пока находится в уме, выбраться наружу или вверх настолько, чтобы действительно свободно управлять ею.

Есть дуализм зависимости, её зависимость от его согласия, его зависимость от её закона, пути и ограничений действия, зависимость, отрицаемая ощущением свободной воли, свободная воля, отрицаемая реальностью детерминизма природы.

Пуруша уверен, что Природа есть его сила, но всё же кажется подчиненным Природе. Он является санкционирующим Пурушей, аннумантром, но не кажется абсолютным господином, Ишварой.

 

4-04-09. Тем не менее, где-то есть абсолютная власть, реальный Ишвара.

Тем не менее, где-то есть абсолютная власть, реальный Ишвара. Он осознает это и знает, что если сможет найти его, то войдет в эту власть, и будет не только пассивным санкционирующим свидетелем, поддерживающим её волю, но станет свободно, энергично использовать и определять её движения.

Но, судя по всему, эта власть принадлежит другому состоянию, иному, чем ментальное. Иногда он обнаруживает, что использует эту власть, но как канал или инструмент этого другого состояния. И это приходит к нему с более высоких уровней.

Становится ясно, что это состояние — супраментальное. Это сила Духа, более великая, чем ментальное существование, сила, которую Дух знает сам, находясь на вершине и в тайной сердцевине сознающего существа.

Следовательно, войти в этот Дух и отождествиться с ним — должно быть его способом управлять и повелевать.

Пуруша может сделать это пассивно через некоторое получение и отражение в своем ментальном сознании, но тогда душа будет только формой, каналом или инструментом, а не владельцем или участником в этой силе.

Он может достигнуть отождествления, погружая свой интеллект во внутреннее духовное существо, но тогда осознающее действие прекращается в трансе тождественности.

Чтобы стать активным хозяином природы, он должен, судя по всему, подняться до некоторого более высокого сверхразумного состояния, где возможно не только пассивное, но и активное отождествление с правящим духом.

Найти пути подъема к этому более высокому состоянию и стать управляющим собой, Сварат, — таково условие совершенства.

 

4-04-10. Трудности восхождения обусловлены естественным незнанием.

Трудности восхождения обусловлены естественным незнанием. Он — Пуруша, свидетель ментальной и физической Природы, сакши, но не полностью знающий внутреннее "я" и Природу, джнятр.

Знание на ментальном уровне освещено его сознанием. Он — ментальный познающий, но он обнаруживает, что это не настоящее знание, а только частичные поиски и частичные находки, что это производное, изменчивое отражение и узкое использование в действии более великого света, приходящего свыше, который и есть настоящее знание. Этот свет есть самоосознание и всеосознание Духа.

Сущностного самоосознания познающий может достигнуть даже на ментальном плане существования, через отражение в душе ума или через его погружение в дух, как это может быть действительно достигнуто другим видом отражения или погружённости в душу жизни и в душу тела.

Однако, для участия в действительном всеосознании вместе с сущностным осознанием себя как души своего действия, познающий должен подняться к сверхразуму.

Чтобы стать хозяином своего существа, ему нужно познать внутреннее "я" и Природу, джнята ишварах. Частично это можно сделать на более высоком уровне ума, где он напрямую отвечает сверхразуму. Но по-настоящему и полностью это совершенство принадлежит не ментальному существу, а Душе идеала или Душе знания, виджнянамайя пуруше.

Втянуть ментал в существо более высокого знания, а его — в "Я" Блаженства духа, в анандамайя пурушу, таков самый высокий путь этого совершенства.

 

4-04-11. Однако, никакого совершенства, даже и значительно меньшего, чем это, нельзя достичь без очень радикального пересмотра теперешней природы …

Однако, никакого совершенства, даже и значительно меньшего, чем это, нельзя достичь без очень радикального пересмотра теперешней природы и отмены многого из того, что кажется установленным постоянным законом комплексной связи ментального, витального и физического существа.

Закон этой связи был создан ради определённого и ограниченного результата, временной поддержки, сохранения, завладения, расширения, наслаждения, переживания, потребностей, действия ментального эго в живущем теле. Возможны и другие средства, дающие результат, но это немедленно и прочно достигает цели и приносит пользу.

Чтобы достичь более высокой пользы и более свободного пользования инструментами эта связь должна быть частично разрушена, превышена, переделана в более широкую гармонию действия.

Пуруша видит, что созданный закон — это частично устойчивое, частично неустойчивое выборочное установление привычного, но развивающегося опыта, опыта, развивающегося из первоначального беспорядочного осознания "я" и не-"я", субъективного существа и внешней вселенной. Этим управляют ум, жизнь и тело, действующие друг на друга в гармонии и соответствии, но также, в разногласии и разладе, во взаимных помехах и ограничениях.

Есть такая же перепутанная гармония и разногласия между разными действиями ума внутри себя, между разными действиями жизни внутри себя, а также между разными действиями физического существа. Целое являет собой некий беспорядочный порядок, сконструированный и развёрнутый из постоянно обступающей и вторгающейся неразберихи.

 

4-04-12. Первая трудность, с которой придётся иметь дело Пуруше, это смешанное и путанное действие Природы …

Первая трудность, с которой придётся иметь дело Пуруше, это смешанное и путанное действие Природы — действие без ясного знания себя, с разными мотивами, без уверенного владения инструментами, только попытка этого, только общий относительный успех выполнения, с неожиданным результатом приспособления в некоторых направлениях, но также и с большими страданиями от несоответствия.

Это смешанное и путанное действие должно быть исправлено.  Для этого есть очищение — важное средство самосовершенствования. Все эти засорения и несоответствия складываются в различные виды ограничений и зависимости. Однако, есть два или три основных связывающих узла (основной узел это эго), от которых происходят другие ограничения. От этих оков нужно избавиться. Очищение не будет полным, пока оно не принесёт освобождения.

Кроме этого, после достижения определённой степени чистоты и свободы, нужно будет повернуть очищенные инструменты к закону более высокой цели и пользы, к более широкому, истинному и совершенному порядку действия.

При помощи такого поворота человек может достигнуть некоторого совершенства в полноте существования, тишины, силы и знания, даже более великого действия витала и более совершенного физического существования.

Один из результатов этого совершенства — широкий и полный восторг существования, Ананда. Таким образом, очищение, освобождение, совершенство и восторг бытия — это четыре составные части Йоги — шуддхи, мукти, сиддхи, бхакти.

 

4-04-13. Однако, это совершенство не может быть достигнуто или не может быть надёжным и полным в его широте, если Пуруша придает особое значение индивидуальности.

Однако, это совершенство не может быть достигнуто или не может быть надёжным и полным в его широте, если Пуруша придает особое значение индивидуальности.

Не достаточно отказаться от отождествления с физическим, витальным и ментальным эго. Нужно ещё достичь в душе истинной, всеобщей, не обособляющейся индивидуальности.

В низшей природе человек — это эго, проводящее ясное разделение в понимании между собой и всеми другими существованиями. Для него эго — его "я", а всё остальное — не-я, то что находится вне его существа.

Всё его действие начинается и основывается на этом понимании себя и мира. Но в действительности это понимание ошибочно. Как бы резко человек ни обособлял себя в представлении своего ума, в ментальном или другом действии, он неотделим от всеобщего бытия, его тело — неотделимо от вселенской силы и материи, его жизнь — неотделима от всеобщей жизни, его ум — от вселенского ума, его душа и дух — от вселенской души и духа.

Всеобщее действует на него, вторгается в него, преодолевает его, отпечатывает себя в нём каждую минуту. Человек в своих реакциях воздействует на всеобщее, вторгается, пытается навязать себя ему, приспособить, преодолеть его натиск, управлять и пользоваться своими инструментами.

 

4-04-14. Этот конфликт является отражением единства лежащего в основе, которое принимает аспект борьбы, порождаемой необходимостью первоначального разделения.

Этот конфликт является отражением единства лежащего в основе, которое принимает аспект борьбы, порождаемой необходимостью первоначального разделения. Две половины, на которые ум разрезал единство, бросаются друг на друга, чтобы восстановить его, и каждая пытается схватить и включить в себя отделённую часть.

Кажется, что вселенная всё время пытается поглотить человека, что бесконечное хочет взять обратно это конечное, стоящее в самообороне и даже отвечающее агрессией. Но в действительности, всеобщее бытие при помощи этой видимой борьбы добивается своей цели в человеке, хотя расшифровка и истина этой цели и работы утеряны его поверхностно сознающим умом. И только в подсознании, лежащем в основании, они неясно сохраняются, и только в правящем сверхсознательном единстве они точно известны.

Человек также побуждается к объединению постоянным импульсом расширения своего эго, которое отождествляет себя, насколько оно может, с другими эго и с такими же частичками вселенной, когда физически, витально, ментально может получить их в своё пользование и владение.

Как человек стремится к познанию и овладению собственным существом, так же он стремится к познанию и овладению окружающим миром природы, его объектами, его инструментами, его существами.

Сначала он пытается осуществить эту цель эгоистическим захватом, но, по мере того, как он развивается, в нём растёт элемент симпатии, рождённый из скрытого единства, и человек приходит к идее расширяющегося сотрудничества и единства с другими существами, к гармонии со всеобщей Природой и вселенским бытием.

 

4-04-15. Пуруша-свидетель в уме видит, что в действительности и несоответствие его усилий, и всё несоответствие человеческой жизни и природы возникает из разделения …

Пуруша-свидетель в уме видит, что в действительности и несоответствие его усилий, и всё несоответствие человеческой жизни и природы возникает из разделения и следующей за ним борьбы, недостатка знания, недостатка гармонии, недостатка единства.

Для человека очень важно вырасти из отделённой индивидуальности, универсализировать себя, сделать себя единым со вселенной. Это объединение может быть выполнено только душой, делая нашу душу ума единой со всеобщим Умом, нашу душу жизни единой со всеобщей душой-Жизнью, нашу душу тела со всеобщей душой физической Природы.

Когда это произойдет, соразмерно силе, интенсивности, глубине, полноте, постоянству, с которыми это может быть сделано, оно окажет очень большое влияние на действие природы.

В частности, должна возникнуть непосредственная и глубокая симпатия и соприкосновение ума с умом, жизни с жизнью, уменьшится настаивание тела на отделении, вырастет сила прямого ментального и другого взаимного общения и эффективного взаимодействия, которое заменит неадекватную, непрямую связь и действие, составлявшее до сих пор большую часть инструментов сознания, используемых воплощённым умом.

Кроме этого Пуруша видит, что в ментальной, витальной, физической природе, взятой отдельно, всегда есть дефект, несоответствие, путанное действие из-за механического, несбалансированного взаимодействия трёх видов или гун Природы.

Чтобы подняться выше этого состояния, Пуруша должен в рамках вселенской общности подняться к супраментальному и духовному, объединиться со супраментальной душой космоса, всеобщим духом. Тогда он достигнет значительно более широкого света и порядка более высокой первоосновы в себе и вселенной, являющихся характерным действием божественной Сатчитананды.

Более того, он способен наложить влияние этого света и порядка не только на своё собственное природное существо, но, в пределах и в соответствии со степенью действия Духа в нём, на мир, в котором живет, на то, что его окружает.

И тогда он — сварат, самосознающий, самоуправляющий, но через этот подъём, через это духовное единение он начинает превращаться в самрата, знающего и владеющего окружающим его миром существ.

 

4-04-16. Развивая себя таким образом, душа обнаруживает, что на этом уровне достигнута цель всей интегральной Йоги …

Развивая себя таким образом, душа обнаруживает, что на этом уровне достигнута цель всей интегральной Йоги, союз с Высочайшим в её внутреннем "я" и в её индивидуальности, приведённой ко всеобщности.

Так долго, как он остаётся в мире-существовании, это совершенство должно излучаться из него, потому что это настоятельная потребность его единства со вселенной и её существами. Оно должно излучаться во влияние и действие, помогающее всему вокруг, всем, кто способен подниматься или продвигаться к такому же совершенству.

А для остальных — его совершенство должно изливаться во влияние и действие, которое помогает, как только может помочь самоуправляемый и самовладеющий человек, духовно вести человеческую расу вперёд к полноте и к какому-то образу ещё большей божественной истины в их личном и общественном существовании. И тогда человек становится светом и силой Истины, к которой поднялся, и средством помощи для восхождения других.

 

 

2022 июль 01 сб — 2022 июль 02 вс