-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-05

Инструменты Духа

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 643-653)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава V. Инструменты Духа

4-05-01. Если нужно достигнуть активного совершенства нашего существа, то первой необходимой задачей будет очищение работы инструментов …

4-05-02. Более того, интегральное совершенство требует от нас именно всеобъемлющего очищения всего сложного инструментария во всех частях каждого инструмента.

4-05-03. Другими словами, очищение не должно быть понято в некотором ограниченном смысле как отбор определённых внешних динамичных движений, их регулирование …

4-05-04. Так, основная функция жизни, витальной силы, состоит в наслаждении и обладании.

4-05-05. Ум, жизнь и тело это три силы нашей низшей природы.

4-05-06. Читта, базовое сознание, большей частью подсознательное.

4-05-07. Фактически, всё действие ума или внутреннего инструмента поднимается из этой Читты или базового сознания …

4-05-08. Нервное действие психической Праны наиболее очевидно в нашем чисто сенсорном уме.

4-05-09. Манас, чувствующий ум, в нашем обычном сознании зависит от физических органов воспринимающего чувства, обеспечивающего получение знания …

4-05-10. Буддхи есть конструкция осознающего существа, которая существенно превышает свои основы в базовой Читте. Это интеллект с его силой познания и воли.

4-05-11. Несмотря на своей чисто интеллектуальный характер этот вторичный или промежуточный рассудок весьма прагматичен в своих усилиях.

4-05-12. В действительности, Буддхи это посредник между намного более высоким умом Истины, прямым инструментом Духа, которым мы сейчас активно не владеем, и физической жизнью человеческого ума, развитого в теле.

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава V. Инструменты Духа

4-05-01. Если нужно достигнуть активного совершенства нашего существа, то первой необходимой задачей будет очищение работы инструментов …

Если нужно достигнуть активного совершенства нашего существа, то первой необходимой задачей будет очищение работы инструментов, которые оно сейчас использует для музыки диссонансов.

Само наше существо, дух, божественная Реальность в человеке не нуждается в очищении. Оно всегда чисто и не затронуто неудачами своих инструментов или спотыканием ума, сердца и тела в их работе. Так же как солнце, как говорят Упанишады, не затрагивается и не загрязняется дефектами зрения смотрящего на него.

Ум, сердце, душа витального желания, жизнь в теле — это  места, где собирается нечистота. Именно они должны быть приведены в порядок, чтобы работа духа стала совершенной, без следов теперешней большей или меньшей уступки хитросплетениям удовольствий низшей природы.

То, что обычно называют очищением существа, это или негативная незапятнанность, свобода от греха, приобретённая постоянным запрещением любого действия, чувства, идеи или желания, которые мы считаем неправильными.

Или же это высочайшая негативная или пассивная чистота, совершенное согласие с Богом, неделание, полная неподвижность вибрирующего ума и души желаний, что в успокаивающих дисциплинах приводит к наивысшему покою. Тогда дух появляется во всей вечной чистоте своей незапятнанной сути.

После этого достижения, казалось бы, дальше нечем наслаждаться или нечего делать. Но на этом уровне есть более трудная проблема тотального, непрекращающегося, даже возрастающего и более мощного действия, основанного на совершенном блаженстве существа, на чистоте инструментов души, так же, как и на чистоте сущностной природы духа.

Ум, сердце, жизнь, тело должны выполнять работы Божественного, все работы, которые они делают сейчас и более того — делать их божественно, как сейчас они не делают.

Первая постановка проблемы, которая встаёт перед искателем совершенства, состоит в том, что его целью является именно не негативная, запрещающая, пассивная или успокаивающая чистота, но чистота позитивная, утверждающая, активная.

Божественный покой открывает незапятнанную вечность Духа, божественная динамика добавляет к этому правильное, чистое, не отклоняющееся в сторону действие души, ума и тела.

 

4-05-02. Более того, интегральное совершенство требует от нас именно всеобъемлющего очищения всего сложного инструментария во всех частях каждого инструмента.

Более того, интегральное совершенство требует от нас именно всеобъемлющего очищения всего сложного инструментария во всех частях каждого инструмента.

В конечном счёте это не узкое моральное очищение этической природы. Этика имеет дело только с душой желаний и активной внешней динамической частью нашего существа. Её область ограничена характером и действием. Она запрещает и подавляет определённые поступки, желания, влечения, склонности, она внедряет известные качества, такие как правдивость, любовь, милосердие, сострадание, воздержанность. Когда этика добивается этого и обеспечивает основу добродетели, уверенное использование очищенной воли и безупречной привычки действия, её работа окончена.

Но Сиддхе интегрального совершенства нужно жить на более широком плане, на плане вечной чистоты Духа, за пределами добра и зла. Эта фраза не означает, как поспешно делающий заключение интеллект был бы склонен вообразить, что он должен стать безразличен к добру и злу, и что для духа нет разницы между ними. Такое заявление было бы на стадии индивидуального действия явной ложью и могло бы послужить прикрытием безрассудному потворству и самооправданию грехов несовершенной человеческой природы.

Это также не означает, что, поскольку добро и зло в этом мире нерасторжимо перепутаны между собой, подобно страданию и удовольствию — предположения, которое хотя и правильно в настоящее время и правдоподобно как обобщение, но не обязательно должно быть истиной человеческого существования в более высокой духовной эволюции — предположения, что освобождённый человек будет жить в духе и отойдёт от механических возобновляющихся действий неизбежно несовершенной природы.

Хотя это и возможно как ступень к финальному прекращению всякой активности, очевидно, что не оно — намерение активного совершенства.

Суть в том, что Сиддха активного интегрального совершенства будет жить динамично в работе трансцендентной силы божественного Духа, поскольку вселенская воля будет индивидуализирована в нём, через сверхразум, для действия.

Поэтому, его работы будут работами вечного Знания, вечной Истины, вечного Могущества, вечной Любви, вечной Ананды. Но эти истина, знание, сила, любовь, восторг станут самой сутью, духом любой работы, которую он будет делать, и не будут зависеть от её вида. Они будут определять его действие духом изнутри, и действие не будет ограничивать дух, не будет подчинять его фиксированному стандарту или жёсткому образцу работы.

У него просто не будет преобладающей привычки характера, а будет только духовное существование и воля, обладающая максимально  свободной и гибкой формой темперамента для действия.

Его жизнь будет прямым потоком от вечного источника, а не формой, вырезанной по некоторому временному человеческому шаблону.

Его совершенство не будет саттвической чистотой, но поднимется над гунами Природы и станет совершенством духовного знания, духовной силы, духовного восторга, единства и гармонии единения. Внешнее совершенство его работ будет свободно формироваться как самовыражение этой внутренней духовной трансцендентности и всеобщности.

Для такого изменения он должен научиться осознавать в себе эту силу духа и сверхразума, силу, которая сейчас для нашего ума является сверхсознанием. Однако, оно не сможет действовать в нём, пока его теперешнее ментальное, витальное, физическое существо не освобождены от их текущей низшей работы. Это очищение нужно сделать в первую очередь.

4-05-03. Другими словами, очищение не должно быть понято в некотором ограниченном смысле как отбор определённых внешних динамичных движений, их регулирование …

Другими словами, очищение не должно быть понято в некотором ограниченном смысле как отбор определённых внешних динамичных движений, их регулирование, как запрещение другого действия, или как освобождение от некоторых особенностей характера или особенных ментальных и моральных качеств.

Это вторичные признаки нашего производного бытия, а не существенные и первичные силы.

Нам нужно сделать более широкий психологический обзор основных сил нашей природы. Нам нужно отметить сформировавшиеся части нашего существа, выделить основной дефект из нечистоты или неправильного действия и исправить это. Несомненно, что тогда естественным образом исправится и остальное.

Мы не должны лечить симптомы нечистоты — потому что это второстепенная и незначительная помощь, — нам нужно бить по её корням после глубокого диагноза.

Тогда мы обнаруживаем, что есть две формы нечистоты, лежащие в основе всего беспорядка.

Одна — это дефект, порождённый природой нашей прошлой эволюции, которая была природой отделённого невежества. Этот радикальный дефект — ошибка и неведение — свойственнен собственному действию каждой части нашего инструментального существа.

Другая нечистота порождена последовательным процессом эволюции, в котором жизнь появляется в теле и зависит от тела, ум появляется в жизни и зависит от жизни в теле, сверхразум появляется в уме и одалживает себя ему вместо управления умом, душа сама кажется только сопутствующим обстоятельством телесной жизни ментального существа и скрывает дух в несовершенствах нижних уровней.

Второй дефект нашей природы вызван этой зависимостью более высоких частей от более низких. Именно через это смешение функций нечистое действие низшего инструмента входит в характерное действие более высокой функции и вносит в неё дополнительное затруднение, неверное направление и путаницу.

 

4-05-04. Так, основная функция жизни, витальной силы, состоит в наслаждении и обладании.

Так, основная функция жизни, витальной силы, состоит в наслаждении и обладании. Это полностью обосновано тем, что Дух создал мир для Ананды, наслаждения и обладания многих Единым, Единого многими, и также многих многими.

Но — вот пример первого вида дефекта — разъединяющее невежество придаёт этому ложную форму вожделения и страстного желания, которая портит всё обладание и наслаждение, налагает на них их противоположности — нужду и страдание.

Кроме того, поскольку ум пойман в ловушку жизни, в которой он развивается, эта жажда и страстное желание вторгаются в действие ментальной воли и знания.

И это превращает их из разумной воли и распознающей силы интеллектуального приведения в исполнение, волей желания и силой жажды. А это искажает решение и обоснование, поскольку мы оцениваем и рассуждаем согласно нашим желаниям и предубеждениям, а не с беспристрастием чистой рассудительности и бескорыстным рассуждением, стремясь только увидеть истину и верно понять цели своих работ.

Таков пример смешения. Эти два вида дефекта, неверная форма действия и неправомерное смешение действия, не ограничены единичными примерами, но свойственны каждому инструменту и каждой комбинации их функций. Они пропитывают всю экономику нашей природы.

Это — фундаментальные дефекты нашей низшей инструментальной природы. И если мы сможем исправить их, мы приведём наше инструментальное существо в состояние чистоты и будем наслаждаться ясностью чистой безупречной воли, чистым сердцем эмоций, чистым наслаждением нашей жизни, чистотой тела.

Это будет предварительное, человеческое совершенство, но оно может стать основой и может открыться в своём усилии самодостижения ещё более великому, божественному совершенству.

 

4-05-05. Ум, жизнь и тело это три силы нашей низшей природы.

Ум, жизнь и тело это три силы нашей низшей природы. Однако, они не могут рассматриваться совершенно отдельно, поскольку жизнь действует как связь между ними и даёт свой характер телу и, в огромной степени, нашему уму.

Наше тело это тело, которое живёт. Сила жизни смешивается с ним и определяет все его функции.

Наш ум также в значительной степени является умом жизни, умом физического ощущения. И только в своих более высоких функциях он обычно способен на что-то большее, чем работы физического ума, подчинённого жизни.

Мы можем разместить это в такой восходящей последовательности.

Во первых, у нас есть тело, поддержанное физической силой жизни, физической Праной, которая курсирует по всей нервной системе и налагает свой отпечаток на наше телесное действие так, что оно приобретает характер действия живого, а не инертного механического тела.

Прана и физический аппарат вместе образуют плотное тело, стхула шарира. Это только внешний инструмент, нервная сила жизни, действующая в форме тела с его грубыми физическими органами.

Затем, есть внутренний инструмент, антахкарана,  сознающая ментальность.

Этот внутренний инструмент в старой системе знаний разделяется на четыре силы: читта, или базовое ментальное сознание, манас, или чувствующий ум, буддхи, или интеллект и аханкара, или эго-идея.

Данная классификация может служить отправной точкой, но для большей практичности нам нужно сделать ещё некоторое разделение.

Сознающий ум пропитан силой жизни, которая становится здесь инструментом психического сознания жизни и психического воздействия на жизнь. Каждая фибра чувствующего ума и базового сознания пронизана действием этой психической Праны, и составляет нервную или витальную и физическую ментальность.

Даже Буддхи и эго пересиливаются ею, хотя они могут поднимать ум выше подчинения этой витальной, нервной и физической психологии. Эта комбинация создает в нас чувственную душу желаний, которая является главным препятствием для более высокого человеческого, а также для ещё большего божественного совершенства.

Оканчивая перечисление скажем, что над нашим теперешним сознающим умом есть тайный сверхразум, который является подходящим средством и родиной этого совершенства.

 

4-05-06. Читта, базовое сознание, большей частью подсознательное.

Читта, базовое сознание, большей частью подсознательное. Оно обладает, открыто и скрыто, двумя видами действия, одно пассивное или воспринимающее, другое активное или реагирующее и образующее ответ.

Как пассивная сила, оно принимает все воздействия, включая и те, которые ум не сознает или к которым он невнимателен, и откладывает их в необъятном хранилище пассивной подсознательной памяти, из которой ум, как активная память, может их черпать.

Но обычно ум вытаскивает оттуда только то, что он наблюдал и понял в своё время. Легче достаёт то, что он тщательно наблюдал и хорошо понял, труднее то, что он наблюдал невнимательно и понял плохо. Вместе с тем в сознании есть сила послать вверх в активный ум для использования то, что ум совсем не наблюдал или то, за чем он не проследил, или даже то, что осознанно не пережил.

Эта сила действует заметно только в аномальных условиях, когда некоторая часть подсознательной Читты выходит на поверхность, или когда засознательное существо в нас появляется на пороге активного сознания и какое-то время играет некоторую роль во внешних зонах ума, где происходит прямая связь и общение с окружающим миром, и наши внутренние отношения с самим собою раскрываются наружу.

Это действие памяти настолько фундаментально для всего ментального действия, что иногда говорят: память есть человек. Даже в действии тела и жизни в подментальном уровне, которое полно этой подсознательной Читтой, есть витальная и физическая память, хотя она и не находится под контролем сознающего ума.

Витальные и физические привычки главным образом сформированы этой подментальной памятью. По этой причине, они могут быть изменены до неограниченной степени более сильным действием сознающего ума и воли, когда эти ум и воля смогут достаточно развиться и смогут найти средства передавать подсознательной Читте волю духа для нового правила витального и физического действия.

Всё устройство нашей жизни и тела может быть описано как связка привычек, образованных прошлой эволюцией в Природе и удержанных вместе настоятельной памятью этого скрытого сознания. Потому что Читта, первичный материал сознания, так же как Прана и тело, универсальна в Природе, но подсознательна и механистична в естестве Материи.

 

4-05-07. Фактически, всё действие ума или внутреннего инструмента поднимается из этой Читты или базового сознания …

Фактически, всё действие ума или внутреннего инструмента поднимается из этой Читты или базового сознания, частично сознательной, частично подсознательной или засознательной относительно нашего активного ума.

Когда базовое сознание атаковано ударами из внешнего мира или подталкивается рефлективными силами субъективного внутреннего существа, оно пускает в ход определённые привычные действия, шаблон которых определён нашей эволюцией.

Одна из форм этой активности — эмоциональный ум, или сердце, как мы можем назвать его для удобной краткости. Наши эмоции представляют собой волны реакций и ответов, которые поднимаются из базового сознания, читтавритти.

Их действие также регулируется главным образом привычкой и эмоциональной памятью. Они не обязательны, они не являются законами Необходимости. Не существует действительно обязывающего закона нашего эмоционального существа, которому мы должны безропотно подчиняться. Мы не обязаны давать каким-то воздействиям на ум ответы печали и гнева, ненависти и отвращения, а другим — ответы симпатии или любви.

Всё это только привычки нашего эмоционального менталитета. Они могут быть изменены сознательной волей духа. Они могут быть запрещены. Мы можем даже подняться полностью над всяким подчинением горю, гневу, ненависти, дуализму симпатии и антипатии.

Мы подвластны этому только пока сами упорно продолжаем подчиняться механическому действию Читты в эмоциональном уме. От этого действия трудно избавиться из-за силы прошлой привычки и особенно из-за назойливой настойчивости витальной части ума, нервного ума жизни, или психической Праны.

Эта природа эмоционального ума, состоящая в реакции Читты с определённой скрытой зависимостью от нервных витальных ощущений и откликов психической Праны так характерна, что в некоторых языках эмоциональный ум называется Читтой, Праной, сердцем, душой жизни. Действительно, это наиболее непосредственно волнующее и чрезвычайно настойчивое действие души желаний, созданной в нас смешением витального желания и соответствующего сознания.

И всё же подлинная эмоциональная душа, наша реальная душа — не душа желаний, а душа чистой любви и восторга. Но она, как и остальное в нашем подлинном существе, может проявиться только тогда, когда искажение, созданное жизнью желания, будет выправлено и перестанет быть характерным действием нашего существа. Выполнение этого составляет необходимую часть нашего очищения, освобождения и совершенства.

 

4-05-08. Нервное действие психической Праны наиболее очевидно в нашем чисто сенсорном уме.

Нервное действие психической Праны наиболее очевидно в нашем чисто сенсорном уме. Этот нервный ум действительно активизируется при каждом действии этого внутреннего инструмента и часто кажется, что им образованы не только ощущения, но и большая часть многого другого.

Он особенно атакует эмоции, которые от этого несут печать Праны. Так, страх — это в большей степени нервное ощущение, чем эмоция. Злость — это в большей мере или чаще чувственный ответ, переведённый на язык эмоции.

Другие чувства идут больше от сердца, они более внутренние, но соединяются с нервными порывами и физическими страстными желаниями, или с идущими наружу импульсами психической Праны.

Любовь это эмоция сердца и она может быть чистым чувством. Весь сознающий ум, пока мы представляем собой умы помещённые в тела, вынужден создавать, и даже мысль создает это, некоторый вид жизненного усилия и некоторый ответ в тканях тела, хотя это не означает, что оно должны иметь физическую природу. И хотя любовь может быть чистым чувством, всё же сердечная любовь с готовностью соединяет себя с витальным желанием в теле.

Этот физический элемент может быть очищен от того подчинения физическому желанию, которое называется вожделением. Оно может стать любовью, использующей тело для физической, так же как и для ментальной и духовной близости.

Но в тоже время, любовь может также отделить себя ото всякого, даже от самого невинного физического элемента, даже от тени его, и быть чистым движением единения души с душей, одного психического существа с другим.

Всё же настоящее действие чувствующего ума не эмоция, а сознательный нервный отклик, нервное чувство и возбуждение, импульс к использованию физического чувства и тела для некоторого действия осознанного витального стремления и желания.

И есть сторона воспринимающего отклика, сторона динамической реакции. Всё это начинает нормально использоваться, когда более высокие зоны ума перестают механически им подчиняться, а начинают контролировать и регулировать их действие.

Но ещё более высокое состояние наступает, когда они пройдут через определённое преобразование, проводимое сознательной волей духа, и которая даёт свою правильную и более не искажённую желанием форму характерному действию психической Праны.

 

4-05-09. Манас, чувствующий ум, в нашем обычном сознании зависит от физических органов воспринимающего чувства, обеспечивающего получение знания …

Манас, чувствующий ум, в нашем обычном сознании зависит от физических органов воспринимающего чувства, обеспечивающего получение знания, и от органов тела для действия, направленного к объектам чувства.

Поверхностное и внешнее действие чувств — физическое и нервное по своему характеру, и о чувствах можно легко подумать, что они просто результаты нервной деятельности. В старых книгах их иногда называют пранас, нервной или жизненной активностью.

Но наиболее существенно в них не нервное возбуждение, а сознание, действие Читты, использующее орган и нервный импульс, для которого этот орган является каналом.

Манас, чувствующий ум, это активность, возникающая из базового сознания, выполняющая суть того, что мы называем чувством.

Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание в действительности принадлежат уму, а не телу. Но физический ум, который мы обычно используем, ограничивает себя переводом в чувство стольких внешних импульсов, сколько получает через нервную систему и физические органы.

Однако, внутренний Манас обладает ещё и тонким видением, слышанием, собственной силой контактов, которая не зависит от физических органов.

Более того, он обладает способностью не только прямой связи ума с объектом — приводящим при высокой степени её действия к чувству содержания объекта внутри или выше физического уровня — но также способностью прямой связи ума с умом.

Ум также может изменять, смягчать, сдерживать сферу действия, длительность и напряжённость чувственных импульсов. Эти способности ума мы обычно не используем или не развиваем. Они остаются в засознательной зоне и появляются иногда в нерегулярном и прерывистом действии, легче в одних умах, чем в других, или выходят на поверхность при аномальных состояниях человека.

Они составляют основу ясновидения, яснослышания, перенесения мыслей и импульсов, телепатии, значительной части более обычных видов сил, называемых оккультными, хотя их лучше описать менее мистически как силы нового действия Манаса из засознательной зоны.

Феномен гипнотизма и многое другое зависит от действия этого засознательного чувствующего ума. Оно не единственное из чего созданы все элементы феномена, но это первое поддерживающее средство общения, связи и ответа, хотя многое в его фактической работе принадлежит внутреннему Буддхи.

У нас есть и ум физический, и ум сверхфизический, и мы можем использовать этот двойной чувствующий ум.

 

4-05-10. Буддхи есть конструкция осознающего существа, которая существенно превышает свои основы в базовой Читте. Это интеллект с его силой познания и воли.

Буддхи есть конструкция осознающего существа, которая существенно превышает свои основы в базовой Читте. Это интеллект с его силой познания и воли.

Буддхи принимает и оперирует со всеми остальными действиями ума, жизни и тела. Именно в его природе проявляется сила мысли и сила воли Духа, обращённая в низшую форму ментальной деятельности.

Можно различить три следующие одна за другой градации действия этого интеллекта.

Первая — низшее воспринимающее понимание, которое просто берёт, регистрирует, понимает и отвечает на сообщения чувствующего ума, памяти, сердца и сенсорного ума.

Этими средствами оно образует первичный думающий ум, который не выходит за их данные, но подчиняется их шаблону, кружится в их повторениях, вертится в привычной сфере мысли и желания, вызванных ими. Или же он следует, с послушным содействием рассудка, внушениям жизни, любым новым направлениям, которые могут быть предложены его восприятию и пониманию.

За рамками этого первичного понимания, котором мы все пользуемся в значительных масштабах, есть сила классифицирующего и выбирающего рассудка и сила интеллектуальной воли, которая пытается ради своего действия и цели достигнуть правдоподобного и достаточно устойчивого порядка знания и воли для интеллектуального понимания жизни.

 

4-05-11. Несмотря на своей чисто интеллектуальный характер этот вторичный или промежуточный рассудок весьма прагматичен в своих усилиях.

Несмотря на своей чисто интеллектуальный характер этот вторичный или промежуточный рассудок весьма прагматичен в своих усилиях.

Он создаёт некоторый вид интеллектуальной структуры, каркас, правила, в которые он пытается уложить внутреннюю и внешнюю жизнь так, чтобы использовать её с некоторым мастерством и управлять ею для целей некоторого вида рациональной воли.

Это тот рассудок, который даёт нашему обычному интеллектуальному существу набор эстетических и этических стандартов, структуры наших мнений и установленные нормы мысли и цели. Он высоко развит и играет очень важную роль во всех людях, у которых есть развитое понимание.

Далее за ним стоит третий рассудок, наивысшее действие Буддхи, который беспристрастно рассматривает самого себя с целью поиска чистой истины и правильного знания. Он стремится найти реальную Истину за жизнью, за материальными проявлениями, за нашими видимыми "я", и подчинить свою волю закону Истины.

Мало кто из нас, если вообще есть такие, способен использовать этот высший рассудок с какой-либо степенью чистоты, но сама попытка делать это составляет высочайшую способность внутреннего инструмента, антахкараны.

 

4-05-12. В действительности, Буддхи это посредник между намного более высоким умом Истины, прямым инструментом Духа, которым мы сейчас активно не владеем, и физической жизнью человеческого ума, развитого в теле.

В действительности, Буддхи это посредник между намного более высоким умом Истины, прямым инструментом Духа, которым мы сейчас активно не владеем, и физической жизнью человеческого ума, развитого в теле.

Его способности интеллекта и воли берутся из этого более великого прямого ума Истины или сверхразума. Буддхи концентрирует своё ментальное действие вокруг идеи эго, мысли, что "я" есть этот ум, жизнь и тело или "я" это ментальное существо, определяемое их действием. Буддхи служит этой идее эго, будь она ограничена тем, что мы называем эгоизмом, или расширена симпатией к жизни вокруг нас.

Созданное таким образом чувство эго опирается на стремящиеся к отделению — на действие тела, на индивидуализированную жизнь, на чувствующий ум. И идея эго в Буддхи собирает в единое целое всё действие мысли, характера, личности этого эго.

Низшее понимание и промежуточный рассудок являются инструментами для его желания получить опыт и для саморасширения.

Но когда мы сможем развить более высокий рассудок и волю, мы сможем повернуться к тому, что эти внешние проявления означают для более высокого духовного сознания.

Собственное "я" может тогда быть увидено как ментальное отражение Высшего "Я", Духа, Божественного, единого, трансцендентного, всеобщего и индивидуального в его множественности существования.

Сознание, в котором эти качества собираются вместе, становятся аспектами одного бытия и принимают правильное соотношение, может затем быть очищено от всех этих физических и ментальных покровов.

Когда происходит переход к сверхразуму, способности Буддхи не исчезают, а получают своё сверхментальное значение.

Однако рассмотрение сверхразума и превращение Буддхи принадлежит к теме высших сиддхи или божественного совершенства. Сейчас же нам нужно изучить очищение обычного существа человека, подготовительное для любого такого превращения, и которое ведёт к освобождению от оков нашей низшей природы.

 

 

 

2022 июль 03 вс — 2022 июль 10 вс