-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-06

Очищение — Низшая Ментальность

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 654-662)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Саморазвития

Глава VI. Очищение — Низшая Ментальность

4-06-01. Нам нужно изучить сложное действие всех этих инструментов и приступить к их очищению.

4-06-02. Поскольку мы — это дух, вовлечённый в ум, душа здесь развивается как ментальное существо в живом физическом теле, то …

4-06-02c. сноска: антахкарана

4-06-03. Как мы уже говорили, у каждого инструмента есть правильное и соответствующее инструменту действие, и также соответствующие ему искажения или неправильный способ его нормального действия.

4-06-03с. сноски: бхога, раса, расаграхана

4-06-04. То искажение, которое входит внутрь и мешает чистоте — это вид витальной жажды.

4-06-05. Психическая Прана вмешивается во все высшие операции, чтобы исказить их.

4-06-06. Считается, что желание — это реальная движущая сила человеческой жизни, и отбросить желание означало бы остановить источники жизни.

4-06-07. Очистить Прану от желания и, в данном случае, перестроить обычное равновесие нашей природы и повернуть витальное существо …

4-06-08. Правда, можно подумать, что если это будет сделано по отношению к желанию, то это станет смертью эмоционального существа.

4-06-09. Воспринимающий чувственный ум это нервная ментальная основа для привязанностей.

 

 

Часть IV. Йога Саморазвития

Глава VI. Очищение — Низшая Ментальность

4-06-01. Нам нужно изучить сложное действие всех этих инструментов и начать их очищать.

Нам нужно изучить сложное действие всех этих инструментов и начать их очищать.

И самый простой путь будет такой: ухватиться за два вида основных дефектов в каждом из инструментов, различить ясно, в чём они состоят, и исправить их.

Но возникает вопрос — с чего начать. Поскольку запутанность велика, полное очищение одного инструмента зависит от полного очищения также и всех других. И это — большой источник трудностей, неприятностей и растерянности. Потому что, как только мы думаем, что уже очистили интеллектуальный ум, мы обнаруживаем, что он всё ещё подвержен нападению и омрачается.

А это происходит из-за того, что и эмоции сердца, и воля, и чувственный ум всё ещё поражены многочисленной нечистоте низшей природы, и эта нечистота возвращается в освещённый Буддхи и препятствуют отражению им чистой истины, которой мы добиваемся.

Однако, с другой стороны, у нас есть то преимущество, что один важный инструмент, достаточно очищенный, может быть использован как средство для очищения других, один твёрдый шаг делает легче все другие и избавляет от массы трудностей.

Тогда какой же инструмент своим очищением и совершенством легче всего и эффективнее приведёт к совершенству все остальные или сможет помочь им быстрее всего?

 

4-06-02. Поскольку мы — это дух, вовлечённый в ум, душа здесь развивается как ментальное существо в живом физическом теле, то …

Поскольку мы — это дух, вовлечённый в ум, и душа здесь развивается как ментальное существо в живом физическом теле, естественно, что именно в уме, в антахкаране, нам нужно искать то недостающее, что мы хотим найти.

И очевидно, что в этом уме, при помощи Буддхи, интеллекта и воли интеллекта человеческому существу предназначено выполнять любую работу, которую не может сделать для него физическая или нервная природа, как это она делает в растении и в животном.

Пока мы ожидаем развития какой-либо из более высоких супраментальных способностей, интеллект должен быть нашей главной силой по реализации. И поэтому очищение интеллекта становится самым первым, что нужно сделать.

Как только наш интеллект и воля хорошо очистятся от всего, что ограничивает их и толкает к неправильному действию, или действию в неверном направлении, то их можно будет легко усовершенствовать, научить откликаться на внушения Истины, понимать самих себя и остальные элементы нашего существа.

Они смогут чётко, с ясной и скрупулёзной точностью видеть что они делают, и смогут идти по правильному пути чтобы делать свою работу без каких-либо сомнений, нетерпеливых ошибок или спотыкающихся отклонений.

В конце концов, их отклик сможет открыться для совершенного различения, интуиций, вдохновений, откровений сверхразума и их действие будет становиться всё более и более озарённым и даже безупречным.

Однако, такое очищение невозможно выполнить без предварительного устранения препятствий в других, более низких частях антахкараны. И главное естественное препятствие, которое проходит через всё действие антахкараны, через чувство, ментальное восприятие, эмоцию, динамический импульс, интеллект, волю — это вмешательство и настойчивое требование психической Праны.

Поэтому нам нужно обязательно с этим разобраться, убрать её властное вмешательство, отвергнуть её требования, а саму психическую Прану успокоить и подготовить к очищению.

 

4-06-02c. сноска: антахкарана

антахкарана (antahkarana) - «внутренний инструмент», рассматривается как содержащий в себе буддхи или интеллект, манас или чувственный ум и читту, или базовое сознание, обычно подчинён аханкаране, или эго-чувству и наполнен сукшма праной или тонкой жизненной силой. Прим. из Глоссария.

 

4-06-03. Как мы уже говорили, у каждого инструмента есть правильное и соответствующее инструменту действие, и также соответствующие ему искажения или неправильный способ его нормального действия.

Как мы уже говорили, у каждого инструмента есть правильное и соответствующее инструменту действие, и также соответствующие ему искажения или неправильный способ его нормального действия.

Правильное действие психической Праны это — чистое обладание и наслаждение, бхога1).

Наслаждаться мыслью, волей, действием, динамическим импульсом, результатом действия, эмоцией, чувством, ощущением, а также, через это, наслаждаться всеми вещами, людьми, жизнью, миром — это активность, для которой Прана даёт нам психо-физическую основу.

По-настоящему совершенное наслаждение существованием может прийти только когда мы будем наслаждаться не миром в себе или для себя, а Богом в мире. Когда не сами вещи, а Ананда духа в вещах станет реальным, главным объектом нашего наслаждения. А все что есть в мире — станет лишь формой и символом духа, волнами океана Ананды.

Но такая Ананда сможет вообще прийти к нам только когда мы научимся получать и отражать в наших членах скрытое духовное существование. И полнота этой Ананды может проявиться только когда мы поднимемся на супраментальные уровни.

Между тем есть справедливое и допустимое, вполне законное, человеческое наслаждение этими вещами, которое, говоря языком индийской психологии, преимущественно саттвично по своей природе.

Это озарённое наслаждение происходит в первую очередь, благодаря воспринимающему, эстетическому и эмоциональному уму, и лишь во вторую очередь благодаря чувственному нервному и физическому существу. Однако, все они подчинены ясному управлению Буддхи, правильному рассуждению, правильной воле, правильному восприятию влияний жизни, правильному порядку вещей, правильному ощущению истины, закона, чувству идеального, красоте и пользе вещей.

Ум получает чистый вкус наслаждения ими, расу2), и отвергает всё беспокойное, с проблемами, искажённое.

В такое принятие чистой и прозрачной расы психическая Прана должна внести полноту ощущения жизни и всепоглощающее наслаждение всем существованием, бхогу, без которого принятие и обладание благодаря уму, расаграхана3), не были бы достаточно конкретными, и были бы слишком слабыми, чтобы полностью удовлетворить воплощённую душу.

Такой вклад психической Праны — это её настоящая функция.

 

4-06-03с. сноски: бхога, раса, расаграхана

1) бхога (bhoga) - наслаждение;  отклик на опыт, который «транслирует себя в радость и страдание», в низшем существе, где оно «является двойным видом, позитивным и негативным», но в высшем существе «оно является активно ровным наслаждением божественным восторгом в самопроявлении»; (также называемая сама бхога) вторая стадия активной/позитивной саматы, достигаемой, когда расаграхана или ментальный «охватывающий принцип наслаждения» во всех вещах принимает «форму уверенного обладанием наслаждением… которое заставляет все жизненное существо вибрировать вместе с ним и воспринимать и наслаждаться в нём»; вторая стадия бхакти, «наслаждение без желания» в пране или витальном существе; (когда прити занимает место бхоги как второй стадии позитивной саматы или бхакти, «совершенное наслаждение существованием», которое приходит «когда существуют не вещи, а Ананда духа в вещах, формирующая реальные, ощутимые объекты нашего наслаждения и вещи становятся лишь формой и символом духа, волнами в океане Ананды».

2) раса (rasa) - жизненные силы, сок; тело-жидкость; «поднимающийся поток сущностного существа в форме, которая является тайной его само-восторга», чьё восприятие является основой ощущения вкуса; нематериальный (сукшма) вкус; сукшма вишайя тонкого вкуса; (сокращение от расадришти) тонкое чувство вкуса; «чистый вкус наслаждения» во всех вещах, форма «ананды», «за которую может ухватиться понимание, и эстетическое чувство ощущает вкус наслаждения ими»; (также называемый сама раса или расаграхана) восприятие умом необходимого качества (гуна) в каждом объекте опыта, «сущности наслаждения» в нём, первой стадии активной / позитивной саматы или бхукти.

3) расаграхана (rasagrahana) - овладение расой или "принципом наслаждения" в вещах, "просветлённое наслаждение, главным образом воспринимающим, эстетическим и эмоциональным умом, во-вторых, только чувственным, нервным и физическим существом", первое из трёх состояний бхукти в который ум "получает чистый вкус наслаждения" от всего опыта "и отвергает всё, что взволновано, обеспокоено и извращено".

Прим. из Глоссария.

 

4-06-04. То искажение, которое входит внутрь и мешает чистоте — это вид витальной жажды.

То искажение, которое входит внутрь и мешает чистоте — это вид витальной жажды. То великое искажение, которое психическая Прана вносит в наше существо — это желание.

Корень желания — это витальное стремление ухватить то, чего, как нам кажется, у нас нет, это ограниченный инстинкт жизни обладать и быть довольным.

Это создаёт ощущение необходимости. Сначала оно создаёт простое витальное стремление голода, жажды, вожделения.

Затем оно создаёт психический голод, жажда, вожделение ума, которые представляют собой гораздо большее, гораздо более быстро возникающее и проникающее страдание нашего существа.

Оно создаёт голод, который бесконечен, потому что это голод бесконечного существа, жажда, которую лишь на время убаюкивают удовлетворением, так как эта жажда по самой своей природе — ненасытна.

Психическая Прана вторгается в чувственный ум и вносит в него беспокойную жажду ощущений. Она вторгается в динамический ум со страстным стремлением управлять, обладать, главенствовать, добиваться успеха, реализации каждого импульса.

Она наполняет эмоциональный ум желанием удовлетворения того, что нравится, или не нравится, желанием, дать выход любви и ненависти, приносит зажатие и панику страха, напряжение и разочарование надежды, навязывает муки горя и кратковременную лихорадку и волнение радости.

Она заставляет интеллект и волю интеллекта быть сообщниками всего этого и превращает их в своего рода искажённые и хромые инструменты. Она превращает волю — в волю вожделения, а интеллект — в частичного, спотыкающегося и страстного преследователя ограниченных, нетерпеливых, воинствующих предубеждений и мнений.

Желание — это корень всякого страдания, разочарования, несчастья, потому что, хотя в нём и есть лихорадочная радость преследования и удовлетворения, но, поскольку оно всегда является напряжением существа, оно вносит в своё стремление и получение труд, голод, борьбу, быстрое подчинение усталости, чувство ограниченности, неудовлетворённости, и раннее разочарование всеми своими достижениями, постоянное болезненное возбуждение, беспокойство, тревогу, ашанти.

Избавление от желания — единственная надёжное и необходимое очищение психической Праны. Потому что только так мы сможем заменить душу желания, с её всепроникающей бессвязностью во всех наших инструментах ментальной душой спокойного восторга и её ясным и прозрачным обладанием нами, миром и Природой, и которая — кристальная основа для ментальной жизни и её совершенства.

 

4-06-05. Психическая Прана вмешивается во все высшие операции, чтобы исказить их.

Психическая Прана вмешивается во все высшие операции, чтобы исказить их. Но её дефект сам по себе возник потому что в неё вмешивается и её искажает сама природа физической работы в теле, которое Жизнь развила в своём проявлении из Материи

Это то, что создало отделение индивидуальной жизни в теле от жизни вселенной и наложило на неё отпечаток нужды, ограниченности, голода, жажды, стремления к тому, чего у ней нет, долгих поисков наслаждения и затруднённой и сбитой с толку потребности обладать.

Это отделение, легко регулируемое и ограниченное в чисто физическом порядке вещей, безмерно расширяется в психической Пране и становится, по мере развития ума, чем-то, что трудно ограничить, чем-то ненасытным, неуправляемыми, что постоянно занято созданием беспорядка и болезней.

Более того, психическая Прана, опираясь на физическую жизнь, ограничивает себя нервной силой физического существа, и тем самым ограничивает действия ума и становится звеном зависимости ума от тела и подчинения ума усталости, недееспособности, болезням, беспорядку, психозам, мелочности, ненадёжности и даже возможному расстройству работы физического ума.

Наш ум, вместо того, чтобы быть чем-то, что могуче собственной силой, ясным инструментом сознающего духа, свободным и способным управлять, использовать и совершенствовать жизнь и тело, в результате становится некой перепутанной конструкцией. Он становится преимущественно физической ментальностью, ограниченной своими физическими органами и подчиненной требованиям и препятствиям жизни в теле.

Избавиться от этого можно неким видом практической, внутренней психологической операцией анализа, благодаря которой мы начинаем осознавать ментальность как отдельную силу, отделяем её для свободного действия.

И кроме этого, начинаем различать психическую и физическую Прану и делаем так, чтобы они перестали быть звеном зависимости, а стали передающим каналом для Идеи и Воли в Буддхи, подчиняясь их рекомендациям и указаниям.

Тогда Прана становится пассивным способом воздействия, для прямого управления умом физической жизнью.

Это управление, хотя оно и не нормально для нашего, ставшего привычным, равновесия действия, не только возможно — оно в некоторой степени проявляется в феномене гипноза, хотя оно там болезненно ненормально, потому что там есть некая чужая воля, которая подсказывает и командует, — оно должно стать естественным действием, когда более высокое "Я" внутри возьмёт на себя прямое управление всем существом.

Однако, такое управление может выполняться совершенным образом только с супраментального уровня. Потому что именно там находятся истинные и действующие Идея и Воля, а ментальный мыслящий ум, даже одухотворённый — это только ограниченный, хотя он может стать и очень сильным, их представитель.

 

4-06-06. Считается, что желание — это реальная движущая сила человеческой жизни, и отбросить желание означало бы остановить источники жизни.

Считается, что желание — это реальная движущая сила человеческой жизни, и отбросить желание означало бы остановить источники жизни. Считается, что удовлетворение желаний — единственная радость человека и убрать его означает погасить импульс жизни молчаливым аскетизмом.

Однако же настоящая движущая сила жизни души — это Воля. Желание это только искажение воли в преимущественно телесной жизни и физическом уме.

Существенный поворот души к обладанию и наслаждению миром — в воле к восторгу, а наслаждение от удовлетворения страстного желания — это только витальная и физическая деградация воли к восторгу.

Здесь очень важно, чтобы мы умели различать между чистой волей и желание, между внутренней волей к восторгу и внешним вожделением и стремлением ума и тела.

Если мы не можем практически делать это различие на опыте нашего существа, мы можем лишь выбирать между убивающим жизнь аскетизмом и грубой волей жить, или же пытаться осуществить неуклюжий, шаткий и ненадёжный компромисс между ними.

Это как раз то, что делают множество людей. Очень малая часть людей растаптывает свой жизненный инстинкт и устремляется к аскетическому совершенству. Большинство же подчиняются грубой воле к жизни с такими изменениями и ограничениями, которое накладывает на них общество, или же которые обычный, живущий в обществе человек научился накладывать на свой ум и действия.

Остальные ищут баланс между этической строгостью и умеренным потворством желающему ментальному и витальному "я" и видят в этом балансе золотую середину здравого ума и здоровой человеческой жизни.

Однако ни один из этих способов не даёт нам того совершенства, которое мы ищем — божественного управления волей в жизни.

Полностью подавить Прану, витальное существо — означает убить силу жизни, которая должна поддерживать широкое действие души, воплотившейся в человеческом существе. Потворствовать грубой воле жизни — означает оставаться быть удовлетворённым несовершенством. Пойти на компромисс между ними — означает остановиться на полпути и не овладеть ни землёй, ни небесами.

Но если мы сможем добраться до чистой воли, неискажённой желанием — которую мы обнаружим гораздо более свободной, спокойной, устойчивой и действующей силой, чем прыгающее, затуманенное, быстро устающее и сбитое с толку пламя желания — тогда, со спокойной внутренней волей восторга, не затрагиваемой и не ограничиваемой никакими проблемами влечения куда-либо, мы сможем преобразовать Прану из тирана, врага, атакующего ум в инструмент, который будет подчиняться.

Мы можем назвать эти более высокие вещи также, именем желания, если мы так захотим, но тогда мы должны предположить, что существует некое божественное желание, отличающееся от витального стремления. Что есть некое желание Бога, для которого это другое и более низкое явление это неясная тень, и в которое его нужно преобразовать.

Но лучше всё же сохранять разные названия для вещей, которые совершенно различны по своему характеру и внутреннему действию.

 

4-06-07. Очистить Прану от желания и, в данном случае, перестроить обычное равновесие нашей природы и повернуть витальное существо …

Очистить Прану от желания и, в данном случае, перестроить обычное равновесие нашей природы и повернуть витальное существо из вызывающей беспокойство главенствующей силы в послушный инструмент свободного и непривязанного ума — это первый шаг в очищении.

По мере того, как будет исправляться психическая Прана, будет облегчаться очищение остальных промежуточных частей антахкараны. И когда это исправление закончится, их очищение тоже можно легко сделать абсолютным.

Промежуточные части — это эмоциональный ум, воспринимающий чувственный ум и активный чувственный ум, или ум динамического импульса. Все они подвешены вместе в неком взаимодействии, в котором они сильно связаны друг с другом.

Искажение эмоционального ума зависит от двойственности симпатии и антипатии, рага-двеша, эмоционального притяжения и отталкивания. Вся сложность наших эмоций и их тираническая власть над душой возникают из привычных откликов души желаний в эмоциях и ощущениях на эти притяжения и отталкивания.

Любовь и ненависть, надежда и страх, горе и радость — все они питаются из этого одного источника.

Мы симпатизируем, любим, приглашаем, надеемся, радуемся тому, что наша природа, первая привычка нашего существа, или же сформированная (часто превратно) привычка, вторая природа нашего существа, представляет уму как приятное, приям. Мы ненавидим, нам не нравится, мы боимся, мы чувствуем отвращение или горе от того, что оно представляет нам как неприятное, априям.

Эта привычка эмоциональной природы становится на пути интеллектуальной воли и часто превращает её в беспомощную рабыню эмоционального существа. Или же, по крайней мере, мешает ей свободно судить и управлять природой.

Это искажение необходимо исправить. Избавляясь от желания в психической Пране и её вмешательства в эмоциональный ум, мы облегчаем такое исправление.

Потому что тогда привязанность, которая — крепкие узы для сердца, отпадает от сердечный струн. Непроизвольная привычка рага-двеши остаётся, но она будет уже не такой упрямой из-за привязанности, и с ней будет гораздо легче справиться при помощи воли и интеллекта. Беспокойное сердце будет покорено и избавлено от привычки притяжения и отталкивания.

 

4-06-08. Правда, можно подумать, что если это будет сделано по отношению к желанию, то это станет смертью эмоционального существа.

Правда, можно подумать, что если это будет сделано по отношению к желанию, то это станет смертью эмоционального существа. Собственно, так оно и будет, если искажение будет убрано, но не заменено правильным действием эмоционального ума. В этом случае, ум перейдет в нейтральное состояние пустого безразличия или в озарённое состояние мирной безучастности без каких-либо волнений или волн эмоций.

Первой состояние нам совершенно не желательно. Второе может быть совершенством дисциплины квиетизма. Однако, в интегральном совершенстве, которое не отвергает любовь, и не избегает различных движений восторга, это допустимо только как некая стадия, которую нужно преодолеть, как некая предварительная пассивность, которая допускается как первоначальная основа для правильного действия.

Притяжение и отталкивание, симпатия и антипатия — это необходимый механизм для нормального человека. Они формируют первый принцип естественного инстинктивного выбора среди тысячи привлекательных и грозных, полезных и опасных влияний мира вокруг него.

Буддхи начинает работать с этим материалом и старается подправлять естественные и инстинктивные движения более мудрым, обоснованным и волевым выбором. Потому что очевидно, что приятное — не всегда правильный выбор, цель которую стоит предпочесть другим и выбрать. Точно так же и неприятное — не всегда неправильный выбор и та цель, от которой стоит отшатнуться и отвергнуть.

Нужно различать — приятное и хорошее, прияс и априяс, и выбирать должно правильное рассуждение, а не каприз эмоций. Однако рассуждение сможет делать этот выбор гораздо лучше, если не будет эмоциональных внушений и сердце будет отдыхать в озарённой пассивности.

Тогда и правильная деятельность сердца может быть вынесена для поверхностных вещей. Потому что тогда мы обнаружим, что позади этой, захватываемой эмоциями души желаний всё время ожидала душа любви, светлой радости и восторга, чистое психическое, которое было затемнено искажениями гнева, страха, ненависти, отвращения и не могло обнимать мир беспристрастной любовью и радостью.

А очищенное сердце — избавилось от гнева, избавилось от страха, избавилось от ненависти, избавилось от всякого зажатия и отвращения. В нём — всеобщая любовь, оно может воспринимать с безмятежной нежностью и ясностью самые разные вида восторга из тех, что Бог посылает в мир.

И такое сердце — не безвольный раб любви и восторга. Оно не желает, оно не пытается навязать себя как господина действий. Процесс выбора, который необходим для действия, принципиально оставлен для Буддхи. И когда будет превзойдён и Буддхи, то для духа в супраментальной воле, знании и Ананде.

 

4-06-09. Воспринимающий чувственный ум это нервная ментальная основа для привязанностей.

Воспринимающий чувственный ум это нервная ментальная основа для привязанностей. Он ментально воспринимает воздействия и даёт им отклик ментального удовольствия или боли, что и служит стартовой точкой двойственности эмоциональной симпатии и антипатии.

У всех эмоций сердца есть соответствующий нервно-ментальный аккомпанемент, и мы часто обнаруживаем, что когда сердце становится свободным от всякого стремления к двойственностям, в нём всё еще сохраняется корень беспокойства нервного ума. Или же память в физическом уме, которая постепенно сходит на нет до чисто физического характера и всё больше и больше отвергается волей в Буддхи.

В конце концов оно становится просто внушением извне, на которое нервные струны ума всё ещё время от времени отзываются, пока окончательная чистота не освободит их в ту сияющую всеобщность восторга, которая уже завладела чистым сердцем.

Активный динамичный ум импульса это низший орган или канал ответного действия. Его искажение — это подчинение внушению нечистой эмоциональной и чувственной ментальности и желанию Праны и импульсам к действию, продиктованными горем, страхом, ненавистью, желанием, вожделением, страстным стремлением и прочим беспокойным выводком.

Его правильная форма действия — это чистая динамическое действия силы, смелости, энергии темперамента, которое действует не для себя или подчиняясь низшим элементам, а как беспристрастный канал для указаний чистого интеллекта и воли или же супраментального Пуруши.

Когда мы избавимся от этих искажений и очистим ментальность для более истинных форм действия, низшая ментальность очистится и будет готова для совершенства.

Но такое совершенство уже будет зависеть от обладанием очищенного и озарённого Буддхи. Потому что Буддхи — это главная способность в ментальном существе и главный ментальный инструмент Пуруши.

 

 

 

2022 июль 10 вс — 2022 июль 24 вс