-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-07

Очищение — Интеллект и Воля

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 663-673)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава VII. Очищение — Интеллект и Воля

4-07-01. Чтобы очистить Буддхи, нам нужно вначале разобраться в его довольно сложном устройстве.

4-07-02. В действительности, Манас — это развитие внешней Читы.

4-07-03. Поэтому Манас в первую очередь — организатор чувственных переживаний.

4-07-04. Этот чувственный ум мысли, который опирается на чувство, память, ассоциации, первичные идеи и вытекающие из них обобщения или вторичные идеи …

4-07-05. Но что такое — это Буддхи?

4-07-06. Но такое понимание, обладание, власть над Природой — не полны.

4-07-07. Таким образом, чтобы прийти к целостной истине о нашем внутреннем "я", о Духе, к знанию, величию, блаженству нашего свободного и полного существа, необходимо …

4-07-08. Однако, хотя мы и считаем, что обладание существованием, сознанием, восторгом, силой Внутреннего "Я" это условие совершенства, …

4-07-09. Движение Буддхи, направленное на то, чтобы превзойти пределы чувственного ума — это усилие, которое уже наполовину реализовано в рамках эволюции человека.

4-07-10. Но это ещё очень незавершённое движение. Мы обнаруживаем, что оно развивается к большей полноте по мере того, как мы подходим к двум видам совершенства.

4-07-11. Суть Йоги самосовершенства в том, чтобы сделать это двойное движение абсолютным, насколько это возможно.

4-07-11c. сноски: шама, самата, шанти

4-07-12. Буддхи сам обременён смешанным и нечистым действием.

4-07-13. Но у более высокого рассудка самого есть первая стадия динамичной, прагматичной интеллектуальности, …

4-07-14. Третий и самый благородный уровень интеллектуальной воли и рассудка это интеллект, который ищет некую всеобщую реальность или ещё более высокую …

4-07-15. Эти ограничения в основном двух видов.

4-07-16. Поэтому, имея дело с Буддхи, нам нужно или выбрать один из этих вариантов, или же решиться на более редко встречающееся приключение подъёма души …

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава VII. Очищение — Интеллект и Воля

4-07-01. Чтобы очистить Буддхи, нам нужно вначале разобраться в его довольно сложном устройстве.

Чтобы очистить Буддхи, нам нужно вначале разобраться в его довольно сложном устройстве.

И первое, что нам нужно — провести чёткое различие, игнорируемое в обычной речи, между манасом, умом, и буддхи, различающим интеллектом и просветлённой волей.

Манас — это чувственный ум.

Изначальная ментальность человека вовсе не то, с чем имеет дело разум и воля. Изначальная ментальность это животная, физическая или чувственная ментальность, которая собирает весь своё опыт из впечатлений, производимых на неё внешним миром и её собственным воплощённым сознанием, которое отвечает на внешние стимулы переживаний такого рода.

Буддхи приходит только как вторичная сила. Это сила, которая в процессе эволюции заняла первое место, но всё ещё зависит от более низших инструментов, которыми она пользуется.

В своей работе Буддхи зависит от чувственного ума и делает всё, что он может, на своём более высоком уровне, путём трудного и часто спотыкающегося расширения знания и действия из физической или чувственной основы.

Обычный тип человеческого ума — это наполовину освещённая физическая или чувственная ментальность.

 

4-07-02. В действительности, Манас — это развитие внешней Читы.

В действительности, Манас — это развитие внешней Читы. Это первоначальная организация грубого материала сознания, возбуждаемого и поднимаемого внешними контактами, бахья-спарша.

С физической точки зрения, мы — это душа, дремлющая в материи, которая в своём развитии подошла к частичному бодрствованию живого тела, пронизанного грубой тканью внешнего сознания, более или менее живой и восприимчивой к поверхностным влияниям внешнего мира, в котором мы развиваем наше сознательное существо.

В животном эта материя сознания, направленного на внешний мир, организует себя в хорошо организованное ментальное чувство или орган воспринимающего и действующего ума.

Чувство, это в действительности, ментальный контакт воплощённого сознания со своим окружением. Этот контакт всегда по своей сути — ментальное явление.

Но на самом деле он в основном зависит от развития определённых физических органов, которые контактируют с объектами и с их свойствами, образам которых он может  привычным образом давать их ментальные смыслы.

У того, что мы называем физическими чувствами есть двойной элемент, физико-нервное впечатление от объекта и ментально-нервное значение, которое мы придаём ему. И эти два элемента вместе и составляют наше видение, слух, обоняние, вкус, касание со всем их разнообразием ощущений, отправной точкой или первым передающим посредником, они и являются, главным образом — осязание.

Однако, Манас способен воспринимать чувственные впечатления и извлекать из них результаты при помощи прямой передачи, не зависящей от физического органа.

Это более отчётливо проявляется в низшей части творения.

Человек, хотя и обладает гораздо большими возможностями для такого прямого чувства, шестого чувства в уме, позволил ему отступить в бездействие из-за того, что он исключительно полагается на физические чувства, дополненные работой Буддхи.

 

4-07-03. Поэтому Манас в первую очередь — организатор чувственных переживаний.

Поэтому Манас в первую очередь — организатор чувственных переживаний. Кроме того, он ещё организует естественные реакции воли в воплощённом сознании и использует тело как инструмент, использует, как это обычно говорят, органы действия.

В этом природном действии так же есть двойной элемент, физико-нервный импульс и, за ним, ментально-нервная величина энергии инстинктивного волевого импульса. Это выстраивает связь первичных восприятий и действий, общую для всякой развивающейся животной жизни.

Но в дополнении к этому в Манасе или чувственном уме есть первый, вытекающий из них, элемент мысли, который сопровождает действия животной жизни.

Точно так же, как у живого тела есть определённое, пронизывающее всё и обладающее им действие сознания, читты, которая обретает форму в этом чувственном уме, так и у самого чувственного ума есть определённая пронизывающая и обладающая сила, которая в уме использует чувственные данные, превращает их в восприятия и первичные идеи, ассоциирует одни переживания с другими, и тем или иным способом думает, чувствует и проявляет волю на основе чувства.

 

4-07-04. Этот чувственный ум мысли, который опирается на чувство, память, ассоциации, первичные идеи и вытекающие из них обобщения или вторичные идеи …

Этот чувственный ум мысли, который опирается на чувство, память, ассоциации, первичные идеи и вытекающие из них обобщения или вторичные идеи, свойственен всякой развитой животной жизни и ментальности.

Человек действительно дал этому уму невероятное по своему размаху и сложности развитие, невозможное для животного, но всё же, если бы он остановился на этом уме, он остался бы только более высоко развитым животным.

Человек выходит за пределы животного диапазона и уровня, потому что он способен высвободить и отделить, в той или иной степени, действие своей мысли от чувственной ментальности, он способен отойти назад от неё, посмотреть на её данные и действовать с более высокой позиции благодаря отделённому и частично освободившемуся интеллекту.

Интеллект и воля животного вовлечены в чувственный ум и поэтому полностью управляются им и уносятся его потоком ощущений, чувственных восприятий, импульсов. Это происходит на уровне инстинкта.

Человек способен пользоваться разумом и волей, само-наблюдением, размышлением, и наблюдающим за всем, разумно желающим умом, который уже не вовлечён в чувственный ум, а действует над ним и позади него по собственному праву, с определённой степенью отделённости и свободы.

Человек способен рефлексировать, у него есть некая относительная свобода интеллектуальной воли. Он освободил в себе Буддхи и выделил его в отдельную способность.

 

4-07-05. Но что такое — это Буддхи?

Но что такое — это Буддхи? С точки зрения йогического знания мы можем сказать, что это тот инструмент души, внутреннего сознательного существа в природе, Пуруши, при помощи которого она приходит к некоторому виду сознательного и упорядоченного обладания как собой, так и своим окружением.

За каждым действием Читы и Манаса стоит эта душа, стоит этот Пуруша. Но в низших формах жизни она в основном подсознательна, дремлет, или в полупробуждённом состоянии, она вовлечена в механическое действие Природы. Но она становится всё более и более пробуждённой и всё больше и больше выходит вперёд, по мере того, как она поднимается по лестнице уровней жизни.

Благодаря активности Буддхи она начинает процесс внутреннего пробуждения. В низших действиях ума душа скорее страдает от Природы, чем обладает ей. Потому что она там полностью рабыня механизма, который привёл её к осознанному воплощённому переживанию.

Однако, в Буддхи мы добираемся то чего-то, всё ещё инструментария природы, с помощью которого Природа, кажется, помогает и вооружает Пурушу, чтобы понимать, обладать и властвовать над ней, над Природой.

 

4-07-06. Но такое понимание, обладание, власть над Природой — не полны.

Но такое понимание, обладание, власть над Природой — не полны. Либо потому, что Буддхи в нас сам по себе ещё не полон, он лишь наполовину развит, наполовину сформировался, либо потому, что чисто по своей природе он — промежуточный инструмент. И прежде, чем мы сможем получить полное знание и полную власть, нам нужно подняться к чему-то большему, чем Буддхи.

И тем не менее, это движение, благодаря которому мы приходим к знанию того, что внутри нас есть сила, которая больше, чем эта животная жизнь, внутри нас есть истина, более высокая, чем первые истины или проявления, получаемые от чувственного ума.

И можем попытаться добраться до этой истины и стремиться к большей и более успешной силе действия и управления, к более действенному управлению как нашей собственной природой, так и к природе вещей вокруг нас.

Мы можем попытаться добраться к более высокому знанию, к ещё более высокой силе, к ещё более высокому и широкому наслаждению, к более возвышенному диапазону существования.

И что будет конечной целью этого направления? Очевидно, что Пуруше нужно подойти к самой высокой и самой полной истине себя и всего, к самой великой истине души или внутреннего "я", к самой большой истине Природы. А также к действию и состоянию существования, которые будут результатом этой Истины, или тождественны ей. К силе этого величайшего знания и к наслаждению этим величайшим существованием и сознанием, которым оно открывается. Это должно быть конечным результатом эволюции сознательного существа в Природе.

 

4-07-07. Таким образом, чтобы прийти к целостной истине о нашем внутреннем "я", о Духе, к знанию, величию, блаженству нашего свободного и полного существа, необходимо …

Таким образом, чтобы прийти к целостной истине о нашем внутреннем "я", о Духе, к знанию, величию, блаженству нашего свободного и полного существа, необходимо сделать целью очищение, освобождение и совершенство Буддхи.

Однако, есть распространенная идея, что это означает не то, что Пурушей полностью владеет Природой, а отказ от Природы. Идея что мы должны добраться до внутреннего "я" через устранение действия Пракрити.

Поскольку Буддхи, придя к знанию, что чувственный ум даёт нам только видимости, в которой душа подчинена Природы, открывает более реальные истины позади этих видимостей, душа должна прийти к знанию, что Буддхи тоже, когда он обращён к Природе, может дать нам только видимости и расширить это подчинение. И она должна открыть за ними чистую истину Высшего "Я".

Высшее "Я" — это что-то совершенно другое, чем Природа, и Буддхи должен очистить себя от привязанности к вещам и событиям природы, от озабоченности ими. Только тогда он сможет различить и отделить от них чистое Высшее "Я" и Дух.

Знание чистого Высшего "Я" и Духа — это единственное настоящее знание. Ананда чистого Высшего "Я" и Духа — единственное духовное наслаждение. Сознание и существование чистого Высшего "Я" и Духа — единственное настоящее сознание и существование.

Действие и воля должны уйти, потому что всякое действие — это часть Природы. Воля быть чистым Высшим "Я" и Духом означает угасание всякой воли к действию.

 

4-07-08. Однако, хотя мы и считаем, что обладание существованием, сознанием, восторгом, силой Внутреннего "Я" это условие совершенства, …

Однако, хотя мы и считаем, что обладание существованием, сознанием, восторгом, силой Внутреннего "Я" это условие совершенства, — потому что только через знание, обладание и жизнь в истине своего "я" душа может стать свободной и совершенной, — мы считаем, что Природа это вечное действие и проявление Духа.

Что Природа — это не дьявольская западня, не набор обманчивых проявлений, созданных желанием, чувством, жизнью, ментальной волей и интеллектом, а это явления, которые служат намёками и указаниями. И позади всех них есть истина Духа, которая превышает их и пользуется ими.

Мы считаем, что должен быть некий врождённый духовный гнозис и воля, благодаря которым тайный Дух во всём знает свою истину, намерения, проявления и управляет своим собственным существованием в Природе. Прийти к этому, вступить с этим во взаимодействие или участвовать в этом — должно стать частью нашего совершенства.

Цель очищения Буддхи — прийти к обладанию нашей собственной истиной самосуществования, а также — обладание высшей истиной нашего существования в Природе.

Для этой цели мы должны вначале очистить Буддхи от всего, что заставляет его подчиняться чувственному уму. И когда это будет сделано, очистить его от собственных ограничений и преобразовать низший ментальный интеллект и волю в более великое действие духовной воли и знания.

 

4-07-09. Движение Буддхи, направленное на то, чтобы превзойти пределы чувственного ума — это усилие, которое уже наполовину реализовано в рамках эволюции человека.

Движение Буддхи, направленное на то, чтобы превзойти пределы чувственного ума — это усилие, которое уже наполовину реализовано в рамках эволюции человека. Это часть общего действия Природы в человеке.

Первоначальное действие мыслящего ума, интеллекта и воли в человеке — это субъективное действие. Оно принимает свидетельства чувств, команды жизненных влечений, инстинктов, желаний, эмоций, импульсы динамического чувственного ума и лишь старается придать им более упорядоченное направление и направить их к успешному завершению.

Но человек, у которого разум и воля направляются и подчинены низшему уму, это низший тип человеческой природы, и та часть нашего сознательного существа, которая соглашается на такое подчинение — это низшая часть нашего человеческого сознания.

Более высокое действие Буддхи состоит в том, чтобы превзойти низший ум и управлять им. И при этом не избавиться от него, а поднять все действия, первым намёком на которые он является, на более благородный план воли и интеллекта.

Впечатления от чувственного ума используются мыслью, которая превосходит их, и приходит к истинам, которых чувственный ум не даёт — к мыслям-идеям, к истинам философии и науки. Думающий, открывающий новое, философский ум превосходит начальный ум чувственных впечатлений, исправляет его, влияет на него.

Импульсивная, реагирующая чувственная ментальность, жизненные стремления и ум эмоционального желания подхватываются интеллектуальной волей, преодолеваются, исправляются и направляются более великим этическим умом, который открывает и устанавливает над ними закон правильного импульса, правильного желания, правильной эмоции и правильного действия.

Воспринимающая, грубо наслаждающаяся чувственная ментальность, эмоциональный ум и жизненный ум подхватываются интеллектом и преодолеваются, исправляются и направляются более глубоким и более счастливым эстетическим умом, который открывает и устанавливает над ними закон истинного наслаждения и красоты.

Все эти новые формации используются общей Силой интеллектуального, думающего и волевого человека в душе для управления интеллектом, воображением, суждением, памятью, волей, различающим разумом и идеальным чувством. Эта Сила использует их для знания, саморазвития, получения опыта, открытия, творения, реализации замыслов и она стремится, борется, идёт к внутренним достижениям, прилагает усилия чтобы сделать жизнь души в Природе более высокой.

Примитивная душа желаний больше не управляет существом. Это всё ещё душа желаний, но она подавляется и направляется более высокой силой, чем-то, что проявило в себе божества Истины, Воли, Добра, Красоты и старается им подчинить жизнь.

Грубая душа желаний и ум стараются преобразовать себя в душу и ум идеала, и та степень, в которой некоторый эффект и гармония этого более великого сознательного существа удаётся найти и возвести на престол, это и есть мера нашей возрастающей человечности.

 

4-07-10. Но это ещё очень незавершённое движение. Мы обнаруживаем, что оно развивается к большей полноте по мере того, как мы подходим к двум видам совершенства.

Но это ещё очень незавершённое движение. Мы обнаруживаем, что оно развивается к большей полноте по мере того, как мы подходим к двум видам совершенства.

Во-первых, всё большая и большая отстранённость от влияния низших внушений. Во-вторых, растущее открытие само-существующего Бытия, Света, Силы и Ананды, которые превосходят обычную природу человека и преобразуют её.

Этический ум становится совершенней по мере того, как он отделяет себя от желания, от внушений чувств, от чувственных импульсов, привычно диктуемых действий и открывает внутреннее "я" Справедливости, Любви, Силы и Чистоты, в которых он может жить совершенным образом и сделать их основанием для всех своих действий.

Эстетический ум становится совершенней по мере того, как он отделяет себя от всех своих более грубых удовольствий и от внешних условных канонов эстетического разума и открывает само-существующее внутреннее "я" и дух чистой и бесконечной Красоты и Восторга, которая даёт свой собственный свет и радость для материала эстетики.

Ум знания становится совершенней, когда он отдаляется от впечатлений, догм и мнений и открывает свет самопознания и интуиции, который озаряет всю работу чувств и рассудка, весь опыт о самом себе и опыт о мире.

Воля становится совершенней, когда она уходит от своих импульсов и привычных путей действия, становится позади них, и открывает внутреннюю силу Духа, который является источником интуитивного и озарённого действия и изначального гармоничного творения.

Движение совершенства направлено прочь от всякого господства низшей природы, в сторону чистого и могучего отражения существования, силы, знания и восторга Духа и Высшего "Я" в Буддхи.

 

4-07-11. Суть Йоги самосовершенства в том, чтобы сделать это двойное движение абсолютным, насколько это возможно.

Суть Йоги самосовершенства в том, чтобы сделать это двойное движение абсолютным, насколько это возможно.

Всякое вторжение желания в Буддхи — это нечистота.

Интеллект, окрашенный желанием — это нечистый интеллект и он искажает Истину. Воля, окрашенная желанием — это нечистая воля и она оставляет печать искажения, боли и несовершенства на деятельности души.

Всякое вторжение эмоций души желания — это нечистота и она похожим образом искажает как знание, так и действие.

Всякое подчинение Буддхи ощущениям и импульсам — это нечистота. Мысль и воля должны стоять в стороне, отделёнными от желания, беспокоящих эмоций, отвлекающих и подчиняющих импульсов и действовать в своей собственной правоте, пока они не смогут открыть более великое руководство, Волю, Тапас или божественную Шакти, которое займёт место желания, место ментальной воли и импульса, пока они не смогут открыть Ананду или чистый восторг духа и озарённое духовное знание, которое будет выражать себя в действии этой Шакти.

Такая полная отделённость, невозможная без внутреннего самоуправления, ровности, спокойствия, шама1), самата2), шанти3), это самый надёжный шаг к очищению Буддхи. Только спокойный, уравновешенный и отстранённый ум может отражать покой или основу действия освобождённого духа.

 

4-07-11c. сноски: шама, самата, шанти

1) шама (shama) - спокойствие, покой, молчание; отдых, неподвижность, пассивность; «божественный покой и вечное, неподвижное отдохновение», которое замещает тамас при освобождении (мукти) природы от тригуны низшей пракрити, «божественная тишина, которая и не инерция, и не неспособность к действию, но совершенная сила, шакти, владеющая в самой себе всей своей способностью и способная управлять и подчинить закону спокойствия даже самую поражающую воображение  и огромную деятельность».

2) самата (samata) - ровность, невозмутимость, «способность воспринимать со спокойным и равным умом все нападки и явления внешнего мира», (см. Сапта Чатустайя).

3) шанти (shanti) - покой, тишина; (см. Сапта Чатустайя). второй элемент самата/шанти чатустайи, состоящий из «широкой пассивной тишины», основанной на удасинате или на «широком радостном молчании», опирающемся на нати; это элемент Махешвари бхавы.

Прим. из Глоссария.

 

4-07-12. Буддхи сам обременён смешанным и нечистым действием.

Буддхи сам обременён смешанным и нечистым действием. Если мы сведём его к его собственным правильным формам, то обнаружим, что у него есть три стадии или этапа подъёма его работы.

Во-первых, его самая низшая основа — это привычное, обычное действие, которое является связью между более высоким рассуждением и чувственным умом, это своего рода текущее понимание.

Такое понимание само по себе зависит от свидетельства чувств и управления действием, которое имеет своей причиной восприятие жизни чувственным умом и отношение к ней. Это понимание само по себе не способно формировать чистую мысль и волю, но оно берёт работу более высокого рассуждения и превращает его в звонкую монету мнения и привычного стандарта мысли, или общепринятого образа действия.

Если мы проведём некий вид практического анализа мыслящего ума, отделим от него этот элемент и попридержим более высокий, свободный, наблюдающий и безмолвный рассудок, то мы обнаружим, что текущее понимание начинает бежать практически по бесполезному кругу, повторяя все свои уже сформированные мнения и отклики на впечатления о вещах, и не способно ни на какую существенную подстройку и появление чего-то нового.

Поскольку этот ум всё больше и больше ощущает отзыв санкции от более высокого рассудка, он начинает терпеть неудачу, терять уверенность в себе, в своих формах и привычках, искажать интеллектуальное действие и сваливаться в слабость и молчание.

Остановка этого текущего, бегущего, кружащего, повторяющегося ума мысли — это главная часть того молчания мысли, которое — одна из самых действенных дисциплин Йоги.

 

4-07-13. Но у более высокого рассудка самого есть первая стадия динамичной, прагматичной интеллектуальности, …

Но у более высокого рассудка самого есть первая стадия динамичной, прагматичной интеллектуальности, в которой творение, действие и воля — это реальные мотивы, а мысль и знание заняты формированием основных конструкций и утверждений, которые используются главным образом для воплощения чего-то в жизнь.

Для этого прагматического рассудка истина — это только формация интеллекта, эффективная для действия внутренней и внешней жизни.

Если мы отделим его от ещё более высокого рассудка, который занят безличными поисками чтобы отразить Истину, а не чтобы создавать истины, которые действенны только для конкретной личности, мы обнаружим, что этот прагматический рассудок может порождать, развивать, расширять переживание при помощи динамического знания, но он вынужден зависеть от текущего понимания, как от некоего пьедестала и основы и опираться всей своей тяжестью на жизнь и становление.

Следовательно, этот вид рассудка сам по себе — ум Воли к жизни и действию, и гораздо больше ум Воли, чем ум знания. Он живёт не в какой-то гарантированной, постоянной, вечной Истине, а в развивающихся и изменяющихся аспектах Истины, которые служат изменчивым формам нашей жизни и становления, или же, в лучшем случае, помогают жизни расти и развиваться.

Сам по себе этот прагматичный ум не может дать нам ни прочного основания, ни конкретной цели. Он живёт в истине текущего часа, а не в какой-либо истине вечности.

Но если его очистить от зависимости от привычного понимания, он будет великим творцом и в сочетании с высшим ментальным рассудком он становится могучим каналом и смелым слугой для реализации Истины в жизни.

Ценность его работы будет зависеть от ценности и силы высшего, ищущего истину рассудка. Но сам по себе это игрушка Времени и связанный раб Жизни.

Искатель Безмолвия должен отбросить его прочь от себя. Искатель интегральной Божественности должен превзойти его, заменить и переделать этот мыслящий ум, устремлённый к Жизни более великой, более действенной духовной Волей, Волей-Истиной духа.

 

4-07-14. Третий и самый благородный уровень интеллектуальной воли и рассудка это интеллект, который ищет некую всеобщую реальность или ещё более высокую …

Третий и самый благородный уровень интеллектуальной воли и рассудка это интеллект, который ищет некую всеобщую реальность или ещё более высокую, самосуществующую Истину ради неё самой и стремится жить в этой Истине.

Это в первую очередь ум знания, и только потом — ум Воли.

Из-за своей чрезмерной склонности к знанию он часто бывает не способен к Воле, за исключением единственной воли знать. Что касается действия, он зависит от помощи прагматического ума и поэтому человек, склонный к действию, склонен отходить от чистоты Истины, которая есть в его наивысшем знании, и попадать в смешанную, низшую, непостоянную и нечистую реализацию Истины. 

Отсутствие паритета, даже если оно не является противоречием, между знанием и волей это один из принципиальных недостатков Буддхи у человека. Но есть и другие менее явные ограничения, которые присущи всему человеческому мышлению.

Этот высший Буддхи не действует в человеке в своей чистоте. Его атакуют дефекты низшей ментальности, он постоянно затемняется им, искажается, отгораживается, мешает или замедляется в своём действии.

Очищенный так, как только можно, от этой привычки к ментальной деградации, человеческий Буддхи по прежнему будет силой, которая ищет Истину, но никогда не обладает этой Истиной полностью или напрямую. Он может только отражать истину духа и стараться сделать её своей, придавая ей ограниченную ментальную ценность и отдельное ментальное тело.

Он также не может отразить эту Истину целостно, а ухватывает или всю неопределённую целостность, или же сумму ограниченных частностей.

Во-первых, он хватается за то или иное частное отражение и подчиняясь привычке обычного ума превращает это частичное отражение в устойчивое, заключающее вас в тюрьму мнение. Всякую новую истину от судит с той точки зрения, которую он уже сформировал и поэтому придаёт этой точке зрения оттенок ограничивающего предрассудка.

Если данный уровень Буддхи освободить, насколько это возможно, от привычки ограничивающего мнения, то можно увидеть, что он подчинён ещё одному недугу — требованию прагматического ума о немедленном осуществлении, которое не даёт времени перейти к более широкой истине, но укрепляет его в найденной им истине силой эффективной реализации в том, о чём он уже составил мнение, что узнал, что прожил.

Освобождённый от этих оков, Буддхи сможет стать чистым и гибким инструментом, отражающим Истину, добавляя свет к свету, переходя от одной реализации к другой. И тогда его будут сдерживать только свои собственные внутренние ограничения.

 

4-07-15. Эти ограничения в основном двух видов.

Эти ограничения в основном двух видов.

Первое — его реализации — это только ментальные реализации. Чтобы подойти к Истине, нам нужно выйти за пределы ментального Буддхи.

И ещё — природа ума не позволяет ему делать эффективное объединение тех истин, которые он уловил. Он может только поставить их рядом друг с другом и увидеть их отличия или сделать некую частичную, действующую и практичную комбинацию из этих истин.

Но в конце концов он находит, что аспекты Истины — бесконечны, и что ни одна из её интеллектуальных форм не достоверна, потому что дух — бесконечен и в духе всё истинно, ничто в уме не может дать всей истины духа.

И тогда Буддхи или становится чистым зеркалом множества отражений, отражая всякую истину, которая попадает к нему, но он будет неэффективен, и когда он обратится к действию, он или будет не способен принять решения, или станет хаотичным.

Или же он должен сделать выбор и действовать так, как если бы нечто частичное было бы всей истиной, хотя он знает, что это не так. И тогда он действует в беспомощном ограничении Невежества, хотя он может владеть Истиной намного большей, чем его действие.

С другой стороны, он может отвернуться от жизни и мысли и искать как превзойти себя и перейти в Истину за пределом этого.

Он может сделать это, ухватившись за какой-либо из аспектов, какой-либо принцип, какой-либо символ или указание на реальность и довести это до его абсолюта, все-поглощающего, все-исключающего предела реализации, или ухватиться и реализовать какую-либо идею неопределённого Существования, или Не-Существования, от которого всякая мысль и жизнь прекращаются.

И тогда Буддхи бросает себя в некий озарённый сон и душа уходит в некую невыразимую высоту духовного существования.

 

4-07-16. Поэтому, имея дело с Буддхи, нам нужно или выбрать один из этих вариантов, или же решиться на более редко встречающееся приключение подъёма души …

Поэтому, имея дело с Буддхи, нам нужно или выбрать один из этих вариантов, или же решиться на более редко встречающееся приключение подъёма души от ментального существования в духовный гнозис, чтобы увидеть — что мы можем найти в самом ядре этого высшего света и силы.

В этом гнозисе есть солнце божественного Знания-Воли, пылающее в небесах высшего сознательного Существования, и для которого ментальный интеллект и воля — это только некий фокус рассеянных и отклонённых лучей и отражений.

Он обладает божественным единством и всё же, или скорее именно поэтому, может управлять множественностью и разнообразием: какой бы отбор, само-ограничение, комбинацию он бы не делал, это не навязывается ему Невежеством, но само-развивается силой обладающего самим собой божественного Знания.

Если душа достигла гнозиса, то гнозис можно обратить на всю природу, чтобы обожествить человеческое существо.

В гнозис невозможно взять и подняться сразу. Если бы это можно было сделать, это бы означало внезапный и опасный перескок, прорыв или проскальзывание через врата Солнца, сурьясья двара, без какой-либо возможности вернуться назад.

Нам нужно сформировать в качестве связи или моста интуитивный или озарённый ум, который не является непосредственно гнозисом, но в котором сможет сформироваться первое производное тело гнозиса.

Такой озарённый ум будет поначалу смешанной силой, которую нам придётся очищать от всех её ментальных зависимостей и ментальных форм, чтобы преобразовать всякое желание и мышление в мысль-озарение и видящую истину волю, при помощи озарённого различения, интуиции, вдохновения, откровения. 

И тогда это станет окончательным очищением интеллекта и подготовкой к сиддхи гнозиса.

 

 

2022 июль 24 вс — 2022 авг 23 вт