-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-09

Освобождение Природы

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 682-690)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава IX. Освобождение Природы

4-09-01. Две стороны нашего существа определяют при своей встрече все особенности нашего внутреннего состояния и его отклики.

4-09-02. Природа, поскольку она это сила духа, в своём действии существенно опирается на качества.

4-09-02c. сноски

4-09-03. Весь характер действия и переживания в нас определяется преобладанием и пропорциональным взаимодействием этих трёх качеств или видов действия Природы.

4-09-04. Гуны влияют на каждую часть нашего природного существа.

4-09-05. Но для каждой части нашей сложной системы сознания это только преобладающие силы.

4-09-06. Но богатство жизни, даже саттвическая гармония ума и природы не являются духовным совершенством.

4-09-07. Такое превосхождение обычно делается через отход от действия низшей природы.

4-09-08. Обычно считают, что это невозможно, потому что всякое действие происходит из низших гун, обязательно будет ущербным …

4-09-08c. сноски: пракаша, джиоти

4-09-09. Когда приходит такое освобождение, это также и освобождение всего духовного смысла двойственностей Природы.

4-09-10. Но такое отвержение — не последнее слово освобождения.

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава IX. Освобождение Природы

4-09-01. Две стороны нашего существа определяют при своей встрече все особенности нашего внутреннего состояния и его отклики.

Две стороны нашего существа — сознательная, получающая переживания душа и исполнительная Природа, непрерывно и разнообразно предлагающая душе свои переживания — определяют при своей встрече все особенности нашего внутреннего состояния и его отклики.

Природа придаёт характер событиям и формы инструментов переживания, душа встречает их согласием на естественные предопределённости отклика на эти события или, благодаря воле, на другие установки, которые она навязывает природе.

Принятие инструментального эго-сознания и воли-к-желанию — это первоначальное согласие внутреннего "я" на падение в низшие уровни переживания, в которых оно забывает свою божественную природу существования.

Отказ от этого, возвращение к свободному внутреннему "я" и воле божественного восторга в существе — это освобождение духа.

Но на другой стороне стоят вклады самой Природы в тот смешанный клубок, который она навязывает на переживание душой своих дел и которые возникли когда это первое начальное согласие было дано и стало законом для всех внешних действий.

Существенных вкладов Природы — два: гуны и двойственности. То низшее действие Природы, в котором мы живём обладает определёнными существенными качественными формами, гунами, которые и составляют всю основу его низшего состояния.

Постоянное действие этих гун на душу в её естественных способностях ума, жизни и тела образует противоречивое и разделённое переживание, борьбу противоположностей, двандв, движение во всяком её переживание и колебание между постоянными парами противоположностей, или в их смеси, между комбинациями позитивного и негативного, между двойственностями.

Полное освобождение от эго и воли желания должно принести с собой превосходство над гунами низшей Природы, трайгуньятитья, освобождение от этого смешанного и противоречивого опыта, прекращение или разрешение двойственного действия Природы.

Но и с этой стороны также есть два вида свободы. Освобождение от Природы в спокойном блаженстве духа это первая форма освобождения.

Дальнейшее освобождение Природы в божественное качество и духовную силу мира-переживания наполняет высший покой высшим кинетическим блаженством знания, силы, радости и владения. Божественное единство высшего духа и его высшей природы — это интегральное освобождение.

 

4-09-02. Природа, поскольку она это сила духа, в своём действии существенно опирается на качества.

Природа, поскольку она это сила духа, в своём действии существенно опирается на качества.

Практически можно сказать, что Природа это только сила в существовании и развитие в действии бесконечных качеств духа, анантагуна1). Всё остальное принадлежит ей внешним и более механичным аспектам. Но эта игра качеств — существенная веешь, всё остальное результат и механическая комбинация.

Как только мы наладим работу основной силы и качества, всё остальное станет предметом контроля получающего опыт Пуруши.

Но в низшей природе вещей игра бесконечного качества подчинена ограниченным меркам, разделённой и конфликтующей работе, системе противоположностей и разногласий для которых нужно найти некоторую практическую подвижную систему соглашений, конфликтующих качеств, несопоставимых сил и способов переживания, вынужденных прийти к какому-то вполне управляемому, частичному, по большей части шаткому соглашению.

Прийти к неустойчивому, изменчивому равновесию, которое управляется фундаментальной работой в трёх качественных видах действия, гунах, которые конфликтуют и комбинируются между собой во всём её творении.

Этим трём видам действия в системе Санкхья, которая обычно принимается для этой цели всеми школами философской мысли и Йоги в Индии, были даны три имени — саттва, раджас и тамас2).

Тамас это принцип и сила инерции. Раджас это принцип движения, страсти, стремления, борьбы, инициативы (арамбха3)). Саттва это принцип слияния, равновесия и гармонии.

Метафизический смысл этой классификации нам не интересен. Но в своём психологическом и духовном смысле эта классификация имеет огромную практическую важность, потому что эти три принципа входят во всё, комбинируясь между собой, чтобы придать всему поворот активной природы, результата, осуществления.

И их неодинаковая работа в душевном опыте это сила, которая даёт основу нашей активной личности, нашему темпераменту, типу нашей природы и типу психологического отклика на переживание.

 

4-09-02c. сноски

1) анантагуна (anantaguna) - «Бесконечные качества духа», для которых «Природа есть только сила в бытии и развитие в действии»; брахман как «Бесконечное, изобилующее бесчисленными качествами, свойствами, особенностями»; способен на бесконечные качества; то же, что и анантагунамайя.

Прим. из Глоссария.

2)  Эта тема разбиралась в Йоге Работ. Мы напомнили её здесь с точки зрения общего типа природы и полноты освобождения существа. Прим. Шри Ауробиндо.

3) арамбха (arambha) - личное инициирование действия. Прим. из Глоссария.

 

4-09-03. Весь характер действия и переживания в нас определяется преобладанием и пропорциональным взаимодействием этих трёх качеств или видов действия Природы.

Весь характер действия и переживания в нас определяется преобладанием и пропорциональным взаимодействием этих трёх качеств или видов действия Природы.

Душа в своей личности вынуждена как бы бежать по их шаблонам. Сама душа, по большей части, также управляется ими, вместо того, чтобы иметь какой-либо свободный контроль над ними.

Душа может стать свободной только поднявшись выше их и отвергнув мучительную борьбу их неравного действия и их недостаточного согласия и сочетаний и ненадёжной гармонии. Будет ли этот подъём в смысле полного покоя от полуупорядоченного хаоса их действий, или же в смысле превосходства над этим более низким движением природы и более высокое управление или трансформация их работы.

То есть должно произойти или опустошение гун, или превышение гун.

 

4-09-04. Гуны влияют на каждую часть нашего природного существа.

Гуны влияют на каждую часть нашего природного существа. Они действительно обладают самой сильной относительной властью в трёх разных частях нашего существа — в уме, в жизни и в теле.

Тамас, принцип инерции, сильнее всего в материальной природе и в нашем физическом существе. Действие этого принципа двояко — это инерция силы и инерция знания.

Всё, что преимущественно управляется Тамасом, стремится в своей силе к вялому бездействию и неподвижности, или же к механическому действию, которым оно не владеет, но которым овладевают тёмные силы, которые приводят его в механический круговорот энергии.

Аналогично, в своём сознании, Тамас поворачивает к несознанию, или становится окружён подсознанием, или же к неохотному, вялому или какому-то механическому сознательному действию, которое не имеет представления об своей собственной энергии, но направляется идеей, которая кажется внешней для него, или, по крайней мере, скрыта от его активного сознания.

Благодаря этому принципу наше тело по своей природе  инертно, подсознательно, неспособно ни на что, кроме механического и привычного самоуправления и действия.

Хотя оно, как и всё остальное, обладает принципом действия и принципом равновесия своего состояния и действия, неотъемлемым принципом ответа и тайным сознанием, большая часть его раджасических движений обеспечивается силой жизни, а всё открытое сознание — ментальным существом.

Принцип Раджаса сильнее всего держится на витальной природе. Именно Жизнь внутри нас, которая является сильнейшей кинетической движущей силой. Однако, силой жизни в земных существах овладевает сила желания, поэтому Раджас всегда повёрнут к действию и желанию.

Желание это самый сильный человеческий и животный инициатор большинства движений и действия, и он главенствует до такой степени, что многие считают его родителем всех действий и даже источником нашего существования.

Более того, Раджас, обнаружив себя в мире материи, которая начинает с принципа несознания и механически управляемой инерции, должен работать против огромной противодействующей силы.

Поэтому всё его действие приобретает характер усилия, борьбы, осаждённого и затруднённого конфликта за обладание, который на каждом своём шагу терзается ограничивающей неспособностью, разочарованием и страданием.

И даже его победы ненадёжны, ограничены и запятнаны реакцией усилия и послевкусием недостаточности и временности.

У принципа Саттвы самая сильная власть в уме. И не столько в низших частях ума, в которых доминирует раджасическая сила жизни, сколько в интеллекте и в воле рассудка.

Интеллект, рассудок, рациональная воля движутся при помощи природы их главного принципа к постоянному усилию ассимиляции, уподобления — уподобления при помощи знания, уподобления при помощи способности понимающей воли. Они движутся к постоянному усилию к равновесию, некоторой стабильности, управлению, гармонии между конфликтующими элементами естественных событий и переживаний.

Своё удовлетворение они получают разными способами и в разной степени обретения. Достижение уподобления, равновесия и гармонии приносит с собой всегда относительное, но более или менее интенсивное и радующее чувство лёгкости, счастья, власти, надёжности, которые отличаются от беспокойных и страстных удовольствий, ненадёжно даруемых удовлетворением раджасического желания и страсти.

Характеристики этой саттвической Гуны — свет и счастье.

Вся природа воплощённого живущего ментального существа определяется этими тремя гунами.

 

4-09-05. Но для каждой части нашей сложной системы сознания это только преобладающие силы.

Но для каждой части нашей сложной системы сознания это только преобладающие силы. Эти три качества смешиваются, комбинируются и борются во всех фибрах нашего существа и в каждом элементе нашей запутанной психологии.

Они определяют наш ментальных характер, характер нашего рассудка, характер нашей воли, характер нашего морального, эстетического, эмоционального, динамического, чувственного существования.

Тамас приносит во всё невежество, инерцию, слабость, неспособность, которые заставляют страдать нашу природу.

Он приносит затуманенный рассудок, незнание, глупость, привязанность к привычным понятиям и механическим идеям, нежелание думать и знать, ограниченный ум, тупики, бег по кругу ментальных привычек, тёмные и сумеречные места.

Тамас приносит бессильную волю, отсутствие веры и самоуверенность и самоволие, нежелание действовать, уклонение от усилий и устремлений, бедность и малодушие.

А в нашем нравственном и динамическом существе — инертность, трусость, низость, лень, вялое подчинение мелким и неблагородным побуждениям, уступки слабости нашей низшей природе.

Тамас приносит в нашу эмоциональную природу бесчувственность, безразличие, отсутствие сочувствия и открытости, замкнутость души, чёрствое сердце, быстрое истощение привязанности и усталость чувств.

В наше эстетическую и чувственную природу он приносит серость эстетики, ограниченный диапазон нашего отклика, нечувствительность к красоте, всё то, что создаёт в человеке грубый, тяжёлый и вульгарный дух.

Раджас приносит в нашу нормальную активную природу всё её добро и всё её зло. Если он не уравновешивается достаточным количеством Саттвы, то он обращается к эгоизму, своеволию и насилию, к извращённому, упрямому или преувеличенному действию рассудка, к предубеждениям, к привязанности к мнению, к цеплянию за ошибку.

Он обращается к подчинению интеллекта нашим желаниям и предпочтениям, а не истине, к фанатичному или сектантскому уму, к самоволию, к гордыне, к высокомерию, к эгоизму, к честолюбию, к вожделению, к жадности, к жестокости, к ненависти, к ревности.

Он обращается к эгоизму любви, ко всем порокам и страстям, к преувеличениям в эстетике, к болезненности и извращённости чувственного и витального существа.

Тамас сам по себе порождает грубый, тупой и невежественный тип человеческой природы. Раджас порождает яркого, беспокойного, подвижного человека, которым движет дыхание действия, страсти и желания.

Саттва порождает более высокий тип человека.

Дары Саттвы это ум рассуждения и уравновешенности, ясность незаинтересованного, ищущего истину, открытого интеллекта, воля, подчиняющаяся рассудку, или руководимая этическим духом, самоконтроль, ровность, спокойствие, любовь, сочувствие, изысканность, чувство меры, утонченность эстетического и эмоционального ума, деликатность в чувственном существе, простоя восприимчивость, умеренность и уравновешенность, жизненная сила, которая подчиняется и управляется властным интеллектом.

Завершённые типажи саттвического человека — это философ, святой и мудрец. Типажи раджасического человека — это государственный деятель, воин, могучий человек действия.

Но во всех людях, в большей или меньшей степени есть смешение гун, множественная личность и в большинстве случаев смещение и чередование от преобладания одной гуны к другой. Даже в господствующей форме своей природы большинство людей — смешанного типа.

И все эти краски и разнообразие жизни образуют замысловатый узор переплетения гун.

 

4-09-06. Но богатство жизни, даже саттвическая гармония ума и природы не являются духовным совершенством.

Но богатство жизни, даже саттвическая гармония ума и природы не являются духовным совершенством.

Да, есть относительное, возможное совершенство, но это совершенство неполноты, некоторой частичной высоты, силы, красоты, некоторая степень благородства и величия, некоторое навязанное и с трудом поддерживаемое равновесие.

Некая относительная власть есть, но это власть над телом при помощи жизни, или власть над жизнью при помощи ума, а не свободное обладание инструментами при помощи освободившегося и владеющего самим собой духа.

Если мы хотим прийти к духовному совершенству, нужно превзойти гуны.

Очевидно, что нужно превзойти Тамас — инерция, невежество и неспособность не могут быть элементами настоящего совершенства. Однако, в Природе Тамас можно пересилить только силой Раджаса с помощью возрастающей силы Саттвы.

Нужно превзойти Раджас — личное желание и ищущая себя страсть не являются элементами настоящего совершенства. Однако, Раджас можно пересилить только силой Саттвы, озаряющей существо, и силой Тамаса, ограничивающего действие.

Саттва сама не даёт высшего или интегрального совершенства. Саттва это всегда качество ограниченной природы. Саттвическое знание это свет ограниченной ментальности. Саттвическая воля это правление ограниченной интеллектуальной силы.

Более того, Саттва не может действовать сама по себе в Природе, а вынуждена опираться во всех действия на помощь Раджаса. И поэтому даже саттвическое действие всегда подвержено несовершенствам Раджаса.

Эгоизм, растерянность, непоследовательность, односторонний взгляд, ограниченная и преувеличенная воля, преувеличивающая сама себя в интенсивности своих ограничений, преследуют ум и действие даже святого, философа и мудреца.

Также, как существует раджасический или тамасический эгоизм, существует и саттвический эгоизм, а на высоком уровне — эгоизм знания или добродетели. Но какого бы ни был типа эгоизм ума, он не совместим с освобождением.

Необходимо превзойти все три гуны. Саттва может нас привести ближе к Свету, но её ограниченная ясность слетит прочь с нас, когда мы войдём в светящуюся основу божественной Природы.

 

4-09-07. Такое превосхождение обычно делается через отход от действия низшей природы.

Такое превосхождение обычно делается через отход от действия низшей природы. Этот отход тянет за собой подчёркивание тенденции к бездействию.

Саттва, когда хочет усилить себя, стремится избавиться от Раджаса и зовёт на помощь тамасичный принцип бездействия. Это та причина, почему некоторые типы высоко саттвичных людей интенсивно живут во внутреннем существе, но с трудом, если вообще — во внешней жизни действия, или же они некомпетентны и неэффективны.

Искатель освобождения идёт дальше в этом направлении, он старается наложить просветлённый Тамас на своё естественное существование, Тамас, который благодаря этому спасительному просветлению больше похож на покой, чем на неспособность, чтобы дать саттвической Гунне свободу потерять себя в свете духа.

На тело, на активную душу желания и эго, на внешний ум накладывается покой и неподвижность при помощи напряжения медитации, при помощи исключительного сосредоточения на обожание, при помощи воли, повёрнутой внутрь, на Высочайшее, и таким образом искатель стремится растворить себя в духе.

Но может этого и достаточно для освобождения через покой, то для свободы интегрального совершенства этого недостаточно. Освобождение через покой зависит от бездействия и не является полностью самостоятельным и абсолютным. В тот момент, когда душа повернётся к действию, она обнаружит, что такая активность природы — это ещё старое несовершенное действие.

Освобождение через покой — это освобождение души от природы, достигаемое бездействием, а не освобождение души в природе, которая — совершенная и самостоятельная, находится ли она в действии или в бездействии.

Возникает вопрос — а возможно ли вообще такое освобождение и совершенство, и если возможно — что может быть условием такой совершенной свободы.

 

4-09-08. Обычно считают, что это невозможно, потому что всякое действие происходит из низших гун, обязательно будет ущербным …

Обычно считают, что это невозможно, потому что всякое действие происходит из низших гун, обязательно будет ущербным, садошам, и оно вызвано движением, неравенством, отсутствием равновесия, неустойчивой борьбой между гунами. А если эти неуравновешенные гуны придут в совершенное равновесие, то всякое действие Природы прекратится и душа будет отдыхать в своём покое.

Можно даже выразить это так — божественное Существо может или существовать в своём безмолвии, или действовать в Природе через свои инструменты. Но во втором случае оно должно принять проявления борьбы и несовершенства Природы.

Это может быть верным для обычного замещающего действия Божественного в человеческом духе с его нынешними отношениями души к природе в воплощённом несовершенном ментальном существе, но это не так для божественной природы совершенства.

Борьба гун это только некое представление о низшей природе. За этими тремя гунами стоят три главные силы Божественного, которые не просто существуют в совершенном равновесии и покое, но объединены в совершенном согласии божественного действия.

Тамас в духовном существе становится божественным спокойствием, которое вовсе не инерция или неспособность к действию, а совершенная сила, шакти, содержащая в себе все способности и умеющая управлять и подчинять закону спокойствия даже самую изумительную и грандиозную активность.

Раджас становится самостоятельной, проявляющей инициативу, чистой Волей духа, которая вовсе не желание, стремление или сражающаяся страсть, а та же самая совершенная сила существования, шакти, способная на бесконечное, невозмутимое и блаженное действие.

Саттва становится не видоизменённым ментальным озарением, пракашей1), а самостоятельным светом божественного существа, джийотих2), который — душа совершенной силы существования и озаряет в своём единстве божественный покой и божественную волю действия.

Обычное освобождение обретает тихий божественный свет в божественном покое, но интегральное совершенство ставит целью именно такое, более великое тройное единство.

 

4-09-08c. сноски: пракаша, джиоти

1) пракаша (prakasha) - озарение, вдохновение, «прозрачное понимание»; ясность мыслительной способности, элемент будхишакти; божественный свет знания в котором саттва превращается в освобождение (мукти) природы от тригуны низшей пракрити; высший из семи видов материи акаши.

2) джиоти (jyoti) - светлый; свет духовного сознания или идеального знания; один из семи видов материала акаши;
рупа или липи состоят из этого материала.

Прим. из Глоссария.

 

4-09-09. Когда приходит такое освобождение, это также и освобождение всего духовного смысла двойственностей Природы.

Когда приходит такое освобождение, это также и освобождение всего духовного смысла двойственностей Природы. В низшей природе двойственности это неизбежный эффект игры гун, отражающийся на душе, на которую влияют формации саттвического, раджасического и тамасического эго.

Узел этих двойственностей — невежество, которое не способно понять духовную истину вещей и сосредотачивается на несовершенных проявлениях.

Но встречает их не с обладанием их внутренней истины, а с борьбой и шатким равновесием притяжения и отталкивания, способности и неспособности, симпатии и антипатии, удовольствия и боли, радости и страдания, принятия и отторжения.

Вся жизнь представляется нам как мешанина подобных вещей, приятного и неприятного, красивого и некрасивого, истины и лжи, счастья и несчастья, удачи и неудачи, доброго и злого, как запутанная двойственная паутина Природы.

Привязанность к своим симпатиям и антипатиям держит душу связанной в этой паутине добра и зла, радости и страданий.

Искатель освобождения избавляется от привязанности, отбрасывает от своей души двойственности, но поскольку двойственности кажутся всем действием, материей и структурой жизни, то кажется, что освобождение легче всего достичь через отстранение от жизни, будь это или физическое отстранение, настолько, насколько это возможно пока человек ещё в теле, или внутреннее уединение, отказ от санкции, освобождающее отвращение, вайрагья, ко всему действию Природы.

Так происходит отделение души от Природы. Затем душа занимает место наверху, становится неподвижной, удасина, и наблюдает за борьбой гун в природном существе и смотрит на ней как безучастный свидетель удовольствия и боли ума и тела.

Или же она оказывается способна навязать своё безразличие даже внешнему уму и наблюдает с безучастным покоем или безучастной радостью отделённого свидетеля за всеобщим действием, в котором она больше не принимает активного внутреннего участия. Конец этого движения — это отказ от рождения и уход в безмолвное внутреннее "я", мокша.

 

4-09-10. Но такое отвержение — не последнее слово освобождения.

Но такое отвержение — не последнее слово освобождения.

Интегральное освобождение приходит, когда преодолевается и эта страсть к освобождению, мумукшутва, опирающаяся на отвращение или вайрагью. Тогда душа освобождается одновременно и от привязанности к низшему действию природы и от всякого отвращения к космическому действию Божественного.

Такое освобождение достигает своей полноты, когда духовный гнозис получает возможность действовать с супраментальным знанием и восприятием действия Природы и с супраментальной озарённой волей при инициации действия.

Этот гнозис открывает духовный смысл в Природе, Бога во всём, душу добра во всех вещах, которые видятся как нечто противоположное добру. Эта душа освобождается в них и выходит из них.

Искажения несовершенства или противоположных форм уходят прочь или преобразуются в свою более высокую, божественную истину, также, как и гуны возвращаются к своим божественным принципам. И дух начинает жить во всеобщих, бесконечных и абсолютных Истине, Добре, Красоте, которые — супраментальная или идеальная божественная Природа.

Такое освобождение Природы становится единым с освобождением духа, и интегральная свобода становится основой для интегрального совершенства.

 

 

2022 авг 26 пт — 2022 авг 28 вс