-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-10

Составляющие для совершенства

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 691-697)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава X. Составляющие для совершенства

4-10-01. Когда внутреннее "я" очищается от неправильного или запутанного действия инструментальной Природы и освобождается в своё самостоятельное существование, …

4-10-01c. сноски: садришья, саданга

4-10-02. Самое первое, что нужно — это достичь некоего базового равновесия души в его основном и его природном существовании …

4-10-03. Следующая необходимая вещь для совершенства — это поднять все активные части человеческой природы к такому наивысшему состоянию и уровню работы их силы и способности, …

4-10-04c. сноски: вирья, свабхава, дайви пракрити, шраддха

4-10-04. Но пока такое развитие происходит только на самых высоких уровнях нашей естественной природы, мы можем обладать отражённым и ограниченным образом совершенства, …

4-10-05. Гностического совершенства, духовного по своей природе, нужно достичь здесь, в теле, и принимать жизнь в физическом мире как одно из его областей действия, …

4-10-06. Это [физические сиддхи?] останется, потому что только тогда они станут полностью возможными — совершенное действие и наслаждение существованием на гностической основе.

4-10-07. Вся гностическая эволюция открывается в божественный принцип Ананды, который — основание полноты духовного существования, сознания и блаженства Сатчитананды или вечного Брахмана.

4-10-07c. сноски: чидхгана, сарвам брахма, анантам брахма, джнянам брахма, Ананда Брахма

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава X. Составляющие для совершенства

4-10-01. Когда внутреннее "я" очищается от неправильного или запутанного действия инструментальной Природы и освобождается в своё самостоятельное существование, …

Когда внутреннее "я" очищается от неправильного или запутанного действия инструментальной Природы и освобождается в своё самостоятельное существование, сознание, силу и блаженство и сама Природа освобождается от клубка низшего действия сражающихся гун и двойственностей в высокую истину божественного покоя и божественного действия, то становится возможным духовное совершенство.

Очищение и свобода это необходимые предшественники совершенства. Духовное самосовершенство может означать только рост в единство с природой божественного существования, и поэтому, согласно нашему представлению о божественном существовании, такой рост будет целью, усилием и методом нашего поиска этого совершенства.

Для Майявадина самая высокая или скорее единственная реальная истина бытия это бесстрастный, безличный, самоосознающий Абсолют, и поэтому расти в бесстрастный покой, безличность и чистое самоосознание духа — это его идея совершенства. А отказ от космического и индивидуального существования и погружение в безмолвное самознание — его путь.

Для Буддиста, для которого высшая истина это отрицание существования, признание непостоянства и мучительности существования, пагубной ничтожности желания, растворения эгоизма, совершенный путь — это утверждать связи с Идеей и с последствиями Кармы.

Другие представления о Высочайшем менее негативны. Каждое, согласно своей идее ведёт к некому подобию с Божественным, садришья*), и каждое ищет свой собственный путь, такой как любовь и поклонение Бхакты и врастание в подобие с Божественным через любовь.

Но для интегральной Йоги совершенство будет означать божественный дух и божественную природу, которые допускаю божественные отношения и действие в мире. Это будет означать также в целом обожествление всей природы, отказ от всех её неправильных узлов существования и действия, но при этом, не отвергая ни одну часть нашего существа и ни одно поле нашей деятельности.

Таким образом приближение к совершенству должно быть широким и комплексным движением, а его результаты и действия будут бесконечны и разнообразны по масштабу.

Для того, чтобы найти ключ и метод, нам нужно сосредоточиться на определённых существенных и необходимых элементах и принадлежностях совершенства, сиддхи.

Потому что, если их достичь, то всё остальное окажется лишь их естественным развитием или частичным действием.

Мы можем разбить эти элементы на шесть разделов, в значительной степени зависимых друг от друга, но которые всё же находятся в определённой естественной последовательности с точки зрения их достижения.

Это движение начнётся с базовой ровности души и поднимется к идеальному действию Божественного через наше совершенное существо в широте Брахманического единства.

 

4-10-01c. сноски: садришья, саданга

*) садришья (sadrishya) - 1. подобие (Божественному); 2. [одна из саданга]: соответствие, истина формы и содержания.

саданга (sadanga) - шесть членов или главных элементов для рисования: рупабхеда, прамаана, бхава, лаванья, садришья, варникабханда. Прим. из Словаря.

 

4-10-02. Самое первое, что нужно — это достичь некоего базового равновесия души в его основном и его природном существовании …

Самое первое, что нужно — это достичь некоего базового равновесия души в его основном и его природном существовании по отношению к вещам, воздействиям и работе Природы, а также при встрече со всем этим.

К такому равновесию мы придём через рост в совершенную ровность, самата. Внутреннее "я", дух или Брахман — едины во всём, и поэтому — едины для всего.

Это то, как говорится в Гите, что полностью развивает идею ровности и указывает через переживание на одну, по крайней мере, одну сторону ровности — ровность Брахмана, самам брахма.

Гита даже идёт дальше в одном из пассажей и отождествляет ровность и йогу — саматвам йога уцьяте.

Иными словами, ровность — это признак единства с Брахманом, признак того, что человек становится Брахманом, признак врастания в безмятежное духовное равновесие существа в Бесконечности.

Важность ровности трудно переоценить. Потому что ровность — это знак, что мы смогли выйти за пределы эгоистических определённостей нашей природы, того, что нам удалось превзойти переменчивый беспорядок гун, что мы начали входить в тишину и покой освобождения.

Ровность — это термин сознания, это то, что приносит во всё наше существо и природу вечный покой Бесконечного. Более того, это условие надёжного и совершенного божественного действия.

Ровность также должна быть характерной чертой совершенного духовного действия.

Быть ровными и едиными со всеми вещами в духе, понимании, уме, сердце и природном сознании — даже в самом физическом сознании — и делать все свои дела, как бы они на внешнем плане не приспосабливались к тому, что должно быть сделано, и быть всегда и неизменно наполнены божественной ровностью и покоем — это должно быть лежащим глубоко внутри принципом духовного действия.

Можно сказать, что это пассивная, или базовая, основная и воспринимающая сторона ровности. Но есть ещё и активная и обладающая сторона — ровное блаженство, которое может прийти только когда мы смогли создать покой ровности и которое — прекрасный цветок полноты этой ровности. 

 

4-10-03. Следующая необходимая вещь для совершенства — это поднять все активные части человеческой природы к такому наивысшему состоянию и уровню работы их силы и способности, …

Следующая необходимая вещь для совершенства — это поднять все активные части человеческой природы к такому наивысшему состоянию и уровню работы их силы и способности, шакти, на котором они способны обожествиться до истинных инструментов свободного, совершенного, духовного и божественного действия.

Для практических целей мы можем принять понимание, сердце, Прану и тела как четыре элемента нашей природы, которые должны быть подготовлены таким образом и нам нужно найти составляющие условия их совершенства.

Кроме того, в нас ещё есть динамическая сила (вирья1)) темперамента, характера и природы души, свабхава2), которая делает способности наших элементов эффективными в действии и придаёт им их тип и направление.

Это нужно освободить от своих ограничений, расширить и повернуть так, чтобы всё человеческое в нас могло бы стать основой для божественного человека, когда Пуруша, настоящий Человек в нас, божественная Душа станет полноценно действовать в этом человеческом инструменте и полноценно сиять через этот человеческий сосуд.

Чтобы обожествить совершенную природу нам нужно призвать божественную Силу или Шакти заменить нашу ограниченную человеческую энергия так, чтобы она могла бы оформиться в образ божественной природы и наполнить её силой более великой, бесконечной энергии, дайви пракрити3), бхагавати шакти.

Этот вид совершенства будет возрастать по мере того, как мы сможем отдаться сначала руководству, а потом прямому действию этой Силы и Хозяину нашего существа и наших работ, тому кому они принадлежат.

И для этой цели вера — это главное, вера — это великая движущая сила нашего существа в нашем устремлении к совершенству. В нашем случае это вера в Бога и Шакти, которая начнётся в сердце и понимании, но потом завладеет всей нашей природой, всем её сознанием, всей её динамической движущей силой.

Эти четыре вещи — суть второго элемента совершенства, полной силы членов инструментальной природы, совершенного динамизма душевной природы, принятия их в действие божественной Силы и совершенной веры во всех наших частях в призыв и поддержку такого принятия, шакти вирья, даиви пракрити, шраддха4).

 

4-10-04c. сноски: вирья, свабхава, дайви пракрити, шраддха

1) вирья (virya) - сила характера; «Энергия божественного темперамента, выражающаяся в четырехчастном типе чатурварньи» (см. чатурварнья), первый член шакти чатустайи, состоящий из динамической силы «характера, характера и природы души, свабхавы, которая делает силу наших членов эффективной в действии и даёт им их тип и направление»; героизм, атрибут Баларамы; жизненная энергия, которую несет в голову удана.

2) свабхава (swabhava) - (буквально — "само-становление") "основная природа и принцип "я" существа в каждом становлении"; индивидуальная природа;темперамент; "основная природа вещей".

3) дайви пракрити (daiva prakriti) - божественная природа, третий член шакти чатуштайи, также называемый деви бхава или (на более ранней стадии) чанди бхава; обожествление человеческой природы через призыв божественной Силы (шакти) «заменить нашу ограниченную человеческую энергию так, чтобы она могла быть сформирована в образ и наполнена силой более великой бесконечной энергии». В этом процессе проявляются и сочетаются четыре аспекта шакти: Махешвари, шакти широты и покоя; Махакали, шакти силы и быстроты; Махалакшми, шакти красоты, любви и восторга; и Махасарасвати, шакти умения и работы.

4) шраддха (shraddha) - вера; вера в Божественное (бхагавана), в его исполнительную Силу (шакти) и в силу внутри себя (свашакти), последний элемент Шакти Чатустайи.

Прим. из Глоссария.

 

4-10-04. Но пока такое развитие происходит только на самых высоких уровнях нашей естественной природы, мы можем обладать отражённым и ограниченным образом совершенства, …

Но пока такое развитие происходит только на самых высоких уровнях нашей естественной природы, мы можем обладать отражённым и ограниченным образом совершенства, переведённым в более низкие понятия души в уме, жизни и теле, а не обладать божественным совершенством в самых высоких, возможных для нас понятиях — божественной Идеи и её Силы.

Такое обладание можно получить за пределами этих низших принципов, в супраментальном гнозисе. Поэтому следующий шаг совершенства будет эволюция ментального существа в гностическое.

Эта эволюция осуществляется через преодоление ментальных ограничений, благодаря шагу вверх, в следующий, более высокий план или область нашего существа, скрытую от нас сейчас, сияющими веками ментального отражения, через преобразование всего чем мы сейчас являемся в понятия этого более великого совершенства.

В самом гнозисе, виджняна, есть несколько градаций, которые на своей высшей ступени открываются в полную и бесконечную Ананду.

Гнозис, однажды успешно приведённый в действие будет постепенно охватывать все составляющие интеллекта, воли, чувственного ума, сердца, витального и чувственного существа и переводить их при помощи озарённого и гармонизирующего изменения в единство истины, силы и восторга божественного существования.

Он будет поднимать в этот свет и силу и преобразовывать в свой собственный высший смысл всё наше интеллектуальное, волевое, динамическое, этическое, эстетическое, чувственное, витальное и психическое существование.

У него также есть способность преодолеть физические ограничения и развивать более совершенное тело, с божественными инструментами. Его свет открывает области сверхсознательного и бросает свои лучи и льёт свой освещающий поток в подсознательное, освещая его смутные намёки и скрытые тайны.

Он впустит нас к более великому свету Бесконечного, нежели тот, что отражается в более бледном сиянии даже самого высокого ума.

Совершенствуя индивидуальную душу и природу в смысле более божественного существования и приводя в полную гармонию разнообразие нашего существа, он опирается во всех своих действиях на Единство, из которого он происходит и все вбирает в это Единство.

Личность и безличное, два вечных аспекта существования, становятся одним благодаря его действию в духовном существе и природном теле Пурушоттамы.

 

4-10-05. Гностического совершенства, духовного по своей природе, нужно достичь здесь, в теле, и принимать жизнь в физическом мире как одно из его областей действия, …

Гностического совершенства, духовного по своей природе, нужно достичь здесь, в теле, и принимать жизнь в физическом мире как одно из его областей действия, хотя гнозис открывает нам обладание планами и мирами за пределами материальной вселенной.

Поэтому физическое тело — это основа для действия, пратиштха, которую нельзя презирать, ей нельзя пренебрегать или исключать её из духовной эволюции: совершенство тела как внешнего инструмента полной божественной жизни на земле будет обязательной частью гностического преобразования.

Изменение будет совершаться через введение закона гностического Пуруши, виджнянамайя пуруши, и того, во что он открывается, Анандамайи, в физическое сознание и его части.

Доведённое до своего высшего завершения, это движение приносит в одухотворение и просветление всего физического сознания и обожествление закона тела. Потому что за грубой физической оболочкой этого материально видимого и ощущаемого каркаса находится подсознательно поддерживающее его и обнаруживаемое более тонким сознанием тонкое тело ментального существа и духовное или причинное тело гностической души и души блаженства, в котором будет найдено всё совершенство духовного воплощения, некий ещё не проявленный закон тела.

Большинство физических сиддхи, приобретаемых некоторыми Йогинами, вызваны тем или иным открытием закона тонкого тела, или призывом вниз чего-либо из закона духовного тела.

Обычный метод — это открытие чакр при помощи физических процессов Хатха-Йоги (некоторые из них также включаются в Раджа-Йогу) или методами тантрической дисциплины.

Но хотя они и могут, по желанию, использоваться на некоторых стадиях интегральной Йоги, они не обязательны. Потому что в интегральной Йоге полагаются на силу более высокого существа изменить низшее существование, на работу, которая в основном выбирается сверху и спускается вниз, а не наоборот, и поэтому в данной части Йоги развитие высшей силы гнозиса ожидается как инструментальное изменение.

 

4-10-06. Это [физические сиддхи?] останется, потому что только тогда они станут полностью возможными — совершенное действие и наслаждение существованием на гностической основе.

Это [физические сиддхи?] останется, потому что только тогда они станут полностью возможными — совершенное действие и наслаждение существованием на гностической основе.

Пуруша входит в космическое проявление для вариаций своего бесконечного существования, для знания, действия и наслаждения. Гнозис приносит полноту духовного знания, и божественное действие будет опираться на это знание, и он превращает наслаждение миром и существованием в закон истины, свободы и совершенства духа.

Но ни действие, ни наслаждение не будут низшим действием гун и последующим эгоистическим наслаждением, которое в том образе нашей жизни, что у нас сейчас, это удовлетворение раджасического желания.

Какое бы желание не осталось, если мы оставим это слово, оно будет божественным желанием, волей к восторгу Пуруши, который наслаждается в своей свободе и совершенстве действием совершенной Пракрити и всех её членов.

Пракрити подчинит всю природу закону своей более высокой божественной истины и будет действовать в соответствии с этим законом, предлагая всеобщее наслаждение своим действием и существованием Анандамайя Ишваре, Хозяину существования и работ, и Духу блаженства, который руководит всем и управляет её работой.

Индивидуальная душа станет каналом этого действия и служения, и она будет одновременно наслаждаться и своим единством с Ишварой, и своим единством с Пракрити, и будет наслаждаться всеми отношениями с Бесконечным и конечным, с Богом и со вселенной, и с существами во вселенной в высших понятиях союза вселенских Пуруши и Пракрити.

 

4-10-07. Вся гностическая эволюция открывается в божественный принцип Ананды, который — основание полноты духовного существования, сознания и блаженства Сатчитананды или вечного Брахмана.

Вся гностическая эволюция открывается в божественный принцип Ананды, который — основание полноты духовного существования, сознания и блаженства Сатчитананды или вечного Брахмана.

Овладев сначала отражением этого принципа в ментальном опыте, мы будем потом обладать им с большей полнотой и прямотой в сосредоточенном и озарённом сознании, чидгхане1), которое приходит благодаря гнозису.

Сиддха, или душа, достигшая совершенства, будет жить в единстве с Пурушоттамой в этом Брахманическом сознании. Он будет осознающим в Брахмане, который есть Всё, сарвам брахма2), в Брахмане, который бесконечен в существовании и бесконечен в качествах, анантам брахма3), в Брахмане, как в самосуществующее сознание и всеобщее знание, днянам брахма4), в Брахмане как в самосуществующем блаженстве и его всеобщем восторге существования, анандам брахма5).

Он станет ощущать всю вселенную как проявление Единого, всякое качество и действие — как игру его всеобщей и бесконечной энергии, всякое знание и осознанное переживание — как течение этого сознания, и всё это — в терминах этой единой Ананды.

Его физическое существо станет единым со всей материальной Природой, его витальное существо — с жизнью вселенной, его ум — единым с космическим умом, его духовное знание и воля — с божественным знанием и волей — как в себе самом, так и в том, что изливается через эти каналы, а его дух — с единым духом во всех существах.

Всё разнообразие космического существования изменится для него в этом единстве и откроется в секрете своего духовного значения. Потому что в этом духовном блаженстве и существовании он станет единым с Тем, что есть начало, континент, обитатель, дух и составляющая энергия всего существования. Это станет высшим достижением самосовершенства.

 

4-10-07c. сноски: чидхгана, сарвам брахма, анантам брахма, джнянам брахма, Ананда Брахма

1) чидгхана (chidghana) - «плотный свет сущностного сознания», принадлежащий виджняне или гнозису, «в котором может быть интенсивная полнота Ананды»: «плотное светящееся сознание»… начальное состояние божественного сознания, в котором содержатся живые и конкретные все неизменные принципы божественного существа и все нерушимые истины божественного сознания-идеи и природы»; сокращение от чидгхана ананда.

чидгхана ананда (chidghana ananda) - блаженство «плотного самосветящегося сознания» (чидхана), ананда, обладающая не «отражением в ментальном опыте» (см. ахайтука ананда), а «большей полнотой и непосредственностью в массированном и светящем сознании... которое приходит благодаря гнозису»; форма субъективной ананды, связанная с планом виджняны.

2) сарвам брахма (sarvam brahma) - реализация «Брахмана, который есть Всё», в котором вся вселенная переживается «как проявление Единого», первый элемент Брахма чатустайи; Божественная Реальность (брахман) рассматривается как «материальное и информативное присутствие мира и каждой вещи, которую он содержит».

3) анантам брахма (anantam brahma) - реализация "Брахмана, бесконечного в бытии и бесконечного в качестве", в котором всякое качество (гуна) и действие воспринимаются как игра "универсальной и бесконечной энергии", второй элемент Брахма чатустайи; Божественная Реальность (брахман) "воплощённая в своей абсолютной бесконечности", несущая ощущение "Бесконечной Силы и Качества, играющих во всех формах". Она имеет два аспекта: "один, в котором Бесконечная сила действует так, как если бы она была механической сущностью, знание от нее отстаёт, другой — когда жизненная сила и знание действуют вместе, а бесконечная сила является разумной или, по крайней мере, сознательной силой".

4) джнянам брахма (jnanam brahma) - осознание «Брахмана как самосуществующего сознания и универсального знания», приносящего восприятие «всего знания и сознательного опыта как истока этого сознания», третьего члена Брахма чатуcтайи; божественная Реальность (брахман) реализована как «сознание во всём, которое осознаёт всё».

5) Анандам Брахма (Anandam Brahma) - осознание «Брахмана как самосуществующего блаженства и его вселенского наслаждения бытием», последнего члена Брахма чатуcтайи; Божественная Реальность (брахман), реализованная как высшая и всепроникающая ананда, также называемая брахмананда.

Прим. из Глоссария.

 

 

 

2022 авг 28 вс — 2022 сент 14 ср