-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-14

Сила Инструментов

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 728-739)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XIV. Сила Инструментов

4-14-01. Второй элемент Йоги Самосовершенства это повышенная, расширенная и исправленная сила инструментов нашей нормальной Природы.

4-14-02. Есть четыре элемента этой второй части садханы, или дисциплины самосовершенства.

4-14-03. Первое, что воля должна сделать с телом — это наложить на него новую привычку всего его существа, сознания, силы …

4-14-04. Контроль над телом и жизнью при помощи ума, его мысли и воли — первый шаг к такому изменению.

4-14-04c. сноска: дхарана шакти

4-14-05. Результатом таких изменений должно стать тело как совершенный инструмент духа.

4-14-05c. сноски: махаттва, бала, лагхута, дхарана-самартхья, дехашакти

4-14-06. Такая энергия не будет внешней, физической или мускульной силой, а будет иметь природу неограниченной жизненной энергии или пранической силы …

4-14-07. Большинство людей не осознают эту праническую силу в теле или не могут отличить её от более физической формы энергии ….

4-14-07c. сноска: шраддха

4-14-08. Прана это не только сила для действия физической и витальной энергии, но и также поддержка для ментального и духовного действия.

4-14-09. Опять же — существует психическая Прана, пранический ум или душа желаний.

4-14-09c. сноски: свадхарма, пурната, прасанната, самата, бхога-самартхья

4-14-10. Следующий инструмент, который нуждается в совершенстве это читта

4-14-10c. сноски: читта, саумья, рудра

4-14-11. Но с другой стороны, ограничение дееспособности силы — это тоже несовершенство.

4-14-11c. сноски: саумьятва, теджас

4-14-12. Ещё один необходимый элемент — вера в сердце, вера во всеобщее добро и воля к нему, открытость всеобщей Ананде.

4-14-12c. сноски: кальяна шраддха, према самартхьям

4-14-13. И последнее совершенство — это совершенство интеллекта и мыслящего ума, буддхи.

4-14-13c. сноски: вишуддхих, пракашо, вичитрабодхо, джняна самартхьям

4-14-14. Нормальные инструменты, усовершенствованные таким образом будут действовать каждый по своему, без чрезмерного вмешательства друг друга, …

4-14-14c. сноска: абхьяса

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XIV. Сила Инструментов

4-14-01. Второй элемент Йоги Самосовершенства это повышенная, расширенная и исправленная сила инструментов нашей нормальной Природы.

Второй элемент Йоги Самосовершенства это повышенная, расширенная и исправленная сила инструментов нашей нормальной Природы.

Занятие этим вторым совершенством не должно ждать безопасности ровного ума и духа, хотя только в этой безопасности оно сможет стать полным и действовать под защитой божественного руководства.

Цель этого совершенства — сделать природу подходящим инструментом для божественных работ.

Всякая работа выполняется силой, при помощи Шакти, и поскольку интегральная йога предполагает не отказ от работы, а скорее выполнение всех работ из божественного сознания и под высшим руководством, то характерные силы инструментов, ума, жизни и тела должны не только быть очищены от недостатков, но и подняты в их способности к более великому действию.

В конце они должны пройти духовное и супраментальное преобразование.

 

4-14-02. Есть четыре элемента этой второй части садханы, или дисциплины самосовершенства.

Есть четыре элемента этой второй части садханы, или дисциплины самосовершенства. И первый из них — это правильная Шакти, правильное состояние сил интеллекта, сердца, витального ума и тела.

В настоящее время можно только делать предположения о начальном совершенстве последнего, тела, потому что с полными сиддхи придётся иметь дело после того, как я расскажу о сверхразуме и его влиянии на остальную часть существа.

Тело это не только необходимый внешний инструмент физической стороны действия, но и основа или пьедестал для целей этой жизни, а также и для всякого внутреннего действия. Всякая работа ума или духа имеет свою вибрацию в физическом сознании, записывает себя там в своего рода подчинённой телесной нотации и сообщается материальному миру, по крайней мере частично, через физическую машину.

Но у тела человека есть естественные ограничения в этой способности, и оно налагает их на игру более высоких частей его существа.

И во-вторых, у него есть собственная подсознательная часть сознания, в которой оно с упрямой верностью хранит прошлые привычки и прошлую природу ментального и витального существа. И которое автоматически противостоит и сопротивляется любому слишком большому, идущему вверх, изменению, или, по крайней мере, препятствует тому, чтобы оно стало радикальным преобразованием всей природы.

Очевидно, что если мы хотим, чтобы у нас было свободное божественное, или духовное и супраментальное действие, проводимое силой и реализующее характер божественной энергии, то нужно этот внешний характер телесной природы подвергнуть достаточно полной переделке.

Физическое существо человека всегда воспринималось искателями совершенство как большое препятствие, и у них была привычка отворачиваться от него, с презрением, отрицанием или отвращением и желанием полностью или настолько, насколько это удастся, подавить тело и физическую жизнь. Но это не может быть правильным методом для Интегральной Йоги.

Тело нам дано как один из инструментов, нужный нам для всех наших работ, и им нужно пользоваться, а не пренебрегать им, калечить, подавлять или упразднять. Если оно несовершенно, непокорно, упрямо, то же самое и с другими частями существа — с витальным существом, сердцем, умом и рассудком.

И так же, как и они, тело должно измениться, стать совершенным и пройти через трансформацию. Так же, как нам нужно обрести новую жизнь, новое сердце, новый ум, так же нам нужно в определённом смысле выстроить для себя новое тело.

 

4-14-03. Первое, что воля должна сделать с телом — это наложить на него новую привычку всего его существа, сознания, силы …

Первое, что воля должна сделать с телом — это постепенно наложить на него новую привычку всего его существа, сознания, силы, и внешнего и внутреннего действия.

Его нужно научить полной пассивности в руках сначала более высоких инструментов, а затем и в руках духа и его управляющей и информирующей Шакти.

Ему нужно привыкнуть не навязывать свои ограничения более благородным элементам сознания, а формировать своё действие и свой ответ на их требования, развивать, можно сказать, более высокую систему нотных знаков, более высокую шкалу ответов.

В настоящее время система нотных знаков тела и физического сознания обладает большой определяющей силой для музыки, исполняемой этой человеческой арфой Бога. Те ноты, которые идут к нам от духа, от психической души, от более великой жизни, которая за нашей физической жизнью не могут приходить свободно, не могут развить своё высокое, мощное и правильное напряжение.

Эту ситуацию нужно перевернуть. Тело и физическое сознание должны развить привычку принимать и формировать себя под эти более высокие напряжения. И не они, а более благородные части природы должны определять музыку нашей жизни и существа.

 

4-14-04. Контроль над телом и жизнью при помощи ума, его мысли и воли — первый шаг к такому изменению.

Контроль над телом и жизнью при помощи ума, его мысли и воли — первый шаг к такому изменению. Вся Йога подразумевает доведение такого контроля до очень высокого уровня. Но потом ум должен сам уступить место духу, духовной силе, сверхразуму и супраментальной силе.

И в конце концов, тело должно развить совершенную способность удерживать любую силу, которая входит в него через дух и направлять эту силу в своё действие, не расплёскивая и не растрачивая её, и не разрушаясь от этой силы.

Тело должно обладать способностью наполняться и мощно использоваться духовным или более высоким умом с любой степенью интенсивности, или же силой жизни, без того, чтобы какая-либо часть механического инструмента была бы возбуждена, расстроена, разрушена или повреждена напором или давлением — как мозг, витальное здоровье или моральная природа часто травмируется у тех, кто неразумно пытается заниматься практикой Йоги без подготовки или с помощью неадекватных средств, или опрометчиво призывает силу, которую они интеллектуально, витально, морально не способны вынести.

И таким образом наполненное, тело должно обладать способностью работать нормально, автоматически, точно в соответствии с волей духовного или другого необычного посредника, без искажения, уменьшения или неправильного перевода его намерения и акцентов.

Такая способность удерживать силу, дхарана-шакти*), в физическом сознании, в энергии и механизмах — наиболее важная сиддхи или совершенство тела.

 

4-14-04c. сноска: дхарана шакти

*) дхарана шакти (dharana shakti) - «способность удерживать»; «способность тела удерживать любую силу, которую приносит ему дух, и сдерживать его действие, не проливая и не растрачивая его или не теряя себя»; то же, что и дхаранасамартья. Прим. из Глоссария.

4-14-05. Результатом таких изменений должно стать тело как совершенный инструмент духа.

Результатом таких изменений должно стать тело как совершенный инструмент духа.

Духовная сила сможет делать то, что она пожелает и как она пожелает в теле и через тело. Она сможет проводить без ограничений действие ума или, на более высокой стадии, сверхразума, без того, чтобы тело подводило это действие своей усталостью, нетрудоспособностью, неумением или искажением.

Кроме этого, она сможет полноценно вливать в тело прилив жизненной силы и проводить широкое действие и радость совершенного витального существа без той ссоры и несоответствия, которые бывают результатом отношения обычных инстинктов жизни и импульсов жизни к недостаточно развитому физическому инструменту, который они вынуждены использовать.

И тело также будет способно проводить полное действие одухотворённого психического существа, не искажённое и не уменьшенное или не омрачённое каким-либо образом низшими инстинктами тела и использовать физическое действие и экспрессию как свободное представление более высокой психической жизни.

И в самом теле будет присутствовать величие поддерживающей силы, изобилие мощи, активности и Могущества направляющей и исходящей из него силы, лёгкость, быстрота и приспособляемость нервного и физического существа, управляемая и легко отзывающаяся энергия во всех физической машине и её движущих рычагах*), на которые оно сейчас неспособно даже в самых своих сильных и лучших проявлениях.

 

4-14-05c. сноски: махаттва, бала, лагхута, дхарана-самартхья, дехашакти

*) махаттва, бала, лагхута, дхарана-самартхья.

Прим. Шри Ауробиндо

1)  махаттва (mahattwa) - величие, широта, необъятность; термин в первой общей формуле шакти чатустайи; «Величие поддерживающей силы», элемент дехашакти; иногда эквивалентно махиме.

2) бала (bala) - сила; термин в первой общей формуле шакти чатустайи; «огромная мощь, энергия и могущество исходящей и управляющей силы», элемент дехашакти.

3) лагхута (laghuta) - лёгкость, элемент дехашакти: "лёгкость, быстрота и изменчивость нервного и физического существа".

4) дхарана самартхья (dharana samarthya) - способность тела вмещать "без напряжения или реакции любое действие, напряжённое и непрерывное, энергии, как бы она не была велика или могущественна", элемент дехашакти.

5) дехашакти (dehashakti) - сила, способность и правильное состояние активности физического существа, один из четырёх видов шакти, формирующий второй элемент шакти чатустайи.

Прим из Глоссария.

4-14-06. Такая энергия не будет внешней, физической или мускульной силой, а будет иметь природу неограниченной жизненной энергии или пранической силы …

Такая энергия не будет по сути своей внешней, физической или мускульной силой, а будет, во-первых, иметь природу неограниченной жизненной энергии или пранической силы, а во-вторых, поддерживая и используя эту праническую энергию, она будет иметь природу более высокой или высшей воли-силы, действующей в теле.

Игра пранической Шакти в теле или форме это условие любого действия, даже явно самого неодушевлённого физического действия. Именно эта всеобщая Прана, как это знали древние, поддерживает или направляет в самых разных формах материальную энергию во всех физических объектах, от электрона, атома и газа то металла, растения, животного, физического человека.

Сделать так, чтобы эта праническая Шакти действовала более свободно и эффективно в теле, сознательно или неосознанно — попытка всех кто стремится к большему совершенству тела или в теле.

Обычный человек пытается управлять ею механически, при помощи физических упражнений и других телесных средств. Хатха-йогин более сильно и гибко, но всё же механически через Асаны и Пранаяму.

Но для нашей цели праной можно управлять более тонкими, более глубокими и гибкими средствами.

Во-первых, волей ума, широко открывающейся и активно призывающей всеобщую праническую Шакти, на которую мы опираемся и закрепляем её более сильное присутствие и более мощную работу в теле.

Во-вторых, волей ума, открывающейся больше духу и его силе и призывающей сверху более высокую праническую энергию, супраментальную праническую силу.

В-третьих, и это последний шаг, через высшую супраментальную волю духа, которая входит в нас непосредственно берётся за задачу совершенствования тела.

На самом деле, всегда именно воля внутри это то, что направляет пранический инструмент и делает его эффективным, даже когда она использует то, что кажется чисто физическим средством. Однако поначалу она зависит от более низшего действия.

Когда мы поднимаемся выше, отношение меняется на противоположное. И эта воля может действовать самостоятельно или обращаться со всем остальным, как с подчинёнными инструментами.

 

4-14-07. Большинство людей не осознают эту праническую силу в теле или не могут отличить её от более физической формы энергии ….

Большинство людей не осознают эту праническую силу в теле или не могут отличить её от более физической формы энергии, которую она сообщает и использует в качестве проводника.

Но по мере того, как сознание становится более тонким при помощи практики Йоги, мы можем осознавать море пранической Шакти вокруг нас, чувствовать её ментальным сознанием, а если точнее — ментальным чувством, видеть её направления и движения и направлять её и воздействовать на неё непосредственно при помощи воли.

Но до тех пор, пока мы таким образом не осознаём её, нам нужно иметь некую действующую, или по крайней мере, пробную веру в её присутствие и в силу воли, чтобы развить большую степень владения и использования этой силы Праны.

Необходима вера, шраддха*), в способность ума возлагать свою волю на состояние и действие тела, как это бывает у тех, кто лечит заболевания верой, волей или ментальным действием. Но нам нужно искать эту возможность управлять не только для такого, или любого другого ограниченного использования, а вообще, как законную власть внутреннего и большего инструмента над внешним и более малым.

Этой вере противостоят наши прошлые привычки ума, наши реальное естественное переживание относительной беспомощности в нашем теперешнем несовершенном организме, и противоположная вера — вера в тело и физическое сознание.

Потому что у них тоже есть своя собственная ограничивающая шраддха, которая противоположна идее  ума, когда ум пытается навязать организму закон более высокого, но ещё не достигнутого совершенства.

Но по мере того, как мы упорствуем и обнаруживаем что эта сила даёт о себе знать на нашем опыте, такая вера в уме может стать более крепкой и окрепнуть, а противостоящая вера в тело изменится, признает то, что поначалу отрицала. И не только примет в своих привычках новое ярмо, но и сама станет звать к этому более высокому действию.

В конце концов мы осознаем истину, что то существо, которым мы являемся или можем стать, обладает верой и волей быть — потому что вера это только воля, стремящаяся к более высокой истине, — и перестанем ограничивать наши возможности или отрицать потенциальное всемогущество Высшего "Я" в нас, божественную Силу, работающую через человеческий инструмент.

Однако это, по крайней мере как практическая сила, приходит на более поздней стали высокого совершенства.

 

4-14-07c. сноска: шраддха

*) шраддха (shraddha) - вера; вера в Божественное (бхагавана), в его исполнительную Силу (шакти) и в силу внутри себя (свашакти), последний элемент Шакти Чатустайи.

Прим. из Глоссария.

 

4-14-08. Прана это не только сила для действия физической и витальной энергии, но и также поддержка для ментального и духовного действия.

Прана это не только сила для действия физической и витальной энергии, но и также поддержка для ментального и духовного действия.

Поэтому полная и свободная работа пранической Шакти требуется не только для низшего, но всё же, необходимого использования, но также и для свободной и полной работы ума, сверхразума и духа в качестве инструментов нашей сложной человеческой природы.

В этом основной смысл использования упражнений Пранаямы для управления жизненной силой и её движениями, столь важной и необходимой частью некоторых систем Йоги.

Такого же мастерства нужно достичь и искателю интегральной Йоги. Но он может прийти к нему другими средствами, и в любом случае, он не должен зависеть ни от каких-либо физических или дыхательных упражнений для обладания Праной и подержания, потому что это сразу же приведёт к ограниченности и подчинению Пракрити.

Её инструменты должны гибко использоваться Пурушей, но не должны превращаться в установившийся контроль над Пурушей. Однако необходимость в пранической силе остаётся и будет очевидна для нашего самопознания и опыта.

В ведических образах это конь и повозка воплощённого ума и воли, вахана. Если конь полон сил, быстроходный и в расцвете своих возможностей, то ум может ехать по пути своего действия полноценно и не встречая препятствий. Но если конь хромает, или быстро устаёт, или вялый, или слабый, то его недееспособность отражается на эффективности воли и активности ума.

То же правило справедливо и для сверхразума, когда он впервые приходит в действие. В самом деле, бывают состояния и активности, в которых ум принимает в себя праническую Шакти и эта зависимость совершенно не ощущается. Но даже тогда эта сила присутствует, хотя и вовлечена в чистую ментальную энергию.

Сверхразум же, когда он обретает полную силу, может довольно хорошо делать с пранической Шакти все, что ему заблагорассудится, и мы обнаруживаем, что в конце концов эта жизненная сила преобразуется в некий тип супраментализованной Праны, которая — просто одна из движущих сил этого более великого сознания. Но это уже относится у более поздней стадии этой сиддхи Йоги.

 

4-14-09. Опять же — существует психическая Прана, пранический ум или душа желаний.

Опять же — существует психическая Прана, пранический ум или душа желаний. И это тоже взывает к своему совершенству.

И здесь первое что нужно — это полнота витальных возможностей ума, его способность выполнять свою работу в её полноте, способность овладевать всеми импульсами и энергиями, которые даются нашей внутренней психической жизни для реализации в этом существовании, способность удерживать их и быть средством для проведения их в жизнь с силой, свободой и совершенством.

Многое и того, что нам нужно для нашего совершенства — смелость, сила воли, действующая в жизни, все элементы того, что мы сейчас называем силой характера и силой личности — их полная сила и выплёскивание энергичного действия в значительной степени зависит от полноты психической Праны.

Но наряду с этой полнотой нужно, чтобы была постоянная радость, ясность и чистота в психическом жизненном существе. Этот динамизм не должен быть беспокойной, пылкой, бурной, порывистой или грубо-страстной силой.

Энергия должна быть, восторг от своего действия тоже, но ясная, радостная и чистая энергия, установившийся и надёжно поддерживаемый чистый восторг.

И как третье условие его совершенства, оно должно находиться в равновесии тотальной ровности.

Душа желаний должна избавиться от шумных требований, настойчивости и неровности своих желаний, чтобы её желания могли быть удовлетворены справедливо и уравновешено, и правильным образом, и в конце концов она должна полностью избавить эти желания от характера желания и превратить их в импульсы божественной Ананды.

Для этого она не должна предъявлять никаких требований и не должна стремиться навязывать себя сердцу, уму или духу. А должна принимать со строгой пассивной и активной ровностью все импульсы и указания, которые приходят к ней из духа через канал затихшего ума и чистого сердца.

 И она также должна принимать любой результат этих импульсов, любое наслаждение, большое или малое, полное или вообще никакого, из того, что даёт ей Хозяин нашего существа.

В то же время, обладание и наслаждение — это её закон, функция, использование, свадхарма1). Она не для того, чтобы стать убитой или умерщвлённой, тупой в своей восприимчивой силе, унылой, подавленной, искалеченной, инертной или пустой.

В ней должна быть полная сила обладания, радостная сила наслаждения, ликующая сила чистой и божественной страсти и восторга.

Наслаждение, которое она станет получать будет по своей сути духовным блаженством, однако таким, которое вбирает в себя и преобразует ментальную, эмоциональную, динамическую, витальную и физическую радость.

Поэтому, она должна обладать целостной способностью вмещать всё это и не должна из-за неспособности или усталости или неумения переносить большие напряжения подводить дух, ум, сердце и тело.

Полнота, ясная чистота и радость, ровность, способность к обладанию и наслаждению — это четверка элементов совершенства психической Праны2).

 

4-14-09c. сноски: свадхарма, пурната, прасанната, самата, бхога-самартхья

1) свадхарма (svadharma) - собственный закон действия; истинное правило и образ жизни; истина собственного внутреннего движения. Прим. из Словаря.

2) пурната, прасанната, самата, бхога-самартхья. Прим. Шри Ауробиндо.

2-1) пурната (purnata) - полнота витальной силы, элемент пранашакти.

2-2) прасанната (prasannata) - ясность, "ясная чистота и радость", элемент пранашакти.

2-3) самата (samata) - ровность, невозмутимость, «способность воспринимать со спокойным и равным умом все нападки и явления внешнего мира», (см. Сапта Чатустайя).

2-4) бхога самартхья (bhoga samarthya) - "способность принимать любое наслаждение мира без желания, однако и без истощения и пресыщения", элемент пранашакти.

Прим. из Глоссария.

 

4-14-10. Следующий инструмент, который нуждается в совершенстве это читта

Следующий инструмент, который нуждается в совершенстве это читта1), и в полное значение этого выражение мы можем включить эмоциональное и чистое психическое существо.

Это сердце и психическое существо человека, пронизанное нитями инстинктов жизни, представляет собой смесь непостоянных красок эмоций и вибраций души, плохих и хороших, счастливых и несчастливых, довольных и недовольных, взволнованных и спокойных, ярких и тусклых.

Взволнованное и захваченное таким образом, оно не знает никакого реального покоя, неспособно к постоянному совершенствованию всех своих способностей.

Через очищение, через ровность, через свет знания, через гармонизацию воли, его можно привести к спокойно интенсивности и совершенству.

Первые два элемента такого совершенства это, с одной стороны, высокая и широкая нежность, открытость, мягкость, спокойствие, ясность. А с другой стороны — решительная и пылкая сила и интенсивность.

В божественном характере и действии, не менее, чем в обычном, человеческом, всегда есть два потока, нежность и напряжённость, мягкость и сила, саумья2) и рудра3), та сила, которая предлагает себя и которая заставляет, Вишну и Ишана, Шива и Рудра.

И то и другое необходимо для совершенного действия в мире. Извращения силы Рудры в сердце — это бурная страсть, гнев, свирепость и резкость, твёрдость, грубость, жестокость, эгоистические амбиции и любовь к насилию и господству.

От этих и других человеческих отклонений нужно избавляться расцветом спокойного, чистого и нежного психического существа.

 

4-14-10c. сноски: читта, саумья, рудра

1) читта (chitta) - "первичная субстанция сознания", которая "универсальна в Природе вообще, но подсознательна и механична в природе Материи"; "пронизывающая и обладающая действием сознания" в живом теле, из которой формируется чувственный разум (манас);  она состоит из нижнего уровня пассивной памяти, в котором "записываются впечатления от всего увиденного, мысли, чувства, ощущения" и более высокого уровня (также называемого манас-читта) эмоционального ума, где "волны реакции и отклика… поднимаются из основного сознания";
также сокращение от читтакаша.

2) саумья (saumya) - кротость, подчинение.

3) рудра (raudra) - сила, ярость; сокращение для рудра ананды.

Прим. из Глоссария.

 

4-14-11. Но с другой стороны, ограничение дееспособности силы — это тоже несовершенство.

Но с другой стороны, ограничение дееспособности силы — это тоже несовершенство.

Вялость и слабость, потакание самому себе, некоторая дряблость и вялость, или инертная пассивность психического существа — это последний результат эмоциональной и психической жизни, в которой энергия и сила самоутверждения были подавлены, не поощрялись или были убиты.

Аналогично, не будет полным совершенством, если только обладать непоколебимой силой или культивировать только сердце любви, милосердие, терпимость, мягкость, кротость и долготерпение.

Оборотная сторона совершенства — это самодостаточная,  спокойная и неэгоистическая сила Рудры, вооружённая психической силой, энергией сильного сердца, которые могут выдерживать не отступая, настойчивое, внешне суровое, или даже, там где это нужно, яростное действие.

Безграничный свет энергии, силы, могущества, находящийся в гармонии с нежностью сердца и ясностью, способный быть единым с ним в действии, молния Индры, исходящая из сферы нектарных лунных лучей Сомы — это дважды совершенство.

И эти две вещи — саумьятва1) и теджас2), должны опираться в своём присутствии и действии на устойчивую ровность характера и психической души, освободившейся от всякой грубости и всякого избытка или недостатка света сердца или силы сердца.

 

4-14-11c. сноски: саумьятва, теджас

1) саумьятва (saumyatva) - нежность (сердца), чистота.

Прим из Словаря.

2) теджас (tejas) - огненное сияние; ментальный свет и энергия; энергия темперамента, которая проявляет себя в каждом элементе четырёхсоставной персональности (брахма теджас и т.д.), "могучая и страстная сила и интенсивность", элемент читта шакти;один из семи видов материалов акаши; рупа или липи, состоящая из этого материала; огонь, принцип света и тепла, один из "пяти элементов древней философии или скорее элементарных условий Природы, панча бхута, их которых состоят объекты при помощи различных комбинаций, также называемый агни; мужская энергия, переносимая в голову при помощи уданы.

Прим. из Глоссария.

 

4-14-12. Ещё один необходимый элемент — вера в сердце, вера во всеобщее добро и воля к нему, открытость всеобщей Ананде.

Ещё один необходимый элемент — вера в сердце, вера во всеобщее добро и воля к нему, открытость всеобщей Ананде.

Чистое психическое существо принадлежит самой сути Ананды оно происходит от души-восторга во вселенной. Но поверхностное сердце эмоций подавляется противоречивыми проявлениями мира и переносит множество реакций горя, страха, тоски, страсти, недолговечной и частичной радости.

Для совершенства нужно обладать ровным сердцем, но нужна не только пассивная ровность.

За всеми переживаниями должно стоять ощущение божественной силы, которое творит добро, вера и воля, которые могут превратить яды мира в нектар, за несчастьями видеть более счастливое духовное намерение, за страданием — тайну любви, в семени боли — цветок божественной силы и радости.

Эта вера, кальяна-шраддха1), необходима для того, чтобы сердце и всё открытое психическое существо могло откликнуться на тайную божественную Ананду. Чтобы оно могло измениться и стать этой истинной изначальной сущностью.

Эта вера и воля должны сопровождаться и открываться в безграничную, широчайшую и самую интенсивную способность к любви. Потому что основное дело сердца, его истинная функция — это любовь.

Это наш, данный нам судьбой, инструмент полного слияния и единства. Потому что видеть единство в мире через понимания — недостаточно, если мы не будем чувствовать это единство и сердцем, и в психическом существе. А это означает восторг в Едином и во всех его существованиях в мире, который в Нём, любовь к Богу и ко всем существам.

Вера сердца и воля к добру опираются на восприятии единого Божественного, которое присуще всем вещам, и которое направляет мир.

Такая всеобщая любовь должна опираться на видение сердца, на психическое и эмоциональное ощущение единого Божественного, единого Высшего "Я" во всех существованиях.

Тогда все четыре элемента образуют единство и даже сила Рудры будет вести битву за правоту, и добро будет действовать на основе силы всеобщей любви.

Это — наивысшее и наиболее характерное совершенство сердца — према-самартхья2).

 

4-14-12c. сноски: кальяна шраддха, према самартхьям

1) кальяна шраддха (kalyanasraddha) - вера в то, что все к лучшему, «чувство божественной силы, создающей добро за всеми переживаниями», элемент читта-шакти.

2) према самартхьям (premasamarthyam) - «способность иметь безграничную любовь ко всем существам», элемент читта шакти.

Прим. из Глоссария.

 

4-14-13. И последнее совершенство — это совершенство интеллекта и мыслящего ума, буддхи.

И последнее совершенство — это совершенство интеллекта и мыслящего ума, буддхи.

Первое, что нужно — это ясность и чистота интеллекта. Его нужно освободить от требований витального существа, которое ищет способы навязать желание ума вместо истины.

Его нужно освободить от требований беспокойного эмоционального существа, которое старается окрашивать, искажать, ограничивать или перевирать истину с помощью оттенков и форм эмоций.

Его нужно освободить от его собственных дефектов — от инертности силы мысли, от препятствующей узости и от нежелания открываться знанию, от отсутствия интеллектуальной добросовестности в мышлении, от предвзятости и предпочтения, от своеволия в рассуждении и от ложной решительности воли к знанию.

Его единственная воля должна состоять в том, чтобы сделать себя незапятнанным зеркалом истины, её сути, её форм, мер и отношений, чистым зеркалом справедливой мерой, прекрасным и тонким инструментом гармонии, интегральным интеллектом.

Этот ясный и чистый интеллект может затем стать спокойным морем света, чистым и сильным сиянием, исходящим от солнца Истины. Но, опять же, он должен стать не просто чем-то из сосредоточенного холодного или бесчувственного света, а способным на всё разнообразие понимания, податливым, богатым, гибким, сверкающим всеми огнями и всеми цветами проявления Истины, открытым ко всем её формам.

Вооружённый таким образом, он избавится от ограничений, он перестанет быть заперт в той или иной способности или форме, или работе познания, а станет инструментом, готовым и способным к любой работе, которую потребует от него Пуруша.

Чистота, ясное сияние, богатство и гибкое разнообразие, способность быть целостным — вот четыре составляющих совершенства думающего интеллекта — вишуддхи, пракаша, вичитра-бодха, сарва-джняна-самартхья*).

 

4-14-13c. сноски: вишуддхих, пракашо, вичитрабодхо, джняна самартхьям

*) вишуддхих, пракаша, вичитра-бодхо, джняна-самартхьям (vishuddhih, prakashaa, vichitra-bodho, jnana-samarthyam) - чистота, ясность, разнообразие понимания, способность ко всему знанию (элементы буддхи шакти).

1-1) вишуддхата (vishudhatta) - чистота мыслительной способности, элемент буддхи шакти.

1-2) вишуддхи (vishudhi) - чистота; то же, что и вишуддхата.

2) пракаша (prakasha) - озарение, вдохновение, «прозрачное понимание»; ясность мыслительной способности, элемент будхишакти; божественный свет знания в котором саттва превращается в освобождение (мукти) природы от тригуны низшей пракрити; высший из семи видов материи акаши.

3) вичитра бодха (vichitra bodha) - «богатство, великое разнообразие и глубина восприятия», элемент буддхи шакти.

сарва (sarva) - всё; Всё; то же, что и сарвам брахма.

4-1) джняна самартхьям (jnana-samarthyam) - способность к знанию, «сила ума получать и приспосабливаться к любому виду знания, не чувствуя нигде ограничений или неспособности», элемент буддхи шакти.

4-2) сарваджняна-самартхья (sarvajnana-samarthya) - [способность ко всем знаниям]; интегральная способность мыслящего интеллекта.

Прим. из Глоссария и из Словаря.

 

4-14-14. Нормальные инструменты, усовершенствованные таким образом будут действовать каждый по своему, без чрезмерного вмешательства друг друга, …

Нормальные инструменты, усовершенствованные таким образом будут действовать каждый по своему, без чрезмерного вмешательства друг друга, и служить беспрепятственной воле Пуруши в гармонизированной общности нашего природного существа.

Это совершенство должно постоянно расти в своей способности к действию, в энергии и силе своей работы и в определённом величии размаха всей природы. Тогда эти инструменты будут готовы к трансформации в собственное супраментальное действие, в котором они найдут более абсолютную, единую и сияющую духовную истину всей совершенной природы.

Средства для такого совершенства инструментов мы рассмотрим позже. А сейчас достаточно будет сказать, что основными условиями будут воля, самонаблюдение, самопознание и постоянная практика, абхьяса*), изменения самого себя и преобразования.

У Пуруши есть такая способность. Потому что дух внутри может всегда менять и совершенствовать работу своей природы. Но ментальное существо должно открыть этому путь своим ясным и внимательным самонаблюдением, открытием себя для поиска и тонкого самопознания, которое даст ему понимание и всё возрастающее владение своими природными инструментами, для бдительной и настойчивой воли изменения себя и преобразования себя.

Потому что на эту волю Пракрити должна в конце концов отвечать, как бы трудно это не было поначалу, или как долго бы она не сопротивлялась.

И должна быть неизменная практика, которая постоянно будет отвергать все дефекты и искажения, и заменять их правильным состоянием и правильным и более развитым действием.

Аскеза, Тапасья, терпение, верность, прямота знания и воли — вот что требуется, пока Сила, более великая, чем наши ментальные "я" не вмешается напрямую, чтобы выполнить более лёгкую и быструю трансформацию.

 

4-14-14c. сноска: абхьяса

*) абхьяса (abhyasa) - повторение; упражнение; дисциплина; практика. Прим. из Глоссария.

 

 

 

2022 ноя 04 пт — 2022 ноя 12 сб