-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-17

Действие Божественной Шакти

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 762-770)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца,
или фрагмент  первого предложения.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XVII. Действие Божественной Шакти

4-17-01. Природа божественной Шакти такова, что это вневременная сила Божественного, которая проявляет себя во времени …

4-17-02. Однако, это — некая стадия, а не всё совершенство.

4-17-03. В этом более высоком состоянии Шакти раскрывает себя как присутствие или потенциальная возможность бесконечного существования, сознания, воли, восторга.

4-17-04. Эта супраментальная Шакти может сформироваться как одухотворённый интуитивный свет и сила в самом уме, и это великое, но всё же ограниченное умом духовное действие.

4-17-04c. сноска: самата

4-17-05. Здесь необходимо всегда помнить о трёх силах Божественного ...

4-17-05c. сноски: со хам, пара пракритир дживабхута, атма-самарпана

4-17-06. И точно так же, когда мы первый раз осознаем бесконечную Шакти над нами, вокруг нас или внутри нас, импульс эгоистического чувства в нас …

4-17-07. Было замечено, что наиболее действенный способ очищения для ментального Пуруши состоит в том, чтобы отойти назад, стать пассивным свидетелем …

4-17-07c. сноска: Ишвара

4-17-08. Однако, есть возможность достичь этого результата без прохождения через пассивность ментального Пуруши …

4-17-09. На второй стадии индивидуальный деятель исчезает, но какая либо тихая пассивность не обязательна.

4-17-10. Третья стадия наступает благодаря возрастающему проявлению Божественного, Ишвары во всём нашем существе и действии.

4-17-10c. сноски: амша, санатана

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XVII. Действие Божественной Шакти

4-17-01. Природа божественной Шакти такова, что это вневременная сила Божественного, которая проявляет себя во времени …

Природа божественной Шакти такова, что это вневременная сила Божественного, которая проявляет себя во времени как универсальная сила, создающая, составляющая, поддерживающая и направляющая все движения и действия вселенной.

Эта универсальная Сила проявляется для нас сначала на низших уровнях существования как ментальная, витальная и материальная космическая энергия, операциями которой являются все наши ментальные, витальные и физические активности.

Для нашей садханы необходимо, чтобы мы полностью осознали эту истину, чтобы избежать давления ограничивающего видения эго и чтобы мы сделали себя универсальными даже на тех низших уровнях, где эго обычно царствует в полную силу.

Увидеть, что мы не инициаторы действия, а скорее эта Сила действует в нас и во всех других людях. Что ни собственное "я", ни другие люди — не являются теми кто делает что-то, а тот, кто делает — это одна Пракрити — это правило Карма-Йоги также верно и здесь.

Чувство эго служит чтобы ограничивать, разделять, более остро различать, максимально использовать индивидуальную форму. И оно здесь потому, что оно необходимо для эволюции низшей жизни.

Но когда мы хотим подняться к более высокой божественной жизни, нам нужно ослабить силу эго, и в конце концов избавиться от него. Потому что как развитие эго необходимо для низшей жизни, так и обратное движение — устранение эго — необходимо для высшей жизни.

Видеть наши действия не как наши собственные, а как действия божественной Шакти, работающей в форме низшей Пракрити на низших уровнях сознательного существа — сильно помогает этому изменению.

И если мы сможем научиться этому видению, то отделённость нашего ментального, витального и физического сознания от сознания других существ начнет становиться тоньше и будет уменьшаться.

Специализирующие и индивидуализирующие различия Природы будут существовать для своих целей, но перестанут быть тюрьмой. Отдельный человек станет чувствовать что его ум, жизнь и физическое существование едины с существованием других среди все различий, и едины со всей силой духа в Природе.

 

4-17-02. Однако, это — некая стадия, а не всё совершенство.

Однако, это — некая стадия, а не всё совершенство. Существование, каким бы оно не было сравнительно широким и свободным, всё же подчинено низшей природе.

Саттвическое, раджасическое и тамасическое эго становится меньше, но не убирается насовсем. Или, если кажется, что оно исчезает, то оно лишь погрузилось в наших частях действия во всеобщую работу гун, остаётся вовлечённым в них и всё ещё действует скрытым, подсознательным образом и может вырваться на передний план в любое время.

Поэтому Садхака должен хранить эту идею и получить реализацию единого "я" или духа во всём, стоящим за всеми этими действиями.

Ему нужно осознать за Пракрити единого Всевышнего и универсального Пурушу. Ему нужно увидеть и почувствовать не только что всё является самоорганизацией единой Силы, Пракрити или Природы, но и то, что все её действия — это действия Божественного во всём, действия единого Божества во всём, как бы оно ни было завуалировано, изменено и как бы искажено — потому что искажение приходит из-за преобразования в низшие формы — путём передачи через эго и гуны.

Это ещё больше уменьшит открытую или скрытую настойчивость эго и, если его полностью осознать, то затруднит или сделает невозможным для эго утверждать себя так, чтобы помешать или затруднить дальнейшее развитие.

Чувство эго станет, насколько оно вообще вмешивается во всё, чужеродным навязчивым элементом и лишь некой бахромой тумана старого невежества, висящего на окраинах сознания и его действия.

И во-вторых, необходимо осознать универсальную Шакти, её необходимо увидеть, почувствовать и перенести в могучей чистоте её высшего действия, её супраментальную и духовную работу.

Это большее видение Шакти позволит нам выйти из под контроля гун, преобразовать их в их божественные эквиваленты и жить в сознании, в котором Пуруша и Пракрити едины, а не разделены или скрыты друг в друге или стоят одно позади другого.

В этом видении Шакти будет очевидна для нас в каждом своём движении и естественно, спонтанно, непреодолимо ощущаться как не что-то иное, а как активное присутствие Божественного, как форма силы высшего Божественного "Я" и Духа.

 

4-17-03. В этом более высоком состоянии Шакти раскрывает себя как присутствие или потенциальная возможность бесконечного существования, сознания, воли, восторга.

В этом более высоком состоянии Шакти раскрывает себя как присутствие или потенциальная возможность бесконечного существования, сознания, воли, восторга. И когда мы её так видим и чувствуем, существо обращается к ней любым способом, со своим обожанием или со своей волей устремления, или через как своего родя притяжение меньшего к большему, чтобы познать её, чтобы стать наполненным ей, чтобы она обладала им, чтобы быть единым с ней в смысле и действии всей природы.

Но поначалу, пока мы ещё живём в уме, возникает пропасть разделения или двойного действия. Ментальная, витальная и физическая энергия в нас и вселенной ощущается как производная от высшей Шакти, но в то же время как низшая, отделённая и в некотором смысле она по-другому работает.

Настоящая духовная сила может посылать свои сообщения или свет и силу своего присутствия над нами на низшие уровни, или может время от времени спускаться, и даже на какое-то время овладевать низшими уровнями, но затем она смешивается с работой на этом уровне и частично преображает и одухотворяет их, но сама уменьшается и изменяется во время этого процесса.

Возникает какое-то прерывистое высшее действие или двойственная работа природы. Или же мы обнаруживаем, что Шакти на какое-то время поднимает существо на более высокий духовный план, а затем опускает назад в более низшие уровни. Такие чередования стоит рассматривать как естественные превратности процесса превращения нормального существа в духовное.

Эта трансформация, это совершенство интегральной Йоги не могут быть завершены, пока не будет сформирована связь между ментальным и духовным действием и пока высшее знание не будет применено ко всем деятельностям нашего существования.

Эта связь — супраментальная или гностическая энергия в которой неисчислимая бесконечная сила высшего существа, сознания, восторга формулирует себя как упорядочивающая божественная воля и мудрость, свет и сила в существе, формирующие все мысли, волю, чувства, действие и заменяет соответствующие индивидуальные движения.

 

4-17-04. Эта супраментальная Шакти может сформироваться как одухотворённый интуитивный свет и сила в самом уме, и это великое, но всё же ограниченное умом духовное действие.

Эта супраментальная Шакти может сформироваться как одухотворённый интуитивный свет и сила в самом уме, и это великое, но всё же ограниченное умом духовное действие. Или же она сможет полностью преобразовать ум и поднять всё существо на супраментальный уровень.

В любом случае, первое, что необходимо в этой части Йоги — потерять эго деятеля, эго-идею и чувство собственной силы действия, инициации действия и контроля над результатом действия и слиться с ним в ощущении и видении универсальной Шакти, которая порождает, формирует, направляет к своим целям действия и нас самих, и других людей, а также все личности и силы мира.

И это осознание может стать абсолютным и полным во всех частях нашего существа только если мы сможем получить то ощущение и видение Шакти во всех её формах, на всех уровнях нашего существования и существования мира, как материальной, витальной, ментальной и супраментальной энергии Божественного.

Однако все они, все эти силы всех планов должны рассматриваться и пониматься как собственные формулировки единой духовной Шакти, бесконечной в существовании, сознании и Ананде.

То, что эта сила должна сначала проявиться на низших уровнях в низших формах энергии и только потом раскрывать свою более высокую духовную природу — это правило, но оно не обязательно. И если эта сила приходит сначала в своём ментальном, витальном или физическом универсализме, то мы должны быть осторожны, чтобы не оставаться довольными только этим.

Вместо этого она может прийти сразу в своей высшей реальности, в могуществе духовного великолепия. Тогда трудность будет состоять в том, чтобы нести и удерживать эту Силу, пока она не захватит и не трансформирует энергии низших уровней существа.

Эта трудность может уменьшаться по мере того, как мы сможем достичь более широкого покоя и ровности, саматы*), и либо осознавать, чувствовать и жить в этом едином спокойном неизменном "я" во всём, или же выполнить подлинную и полную отдачу себя божественному Мастеру Йоги.

 

4-17-04c. сноска: самата

*) самата (samata) - ровность, невозмутимость, «способность воспринимать со спокойным и равным умом все нападки и явления внешнего мира», (см. Сапта Чатустайя).

Прим. из Глоссария.

 

4-17-05. Здесь необходимо всегда помнить о трёх силах Божественного ...

Здесь необходимо всегда помнить о трёх силах Божественного, которые присутствуют и должны приниматься во внимание во всех живых существах.

В нашем обычном сознании мы видим эти три силы как самих себя, как Дживу в форме эго. Далее — Бог — чтобы мы под этим ни понимали, и Природа.

В духовном опыте мы видим Бога как высшее Божественное "Я" или как Дух, или как Существо, от которого мы произошли, в котором мы живём и движемся.

Мы видим Природу как его Силу, или Бога как Силу, Дух в Силе, действующий в нас самих и в мире. Тогда Джива сам является этим Божественным "Я", Духом, Божественным, со хам1), потому что он едино с ним в сущности своего бытия и сознания, но как индивидуальность он всего лишь частичка Божественного, он это "я" Духа, и в своём естественном существовании он это форма Шакти, сила Бога в движении и в действии, пара пракритир дживабхута2).

Поначалу, когда мы начинаем осознавать Бога или Шакти, в наших отношениях с ними возникают трудности из-за эго-сознания, которое мы привносим в духовные отношения.

Эго в нас предъявляет претензии к Божественному, и это не духовные, другие претензии. И они в некотором смысле правомерны, но до тех пор и по мере того, как они принимают эгоистическую форму, они открыты для большей грубости и больших искажений, они отягощены элементом лжи, нежелательной реакции и последующего зла.

И эти отношения могут быть по-настоящему правильными, счастливыми и совершенными только тогда, когда эти претензии становятся частью духовных притязаний и теряют свой эгоистический характер.

И в самом деле, притязание нашего существа на Божественное окончательно осуществляется только тогда, когда оно перестаёт вообще быть притязанием, а вместо этого становится реализацией Божественного через индивидуальное, когда мы довольствуемся только этим одним.

Когда мы довольствуемся наслаждением единства в существовании, когда мы довольствуемся тем, что оставляет высшее Божественное "Я" и Хозяин существования, чтобы делать то, что является волей его абсолютной мудрости и знания через нашу всё более и более совершенную Природу.

Это — чувство самоотдачи индивидуального "я" Божественному — атма-самарпана3). Оно не исключает воли к наслаждению единством, к причастности к божественному сознанию, мудрости, знанию, свету, силе, совершенству, к удовлетворённости божественной реализацией в нас. Но воля, устремление — принадлежит нам, потому что это его воля в нас.

Поначалу, пока мы ещё настаиваем на нашей собственной личности, оно только отражает её. Но постепенно, оно становится всё более и более неотличимой от неё, менее личной, и в конце концов теряет всякую тень отделённости, потому что воля в нас стала одинаковой с божественным Тапасом, с действием божественной Шакти.

 

4-17-05c. сноски: со хам, пара пракритир дживабхута, атма-самарпана

1) со хам (so 'ham) - Он это Я.

2) пара пракритир дживабхута (para prakrtir jivabhuta) - духовная Природа, которая стала Дживой. [Гита 7.5].

3) атма-самарпана (atma-samarpana) - само-сдача, «отдача самого себя без требования чего-то в обмен», свойство шудры.

Прим. из Глоссария и Словаря.

 

4-17-06. И точно так же, когда мы первый раз осознаем бесконечную Шакти над нами, вокруг нас или внутри нас, импульс эгоистического чувства в нас …

И точно так же, когда мы первый раз осознаем бесконечную Шакти над нами, вокруг нас или внутри нас, импульс эгоистического чувства в нас состоит в том, чтобы ухватиться за неё и использовать это возросшее могущество для наших эгоистических целей.

Это весьма опасно, потому что приносит с собой ощущение и некоторую возросшую реальность некой великой, иногда титанической силы.

И раджасическое эго, наслаждаясь этим ощущением новой огромной силы, может вместо того, чтобы ждать очищения и преобразования, начнёт бросать себя в интенсивное и нечистое действие, и даже превратить нас на некоторое время или частично в эгоистичного и высокомерного Асура, который использует данную ему силу для своих собственных целей, а не для божественных.

Но на этом пути нас ждёт, в конце концов, если упорно его продолжать, духовная гибель и материальное разрушение.

И даже рассматривать себя в качестве инструмента Божественного не будет совершенным средством. Потому что, когда в дело вмешивается сильное эго, оно искажает духовные отношения и под прикрытием превращения себя в инструмент Божественного на самом деле стремится сделать наоборот, Бога своим инструментом.

Единственное средство в том, чтобы заставить затихнуть эгоистические притязания любого рода, настойчиво уменьшать личное усилие и индивидуальное напряжение, которых даже саттвическое эго не может избежать. И вместо того, чтобы цепляться за Шакти и использовать её для своих целей, скорее позволить Шакти воздействовать на нас и использовать нас для божественной цели.

Это невозможно сделать в совершенстве сразу, и это невозможно сделать безопасно, если мы осознаём только низшую форму универсальной энергии, потому что тогда, как уже было сказано, должен быть какой-то другой контроль — либо контроль ментального Пуруши, или контроль на более высоком уровне.

Но, тем не менее, это цель, которую мы должны ставить перед собой, и которую можно полностью осуществить, если мы настойчиво будем осознавать высшее духовное присутствие и форму божественной Шакти.

И такая отдача всего действия индивидуального "я" Шакти — в действительности — так же форма настоящей само-сдачи Божественному. 

 

4-17-07. Было замечено, что наиболее действенный способ очищения для ментального Пуруши состоит в том, чтобы отойти назад, стать пассивным свидетелем …

Было замечено, что наиболее действенный способ очищения для ментального Пуруши состоит в том, чтобы отойти назад, стать пассивным свидетелем, и наблюдать, познавать себя и работу Природы в низшем, обычном существе. Но для совершенства это должно сочетаться с волей поднять очищенную природу в более высокое духовное существование.

Когда это сделано, Пуруша уже не только свидетель, но также и хозяин своей Пракрити, Ишвара*). Поначалу может быть неясно, как можно примирить этот идеал активного владения собой с явно противоположным идеалом сдачи самого себя и превращением в согласный инструмент божественной Шакти.

Но в действительности, на духовном плане трудностей нет. Джива не может в реальности стать хозяином, кроме как постепенно приходя к единству с Божественным, которое — его высшее Божественное "Я". И в этом единстве и в его слиянии со вселенной он также един во вселенском "я" с той волей, которая направляет все действия Природы.

Но более непосредственно и менее трансцендентно, в своём индивидуальном действии он также является частичкой Божественного и участвует в овладении своей природой тем, чему он отдал себя. Даже в качестве инструмента, он не механический инструмент, он — сознающий инструмент.

Со стороны Пуруши он един с Божественным и участвует в божественной власти Ишвары. Со стороны природы он в своей всеобщности един с силой Божественного.

А в своём индивидуальном природном существе он — инструмент всеобщей божественной Шакти, потому что индивидуализированная сила существует именно для выполнения цели универсальной Силы.

Джива, как уже было замечено, это место встречи игры двойственного аспекта Божественного — Пракрити и Пуруши. И в более высоком духовном сознании он становится одновременно единым с обоими этими аспектами. И там он берёт и объединяет все божественные отношения, созданные их взаимодействием. Именно это и делает возможным такое двойное отношение.

 

4-17-07c. сноска: Ишвара

*) Ишвара (Ishwara) - господин; высшее Существо (пурушоттама) как Господь, «всезнающий и всемогущий Все-правитель», который своей сознательной Силой (шакти) «проявляет себя во Времени и управляет вселенной», управляя своим само-созиданием с «все-осознаванием, в чём он знает истину всех вещей и осознает свою все-мудрость, вырабатывая их в соответствии с истиной, которая в них»; отождествляется с Кришной; индивидуальная душа (пуруша или джива) как хозяин своей собственной природы.

Прим. из Глоссария.

 

4-17-08. Однако, есть возможность достичь этого результата без прохождения через пассивность ментального Пуруши …

Однако, есть возможность достичь этого результата без прохождения через пассивность ментального Пуруши, с помощью более настойчивой и преимущественно динамической Йоги. Или возможна комбинация этих двух методов, чередование между ними и слияние в конце.

И здесь проблема духовного действия принимает более простую форму. В этом динамическом движении есть три стадии.

На первой стадии Джива осознаёт высшую Шакти, принимает силу в себя и использует её под её руководством, с определённым чувством подчинённого деятеля, с чувством малой ответственности в действии — поначалу это даже может быть ответственность за результат.

Но это потом проходит, потому что он видит, что результат определяется более высокой Силой, и только действие ощущается как частично его.

Далее Садхака чувствует, что именно он — тот, кто думает, желает, делает, но также чувствует и божественную Шакти или Пракрити позади, которая направляет и формирует все его мысли, желания, ощущения и действие. Индивидуальная энергия в некотором смысле принадлежит ему, но пока ещё только как форма и инструмент всеобщей божественной Энергии.

Хозяин этой Силы может быть скрыт от него на какое-то время действием Шакти, или же он может иногда осознавать Ишвару или же Ишвара может постоянно являться для него.

Под конец в его сознании присутствуют три вещи — он сам, как служитель Ишвары, Шакти позади как великая Сила, поставляющая энергию, формирующая действия, формулирующая результаты, и Ишвара наверху, определяющий своей волей всё это действие.

 

4-17-09. На второй стадии индивидуальный деятель исчезает, но какая либо тихая пассивность не обязательна.

На второй стадии индивидуальный деятель исчезает, но какая либо тихая пассивность не обязательна. Может быть полностью динамичное действие, только всё делается при помощи Шакти.

Это именно её сила знания принимает форму мысли в уме. Садхака не ощущает, что он думает сам, но ощущает, что в нём думает Шакти. Точно так же и воля, и чувства, и действие это ничто иное как формирование, действие, активность Шакти в её непосредственном присутствии и полном владении всей системой сознания.

Садхака не думает, не хочет, не чувствует, не действует, а мысль, воля, чувство и действие происходят в его системе сознания. Индивид на стороне действия растворился в единстве со всеобщей Пракрити, и стал индивидуализированной формой и действием божественной Шакти.

Он всё ещё осознаёт своё личное существование, но как Пуруша, поддерживающий и наблюдающий всё действие, сознающий его в своём самопознании и позволяющий своим участием божественной Шакти совершать в нём работу и волю Ишвары.

Тогда Хозяин этой силы иногда скрывается под действием силы, иногда появляется, управляя ею и направляя её работу. Здесь тоже есть три вещи, присутствующие в сознании — Шакти, несущая всё знание, мысли, волю, чувства, действия для Ишвары в инструментальной человеческой форме. Далее — Ишвара, Хозяин существования, управляющий всем её действием и дающий ему импульс. И он сам в качестве души, Пуруши своего индивидуального действия, наслаждающийся всем отношениями с ним, отношениями, созданными через её работу.

Есть и другая форма этой реализации, в которой Джива растворяется в Шакти и становится единым с ней. И тогда остаётся только игра Шакти с Ишварой, Махадева и Кали, Кришна и Радха, Дева и Дэви.

Это самая интенсивная возможная форма осознания Дживой себя как проявление Природы, как сила существования Божественного, пара пракритир джива-бхута.

 

4-17-10. Третья стадия наступает благодаря возрастающему проявлению Божественного, Ишвары во всём нашем существе и действии.

Третья стадия наступает благодаря возрастающему проявлению Божественного, Ишвары во всём нашем существе и действии. Это когда мы начинаем постоянно и непрерывно осознавать его.

Он ощущается в нас как обладающий нашим существом и над нами, как правитель всех его работ. И эти работы становятся для нас ничем иным, как проявлением в нём существования Дживы. Всё наше сознание — это его сознание, всё наше знание — это его знание, все наши мысли — это его мысли, все наши желания — это его желания, все наши ощущения — это его Ананда и форма его наслаждения существованием, все наши действия — это его действия.

Различие между Шакти и Ишварой начинает исчезать. Есть только сознательная деятельность Божественного в нас с великим внутренним "я" Божественного позади, вокруг нас, и обладающим им.

Весь мир и Природа видятся только этим, но сейчас это стало полностью осознанным. Майя эго убрана и Джива присутствует только как вечная частичка его существования, амша1) санатана2),  выдвинутая для поддержки божественной индивидуализации и жизни, которая сейчас получила реализацию в виде полного присутствия и силы Божественного, в виде полной радости Духа, проявленного в существе.

Это высшее осознание совершенства и восторга активного единства. Потому что за его пределами может быть только сознание Аватара, когда сам Ишвара принимает человеческое имя и форму для действия в Лиле.

 

4-17-10c. сноски: амша, санатана

1) амша (amsha) - порция.

2) санатана (sanatana) - вечное.

Прим. из Глоссария.

 

2022 ноя 27 вс — 2022 дек 03 сб