-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-18

Вера и Шакти

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 771-782)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца,
или начало первого предложения.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XVIII. Вера и Шакти

4-18-01. Три элемента совершенства нашей инструментальной природы, это …

4-18-01c. сноски: шраддха, йо йаччраддхах са эва сах

4-18-02. Враг веры — сомнение, однако же в сомнении также есть и польза, и необходимость …

4-18-03. И всё же вера нужна повсюду и на каждом шагу …

4-18-04. Эта шраддха на самом деле — влияние высшего Духа …

4-18-04c. сноски: санкальпа, вьявасайя

4-18-05. Более того, необходима вера не только в основные принципы, идеи и путь Йоги …

4-18-05c. сноска: бхури (аспаста) картвам

4-18-06. Развитие в Йоге — это продвижение от ментального невежества … к совершенному основанию и возрастанию знания.

4-18-07. Также необходима постоянная шраддха, вера, согласие сердца и жизни.

4-18-08. Эта вера по своей сути — тайная шраддха души …

4-18-09. Вера, которая требуется от нас, … сводится к широкому …

4-18-09c. сноска

4-18-10. Вера в божественную Шакти должна всегда быть основой нашей силы …

4-18-10c. сноски: аттахасья, йогах кармасу каушалам

4-18-11. А позади неё стоит Ишвара, и вера в него — наиболее центральная вещь в шраддхе интегральной Йоги.

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XVIII. Вера и Шакти

4-18-01. Три элемента совершенства нашей инструментальной природы, это …

Три элемента совершенства нашей инструментальной природы, общие черты которых мы до сих пор рассматривали, это — совершенство интеллекта, сердца, витального сознания и тела, совершенство основных сил души, совершенство сдачи наших инструментов и действия божественной Шакти, в каждый момент своего развития зависят от четвёртой силы, которая скрыто или явно является стержнем всех усилий и действий, от веры, шраддха1).

Совершенная вера — это согласие всего существа с истиной, увиденной им, или предложенной для его принятия. И её центральным действием является вера души в свою собственную волю быть, достигать, становиться, а также её представление о себе, вещах и своём знании, внешними образами которого являются вера интеллекта, согласие сердца и желание жизненного ума обладать и реализовывать.

Эта вера души, в той или иной форме, необходима чтобы существо действовало. Без неё человек не может продвинуться ни на ша в жизни, и тем более сделать какой-либо шаг вперёд к ещё нереализованному совершенству.

Это настолько центральная и существенная вещь, что Гита может справедливо сказать о ней: какая у человека шраддха, тем он и является, йо йаччраддхах са эва сах2).

И можно добавить — чтобы ни было такого, во что у него есть вера, в которой он видит, что может этим стать и стремится к этому, он может это сотворить и этим стать.

Есть один вид веры, который требуется для интегральной Йоги как необходимый, и который можно описать как веру в Бога и Шакти, веру в присутствие и силу Божественного в нас и в мире, веру, что всё в мире — это работа единой божественной Шакти, что все шаги Йоги, её стремления и страдания, и неудачи, так же как и её успехи, удовлетворения и победы — полезны и необходимы для её работы.

И что благодаря твёрдой и сильной зависимости от Божественного и полностью отдав себя Божественному и его Шакти в нас мы можем достичь единства, свободы, победы и совершенства.

 

4-18-01c. сноски: шраддха, йо йаччраддхах са эва сах

1) шраддха (shraddha) - вера; вера в Божественное (бхагавана), в его исполнительную Силу (шакти) и в силу внутри себя (свашакти), последний элемент Шакти Чатустайи.

2) йо йаччраддхах са эва сах (yo yacchraddhah sa eva sah) какой бы ни была вера человека (шраддха), тем он и является. [Гита 17.3]

Прим. из Глоссария и Словаря.

 

4-18-02. Враг веры — сомнение, однако же в сомнении также есть и польза, и необходимость …

Враг веры — сомнение, однако же в сомнении также есть и польза, и необходимость, потому что для человека в его невежестве и в его развивающемся стремлении к познанию, нужно, чтобы его посещали сомнения, иначе он будет оставаться упрямым в невежественной вере и ограниченном знании и не сможет уйти от своих ошибок.

Полезность и необходимость сомнения не исчезают полностью, когда мы вступаем на путь Йоги. Интегральная йога нацелена на знание не просто какого-то фундаментального принципа, а на познание, гнозис которого применим ко всей жизни и действию в мире, охватывает их.

И в этом поиске знания мы вступаем на путь и многие мили на этом пути сопровождаемся старыми, не успевшими обновиться активностями ума, прежде чем они очистятся и преобразуются в более высокий свет.

Мы несём с собой множество интеллектуальных мнений и идей, которые далеко не все правильны и совершенны, и большое число новых идей и предположений встречают на потом, требуя нашего доверия. Идей, за которые было бы гибельно ухватиться и всё время цепляться за них, в той форме, в которой они приходят, независимо от их возможных ошибок, ограничений или несовершенства.

И действительно, на одном из этапов Йоги, становится необходимым отказаться от принятия в качестве чего-то определённого и окончательного любых видов интеллектуальных идей или мнений, в их интеллектуальной форме и удерживать их в подвешенном состоянии, пока им не будет отведено надлежащее место и озарённая форма истины в духовном опыте, озаряемом супраментальным знанием.

И в гораздо большей степени это должно быть в случае с желаниями или побуждениями ума жизни, которые часто должны временно приниматься как непосредственные указатели временно необходимого действия, прежде чем мы получим полное руководство. Но нам не всегда нужно цепляться за них с полного согласия души, потому что в конце концов все эти желания и импульсы нужно или отвергнуть, или преобразовать и заменить импульсами божественной воли, которая принимает на себя движения жизни.

Вера сердца, эмоциональные убеждения, одобрения также необходимы на пути, но они не могут быть всегда надёжными проводниками, пока они тоже не будут восприняты, очищены, преобразованы, и в конце концов заменены озарёнными согласиями божественной Ананды, которая находится в единстве с божественной волей и знанием.

Нет ничего в низшей природе, от разума до витальной воли, на что искатель Йоги мог бы положиться с полной и постоянной верой. Он может найти веру только лишь, в конце концов, в духовной истине, силе, Ананде, которые станут в духовном разуме его единственными проводниками, светильниками и хозяевами действия.

 

4-18-03. И всё же вера нужна повсюду и на каждом шагу …

И всё же вера нужна повсюду и на каждом шагу, потому что вера — это необходимое согласие души и без этого согласия не может быть движения вперёд.

Наша вера должна в первую очередь жить в основных истинах и принципах Йоги. И даже, если она затуманена в интеллекте, подавлена в сердце, утомлена и истощена постоянным отрицанием и неудачами в желании витального ума, должно быть что-то в сокровенной души, что цепляется за них и возвращается к ним. Иначе мы можем упасть на пути или отказаться от него из-за слабости и неспособности вынести временное поражение, разочарование, трудность или опасность.

В Йоге, как и в жизни, человек, который неутомимо упорствует до последнего перед лицом каждого поражения и разочарования и перед лицом все противоборствующих, враждебных и противоречащих друг другу событий и сил, в конце концов побеждает и находит, что его вера оправдана, потому что для души и Шакти в человеке нет ничего невозможного.

И даже слепая и невежественная вера — это лучшее приобретение, чем скептическое сомнение, которое отворачивается от наших духовных возможностей или же постоянные придирки узкого, мелочно-критического нетворческого интеллекта, асуйи, преследующего наши усилия своей парализующей неуверенностью.

И всё же, искатель интегральной Йоги должен победить оба эти несовершенства. То, на что он дал своё согласие, на что нацелил свой ум, сердце и волю — божественное совершенство всего человеческого существа, по-видимому, невозможно для нормального интеллекта, поскольку противостоит актуальным фактам жизни и воли.

И оно ещё долгое время будет противоречить непосредственному опыту, как это бывает со всеми далеко идущими и трудными целями. И также будет отрицаться многими, у которых есть духовный опыт, но которые верят, что наша нынешняя природа — это единственно возможная природа человека в теле, и что только отбросив земную жизнь или даже всё индивидуальное существование мы можем прийти либо к небесному совершенству, либо к освобождению через растворение.

Во время преследования такой цели ещё долго будет множество оснований для возражений, придирок, асуйя, этого невежественного, но настойчивого критикующего разума, правдоподобно опирающегося на проявления текущего момента, на запасе установленных фактов и опыта, который будет отказываться идти дальше и будет подвергать сомнению обоснованность всех указаний и озарений, которые указывают двигаться вперёд.

И если человек уступит этим узким предположениям, он либо не дойдёт до цели, либо его путь будет серьёзно искажён и он надолго застрянет в своём путешествии.

С другой стороны, невежество и слепота в вере — это препятствия к более широкому успеху, они вызывают множество разочарований и крушение иллюзий, они привязываются к ложным концовкам и мешают двигаться к более великим формулировкам истины и совершенства.

Шакти в своей работе будет безжалостно поражать все формы невежества и слепоты и даже всех, кто ошибочно и суеверно уповает на неё. И мы должны быть готовы отказаться от слишком настойчивой привязанности к формам веры и цепляться только за спасительную реальность.

Великая и широкая духовная и интеллектуальная вера, интеллектуальная благодаря интеллекту того более широкого разума, который соглашается с высокими возможностями — вот какой вид шраддхи нужен для интегральной Йоги.

 

4-18-04. Эта шраддха на самом деле — влияние высшего Духа …

Эта шраддха — английское слово "вера" не подходит чтобы выразить это — на самом деле — влияние высшего Духа, а его свет — послание от нашего супраментального существа, которое призывает нашу низшую природу подняться из своего мелкого настоящего к великому самостановлению и самопревышению.

И то, что воспринимает такое влияние и отвечает на призыв — это не столько интеллект, сердце или ум жизни, сколько внутренняя душа, которая лучше знает истину своей судьбы и своё предназначение.

Обстоятельства, которые спровоцировали наше первое вступление на путь не являются реальными указателями на то, что действует в нас. Здесь видное место могут занимать интеллект, сердце или желания ума жизни, или даже более случайные события и внешние побуждения.

Но если всё этим и исчерпывается, то не может быть уверенности в нашей верности призыву и в нашей стойкой настойчивости в Йоге.

Интеллект может отказаться от идеи, которая его привлекала, сердце может устать и подвести нас, желание ума жизни может повернуться к другим целям.

Но внешние обстоятельства — лишь прикрытие для реальной работы духа. И если был затронут именно дух, именно внутренняя душа была тем, кто принял призыв, то шраддха останется твёрдой и будет сопротивляться всем попыткам победить или убить её.

Дело не в том, что на интеллект не могут напасть сомнения, что сердце будет колебаться, что разочаровавшееся желание ума жизни может сникнуть, истощившись на обочине пути.

Это почти неизбежно на какое-то время, а возможно и часто будет случаться, особенно с нами, сыновьями века интеллектуальности, скептицизма и материалистического отрицания духовной истины, которая ещё не подняла свои разноцветные облака с лика солнца более великой реальности и всё ещё противостоит свету духовной интуиции и внутреннему опыту.

Очень возможно, что будет множество тех тяжёлых помрачений, на которые так часто жаловались даже Риши Вед, — "долгое изгнание из света", — и они могут быть такими плотными, ночь на душе может быть такой чёрной, что может показаться что наша вера совершенно покинула нас.

Но через всё это дух внутри будет сохранять свою невидимую власть и душа вернётся с новой силой к своей уверенности, которая была только затемнена, но не угасла, потому что она не может угаснуть, если однажды внутреннее "я" стало знать и приняло своё решение*).

Божественное ведёт нас за руку через всё, и если кажется, что оно позволило нам упасть, то лишь для того, чтобы поднять нас ещё выше. Это спасительное возвращение мы будем испытывать так часто, что отрицание сомнения в конце концов станет невозможным.

И как только основа для ровности прочно укоренится, и тем более, когда взойдёт солнце гнозиса, само сомнение исчезнет, потому что его причина и польза закончились.

 

4-18-04c. сноски: санкальпа, вьявасайя

*1) санкальпа (sankalpa) - разрешение, сила воли, желание, воля.

*2) вьявасайя (vyavasaya) - разрешение; устойчивая концентрация и настойчивость.

Прим. из Глоссария и Словаря.

 

 

4-18-05. Более того, необходима вера не только в основные принципы, идеи и путь Йоги …

Более того, необходима вера не только в основные принципы, идеи и путь Йоги, но и работающая день за днём вера в нашу силу достичь их, в те шаги, которые мы сделали на этом пути, в духовные переживания, которые приходят к нам, в интуицию, в направляющие движения воли и побуждения, в движущее напряжение сердца и устремления, в реализации жизни, которые являются нашими помощниками, в обстоятельства и стадии расширения природы и стимулов, или шаги эволюции души.

В то же время нужно всегда помнить, что мы движемся от несовершенства и невежества к свету и совершенству, и вера в нас должна быть свободна от привязанности к формам нашего стремления и к последовательным стадиям нашей реализации.

В нас будет не только многое, что будет резко поднято в нас для того, чтобы отбросить это и отвергнуть, борьба между силами невежества и низшей природы и более высокими силами, которые должны прийти им на замену.

Но у нас будут переживания, состояния мысли и чувств, формы реализации, которые полезны, и которые нужно принять на пути, и которые могут показаться на какое-то время духовной завершённостью, а чуть позже мы увидим их как промежуточные шаги, которые нужно преодолеть, а ту движущую веру, которая поддерживала их, нужно отвести в сторону, в пользу других и более высоких вещей, или более полных и всеобъемлющих реализаций и переживаний, которые заменят их или в которые они вольются в завершающей трансформации.

Для искателя интегральной Йоги не может быть привязанности к местам отдыха на дороги или к домам на полпути. Он не может быть удовлетворён, пока он не заложит все великие прочные основы своего совершенства и не прорвётся в его широкие и свободные бесконечности. И даже там он должен постоянно наполнять себя новыми переживаниями Бесконечного.

Его развитие — это восхождение от одного уровня до другого. И каждая новая высота приносит новые перспективы и откровения о том многом, что ещё предстоит сделать, бхури картвам*), пока божественная Шакти не возьмёт на себя все его усилия, и ему останется только соглашаться и радостно участвовать в её светлых делах своим соглашающимся единством.

То, что поддержит его в этих изменениях, борьбе, преобразованиях, которые в противном случае могли бы обескуражить и сбить с толку, — потому что интеллект, жизнь и эмоции всегда чересчур сильно цепляются за вещи, зацикливаются на преждевременной уверенности и склонны огорчаться и не желать, когда их заставляют отказаться от того, на что они опирались, — это твёрдая вера в Шакти, которая работает и опора на руководство Матера Йоги, чья мудрость не спешит, и чьи шаги через все замешательства ума уверенны, справедливы и разумны, потому что они опираются на совершенное понимание взаимодействия с потребностями нашей природы.

 

4-18-05c. сноска: бхури (аспаста) картвам

*) бхури (аспаста) картвам (bhuri (aspasta) kartvam) - (там становится ясно) как много ещё предстоит сделать. [Риг Веда 1.10.2] Прим. из Словаря.

 

4-18-06. Развитие в Йоге — это продвижение от ментального невежества … к совершенному основанию и возрастанию знания.

Развитие в Йоге — это продвижение от ментального невежества через несовершенные образования к совершенному основанию и возрастанию знания. А в его более удовлетворительных положительных частях — движение от света к большему свету. И оно не может прекратиться до тех пор, пока мы не обретём самый высокий свет — свет супраментального знания.

Движения ума в своём развитии обязательно будут смешаны с большей или меньшей долей ошибок. И мы не должны позволять, чтобы наша вера была расстроена обнаружением этих ошибок, и не должны воображать, что из-за того, что мнения интеллекта, что помогали нам, оказались слишком поспешными и слишком позитивными, значит вера в душе была неверна.

Человеческий интеллект слишком сильно боится ошибки именно потому, что он слишком сильно привязан к преждевременному чувству уверенности, и к слишком поспешному стремлению к положительной завершённости того, что ему кажется он получает как знание.

По мере того как наше переживание внутреннего "я" будет расти, мы обнаружим, что даже наши ошибки были необходимыми движениями. Что они принесли с собой и оставили свой элемент или указание на истину. Что они помогали открытию или поддерживали необходимые усилия, и что те убеждения, от которых мы должны сейчас отказаться, всё же обладали временной ценностью в развитии нашего знания.

Интеллект не может быть достаточным проводником в поиске духовной истины и реализации. И всё же, мы должны пользоваться интеллектом в целостном движении нашей природы.

И следовательно, в то время когда мы должны отвергнуть парализующее сомнение или простой интеллектуальный скептицизм, ищущий интеллект необходимо приучить допускать определённую широту сомнений, интеллектуальную прямоту, которая не удовлетворяется полуправдой, смесью ошибок и приближений.

И самое позитивное и полезное, интеллект нужно приучить к совершенной готовности всегда двигаться дальше, от уже усвоенных и принятых истин, к более великим, исправляющим, завершающим, или превосходящим эти истинам, которые поначалу интеллект или не мог, или, возможно, не хотел предвидеть.

Необходимо обладать работающей верой интеллекта. Необходимо обладать не суеверным, догматичным или ограничивающим доверием, привязывающимся к каждой временной опоре или формуле, а широкое согласие с последовательно идущими предложениями и шагами Шакти.

Необходимо обладать верой, которая укрепилась на реальности, и которая двигается от меньшей реальности, к более полной. И которая готова бросить все строительные леса и оставить только широкую и растущую структуру.

 

4-18-07. Также необходима постоянная шраддха, вера, согласие сердца и жизни.

Также необходима постоянная шраддха, вера, согласие сердца и жизни. Но пока мы находимся в низшей природе, согласие сердца окрашено ментальной эмоцией и движения жизни сопровождаются своим шлейфом беспокоящих или напряжённых желаний, а ментальная эмоция и желание склонны беспокоить, более или менее грубо, или же тонко подменять истину, или искажать её. И они всегда приносят некоторую ограниченность и несовершенство в её осуществление сердцем и жизнью.

Сердце также, когда оно взволновано своими привязанностями и тем, в чём оно уверено, когда оно сбито с толку откатами назад, неудачами и признанием ошибок, или же когда оно вовлечено в борьбу, которая сопровождает призыв двигаться вперёд, уходя с его привычных позиций, испытывает свои тяготы, усталость, сожаления, восстания, нежелания, которые мешают развитию.

Сердцу нужно научиться более широкой и более твёрдой вере, дающей вместо ментальных реакций, спокойное или динамичное духовное принятие путей и шагов Шакти. И это по своей природе — согласие углубляющейся Ананды на все необходимые движения и готовность оставить старые причалы и всегда идти вперёд, к восторгу более великого совершенства.

Уму жизни нужно давать своё согласие на следующие один за другим мотивы, импульсы, действия жизни, навязанные ему направляющей силы в качестве помощи или поля развития природы.

А также давать согласие на идущие друг за другом шаги внутренней Йоги. Но он не должен привязываться или просить остановки где бы то ни было. Он должен всегда быть готов отказаться от прежней настойчивости и принять с той же полнотой согласия новые, более высокие движения и действия.

И он должен научиться заменять желание широкой и яркой Анандой во всех переживаниях и делах.

Вера сердца и ума жизни, как и вера интеллекта, должны уметь постоянно исправляться, расширяться и изменяться.

 

4-18-08. Эта вера по своей сути — тайная шраддха души …

Эта вера по своей сути — тайная шраддха души, и она всё больше и больше выносится на поверхность и там удовлетворяется, поддерживается и растёт за счёт возрастающей уверенности и определённости духовного опыта.

И здесь точно так же — вера в нас не должна быть к чему-либо привязана, это вера, которая ждёт Истин и которая готова изменить и расширить своё понимание духовного опыта, готовая исправить ошибочные или наполовину лишь истинные идеи о них и готовая получить более озарённые толкования, заменить недостаточную интуицию более достаточной.

Это вера которая готова объединить переживания, которые в своё время казались окончательными и удовлетворяющими нас на более удовлетворяющие комбинации с новым опытом и большей широтой и трансцендентностью.

В области психического особенно и в других промежуточных областях существует очень широкое пространство для возможности заблуждений и часто увлекательных ошибок. И здесь даже некоторая доля позитивного скептицизма принесёт свою пользу. И во всех случающихся событиях полезнее быть более осторожным и обладать скрупулёзной интеллектуальной честностью, а не скептицизмом обычного ума, который равносилен калечащему отрицанию.

В интегральной Йоге психический опыт, особенно того рода, который ассоциируется с тем, что часто называют оккультизмом и у которого есть привкус чудесного, должен быть полностью подчинён духовной истине и ждать от неё её собственного истолкования, озарения и одобрения.

Но даже в чисто духовной сфере есть переживания, которые частичны. И как бы они не были привлекательны, они обретают свою полную достоверность, значимость или правильное применение только когда мы можем продвинуться к более полному переживанию.

И есть другие переживания, которые сами по себе вполне себе значимы, полны и совершенны, но если мы ограничимся ими, то это будет препятствовать проявлению других сторон духовной истины и будет искажать целостность Йоги.

Так глубокая и поглощающая тишина безличного покоя, которая приходит через успокоение ума, это нечто само по себе полное и абсолютное. Но если мы останемся только в этой тишине, она будет отбрасывать своего абсолютного спутника, не менее великого, нужного и истинного — блаженство божественного действия.

И здесь тоже наша вера должна быть согласием, которое принимает весь духовный опыт, но всегда с более широкой открытостью и готовностью к большему свету и истине, к отсутствию ограничивающей привязанности и цеплянию к формам, которое мешало бы движению Шакти дальше, к целостности духовного существования, сознания, силы, действия и целостности единой и множественной Ананды.

 

4-18-09. Вера, которая требуется от нас, … сводится к широкому …

Вера, которая требуется от нас, как в её общем принципе, так и в постоянных частных применениях, сводится к широкому, всё время возрастающему и постоянно становящемуся всё чище, полнее и сильнее согласию всего существа и всех его частей с присутствием и руководством Бога и Шакти.

Вере в Шакти, пока мы не осознаём её присутствия и не наполнены им, обязательно должна предшествовать, или, по крайней мере, сопровождать её, твёрдая и мужественная вера в нашу собственную духовную волю и энергию, в нашу способность успешно двигаться к единству, свободе и совершенству.

Человеку дана вера в себя, свои идеи и свои силы, чтобы он мог работать, творить и подниматься к более великим вещам. И чтобы в конце концов он мог принести свою силу как достойное подношение на алтарь Духа.

Этот дух, говорит Писание, не может быть завоёван слабым, найям атма балахинена лабъьях*). Всякое парализующее недоверие к себе, всякое сомнение в нашей силе достичь, должны быть отброшены, потому что это ложное согласие с бессилием, воображаемая слабость и отрицание всемогущества духа.

Нынешняя неспособность, каким бы тяжёлым ни казалось её давление, это только испытание веры и временная трудность.

И поддаться чувству неспособности для искателя интегральной Йоги — бессмыслица, потому что его цель — развитие совершенства, которое уже есть, которое скрыто в существе. Оно скрыто, потому что человек несёт семя божественной жизни в себе, в своём собственном духе.

И возможность успеха уже заложена и подразумевается в усилии. И победа обеспечена, потому что за этим стоит призыв и руководство всемогущей силы.

В то же время эта вера в себя должна быть очищена от всякого касания раджасического эгоизма и духовной гордости.

Садхака должен как можно чаще вспоминать о том, что его сила — не его собственная в эгоистическом смысле. Что его сила принадлежит божественной универсальной Шакти, и что любой эгоизм в пользовании этой силой станет причиной ограничений и в конце концов — препятствием.

Сила божественной универсальной Шакти, которая стоит за нашим устремлением беспредельна, и когда её правильно призывают, она не может не излить себя в нас и не устранить любую неспособность или препятствие, сейчас или позже.

Потому что время и продолжительность нашей борьбы, хотя они и зависят поначалу, инструментально и частично, от силы нашей веры и наших усилий, всё же, в конечном счете, находятся в руках мудро определяющего тайного Духа, единственного Учителя Йоги, Ишвары.

 

4-18-09c. сноска

*) Мундакья Упанишада 3.2.4.

 

4-18-10. Вера в божественную Шакти должна всегда быть основой нашей силы …

Вера в божественную Шакти должна всегда быть основой нашей силы, и когда она становится проявленной, вера должна стать подразумеваемой и полной.

Нет ничего невозможного для той, кто есть сознательная Сила и всеобщая Богиня, которая создаёт всё из вечности и вооружена всемогуществом Духа.

Все знания, все силы, все триумфы и победы, все умения и творения — в её руках и эти руки полны сокровищ Духа и всех совершенств и сиддх.

Она — Махешвари, богиня высшего знания и приносит нам своё видение всех видов истины, во всей широте, свою прямоту духовной воли, спокойствие и страсть своей супраментальной щедрости, своё счастье просветления.

Она — Махакали, богиня высшей силы. И с нею — всё могущество и духовная сила и строжайшая аскеза Тапаса, и стремительность в битве и победа и смех, аттахасья1), которая делает светом поражение, смерть и силы невежества.

Она — Махалакшми, богиня высшей любви и наслаждения. И её дары — милость Духа, очарование и красота Ананды, защита и всякое божественное и человеческое благословение.

Она — Махасарасвати, богиня божественного мастерства и работы Духа. И её Йога — это искусство в работе, йогах кармасу каушалам2), и полезность божественного знания и самоприменения духа к жизни и счастье её гармоний.

И во всех своих силах и формах она приносит с собой высшее чувство мастерства вечного Ишвари3), быструю и божественную способность ко всем видам деятельности, которые могут потребоваться от инструмента, единство, соучастие симпатии и свободное отождествление со всеми энергиями во всех существах, и поэтому — спонтанную и плодотворную гармонию со всякой божественной волей во вселенной.

Сокровенное ощущение её присутствие и её сил, а также удовлетворённое согласие всего нашего существа на её работу внутри нас и вокруг — это последнее совершенство веры в Шакти.

 

4-18-10c. сноски: аттахасья, йогах кармасу каушалам, ишвари

1) аттахасья (attahasya) - громкий смех, «смех, освещающий поражение и смерть, а также силы невежества», элемент Махакали-бхавы или чандибхавы и основная форма девихасьи.

2) йогах кармасу каушалам (yogah karmasu kausalam) - йога — это мастерство в работе. [Гита 2.50].

3) ишвари (ishwari) - всевластная Богиня (дэви), «Мать Мира, создательница вселенной, извергающая Богов, миры, все вещи и существа из своей духовной субстанции».

Прим. из Глоссария и Словаря.

 

4-18-11. А позади неё стоит Ишвара, и вера в него — наиболее центральная вещь в шраддхе интегральной Йоги.

А позади неё стоит Ишвара, и вера в него — наиболее центральная вещь в шраддхе интегральной Йоги.

Это вера, которой нам нужно обладать и которую нам нужно развить до совершенства, в то, что всё на свете — это действия, происходящие при всеобщих условиях высшего знания "я" и мудрости. Что всё, что делается в нас, или вокруг нас — не напрасно и всегда в нужном месте и обладает точным смыслом.

Что всё возможно, когда Ишвара, как наше высшее "Я" и Дух берёт на себя действие. И что всё, что было сделано ранее, и всё, что он будет делать в будущем, было и будет частью его безошибочного и предусмотрительного руководства. И оно направлено на осуществление нашей Йоги и на наше совершенство и на нашу работу в жизни.

Эта вера будет всё больше и больше подтверждаться по мере того, как будет раскрываться высшее знание, и мы начнём видеть великие и малые смыслы того, что ускользало от нашей ограниченной ментальности. И тогда вера перейдёт в знание.

Наивысшее состояние согласия, шраддха существа, будет, когда мы ощутим присутствие Ишвары и почувствуем всё наше существование и сознание, мысль, волю, действие в его руке, и ощутим согласие во всём, и с каждой частью нашего "я", а природу — прямой, неотъемлемой и заполняющей волей Духа.

И это самое высокое совершенство шраддхи также будет возможностью и совершенным основанием божественной силы. Когда оно будет завершено, оно станет основой для развития, проявления и работы озарённой супраментальной Шакти.

 

 

 

2022 дек 03 сб — 2022 дек 11 вс