-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-20

Интуитивный Ум

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 799-810)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца,
или фрагмент первого предложения.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XX. Интуитивный Ум

4-20-01. Изначальная природа Сверхразума это самосознание и всеосознание Бесконечного, всеобщего Духа и Высшего "Я" в вещах …

4-20-01c. сноски: атма джняна, Ишвара

4-20-02. Во-первых, для человека это будет не природная сила, которой он пользуется всё время, без перерыва, а тайная потенциальная возможность, которую нужно открыть …

4-20-03. Проблема такого преобразования сводится сначала к тому, чтобы пройти через промежуточное состояние при помощи одной силы, уже работающей в человеческом уме.

4-20-04. Сразу становится понятно, что есть два необходимых направления развития, по которым нам нужно идти.

4-20-05. Поначалу может показаться прямым и правильным способом полностью заглушить ум …

4-20-06. Второе движение естественно для тех, кто начинает Йогу с побуждением, которое свойственно пути Бхакти.

4-20-06c. сноска: сарвабхутанам хриддеше

4-20-07. Самый высокий организующий центр нашего существа и — это высший ментальный центр, … сахасрадала

4-20-07c. сноска: сахасрадала

4-20-08. Для развитого интеллекта естественно напрашивается и четвёртый метод и он подходит для мыслящего человека.

4-20-09. Интеллектуальное существо также должно быть подхвачено Шакти в Йоге …

4-20-10. Широчайшее природное действие Шакти сочетает все эти методы.

4-20-11. Первым результатом будет не создание подлинного сверхразума, а организация … интуитивной ментальности …

4-20-11c. сноски: картавьям карма, раса

4-20-12. Эта интуитивная ментальность …  могла бы организовать некое другое состояние и место промежуточной остановки …

4-20-13. Более того, эта новая ментальность есть в каждом человеке как развитие уже существующей силы своего существа.

4-20-14. Природа ума такова. что он живёт между полусветом и полутьмой, среди вероятного и возможного …

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XX. Интуитивный Ум

4-20-01. Изначальная природа Сверхразума это самосознание и всеосознание Бесконечного, всеобщего Духа и Высшего "Я" в вещах …

Изначальная природа Сверхразума это самосознание и всеосознание Бесконечного, всеобщего Духа и Высшего "Я" в вещах, организующее на основе и в соответствии с характером прямого самознания свою мудрость и действенное всемогущество для разворачивания и управляемого действия вселенной и всего во вселенной.

Мы можем сказать, что это — гнозис Духа, хозяина своего космоса, атма джнята1) ишварах2). Как оно знает себя, так же оно и знает всё. Потому что все вещи это всего лишь становления его самого. И оно знает это напрямую, тотально, изнутри наружу, спонтанно, в деталях и в окружении, кажду. вещь в истине самого себя и её природы, и в отношениях со всеми другими вещами.

И точно так же оно знает все действия своей энергии, как в предшествующем, или причине, и поводах проявления, так и в следствиях. Оно знает все вещи в бесконечности и в ограниченной потенциале, в выборе того, что проявляется и в их последовательности прошлого, настоящего и будущего.

Организующий сверхразум божественного существа во вселенной был бы делегированием этого всемогущества и всезнания для этой цели и в рамках его собственного действия, природы и всего, что попадает в сферу его действия.

Сверхразум в индивидуальном существе был бы подобным делегированием в любом масштабе и в любой области.

Но если в боге это было бы прямым и непосредственным делегированием силы, безграничной самой по себе и ограниченной только в действии, но в остальном неизменной в действии естественной для существа и всегда полной и свободной, то в человеке любое проявление сверхразума должно быть постепенным, и сначала несовершенным творением. А для его обычного ума — деятельностью исключительной и сверхнормальной воли и знания.

 

4-20-01c. сноски: атма джняна, Ишвара

1) атма джняна (atma jnana) - знание Высшего Я (атмана).

2) Ишвара (Ishwara) - господин; высшее Существо (пурушоттама) как Господь, «всезнающий и всемогущий Все-правитель», который своей сознательной Силой (шакти) «проявляет себя во Времени и управляет вселенной», управляя своим само-созиданием с «все-осознаванием, в чём он знает истину всех вещей и осознает свою все-мудрость, вырабатывая их в соответствии с истиной, которая в них»; отождествляется с Кришной; индивидуальная душа (пуруша или джива) как хозяин своей собственной природы.

Прим. из Глоссария.

 

4-20-02. Во-первых, для человека это будет не природная сила, которой он пользуется всё время, без перерыва, а тайная потенциальная возможность, которую нужно открыть …

Во-первых, для человека это будет не природная сила, которой он пользуется всё время, без перерыва, а тайная потенциальная возможность, которую нужно открыть, и для которой нет органов в его нынешней физической или ментальной системе. Он должен или развить новый орган для этой силы, либо приспособить или переделать существующие органы, чтобы использовать их для этой цели.

Он должен не просто раскрыть скрытое солнце сверхразума в подсознательной пещере своего тайного существа или убрать облако своего ментального невежества с его лица в духовных небесах, чтобы оно сразу же засияло во всей своей славе.

Его задача намного сложнее и труднее, потому что человек — эволюционирующее существо, и в результате эволюции Природы, частью которой он является, он был наделён низшим типом знания. И эта низшая, эта низшая ментальная сила знания, которая формируется благодаря его настойчивому привычному действию — препятствие для новой формации, это большее препятствие, чем его собственная природа.

Ограниченный ментальный интеллект, освещающий ограниченный чувственный ум, способность, которая не всегда правильно используется при значительном расширении её при помощи разума — вот те способности, которыми человек в настоящее время отличается от всех других земных существ.

Этот чувственный ум, этот интеллект, этот разум, хотя и неадекватные — инструменты, на которые человек приучился полагаться. И с их помощью он выстроил определённые основания, которые он не слишком желает нарушать, и провёл границы, за которыми он чувствует, что всё становится путаницей, неопределённостью и опасной авантюрой.

Более того, переход к более высокому принципу означает не только трудное преобразование всего его ума, разума и интеллекта, но и в некотором смысле, полное изменение всех их методов.

Душа, которая поднимается выше определённой критической черты изменения, видит все свои прежние операции как низшие и невежественные действия. И она должна выполнять совсем другой вид работы, работы, которая исходит из иной начальной точки и обладает совершенно другим начальным импульсом энергии существования.

Если бы уму животного было бы предложено сознательно покинуть безопасную почву чувственного импульса, чувственного понимания и инстинкта для опасного приключения рассуждающего интеллекта, он вполне мог бы встревожиться и не захотеть этого усилия.

Человеческий ум здесь призывают совершить ещё большее изменение. И, хотя он осознает себя и склонен к приключениям в кругу своих возможностей, он вполне может посчитать, что это находится за пределами такого круга и отвергнуть эту авантюру.

В действительности, такое изменение возможно только если на нашем нынешнем уровне сознания сначала происходит духовное развитие. А оно может быть безопасно предпринято только когда ум начинал осознавать более великое "я" внутри, очарован Бесконечным и уверен в присутствии и руководстве Божественного и его Шакти.

 

4-20-03. Проблема такого преобразования сводится сначала к тому, чтобы пройти через промежуточное состояние при помощи одной силы, уже работающей в человеческом уме.

Проблема такого преобразования сводится сначала к тому, чтобы пройти через промежуточное состояние при помощи одной силы, уже работающей в человеческом уме.

При помощи силы, которую мы можем осознать как что-то сверхментальное по своей природе, или, по крайней мере, по своему происхождению, при помощи способности к интуиции, могущество, присутствие и работу которой мы можем чувствовать, когда она действует и которой мы можем быть впечатлены, благодаря её высокой эффективности, свету, прямому вдохновению и силе, но которую мы не можем понять и проанализировать, как мы понимаем и анализируем работу нашего разума.

Разум понимает себя, но не то, что находится за его пределами. Из того, что за пределами он может сделать только общий образ или некое представление. Только сверхразум можем распознать метод своей работы.

Сила интуиции действует в нас в настоящее время по большей части скрытым образом, тайно, вовлеченным или в основном завуалированным действием разума и обычного интеллекта. Поскольку интуиция проявляется в виде явно отдельного действия, она ещё и случайна, частична, фрагментарна и у неё прерывистый характер.

Интуиция проливает внезапный свет, она делает озарённое внушение или бросает единственный сверкающий намёк, или разбрасывает небольшое число отдельных или связанных между собой озарений интуиции, ярких различений, вдохновений или откровений и оставляет разум, волю, ментальное чувство или интеллект делать с этим что они смогут или захотят с этим семенем помощи, которое пришло к ним из глубин или высот нашего существа.

Ментальные силы немедленно захватывают это и начинают манипулировать или использовать их для наших ментальных или витальных целей, приспосабливая их к формам низшего знания, покрывая их или пропитывая ментальным веществом или внушениями.

Часто они меняют истину интуитивных озарений в этом процессе и всегда ограничивают их потенциальную силу просветления этими приращениями, и этим подчинением потребностям более низшего посредника.

И почти всегда они делают из этих озарений одновременно и что-то слишком маленькое и слишком большое, не давая этим озарениям времени укорениться и развить свою полную силу для просветления.

Ментальные силы слишком сильно настаивают на этих озарениях, или, скорее на форме, в которую их облекает ментальность, исключая более широкую истину, которую могло бы дать более последовательное использование интуиции как способности.

Таким образом, интуиция, вмешивающаяся в обычные ментальные операции, действует в виде вспышек озарений, которые уверенно овладевают всем пространством и царством нашей мысли, воли, чувства и действия.

 

4-20-04. Сразу становится понятно, что есть два необходимых направления развития, по которым нам нужно идти.

Сразу становится понятно, что есть два необходимых направления развития, по которым нам нужно идти.

Первое состоит в том, чтобы расширить действие интуиции и сделать её более постоянной, более устойчивой, регулярной и всеохватывающей, пока она не станет настолько близкой и естественной для нашего существа, что мы призовём её взять на себя все действия, которые сейчас совершаются обычным умом и чтобы она заняла своё место во всей системе нашего сознания.

Это не может быть сделано до конца, пока обычный ум продолжает утверждать свою способность к независимому действию и вмешательству, или же утверждать свою привычку хвататься за свет интуиции и манипулировать им в своих целях.

Более высокая ментальность не сможет стать полной или надёжной до тех пор, пока более низший интеллект имеет возможность искажать её или даже вносить какие-то добавления от себя.

И тогда мы или должны полностью заглушить интеллект и интеллектуальную волю и другие низшие действия, оставив место только для интуитивного действия, или же нам нужно ухватиться за низшее действие и преобразовать его постоянным давлением со стороны интуиции.

Или же нужно чередовать и комбинировать оба эти метода, если это будет наиболее естественным путём, или же вообще возможным.

Фактическое движение и опыт Йоги раскрывают возможность нескольких методов или движений, ни одно из которых само по себе не даёт полного результата на практике, однако, поначалу может показаться, что логически каждое из них должно быть или могло быть вполне адекватным.

И когда мы научимся не настаивать ни на каком конкретном методе как на единственно правильном и отдадим всё движение более высокому руководству, мы обнаружим, что божественный Господин Йоги поручает своей Шакти использовать тот или другой метод в разное время и всё в комбинации, в соответствии с потребностями и направленности существа и природы.

 

4-20-05. Поначалу может показаться прямым и правильным способом полностью заглушить ум …

Поначалу может показаться прямым и правильным способом полностью заглушить ум, заставить молчать интеллект, ментальную и личную волю, ум желаний, ум эмоций и чувственный ум, и позволить в этом совершенном безмолвии Высшему "Я", Духу, Божественному раскрыть себя и оставить его чтобы он освещал существо супраментальным светом, силой и Анандой.

И это и в самом деле великая и сильная дисциплина. Именно спокойный и тихий ум намного легче и с гораздо большей чистотой, чем ум в возбуждении и действии открывается Бесконечному, отражает Дух, становится наполненным Высшим "Я" и ожидает, подобно освящённому и очищенному храму, раскрытия Господина всего нашего существа и природы.

Верно также и то, что свобода этого безмолвия даёт возможность для более широкой игры интуитивного существа и допускает с меньшими препятствиями и беспорядками ментального поиска и захвата великие интуиции. вдохновения, откровения, которые возникают изнутри или спускаются сверху.

Поэтому будет огромным достижением, если мы сможем обрести способность всегда по своей воле управлять абсолютным спокойствием и безмолвием ума, свободным от какой-либо необходимости ментальной мысли, движения или беспокойства. И опираясь на это безмолвие, мы сможем позволять мыли, воле и чувству возникать в нас только когда этого желает Шакти, и когда это нужно для божественной цели.

Тогда становится легче изменить способ и характер мысли, воли и ощущения. Тем не менее, не факт, что благодаря этому методу супраментальный свет немедленно заменит низший ум и рассуждающий разум.

Когда после безмолвия происходит внутреннее действие, даже если это будет преимущественно интуитивная мысль и движение, старые силы всё же будут продолжать вмешиваться, если не изнутри, то сотнями внушений извне. И кроме того, низшая ментальность будет вмешиваться, подвергать сомнению, чинить препятствия или пытаться получить власть над этим более великим движением и принизить, затемнить, исказить или уменьшить его в этом процессе.

Поэтому на повестке дня всегда остаётся нужным процесс устранения или преобразования низшей ментальности. Или, возможно, и того и другого одновременно — устранения всего, что присуще для низшего существа, его искажающих случайностей, его обесценивания смысла, искажения самой субстанции и всего остального, что не может утаить более великая истина, и преобразование тех существенных вещей, которые наш ум получает от сверхразума и духа, но представляет в виде ментального невежества.

 

4-20-06. Второе движение естественно для тех, кто начинает Йогу с побуждением, которое свойственно пути Бхакти.

Второе движение естественно для тех, кто начинает Йогу с побуждением, которое свойственно пути Бхакти. Для них естественно отвергать интеллект и его действие, и слушать голос, ждать импульса или команды, адеши, подчиняться только идее, воле и силе Господа внутри них, божественному Высшему "Я" и Пуруши в сердце существа, ишварах сарвабхутанам хриддеше*).

Это движение, которое должно всю природу делать всё более и более интуитивной, потому что идеи, воля, импульсы, чувства, которые приходят из тайного Пуруши в сердце имеют непосредственно интуитивный характер. Этот метод созвучен определённой истине нашей природы.

Тайное Высшее "Я" внутри нас это интуитивное "я" и это интуитивное "я" находится в каждом центре нашего существа, в физическом, нервном, эмоциональном, волевом, концептуальном или когнитивном и в более высоких и более непосредственно духовных центрах.

И в каждой части нашего существа оно выполняет тайную интуитивную инициацию нашей деятельность, которая несовершенно воспринимается и видится нашим внешним умом и преобразуется в движения невежества во внешнем действии этих частей нашей природы.

Сердечный или эмоциональный центр мыслящего ума желания это самый сильный центр у обычного человека, или, по крайней мере влияет на представление вещей сознанию и является столицей системы сознания. Именно оттуда Господь, сидящий в сердце всех созданий направляет их стать машиной Природы с помощью Майи ментального невежества.

Таким образом можно вернуть все инициации нашего действия к этому тайному интуитивному Высшему "Я" и Духу, к вечно присутствующему Божеству внутри нас, и заменить его влияниями инициации нашей личной и ментальной природы, вернуться от низшей внешней мысли и действия к другому, внутреннему и интуитивному, высоко одухотворённого характера.

Тем не менее, результат этого движения не может стать полным, потому что сердце не является высшим центром нашего существа, оно не супраментально и не направляется напрямую из супраментальных источников.

Интуитивная мысль и действие, направляемые из него, могут быть очень светлыми и интенсивными, но, вероятно, будут ограниченными, даже узкими в своей интенсивности, смешанными с низшим эмоциональным действием.

И в лучшем случае они будут возбуждёнными и беспокойными, выведенными из равновесия или преувеличенными из-за чудесного или ненормального характера в их работе или же, по крайней мере, во множестве сопровождающих их вещах, которые вредят гармоничному совершенству существа.

Цель наших усилий по совершенствованию в том, чтобы духовное и супраментальное действие перестало быть чудом, пусть даже частым или постоянным чудом, или просто озарённым вмешательством силы, более великой чем наша природная сила а сделать его естественным для существа и самой природой и законом всего его движения.

 

4-20-06c. сноска: сарвабхутанам хриддеше

*) сарвабхутанам хриддеше (sarvabhutanam hriddeshe) - скрытое в сердце всех существований. Прим из Словаря.

 

4-20-07. Самый высокий организующий центр нашего существа и — это высший ментальный центр, … сахасрадала

Самый высокий организующий центр нашего воплощённого существа и его действия в теле — это высший ментальный центр, представленный йогическим символом тысячелепесткового лотоса, сахасрадалы*), и именно на его вершине и высшей точки происходит прямое сообщение с супраментальными уровнями.

Если так, то можно принять другой и более прямой метод — не направлять все наши мысли и действия Господу, который тайно находится в лотосе сердца, а к скрытой истине Божественности над умом и получать всё при помощи своего рода нисхождения свыше. При помощи нисхождения, которое мы начинаем осознавать не только духовно, но и физически.

Данная сиддхи, или полное завершение этого движения, могут прийти только тогда когда мы сможем поднять центр мысли и сознательного действия над физическим мозгом и почувствовать, как это происходит в тонком теле.

Если мы ощущаем себя думающими более не мозгом, а чем-то выше и вне головы в тонком теле, то это верный физический признак освобождения от ограничений физического ума.

И хотя это не будет полным сразу, и само по себе не принесёт супраментальное действие, потому что тонкое тело — это ментальное тело, а не супраментальное, тем не менее, это тонкая и чистая ментальность и она облегчит связь с супраментальными центрами.

Низшие движения всё ещё должны приходить, но тогда оказывается, что легче прийти к быстрому и тонкому различению, которое сразу покажет нам различие, отличит интуитивную мысль от низшей интеллектуальной смеси, отделит её от её ментальных оболочек, отвергнет просто быстрые движения ума, которые подражают форме интуиции, но не являются её истинной субстанцией.

Станет легче быстро различать более высокие планы истинного супраментального существа и призывать вниз их силу чтобы выполнить желаемую трансформацию, чтобы нацелить всё низшее действие на более высокую силу и свет. Чтобы эта сила и свет могла отвергнуть, убрать, очистить, преобразовать и выбрать среди них нужный материал для Истины, которая должна организоваться внутри нас.

Такое раскрытие более высокого уровня и его всё более и более высоких планов и последующее переформирование всего нашего сознания и его действия в их форму и в субстанцию их силы и несущей свет способности на практике оказывается большей частью естественного метода, который использует божественная Шакти.

 

4-20-07c. сноска: сахасрадала

*) сахасрадала (sahasradala) - «тысячелепестковый лотос»; чакра над головой, которая является «центром прямой связи между индивидуальным существом и бесконечным Сознанием наверху». Прим. из Глоссария.

 

4-20-08. Для развитого интеллекта естественно напрашивается и четвёртый метод и он подходит для мыслящего человека.

Для развитого интеллекта естественно напрашивается и четвёртый метод и он подходит для мыслящего человека. Это не для того, чтобы лелеять его ограничения, а чтобы повысить его способность, свет, интенсивность, степень и силу активности, пока он не станет граничить с тем, что превышает его и тогда его можно будет легко взять и преобразовать в более это высокое сознательное действие.

Это движение также опирается на истину нашей природы и входит в курс и движение полной Йоги самосовершенства.

Этот курс, как я уже описывал его, включает в себя возвышение и усиление действия наших природных инструментов и сил, пока они не станут в своей чистоте и сущностной полноте предварительным совершенством настоящего нормального движения Шакти, действующей в нас.

Разум и интеллектуальная воля, Буддхи, это самая великая из этих сил и инструментов, он естественный лидер всего остального в развитом человеческом существе, то, что более всего может помочь развитию других сил и инструментов.

Все обычные активности нашей природы полезны для того более великого совершенства, которое мы ищем. Они предназначены чтобы превратиться в материал для них. И чем больше их развитие, тем богаче подготовка к супраментальному действию.

 

4-20-09. Интеллектуальное существо также должно быть подхвачено Шакти в Йоге …

Интеллектуальное существо также должно быть подхвачено Шакти в Йоге и поднято до его самой полной и самой возвышенной силы. Возможна и дальнейшая трансформация интеллекта, потому что все действия интеллекта тайно проистекают из сверхразума, каждая мысли и каждая воля содержат некоторую его истину, каким бы ограниченным и изменённым бы не было низшее действие интеллекта.

Такая трансформация может произойти через устранение ограничения и избавление от искажающего и неправильно истолковывающего элемента. Однако, этого нельзя достичь одним возвышением и усилением интеллектуальной деятельности. Потому что это всегда будет ограничено изначальными врождёнными дефектами ментального интеллекта.

Нужно чтобы вмешалась супраментальная энергия, которая может осветить и избавить его от недостатков мысли, воли и чувства.

Такое вмешательство также не может быть по-настоящему эффективным, пока супраментальный план не начнёт проявляться и действовать над умом уже не из-за крышки или завесы, какой бы тонкой ни была завеса, а более постоянно, в открытом и озаряющем действии, пока не станет видна полнота солнца Истины без облаков, смягчающих его великолепие.

Также нет необходимости полностью развивать интеллект в его отделённости, прежде чем призвать вниз это вмешательство или открыть с его помощью супраментальные уровни. Вмешательство может прийти раньше и сразу развить интеллектуальное действие и превратить его, по мере развития, в более высокую интуитивную форму и субстанцию.

 

4-20-10. Широчайшее природное действие Шакти сочетает все эти методы.

Широчайшее природное действие Шакти сочетает все эти методы. Она создаёт, иногда вначале, иногда чуть позже, возможно даже на позднем этапе, свободу духовной тишины.

Она открывает тайное интуитивное существование внутри самого ума и приучает нас соотносить все наши мысли, наши чувства, волю и действия с посвящением Божественному, Великолепию и Силе, которые сейчас скрыты в сердцевине её тайников.

Она поднимает, когда мы готовы, центр своей деятельности на ментальную вершину и открывает супраментальные уровни и оперирует двойным образом — через действие сверху вниз, заполняя и преобразуя низшую природу и через действие снизу вверх, поднимая все энергии к тому, что находится над ними, пока это превышение не станет полным и не произойдёт целостное изменение всей системы сознания.

Она берёт в и развивает интеллект, волю и другие природные силы, но постоянно вносит в них интуитивный ум, а затем и настоящую супраментальную энергию, чтобы изменить и расширить их действие.

И всё это она делает не в фиксированном механическом неизменяемом порядке, как того могла потребовать жёсткость логического интеллекта, а свободно и гибко, в соответствии с потребностями работы этого интеллекта и требованиями его природы.

 

4-20-11. Первым результатом будет не создание подлинного сверхразума, а организация … интуитивной ментальности …

Первым результатом будет не создание подлинного сверхразума, а организация преимущественно, или даже целиком интуитивной ментальности, достаточно развитой, чтобы занять место обычной ментальности и логического рассуждающего интеллекта развитого человеческого существа.

Самым наглядным изменением станет превращение мысли, которая станет более высокого уровня и наполнится той субстанцией концентрированного света, сосредоточенной силы, насыщенной радости света и силы и той непосредственной точностью, которая и есть признак истинного интуитивного мышления.

Такой ум будет не только получать первоначальные указания или делать быстрые выводы, но и с тем же светом, силой, радостью уверенности и непосредственным спонтанным видением истины будет выполнять связующие и развивающие операции, которые сейчас выполняет интеллектуальный разум.

Воля тоже изменится и станет такого же интуитивного характера. Она будет действовать напрямую со светом и силой на то, что должно быть сделано, картавьям карма1), и с быстрым видением возможностей и реальности станет распоряжаться комбинациями, нужными для её действия и её цели.

Чувства тоже станут интуитивными, они будут схватывать правильные отношения, действовать с новым светом и силой, с радостной уверенностью, сохраняя только правильные и спонтанные желания и эмоции, пока они есть. И когда они исчезнут, заменят их светлой и спонтанной любовью и Анандой, которая знает и сразу улавливает расу2) своих объектов.

Аналогичным образом будут просветлении и другие ментальные движения, и даже пранические и чувственные движения и сознание тела. И как правило, происходит некоторое развитие также и психических возможностей, сил и восприятий внутреннего ума и его чувств, не зависящих от внешнего чувства и разума.

Интуитивная ментальность будет не только более сильной и более яркой, но и как правило, способной к гораздо более широкому набору действий, чем обычный ум того же человека до данного развития Йоги.

 

4-20-11c. сноски: картавьям карма, раса

1) картавьям карма (kartavyam) - работа, которая должна быть сделана.

2) раса (rasa) - жизненные силы, сок; тело-жидкость; «поднимающийся поток сущностного существа в форме, которая является тайной его само-восторга», чьё восприятие является основой ощущения вкуса; нематериальный (сукшма) вкус; сукшма вишайя тонкого вкуса; (сокращение от расадришти) тонкое чувство вкуса; «чистый вкус наслаждения» во всех вещах, форма «ананды», «за которую может ухватиться понимание, и эстетическое чувство ощущает вкус наслаждения ими»; (также называемый сама раса или расаграхана) восприятие умом необходимого качества (гуна) в каждом объекте опыта, «сущности наслаждения» в нём, первой стадии активной / позитивной саматы или бхукти.

Прим. из Глоссария.

 

4-20-12. Эта интуитивная ментальность …  могла бы организовать некое другое состояние и место промежуточной остановки …

Эта интуитивная ментальность, если бы её можно было сделать совершенной по своей природе, не смешанной с каким-либо низшим элементом и в то же время не сознающей своей ограниченности и величия того, что за её пределами, могла бы организовать некое другое состояние и место промежуточной остановки, подобно инстинктивному уму животного или рассуждающему уму человека.

Но интуитивная ментальность не может быть сделана такой, чтобы она была всегда совершенной и самодостаточной, кроме как через открытие силы сверхразума над ней. И тогда эта сила сразу же обнаруживает её ограничения и делает из неё вторичное действие, переходное между интеллектуальным умом и настоящей супраментальной природой.

Интуитивная ментальность, это всё же ум, а не гнозис. Это действительно, свет из сверхразума, но изменённый и ослабленный материалом ума, в котором он работает, а материал ума всегда означает основу для невежества.

Интуитивный ум — это ещё не широкий солнечный свет истины, а постоянная игра его вспышек, поддерживающая освещённое базовое состояние невежества или полузнания и косвенного знания. Пока этот свет несовершенен, в него вторгается смесь невежественной ментальности, которая перечёркивает его истину пятном ошибки.

После того, как интуитивный ум приобретает более широкое естественное действие, более свободное от эти примесей, и даже тогда, до тех пор, пока материал ума в котором работает интуиция способен к старым интеллектуальным привычкам или к привычкам низшего ментала, до тех пор он подвершен нарастанию ошибок, затуманиванию и разного рода повторениям старого.

Более того, индивидуальный ум живёт не один и не для себя, а в общем уме. И всё, что он отвергает, высвобождается в атмосферу общего ума вокруг него и склонно возвращаться и вторгаться обратно с прежними внушениями и многими побуждениями старого ментального характера.

Поэтому интуитивный ум, растущий или уже выросший, должен быть постоянно на страже против вторжения и приращения, внимательно смотреть, чтобы отвергать и убирать примеси, всё больше и больше занимаясь тем, чтобы сделать интуитивной весь материал ума. И это может закончиться только тем, что само существо станет просветлённым, преобразованным, поднятым в полный свет супраментального существа.

 

4-20-13. Более того, эта новая ментальность есть в каждом человеке как развитие уже существующей силы своего существа.

Более того, эта новая ментальность есть в каждом человеке как развитие уже существующей силы своего существа. И как бы ни было ново и замечательно её развитие, её организация находится в определённых пределах его возможностей.

Выходя за эту границу, — а ум действительно может ограничить себя только выполняемой работой и нынешним диапазоном реализованных способностей, хотя природа ума, открыта бесконечности и состоит в том, чтобы развиваться, меняться и расширяться, — он становится подвержен возвратам назад, как бы он не был изменён новой интуитивной привычкой, подвержен прежнему интеллектуальному поиску в невежестве. И так будет до тех пор, пока он не будет превзойдён на постоянной основе и не станет направляться проявленным действием более полной супраментальной озарённой энергии.

В действительности природа интуитивного ума в том, что он связь и переход между нынешним умом и сверхразумом.

И пока переход не завершён, иногда случается тяга вниз, иногда стремление вверх, колебание между ними, вторжение и притяжение снизу, вторжение и притяжение сверху. И в лучшем случае — неопределённое и ограниченное состояние между двумя полюсами.

Как высший интеллект человека расположен между его животным и обычным человеческим умом снизу и его развивающимся духовным умом выше, так и этот первоначальный духовный ум располагается между интеллектуализированной человеческой ментальностью и более великим, супраментальным знанием.

 

4-20-14. Природа ума такова. что он живёт между полусветом и полутьмой, среди вероятного и возможного …

Природа ума такова. что он живёт между полусветом и полутьмой, среди вероятного и возможного, среди частично понятых аспектов, среди неопределённостей и полуопределённости. Это — Невежество, хватающееся за знание, старающееся расширить себя и давящее на скрытое тело истинного гнозиса.

Сверхразум живёт в свете духовных определённостей. Это то знание, которое открывает для человека действенную основу его собственного природного сияния.

Интуитивный ум кажется поначалу просветлением полусветов ума, его вероятностей и возможностей, его аспектов, его ненадёжных определений, его представлений.

Он кажется раскрытием истины, скрытой или полускрытой и наполовину проявленной этими вещами. И в своём более высоком действии — это первые шаги, чтобы принести супраментальную истину при помощи более близкой непосредственности видения, при помощи озарённого указания или памяти о знании духа, при помощи интуиции или возможности заглянуть через врата тайного всеобщего видения себя и знания существования.

Это первая несовершенная организация того более великого света и силы. Она несовершенна, потому что осуществляется в уме а не на основе его собственной природной субстанции сознания. Это постоянное общение, но не совсем прямое и постоянное присутствие.

Окончательное совершенство лежит за пределами супраментальных уровней и должно основываться на более решительной и полной трансформации нашей ментальности и всей нашей природы.

 

 

 

2022 дек 21 ср — 2022 дек 31 сб