-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-21

Градации Сверхразума

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 811-824)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца,
или часть первого предложения.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XXI. Градации Сверхразума

4-21-01. Интуитивный ум — это непосредственный перевод истины в ментальные термины …

4-21-02. Более высокий дух над умом сначала появляется как присутствие, свет, сила, источник, бесконечность …

4-21-03. Такое двойное действие на двух планах нашего существа вначале усиливает интуитивную ментальность …

4-21-04. Интеллекту трудно вообще понять, что подразумевается под этими различиями в супраментале.

4-21-05. … было бы правильнее сказать, что это … попытки обычного ума делать то же самое или как лучшую возможную имитацию …

4-21-06. И наоборот, интуитивное знание … надёжно и обладает непосредственной, устойчивой … самосуществующей достоверностью.

4-21-07. Подсказывающая интуиция, действующая на ментальном уровне …

4-21-07c. сноска: пратьякша-дришти

4-21-08. В реальном процессе развития супраментальной природы, … можно увидеть что две низшие силы проявляются первыми …

4-21-09. Аналогичным образом, две более высокие способности создают высший интуитивный гнозис.

4-21-10. Если развивать это правильно, то в начале … нужно выстроить … низший внушающий и критический интуитивный ум, а потом  … вдохновенный и открывающий интуитивный ум.

4-21-11. Первая особенность такого изменения — полная перестановка, переворачивание … с ног на голову всей деятельности.

4-21-12. Развитие интуитивной ментальности делает это взаимодействие прямым …

4-21-13. Вторая особенность изменения в том, что формирование мысли и воли теперь может происходить полностью на супраментальном уровне …

4-21-14. Супраментальный разум имеет природу духовной, прямой, самоозарённой, самоисполняющейся воли и интеллекта …

4-21-14c. сноски: буддхи / манаса буддхи, виджняна буддхи

4-21-15. Работа супраментального разума … выходит за пределы всего, что делает ментальный разум, но она начинает с другого конца …

4-21-16. Духовный разум берёт также эмоции и психические ощущения, соотносит их с их духовными аналогами …

4-21-17. В то же время, духовный разум … действует главным образом через представительную идею и волю в духе.

4-21-17c. сноски: сурья-шакти, атма-шакти, пара сва пракрити

4-21-18. Единственное, что здесь всегда и постоянно присутствует, в чём человек вырос и в чём он всегда живёт — это бесконечное существование.

4-21-19. Действие сверхразума в развитии состоит в проявлении и организации этого высшего сознания так …

4-21-20. Не следует, однако, предполагать, что эти наложенные друг на друга стадии отделены друг от друга в опыте.

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XXI. Градации Сверхразума

4-21-01. Интуитивный ум — это непосредственный перевод истины в ментальные термины …

Интуитивный ум — это непосредственный перевод истины в ментальные термины, наполовину преобразованной сияющей супраментальной субстанцией, перевод некоторого бесконечного знания себя, которое действует над умом в сверхсознательном духе.

Мы начинаем осознавать этот дух как наше более великое "я", которое одновременно и над нами, и вокруг нас. А наше нынешнее "я", нашу ментальную, витальную и физическую личность и природу осознаём как несовершенную часть и неполноценный символ этого более великого "я".

И по мере того, как в нас развивается интуитивный ум, по мере того, как всё наше существо всё больше превращается в интуитивную субстанцию, мы ощущаем своего рода полупревращение элементов нашего существа в природу этого более великого "я" и духа.

Всякая наша мысль, воля, импульс, ощущение, даже, в конце концов, наши более внешние витальные и физические ощущения становятся всё более и более прямыми передачами от духа и обретают другую, всё более и более чистую, безмятежную, могущественную и лучезарную природу.

Это одна сторона изменения. Другая сторона в том, что всё, что всё до сих пор принадлежащее низшему существу, всё, что кажется нам всё ещё приходящим извне или пережитком действия нашей старой низшей личности, чувствует давление изменения и всё более склонно изменять и преобразовывать себя в новую субстанцию и природу.

Высшее спускается и в значительной степени занимает место низшего, но и низшее изменяется, превращается в материал действия и становится частью субстанции более высокого существования.

 

4-21-02. Более высокий дух над умом сначала появляется как присутствие, свет, сила, источник, бесконечность …

Более высокий дух над умом сначала появляется как присутствие, свет, сила, источник, бесконечность, но всё что нам в нём познаётся поначалу — это бесконечная тождественность существования, сознания, силы сознания, Ананда. Остальное исходит из него, но принимает не конкретный облик мысли, воли или ощущения над нами, а только облики в интуитивном уме и на его уровне.

Или же мы чувствуем и многократно осознаём великого и бесконечно Пурушу, который — вечно живая истина этого существования и присутствия, великое и бесконечное знание, которое —сила этого света и сознания, великая и бесконечная воля, которая — сила этой силы сознания, великая и бесконечная любовь, которая — сила этой Ананды.

Но все эти силы известны нам только каким-то конкретным образом, независимо от текущей реальности и эффекта их сущностного присутствия, поскольку они транслируются в наше интуитивное ментальное существо и на его уровень и внутри его пределов.

Однако, по мере того, как мы развиваемся или становимся всё более светлым и динамичным союзом с этим духом или Пурушей, проявляется всё большее действие знание, воли и духовного чувства, и кажется, что оно организует себя над умом, и мы это воспринимаем как истинный сверхразум и как настоящую естественную игру бесконечного знания, воли и Ананды.

Тогда интуитивная ментальность становится вторичным и низшим движением, ожидающим эту высшую силу, отвечая и соглашаясь со всеми её озарениями и указаниями, передавая их более низшим элементам. И когда они не приходят, или не проявляются непосредственно, часто пытается заменить его, подражать его действию и делать самым лучшим образом работу супраментальной природы.

Фактически она занимает по отношению к ней, к супраментальной природе такое же место и находится в таком же отношении, как по отношению к интуитивной ментальности занимал обычный интеллект на более ранней стадии Йоги.

 

4-21-03. Такое двойное действие на двух планах нашего существа вначале усиливает интуитивную ментальность …

Такое двойное действие на двух планах нашего существа вначале усиливает интуитивную ментальность как вторичную операцию и помогает ей убрать или более полно преобразовать пережитки, вторжения или наслоения невежества.

И это действие всё больше и больше обостряет саму интуитивную ментальность в её свете знания и, в конце концов трансформирует её в образ самого сверхразума. Однако, в начале, обычно трансформирует её в более ограниченное действие гнозиса, когда она принимает форму, которую мы могли бы назвать озарённым супраменталом или божественным разумом.

Сам сверхразум вначале может проявлять своё действие именно как божественный разум, а затем, когда он сможет изменить ум в свой образ, он спускается и занимает место обычного интеллекта и разума. Тем временем более высокая супраментальная сила, гораздо более сильного характера раскрывает себя над ним и берёт на себя верховное руководство божественным действием в существе.

У божественного разума характер более ограниченный, потому что, хотя он и не имеет ментального отпечатка и хотя он это действие прямой истины и знания, он — делегированная сила для ряда целей, более высоких по свету, но всё же, эта сила в какой-то степени аналогична обычной человеческой воле и разуму.

И именно в ещё более высоком сверхразуме происходит прямое, полностью раскрытое и непосредственное действие Ишвары в человеческом существе.

Все эти различия между интуитивным умом, божественным разумом, более высоким сверхразумом, а также другие различия внутри этих градаций, в конце концов приобретают большое значение и поэтому нам нужно их провести.

Сначала ум принимает всё, что приходит к нему извне, без различия, как достаточное духовное озарение и принимает даже начальные состояния и первые просветления как нечто окончательное. Но потом он обнаруживает, что остаться в этом было бы для него остаться в частичной реализации. И что ему нужно идти дальше, возвышаться и расширяться, по крайней мере, до тех пор, пока не будет достигнута определённая полнота божественной широты и роста.

 

4-21-04. Интеллекту трудно вообще понять, что подразумевается под этими различиями в супраментале.

Интеллекту трудно вообще понять, что подразумевается под этими различиями в супраментале. Ментальные термины, в которых они могут быть переданы отсутствуют или неадекватны, и эти различия можно понять только после определённого взгляда на них или определённых приближений в опыте.

Некоторое количество указаний — вот всё, что может быть полезно привести в настоящее время. И для начала будет достаточно получить некоторые подсказки от мыслящего ума. Потому что именно там можно открыть некоторые из ближайших ключей к супраментальному действию.

Мысль интуитивного ума целиком исходит из четырёх сил, которые дают форму для истины. Это интуиция, которая подсказывает её идею, затем интуиция, которая различает, потом вдохновение, которая привносит своё слово и что-то от его более великой субстанции, и наконец, откровение, которое придаёт истине форму для видения, и оформляет сам лик и основу реальности.

Эти вещи не то же самое, что некоторые движения обычного ментального интеллекта, которые выглядят схожим образом и легко принимаются за настоящую интуицию  поначалу, по нашей неопытности.

Внушающая интуиция — это не то же самое, что интеллектуальное озарение сообразительного интеллекта. Интуитивное различение не то же самое, что быстрое суждение рассуждающего интеллекта. Интуитивное вдохновение не то же самое, что вдохновенное действие воображающего интеллекта. Интуитивное откровение — не то же самое, что сильный свет чисто ментального близкого понимания и переживания.

 

4-21-05. … было бы правильнее сказать, что это … попытки обычного ума делать то же самое или как лучшую возможную имитацию …

Возможно, было бы правильнее сказать, что эти последние активности это ментальные представления более высоких движений, попытки обычного ума делать то же самое или как лучшую возможную имитацию, которую интеллект может предложить для работы более высокой природы. Настоящие акты интуиции отличаются от этих действенных, но недостаточных подделок своей субстанцией света, своим действием, своим способом знать.

Интеллектуальная быстрота зависит от пробуждения основного ментального невежества к ментальным образам и представлениям истины, которые могут быть вполне правильными для своей области и для своих целей, но не обязательно надёжны по самой своей природе.

Их появление зависит от внушений, получаемых от ментальных и чувственных данных, или от ментального знания, накопленного в прошлом. Они ищут истину как что-то внешнее, как объект, который нужно найти, посмотреть на него и сохранить в качестве приобретения. А когда он найден, то нужно тщательно изучить его поверхностные стороны, что он предлагает или его аспекты.

Такое исследование никогда не сможет дать достаточно полного и адекватного представления об истине. Какими бы позитивными эти представления ни казались в своё время, в любой момент их нужно будет пропустить, отвергнуть и признать несовместимыми с новым знанием.

 

4-21-06. И наоборот, интуитивное знание … надёжно и обладает непосредственной, устойчивой … самосуществующей достоверностью.

И наоборот, интуитивное знание, каким бы ограниченным бы оно не было в своей области или применении, в этом объёме надёжно и обладает непосредственной, устойчивой и, что важно, самосуществующей достоверностью.

Его можно взять в качестве отправной точки, или, скорее в качестве того, что освещает раскрывает в истинном смысле данные от ума и чувств, или же запускает череду прошлых мыслей и знаний к новым смыслам и проблемам, но при этом не зависит ни от чего, кроме себя и может выпрыгнуть из собственного поля, где оно осветило, и что независимо от предыдущих предположений или данных. И тогда такой вид действия становиться всё более частым и добавляет себя к другим видам, чтобы открыть новые глубины и направления знания.

В любом случае, в этом процессе всегда есть элемент самосуществующей истины и ощущение абсолютности происхождения, наводящее на мысль о том, что оно исходит из знания духа посредством отождествления. Это раскрытие знания, которое пока ещё тайна, но которое уже есть в существовании. Это не приобретение, а нечто что всегда было и что можно открыть.

Такое знание видит истину изнутри и освещает этим внутренним видением внешние стороны. А также оно легко согласуется, при условии, что мы сохраняем интуитивную пробуждённость, с любой новой истиной, которая ещё не пришла.

Эти свойства становятся всё более выраженными и яркими в более высоких, собственно супраментальных областях. В интуитивном уме их не всегда можно распознать в их чистоте и полноте из-за примеси ментального материала и его наслоений, но в божественном разуме и более высоком, супраментальном действии, они становятся свободными и абсолютными.

 

4-21-07. Подсказывающая интуиция, действующая на ментальном уровне …

Подсказывающая интуиция, действующая на ментальном уровне подсказывает прямое и просветляющее внутреннее представление об истине, идею, которая — её истинный образ и указатель. Это представление ещё не внутренне присутствующее и целостное видение, а скорее имеет природу яркого воспоминания о некоторой истине, узнавание некой тайны знания внутреннего "я".

Это некое представление, но живое представление, а не формирующий идеи символ. Это не просто некое отражение, а отражение, которое освещено чем-то от настоящей ткани истины.

Интуитивное различение — это вторичное действие, которое ставит полученную идею истины на своё место и в её отношении с другими идеями.

И до тех пор, пока остаётся привычка к ментальному вмешательству и добавлению от ума, интуиция также работает, чтобы отделить ментальное от высшего видения, отделить низший ментальный материал, который своими добавлениями сбивает с толку чистую субстанцию истины, и трудится, чтобы распутать перемешанный клубок невежества и знания, лжи и ошибки.

Как интуиция имеет природу памяти, светлого воспоминания самосуществующей истины, так вдохновение имеет природу слышания истины. Вдохновение это непосредственное восприятие самого голоса истины, который с готовностью приносит слово, совершенно воплощающее его и несёт в себе нечто большее, чем свет его идеи. При вдохновении улавливается некий поток его внутренней реальности и живое приходящее движение его субстанции.

Откровение имеет природу прямого видения, пратьякша-дришти*). Оно делает очевидным для существующего видения ту, вещь в себе, для которой идея — это представление. Оно выявляет сам дух, существование и реальность истины и делает её частью сознания и опыта.

 

4-21-07c. сноска: пратьякша-дришти

*) пратьякша1) дришти2) (pratyaksha drishti) - прямое видение.

1) пратьякша (pratyaksha) - (видение) того, что находится перед глазами, то же самое, что пратьякша даршана; самоочевидность; открытие.

2) дришти (drishti) - видение; тонкое зрение, включая рупадришти и иногда липи дришти; тонкое чувственное восприятие (вишая дришти) в целом; трикаладришти, знание прошлого, настоящего и будущего; восприятие брахмана или ишвары в вещах и существах (такое же как даршана); откровение, способность видеть джняну, способность видеть истину, чья природа является «прямым внутренним захватом или проникающим и охватывающим светящимся контактом духовного сознания с его объектом». В последнем смысле дришти является сущностью идеала провидца и присутствует во всех формах логистической идеальности с элементом откровения; в 1920 году это часто означает откровения логистики или полную откровений идеальность.

Прим. из Словаря и Глоссария.

 

4-21-08. В реальном процессе развития супраментальной природы, … можно увидеть что две низшие силы проявляются первыми …

В реальном процессе развития супраментальной природы, если предположить, что он идёт нормальным образом, по градациям, можно увидеть что две низшие силы проявляются первыми, хотя и не обязательно, что они лишены какого-либо действия двух более высоких сил. И по мере того, как они растут и становятся нормальным действием, они образуют своего рода низший интуитивный гнозис. Сочетание этих двух сил вместе необходимо для полноты.

Если интуитивное различение работает само по себе, оно создает некоторое критическое озарение, которое воздействует на идеи и восприятие интеллекта и обращает их на себя так, что ум может отделить их истину от их ошибки.

В конце концов оно создаёт вместо интеллектуального суждения озарённое интуитивное суждение, своего рода критический гнозис. Но ему, вероятно, будет недоставать свежего просветляющего знания или же он выстроит только такое расширение истины, какое является естественным следствием отделения ошибок.

С другой стороны, если внушающая интуиция работает сама по себе, без такого различения, то действительно происходит постоянное добавление новых истин и новых озарений, но они легко окружаются и сбиваются с толку ментальными наслоениями, связями между ними и отношениями. Или же гармоничное развитие каждой из этих истин затуманивается и нарушается из-за взаимного влияния.

В результате появляется упорядоченная сила активного интуитивного восприятия, но не какое-либо полное и связное сознание интуитивного гнозиса.

Вместе же эти две интуитивные силы восполняют недостатки одиночного действия друг друга и выстраивают ум интуитивного восприятия и различения, который может выполнять работу, причём нечто большее, чем работа спотыкающегося ментального интеллекта. И может делать это с большим светом, уверенностью и силой более прямого и решительного мышления.

 

4-21-09. Аналогичным образом, две более высокие способности создают высший интуитивный гнозис.

Аналогичным образом, две более высокие способности создают высший интуитивный гнозис. Выступая в сознании как отдельные силы и сами по себе так же недостаточны без активности силы-спутника.

Откровение действительно может представить реальность, особенности вещи самой по себе и добавить великую силу к переживанию сознательного существа. Но ему может не хватить воплощающего слова, исходящей идеи, поиска связанного с ней отношений и последствий. И тогда эта вещь может оставаться тем, человек овладел в себе, но он не сообщает о ней другим элементам сознания, или с их помощью. Может быть присутствие истины, но не её полное проявление.

Вдохновение может дать слово истины и дать ей динамизм и движение, но оно не будет законченным и уверенным в своём действии без полного раскрытия всего, что оно несёт в себе, ярко указывает и упорядочивает его в своих отношениях.

Вдохновенный интуитивный ум — это ум озарений, освещающих множество того, что было тёмным. Однако свет нужно направлять и фиксировать в поток устойчивых сияний, чтобы они стали постоянной силой для ясно упорядоченного знания.

Высший гнозис сам по себе в своих двух единственных силах был бы умом духовного великолепия, слишком живым в своей отдельной области, производящим, возможно, невидимое воздействие на внешний мир, но лишённым связи более тесного и обычного общения с его более нормальными движениями, которое даёт более низшее формирующее мысли действие.

Именно объединённое или же сплавленное и единое действие этих четырёх сил — то, что создаёт законченный и полностью вооружённый и оснащённый интуитивный гнозис.

 

4-21-10. Если развивать это правильно, то в начале … нужно выстроить … низший внушающий и критический интуитивный ум, а потом  … вдохновенный и открывающий интуитивный ум.

Если развивать это правильно, то в начале, допуская некоторое одновременное проявление всех четырёх сил, нужно выстроить в достаточно широком масштабе низший внушающий и критический интуитивный ум, а потом развивать над ними вдохновенный и открывающий интуитивный ум.

Тогда, после этого, нужно поднять две низшие силы в силу и область вдохновения и заставить всё действовать в единой гармонии, выполняя одновременно объединённое — или, при более высокой интенсивности, неразличимо, как слившийся в одно свет — действие всех трёх.

И, наконец, выполнить похожее движение поднятия и слияния с силой откровения интуитивного гнозиса.

На самом деле, в человеческом уме ясный процесс развития, скорее всего будет более или менее нарушен, запутан, будет происходить нерегулярно в своём направлении, подвержен откатам назад, неполным успехам, возвратам к тому, что ещё не законченно из-за постоянного примешивания и вмешательства существующих движений ментального полузнания и препятствий материала ментального невежества.

Но однако же, в конце концов, может наступить момент, когда этот процесс, насколько это возможно в самом уме, завершится и станет возможным ясное формирование видоизменённого супраментального света, состоящего из всех этих сил, высшая из которых направляет или поглощает в свою основу остальные.

Именно в этот момент, когда интуитивный ум станет полностью сформированным в ментально существе и достаточно сильным, чтобы главенствовать, если ещё не полностью захватить самые разные виды ментальной деятельности, становится возможным следующий шаг — подъём центра и уровня действия выше ума и преобладание супраментального разума.

 

4-21-11. Первая особенность такого изменения — полная перестановка, переворачивание … с ног на голову всей деятельности.

Первая особенность такого изменения — полная перестановка, переворачивание, можно сказать, с ног на голову всей деятельности.

В настоящее время мы живём в уме, и в основном — в физическом уме, но ещё не полностью вовлечены, как животные, в физическую, витальную и чувственную работу.

Наоборот, мы достигли ментального подъёма, с которого можем смотреть сверху вниз на действие жизни, чувств и тела, направлять на них более высокий ментальный свет, размышлять, судить, использовать нашу волю для изменения действия низшей природы.

С другой стороны, мы тоже смотрим с этой высоты более или менее сознательно на что-то выше и получаем от этого или напрямую, или через наше подсознательное или засознательное существо какой-то тайный сверхсознательный импульс нашей мысли, воли и других действий.

Процесс этого взаимодействия скрыт и неясен, и люди обычно не осознают его, за исключением некоторых высокоразвитых натур. Но если мы продвинемся в познании себя, мы обнаружим, что всякая наша мысль и воля берёт начала сверху, хотя и формируется в уме и там впервые становится явно активной.

И если мы развяжем узлы физического ума, которые привязывают нас к мозгу как к инструменту и отождествляют нас с телесным сознанием, и если сможем двигаться в чистой ментальности, то это всё время будет ясным для восприятия.

 

4-21-12. Развитие интуитивной ментальности делает это взаимодействие прямым …

Развитие интуитивной ментальности делает это взаимодействие прямым, оно перестаёт быть подсознательным и неясным. Но мы всё ещё находимся в уме и ум всё ещё смотрит вверх и получает супраментальные сообщения и передаёт их другим частям сознания.

При этом он уже не создаёт полностью свою форму для мысли и воли, что спускаются к нему, но всё же видоизменяет, уточняет, ограничивает их и навязывает что-то из своего метода.

Ум по-прежнему остаётся приёмником и передатчиком мысли и воли, хотя и не формирует их теперь иначе как через тонкое влияние, потому что он снабжает их, или, по крайней мере, окружает их ментальным материалом или ментальной обстановкой, каркасом и атмосферой.

Однако, по мере развития супраментального разума, Пуруша поднимается над ментальным возвышением и уже смотрит вниз на всё действие ума, жизни, чувств, тела из совершенно другого света и атмосферы. И он видит и познаёт её совершенно другим видением, и, поскольку он больше не вовлечён в ум, со свободным и истинным знанием.

В настоящее время человек лишь частично свободен от животной инволюции, потому что его ум частично поднят выше, а частично погружён и управляется жизнью, чувствами и телом,  не совсем не свободен от ментальных форм и ограничений.

Но после того, как он поднимется на супраментальную высоту, он освобождается от низшего контроля, и, управляя всей природой — по существу и изначально только на первой стадии и в своём самом высоком сознании, потому что остальное ещё предстоит преобразовать. Но когда это произойдёт, или по мере того, как это происходит, он становится свободным существом и хозяином своего ума, чувств и тела.

 

4-21-13. Вторая особенность изменения в том, что формирование мысли и воли теперь может происходить полностью на супраментальном уровне …

Вторая особенность изменения в том, что формирование мысли и воли теперь может происходить полностью на супраментальном уровне, и поэтому порождается полностью светлая и действенная воля и знание.

Свет и сила на самом деле, поначалу не будут полными, потому что супраментальный разум это только самая простая формулировка сверхразума, и ещё потому, что другие элементы сознания тоже должны быть преобразованы в форму супраментальной природы.

Ум, правда, больше не действует как мнимый создатель, оформитель или оценщик мысли, воли или чего-либо ещё, но он всё ещё действует как передающий канал, и поэтому, в той же степени, как и получатель, в каком-то смысле преграда и уточняющее звено в передаче силы и света, который приходит сверху.

Возникает несоответствие между супраментальным сознанием, в котором теперь находится, думает и желает Пуруша, и ментальным, витальным и физическим сознанием, через которое он должен осуществлять свой свет и знание.

Он живёт и видит идеальным сознанием, но ему ещё предстоит в своём низшем "я" сделать это полностью практичным и действенным.

Иначе он сможет действовать с большей или меньшей эффективностью только через внутреннее взаимодействие и другими на духовном уровне и на более высоком ментальном уровне, на которые ему легче всего влиять. Но эффект уменьшается и замедляется из-за несовершенства или отсутствия целостной игры существования.

Это может быть исправлено только сверхразумом, который овладевает и супраментализирует ментальное, витальное и физическое сознание — преобразует их, если можно так сказать, в формы супраментальной природы.

Это гораздо легче сделать если была та Йогическая подготовка инструментов низшей природы, о которой я уже говорил. В противном случае очень трудно избавиться от дисгармонии и несопоставимости между идеальной супраментальностью и ментальными передающими инструментами — каналом ума, сердца, чувства, нервного и физического существа.

Супраментальный разум может выполнить первую и довольно обширную, хотя и не всю, работу по такой трансформации.

 

4-21-14. Супраментальный разум имеет природу духовной, прямой, самоозарённой, самоисполняющейся воли и интеллекта …

Супраментальный разум имеет природу духовной, прямой, самоозарённой, самоисполняющейся воли и интеллекта, не ментальных, манаса буддхи1), а супраментальных, виджняна буддхи2).

Он действует через те же четыре силы, что и интуитивный ум, но эти силы здесь активны в изначальной полноте основной части, не изменённой ментальной тканью интеллекта, не связанные по большей частью с просветлением ума, а работающие в своей собственной манере  и для своих собственных естественных целей.

Среди этих четырёх различение здесь вряд ли будет распознано как отдельная сила, но оно постоянно присутствует в трёх других и является их собственным определением диапазона и отношений их знания.

В супраментальном разуме есть три высоты. Одна высота это когда действие того, что мы можем назвать супраментальной интуицией, придаёт форму и преобладающий характер. Другая высота, на которой есть быстрое супраментальное вдохновение. И ещё одна, на которой широкое супраментальное откровение ведёт и сообщает общий характер. И каждая из них поднимает нас к более концентрированной субстанции и более высокому свету, достаточности и широте истинной воли и истинного знания.

 

4-21-14c. сноски: буддхи / манаса буддхи, виджняна буддхи

1) буддхи (buddhi) - интеллект; Мыслящий ум, высшая нормальная способность антахкараны, также называется манаса буддхи или ментальным разумом, чьи три формы — это привычный ум, прагматический ум и ум, ищущий истину. Буддхи как «проницательный ум и просвещенная воля» — это «по своей природе сила мысли и сила воли Духа, превращённая в низшую форму умственной деятельности» и, следовательно, «посредник между гораздо более высоким умом-Истиной, который сейчас не в нашем активном распоряжении, и который является прямым орудием Духа, и физической жизнью человеческого ума которая развивается в теле»; его способности восприятия, воображения, рассуждения и суждения соответствуют соответственно высшим способностям откровения, вдохновения, интуиции и различения, принадлежащим виджняне, которые могут действовать в уме, создавая «высшую форму буддхи, которую можно назвать интуитивным умом» или виджняна буддхи. В сложных выражениях слово «буддхи» иногда относится к особой индивидуальности или состоянию сознания и может быть переведено как «чувство», как в дасья буддхи, «чувство преданности».

2) виджняна буддхи (vijnanabuddhi) - интуитивный ум, промежуточный между интеллектуальным разумом (манаса буддхи) и чистой виджняной, способность, состоящая из виджняны, «работающей в уме в условиях и в формах ума», которая «благодаря своей интуиции, своему вдохновению, своему быстрому видению откровения, его сияющая проницательность и различение могут выполнять работу ума с более высокой силой, быстрым действием, большей и спонтанной уверенностью».

Прим. из Глоссария.

 

4-21-15. Работа супраментального разума … выходит за пределы всего, что делает ментальный разум, но она начинает с другого конца …

Работа супраментального разума охватывает и выходит за пределы всего, что делает ментальный разум, но она начинает с другого конца и обладает соответствующим действием.

Существенные истины о внутреннем "я", духе и принципе вещей являются для духовного разума не абстрактными идеями или тонкими, нематериальными переживаниями, к которым он приходит, как бы переступая границы, а постоянной реальностью и естественным фоном всех его представления и опыта.

Это не похоже на то, к чему приходит ум, но непосредственно раскрывает как общие и целостные, так и частные истины существования и сознания, истины духовного и другого чувства, Ананды, силы и действия. Это реальность, и явление, и символ, это действительность, и возможность, и случайность, это то, что определено и то, что определяет, и всё это с самоозарённой очевидностью.

Он формулирует и упорядочивает отношения между одной мыслью и другой, между одной силой и другой, между одним действием и другим, и всего этого с каждым, и приводит их в убедительную и светлую гармонию.

Он включает в себя данные чувств, но даёт им другой смысл в свете того, что за ними стоит. Он трактует их только как самые внешние указания. Внутренняя истина же известна более великому чувству, которым он уже обладает. И это не зависит от них даже в их собственном поле объектов и не ограничено их диапазоном.

У него есть собственное духовное чувство и ощущение, и он принимает и соотносит с этим также данные шестого чувства, чувства внутреннего ума. И он также принимает озарения, живые символы и образы, близкие психическому опыту и также соотносит их с истинными внутреннего "я" и духа.

 

4-21-16. Духовный разум берёт также эмоции и психические ощущения, соотносит их с их духовными аналогами …

Духовный разум берёт также эмоции и психические ощущения, соотносит их с их духовными аналогами и наделяет их значениями более высокого сознания и Ананды, из которых они происходят, и чьими модификациями они являются в низшей природе, а также он исправляет их искажения.

Точно так же он берёт движения витального существа и сознания и соотносит их с движениями духовной жизни внутреннего "я" и его силы Тапаса и наделяет их значениями этой духовной жизни.

Он берёт физическое сознание, избавляет его от темноты и Тамаса инерции, и делает его отзывчивым получателем и чувствительным инструментом супраментального света, силы и Ананды.

Он имеет дело с жизнью, действием и знанием, как и ментальные воля и разум, но не исходя из материи, жизни, чувств и их данных, и не связывая их через идею с истиной более высоких вещей, а наоборот, исходит из истины о себе, духе и относится к этому через непосредственный духовный опыт, принимая весь другой опыт в качестве своих форм, инструментов, в качестве того, что относится к уму, душе, жизни, чувству и материи.

Он управляет гораздо более широким диапазоном, чем обычный воплощённый ум, запертый в тюрьме физических чувств, и более широким, чем чистая ментальность, даже когда та свободна в своих собственных сферах и действует с помощью психического ума и внутренних чувств.

И он обладает той силой, которой нет у ментальной воли и разума, потому что они не являются действительно самоопределяющими и первоначальным определением вещей. Он обладает силой преображать всё существо, во всех его частях в гармоничный инструмент и проявление духа.

 

4-21-17. В то же время, духовный разум … действует главным образом через представительную идею и волю в духе.

В то же время, духовный разум, хотя и обладает более великой и более важной истиной в качестве своего постоянного источника, опоры и ориентира, действует главным образом через представительную идею и волю в духе.

Таким образом, это сила света Ишвары, а не сама сила его непосредственного присутствия в существе. То, что работает в духовном разуме — это его сурья-шакти1), а не вся его атма-шакти2) или пара сва пракрити3).

Непосредственная сила его "я" начинает своё прямое действие в более великом сверхразуме, и она принимает всё, что уже реализовано в теле, жизни, уме и интуитивном существе, и при помощи духовного разума, и оформляет всё, что было создано, всё, что было собрано, превращено в материал опыта и сделано частью сознания, личности и природы в высшую гармонию с высокой бесконечной и всеобщей жизнью духа.

Ум может соприкасаться с бесконечным и всеобщим, может отражать их и даже потерять в них себя, но только сверхразум может позволить индивидуальности стать полностью единой в действии со всеобщим и трансцендентным Духом.

 

4-21-17c. сноски: сурья-шакти, атма-шакти, пара сва пракрити

1) сурья-шакти (surya-shakti) - сила Сурьи1-1).

1-1) сурья (surya) - солнце; «Солнце знания», которое является «самим телом и огнём» света Истины, символа виджняны.

2) атма-шакти (atma-shakti) - сила Высшего "Я".

3) пара сва пракрити (para sva prakrtih) - [наша собственная высшая природа, высшая природа внутреннего "я"].

Прим. из Словаря.

 

4-21-18. Единственное, что здесь всегда и постоянно присутствует, в чём человек вырос и в чём он всегда живёт — это бесконечное существование.

Единственное, что здесь всегда и постоянно присутствует, в чём человек вырос и в чём он всегда живёт — это бесконечное существование. И всё, что видимо, осязаемо, познаваемо — существует только как субстанция единого существования.

Это бесконечное сознание, и всё, что сознательно, действует и движется — видится, ощущается, воспринимается, познаётся, проживается как переживание собственного "я" и как энергия единого существования.

Это — бесконечная Ананда, и всё, что чувствует и ощущается — видится, ощущается, познаётся, воспринимается и проживается как формы этой единой Ананды.

Всё остальное — лишь проявление и обстоятельства этой единственной истины нашего существования. Это уже не просто видение или познавание, а само положение внутреннего "я" во всём и всего во внутреннем "я".

Бог во всём и всё в Боге, и всё видится как Бог, и это состояние теперь перестаёт быть чем-то, что предлагается размышляющему одухотворённому уму, но удерживается и переживается через целостную, всегда присутствующую, всегда активную реализацию в супраментальной природе.

Здесь есть и мысль, и воля, и ощущение, и всё, что входит в нашу природу, но оно преобразовано и поднято в более высокое сознание.

Каждая мысль здесь видится и переживается как светящееся тело субстанции, светящееся движение силы, светящаяся волна Ананды существования. Это не некая идея в пустом воздухе ума, а нечто, переживаемое в реальности, переживаемое как свет реальности бесконечного существования.

Воля и импульсы также переживаются как реальная сила и субстанция Сат, Чит, Ананды Ишвары. Все одухотворённые ощущения и эмоции переживаются как сознательные формы, а витальное существо — как излияние силы и обладание жизнью духа.

 

4-21-19. Действие сверхразума в развитии состоит в проявлении и организации этого высшего сознания так …

Действие сверхразума в развитии состоит в проявлении и организации этого высшего сознания так, чтобы оно существовало и действовало уже не только в бесконечных высях с некоторыми ограниченными, или замаскированными, или низшими и искаженными проявлениями в индивидуальном существе и природе, но широко и целостно в индивидуальности, как сознающем и познающем себя духовном существе, а также в живой и действующей силе бесконечного и всеобщего духа.

О характере этого действия, насколько его вообще можно выразить, более уместно поговорить далее, когда мы будем обсуждать Брахманическое сознание и видение. В последующих главах мы коснёмся только того, что относится к мысли, воле, к психическому и другим переживаниями в индивидуальной природе.

Сейчас же всё, что нужно отметить — это что и здесь, в области мысли и воли происходит тройное действие.

Духовный разум поднимается и расширяется в более высокое представительное действие, которое формулирует для нас главным образом реальности существования внутреннего "я" внутри нас и вокруг нас.

Затем происходит более высокое интерпретирующее действие супраментального знания, более масштабное, менее требовательное к реальности, которое открывает ещё большие потенциальные возможности во времени, пространстве и за их пределами.

И, наконец, есть высшее знание через отождествление, которое становится воротами чтобы пройти к сущностному самоосознание, всезнанию и всемогуществу Ишвары.

 

4-21-20. Не следует, однако, предполагать, что эти наложенные друг на друга стадии отделены друг от друга в опыте.

Не следует, однако, предполагать, что эти наложенные друг на друга стадии отделены друг от друга в опыте. Я расположил их в том порядке, который мог бы быть закономерным порядком развития идущего всё выше и выше для лучшего понимания интеллектуального высказывания. Но бесконечное даже в нормальном уме прорывается через собственные завесы и разделительные линии нисхождения и восхождения, и зачастую так, или иначе, всё же намекает на себя.

И пока мы ещё находимся в интуитивной ментальности, то, что сверху, открывается и приходит к нам беспорядочно, а затем, по мере нашего роста, оно становится всё более упорядоченным и частым действием выше этой ментальности. Такие предвидения становятся ещё более масштабными и частыми, когда мы выходим на супраментальный уровень.

Всеобщее и бесконечное сознание всегда может охватить ум и окружить его. И именно тогда, когда оно делает это с определённой непрерывностью, частотой или постоянством, ум может легче всего преобразовать себя в интуитивную ментальность, а затем ещё и в супраментальное движение.

Только по мере того мы поднимаемся, мы всё более тесно и целостно врастаем в бесконечное сознание и оно всё с большей полнотой становится нашим внутренним "я" и нашей природой.

Однако же, с другой стороны, низшую сферу существования, — которая, как может показаться, стала бы для нас не просто ниже, а вообще, совершенно чуждой — даже если мы живём в супраментальном существовании, и даже если вся природа сформирована по его образцу, — всё же нет никакой необходимости для нас отрезать её от знания и чувств других, живущих в обычной природе.

Низшему и более ограниченному может быть трудно понять и ощутить более высокое, однако более высокое и менее ограниченное может всегда, если захочет, понять и отождествить себя с низшей природой.

Высший Ишвара тоже не в стороне от нас. Он знает, живёт, отождествляет себя со всем, и при этом он в своём знании, силе и Ананды не подчинён реакциям, и не подвержен ограничениям ума, жизни, и физического существа во вселенной.

 

 

 

2022 дек 31 сб — 2023 янв 04 ср