-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-22

Супраментальная мысль и знание

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 825-840)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца,
или фрагмент первого предложения.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XXII. Супраментальная мысль и знание

4-22-01. Переход от ума к сверхразуму — это не только замена мысли и знания более великим инструментом, но и изменение и преобразование всего сознания.

4-22-02. Чтобы попытаться дать … адекватное представление … сверхразума, нужно полностью выйти за пределы нынешних ограничений.

4-22-03. Сверхразум может делать всё, что делает ум … но он делает это совершенно другим способом и на другой основе.

4-22-03c. сноски: авидья, видья

4-22-04. Второе отличие, которое мы переживаем, — это большая и спонтанная гармония и единство.

4-22-05. Сверхразум в своём действии, наоборот — нечто, обладающее единством, гармонией и врождённым порядком.

4-22-06. … ум … может попытаться супраментализировать себя в направлении любой из своих энергий.

4-22-07. Как скоро мы поднимемся выше ума в сверхразум, эта первоначальная гармония будет заменена более великим и более целостным единством.

4-22-08. Супраментальное знание изначально, или по своей сути, не является мысленным знанием.

4-22-09. Сверхразум надёжнее и полнее всего знает не через мысли, а через отождествление …

4-22-09c. сноски: атмани атманам атмана, джняна, джнянам, джнейам

4-22-10. Супраментальное знание … благодаря отождествлению несёт в себе … супраментальное видение …

4-22-10c. сноски: дришти, паштяти, пратьякша

4-22-11. Чувство может дать нам только поверхностный образ вещей и нуждается в помощи мысли, чтобы наполнить и объяснить этот образ.

4-22-12. Целостно это может быть сделано только на супраментальном уровне, или на более высоком.

4-22-13. Супраментальная мысль это форма знания посредством отождествления и развития, в виде идеи, истины, представляемой супраментальному видению.

4-22-13c. сноски: сатьям, ритам, сатьям ритам брихад

4-22-14. Интеллектуальная мысль уточняет и возвышает до утонченной абстрактности.

4-22-15. Супраментальная мысль, как уже было сказано, имеет три уровня своей интенсивности.

4-22-15c. сноска: санох санум арухат

4-22-16. Существует также речь, супраментальное слово, в которое высшее знание, видение или мысль могут облечь себя внутри нас для своего выражения.

4-22-16c.

4-22-17. Диапазон знания, охватываемый супраментальной мыслью, опытом и видением будет соизмерим со всем, что открыто человеческому сознанию …

4-22-18. Супраментальное существо видит вещи сверху в широких пространствах и на высшем уровне из пространств бесконечности.

4-22-19. … в начале перехода в это более высокое состояние, мысль будет продолжать двигаться … по направлениям ума …

4-22-19c. сноски: джняна, трикаладришти

4-22-20. Таким будет общий характер супраментальной мысли и знания, а также их основные силы и действие.

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XXII. Супраментальная мысль и знание

4-22-01. Переход от ума к сверхразуму — это не только замена мысли и знания более великим инструментом, но и изменение и преобразование всего сознания.

Переход от ума к сверхразуму — это не только замена мысли и знания более великим инструментом, но и изменение и преобразование всего сознания. Развивается не только супраментальная мысль, но и супраментальная воля, чувство, ощущение, супраментальная замена всех активностей, которые сейчас выполняет ум.

Все эти более высокие действия сначала проявляются в самом уме как нисхождения, вторжения, послания или откровения высшей силы.

По большей части они смешиваются с более обычными действиями ума и их нелегко отличить от этих более обычных при нашей начальной неопытности, кроме как по тому, что они превосходят обычные по свету, силе и радости.

Тем более, что ум, поднявшись выше или став более возбуждённым их частыми появлениями, ускоряет своё действие и начинает имитировать внешние признаки супраментальной активности.

Его собственное действие становится более быстрым, светлым, сильным и позитивным. И он достигает даже своего рода подражательной и часто ложной интуиции, которая стремится быть светоносной, прямой и самосуществующей истиной, но в реальности ей не является.

Следующий шаг — формирование озарённого ума интуитивного опыта, мысли, воли, чувства, ощущения, из которого постепенно убирается примесь меньшего ума и подражательной интуиции. Это — процесс очищения, шуддхи, необходимый для новой формации и для совершенства, сиддхи.

В это же время происходит раскрытие над умом источника интуитивного действия и всё более и более организованное функционирование истинного супраментального сознания, действующего не в уме, а на своём собственном, более высоком плане.

В конце концов это втягивает в себя интуитивную ментальность, которую оно создало как своего представителя и берёт на себя ответственность за всю деятельность сознания. Этот процесс идёт шаг за шагом и долгое время пестрит разными примесями и необходимостью возврата к низшим движениям, чтобы исправить и преобразовать их.

Высшая и низшая силы иногда действуют попеременно, — сознание спускается назад, с достигнутых им высот на свой прежний уровень, но всегда с каким-то изменением, а иногда они работают вместе и с как бы взаимной отсылкой.

Со временем ум становится полностью интуитивным и работает только как пассивный канал для супраментального действия. Но и это состояние не идеально, и кроме того, всё ещё представляет собой некоторое препятствие, потому что более высокое действие пока ещё вынуждено проходить через задерживающую и приуменьшающую сознательную субстанцию — через физическое сознание.

Завершающая стадия изменения придёт тогда, когда сверхразум займёт и супраментализирует всё существо, и превратит даже витальные и физические оболочки в формы себя — отзывчивые, тонкие, наполненные своими силами.

Тогда человек полностью станет сверхчеловеком. И это будет, по крайней мере, естественным и целостным процессом.

 

4-22-02. Чтобы попытаться дать … адекватное представление … сверхразума, нужно полностью выйти за пределы нынешних ограничений.

Чтобы попытаться дать что-то похожее на адекватное представление общего характера сверхразума, нужно полностью выйти за пределы нынешних ограничений. И будет невозможно дать полное представление, потому что сверхразум несёт в себе единство, а также из-за широты и многообразия бесконечного.

Всё, что теперь нужно сделать — это описать некоторые характерные черты с точки зрения фактического процесса преобразования в Йоге, и по отношению к действию ума и принципа некоторых особенностей изменения.

Есть фундаментальное отношение, согласно которому все действия ума являются производными от действий тайного сверхразума, хотя мы и не знаем этого, пока не придём к познанию своего высшего "я", и не почерпнём из этого источника всё, что в нём есть ценного и истинного.

Все наши мысли, желания, ощущения, чувственные представления содержат в себе или в своих корнях элемент истины, который порождает и поддерживает их существование, как бы они в действительности не были бы искажены и ложны. А позади них стоит великая непонятая ещё нами истина, которая, если бы они смогли бы ей овладеть, довольно скоро сделала бы их едиными, гармоничными и, по крайней мере, относительно полными.

На самом же деле, та истина, которая у них уже есть, сужается в объёме, деградирует в низшее движение, разбивается на части и становится ложной из-за фрагментарности, поражается неполнотой, запятнана искажением.

Ментальное знание — не целостное, а всегда — частичное знание. Оно постоянно добавляет одни детали к другим, но с трудом связывает их правильно между собой. Его целостность также не реальная, а та неполная, которой оно стремится подменить более реальное и целостное знание.

И даже, если бы ментальное знание пришло бы к некоему целостному знанию, оно всё равно было бы своего рода складыванием вместе, ментальной и интеллектуальной расстановкой, искусственным объединением, а не сущностным и настоящим единством.

И если бы это было всё, ум мог бы предположительно прийти к какой-то разновидности полуотражения, полуперевода интегрального знания. Однако основное расстройство всё же было бы в том, что такое знание не было бы чем-то реальным, а в лучшем случае — интеллектуальным представлением.

Потому что ментальная истина всегда должна быть интеллектуальным, эмоциональным и чувственным представлением, а не прямой истиной, не истиной самой по себе в своей основе и сути.

 

4-22-03. Сверхразум может делать всё, что делает ум … но он делает это совершенно другим способом и на другой основе.

Сверхразум может делать всё, что делает ум, представлять и комбинировать детали и то, что можно было бы назвать аспектами или подчинёнными этому элементами, но он делает это совершенно другим способом и на другой основе.

Он действует не как ум, который вносит элемент отклонения, ложного расширения и навязанной ошибки, а даже когда от даёт частичное знание, он даёт его в устойчивом и точном свете. И всегда позади за тем, на что он намекает или открывает сознанию, есть существенная истина, от которой зависят детали, подчинённые элементы или аспекты.

Сверхразум тоже обладает силой представления, но его представления не интеллектуального типа, они наполнены телом и субстанцией света истины в её сути, они не носители и не замещающие образы. Сверхразум обладает бесконечной силой представления и это божественная сила, для которой ментальное действие — некий падший представитель.

Этот представительный сверхразум обладает низшим действием, в том, что я называю супраментальным разумом, то, что ближе всего к менталу и в который ментал может быть легче всего вовлечён. А также — высшим действием в целостном сверхразуме, который видит всё в единстве и бесконечности божественного сознания и самосуществования.

Но на любом уровне, такое действие — нечто отличающееся от соответствующего ментального действия, оно прямое, озарённое, уверенное. Вся неполноценность ума происходит из того, что это действие души после того, как она упала в незнание с невежеством, и пытается вернуться к знанию себя, но всё ещё делает это на основе незнания и невежества.

Ум — это невежество, которое пытается знать, или это невежество, получающее вторичное знание — это действие Авидьи1). Сверхразум — это всегда раскрытие неотъемлемого и самосуществующего знания — это действие Видьи2).

 

4-22-03c. сноски: авидья, видья

1) авидья (avidya) - невежество; сила, благодаря которой «Дух живет… в сознании множественности и относительности»; «знание Множества» (баху), которое «становится больше не знанием вообще, а невежеством, Авидьей», потому что «принимает Множество за реальный факт существования и рассматривает Единого [эка] только как космическую сумму Множества».

2) видья (vidya) - знание, включая высшее и низшее знание, пара видью и апара видью, «знание Брахмана в Себе и знание мира»; «Знание Единства», сила, с которой «живет Дух»… в сознании единства и идентичности»; «наука, ремесло и техника вещей», элемент Махасарасвати бхавы.

Прим. из Глоссария.

 

4-22-04. Второе отличие, которое мы переживаем, — это большая и спонтанная гармония и единство.

Второе отличие, которое мы переживаем, — это большая и спонтанная гармония и единство. Всё сознание едино, но во время действия оно совершает множество движений, и каждое из этих фундаментальных движений имеет множество форм и процессов.

Формы и процессы сознания ума отмечены тревожным и сбивающим с толку разделением и обособленностью ментальных энергий и движений, в которых изначальное единство сознательного ума или не проявляется вообще, или проявляется только рассеянно.

Мы постоянно находим в нашей ментальности конфликт или путаницу и отсутствие сочетаемости между различными мыслями, или же некое залатанное сочетание. И это постоянно происходит с разными движениями нашей воли, желания, с нашими эмоциями и чувствами.

Опять же, наша мысль, наша воля, наши чувства не находятся в состоянии естественного гармонии и согласии друг с другом, а действуют как отдельные силы, даже когда им нужно действовать вместе, и часто конфликтуют или находятся в каком-то разногласии. Бывает и неравномерное развитие одного за счет другого.

Ум — это нечто, полное разногласий, в которое для целей жизни устанавливается некий вид соглашения, а не удовлетворяющее всех согласие.

Разум пытается прийти к лучшей организации, стремиться лучше управлять, стремится к рациональной или идеальной гармонии. И в этой попытке — он представитель или замена сверхразума.

Разум пытается делать то, что сверхразум может делать по своему праву. Однако, он не может полностью контролировать остальную часть существа, и обычно есть значительная разница между рациональной или идеальной гармонией, которую мы выстраиваем в наших мыслях и  движением жизни.

И даже в лучшем случае, в порядке созданном разумом всегда есть что-то искусственное и навязанное. Потому что, в конце концов, есть  только два спонтанных гармоничных движения — движение жизни, бессознательное или в значительной степени подсознательное, и гармония, которую мы находим в животном мире, в низшей Природе, и гармония, которую мы находим в духе.

Состояние человека — это стадия перехода, усилия и несовершенства, расположенная между тем и этим, между естественной жизнью и  идеальной или духовной жизнью. И эта стадия полна неуверенных поисков и беспорядка.

Дело не в том, что ментальное существо не может найти, или, скорее, выстроить некий вид своей относительной гармонии, а в том, что оно не может сделать её стабильной, потому что постоянно находится под воздействием духа.

Та Сила, которая находится внутри него, заставляет человека быть более или менее сознательным работником самоэволюции, которая должна привести его к овладению собой и знанию о себе.

 

4-22-05. Сверхразум в своём действии, наоборот — нечто, обладающее единством, гармонией и врождённым порядком.

Сверхразум в своём действии, наоборот — нечто, обладающее единством, гармонией и врождённым порядком. Поначалу, когда давление сверху спускается на ментальность, это не осознаётся, и даже на некоторое время может проявиться что-то противоположное. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, может быть нарушение, даже расстройство, связанное с воздействием большей, не поддающейся измерению силы на низшее сознание, которое не способно ему ответить соответствующим образом, или даже, возможно, вообще выдержать такое давление.

Сам факт одновременной, и при этом несогласованной деятельности двух совершенно разных сил, особенно если ум настаивает на своём, если он упрямо или яростно пытается воспользоваться сверхразумом, вместо того, чтобы отдаться ему и его цели, если он недостаточно пассивен и послушен более высокому руководству, может привести к большому возбуждению силы и даже к увеличению беспорядка.

Именно по этой причине предварительная подготовка и длительное очищение, чем более полное, тем лучше, а также успокоение и обычно пассивность ума, спокойного и решительно открытого духу, очень нужны для Йоги.

 

4-22-06. … ум … может попытаться супраментализировать себя в направлении любой из своих энергий.

Опять же, ум, привыкший действовать в рамках ограничений, может попытаться супраментализировать себя в направлении любой из своих энергий.

Он может развить значительную способность интуитивного наполовину супраментального мышления и знания, но воля может оставаться без преобразования и не будет гармонизировать с этим частичным, наполовину супраментальным развитием мыслящего ума, и всё остальное существо, эмоциональное и нервное, тоже могут продолжать оставаться в той же степени, или даже хуже, без преобразования.

Или же может произойти очень сильное развитие интуитивной или сильной вдохновенной воли, но не будет соответствующего подъёма мыслящего ума, или же эмоционального и психического существа. Или же подъём будет, но не такой большой, какой нужен, чтобы он полностью не блокировал действие воли.

Эмоциональный или психический ум может попытаться сделать себя более интуитивным и более супраментальным, и значительно преуспеть в этом, но мыслящий ум останется обычным, бедным в своём материале и тусклым в своём свете.

В этическом или эстетическом существе может развиться интуиция, но всё остальное может остаться точно таким же, каким и было.

В этом причина частого беспорядка или одностороннего развития, которые мы замечаем у гениального человека, поэта, художника, мыслителя, святого или мистика. Ментальность, ставшая частично интуитивной, может выглядеть намного менее гармоничной и упорядоченной вне свой особенной деятельности, чем широко развитый интеллектуальный ум.

Необходимо, чтобы было целостное развитие, полное преобразование ума. Иначе это будет действие ума, использующее супраментальный приток для свое собственной выгоды, по своему собственному образцу. И это разрешается для конкретной цели Божественного в существе и может даже рассматриваться как некая стадия, достаточная для человека в этой одной жизни. Но это — стадия несовершенства, а не полной и успешной эволюции существа.

Однако, если происходит целостное развитие интуитивного ума, то обнаруживается, что эта великая гармония начала закладывать свои основы.

И эта гармония будет отличаться от той, что создаётся интеллектуальным умом, и действительно может с трудом быть понята. Или же, если она всё же ощущается, будет оставаться непонятной для логического человека, потому что она не доступна для его ментального процесса и не может быть понята. Это будет гармония спонтанного выражения духа.

 

4-22-07. Как скоро мы поднимемся выше ума в сверхразум, эта первоначальная гармония будет заменена более великим и более целостным единством.

Как скоро мы поднимемся выше ума в сверхразум, эта первоначальная гармония будет заменена более великим и более целостным единством.

Мысли супраментального разума встречаются между собой, понимают друг друга и занимают естественное положение даже если они исходят из совершенно противоположных сторон.

Движения воли, которые конфликтуют в уме, в сверхразуме занимают каждое своё правильное место и устанавливает правильные отношения с другими движениями воли.

Супраментальные чувства также обнаруживают сходство между собой и приходят в естественное положение и гармонию. На более высоком уровне эта гармония усиливается и стремится к единству. Знание, воля, чувства и всё остальное становится единым движением.

Это единство достигает наибольшей полноты в высшем сверхразуме. Гармония, единство становятся неизбежными, потому что основа сверхразума это знание и что характерно — самопознание — знание себя во со всех своих сторон.

Супраментальная воля есть динамическое выражение этого самопознания, супраментальное чувство — выражение озарённой радости внутреннего "я", а всё остальное в сверхразуме — часть этого единого движения.

На своём высшем уровне сверхразум становится чем-то большим, чем то, что мы называем знанием. Он становится сущностным и целостным самосознанием Божественного в нас, его существованием, сознанием, Тапасом, Анандой и всё становится гармоничным, объединённым, озарённым движением этого единого существования.

 

4-22-08. Супраментальное знание изначально, или по своей сути, не является мысленным знанием.

Супраментальное знание изначально, или по своей сути, не является мысленным знанием. Интеллект не будет считать, что знает что-либо, пока он не сведёт своё осознание этого к понятиям мысли, то есть, пока он не поместит это в систему представительных ментальных концепций. И этот вид знания получает свою наибольшую решающую полноту, когда оно может быть выражено ясной, точной, дающей характеристику для этой вещи речью.

Действительно, ум получает своё знание прежде всего через разного рода впечатлений, начиная от витальных и чувственных впечатлений и поднимающихся к интуитивным. Но они воспринимаются развитым интеллектом только как данные и сами по себе кажутся ему неопределёнными и неясными, пока они не будут вынуждены отдать всё своё содержание мысли и занять своё место в каком-то интеллектуальном отношении или упорядоченной последовательности мыслей.

Верно также, что есть мысль и речь, которые скорее наводят на мысль, а не определяют что-то, и которые по своему обладают большими потенциальными возможностями и богатством содержания, и этот вид мысли уже граничит с интуитивным.

Но всё же ещё остаётся потребность в интеллекте, чтобы выявлять в ясной последовательности и отношении точное интеллектуальное содержание этих намёков. И пока это не будет сделано, ум не будет удовлетворён, потому что его знание не достигло полноты.

Мысль, работающая в логическом интеллекте — это обычно та мысль, которая, как кажется уму, лучше всего организует ментальное действие и даёт уму чувство надёжной определённости, безопасности и полноты в его знании и в его использовании знания.

Но ничего из этого не имеет отношения к супраментальному знанию.

 

4-22-09. Сверхразум надёжнее и полнее всего знает не через мысли, а через отождествление …

Сверхразум надёжнее и полнее всего знает не через мысли, а через отождествление, через чистое осознание само-истины в вещах во внутреннем "я", и при помощи внутреннего "я", атмани атманам атмана1).

Для меня лучший способ получить супраментальное знание — это стать единым  с истиной, единым с объектом знания. Супраментальное удовлетворение и целостный свет больше всего проявляются когда нет дальнейшего разделения между познающим, знанием, и познаваемым, джнята2), джнянам3), джнейам4).

Я вижу то, что познаю, не как объект вне меня, а как часть моего всеобщего "я", которая содержится в моём наиболее непосредственном сознании. Это приводит к самому высокому и самому полному знанию.

Мысль и речь, которые по сути — представления знания, а не прямое обладание в сознании для сверхразума — меньшие формы. И если мысль не наполнена духовным осознанием, то она становится фактически уменьшением знания.

Потому что, если предположить, что эта мысль — супраментальная мысль, это было бы частичным проявлением большего знания, которое существует во внутреннем "я", но которое в данный момент не присутствует непосредственно в активном сознании.

В самых высоких областях бесконечности вообще не было бы необходимости в мысли, потому что всё переживалось бы через дух, в непрерывности, в вечном обладании и с абсолютной прямотой и полнотой.

Мысль — это только одно из средств частичного проявления и представления того, что скрыто в этом более великом самосуществующем знании. Этот высший вид знания, на самом деле, будет недоступен для нас в его полном объёме и степени, пока мы не сможем подняться через многие градации сверхразума к этой бесконечности.

Но по мере того, как появляется и расширяет своё действие супраментальная сила, что-то от этого высшего способа познания появляется, растёт и даже части ментального существа, по мере того, как оно становится всё более интуитивным и всё более супраментальным, всё лучше и лучше развивают соответствующее действие на своём уровне.

Начинает возрастать сила озарённого витального, психического, эмоционального, динамического и прочего отождествления со всеми вещами и существами, которые являются объектами нашего сознания. И эти выходы за пределы разделяющего сознания приносят с собой множество форм и способов прямого знания.

 

4-22-09c. сноски: атмани атманам атмана, джняна, джнянам, джнейам

1) атмани атманам атмана (atmani atmanam atmana) - я, которое находится в себе, благодаря себе. [Гита 13.25]

2) джняна (jnana) - знание; «та сила прямого и божественного знания, которая работает независимо от интеллекта и чувств, или использует их только как подчинённых помощников», первый элемент виджняна чатустайи, состоящий в основном из приложения любой или всех надинтеллектуальных способностей смрити, шрути и дришти «к событиям мысли, к идеями и к общему знанию»;иногда это понятие расширяется чтобы включить другие инструменты виджняны, такие как трикаладришти и телепатию; также сокращение для джнянам брахма; мудрость, свойство Махавиры; (на странице 1281 Дневника Йоги) имя сварги.

3) джнянам (jnanam) - именительный падеж от джняна.

4) джнейам (jneyam) - [то, что] нужно познать.

Прим. из Глоссария и Словаря

 

4-22-10. Супраментальное знание … благодаря отождествлению несёт в себе … супраментальное видение …

Супраментальное знание или переживание, благодаря отождествлению, несёт в себе, в качестве результата или вторичной своей части, супраментальное видение, которое не нуждается в поддержке через какие-либо образы.

Оно может конкретизировать то, что для ума абстрактно, и оно имеет характер видения, объект знания может быть невидимой истиной того. что обладает формой, или истиной для чего-то бесформенного.

Это видение может прийти до того, как возникнет какое-либо отождествления, как своего рода предварительное излучение света от объекта знания, или же может действовать не привязываясь к отождествлению, как отдельная сила.

В этом случае истина или познаваемая вещь не совсем ещё едины со мной, или ещё не успели стать едиными, а являются предметом моего познания.

Но всё же, это объект, который субъективно увиден во внутреннем "я", или, по крайней мере, если он пока ещё отделён и для остаётся познающего объектом, увиден при помощи внутреннего "я". И увиден не через какой-либо промежуточный процесс, а через прямое внутреннее понимание или через проникающий и обнимающий озарённый контакт духовного сознания с этим объектом.

Именно об этом озарённом понимании и контакте, которое и есть духовное видение, дришти1), — "пашьяти"2), постоянно упоминают Упанишады, когда говорят "он видит" о духовном знании.

А когда они говорят о Высшем "Я", постигающем идею творения и мы ожидаем фразы "он подумал", они вместо этого говорят — "он увидел".

Для духа это то же, что глаза для физического ума, и у человека возникает ощущение, что он прошёл через похожий тонкий процесс.

Как физическое зрение может представить нам действительную основу вещей, на которые мысль имела лишь указание или ментальное описание, и они становятся для нас и реальными, и очевидными, пратьякша3), так и духовное зрение превосходит указания или представления мысли и может сделать себя и истину всех вещей представленными для нас непосредственно очевидными, пратьякша.

 

4-22-10c. сноски: дришти, паштяти, пратьякша

1) дришти (drishti) - видение; тонкое зрение, включая рупадришти и иногда липи дришти; тонкое чувственное восприятие (вишая дришти) в целом; трикаладришти, знание прошлого, настоящего и будущего; восприятие брахмана или ишвары в вещах и существах (такое же как даршана); откровение, способность видеть джняну, способность видеть истину, чья природа является «прямым внутренним захватом или проникающим и охватывающим светящимся контактом духовного сознания с его объектом». В последнем смысле дришти является сущностью идеала провидца и присутствует во всех формах логистической идеальности с элементом откровения; в 1920 году это часто означает откровения логистики или полную откровений идеальность.

2) пашьяти (pashyati) - он видит. [Санскрит]

3) пратьякша (pratyaksha) - (видение) того, что находится перед глазами, то же самое, что пратьякша даршана; самоочевидность; открытие.

Прим. из Глоссария и Словаря.

 

4-22-11. Чувство может дать нам только поверхностный образ вещей и нуждается в помощи мысли, чтобы наполнить и объяснить этот образ.

Чувство может дать нам только поверхностный образ вещей и нуждается в помощи мысли, чтобы наполнить и объяснить этот образ. Но духовное зрение может представить для нас вещь саму по себе и всю истину о ней.

Видящему нужна помощь мысли в его процессе не как средство познания, а только как средство представления и выражения. Мысль для него — меньшая сила и используется для второстепенной цели.

Если требуется дальнейшее расширение знания, он может прийти к нему с помощью нового видении без более медленных процессов мышления, которые служат поддержкой для ментального поиска и его ощущению истины, даже если мы очень внимательно изучаем глазами, стремясь найти то, что ускользнуло от нашего первого наблюдения.

Этот опыт и знание при помощи духовного видения являются вторыми по направленности и величине супраментальными силами. Это нечто гораздо более близкое, глубокое и всеобъемлющее, чем ментальное видение, потому что оно напрямую вытекает из знания через отождествление. И у него есть такое достоинство, что мы можем сразу перейти как от видения к отождествления, так и от отождествления к видению.

Таким образом, когда духовное видение увидело Бога, Высшее "Я" или Брахмана, душа может после этого войти в это и стать единой с Высшим "Я", Богом или Брахманом.

 

4-22-12. Целостно это может быть сделано только на супраментальном уровне, или на более высоком.

Целостно это может быть сделано только на супраментальном уровне, или на более высоком. Но в то же время, духовное видение может принимать ментальные формы самого себя, которые могут помочь в этом отождествлении, каждая форма по-своему.

Ментальное интуитивное видение или одухотворённое ментальное зрение, психическое видение, эмоциональное видение сердца, видение в чувственном уме — это различные элементы Йогического опыта. Если эти видения чисто ментальные, то они не обязательно могут быть истинными, потому что ум способен и к истине, и к ошибке, как к истинному, так и к ложному представлению.

Но по мере того, как ум становится интуитивным и супраментальным, эти силы очищаются и исправляются более светлым действием сверхразума и сами становятся формами супраментального и истинного видения.

Можно заметить, что супраментальное видение приносит с собой дополнительный и завершающий опыт, который можно было бы назвать духовным слышанием и осязанием истины — ей сути и через это её значения. То есть, это улавливание её движения, вибрации, ритма и улавливание её близкого присутствия, контакта и субстанции.

Все эти силы подготавливают нас, чтобы стать едиными с тем, что приблизилось к нам благодаря знанию.

 

4-22-13. Супраментальная мысль это форма знания посредством отождествления и развития, в виде идеи, истины, представляемой супраментальному видению.

Супраментальная мысль это форма знания посредством отождествления и развития, в виде идеи, истины, представляемой супраментальному видению.

Отождествление и видение дают истину в её сути, её основе и её частях в едином взгляде. Мысль переводит это прямое сознание и непосредственную силу истины в идею-знание и волю. Она не добавляет, или другим образом, не должна добавлять ничего нового, а должна воспроизводить, чётко формулировать и поворачивать основу этого знания.

Однако, там, где отождествление и видение еще не полны, супраментальная мысль имеет более широкую функцию и как бы раскрывает, интерпретирует или вызывает в памяти души то, что она ещё не готова дать.

А там, где эти, более высокие состояния и силы ещё скрыты, мысль выходит вперёд, подготавливает и до известной степени осуществляет частичный перевод, или же активно помогает в удалении завесы.

Поэтому, при развитии от ментального невежества к супраментальному знанию эта просветлённая мысль приходит к нам часто, хотя и не всегда первая, чтобы открыть путь к видению или же дать начальную поддержку растущему сознанию отождествления и его более высокого знания.

Эта мысль также — действенный способ общения и выражения, и помогает запечатлеть или зафиксировать истину, будь то в нашем низшем уме и существе, или же в уме других людей.

Супраментальная мысль отличается от интеллектуальной мысли не только потому, что она — непосредственная идея истины, а не представление истины для невежества. Она — истинное сознание духа, всегда представляющее для себя свои правильные формы, сатьям1) и ритам2) на языке Вед. Но супраментальная мысль отличается ещё и потому, что она — реальность, обладающая силой, она — основа света и субстанции.

 

4-22-13c. сноски: сатьям, ритам, сатьям ритам брихад

1) сатьям (satyam) - истина; сущностная истина бытия, один из трёх терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьям ритам брихат3)).

2) ритам (ritam) - истина, правда; правильный порядок; правда факта и договоренности; «упорядоченная истина активного бытия», один из трех терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьям ритам брихат).

3) сатьям ритам брихат (satyam ritam brihat) - «Сознание сущностной истины бытия (сатьям), упорядоченной истины активного бытия (ритам) и обширного самосознания (брихат), в котором только это сознание возможно»; эти три термина выражают природу виджняны. [см. Атхарва веда 12.1.1, сатьям брихад ритам]

Прим. из Глоссария.

 

4-22-14. Интеллектуальная мысль уточняет и возвышает до утонченной абстрактности.

Интеллектуальная мысль уточняет и возвышает до утонченной абстрактности. Супраментальная мысль, по мере того, как она поднимается в свою высоту возрастает до большей духовной конкретности.

Мысль интеллекта представляется нам как абстракция от чего-то, понятого чувственным умом и как бы поддерживается в пустой и тонкой атмосфере ума неосязаемой силой интеллекта. Она должна прибегать к использованию силы образов ума, если хочет сделать себя более конкретно ощутимой и видимой душевным чувством и душевным видением.

Супраментальная мысль, напротив, представляет всегда идею как озарённую субстанцию существования, озарённую ткань сознания, принимающую на неё форму мысли и поэтому она не создаёт такого ощущения пропасти между идеей и реальностью, какую мы склонны ощущать в уме. Потому что она сама есть реальность, это реальность-идея и основа реальности.

В результате, когда она действует в соответствии со своей природой, с ней связано явление духовного света, который отличается от интеллектуальной ясности, связана великая осознающая сила и сияющий экстаз.

Это интенсивно ощущаемая вибрация существования, сознания и Ананды.

 

4-22-15. Супраментальная мысль, как уже было сказано, имеет три уровня своей интенсивности.

Супраментальная мысль, как уже было сказано, имеет три уровня своей интенсивности. Первый — уровень прямого мысленного видения, второй — уровень интерпретирующего видения, указывающего и подготавливающего более великую, раскрывающую идею-видение, и третий — уровень представляющего видения, напоминающего, так сказать, знанию духа ту истину, которая вызывается напрямую более высокими силами.

В уме это принимает форму трёх обычных сил интуитивной ментальности — внушающей и различающей интуиции, вдохновения и мысли, которая обладает природой вдохновения.

Выше они соответствуют трём уровня супраментального существования и сознания. И когда мы поднимаемся, низшее сначала призывает вниз, в себя, и затем поднимается в высшее, так что на каждой стадии воспроизводятся все три уровня. Однако, в сущности мысли преобладает характер, который принадлежит соответствующей данному уровню форме сознания и духовной субстанции.

Это необходимо иметь в виду. Иначе ментальность, смотря вверх на диапазоны сверхразума, по мере того, как они открывают себя, может подумать, что она добилась видения самых высоких высот, тогда как её опыту представлен только высший диапазон низшего уровня восхождения.

На каждой высоте, санох санум арухат*), силы сверхразума увеличиваются в интенсивности, диапазоне и полноте.

 

4-22-15c. сноска: санох санум арухат

*) санох санум арухат  (sanoh sanum aruhat) - поднимается с вершины на вершину. [РигВеда 1.10.2]. Прим. из Словаря.

 

4-22-16. Существует также речь, супраментальное слово, в которое высшее знание, видение или мысль могут облечь себя внутри нас для своего выражения.

Существует также речь, супраментальное слово, в которое высшее знание, видение или мысль могут облечь себя внутри нас для своего выражения.

Сначала это может прийти как слово, сообщение или наитие, спускающееся к нам сверху, или даже это может показаться голосом Высшего "Я" или Ишвары — вани1), адеша2).

Спустя некоторое время оно теряет этот отделённый характер и становится нормальной формой мысли, когда она выражается в форме внутренней речи.

Мысль может выразить себя и без помощи какого-либо наводящего на мысли или развивающего слова, в одной лишь — но всё же совершенно полным образом, явно и со всем своим содержанием — в озарённой субстанции супраментального восприятия.

Мысль может помочь себе, когда она не столь явная, с помощью намекающей внутренней речи, которая сопровождает её, чтобы выявить весь её смысл. Или же мысль может прийти не как безмолвное восприятие, а как речь, самовозникающая из истины, самодостаточная, несущая в себе своё видение и знание.

Тогда это — слово откровения, вдохновлённого или интуитивного, или же ещё более высокого вида, способное нести бесконечное намерение или внушение высшего сверхразума и духа.

Оно может оформиться в том языке, который в данным момент используется для выражения идей, восприятий и импульсов интеллекта и чувственного ума, но оно использует язык другим способом, с интенсивным внесением того интуитивного смысла или смысла откровения, на которое способна речь.

Супраментальное слово проявляется внутри со светом, силой, ритмом мысли и ритмом внутреннего звука, которые делают его естественной и живой основой супраментальной мысли и видения. И оно вливается в язык, хотя и похожим на ментальную речь образом, но всё же по-другому, чем ограниченный интеллектуальный, эмоциональный или чувственный смысл.

Оно формируется и слышится в интуитивном уме или сверхразуме, и поначалу не обязательно, за исключением некоторых высоко одарённых душ, легко выражается в речи и письменном тексте. Но и это может стать свободным, когда физическое сознание и его органы станут готовы, и это тоже часть необходимой полноты и силы интегрального совершенства.

 

 

4-22-16c.

1) вани (vani) - голос; речь; «Слово, послание или вдохновение, которое нисходит к нам сверху», иногда кажущееся «голосом «я» или Ишвары»; голос, передающий сообщение, часто имеющее характер наставления или предсказания, из божественного или другого источника, обычно отличающееся от сукшма вак (тонкая речь), которое не приходит «сверху», но слышна «снаружи» (хотя есть также «внешняя» вани).

2) адеша (adesha) - команда; голос (вани), услышанный изнутри как «повеление Божественного Наставника Йоги»; особенно «Адеша, данная в тюрьме», внутренняя команда, полученная Шри Ауробиндо в тюрьме Алипур, дающая ему миссию для выполнения определённой работы, карма, состоящая из четырех основных частей: литературная (сахитья), религиозная (даива или дхарма), политическая (крити) и социальная (самаджа или кама).

Прим. из Глоссария.

 

4-22-17. Диапазон знания, охватываемый супраментальной мыслью, опытом и видением будет соизмерим со всем, что открыто человеческому сознанию …

Диапазон знания, охватываемый супраментальной мыслью, опытом и видением будет соизмерим со всем, что открыто человеческому сознанию, не только на земном, но и на всех планах.

Однако, это знание будет действовать всё больше и больше в обратном смысле по отношению к ментальному мышлению и опыту. Центр ментального мышления — это эго, личность индивидуального мыслителя.

Супраментальный человек, напротив, будет больше мыслить всеобщим умом или даже может подняться выше. Его индивидуальность будет скорее сосудом от которого всё расходится и средством сообщения, к которому будет сходиться всеобщая мысль и знание Духа, нежели каким-либо центром.

Ментальный человек думает и действует в радиусе, определяемом малостью или широтой его ментальности и её опыта. Областью действия супраментального человека будет вся земля и всё, что находится за ней, на других планах существования.

И, наконец, ментальный человек думает и видит на уровне настоящей жизни. И хотя это может быть и с устремлением вверх, его видение ограничено со всех сторон. Главной основой его знания и действия является настоящее, с проблеском в прошлое и плохо уловимым влиянием от его давления, и слепой взгляд в сторону будущего.

Ментальный человек опирается на действительность земного существования. В первую очередь — на факты внешнего мира, — к которым он обычно имеет привычку относить девять десятых, если не всё своё внутреннее мышление и переживание. Во вторую очередь, он опирается на меняющуюся реальность более поверхностной части своего внутреннего существа.

По мере того, как он растёт в уме, он всё более свободно выходит за пределы к тем возможностям, что возникают из них и выходят за его пределы. Его ум начинает иметь дело с более широким полем возможностей.

Но эти возможности, по большей части, становятся для него полностью реальными только в той мере, в какой они соотносятся с действительностью и могут реализоваться здесь, сейчас, или в будущем.

Он склонен видеть суть вещей, если вообще видит, только как результат своих реалий, в отношении к ним, и в зависимости от них. И поэтому он постоянно видит суть этих вещей в ложном свете или в ограниченной мере.

Супраментальный же человек во всех этих отношениях должен исходить из противоположного принципа видения истины.

 

4-22-18. Супраментальное существо видит вещи сверху в широких пространствах и на высшем уровне из пространств бесконечности.

Супраментальное существо видит вещи сверху в широких пространствах и на высшем уровне из пространств бесконечности.

Его взгляд не ограничен точкой зрения настоящего, вместо этого он может видеть в последовательности моментов времени или выше времени, в неделимостях Духа. Он видит истину в правильном порядке — сначала её суть, потом потенциальные возможности, которые из неё вытекают, и только в последнюю очередь — в разных действительностях.

Существенные истины представляются ему существующими сами по себе, самоочевидными, не зависящими от того, чтобы их нужно было доказывать в этой или другой действительности.

Потенциальные истины — это истины силы существования в самом себе и в вещах, истины бесконечности силы и реального вне их прошлой или настоящей реализации в той или иной действительности, или привычных формах, которые мы принимаем за всю Природу.

Разные действительности — это лишь выборка из потенциальных истин, которые он видит, они зависят от этих истин, ограничены и изменчивы.

Тирания настоящего, действительного, непосредственного набора фактов, непосредственного импульса и требования действует не имеет власти над его мыслью и его волей. И поэтому он может обладать более широкой волей-силой, которая опирается на более широкое знание.

Он видит вещи не как нечто, на разных уровнях окружённое джунглями из фактов и явлений настоящего, а сверху.

Он видит их не со стороны и судит по их поверхностным проявлениям, а видит их внутри, рассматривая их из истины их центра. Поэтому он ближе к божественному всеведению.

Он желает и действует с господствующей высоты и с более длительным движением во времени и с большим диапазоном потенциальных возможностей, поэтому он ближе к божественному всемогуществу.

Его существо не замкнуто в последовательности мгновений, а обладает полной властью над прошлым и зримо перемещается по будущему.

Его существо не замкнуто в ограничивающем эго и личном уме, а живёт в свободе всеобщего, в Боге, во всех существах и во всех вещах.

Его существо живёт не в унылой тесноте физического ума, а в свете внутреннего "я" и бесконечности духа.

Он видит душу и ум только как силу и движение, а материю — только как результирующую форму духа. Все его мысли будут такие, что исходят из знания.

Он воспринимает и разыгрывает события феноменальной жизни в свете реальности духовного существа и силы динамической духовной сущности.

 

4-22-19. … в начале перехода в это более высокое состояние, мысль будет продолжать двигаться … по направлениям ума …

На первых порах, в начале перехода в это более высокое состояние, мысль будет продолжать двигаться в течении более короткого или более долгого времени, в большей или меньшей степени по направлениям ума, но с более великим светом, с возрастающими полётами, пространствами, движениями свободы, выходя на другой уровень.

Потом свобода и выходы на другой уровень станут главными. Изменение направления мысленного видения и преобразование метода мысли будет происходить в различных движениях думающего ума одно за другим, с учётом любых трудностей и откатов назад, пока мысль не приобретёт целостность и полностью не изменится.

Обычно супраментальное знание организуется первым легче всего в процессах чистого мышления и знания, джняны1), потому что в них человеческий ум уже получил идущее вверх направление развития и свободнее всего.

Далее и с меньшей лёгкостью он организуется в процессах прикладного мышления и знания, потому что там ум человека одновременно и более активен и более связан и привязан к своим низшим методам.

Последним и самым трудным завоеванием, потому что сейчас для человеческого ума это поле догадок или вообще пустое место, будет знание трёх времён, трикаладришти2).

Во всём этом будет один и тот же характер духа, видящего и желающего непосредственно над и вокруг, а не только в теле, которым он владеет. И будет то же самое действие супраментального знания, при помощи отождествления, супраментального видения, супраментальной мысли и супраментального слова, отдельно или в едином движении.

 

4-22-19c. сноски: джняна, трикаладришти

1) джняна (jnana) - знание; «та сила прямого и божественного знания, которая работает независимо от интеллекта и чувств, или использует их только как подчинённых помощников», первый элемент виджняна чатустайи, состоящий в основном из приложения любой или всех надинтеллектуальных способностей смрити, шрути и дришти «к событиям мысли, к идеями и к общему знанию»; иногда это понятие расширяется чтобы включить другие инструменты виджняны, такие как трикаладришти и телепатию; также сокращение для джнянам брахма; мудрость, свойство Махавиры; (на странице 1281 Дневника Йоги) имя сварги.

2) трикаладришти (trikaladrishti) - буквально «видение трёх времен», то есть «прямое знание прошлого, интуитивное знание настоящего и пророческое знание будущего», второй член виджняна чатустайи. Это особая способность джняны, «с помощью которой эта общая сила применяется к действительности вещей»; его сущность это сознание «Бесконечного, развертывающего в себе и организовывающего все вещи во времени», делающего возможным «полное представление о трёх временах как об одном движении, единообразно и неделимо видимом даже в  последовательности их этапов, периодов, циклов».

Прим. из Глоссария.

 

4-22-20. Таким будет общий характер супраментальной мысли и знания, а также их основные силы и действие.

Таким будет общий характер супраментальной мысли и знания, а также их основные силы и действие.

Остаётся рассмотреть их конкретный набор инструментов и изменение, которое сверхразум производит в различных элементах современной ментальности человека, и особую деятельность, которая даёт мысли её составные части, мотивы и данные.

 

 

 

2023 янв 04 ср — 2023 янв 10 вт