-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-23

Супраментальные инструменты — процесс мышления

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 841-861)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца,
или фрагмент первого предложения.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XXIII. Супраментальные инструменты — процесс мышления

4-23-01. Сверхразум, божественный гнозис — это не что-то, совершенно чуждое нашему нынешнему сознанию.

4-23-02. Ментальная деятельность, которую легче всего организовать … это чистое мыслительное познание.

4-23-03. Для этой цели нормальное действие ума можно рассматривать как состоящее из тройного движения.

4-23-04. Второй уровень мыслительной деятельности это прагматический ум идей …

4-23-05. Третий уровень мышления открывает в нас чистый мыслящий ум, который незаинтересованно живёт истиной идеи …

4-23-06. Человеческому уму трудно правильно сочетать и гармонизировать эти три движения интеллекта.

4-23-07. Сверхразум в своей завершённости переворачивает весь порядок мышления ума.

4-23-08. Но в то время, как высшие истины или чистые идеи являются абстракциями для формирующего идеи ума, …

4-23-09. … в то время, как чистый, формирующий идеи ум склонен выстраивать произвольные системы, которые являются ментальными …

4-23-09c. сноски: сатьям, ритам, брихат

4-23-10. Результатом этой целостности будет отсутствие разделения или несовместимости между свободным сущностным формированием идей сверхразума …

4-23-11. Сверхразум не ограничен этим прагматическим движением …

4-23-12. Поэтому он не заключён в тюрьму в своём особом становлении и не замкнут в своём круговороте или выбранном направлении действия.

4-23-13. Такое созидающее или прагматическое движение супраментальной мысли и сознания приносит с собой действие …

4-23-13c. сноски: упари будхне, будхне ритасья

4-23-14. Таким образом, в сложном движении супраментальной джняны нет разногласий, несоответствий или трудностей согласования …

4-23-15. Действие супраментальной джняны … превосходит действие ментального разума …

4-23-16. Его жизненный ум …не является и не может быть самодостаточным и преобладающим, как это происходит в более низших существах.

4-23-17. С другой стороны, у интуиции есть свои истоки и своя область совершенства в супраментальном …

4-23-18. Рассуждающий интеллект — это промежуточное звено между жизненным умом и пока ещё неразвитой супраментальной интуицией.

4-23-19. Однако разум … склонен игнорировать ограничения своей силы и функции и пытается … заменять внутреннее "я" и дух.

4-23-20. Характерная сила разума во всей его полноте — это логическое движение …

4-23-21. Действие логического разума одинаково во всех этих областях его данных.

4-23-22. Это движение развивает целостный логический ум и доводит до высшей точки остроту и силу интеллекта.

4-23-23. Память это незаменимый помощник ума в сохранении его прошлых наблюдений, воспоминаний отдельного человека, но также и всей расы …

4-23-24. И памяти, и суждению помогает воображение …

4-23-25. И если бы этот усовершенствованный метод ума был бы действительно достаточен для истины …

4-23-26. Сверхразум … поднимает действие ментального сознания в сторону интуиции, и до нее …

4-23-27. Обычный язык интеллекта недостаточен для описания этого действия …

4-23-28. Супраментальный разум замечает всё, что видит интеллект, и даже больше.

4-23-29. Познающий в своём наблюдении является свидетелем.

4-23-30. В результате этого фундаментального единства между познающим и объектом познания устанавливается поток или мост связи сознания …

4-23-30c. сноска: самьяма

4-23-31. Есть три возможных движения этого вида супраментального наблюдения.

4-23-32. Сложный процесс аналитического наблюдения и синтетического построения, принятый логическим интеллектом — не метод для сверхразума …

4-23-32c. сноска: свабхава

4-23-33. Такое наблюдающее действие сверхразума применимо ко всему.

4-23-34. Супраментальная память отличается от ментальной памяти не накоплением прошлого знания и опыта, а постоянным присутствием знания …

4-23-35. Супраментальное суждение действует неотделимо от супраментального наблюдения или памяти …

4-23-36. Диапазоны знания выше супраментального разума, охватывающие его и превосходящие его, и невозможно хорошо описать …

4-23-37. Но нужно помнить, что все эти свойства супраментального разума не относятся в полной мере к интуитивному уму …

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XXIII. Супраментальные инструменты — процесс мышления

4-23-01. Сверхразум, божественный гнозис — это не что-то, совершенно чуждое нашему нынешнему сознанию.

Сверхразум, божественный гнозис — это не что-то, совершенно чуждое нашему нынешнему сознанию. Это высший набор инструментов духа и все операции нашего нормального сознания это ограниченные и низшие производные от супраментального сознания, потому что они — пробы и конструкции от истинной и совершенной, спонтанной и гармоничной природы и действия духа.

Соответственно, когда мы поднимаемся от ума к сверхразуму, нова сила сознания не отвергает, а возвышает, расширяет, преобразует деятельность нашей души, ума и жизни. Это возвышает их и даёт им ещё большую реальность их силы и эффективности.

Сверхразум не ограничивается ни преобразованием поверхностных сил и действий ума, психических элементов и жизни, а проявляет и трансформирует также те более редкие силы и большую силу и знание, свойственные нашему подсознательному "я", которые проявляются сейчас для нас как нечто оккультное, странно психическое, аномальное.

В супраментальной природе эти все действия  вовсе не аномальны, а совершенно естественные и нормальные, не отдельно психические действия, а духовные, не оккультные и странные, а прямые, прямые, врождённые и спонтанные действия.

Дух не ограничен подобно бодрствующему материальному сознанию. А сверхразум, когда он овладевает бодрствующим сознанием, позволяет ему перестать быть материальным, освобождает его от своих ограничений, превращает материальное и психическое в природу духовного существа.

 

4-23-02. Ментальная деятельность, которую легче всего организовать … это чистое мыслительное познание.

Ментальная деятельность, которую легче всего организовать, как это уже говорилось, это чистое, формирующее идеи познание. На более высоком уровне оно трансформируется в истинную джняну, супраментальную мысль, супраментальное видение, супраментальное знание через отождествление.

Основное действие этого супраментального знания было описано в предыдущей главе. Однако, нам нужно увидеть, как это знание работает в применении к внешним вещам, и как оно обращается с данным, получаемыми из существования.

Оно отличается от действия ума прежде всего тем, что естественно обращается с теми операциями, которые для ума самые высокие и самые трудные. И оно действует в них, или на них сверху вниз, а не с затруднённым напряжением ума вверх, или с его ограничением на своем или более низких уровнях.

Более высокие операции не зависят от помощи низших, скорее низшие операции зависят от высших, и не только в смысле руководства, но и в самом их существовании.

Таким образом, наши низшие ментальные операции не только изменяются по своему характеру в процессе такой трансформации, но и полностью подчиняются.

И высшие ментальные операции тоже меняют свой характер, потому что, став супраментальными, они начинают получать свой свет прямо из высшего, из само-знания или бесконечного знания.

 

4-23-03. Для этой цели нормальное действие ума можно рассматривать как состоящее из тройного движения.

Для этой цели нормальное действие ума можно рассматривать как состоящее из тройного движения.

Первое, низшее, и самое нужное для ментального существа в теле движение это работа привычного мыслящего ума, который основывает свои идеи на данных, полученных от чувств и поверхностных переживаний нервного и эмоционального существа, и на привычных представлениях, которые сформировались в результате образования, внешней жизни и окружения.

У этого привычного ума есть два движения. Одно — своего рода постоянное скрытое течение механически возвращающихся мыслей, всегда повторяющих себя по одному и тому же кругу физических, витальных, эмоциональных, практических и в целом интеллектуальных понятий и опыта. Другое — более активно действующее на весь новый опыт, который ум вынужден принять и свести к формулам привычного мышления.

Менталитет среднего человека ограничен этим привычным умом, а вне этого круга движется весьма несовершенно.

 

4-23-04. Второй уровень мыслительной деятельности это прагматический ум идей …

Второй уровень мыслительной деятельности это прагматический ум идей, который поднимается выше жизни и действует как творческий посредник между идеей и жизненной силой, между правдой жизни и истиной идеи, ещё не проявленной в жизни.

Он получает материал из жизни и выстраивает из него и на нём творческие идеи, которые становятся динамичными для дальнейшего развития жизни. С другой стороны, он воспринимает новые мысли и ментальный опыт с ментального плана, или, что более основательно, из силы идей Бесконечного и непосредственно превращает это в силу ментальной идеи и энергию для реального существа и жизни.

Весь поворот этого прагматического ума идей направлен на действие и переживание, как внутри, так и снаружи.

Внутреннее отражается на внешнем ради более полного соответствия реальности, а внешнее принимается во внутреннее и возвращается к нему приспособленным и изменённым для новых образований.

Такое мышление исключительно или в основном интересна душе на ментальном уровне как средства для широкого спектра действий и переживаний.

 

4-23-05. Третий уровень мышления открывает в нас чистый мыслящий ум, который незаинтересованно живёт истиной идеи …

Третий уровень мышления открывает в нас чистый, формирующий идеи ум, который незаинтересованно живёт истиной идеи вне какой-либо необходимости зависеть от её ценности для действия и опыта.

Он рассматривает данные от чувств и поверхностные внутренние переживания, но только чтобы найти идею, истину, о которой они свидетельствуют и потом свести их к понятиям знания. Точно так же и с такой же целью он наблюдает за творческим действием ума в жизни.

Его забота — знание, его главная цель — получать удовольствие от мысли, поиска истины, от усилия познать себя, мир и всего того, что может стоять за его действием и действием мира.

Этот мыслящий ум есть высшее достижение интеллекта, действующего для себя, характерным образом, в своей собственной энергии и для своей цели.

 

4-23-06. Человеческому уму трудно правильно сочетать и гармонизировать эти три движения интеллекта.

Человеческому уму трудно правильно сочетать и гармонизировать эти три движения интеллекта. Обычный человек живёт в основным привычным умом, обладает сравнительно слабым действием творческого и прагматического ума и испытывает большие трудности вообще или при попытках войти в движение чистого, формирующего идеи интеллекта.

Творческий прагматический ум обычно слишком занят своим собственным движением, чтобы свободно и незаинтересованно действовать в атмосфере чистого, формирующего идеи порядка.

А с другой стороны, он часто недостаточно учитывает обстоятельства накладываемые привычной ментальностью, и те препятствия, которые он накладывает, и не учитывает другие движения прагматической мысли и действия, а учитывает только то, в построении чего он сам заинтересован.

Чистая, идеи ментальность склонна к построению абстрактных и произвольных систем истины, интеллектуальных разделов и сооружений из идей, и или упускает те практичные движения, нужные для жизни, или же живёт исключительно, или в основном, в идеях.

И поэтому чистая мыслительная ментальность не может действовать с достаточной энергией и непосредственностью в области жизни, и подвергается опасности стать оторванной или слабой в мире практической или привычной ментальности.

Бывает некоторый компромисс, но тирания главной склонности мешает целостности и единству мыслящего существа.

Уму не удаётся быть уверенным хозяином даже своей целостности, потому что секрет этой целостности лежит за его пределами, в свободном единстве внутреннего "я", свободном и, следовательно, способным к бесконечной множественности и разнообразию. А также секрет лежит в супраментальной силе, которая одна только и может привести в естественное совершенство органичное множественное движение единства внутреннего "я".

 

4-23-07. Сверхразум в своей завершённости переворачивает весь порядок мышления ума.

Сверхразум в своей завершённости переворачивает весь порядок мышления ума. Он живёт не в феноменальном, а в сущностном, во внутреннем "я", и видит всё как принадлежащее этому внутреннему "я", его силе, форме и движению. И всякая мысль и всякий процесс мысли в сверхразуме должны иметь такой же характер.

Вся его фундаментальная идея — это отображение духовного знания, которое действует через отождествление со всем существованием и отображение супраментального видения.

Поэтому он движется прежде всего среди вечных, сущностных и всеобщих истин о себе, существовании, сознании, бесконечной силе и восторге существования (не исключая всё, что кажется нашему нынешнему сознанию не существующим).

И всё его частное мышление исходит из зависит от силы этих вечных истин. Но кроме того, быть вместе с бесконечными аспектами и применениями, следствиями и гармониями истин существования Вечного — для него быть как дома.

Поэтому, он живёт на своих высотах во всём том, что действие чистого, формирующего идеи ума пытается достичь и открыть. И даже на своих низших уровнях, всё это, для его озарённой восприимчивости, присутствует, близко, легко понимается и доступно.

 

4-23-08. Но в то время, как высшие истины или чистые идеи являются абстракциями для формирующего идеи ума, …

Но в то время, как высшие истины или чистые идеи являются абстракциями для формирующего идеи ума, потому что ум живёт частично в феноменальных, а частично в интеллектуальных конструкциях и должен пользоваться методом абстракции чтобы достичь высших реальностей, сверхразум живёт в духе, и поэтому в самой субстанции того, что эти идеи и истины представляют, или, скорее, что они в основе своей представляют, он действительно делает их реальными.

Он не только мыслит, но в самом акте мышления чувствует и отождествляет себя с их субстанцией, и для него они часть тех наиболее существенных вещей, которые могут быть.

Истины сознания и сути существования для сверхразума сама ткань реальности, и они для него более сокровенны, и, можно сказать, более плотно реальны, чем внешние движения и формы существования.

Хотя, они для него тоже движения и формы реальности, а не иллюзия, как для некоторых движений одухотворённого ума. Идея для него также является идеей-реальностью, субстанцией реальности сознательного существования, наполненная силой для вещественного представления истины и, следовательно, для творения.

 

4-23-09. … в то время, как чистый, формирующий идеи ум склонен выстраивать произвольные системы, которые являются ментальными …

И опять же, в то время, как чистый, формирующий идеи ум склонен выстраивать произвольные системы, которые являются ментальными, и которые — частичные построения истины, сверхразум не связан ни каким представлением системы сознания, хотя он в совершенстве умеет представлять, упорядочивать и выстраивать в живых существах субстанцию истины для прагматических целей Бесконечного.

Ум, освобождаясь от своей исключительности, систематизации, привязанности к своим построениям, теряется в бескрайности бесконечного, ощущает его как хаос, хотя бы и озарённый хаос. Он не в состоянии больше формулировать и потому — мыслить и действовать решительно.

Потому что всё, даже самые разнообразные и противоречивые вещи, указывают на какую-то истину в этой бесконечности, и при этом ничего из того, о чём он может подумать, не является полностью истинным, и все его формулировки распадаются под испытанием новых указаний из бесконечности.

Он начинает смотреть на мир как на фантасмагорию, а на мысль как на хаос мерцаний из озарённой неопределённости. Ум, атакованный безбрежностью и свободой супраментального теряет себя и не находит твёрдой почвы под ногами в этой безбрежности.

Сверхразум же, наоборот, может в своей свободе строить гармонии своей мысли и выражения существования на прочной основе реальности, сохраняя при этом свою бесконечную свободу и наслаждаясь в себе бесконечной широтой.

Всё, что он думает, так же как и всё, чем он является, делает, чем живёт принадлежит истине, правильному, необъятному, сатьям1), ритам2), брихат3).

 

4-23-09c. сноски: сатьям, ритам, брихат

1) сатьям (satyam) - истина; сущностная истина бытия, один из трёх терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьям ритам брихат).

2) ритам (ritam) - истина, правда; правильный порядок; правда факта и договоренности; «упорядоченная истина активного бытия», один из трех терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьям ритам брихат).

3) брихат (brihat) - широкий, большой, просторный; широта, обширность; огромное изобилие; «обширное самосознание», один из трёх терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьям ритам брихат).

1-2-3) сатьям ритам брихат (satyam ritam brihat) - «Сознание сущностной истины бытия (сатьям), упорядоченной истины активного бытия (ритам) и обширного самосознания (брихат), в котором только это сознание возможно»; эти три термина выражают природу виджняны. [см. Атхарва веда 12.1.1, сатьям брихадритам]

Прим. из Глоссария.

 

 

4-23-10. Результатом этой целостности будет отсутствие разделения или несовместимости между свободным сущностным формированием идей сверхразума …

Результатом этой целостности будет отсутствие разделения или несовместимости между свободным сущностным формированием идей сверхразума, соответствующей чистым, свободным, незаинтересованным, неограниченным формированием идей ума и его созидательным, прагматическим формированием идей, целенаправленным и определяющим.

Бесконечность существования естественным образом приводит к свободе гармоний становления.

Сверхразум всегда воспринимает действие как проявление и выражение Высшего "Я", а творение — как откровение Бесконечного.

Вся его созидающая и прагматическая мысль это инструмент становления внутреннего "я", сила света для этой цели, посредник между вечной тождественностью и бесконечной новизной и разнообразием безграничного Существования и его самовыражения в мирах и в жизни.

Это именно то, что сверхразум постоянно видит и воплощает. И в то время, пока его формирующее идеи видение и мысль истолковывают ему то безграничное единство и разнообразие Бесконечного, которым он является благодаря вечной тождественности, и в которой он живёт во всей своей силе существования и становления, постоянно присутствует также особая созидающая мысль, связанная с действием бесконечной воли, Тапаса, силы существования.

И эта мысль определяет, что она должна представить, проявить или создать из бесконечности в выбранном направлении движения Времени, что она должна сделать — здесь и сейчас, или же в любом диапазоне Времени или мира — вечного становления себя во вселенной.

 

4-23-11. Сверхразум не ограничен этим прагматическим движением …

Сверхразум не ограничен этим прагматическим движением и не принимает частичное движение или весь поток того, чем он таким образом становится и создаёт в своей мысли и жизни, за всю истину своего "я" или Бесконечного.

Он живёт не только тем, чем он является, что он думает и  выборочно делает в настоящем или на одном только плане существования.

Он питает своё существование не только настоящим или непрерывной последовательностью мгновений, биениям которых мы называем словом "настоящее".

Он видит себя не только как движение Времени, или сознания во времени, или как существо вечного становления.

Он осознаёт вневременное существование за пределами проявленного, существование, для которого всё есть проявление.

Он осознаёт то, что вечно даже во Времени. Он осознаёт множество планов существования. Он осознаёт прошлую истину проявления и большую часть истины существования, которая ещё не проявляется в будущем, но уже существует в само-видении Вечного.

Он не делает ошибки и не принимает прагматическую реальность, которая есть истина действия и изменения за единственную истину. Но видит в ней постоянную реализацию того, что вечно реально.

Он знает, что творение, будь то на плане материи, жизни, ума или сверхразума, есть и может быть только самоопределяемым представлением вечной истины, откровением Вечного. И он глубоко осознаёт предсуществование истины всего в Вечном.

Это видение определяет всю его прагматическую мысль и результирующее действие. Создатель в нём — это избирательная сила видящего и мыслителя, строитель самого себя — это сила видения себя, самовыражающаяся душа — сила бесконечного духа.

Он творит свободно, и тем вернее и решительнее для этой свободы, из бесконечного "я" и духа.

 

4-23-12. Поэтому он не заключён в тюрьму в своём особом становлении и не замкнут в своём круговороте или выбранном направлении действия.

Поэтому он не заключён в тюрьму в своём особом становлении и не замкнут в своём круговороте или выбранном направлении действия. Он открыт в той мере и степени, какой ум достичь не способен, истине других гармоний созидательного становления, даже если в своей собственной истине он выдвигает решающую волю, мысль и действие.

Когда он вовлечён в действие, которое носит характер борьбы, замены прошлой или другой мысли и формы становления тем, что ему суждено проявить, он знает истину того, что он вытесняет и соответствует ей, даже вытесняя, так же как и истину того, что идёт на замену.

Он не связан своим проявляющим, выбирающим, прагматичным сознательным действием, но в то же время он обладает всей радостью, особенно творческой мысли и избирательной точности действия, Анандой истины форм и движений, в равной степени как своих, так и форм и движений других становлений.

Вся его мысль, воля жизни, действие и созидание, богатые, многообразные, собирающие в один фоку истину разных планов, освобождается и освещается безграничной истиной Вечного.

 

4-23-13. Такое созидающее или прагматическое движение супраментальной мысли и сознания приносит с собой действие …

Такое созидающее или прагматическое движение супраментальной мысли и сознания приносит с собой действие, которое соответствует похожему действию привычного или механического ума, но всё же совершенно отлично от него. То, что создаётся это самоопределение гармонии и всякая гармония протекает по видимым или заданным направлениям, и несёт с собой постоянную пульсацию и ритмическое повторение.

Супраментальная мысль, организуя гармонию проявленного существования супраментального существа, основывает её на вечных принципах, двигает её по правильным направлениям той истины, которую нужно проявить, продолжает звучать характерными нотами повторения постоянных элементов в опыте и действии, которые нужны для образования гармонии.

Есть некий порядок в мысли, цикл воли, стабильность в движении. В то же время свобода супраментальной мысли не позволяет ей замкнуться в колее привычного повторяемого действия, всегда механически вращающегося вокруг ограниченного склада мышления.

Она не любит, когда привычный ум переделывает и приспосабливает все новые мысли и переживания к застывшей привычной форме мышления, принимая эту привычную форму за основу.

Её основа, то с чем она всё соотносит, находится на более высоком уровне, упари будхне1), в широте внутреннего "я", в высшей основе супраментальной истины, будхне ритасья2).

Её порядок мысли, цикл её воли, её устойчивое действие не кристаллизируются в механизм или условность, но всегда живы духом. Они не живут исключительностью или враждебностью к другим сосуществующим или возможным порядкам и циклам, а получают поддержку от всего, с чем соприкасаются, и приспосабливают его собственному принципу.

Духовное приспособление осуществимо, потому что всё соотносится к широте внутреннего "я" и его свободному видению с более высокого уровня. Порядок супраментальной мысли и воли постоянно воспринимает новые озарения и энергию с более высокого уровня и без труда принимает их в свои движения.

Он, как и подобает порядку Бесконечного, даже в своей устойчивости движения неописуемо гибок и пластичен. Он способен воспринимать и передавать отношение всех вещей друг к другу в Едином. Он способен всегда выражать всё больше и больше из Бесконечного, и наиболее полно выражать своим способом всё, что реально можно выразить из Бесконечного.

 

4-23-13c. сноски: упари будхне, будхне ритасья

1) упари будхне (upari budhne) - [в основании наверху].

2) будхне ритасья (budhne ritasya) - в основании Истины (ритам). [Риг Веда 3.61.7]. Прим. из Словаря.

 

4-23-14. Таким образом, в сложном движении супраментальной джняны нет разногласий, несоответствий или трудностей согласования …

Таким образом, в сложном движении супраментальной джняны нет разногласий, несоответствий или трудностей согласования, а есть простота в сложности, гарантированная лёгкость в многостороннем изобилии, которое приходит из спонтанной уверенности и целостности знания духа о самом себе.

Препятствия, внутренняя борьба, несоответствие, трудности, разногласие частей и движений остаются в процессе преобразования ума в сверхразум только до тех пор, пока продолжается действие, влияние или давление ума, настаивающего на своих методах построения.

Или же они остаются, пока процесс выстраивания знания, мысли и воли к действию на основе изначального неведения противостоит обратному процессу сверхразума, который организует всё как озарённое проявление внутреннего "я" и присущего ему вечного знания себя.

И так, сверхразум, действующий как представительная, объясняющая, раскрывающая, властная сила знания духа через отождествление, свободно и безгранично превращающая свет бесконечного сознания в субстанцию и форму идеи-реальности, создающая из энергии сознательного существования и силы идеи-реальности, подчиняющаяся своему закону, но при этом остающаяся гибким и пластичным движением бесконечного, использует свою мысль, знание и волю, идентичную по субстанции и свету со знанием, чтобы организовать в каждом супраментальном существе собственное правильное проявление единого "я" и духа.

 

4-23-15. Действие супраментальной джняны … превосходит действие ментального разума …

Действие супраментальной джняны, организованной таким образом, очевидно, превосходит действие ментального разума, и мы должны увидеть что приходит на место разума при супраментальном переходе.

Мыслящий ум человека находит своё самое ясное и характерное удовлетворение и свой самый точный и действенный принцип организации в рассуждении и логическом интеллекте. Верно, что человек не управляется и не может целиком управляться ни в своих мыслях, ни в своих действиях только одним лишь разумом.

Его ментальность неразрывно подчинена совместному, смешанному и запутанному действию рассуждающего интеллекта с двумя другими силами.

Первая из них — с интуиция, которая на самом деле лишь наполовину озарена в человеческой ментальности, действующей за более видимым действием разума или завуалирована и изменяется действием обычного интеллекта.

Вторая — жизненный ум  ощущений, инстинкта, импульса, который по свое природе является чем-то вроде затемнённой, окутанной покровом интуицией, и которая снабжает интеллект со своего более низкого уровня своими первичными материалами и данными.

И каждая из этих других сил есть в своём роде сокровенное действие духа, действующего в уме и жизни. И каждая имеет более прямой и спонтанный характер и непосредственную силу для восприятия и действия, нежели рассуждающий интеллект. Но всё же, ни одна из этих сил не способна организовать для человека его ментальное существование.

 

4-23-16. Его жизненный ум …не является и не может быть самодостаточным и преобладающим, как это происходит в более низших существах.

Его жизненный ум, — его инстинкты, его импульсы, — не является и не может быть самодостаточным и преобладающим, как это происходит в более низших существах.

Этот жизненный ум был захвачен интеллектом, и изменён на глубоком уровне даже там, где развитие интеллекта несовершенно, а сам жизненный ум наиболее настойчив и находится в выгодном положении.

Он утратил большую часть своего интуитивного характера, и хотя он действительно стал бесконечно богаче как поставщик материалов и даны, но он уже больше не работает сам по себе, и утратил лёгкость своего действия.

Он стал наполовину рациональным, он теперь зависит, по крайней мере, от какого-то проникнувшего внутрь него элемента, хотя и неясного в рассуждениях, или же от работы интеллекта. И он теперь неспособен действовать с пользой без помощи интеллекта.

Его истоки и область совершенства находятся в подсознании, из которого он проявляется, и дело человека состоит в том, чтобы расти в смысле всё более и более осознанного знания и действия.

Если человек вернётся к тому, чтобы его существом управлял бы жизненный ум, он станет или иррациональным и неуправляемым, или же тупым и слабоумным и утратит очень важную часть своей принадлежности к виду человека.

 

4-23-17. С другой стороны, у интуиции есть свои истоки и своя область совершенства в супраментальном …

С другой стороны, у интуиции есть свои истоки и своя область совершенства в супраментальном, которое пока для нас сверхсознательно, и в уме у интуиции нет ясного и организованного действия. Вместо этого она непосредственно смешивается с действием рассуждающего интеллекта.

Она работает не сама по себе, и при этом ограничена, фрагментарна, разбавлена, у неё нет чистоты и упорядоченное использование и организация подсказок интуиции зависит от помощи логического разума.

Ум человека никогда не бывать полностью уверен в подсказках интуиции, пока они не будут изучены и подтверждены суждением рационального интеллекта — именно там ум чувствует себя увереннее всего и застрахованным от ошибок.

Если человек поднимется над своим разумом, чтобы организовать своё мышление и жизнь на основе интуитивного ума, то он уже превзойдёт характерную черту человеческого вида и встанет на путь, ведущий к развитию сверхчеловека.

И это может быть сделано только на более высоком уровне. Попытка сделать это на более низком уровне означает только достижение другого рода несовершенства: на этом уровне ментальный разум необходим.

 

4-23-18. Рассуждающий интеллект — это промежуточное звено между жизненным умом и пока ещё неразвитой супраментальной интуицией.

Рассуждающий интеллект — это промежуточное звено между жизненным умом и пока ещё неразвитой супраментальной интуицией.

Его задача — быть посредником, с одной стороны — просвещать жизненный ум, сделать его сознательным, управлять им и регулировать, насколько это возможно, его действия.

И делать это до тех пор, пока Природа не будет готова к развитию супраментальной энергии, которая овладеет жизнью, озарит и доведёт до совершенства все свои движения, преобразовывая свои неясно интуитивные движения желания, эмоций, ощущений и действий в духовное и озарённое спонтанное жизненное проявление внутреннего "я" и духа.

С другой, более высокой стороны, задача рассуждающего интеллекта в том, чтобы принимать лучи света, приходящие с более высоких уровней и переводить их в термины интеллектуальной ментальности, а также принимать, исследовать, развивать, интеллектуально использовать те указания интуиции, что преодолевают барьер и спускаются в ум из сверхсознания.

И это происходит до тех пор, пока человек, становясь всё более и более интеллектуально осознающим себя, своё окружение и своё существование, не осознает также, что он не может по-настоящему знать всё это своим разумом, а может только строить некие ментальные представления об этом для своего интеллекта.

 

4-23-19. Однако разум … склонен игнорировать ограничения своей силы и функции и пытается … заменять внутреннее "я" и дух.

Однако разум в интеллектуальном человеке склонен игнорировать ограничения своей силы и функции и пытается быть не просто инструментом и посредником, а заменять внутреннее "я" и дух.

Уверившись в успехе и своей главной роли, в относительном величии своего света, он считает себя чем-то первичным и абсолютным, и уверяя себя в своей истинности во всём и достаточности, он стремится стать абсолютным владыкой ума и жизни.

Он не может делать это успешно, потому что зависит от интуиции на более низком уровне, интуиции жизни и от скрытого сверхразума и его интуитивных посланий для его настоящей субстанции и существования.

Он может только казаться себе успешным, потому что сводит весь свой опыт к рациональным формулам и делает себя наполовину слепым по отношению к настоящей природе мысли и действия, что стоит за ними, и к влиянию бесконечного, что не помещается в его формулы.

Избыток разума только делает жизнь искусственной и рационально механической, лишает её непосредственности и жизненности, препятствует свободе и расширению духа.

Ограниченный и ограничивающий ментальный разум должен сделать себя пластичным и гибким, открыться своему источнику, воспринять свет с более высокого уровня, превзойти себя и пройти через эвтаназию превращения в тело супраментального разума.

А пока ему дана сила и ведущая роль для организации мысли и действия в характерно человеческом масштабе, промежуточном между подсознательной силой духа, которая организует жизнь животного, и сверхсознательной силой духа, которая, став сознательной, может организовать существование и жизнь духовного сверхчеловечества.

 

4-23-20. Характерная сила разума во всей его полноте — это логическое движение …

Характерная сила разума во всей его полноте — это логическое движение, которое прежде всего обеспечивает себя всеми доступными материалами и данными через наблюдение и систематизацию.

Затем он воздействует на них, чтобы получить итоговое знание, закреплённое и расширенное, в первую очередь за счёт способности к размышлению.

И наконец, он стремится удостовериться в правильности своих результатов при помощи более тщательного и формального действия, более внимательного, обдуманного, строго логического, которое проверяет, отвергает или подтверждает эти результаты в соответствии с определёнными надёжными стандартами и процессами, выработанными размышлением и опытом.

Поэтому, первая забота логического разума — это правильное, тщательное и полное наблюдение за доступным ему материалом и данными.

Первая и самая простая область данных, доступная нашему познанию — это мир Природы, мир физических объектов, ставших внешними по отношению к разуму благодаря разделяющему действию ума, мир вещей, которые не являются нами, и поэтому, лишь косвенно познаваемые при помощи интерпретации наших чувственных восприятий, наблюдений, накопленного опыта, вывода и размышления.

Другая область  — это наше внутреннее существование и его движения, которые познаются естественным образом через действующее внутри ментальное чувство, через интуитивное восприятие и непрерывный опыт, через размышление над проявлениями нашей природы.

Разум даже в отношении этих внутренних движений действует лучше всего и правильнее всего отделив их от себя и рассматривая эти движения совершенно безлично и объективно. Это движение в Йоге знания заканчивается тем, что наше собственное активное существо тоже видится как не "я", как один из механизмов Природы, подобно остальному существованию мира.

Знание других мыслящих и сознательных существ находится между этими двумя областями, но его можно также достичь косвенно, при помощи наблюдения, опыта, различных средств общения, и, воздействуя на них, путём размышления и выводов, в значительной степени основанных на аналогии с нашим знанием о своей собственной природе.

Другая область данных, за которой должен наблюдать разум — это его собственное действие и действие всего человеческого интеллекта. Потому что без изучения этого, он не может быть уверен в корректности своего знания или насколько правилен его метод и процесс.

Наконец, есть и другие области знания, для которых данные не так легко доступны и которые нуждаются в развитии особых способностей — открытие вещей и диапазонов существования, которые находятся за проявлениями физического мира и открытие тайного внутреннего "я" или принципа существования человека и Природы.

С первым логический разум может попытаться справиться, принимая на рассмотрение любые данные, которые становятся доступными, так же, как он имеет дело с физическим миром. Хотя, обычно он мало склонен иметь с этим дело, находя, что их легче подвергать сомнению и отрицать, и его действие в этой области редко бывает гарантированным или эффективным.

Данные из второй области разум обычно пытается обнаружить с помощью конструктивной метафизической логики, основанной на его аналитических и синтетических наблюдениях за явлениями жизни, разума и материи.

 

4-23-21. Действие логического разума одинаково во всех этих областях его данных.

Действие логического разума одинаково во всех этих областях его данных. Сначала интеллект накапливает запас наблюдений, ассоциаций, восприятий, рецептов, понятий, делает более или менее явную расстановку и классификацию отношений и сущностей по их сходству и различию. Потом он воздействует на это накапливающимся запасом и постоянным добавлением идей, образов, суждений. Из этого прежде всего и состоит природа деятельности нашего знания.

Происходит своего рода естественное расширение этой интеллектуальной деятельности ума, развивающееся благодаря собственной инерции.

Происходит некая эволюция, которой всё больше и больше способствует продуманная культура, рост способностей приобретаемых благодаря такой культуре, и которые, в свою очередь, становятся частью природы по мере того, как они переходят к более спонтанному действию.

В результате развивается не характер и сущностная способность интеллекта, а степень его силы, гибкость, разнообразие способностей, утончённость.

Происходит исправление ошибок, накопление убедительных идей и суждений, получение или формирование новых знаний.

В то же время, возникает необходимость в более точном и уверенном действии интеллекта, чтобы он мог избавиться от поверхностного характера этого привычного метода интеллекта, чтобы проверял каждый шаг, тщательно рассматривал каждый вывод и сводил бы действие ума к хорошо обоснованной системе и порядку.

 

 

4-23-22. Это движение развивает целостный логический ум и доводит до высшей точки остроту и силу интеллекта.

Это движение развивает целостный логический ум и доводит до высшей точки остроту и силу интеллекта.

Более грубое и более поверхностное наблюдение заменяется или дополняется тщательным анализом всех процессов, свойств, составляющих, энергий, которые образуют данный объект или связаны с ним, а также синтетическим построением его в целом, которое дополняет или в значительной степени заменяет естественное представление ума об  этом объекте.

Объект точнее выделяется среди других и в то же время полнее раскрываются его отношения с другими объектами.

Происходит определение тождества или сходства и родства, а также  расхождений и различий. Всё это — результат, с одной стороны, восприятия принципиального единства существования и Природы и сходства и непрерывности её процессов, а с другой — ясной точности и классификации различных энергий и видов существ и объектов.

Накопление и упорядочение материалов и данных знания доводятся до совершенства настолько, насколько это возможно для логического интеллекта.

 

4-23-23. Память это незаменимый помощник ума в сохранении его прошлых наблюдений, воспоминаний отдельного человека, но также и всей расы …

Память это незаменимый помощник ума в сохранении его прошлых наблюдений, воспоминаний отдельного человека, но также и всей расы, будь то в искусственной форме накопленных записей, или же в общей памяти расы, сохраняющей свои достижения со своего рода постоянным повторением и обновлением.

Кроме того, есть некий элемент, недостаточно оценённый — это подспудная память, которая может под давлением различных видом стимуляции повторять в новых условиях прошлые движения знания для суждения с помощью возросшей информации и интеллекта.

Развитый логический ум приводит в порядок действие и ресурсы человеческой памяти и приучает её максимально пользоваться своими материалами.

Суждение человека естественным образом действует на эти материалы двумя способами.

Один способ — это через более или менее быстрое и суммарное сочетание наблюдения, вывода, творческого или критического умозаключения, озарения, непосредственной идеи.

В значительной степени это попытка ума работать в спонтанном режиме с той непосредственностью, которая может быть надёжно достигнута только благодаря более высокой способности к интуиции, потому что это создаёт в уме много ложной уверенности и непрочных определённостей.

Второй способ — это более медленный, но в конце интеллектуально более надёжный — это поиск, обдумывание и проверка суждения, которое развивается и становится аккуратным логическим действием.

 

4-23-24. И памяти, и суждению помогает воображение …

И памяти, и суждению помогает воображение, которое, как функция знания, предлагает возможности, которых в реальности нет, или же которые не оправдываются другими силами, и открывает двери новым перспективам.

Развитый логический интеллект использует воображение чтобы предлагать новые открытия и гипотезы, но тщательно проверяет свои предложения через наблюдение и скептическое или тщательное суждение.

Он также настаивает на проверке, насколько это возможно, всего действия суждения, отвергает поспешные выводы в пользу упорядоченной системы дедукции и индукции и удостоверяется во всех своих шагах и в справедливости, преемственности, совместимости, связности своих выводов.

Слишком формализованный логический ум обескураживает, но свободное использование всего действия логического интеллекта может скорее усилить известное действие непосредственного прозрения, ближайшего приближения ума к более высокой интуиции, но не так, чтобы можно было всегда на это надеяться.

Стремление логического разума всегда состоит в том, чтобы беспристрастным, незаинтересованным и тщательно обоснованным методом избавиться от ошибки, предубеждений, ложной уверенности ума и прийти к надежной определённости.

 

4-23-25. И если бы этот усовершенствованный метод ума был бы действительно достаточен для истины …

И если бы этот усовершенствованный метод ума был бы действительно достаточен для истины, то не было бы никакой необходимости ни в какой более высокой ступени в эволюции знания.

В самом деле, он увеличивает власть ума над самим собой и над окружающим миром и служит великой и несомненной пользе. Он никогда не может быть уверен, дают ли его данные ему каркас реального знания, или только каркас, который полезен и необходим для человеческого ума и воли в его нынешней форме действия.

И он всё больше и больше понимает, что знание явлений растёт, но знание реальности ускользает от этого трудоёмкого процесса.

Должен наступить момент, и он уже близок, когда ум осознает необходимость позвать себе на помощь и необходимость развивать полную интуицию и весь тот огромный диапазон сил, который скрыто лежит за нашим неясным употреблением этого слова и нечётким пониманием его значения.

В конце концов ум должен обнаружить, что эти силы могут не только помогать и завершать его работу, но даже заменить его собственное действие. И это и будет началом открытия супраментальной энергии духа.

 

4-23-26. Сверхразум … поднимает действие ментального сознания в сторону интуиции, и до нее …

Сверхразум, как мы видели, поднимает действие ментального сознания в сторону интуиции, и до нее, создаёт промежуточную интуитивную ментальность, недостаточную саму по себе, но которая сильнее, чем логический интеллект, и затем, поднимает и преобразует и её тоже в истинное супраментальное действие.

Первым хорошо организованным действием сверхразума, если идти снизу вверх, будет супраментальный разум, это не более высокий логический интеллекта, а прямая озарённая организация непосредственно субъективного и непосредственно объективного знания, высшего буддхи, логической, или скорее даже принадлежащей к логосу, Виджняны.

Супраментальный разум выполняет всю работу рассуждающего интеллекта и делает гораздо больше, но с большей силой и другим способом.

Затем он сам поднимается на более высокий уровень силы познания, и при этом снова, ничего не теряется, но всё ещё больше возвышается, расширяется по диапазону, преобразуется в силу действия.

 

 

4-23-27. Обычный язык интеллекта недостаточен для описания этого действия …

Обычный язык интеллекта недостаточен для описания этого действия, потому что одни и те же слова должны использоваться, указывая на определённое соответствие, но на самом деле они будут неадекватны и говорить не о том, что есть на самом деле.

Итак, сверхразум использует определённое действие ощущения, задействуя физические органы, но не ограничиваясь ими. По своей природе это форма сознания и контактное сознание, но ментальная идея и чувственный опыт не могут дать представления о сути и характере действия этого супраментального чувственного сознания.

Мысль в супраментальном действие также отличается от мысли в ментальном интеллекте.

Супраментальное мышление ощущается в своей основе как сознательный контакт, или союз, или отождествление субстанции существования того, кто познаёт с субстанцией существования той вещи, которая познаётся.

И его образ мысли, как сила осознания себя, раскрывается через такую встречу или единство, потому что несёт в себе определённое знание формы о содержании, действии и значении предмета познания.

Поэтому наблюдение, память, суждение в сверхразуме тоже означают нечто совсем другое, чем в процессах ментального интеллекта.

 

4-23-28. Супраментальный разум замечает всё, что видит интеллект, и даже больше.

Супраментальный разум замечает всё, что видит интеллект, и даже больше. Он делает, так сказать, познаваемую вещь полем действия восприятия, в определённом смысле объективного, что заставляет эту вещь проявить свою природу, характер, качество, действие.

Но это не та искусственная объективность, с помощью которой разум в своём наблюдении пытается вытеснить элемент личностной или субъективной ошибки.

Сверхразум видит всё в себе самом, и поэтому его наблюдение должно быть субъективно объективным, и оно должно быть гораздо ближе, хотя и не такое близкое, как наблюдение за нашими собственными движениями, рассматриваемыми как объект знания.

Он видит не в отдельном личном "я" или своей силой, и поэтому ему не нужно остерегаться элемента личностной ошибки. Ошибка вмешивается только тогда, когда ментальный субстрат или окружающая атмосфера ещё остались и всё ещё могут вбрасывать своё влияние, или пока сверхразум ещё действуем путём нисхождения в ум, чтобы изменить его.

А супраментальный метод по устранению ошибки состоит в том, чтобы устранять её не каким-либо особым способом, а возрастающей спонтанностью супраментального различения и постоянным ростом собственной энергии.

Сознание сверхразума — это космическое сознание, и именно в этом внутреннем "я" всеобщего сознания, в котором живёт индивидуальный познающий, и с которым он более или менее тесно связан, оно держит перед собой объект познания.

 

4-23-29. Познающий в своём наблюдении является свидетелем.

Познающий в своём наблюдении является свидетелем. И такое отношение, казалось бы предполагает непохожесть и различие, но дело в том, что это не совсем разделяющее различие и не несёт исключающей идеи о наблюдаемом предмете как о чём, что совершенно "не-я", как в ментальном видении внешнего объекта.

Всегда есть базовое ощущение единства с познаваемой вещью, потому что без этого единства не может быть супраментального знания. Познающий, несущий объект в своём всеобщем "я" сознания как нечто, что он держит перед своим состоянием свидетеля, включает его в своё собственное, более широкое существование.

Супраментальное наблюдение относится к вещам, с которыми мы едины в существовании и сознании, и способны познавать их так же, как мы познаём себя силой этого единства. Акт наблюдения становится движением к выявлению скрытого знания.

 

4-23-30. В результате этого фундаментального единства между познающим и объектом познания устанавливается поток или мост связи сознания …

В результате этого фундаментального единства между познающим и объектом познания устанавливается поток или мост связи сознания — приходится пользоваться образами, какими бы неадекватными бы они не были, — и, как следствие, возникает контакт или активное объединение, дающее возможность человеку видеть, чувствовать, ощущать супраментальным образом то, что нужно познать в объекте познания или о нём.

Иногда этот поток или мост связи в данный момент не ощущается, отмечаются только результаты этого контакта, но он всегда реально существует, и последующая память о нём всегда может нас заставить осознать, что он действительно был всё это время.

По мере нашего врастания в супраментальность, это становится постоянным условием. Необходимость в этом потоке или в этом связующем мосте отпадает, когда фундаментальное единство становится полным и активным единством.

Этот процесс лежит в основе того, что Патанджали называет самьямой*), сосредоточением, направленностью или пребыванием сознания, с помощью которого, по его словам, можно осознать всё, что есть в объекте познания.

Но потребность в таком сосредоточении становится незначительной, или сводится к нулю, когда возрастает активное единство. Озарённое осознание объекта и его содержания становится более спонтанным, естественным, лёгким.

 

4-23-30c. сноска: самьяма

*) самьяма (samyama) - самоконтроль; концентрация; отождествление; пребывание сознания на объекте до тех пор, пока ум наблюдателя не станет единым с наблюдаемым, и содержимое объекта, включая его прошлое, настоящее и будущее, будет известно изнутри. Прим. из Глоссария.

 

4-23-31. Есть три возможных движения этого вида супраментального наблюдения.

Есть три возможных движения этого вида супраментального наблюдения.

Во-первых, познающий может спроецировать себя в сознании на объект, ощутить свою способность к познанию в контакте, окружающем или проникающем в объект, и там, как бы в самом объекте, осознать то, что ему нужно узнать.

Или же он может через этот контакт осознать то, что находится в объекте, или принадлежит ему, как, например, мысль или чувство другого человека, исходящие от него и входящие в познающего, когда он находится в состоянии свидетеля.

Или он может просто знать это в себе, через своего рода супраментальную способность познавать в своём состоянии свидетеля без какой-либо подобной проекции или вхождения.

Отправной точной и проявленной основой наблюдения может быть присутствие данного объекта для физических или других органов чувств, но для сверхразума это не обязательно.

Простое желание знать может принести супраментальному сознанию необходимое ему знание — или, может быть, желание быть познанным или сообщить о себе объекту познания.

 

4-23-32. Сложный процесс аналитического наблюдения и синтетического построения, принятый логическим интеллектом — не метод для сверхразума …

Сложный процесс аналитического наблюдения и синтетического построения, принятый логическим интеллектом — не метод для сверхразума, и тем не менее всё же у него есть соответствующее действие.

Сверхразум различает при помощи прямого видения и без какого-либо ментального процесса разборки на части особенностей познаваемой вещи, её формы, энергии, действия, качества, ума, души, которые он имеет в виду. И он аналогичным образом видит, с такой же прямотой и без какого-либо процесс конструирования, содержательную целостность вещи, для которой эти части лишь проявления.

Он также видит суть этой вещи в себе, Свабхаву*), для которой её целостность и особенности являются проявлением. И опять же, он видит отдельно, или через суть или Свабхаву, единое "я", единое существование, сознание, энергию, силу, основным выражением которых оно является.

Это может быть наблюдение в данный момент времени только частностей, но тогда целое подразумевается, или же наоборот, как например, общее состояние ума, из которого возникает мысль или чувство. И познание может начинаться с того, или иного, и сразу приступать к подразумеваемому знанию через непосредственное внушение.

Суть одинаково подразумевается как во всём объекте познания, так и в каждой или во всех его частностях, и может происходить один и тот же быстрый или непосредственный альтернативный или альтернативный процесс.

Логика сверхразума отличается от логики ума. Он всегда видит внутреннее "я" как то, что есть, суть вещи как фундаментальное выражение существования и силы внутреннего "я", а всё в целом и частности — как последовательное проявление этой силы и её активное выражение.

В полноте супраментального сознания и способности познавать это постоянный порядок. Всякое восприятие единства, сходства, различия, вида, уникальности, достигаемое супраментальным разумом, созвучно этому порядку и зависит от него.

 

4-23-32c. сноска: свабхава

*) свабхава (swabhava) - (буквально — "само-становление") "основная природа и принцип "я" существа в каждом становлении"; индивидуальная природа; темперамент; "основная природа вещей". Прим. из Глоссария.

 

4-23-33. Такое наблюдающее действие сверхразума применимо ко всему.

Такое наблюдающее действие сверхразума применимо ко всему. Его видение физических объектов не является и не может быть только поверхностным или внешним видением, даже если оно сосредоточено на внешнем.

Он видит форму, действие, свойства, но в то же время осознаёт качества или энергии, гуны, шакти, переводом которых является форма. И он видит их не как вывод или дедуктивное умозаключение из формы или действия, а чувствует и видит их напрямую в существовании предмета, и столь же ярко, — можно сказать, с острой конкретностью и ясной ощутимостью, — как форму или действие чувств.

Он также осознаёт то сознание, которое проявляет себя в качестве, энергии, форме.

Он может чувствовать, знать, наблюдать, видеть силы, склонности, импульсы, и то, что для нас абстрактно, так же непосредственно и живо, как то, что мы сейчас называем видимым и ощутимым. Точно так же он наблюдает людей и других существ.

Он может взять в качестве исходной точки или первого указания речь, действие, внешние признаки, но он не ограничивается ими и не зависит от них.

Он может знать, чувствовать и наблюдать и самого себя, и сознание другого человека. Он может перейти к этому или непосредственно, через признак, или же может в своём более мощном действии начать с него и сразу же, вместо того, чтобы стараться познать внутреннее существо через свидетельства внешнего проявления, лучше понять всё внешнее выражение в свете внутреннего существования.

И не важно как, супраментальное существо знает своё собственное внутреннее существо и природу полностью.

Сверхразум также, с такой же силой может воздействовать и наблюдать с прямым переживанием то, что скрыто позади физического порядка. Он может двигаться на других планах, иных чем материальная вселенная.

Он знает себя и реальность всего через отождествление, через переживание единства или контакт единства и видения, видящего и реализующего представления и знание,  зависящее от этих вещей, или происходящего из них.

И его мысленное представление истин духа — это выражение такого рода видения и переживания.

 

4-23-34. Супраментальная память отличается от ментальной памяти не накоплением прошлого знания и опыта, а постоянным присутствием знания …

Супраментальная память отличается от ментальной памяти не накоплением прошлого знания и опыта, а постоянным присутствием знания, которое может быть выдвинуто вперёд, или, что более характерно, предлагает себя, когда оно необходимо.

Оно не зависит от внимания или от сознательного восприятия, потому что вещи прошлого, которые сейчас не известны или не наблюдаются, могут быть вызваны из скрытого состояния действием, которое по своей сути являются вспоминанием.

Особенно это проявляется на некотором определённом уровне — на нём всё знание представляет собой воспоминание, потому что всё скрыто или неявно присутствует во внутреннем "я" сверхразума.

Будущее, как и прошлое, предстаёт перед знанием в сверхразуме как память о том, что уже известно.

Воображение, преобразившись в сверхразуме, действует, с одной стороны как сила истинного образа и символа, всегда образа или указателя какой-либо ценности или значения, или другой истины существования, а с другой стороны, как вдохновение или интерпретирующее видение реальных или потенциальных возможностей, которые не менее истинны, чем реальные или проявившиеся вещи.

Они занимают своё место либо при помощи соответствующего интуитивного или интерпретирующего суждения, или при помощи внутренне присутствующего в этом видении образа, символа или потенциальной возможности, или при помощи сверхъестественного откровения о том, что стоит позади этого образа, или символа, или того, что определяет потенциальное и реальное и их отношения, и, возможно, перевешивает и превосходит их, накладывая окончательные истины и более высокую достоверность.

 

4-23-35. Супраментальное суждение действует неотделимо от супраментального наблюдения или памяти …

Супраментальное суждение действует неотделимо от супраментального наблюдения или памяти, присущих ему как прямое видение или познание смыслов, значений, предпосылок, последствий, отношений и так далее.

Или же оно следует за наблюдением как озарённая светом, раскрывающая идея или указание. Или же оно может идти раньше, независимо от какого-либо наблюдения, и тогда вызываемый и наблюдаемый объект зримо подтверждает истину этой идеи.

Но в каждом случае это суждение само по себе достаточно для своей цели, оно является своим собственным свидетельством и действительно не зависит в своей истинности ни от какой-либо помощи или подтверждения.

В супраментальном разуме есть и логика, но её функция не в том, чтобы проверять или тщательно исследовать, поддерживать и доказывать, или обнаруживать и убирать ошибки. Её функция — просто связывать одно знание с другим, открывать и использовать гармонии, расположение и отношения, организовывать движение супраментального знания.

Это достигается не каким-либо формальным правилом или построением умозаключений, а прямым, живым и непосредственным видением и установлением связи и отношения.

Все мысли в сверхразуме имеют природу интуиции, вдохновения или откровения, и всякий недостаток знания должен быть восполнен дальнейшим действием этих сил.

Ошибка предотвращается действием спонтанного и озарённого различения.

Движение идёт всегда от одного знания к другому. И оно не рационально в нашем смысле, а сверхрационально, — оно полновластно делает то, что спотыкаясь и несовершенно стремится сделать ментальный разум.

 

4-23-36. Диапазоны знания выше супраментального разума, охватывающие его и превосходящие его, и невозможно хорошо описать …

Диапазоны знания выше супраментального разума, охватывающие его и превосходящие его, и невозможно хорошо описать, и здесь нет необходимости прилагать для этого усилия.

Достаточно сказать, что процесс в них ещё более достаточный, интенсивный и широкий по своему свету, повелительный и мгновенный. Объём активного знания больше, его способ ближе к знанию через отождествление, мысль больше насыщена озарённой субстанцией самосознания и всевидения и, что более очевидно, не зависит ни от какой-либо другой более низшей поддержки или помощи.

 

4-23-37. Но нужно помнить, что все эти свойства супраментального разума не относятся в полной мере к интуитивному уму …

Но нужно помнить, что все эти свойства супраментального разума не относятся в полной мере к интуитивному уму, даже при его самом сильном действии, а видны только в их первых проблесках.

Они также не могут быть очевидными целиком или без примесей, пока супраментальность формируется только подспудно, в смешении или в окружении ментального действия.

Только когда ментальность удалось превзойти и отбросить в пассивное безмолвие, может быть полное раскрытие и полновластное и целостное действие супраментального гнозиса.

 

 

2023 янв 11 ср — 2023 янв 29 вс