-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-24

Супраментальное чувство

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 862-884)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца,

 или фрагмент первого предложения.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XXIV. Супраментальное чувство

4-24-01. У всех инструментов, всех активностей ума есть соответствующие способности в действии супраментальной энергии …

4-24-01c. сноска: самджняна

4-24-02. Если сознание существа всецело уходит внутрь себя, оно осознаёт только себя, своё существование, своё сознание …

4-24-03. Самая близкая к этому сущностному  знанию через отождествление активность — это широкое объемлющее сознание …

4-24-03c. сноски: виджняна, праджняна

4-24-04. И, наконец, четвёртое действие супраментального сознания дополняет различные возможности супраментального знания.

4-24-05. Немного трудновато объяснить природу супраментального чувства складу ума, ещё не знакомому с ним через более широкий опыт …

4-24-06. Духовное чувство способно познавать своим собственным характерным способом …

4-24-07. Действие супраментального чувства основано на этой настоящей истине чувства.

4-24-07c. сноска: акаша

4-24-08. Супраментальное чувство может действовать своей силой и независимо от тела, физической жизни, внешнего ума.

4-24-09. Подъём уровня сознания от ума до сверхразума и последующая трансформация существа от состояния ментального Пуруши …

4-24-10. Супраментализация физического чувства даёт результат, аналогичный тому, что мы переживаем при превращении мысли и сознания.

4-24-11. В это же время происходит тонкое изменение, которое заставляет зрение видеть в своего рода четвёртом измерении …

4-24-12. Со всеми другими чувствами происходит похожая трансформация.

4-24-13. Одновременно происходит открытие новых возможностей во всех чувствах, увеличение диапазона …

4-24-13c. сноска: раса

4-24-14. Ум, воплощённый внутри нас, обычно осознаёт только через физические органы и только их объекты и субъективные переживания …

4-24-15. Когда сверхразум спускается в физическое существо, он пробуждает … то сознание …  которое поддерживает и формирует жизненную оболочку, прана кошу.

4-24-15c. сноска: прана коша

4-24-16. Первым результатом будет то, что … мы уже больше не живём с личной жизненной силой, … а живём во всеобщей жизненной энергии …

4-24-17. Явления этого жизненного сознания и чувств … часто относят … к группе психических явлений.

4-24-18. Диапазон психического сознания и его переживаний почти безграничен, а разнообразие и сложность его явления почти бесконечны.

4-24-18c. сноски: читта акаша, читта

4-24-19. … психическое видение получает мыслеобразы и другие формы, созданные постоянной деятельностью сознания в нас самих или в других людях.

4-24-20. Эти и другие явления порождают непрямой, символический спектр психических переживаний.

4-24-21. … существует непрерывная шкала планов сознания, начиная с психического … идущая через … независимые витальные и психические миры, к мирам богов …

4-24-22. Пробуждение психического сознания высвобождает в нас прямое использование ума как шестого чувства …

4-24-23. Все эти силы психического сознания … могут быть использованы с духовным смыслом, светом и намерением в нём и для духовной цели.

4-24-23c. сноски: мантра, лока, адеша

4-24-24. …психическое сознание и чувство тоже способны к супраментальной трансформации …

4-24-25. Во-первых, явления психических ощущений и ума перестают быть фрагментарными и бессвязными, или же трудно управляемыми.

4-24-26. Полная трансформация приходит к нам благодаря определённому изменению.

4-24-26c. сноски: махан, брихат

4-24-27. На самом деле все переживания психического принимаются и удерживаются в супраментальном сознании и его энергии.

4-24-27c. сноски: сатьям, ритам, сатьям ритам брихат

4-24-28. Состояние существа после этой супраментальной трансформации  будет во всех его частях сознания и знания состоянием бесконечного и космического сознания …

4-24-29. Супраментальное сознание не будет зависеть от инструментов, например, чувств, как физический ум зависит от свидетельств наших чувств.

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XXIV. Супраментальное чувство

4-24-01. У всех инструментов, всех активностей ума есть соответствующие способности в действии супраментальной энергии …

У всех инструментов, всех активностей ума есть соответствующие способности в действии супраментальной энергии и там они возвышаются, преобразуются, но приобретают обратный порядок приоритета и необходимой важности.

Как есть супраментальная мысли и сущностное сознание, так же есть и супраментальное чувство. Чувство — это в своей основе не действие определённых физических органов, а контакт сознания с его объектами, самджняна*).

 

4-24-01c. сноска: самджняна

*) саmджняна (samjnana) - чувственное знание; «сущностное чувство» (см. индрии), которое «само по себе может действовать без телесных органов» и является «изначальной способностью сознания чувствовать в себе все то, что сформировалось в сознании, и чувствовать его во всех существенных свойствах и действиях того, что имеет форму, независимо от того, представлена ли она материально вибрацией звука или изображениями света или любым другим физическим символом». Самджняна, как и праджняна, является одной из «подчиненных операций, вовлеченных в действие всестороннего сознания» (виджняна); «Если праджняну можно описать как выход из воспринимающего сознания, чтобы овладеть своим объектом в сознательной энергии, чтобы познать его, то самджняну можно описать как врожденное движение воспринимающего сознания, которое притягивает объект, помещенный перед ним, обратно к себе, чтобы овладеть им в сознательной субстанции, чтобы почувствовать это». Прим. из Глоссария.

 

4-24-02. Если сознание существа всецело уходит внутрь себя, оно осознаёт только себя, своё существование, своё сознание …

Если сознание существа всецело уходит внутрь себя, оно осознаёт только себя, своё существование, своё сознание, свой восторг существования, свою сосредоточенную силу существования, и всё это не в их формах, а в их сути.

Когда оно выходит из этого погружения в себя, оно начинает осознавать, или оно освобождает или развивает из этого своего погружения в себя свою деятельность и формы существования, своё сознание, восторг и силу.

Кроме того, на супраментальном плане, его первичное осознание всё ещё остаётся родственным и полностью характерным для самосознания духа, для самопознания единого и бесконечного.

Это знание, которое всесторонне осведомлено о всех своих объектах, формах, и действиях, осознавая их в своём бесконечном "я", сокровенно осознавая их как их "я", абсолютно осознавая их в себе как единое со своим собственным существованием.

Все другие его способы знания проецируются из этого знания через отождествления и являются его частями или движениями. Или же, на более низком уровне, зависят от него в своей истине и свете, затрагиваются и поддерживаются им даже в их отдельном способе действия, и соотносятся с ним явно или неявно как с более высоким уровнем и источником.

 

4-24-03. Самая близкая к этому сущностному  знанию через отождествление активность — это широкое объемлющее сознание …

Самая близкая к этому сущностному  знанию через отождествление активность — это широкое объемлющее сознание, особенно характерное для супраментальной энергии, которая вбирает в себя все истины, идеи, объекты познания и видит их сразу в их сути, совокупности и частях или аспектах, — виджняна1).

Её движение — это суммарное видение и понимание. Это постижение и обладание знанием во внутреннем "я". Оно держит объект сознания как часть своего "я" или нечто единое с ним, причём объединение происходит спонтанно и непосредственно реализуется в акте знания.

Другая супраментальная активность отодвигает знание через отождествление на задний план и больше подчёркивает объективность объекта познания. Её характерное движение, спускаясь в ум, становится источником своеобразной природы нашего ментального знания, интеллекта, праджняны2).

В уме действие интеллекта включает в себя вначале разделение и проведение различия между познающим, знанием и познаваемым. Но в сверхразуме его движение всё ещё происходит из бесконечной идентичности, или, по крайней мере, в космическом единстве.

Единственно, что "я" познания позволяет себе наслаждение отодвигать объект сознания от более непосредственной близости к изначальному и вечному единству, но всегда в самом себе, и наслаждение познавать его снова, другим способом, так, чтобы установить с ним разные отношения взаимодействия, которые становятся множеством второстепенных аккордов в гармонии игры сознания.

Движение этого супраментального интеллекта, праджняны, становится подчинённым, третичным действием супраментального, для полноты которого нужны мысль и слово.

Первичное действие, поскольку оно имеет природу знания через отождествление или всеобъемлющего понимания в сознании, само по себе является полным и не нуждается в этих способах формулирования.

Супраментальный интеллект обладает природой видящего истину, слышащего истину, вспоминающего истину. И, хотя он и способен определённым образом быть самодостаточным, всё же чувствует себя более полно наполненным мыслью и словом, которые дают ему основу для выражения.

 

4-24-03c. сноски: виджняна, праджняна

1) виджняна (vijnana) - «великое охватывающее сознание ... которое принимает в себя всю истину, идею и объект знания и видит их сразу в их сущности, совокупности и частях или аспектах», «всеобъемлющее сознание», которое является одной из четырех функций активного сознание (см. аджнанам), способ осознания, который является «первоначальным, спонтанным, истинным и полным взглядом» на существование и «для которого разум это лишь тень в высших действиях всестороннего интеллекта»; способность или план сознания над буддхи или интеллектом, также называемый идеальностью, гнозисом или сверхразумом (хотя они различаются в последнем периоде Записи Йоги, как объяснено в отдельных терминах), чьи инструменты познания и силы образуют виджняна чатустайю; сама виджняна чатустайя; психологический принцип или степень сознания, которая является основой махарлоки, «мира обширности», который связывает миры трансцендентного существования, сознания и блаженства сат-чит-ананды с низшей трилокой ума, жизни и материи, которая обычно считается самой самый низкий план параардхи или более высокое полушарие существования. Виджняна — это «знание Единого и Множества, посредством которого Множество рассматривается в терминах Единого, в бесконечной объединяющей Истине, Справедливости, Широте [сатьям ритам брихат] божественного существования».

2) праджняна (prajnana) - интеллект; «сознание, которое держит перед собой образ вещей как объект, с которым оно должно вступить в отношения и овладеть посредством восприятия и комбинированного аналитического и синтетического познания»; подчиненная операция виджняны, которая «благодаря своей способности проецировать, противостоять, постигать знание» является «прародителем того осознания посредством различения, которое является процессом Ума».

Прим. из Глоссария.

 

4-24-04. И, наконец, четвёртое действие супраментального сознания дополняет различные возможности супраментального знания.

И, наконец, четвёртое действие супраментального сознания дополняет различные возможности супраментального знания. Это ещё больше подчёркивает объективность объекта познания, отдаляет её от состояния переживаемого сознания и снова приближает её через соединяющий контакт, совершаемый либо в непосредственной близости, через касание, объединение, или менее близким способом через мост или связующий поток сознания, о котором говорилось выше.

Это соприкосновение с существованием, присутствиями, вещами, формами, силами, активностями, но соприкосновение с ними в материи супраментального существования и энергии, а не в разделённости материи и не через физические инструменты, и оно создаёт супраментальное чувство, самджняну.

 

4-24-05. Немного трудновато объяснить природу супраментального чувства складу ума, ещё не знакомому с ним через более широкий опыт …

Немного трудновато объяснить природу супраментального чувства складу ума, ещё не знакомому с ним через более широкий опыт, потому что наше представление о действии чувства подчинено ограниченному опыту физического ума.

И поэтому мы полагаем, что основное в этом чувстве то впечатление, которое внешний объект производит на физический орган зрения, слуха, осязания, вкуса, и что задача ума, центрального органа нашего сознания в настоящее время, состоит только в получении физического впечатления и его перевода при помощи нервной системы, и именно так мы интеллектуально начинаем осознавать объект.

Чтобы понять, что меняется при переходе к супраментальному чувству, нам нужно сначала осознать, что ум является единственным реальным органом чувств, даже в физическом процессе. Его зависимость от физических впечатлений — это результат особенностей материальной эволюции, а не нечто основополагающее и неизбежное.

Ум способен видеть независимо от физического глаза, слышать — независимо от физического уха, а также к аналогичному действию всех других чувств.

Он также способен к осознанию, действующему через то, что кажется на ментальными впечатлениями, вещей, которые не были переданы или внушены посредством физических органов. Он может быть открытым к отношениям, событиям, формам и даже действию сил, о которых физические органы не могут ничего сообщить.

Затем, узнав об этих более редких способностях, мы говорим об уме как о шестом чувстве. Но на самом деле ум — это единственный настоящий орган чувств, а всё остальное не более чем его внешние удобства и второстепенные инструменты. Хотя, надо сказать, благодаря зависимости ума от них, они стали его ограничениями и его слишком властными и исключающими остальное проводниками.

Опять же, мы должны осознать — и допустить это будет труднее для наших обычных представлений о материи — что сам ум это всего лишь характерный инструмент чувства, а собственно само чувство, чувство в его чистоте, самджняна, существует позади ума и за пределами ума, который она использует.

Чувство — это движение внутреннего "я", прямой и изначальной деятельности бесконечной силы сознания. Чистое действие чувств — это духовное действие, а чистое чувство само по себе — это способность духа.

 

4-24-06. Духовное чувство способно познавать своим собственным характерным способом …

Духовное чувство способно познавать своим собственным характерным способом, который отличается от супраментальной мысли, от интеллекта, от духовного понимания, виджняны, от знания через отождествление. Оно способно познавать любые вещи, какие бы они не были — и то что материально, и то, что для нас нематериально, любые формы и то, что бесформенно.

Потому что все это духовная субстанция существования, субстанция сознания и силы, субстанция восторга. А духовное чувство, чистая самджняна, это соприкасающееся, субстанциальное понимание сознательным существом своей собственной расширенной субстанции "я" и в нём всего что есть от бесконечности всеобщей субстанции.

Мы можем познавать не только через сознательное отождествление, через духовное понимание "я", через принципы и аспекты, силу, игру и действие, через прямое духовное, супраментальное и интуитивное мысленное знание, через духовно и супраментально озарённое чувство сердца, любовь, восторг, но и также обладать в очень даже буквальном значении чувством — чувством-знанием или ощущением — чувством духа, чувством внутреннего "я", чувством Божественного, чувством Бесконечного.

Это состояние, описанное в Упанишадах, в котором человек видит, слышит, чувствует, осязает, ощущает всеми способами Брахмана и только Брахмана,  потому что всё на свете стало для сознания только этим и нет никакого другого, отделённого или независимого существования. И это не просто фигура речи, а точное описание фундаментального действия чистого чувства, духовного объекта чистой самджняны.

И в этом изначальном действии, — для нашего опыта преобразованном, ставшее великим, бесконечно блаженном действии чувства, прямом ощущении внутри, вокруг, везде — того "я", которое обнимает, касается и делает доступным ощущению всё, что есть в его всеобщем существовании, — мы можем осознать Бесконечное и всё, что в нём есть самым динамичным и восхитительным способом, и познать через сокровенный контакт нашего существа со всем существованием всё, что есть во вселенной.

 

4-24-07. Действие супраментального чувства основано на этой настоящей истине чувства.

Действие супраментального чувства основано на этой настоящей истине чувства. Это организация чистой, духовной, бесконечной, абсолютной самджняны.

Сверхразум, действующий через чувство ощущает всё как Бога и в Боге, всё как проявленное осязание, видение, слух, вкус, запах, всё как ощущаемую, видимую, напрямую переживаемую субстанцию, силу, энергию, движение, игру, проникновение, вибрацию, форму, близость, давление, обмен Бесконечного субстанциями.

Нет ничего, что существовало бы независимо от этого чувства, но всё ощущается как единое существование и движение, а каждая вещь — как неотделимая от остального, и содержащая в себе всё Бесконечное, всё Божественное.

Это супраментальное чувство обладает прямым ощущением и переживанием, не только форм, но и сил, энергии и качества вещей, и божественной субстанции и божественного присутствия, которые внутри них и вокруг них, и в которые они открываются и расширяют себя в своих тайных тонких "я" и элементах, распространяя себя в единстве в беспредельное.

Для супраментального чувства нет ничего по-настоящему конечного, и это основано на ощущении всего в каждом и каждого во всём. Его чувственное определение, хотя оно и более точное и полное, чем ментальное, не создаёт стен ограничения.

Это широкое как океан, эфирное чувство, в котором все частные чувственные знания и ощущения — это волна, движение или брызги, которые в то же время — концентрация всего океана и неотделимая от океана.

Действие этого чувства — результат расширения и вибрации существования и сознания в сверхэфирном эфире света, эфире силы, эфире блаженства, Ананды Акаши*) из Упанишад, который — матрица и континент всеобщего выражения Высшего "Я", — здесь, в теле и уме, переживаемое только в ограниченных расширениях и вибрациях, — и посредник своего истинного переживания.

Это чувство даже на самом низком уровне своей силы сияем открывающим светом, который несёт в себе тайну того, что оно переживает, и поэтому может быть отправной точкой и основой для всего остального супраментального знания, — супраментальной мысли, супраментального интеллекта и понимания, сознательного отождествления.

И на своём самом высоком плане или при своей самой полной интенсивности действия это чувство открывается во всё это, или содержит это, и сразу же освобождает их.

Это чувство сильно своей озарённой способностью, которая несёт в себе силу самореализации и интенсивную или бесконечную эффективность. И поэтому такое чувство-переживание может быть отправной точкой импульса для творческого или исполнительного действия духовной и супраментальной воли и знания.

Оно наполнено мощным и озарённым восторгом, который делает из него, делает из всякого чувства и ощущения ключ или сосуд божественной и бесконечной Ананды.

 

4-24-07c. сноска: акаша

*) акаша (akasha) - эфир; самое разреженное состояние материального бытия, «состояние чистого материального распространения в Космосе», самое тонкое из панчабхут; состояние физической субстанции, граничащее с надфизическим и являющееся средой, посредством которой силы высших миров действуют на материальном плане (то же самое, что и стхула акаша); любой из различных видов сукшма акаши или нематериального эфира, «глубины все больше и больше» тонкий эфир, который надёжно скрыт от физического смысла грубым эфиром материальной вселенной»; (то же самое, что и акаша рупа или акаша липи) изображения или письма, замеченные в акаше.

Прим. из Глоссария.

 

4-24-08. Супраментальное чувство может действовать своей силой и независимо от тела, физической жизни, внешнего ума.

Супраментальное чувство может действовать своей силой и независимо от тела, физической жизни, внешнего ума. Кроме этого, оно выше внутреннего ума и его переживаний. Оно может осознавать всё в любом мире, на любом плане, в любой формации всеобщего сознания.

Оно может осознавать вещи материальной вселенной даже в трансе Самадхи, осознавать их такими, какие они есть или кажутся физическому чувству, такими же, как они представляются в других состояниях переживания, в чисто витальном, ментальном, психическом, супраментальном представлении вещей.

Оно может в бодрствующем состоянии физическом сознания представлять нам вещи, скрытые от ограниченной восприимчивости или находящиеся за пределами досягаемости физических органов — отделённые формы, сцены и события, то, что уже ушло из физического существования и то, что еще не пришло в него.

Оно может представлять сцены, формы, события, символы витальных психических, ментальных, супраментальных, духовных миров и всё это в их реальной или значимой истине, так же, как и их внешний вид.

Оно может использовать все другие состояния чувственного сознания и соответствующие им чувства и органы, добавляя к ним то, чего у них нет, исправляя их ошибки и восполняя их дефекты, потому что именно оно — источник других чувств, а они — лишь низшие производные от этого высшего чувства, этой истинной и беспредельной самджняны.

 

4-24-09. Подъём уровня сознания от ума до сверхразума и последующая трансформация существа от состояния ментального Пуруши …

Подъём уровня сознания от ума до сверхразума и последующая трансформация существа от состояния ментального Пуруши в состояние супраментального Пуруши должны принести с собой, чтобы быть полными, преобразование всех частей природы и всей её деятельности.

Весь ум не просто становится пассивным каналом для супраментальной деятельности, каналом их нисхождения в жизнь и тело и их течения во вне или взаимодействия с внешним миром, материальным существованием, — это всего лишь первый этап данного процесса, — но и сам ум становится супраментальным вместе со всеми своими инструментами.

Соответственно происходит изменение, глубокое преобразование в физическом смысле, супраментализация физического зрения, слышания, осязания, и т. д., что создаёт или открывает для нас совершенно другой взгляд не только на жизнь и её смысл, но даже на материальный мир и все его формы и аспекты.

Сверхразум не только использует физические органы и подтверждает их способ действия, но и развивает за ними внутренние и более глубокие чувства, которые видят то, что скрыто от физических органов, и далее преобразует их в новое видение, слух и т.д., вкладывая их таким образом в свою собственную форму и способ чувствования.

Это изменение таково, что оно ничего не берёт из физической истины объекта, но лишь добавляет к нему свою сверхфизическую истину и убирает за счёт физических ограничений элемент лжи в материальном способе переживания.

 

4-24-10. Супраментализация физического чувства даёт результат, аналогичный тому, что мы переживаем при превращении мысли и сознания.

Супраментализация физического чувства даёт результат, аналогичный тому, что мы переживаем при превращении мысли и сознания. Как только зрение, к примеру, изменяется под влиянием супраментального видения, глаз получает новое и преобразованное видение всего что есть и мира вокруг нас.

Его взгляд получает необычайную целостность, непосредственную и всеобъемлющую точность, в которое всё и каждая деталь выступают сразу в полной гармонии и яркости того смысла, что заложен Природой в этом объекте и в его воплощении идеи в форме, выполненной в триумфе реального существования.

Это как если бы глаз поэта и художника заменил бы смутное и обычно ничего не видящее обычное видение, и при этом стал бы особенно одухотворённым и прославленным.

Как будто это действительно стало зрением высшего божественного Поэта и Художника, в котором мы стали участвовать и который бы дал нам полное видение его истины и намерения в его замысле вселенной и каждой вещи во вселенной.

Существует безграничная насыщенность, которая делает всё, что видишь, откровением славы качества и идеи, формы и цвета.

Таким образом, физический глаз, по-видимому, несёт в себе не только физический аспект объекта, но и душу качества в нём, вибрацию энергии, свет, силу и духовную субстанцию из которой этот объект создан.

И таким образом, проходя через физическое чувство к целостному чувственному сознанию внутри и за пределами видения, приходит откровение души того, что мы увидели и откровение всеобщего Духа, который выражает себя в этой объективной форме своего сознательного существования.

 

4-24-11. В это же время происходит тонкое изменение, которое заставляет зрение видеть в своего рода четвёртом измерении …

В это же время происходит тонкое изменение, которое заставляет зрение видеть в своего рода четвёртом измерении, характер которого — некоторая внутренняя суть, видение не только поверхностного и внешней формы, но и того, что его наполняет и тонко расширяет вокруг.

Для такого взгляда материальный объект становится чем-то отличающимся от того, что мы видим сейчас. Он перестаёт быть отдельным объектом на фоне или в окружении остальной Природы, а становится неделимой частью и даже тонким способом выразить единство всего что мы видим.

И это единство, которое мы видим, становится не только для более тонкого сознания, но и для простого чувства, для самого озарённого физического зрения, единством отождествления Вечного, единством Брахмана.

Потому что для супраментализованного видения материальный мир, пространство и материальные объекты перестают быть материальными в том смысле, в каком мы сейчас, в силу единственного свидетельства наших ограниченных физических органов и физического сознания, которое смотрит с их помощью, воспринимаем в качестве нашего грубого восприятия и понимаем как наше представление о материи.

Материальный мир и его объекты проявляются и видятся как сам дух в форме самого себя и сознательного расширения. Целое есть объединение — единство, которое не затронуто ни каким множеством объектов и деталей, единство, которое удерживается в сознании и благодаря сознанию в духовном пространстве и всякая субстанция там — сознательная субстанция.

Это изменение и эта целостность способа видеть приходит благодаря выходу за ограничения нашего нынешнего физического чувства, потому что способность тонкого или психического глаза была влита в физическое и снова влилась в эту психо-физическую способность видения духовным зрением, в чистое чувство, в супраментальную самджняну.

 

4-24-12. Со всеми другими чувствами происходит похожая трансформация.

Со всеми другими чувствами происходит похожая трансформация. Всё, что слушает ухо, раскрывает полноту своей звуковой основы, звукового значения и все тона своей вибрации, а также открывает для единого и полного слуха качество, ритмическую энергию, душу звука и его выражение единого всеобщего духа.

То же самое происходит и внутри — уход ощущения в глубины звука и обнаружение там того, что его наполняет и расширяет в единстве с гармонией всех звуков, и не менее — с гармонией всего безмолвия, так, что ухо всегда слушает Бесконечное в его слышимом выражении и голосе его тишины.

Для супраментализованного уха все звуки становятся голосом Божественного, которое само рождается в звуке и ритме созвучия вселенской симфонии. И такая же полнота, яркость, интенсивность, раскрытие внутреннего "я" в услышанном и духовное наслаждение этим я происходит в процессе слушания.

Супраментализованное осязание также соприкасается или получает прикосновение Божественного во всём и знает всё как Божественное через осознающее "я" в этом соприкосновении. И здесь тоже для переживающего сознания есть та же целостность, интенсивность, открытие  всего, что находится в соприкосновении и за ним.

Аналогичная трансформация приходит и к другим чувствам.

 

4-24-13. Одновременно происходит открытие новых возможностей во всех чувствах, увеличение диапазона …

Одновременно происходит открытие новых возможностей во всех чувствах, увеличение диапазона, расширение физического сознания то невообразимых объёмов. Супраментальная трансформация также расширяет само физическое сознание далеко за пределы ограничений тела позволяет воспринимать совершенно конкретно физическое касание с тем, что находится на расстоянии.

Кроме того, физические органы приобретают способность быть каналами для психических и других чувств, так, что мы можем видеть физическим пробуждённым глазом то, что обычно открывается только в ненормальных состояниях и для психического зрения, слуха и других чувственных знаний.

Это видит и чувствует дух или внутренняя душа, а тело и его способности сами одухотворены и непосредственно участвуют в переживании.

Все материальные ощущения супраментализируются и становятся осознанными, непосредственными, с физическим участием, и под конец, единством с более тонкими инструментами, силами и движениями, физических, витальных, эмоциональных, ментальных вибраций вещей и существ. И они ощущают всё это не только духовно или ментально, но и физически, внутри себя, и как движения единого "я" во этих многих телах.

Стена, которую ограничения тела и его чувств выстроили вокруг нас уходит даже в теле и чувствах, и на её место приходит свободное общение вечного единства. Все чувства и ощущения наполняются божественным светом, божественной силой и интенсивностью переживания, божественной радостью, восторгом Брахмана.

И даже то, с чем мы сейчас не согласны, что задевает наши чувства, занимает своё место во всеобщем согласии вселенского движения, открывает свою расу*), смысл, замысел. И восторгаясь своим намерением в божественном сознании и проявлении его закона и Дхармы, гармония этой расы с целостным "я", её место в проявлении божественного существования, становится прекрасной и счастливой для переживания души.

И все ощущения становятся Анандой.

 

4-24-13c. сноска: раса

*) раса (rasa) - жизненные силы, сок; тело-жидкость; «поднимающийся поток сущностного существа в форме, которая является тайной его само-восторга», чьё восприятие является основой ощущения вкуса; нематериальный (сукшма) вкус; сукшма вишайя тонкого вкуса; (сокращение от расадришти) тонкое чувство вкуса; «чистый вкус наслаждения» во всех вещах, форма «ананды», «за которую может ухватиться понимание, и эстетическое чувство ощущает вкус наслаждения ими»; (также называемый сама раса или расаграхана) восприятие умом необходимого качества (гуна) в каждом объекте опыта, «сущности наслаждения» в нём, первой стадии активной / позитивной саматы или бхукти.

Прим. из Глоссария.

 

4-24-14. Ум, воплощённый внутри нас, обычно осознаёт только через физические органы и только их объекты и субъективные переживания …

Ум, воплощённый внутри нас, обычно осознаёт только через физические органы и только их объекты и субъективные переживания, которые, кажется, начинаются с физического переживания и принимают только эти объекты и переживания, хотя и отдалённо, в качестве основы и формы для построения.

Всё остальное, всё, что не согласуется с физическими данными, не является их частью, не подтверждается ими, кажется ему скорее воображением, чем реальностью. И только в ненормальны ситуациях ум открывается другим видам сознательного опыта.

Но на самом деле существуют огромные диапазоны, за пределами этого, которые мы могли бы осознавать, если бы открылись двери нашего внутреннего существа.

Эти диапазоны уже действуют и уже известны подсознательному "я" внутри нас. И большая часть нашего поверхностного сознания напрямую проецируется из них, и без нашего ведома влияет на наше субъективное восприятие вещей.

Позади диапазона нашего ума есть целый ряд независимых витальных или пранических переживаний, подсознательных для него, отличных от поверхностного действия физического сознания, находящегося под влиянием жизни.

И когда это открывает себя или действует каким-либо образом, оно делает явным для бодрствующего ума явления витального сознания, витальной интуиции, витального чувства, не зависящие от тела и его инструментов, хотя ум может использовать их как вторичные средства и как вторичную память.

Этот диапазон можно сделать полностью открытым, и когда мы это сделаем, мы обнаружим, что его действие — это действие сознательной жизненной силы, ставшей в нас индивидуальной и контактирующей со всеобщей жизненной силой, её действиями в вещах, событиях и людях.

И тогда ум начинает осознавать жизненное сознание во всём, отзывается на него через наше жизненное сознание с непосредственной прямотой, не ограниченной обычным взаимодействием через тело и его органы. Он запоминает свои интуитивные озарения, получает возможность переживать существование как трансляцию всеобщей Жизни или Праны.

Область, которую витальное сознание и витальное чувство осознают в первую очередь, это не область форм, а напрямую, область его сил. Мир витального сознания — это мир игры энергий, а формы и события ощущаются только как нечто вторичное, как результат и воплощение этих энергий.

Ум, работающий через физические чувства, может только конструировать видение и знание этой природы как идею в интеллекте, но не может выйти за пределы физической трансляции этих энергий.

Поэтому у него нет реального или прямого переживания настоящей природы жизни, нет реальной реализации жизни и духа жизни.

Именно через открытие другого уровня или глубины переживания внутри и признавая реальным витальное сознание и витальное чувство, ум может получить истинное и прямое переживание.

И всё же, даже если ум откроет эти диапазоны, пока он находится на ментальном уровне, его переживания ограничиваются витальными понятиями и их ментальным переводами, и даже в таком расширившемся чувстве и знании будет неясность.

Супраментальная трансформация выводит витал на уровни за виталом, проявляет его как динамику духа, совершает полное открытие и истинное раскрытие всей духовной реальности позади и внутри жизненной силы и жизненного духа, и всего духовного в них, а также его ментальной и чисто витальной истины и её смысла.

 

4-24-15. Когда сверхразум спускается в физическое существо, он пробуждает … то сознание …  которое поддерживает и формирует жизненную оболочку, прана кошу.

Когда сверхразум спускается в физическое существо, он пробуждает, если оно ещё не пробудилось через предварительную йогическую садхану, то сознание, завуалированное или затемнённое у большинства из нас, которое поддерживает и формирует жизненную оболочку, прана кошу*).

Когда это сознание пробуждается, мы живём уже не только в одном физическом теле, но и в витальном теле, которое пронизывает и окружает физическое. И это витальное тело чувствительно к воздействиям другого рода, к игре витальных сил вокруг нас, входящих в нас из вселенной, или из жизни отдельных людей или групп людей, или из вещей, или же из витальных планов и миров, которые находятся за материальной вселенной.

Эти влияния мы чувствуем даже сейчас в виде результата их влияния, и в некоторых прикосновениях и воздействиях, но совсем не ощущаем их или крайне мало в их источнике и когда они приходят.

Пробуждённое сознание в праническом теле чувствует их немедленно, осознаёт всепроникающую жизненную силу, которая отличается от физической энергии, и может притягивать её чтобы увеличить витальную силу или поддержать физические энергии.

Оно может напрямую взаимодействовать с явлениями и причинами здоровья и болезней при помощи этого витального потока или направляя потоки праны. Оно может осознавать витальную и витально-эмоциональную атмосферу других людей. Оно может иметь дело с взаимообменом этой жизненной силы, наряду с массой других явлений, которые не ощущаются или неясны для нашего внешнего сознания, но в этом случае становятся осознаваемыми и ощущаемыми.

Такое сознание остро осознаёт жизненную душу и жизненное тело в себе и других людях.

Сверхразум берёт это витальное сознание и витальное чувство, кладёт их на правильную основу и преобразует, раскрывая здесь жизненную силу как саму силу духа, ставшую динамичной для близкого и прямого действия на тонкую и грубую материю, и через них, а также для формирования и действия в материальной вселенной.

 

4-24-15c. сноска: прана коша

*) прана коша (pranakosha) - оболочка (коша), состоящая из жизненной энергии (праны), «жизненная оболочка или витальное тело», через которую «мир жизни [прана аджагат] вступает в отношения с нами»; она «тесно связано с физической оболочкой или оболочкой пищи [аннакоша] и образует с ней грубое тело [стхула деха] нашего сложного существования».

Прим. из Глоссария.

 

4-24-16. Первым результатом будет то, что … мы уже больше не живём с личной жизненной силой, … а живём во всеобщей жизненной энергии …

Первым результатом будет то, что ограничения нашей индивидуальной жизни разрушаются и мы уже больше не живём с личной жизненной силой, или как правило не с ней, а живём во всеобщей жизненной энергии и благодаря ней.

Это вся всеобщая Прана, которая сознательно вливается в нас, и течёт через нас, поддерживая там постоянный динамичный вихрь, неотделимый центр своей силы, вибрирующее место хранения и передачи и постоянно наполняет его своими силами и изливает их в деятельности, направленной на окружающий нас мир.

Эта жизненная энергия, опять же, ощущается нами не просто как океан жизни и его реки, но как жизненный путь, форму, основу и излияние сознательной всеобщей Шакти.

И эта сознательная Шакти раскрывает себя как Чит Шакти Божественного, как Энергия трансцендентного и всеобщего Высшего "Я" и Пуруши, инструментом и каналом которой, — или, скорее, которого, — становится наша ставшая всеобщей индивидуальность.

В результате мы чувствуем себя в жизни едиными со всеми остальными, едиными со всей Природой, едиными со всем что есть во вселенной. Происходит свободное и сознательное обращение жизненной энергии, действующей в нас с такой же энергией, действующей в других.

Мы осознаём жизнь других как свою собственную жизнь, или, по крайней мере, осознаем прикосновение, давление и сообщаемые движения, которые посылаются от нас к ним, и от них к нам.

Витальное чувство в нас становится мощным, интенсивным, способным переносить всевозможные, малые или большие, мельчайшие или огромные вибрации этого мира жизни на всех его планах — физических и сверхфизических, витальных и сверхвитальных, способным вибрировать вместо с каждым её движением и Анандой и становится осознающим и открытым для всех сил.

Сверхразум овладевает всем этим огромным диапазоном переживаний и делает его светлым, гармоничным, переживаемым не смутно и фрагментарно и подверженным ограничениям и ошибкам обращения с ним ментального невежества, а раскрывающим, и его, и каждое его движение, в своей истине и тотальности силы и восторга.

Он направляет великие и почти неограниченные силы и способности динамики жизни во всех её диапазонах в соответствие с простой и в то же время сложной, чистой и спонтанной, и в то же время неизменно загадочной волей Божественного в нашей жизни.

Он делает витальное ощущение совершенным средством знания жизненных сил вокруг нас, таким же как знание физических форм и ощущения от физической вселенной. Он также превращает витальное ощущение в совершенный канал реакций активной жизненной силы, действующей через нас как инструмент самопроявления.

 

4-24-17. Явления этого жизненного сознания и чувств … часто относят … к группе психических явлений.

Явления этого жизненного сознания и чувств, это непосредственное ощущение, восприятие и ответ на игру более тонких сил, чем физические, часто относят, без разбора, к группе психических явлений.

В каком-то смысле да, это пробуждение психики, внутренней души, которая сейчас скрыта, которая сейчас полностью или частично закрыта поверхностной деятельностью физического ума и чувств.

Это пробуждение выводит на поверхность погружённое или подсознательное внутреннее витальное сознание, а также внутреннее или подсознательное ментальное сознание и чувство, способное непосредственно воспринимать и переживать не только силы жизни и их игру, результаты и явления, но и ментальный и психический миры, и всё что в них есть.

Это пробуждение позволяет воспринимать и переживать также и ментальную активность, вибрации, явления, формы, образы этого мира и устанавливать прямую связь между одним умом и другими без помощи физических органов и тех ограничений, которые они накладывают на наше сознание.

Однако есть два разных вида действия этих внутренних диапазонов сознания.

Первый — это более внешняя и запутанная деятельность пробуждающегося подсознательного ума и жизни, которая засорена более грубыми желаниями и иллюзиями ума и витального существа, и которая подчинена им и искажается, несмотря на более широкий диапазон переживаний, силы и способностей.

Она искажается из-за огромной массы ошибок, искажений воли и знания, полных ложных внушений и образов, из-за ложных и искаженных озарений интуиции, вдохновения и импульсов. И последние часто даже испорчены и извращены, а также искажены вмешательством физического ума и его темноты.

Это та низшая деятельность, которой очень подвержены ясновидящие, психисты, спириты, оккультисты, искатели сил и Сиддхи, и к которой особенно применимы все предостережения против опасностей и ошибок такого рода поиска.

Искатель духовного совершенства должен пройти эту опасную зону как можно быстрее, если он не может полностью её избежать.

Надёжное правило здесь в том, чтобы не привязываться ни к одной из этих вещей, а сделать духовное развитие своей единственной настоящей целью. И не полагаться с уверенностью ни на что другое, пока ум и душа жизни не очистятся, пока свет духа и сверхразума, или хотя бы духовно просветлённого ума и души не станет освещать эти области внутренних переживаний.

Потому что когда ум успокоен и очищен, а чистая психика освобождена от настойчивости души желаний, эти переживания свободны от какой-либо серьёзной опасности. За исключением, конечно, ограничения и определённого элемента ошибки, которые невозможно убрать, пока душа переживает и действует на уровне ума.

И тогда возникает чистое действие истинного психического сознания и его сил, восприятие психического опыта, чистого в себе от худших искажений. И хотя оно и подчинено ограничениям представляющего ума, оно всё же допускает более высокую одухотворённость и свет.

Однако, полная сила и истина психического сознания могут прийти только через раскрытие сверхразума и супраментализацию ментального и психического опыта.

 

4-24-18. Диапазон психического сознания и его переживаний почти безграничен, а разнообразие и сложность его явления почти бесконечны.

Диапазон психического сознания и его переживаний почти безграничен, а разнообразие и сложность его явления почти бесконечны. Здесь можно отметить лишь некоторые общие черты и основные особенности.

Первая и наиболее заметная черта это деятельность психических чувств, из которых обычно психическое зрение бывает самое развитое и первым как-то себя проявляет, когда разрушается завеса поглощённости сознанием поверхностными вещами, мешающая внутреннему видению.

Однако же, у всех физических чувств есть соответствующие способности в психическом существе. Есть психических слух, осязание, обоняние, вкус. На самом деле физические чувства сами по себе это лишь проекция внутреннего чувства в ограниченное и вынесенное вовне действие в грубой материи, через явления грубой материи, на грубую материю.

Психическому зрению свойственно воспринимать образы, которые формируются в тонкой материи ментального или психического эфира, читтакаши*). Это могут быть переложения или отпечатки физических вещей, людей, сцен, событий, всего, что есть, было, будет или может быть в физической вселенной.

Эти образы видятся очень по-разному и при самых разных условиях. В Самадхи, или в состоянии бодрствования, а в последнем случае — с закрытыми глазами или с открытыми, спроецированные на некий физический объект или среду, или внутри них, или видимые как материализованные в физической атмосфере, или только в психическом эфире, проявляющем себя через эту более грубую физическую атмосферу.

Они видятся собственно физическими глазами как вспомогательным инструментом и как бы в условиях физического зрения, или только психическим зрением и независимо по отношению к нашему обычному зрению и пространству.

Настоящим посредником всегда выступает психическое зрение, и эта способность указывает, что сознание более или менее пробуждённое, периодически или обычно, и более или менее совершенно в психическом теле.

Таким образом можно видеть переложения или впечатления вещей на любом расстоянии, за пределами диапазона физического зрения, или образы прошлого и будущего.

 

4-24-18c. сноски: читта акаша, читта

*) читта акаша (chittaakasha) - эфир (акаша) читты**), или базовое ментальное сознание, ментальная акаша, определяемая как «эфир пранического манаса», содержание которой особенно ощущается в антардарши джаграт и свапнасамадхи.

**) читта (chitta) - "первичная субстанция сознания", которая "универсальна в Природе вообще, но подсознательна и механична в природе Материи"; "пронизывающая и обладающая действием сознания" в живом теле, из которой формируется чувственный разум (манас);  она состоит из нижнего уровня пассивной памяти, в котором "записываются впечатления от всего увиденного, мысли, чувства, ощущения" и более высокого уровня (также называемого манас-читта) эмоционального ума, где "волны реакции и отклика… поднимаются из основного сознания";
также сокращение от читтакаша.

Прим. из Глоссария.

 

4-24-19. … психическое видение получает мыслеобразы и другие формы, созданные постоянной деятельностью сознания в нас самих или в других людях.

Кроме этих переложений или отпечатков, психическое видение получает мыслеобразы и другие формы, созданные постоянной деятельностью сознания в нас самих или в других людях. И это могут быть, в соответствии с характером деятельности, образы истины, или ложные образы, или же смесь этого, частично истинные, частично ложные образы.

Кроме того это может быть простыми оболочками и представлениями, или образами, одухотворяемыми временной жизнью и сознанием. Или это может быть чем-то, что несёт в себе каким-либо образом некое благотворное или вредоносное действие, или какое-то волевое или невольное воздействие на наши умы или на витальное существо, или даже через них — на тело.

Эти переложения, отпечатки, мысленные образы, жизненные образы, проекции сознания также могут быть представлениями или творениями не физического мира, а витальных, психических или ментальных миров вне нас, увиденные в наших собственных умах, или спроецированные из других существ, отличных от человека.

И также, как существует психическое видение, некоторые из наиболее внешних и ставшими понятными проявлений которого хорошо известны под названием ясновидения, также существует и психических слух, психическое осязание, вкус, обоняние — яснослышание, ясночувствование — как более внешние проявления, с точно таким же диапазоном, каждый в своём роде, с теми же областями, способами, условиями и разновидностями их явлений.

 

4-24-20. Эти и другие явления порождают непрямой, символический спектр психических переживаний.

Эти и другие явления порождают непрямой, символический спектр психических переживаний.

Но психическое чувство, кроме того, обладает способностью дать нам более непосредственное общение с земными или сверхземными существами через их психические "я" или их психические тела, или даже с вещами, потому что у вещей тоже есть психическая реальность, души или присутствия, поддерживающие их, и которые могут общаться с нашим психическим сознанием.

Наиболее заметными из этих сильных, но более редких явлений, это те, которые сопровождают способность выхода нашего тела вовне для различного рода действий и другим способом, нежели в физическом теле.

Или же его эманация или воспроизведение, чаще всего, хотя и не обязательно, во время сна или транса, и установление отношений или просто общения с помощью различных средств с обитателями другого плана существования.

 

4-24-21. … существует непрерывная шкала планов сознания, начиная с психического … идущая через … независимые витальные и психические миры, к мирам богов …

Дело в том, что существует непрерывная шкала планов сознания, начиная с психического и других поясов, связанных с земным планом и зависящих от него, и идущая через по-настоящему независимые витальные и психические миры, к мирам богов и высшим супраментальным и духовным планам существования.

И на самом деле они постоянно воздействуют на наши подсознательные "я", неизвестные нашему пробуждённому уму и оказывают значительное влияние на нашу жизнь и на природу.

Физический ум это только наша маленькая часть и есть гораздо более значительная область нашего существа в которой присутствие, влияние и силы других планов действуют на нас и помогают формировать наше внешнее существо и его действия.

Пробуждение психического сознания даёт возможность нам осознавать эти силы, присутствия и влияния, как внутри нас, так и вокруг. И хотя в нечистом или же невежественном и несовершенном уме такой открытый контакт таит в себе опасности, он позволяет нам, если его правильно использовать и направлять, перестать быть зависимым от них, а стать для них хозяином, и прийти к сознательному и самоуправляемому обладанию внутренних тайн нашей природы.

Психическое сознание открывает нам как происходит взаимодействие между внутренними и внешними планами, между этим миром и другими.

Это происходит, отчасти благодаря осознанию, которое может стать по настоящему постоянным, обширным и ярким, их воздействий, внушений, посланий нашему внутреннему мышлению, сознательному существу и способности реагировать на них. Отчасти это происходит также через разного рода символические, переводящие на другой язык или дающие представление образы, которые предлагаются разным психическим видам чувств.

Но есть и возможность более прямого, конкретно ощутимого, почти материального, иногда активно-материального общения — по-видимому возможна полная, хотя и временная, физическая материализация — с энергиями, силами и существами других миров и планов. Может даже произойти полное разрушение пределов физического сознания и материального существования.

 

4-24-22. Пробуждение психического сознания высвобождает в нас прямое использование ума как шестого чувства …

Пробуждение психического сознания высвобождает в нас прямое использование ума как шестого чувства, и эту способность можно сделать постоянной и обычной.

Физическое сознание может общаться с умами других или узнавать о событиях в мире вокруг нас только через внешние средства, знаки и указания. А помимо этого ограниченного действия у него есть лишь смутное и бессистемное использование более прямы способностей ума, бедный спектр случайных предчувствий, интуиций и сообщений.

Наши умы действительно постоянно действуют и подвергаются воздействию других умов через скрытые потоки, которые мы не осознаём, однако мы не знаем об этих воздействиях и не можем ими управлять.

Психическое сознание, по мере того, как оно развивается, даёт возможность нам осознать огромную массу мыслей, чувств, внушений, желаний, толчков, влияний всех видов, которые мы получаем от других, или посылаем другим, или впитываем или вбрасываем в общую атмосферу ума вокруг нас.

По мере того, как психическое сознание становится сильнее, точнее и яснее, мы можем прослеживать всё это до их источника или сразу почувствовать их происхождение и передачу их нам, и также сознательно и с разумной волей направлять наши собственные сообщения.

Становится возможным осознавать, более или менее точно и с различением, деятельность умов, будь то рядом с нами физически, или на расстоянии.

Мы получаем возможность понимать, чувствовать или отождествлять себя с их темпераментом, характером, мыслями, чувствами, реакциями, будь то через психическое чувство, или через прямое ментальное восприятие, или через очень чувствительное и часто конкретное и интенсивное принятие их в наш ум, или на его запоминающую поверхностную часть.

В то же время мы можем сознательно заставить, по крайней мере, внутренние "я", и, если они достаточно чувствительны, поверхностные умы других людей осознавать наше внутреннее ментальное или психическое "я", и стать податливыми к их мыслям, внушениям, влияниям.

Или же можем вбрасывать это "я" или его активный образ во влиянии в их субъективное существо, даже в их витальное и физическое существо, чтобы действовать там как помогающая, формирующая или главенствующая сила и присутствие.

 

 

4-24-23. Все эти силы психического сознания … могут быть использованы с духовным смыслом, светом и намерением в нём и для духовной цели.

Все эти силы психического сознания должны иметь, и часто имеют не более чем ментальную пользу и значение, но они также могут быть использованы с духовным смыслом, светом и намерением в нём и для духовной цели.

Это может быть сделано при помощи духовного смысла и использовании в нашем психическом обмене с другими, и именно благодаря такому психо-духовному обмену мастер в Йоге помогает своему ученику.

Знание нашей внутренней подсознательной и психической природы, сил, присутствий и влияния там и способности общения с другими планами и их силами и существами тоже может быть использовано для более высокой цели, чем любая ментальная или мирская цель.

Это можно использовать для обладания и овладения всей нашей природой, и для преодоления промежуточных планов на пути к высшим духовным высотам существования.

Но самое прямое духовное использование психического сознания состоит в том, чтобы сделать его инструментом контакта, общения и союза с Божественным.

Легко можно открыть мир психо-духовных символов, освещающих, могущественных, живых форм и инструментов, которые могут дать откровение о духовных смыслах, стать опорой для нашего духовного роста и развития духовных способностей и опыта, стать средством для достижения духовной силы, знания и Ананды.

Одно из этих психо-духовных средств это мантра1), которая является одновременно и символом, и инструментом, и звуковым телом для божественного проявления. И аналогичным средством являются образы Божества, его персональностей или сил, используемые в медитации или для восхищения в Йоге.

Открываются великие формы или тела Божественного, через которые он проявляет своё живое присутствие для нас, и с чьей помощью нам легче сокровенно знать, восхищаться и отдавать себя ему и входить в различные локи2), миры его обитания и присутствия, где мы можем жить в свете его существования.

Его слово, команда, Адеша3), присутствие, касание, руководство могут прийти к нам через наше одухотворённое психическое сознание. И как тонкое, конкретное средство передачи от духа, они могут дать нам тесное общение и близость к нему через все наши психические чувства.

Все эти вещи, и многие другие — это духовные применения психического сознания и чувства. И хотя они способны на ограничения и искажения, — потому что все вторичные инструменты могут также, из-за ментальной способности к исключительному самоограничению средствами к частичной реализации, и в то же время быть препятствиями к более целостной реализации, — они могут принести очень большую пользу на пути к духовному совершенству.

А затем, освободившись от ограничений наших умов, преобразованные и ставшие супраментальными, они становятся элементом богатой детализации в духовной Ананде.

 

4-24-23c. сноски: мантра, лока, адеша

1) мантра (mantra) - мистическая формула, «слово силы, рождённое из тайных глубин нашего существа, где оно было задумано более глубоким сознанием, чем умственное», которое может не только «раскрыть знания и способности, которыми мы раньше не обладали», но и в некоторых случаях «производят вибрации в ментальной и витальной атмосфере, которые приводят к эффектам ... на физическом плане».

2) лока (loka) - «способ, которым сознательное существо представляет себя», мир или план существования, включая планы, отличные от материального мира, с которыми мы можем вступить в контакт, «открыв наш разум и части жизни для большего диапазона субъективных/объективных переживаний, в которых эти планы представляют себя уже не как расширения субъективного бытия и сознания, а как миры; потому что там переживания организованы так, как они есть в нашем собственном мире, но по другому плану, с другим процессом и законом действия и в субстанции, которая принадлежит супрафизической Природе». Основные локи, описанные как «семь миров», расположены в порядке возрастания: бху (мир анны, материи), бхувар (мир праны, жизненной силы), свар (мир манаса, ума), махарлока. (мир виджняны, гносиса), джаналока (мир ананды, блаженства), таполока (мир чит-тапаса, сознания-силы) и сатьялока (мир сат, абсолютного существования); когда три высших плана объединяются в один мир саччидананды (существование-сознание-блаженство), в результате получается схема из пяти миров, иногда подсчитываемых в порядке убывания, так что пятым становится бху.

3) адеша (adesha) - команда; голос (вани), услышанный изнутри как «повеление Божественного Наставника Йоги»; особенно «Адеша, данная в тюрьме», внутренняя команда, полученная Шри Ауробиндо в тюрьме Алипур, дающая ему миссию для выполнения определённой работы, карма, состоящая из четырех основных частей: литературная (сахитья), религиозная (даива или дхарма), политическая (крити) и социальная (самаджа или кама).

Прим. из Глоссария.

 

4-24-24. …психическое сознание и чувство тоже способны к супраментальной трансформации …

Как физическое и витальное, психическое сознание и чувство тоже способны к супраментальной трансформации и получают через это свою целостную полноту и значение.

Сверхразум удерживает психическое существо, спускается в него, превращает его в образ своей природы и возвышает его, чтобы оно стало частью супраментального действия и состояния, сверхпсихическим существом Виджняна Пуруши.

Первый результат такого изменения — это когда явления психического сознания начинают опираться на свою настоящую основу, привнося в них постоянный смысл, полную реализацию, надёжное обладание единством нашего ума и души с умами и душами других, и с умом и душой всеобщей Природы.

Потому что всегда результат супраментального роста — это превращение индивидуального сознания во всеобщее.

И как оно заставляет нас жить, даже в нашем индивидуальном витальном движении и его отношениях со всем вокруг нас, во всеобщей жизни, так оно и заставляет нас думать, чувствовать и ощущать, хотя и через индивидуальный центр или инструмент, вместе со всеобщим умом и психическим существом.

И это даёт два очень важных результата.

 

4-24-25. Во-первых, явления психических ощущений и ума перестают быть фрагментарными и бессвязными, или же трудно управляемыми.

Во-первых, явления психических ощущений и ума перестают быть фрагментарными и бессвязными, или же трудно управляемыми. Из них уходит часто встречающийся весьма искусственный порядок, который преследует их даже больше, чем нашу более обычную ментальную поверхностную активность.

И эти психические ощущения становятся гармоничной игрой всеобщего внутреннего ума и души в нас. Они принимают свой истинный закон, правильные формы и отношения, и раскрывают свой истинный смысл.

Даже находясь на ментальном плане, при помощи одухотворения ума человек может достичь некоторой реализации единства души, но такая реализация никогда не будет по-настоящему полной, по крайней мере когда ей пользуются, и не приобретает настоящего и полного закона, формы, отношения, полноты, неизменной истинности и точности её смыслов.

И, во-вторых, действие психического сознания полностью теряет характер чего-то ненормального, исключительного, беспорядочного и  даже опасного сверхнормального действия, часто приводящего к тому, что человек теряет власть над жизнью, разрушает другие части существа или наносит им вред.

Оно не только приобретает правильный порядок внутри себя, но и свои правильные отношения с физической жизнью, с одной стороны, и с духовной истиной существования, с другой. И всё становится гармоничным проявлением духа, воплощённого в теле.

И всегда именно порождающий это сверхразум содержит в себе истинные смыслы, значения и отношения с другими частями нашего существа. И раскрытие этого сверхразума — условие целостного обладания нашим "я" и природой.

 

4-24-26. Полная трансформация приходит к нам благодаря определённому изменению.

Полная трансформация приходит к нам благодаря определённому изменению. И это не просто изменение равновесия или уровня нашего отношения к осознающему "я", и даже не изменение его закона и характера, а изменение всей ткани нашего сознательного существования.

Пока это не сделано, супраментальное сознание проявляется выше ментальной и психической атмосферы существования, атмосферы, в которой физическое уже стало подчиненным и в значительной степени зависимым способом нашего самовыражения.

И это супраментальное сознание посылает вниз свою силу, свет, влияние, чтобы озарить и преобразовать эту атмосферу.

И только когда ткань низшего сознания сможет измениться, наполниться потенциальной силой, чудесным образом преобразуется, будет поглощена, если можно так сказать, более могучей энергией существования, махан1) и брихат2), производным и проекцией которого оно является, мы сможем получить совершенное, целостное и постоянное супраментальное сознание.

Та субстанция, сознательный эфир существования, в котором ментальное или психическое сознание и чувство живут, видят, ощущают, переживают — это нечто более тонкое, более свободное, более пластичное, чем обладает физический ум и чувство.

Пока над нами господствует физический ум и чувство, психические явления могут казаться нам менее реальными, даже похожими на галлюцинации.

Но чем больше мы привыкаем к психическому и к тому эфиру существования, в котором оно существует, тем больше мы начинаем видеть что в нём больше истины, тем больше мы начинаем духовно ощущать конкретную субстанцию во всём, о чём свидетельствует его более широкий и более свободный вид переживания.

И даже физическое может начать казаться нам нереальным или смахивающим на галлюцинацию, или же может показаться менее реальным. Однако, это преувеличение и новая, вводящая в заблуждение, исключительность, возникающая из-за того, что центр ума и чувств смещается и их действие изменяется.

Если же, наконец, психические и физические переживания объединяются и достигают своего настоящего равновесия, мы начинаем жить сразу в двух взаимодополняющих мирах нашего существования.

У каждого из них есть своя реальность, но психический мир, открывающий всё, что стоит позади физического, видение и переживание души становятся важнее, освещая и объясняя физическое видение и переживание.

Супраментальная трансформация снова меняет всю ткань нашего сознания. Оно выносит нас в эфир более великого существования, сознания, чувства, жизни, который обличает уже и психическое в недостаточности, и делает его само по себе неполной реальностью и лишь частичной правдой всего, чем мы есть, чем мы становимся, и что наблюдаем.

 

4-24-26c. сноски: махан, брихат

1) махан (mahan) - большой, широкий, просторный (мужской род от махат).

1-1) махат (mahat) - великий; большой, огромный; содержащий махиму; широта виджняны.

2) брихат (brihat) - широкий, большой, просторный; широта, обширность; огромное изобилие; «обширное самосознание», один из трёх терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьям ритам брихат).

Прим. из Глоссария.

 

4-24-27. На самом деле все переживания психического принимаются и удерживаются в супраментальном сознании и его энергии.

На самом деле все переживания психического принимаются и удерживаются в супраментальном сознании и его энергии. Однако, они наполнены светам более высокой истины, субстанцией более великого духа.

Психическое сознание сначала поддерживается и просветляется, а затем наполняется и становится заполненным супраментальным светом, силой и раскрывающей интенсивностью его вибраций.

Любое преувеличение, любая ошибка, рождённая единичным случаем, недостаточно освещённым впечатлением, личным внушением, влиянием и намерением, которое вводят в заблуждение, или какой-либо ещё причиной ограничения и искажения которые вмешиваются в истину ментального и психического переживания и знания, в супраментальном сознании обнаруживаются, исправляются или убираются, неспособные выстоять в свете само-истины — сатьям1), ритам2) — вещей, людей, событий, указаний, представлений, свойственных этой более великой широте.

Всякое психическое общение, передачи, впечатления, символы, образы приобретают в этом сознании своё истинное значение, занимают своё место, ставятся в соответствующие им отношения.

Психический интеллект и ощущение освещаются супраментальным чувством и знанием. Их явления, промежуточные между духовным и материальным мирами, начинают автоматически раскрывать свою истину и смысл, а также ограниченность их истины и значения.

 Образы представленные внутреннему зрению, слуху, ощущениям всех видов, заняты или удерживаются в более широкой и более светлой массе вибраций, в более высокой субстанции света и интенсивности, которая вносит в них те же изменения, что и в вещи в физическом смысле, даёт большую целостность, точность, раскрывающую силу чувственных знаний, которые несёт образ.

И, наконец, всё поднимается и принимается в сверхразум и становится частью бесконечного, озарённого сознания, знания и опыта супраментального существа, Виджняна Пуруши.

 

4-24-27c. сноски: сатьям, ритам, сатьям ритам брихат

1) сатьям (satyam) - истина; сущностная истина бытия, один из трёх терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьям ритам брихат*)).

2) ритам (ritam) - истина, правда; правильный порядок; правда факта и договоренности; «упорядоченная истина активного бытия», один из трех терминов, выражающих природу виджняны (см. сатьям ритам брихат*)).

*) сатьям ритам брихат (satyam ritam brihat) - «Сознание сущностной истины бытия (сатьям), упорядоченной истины активного бытия (ритам) и обширного самосознания (брихат), в котором только это сознание возможно»; эти три термина выражают природу виджняны. [см. Атхарва веда 12.1.1, сатьям брихадритам]

Прим. из Глоссария.

 

4-24-28. Состояние существа после этой супраментальной трансформации  будет во всех его частях сознания и знания состоянием бесконечного и космического сознания …

Состояние существа после этой супраментальной трансформации  будет во всех его частях сознания и знания состоянием бесконечного и космического сознания, действующего через индивидуального Пурушу, ставшего всеобщим.

Фундаментальной способностью станет осознание тождества, знание через отождествление, — тождество существования, сознания, силы существования и сознания, восторга существования, тождество с Бесконечным, с Божественным, и с тем, что есть в Бесконечном, и со всем, что является выражением и проявлением Божественного.

Это осознание и знание будут использовать в качестве своих средств и инструментов духовного видения всего, что может быть найдено знанием через отождествления, супраментальную реальную идею и мысль о природе прямого мыслевидения, мыслеслышания, мыслепамяти.

И это будет раскрывать, интерпретировать или представлять для осознания истину всех вещей, внутреннюю истину речи, которая выражает их. И, наконец, супраментальное чувство, которое обеспечивает в субстанции существования отношение контакта со всеми вещами, личностями, энергиями, силами на всех планах существования.

 

4-24-29. Супраментальное сознание не будет зависеть от инструментов, например, чувств, как физический ум зависит от свидетельств наших чувств.

 

Супраментальное сознание не будет зависеть от инструментов, например, чувств, как физический ум зависит от свидетельств наших чувств.

Хотя оно и будет способно сделать их отправной точкой для более высоких форм знания, поскольку оно также будет способно пройти непосредственно через эти высшие формы и сделать чувство только способом формирования знания и его объективным выражением.

Кроме того, супраментальное существо преобразует и примет в себя нынешнее мышление ума, переделанное в неизмеримо более широкое знание через отождествление, знание через полное понимание, знание через сокровенное восприятие деталей и отношений, через во всём прямое, непосредственное, спонтанное выражение уже существующего вечного знания внутреннего "я".

Оно примет, переделает, сделает супраментальным физические чувства, способности шестого чувства ума и психического сознания с его чувствами и будет пользоваться ими как средствами предельной внутренней объективизации опыта.

Не останется ничего, что было бы действительно внешним по отношению к нему, потому что такое существо будет все переживать в единстве космического сознания, которое станет его собственным, в единстве бесконечного, которое тоже станет его собственным существованием.

Он будет переживать материю, не только грубую материю, но и тонкую, и самую тонкую, как субстанцию и форму духа. Он будет переживать жизнь и все виды энергий как динамику духа. Он будет переживать ставший супраментальным ум как средство или канал знания духа. Он будет переживать сверхразум как бесконечное "я" знания, как силу знания, как Ананду знания духа.

 

 

 

2023 янв 29 вс — 2023 фев 23 чт