1 |
Zdes'
ne odno
psihologicheskoe
sovershenstvo, a
pjat', kak pjat'
lepestkov etogo
tsvetka. My
skazali, chto eto:
iskrennost', vera,
predannost',
stremlenie i
sdacha. No kazhdyj
raz, kogda ja daju
etot tsvetok, eto
byvaet ne odno i
to zhe
psihologicheskoe
sovershenstvo, eto
chto-to ochen'
tekuchee,
zavisjaschee ot
obstojatel'stv i
nuzhdy ljudej. |
____Kto
pomnit eto? |
____(Schitaja
lepestki) Odin,
dva, tri, chetyre,
pjat'
psihologicheskih
sovershenstv. CHto
takoe pjat'
psihologicheskih
sovershenstv?E |
____Esli
kto-to znaet, on
mozhet skazat' nam,
my sravnimE ____Stremlenie,
predannost',
iskrennost' i
vera
____Eto
tol'ko chetyre, tak
chto daleko.
____I
sdacha
|
____Vo
vsjakom sluchae, chto
est' vsegda, vo
vseh kombinatsijah
i komu by ja ne
davala ego, pervym
sredi nih stoit iskrennost'. Ibo
esli by zdes' ne
bylo iskrennosti,
vy ne mogli by
prodvinut'sja ni
na polshaga.
Poetomu ona idet
pervoj i ona
vsegda est' tam. |
____No
ee mozhno
perevesti i
drugim slovom,
esli hotite,
slovom lprozrachnost'». JA
ob`jasnju eto slovo:
Kto-to nahoditsja
peredo mnoju, i ja
smotrju na nego; ja
smotrju v ego
glaza. I esli etot
chelovek iskrenen
ili lprozrachen»,
cherez ego glaza ja
idu vniz i vizhu
ego dushu CH jasno.
No eto CH vsetselo
perezhivanie CH
kogda ja smotrju na
kogo-to i vizhu
malen'koe
oblachko, togda ja
prodolzhaju, ja vizhu
shirmu, i zatem
inogda eto CH
stena, i
vposledstvii ona
stanovitsja
sovershenno
chernoj; i cherez
vse eto nuzhno
projti, probit'
breshi, chtoby
proniknut': i dazhe
togda do
poslednej minuty
ja ne mogu byt'
uverena, chto ne
okazhus' pered
bronzovoj dver'ju,
takoj tolstoj, chto
ja nikogda ne
prob'jus' cherez
nee i ne uvizhu ego
dushu; poetomu o
takom cheloveke ja
mogu srazu
skazat', chto on
neiskrenen. No ja
mogu takzhe
skazat', obrazno
vyrazhajas', chto on
ne prozrachen. Eto
CH pervaja vesch'. |
____Zatem
vtoroe, chto,
ochevidno,
sovershenno
neobhodimo, esli
vy hotite idti
vpered; eto imet' veru.
Drugoe slovo,
kotoroe mozhet
pokazat'sja bolee
ogranichennym, no
dlja menja ono
vazhnee, potomu chto
(eto vopros
perezhivanija), esli
vasha vera ne
obrazovana iz
polnogo doverija k
Bozhestvu, vy
vpolne mozhete
ostavat'sja pod
vpechatleniem, chto
vy imeete veru,
odnako pri etom
utratit' vsjakuju
veru v
bozhestvennuju Silu
ili bozhestvennuju
Dobrotu, ili v
Veru v vas
Bozhestva. Zdes'
est' tri kamnja
pretknovenija: |
____Te,
kto imeet to, chto
oni nazyvajut
nepokolebimoj
veroj v Bozhestvo,
i govorjat: lEto
Bozhestvo delaet
vse, mozhet sdelat'
vse; vse, chto
proishodit so
mnoj, s drugimi,
vezde, vse eto CH
delo ruk Bozhestva
i tol'ko
Bozhestva», esli
oni posledujut
etomu s
nekotorogo roda
logikoj, cherez
nekotoroe vremja
oni nachnut
obvinjat' Bozhestvo
vo vseh samyh
uzhasnyh delah,
kotorye imejut
mesto v mire, i
sdelajut iz nego
nastojaschego
Demone, zhestokogo
i uzhasnogo CH esli
oni ne imejut
doverija. |
____Ili,
opjat' zhe, oni
imejut veru, no
govorjat sebe:
lHorosho, ja verju v
Bozhestvo, no etot
mir, ja prekrasno
vizhu, chem on
javljaetsja!
Vo-pervyh, ja tak
stradaju, ne tak li?
JA ochen' neschasten,
kuda neschastnej
vseh moih sosedej,
CH ibo vy vsegda
neschastnej
blizhnego CH ja
ochen' neschasten i
zhizn' zhestoka so
mnoj. |
____No
Bozhestvo
bozhestvenno. On CH
Vseblagoj, on CH
Vsevelikodushnyj,
Vsegarmonichnyj,
poetomu kak zhe ja
mogu byt' takim
neschastnym?
Dolzhno byt', on
bessilen; inache,
buduchi takim
horoshim, kak mozhet
On davat' mne tak
mnogo stradat'?» |
____Eto
CH vtoroj kamen'
pretknovenija. |
____I
tretij: est' ljudi,
kotorye obladajut
tem, chto mozhet
byt' nazvano
iskazhennoj ili
chrezmernoj
skromnost'ju ili
smireniem i
kotorye govorjat
sebe: lKonechno,
Bozhestvo
otbrosilo menja. JA
ni k chemu ne goden.
On ne mozhet nichego
so mnoj podelat',
edinstvennoe, chto
mne ostaetsja, eto
vyjti iz igry, ibo
On nahodit menja
nedostojnym
Sebja!» |
____Poetomu
poka vy ne
dobavite k vere
total'noe i
polnoe doverie k
Bozhestvennoj
Milosti,
trudnosti budut
ostavat'sja. Tak
chto obe eti veschi
neobhodimyE |
____Teper',
my ispol'zovali lpredannost'» v
etoj serii. Da,
predannost'
prekrasna, no poka
ona ne
soprovozhdaetsja
mnogimi drugimi
veschami, ona tozhe
mozhet privesti ko
mnogim oshibkam.
Ona mozhet
vstretitsja s
velikimi
trudnostjami. |
____Vy
imeete
predannost', i vy
sohranjaete svoe
ego. I togda vashe
ego zastavljaet
vas prevraschat'
predannost' vo
vsevozmozhnye
veschi, veschi uzhasno
egoistichnye. To
est', vy dumaete
tol'ko o sebe, ni o
drugih, ni o mire,
ni o rabote, ni o
tom, chto dolzhno
byt' sdelano CH vy
dumaete tol'ko o
svoej
predannosti. Vy
stanovites'
uzhasno
egoistichny. I
poetomu, kogda vy
nahodite, chto
Bozhestvo, po toj
ili inoj prichine,
ne otvechaet na
vashu predannost'
s entuziazmom,
chego vy ozhidaete
ot Nego, vy
otchaivaetes' i
okazyvaetes'
pered temi zhe
tremja
trudnostjami, o
kotoryh ja tol'ko
chto govorila: libo
Bozhestvo zhestoko
CH my chitali eto,
est' mnozhestvo
takih istorij o
polnyh entuziazma
predannyh,
kotorye branjat
Bozhestvo, potomu
chto On ne tak
mjagok i ne tak
blizok im, kak
ran'she. On
udalilsja: lPochemu
ty pokinul menja?
Ty pokinul menja, O
chudovische!.. Oni ne
osmelivajutsja
govorit' tak, no
dumajut eto, ili zhe
oni govorjat: lO, ja
sdelal takuju
ser'eznuju oshibku,
chto ja otvergnut»,
i vpadajut v
otchajanie. |
____Odnako
est' drugoe
dvizhenie, kotoroe
dolzhno postojanno
soprovozhdat'
predannost'E Eto
svoego roda
chuvstvo blagodarnosti, chto
Bozhestvo
suschestvuet; eto
chuvstvo chudesnoj
priznatel'nosti,
kotoroe voistinu
napolnjaet vas
vozvyshennoj
radost'ju
osoznanija fakta,
chto Bozhestvo
suschestvuet, chto
est' chto-to vo
vselennoj, chto
javljaetsja
Bozhestvom, chto vse
eto CH ne to
urodstvo, kotoroe
my videli, chto
Bozhestvo est',
Bozhestvo
suschestvuet. I
kazhdyj raz, kogda
malejshaja vesch'
prjamo ili neprjamo
vvodit vas v
kontakt s etoj
vozvyshennoj
Real'nost'ju
bozhestvennogo
suschestvovanija,
serdtse
napolnjaetsja takoj
intensivnoj,
takoj chudesnoj
radost'ju, takoj
blagodarnost'ju,
slovno izo vseh
veschej ona imeet
samyj
voshititel'nyj
vkus. |
____Net
nichego, chto dalo
by vam radost',
ravnuju radosti
etoj
blagodarnosti. Vy
slyshite penie
ptitsy, vidite
chudesnyj tsvetok,
smotrite na
malen'kogo
rebenka, vidite
akt velikodushija,
chitaete
prekrasnye
stroki, smotrite
na zahodjaschee
solntse, nevazhno
chto, vnezapno eto
prihodit k vam,
emotsija etogo roda
CH dejstvitel'no,
takaja glubokaja,
takaja intensivnaja
CH chto mir
projavljaet
Bozhestvo, chto
pozadi mira est'
chto-to, chto
javljaetsja
Bozhestvom. |
____Poetomu
ja nahozhu, chto
predannost' bez
blagodarnosti
sovershenno ne
polna, s
predannost'ju
dolzhna idti
blagodarnost'. |
____Pomnitsja,
odnazhdy my
govorili o hrabrosti, kak
ob odnom iz
sovershenstv; ja,
pomnju, vpisala ee
dvazhdy v spisok.
No eta hrabrost'
oznachaet
obladanie vkusom
k vsevyshnej
avantjure. I etot
vkus ko vsevyshnej
avantjure est'
stremlenie CH
stremlenie,
kotoroe
ovladevaet vami
polnost'ju i
brosaet vas CH bez
raschetov, bez
ostatka i bez
vozmozhnosti
otstuplenija CH v
velikuju avantjuru
bozhestvennogo
otkrytija, velikuju
avantjuru
bozhestvennoj
vstrechi, esche bolee
velikuju avantjuru
bozhestvennoj
Realizatsii; vy
brosaetes' v
avantjuru bez
ogljadki i ni
sekundy ne
sprashivaja sebja:
lCHto budet?» Ibo
esli vy
sprashivaete, chto
proizojdet, vy
nikogda ne
startuete i
vsegda budete
ostavat'sja na
meste, pustiv
korni, bojas'
chto-to poterjat',
utratit' svoj
balans. |
____Vot
pochemu ja govorju o
hrabrosti CH no v
dejstvitel'nosti
eto stremlenie. Oni
idut vmeste.
Real'noe
stremlenie est'
nechto, polnoe
hrabrosti. |
____I
teper' sdacha. V
anglijskom est'
slovo lsurrender», vo
frantsuzskom jazyke
net slova, kotoroe
tochno by
peredavalo ego
smysl. No SHri
Aurobindo
skazal,CH ja dumaju,
oni prochitali
eto,CH chto sdacha
javljaetsja pervym i
absoljutnym
usloviem dlja togo,
chtoby delat' jogu.
Poetomu, esli my
posleduem tomu,
chto on skazal, eto
CH ne odno iz
neobhodimyh
kachestv, eto CH
iznachal'naja
pozitsija,
sovershenno
neobhodimaja dlja
nachala jogi. Esli
kto-to ne reshilsja
sdelat' total'nuju
sdachu, on ne mozhet
nachat'. |
____No
dlja togo, chtoby
eta sdacha byla
total'noj,
neobhodimy vse
eti kachestva. I ja
dobavlju esche odno
CH ibo my imeem
tol'ko chetyre CH ja
dobavlju esche stojkost'. Ibo
esli vy ne
sposobny
vstretit'
trudnosti, ne
buduchi
obeskurazhennym,
ne sdavajas'
ottogo, chto oni
chereschur veliki: i
esli vy ne
sposobnyE horosho,
poluchat' udary i,
vse zhe,
prodolzhat',
lproglatyvaja» ih,
kak govorjat CH
kogda vy
poluchaete udary
kak rezul'tat
vashih defektov, vy
ih proglatyvaete
i prodolzhaete
idti vpered, ne
ponikaja CH daleko
vy ne ujdete; na
pervom zhe
povorote, za
kotorym vy
poterjaete iz vidu
vashu malen'kuju
privychnuju zhizn',
vy vpadete v
otchajanie i
otkazhetes' ot
igry. |
____SamajaE
kak by eto
skazat'? samaja
material'naja
forma etogo CH eto uporstvo.
Esli vy ne reshili,
chto gotovy
nachinat' odnu i tu
zhe vesch' tysjachu raz
snova i snova,
esli nuzhno byt'E
Znaete, ljudi
prihodjat ko mne v
otchajanii: lNo ja
dumal, eto
sdelano, a teper'
ja dolzhen nachinat'
vse snachala!» I
esli im govorjat:
lNo eto CH nichto,
vy, verojatno,
dolzhny nachinat'
snova i snova
sotni raz, tysjachi
raz; vy sdelali
odin shag vpered i
dumaete, chto
dobilis'
nadezhnogo
rezul'tata, no
vsegda budet
chto-to, chto budet
vozvraschat' tu zhe
trudnost' nemnogo
dal'she. Vy
dumaete, chto vy
razreshili
problemu, vy
dolzhny razreshit'
ee esche raz; ona
vernetsja snova,
vygljadja nemnogo
inoj, no eto budet
ta zhe samaja
problema, i esli
vy ne reshite, chto
"Dazhe esli ona
vernetsja million
raz, ja razdelajus'
s nej million raz,
no projdu cherez
nee", chto zh, vy
ne smozhete delat'
jogu.» Eto
absoljutno
neobhodimo. |
____Ljudi
poluchajut
prekrasnoe
perezhivanie i
govorjat: lO,
teper' vot ono!..»
I zatem ono
osedaet,
umen'shaetsja,
zatjagivaetsja
vual'ju, i zatem
chto-to sovershenno
neozhidannoe,
absoljutno
banal'noe i
vneshne sovershenno
ne interesnoe
okazyvaetsja pered
vami i blokiruet
put'. I togda vy
govorite: lA! CHto
horoshego v etom
progresse, esli
prihoditsja kazhdyj
raz nachinat' vse
snachala? Zachem mne
nuzhno eto delat'?
JA prilagal usilija,
ja dobilsja uspeha,
chego-to dostig, ja
teper' vse
obstoit tak,
slovno ja nichego ne
delal! Eto,
dejstvitel'no,
beznadezhno.» Ibo u
vas net uporstva. |
____Esli
kto-to uporen, on
govorit: lVse
normal'no. Horosho.
JA budu nachinat'
snova stol'ko,
skol'ko eto nuzhno;
tysjachu raz, desjat'
tysjach raz, sto
tysjach raz, esli
nuzhno, ja budu
nachinat' snova CH
no ja dojdu do
kontsa i nichto ne
ostanovit menja na
puti.» |
____Eto
CH samoe
neobhodimoe.
Samoe
neobhodimoe. |
____Poetomu
ja predlagaju: my
postavim sdachu
pervoj, vo glave
spiska, to est'
primem to, chto
skazal SHri
Aurobindo CH chtoby
delat'
integral'nuju jogu
nuzhno sperva
prinjat' reshenija
sdat'sja vsetselo
Bozhestvu, inogo
sposoba net. No
posle etogo nuzhno
imet' pjat'
psihologicheskih
dostoinstv, pjat'
psihologicheskih
sovershenstv, i my
govorim, chto etimi
sovershenstvami
javljajutsja:
1. Iskrennost',
ili Prozrachnost';
2. Vera,
ili Doverie
(Doverie
Bozhestvu,
estestvenno);
3. Predannost',
ili Blagodarnost';
4. Hrabrost',
ili Stremlenie;
5. Stojkost',
ili Uporstvo;
|
____Odnoj
iz form stojkosti
javljaetsja vernost',
vernost' svoemu
resheniju CH byt'
vernym. Nuzhno
prinjat' reshenie,
nuzhno byt' vernym
svoemu resheniju.
Eto CH stojkost'. |
____Vot
tak. |
____Esli
vy stojki, pridet
vremja, kogda vy
pobedite. |
____Pobeda
CH stojkomu. |
|
|