|
Table of Contents
Шри Ауробиндо Мать
УТРЕННЯЯ РОСА Публикация этой
электронной книги была осуществлена на “Ауро-Книге”, проекте посвященном
публикации и распространению электронных книг по Йоге и Саморазвитию.
Перевод
с английского: © Утренняя Роса: Потал Интегрального Саморазвития Примечание
Издателя
Сегодня многие люди снова ищут милости, благословения и
покровительства Божественной Матери или Космического Женского Начала Высшего
Сознания. Человек начинает осознавать её присутствие за разнообразными женскими
формами, первоначалами и личностями, которым поклонялись в различных религиях и
духовных традициях мира, оно проявляется также и в силе самой Матери Природы. Шри
Ауробиндо, один из наиболее уважаемых Йогинов современной Индии, является
проводником, через который великая сила и энергия Божественной Матери
преобразует этот мир. Его классическая книга «Мать» объясняет основные энеригии
и манифестации Верховной Матери, как на космическом, так и на супракосмическом
уровне, к которым мы можем получить доступ в глубинах нашего собственного
сознания. Примечательно, что книга отражает собственный внутренний опыт
возвышенного йогина о её знании и её благодати. В книге также объясняется, как
установить связь с этой божественной Шакти, и как привнести её в нашу
повседневную жизнь для нашего собственного индивидуального взрастания. Книга Шри
Ауробиндо «Мать» может помочь нам установить связь с Божественной Матерью, и
открыться её потоку мудрости и сострадания. Она служит бесценным руководством
по привнесению её присутствия в наши собственные умы и сердца, а также в весь
мир в целом. Только Шакти Верховной Матери может спасти и возвысить человечество
в настоящий момент возрастающего глобального кризиса. Последняя
часть, Матри Упанишада, выделяется по своей красоте и глубине, повествуя
детально об основных силах и индивидуальносях Верховной Шакти. Ганапати Муни,
главный ученик Бхагавана Рамана Махарши, был настолько тронут ею, что выразил
её в стихотворной форме на санскрите. Др. Дэвид Фроули (Вамадева Шастри) * * * Работа Шри Ауробиндо “Мать” состоит из шести глав. Все главы были написаны в
1927 году. Первая глава была изначально написана как послание, вторая по пятую
- как письма ученикам. Шестая, самя длинная глава, была написана специально для
публикации в буклете, в который вошли и другие части – послание, письма и
шестая Глава. Этот буклет был опубликован под названием “Мать” в 1928 году. Текущий
текст был выверен по рукописям Шри Ауробиндо. * * * Русский перевод работы “Мать” осуществлен на Портале Интегрального Саморазвития
“Утренняя Роса” (www.sriaurobindoyoga.org)
в ходе онлайн курса “Садхана через Переводы”.
Мать
The One whom we adore as the Mother is the divine Conscious Force that
dominates all existence, one and yet so many-sided that to follow her movement
is impossible even for the quickest mind and for the freest and most vast
intelligence. The Mother is the consciousness and force of the Supreme and far
above all she creates. But something of her ways can be seen and felt through
her embodiments and the more seizable because more defined and limited
temperament and action of the goddess forms in whom she consents to be manifest
to her creatures. * * * Та, кому мы поклоняемся как Матери – это божественная Сознательная
Сила, которая господствует над всем мирозданием, единая, и, в то же время,
столь многообразная, что за её движением не способен уследить даже самый
стремительный разум и самый свободный и обширный интеллект. Мать – это сознание
и сила Верховного и несравнимо превосходит всё, что она создает. И всё же
нечто, характерное ей можно увидеть и почувствовать в её воплощениях, и даже
более осязаемо, оттого что более определенный и ограниченный характер и
деятельность богини формируются в тех, в ком она соглашается предстать перед
своими творениями. Отрывок из
вступительного параграфа I
Есть только две силы, способные совместно осуществить великий и
тяжелый труд, являющийся целью нашего усилия – постоянное и неослабевающее
стремление, призывающее снизу, и верховная Милость свыше, отвечающая ему. Но, высшая
Милость будет действовать только в условиях Света и Истины; она не будет
действовать в условиях, навязанных ей Ложью и Неведением. Ибо, если она
подчинится требованиям Лжи, она предаст свою собственную цель. Это условия
Света и Истины, единственные условия при которых высшая Сила низойдет вниз; и
только самая высшая супраментальная Сила, спускающаяся свыше и раскрывающаяся
внизу, сможет победоносно справиться с физической Природой и преодолеть её
трудности… Должна быть полная и искренняя самоотдача; должно быть
исключительное самораскрытие божественной Силе; должен быть постоянный и
всеобъемлющий выбор Истины нисходящей свыше, постоянный и интегральный отказ от
лжи ментальных, витальных и физических Сил и Видимостей, которые всё ещё правят
земной Природой. Самоотдача
должна быть полной и охватить все части существа. Недостаточно, чтобы
психическое отвечало и высшее ментальное принимало или даже внутреннее
витальное подчинялось и внутреннее физическое сознание чувствовало влияние. Не
должно оставаться ни в одной части сознания, даже в самой внешней, ничего, что
сдерживалось, ничего, что скрывалось за сомнениями, замешательством и уловками,
ничего, что восставало или отказывалось. Если одна
часть существа совершает самоотдачу, а другая часть воздерживается, следует
своему собственному пути или ставит свои собственные условия, тогда, каждый
раз, когда это происходит, вы сами отталкиваете божественную Милость от себя
прочь. Если за своей
преданностью и самоотдачей вы делаете прикрытие для своих желаний,
эгоистических требований и витальных запросов, если вы подменяете ими истинное
стремление или примешиваете их к нему и пытаетесь навязать их Божественной
Шакти, тогда, бесполезно призывать божественную Милость трансформировать вас. Если вы
открываетесь с одной стороны или в одной части Истине, а с другой стороны,
постоянно открываете двери враждебным силам, тогда вы будете ожидать напрасно,
что божественная Милость пребудет с вами. Вы должны содержать свой храм в
чистоте, если хотите установить в нём живое Присутствие. Если, каждый
раз, когда Сила вмешивается и приносит Истину, вы отворачиваетесь от неё и
вновь призываете ложь, которая была изгнана, то не божественную Милость вы
должны винить за то, что она покинула вас, но ложь вашей собственной воли и
несовершенство вашей собственной самоотдачи. Если вы
призываете Истину, и, всё же, что-то в вас выбирает ложь, неведение и небожественное,
или даже просто не хочет отбросить их полностью, тогда, вы будете постоянно
открыты атакам враждебных сил, и Милость покинет вас. Найдите вначале в себе
то, что ложно и темно и постоянно отвергайте это, только тогда вы сможете по
праву призывать божественную Силу трансформировать вас. Не думайте,
что истине и лжи, свету и тьме, самоотдаче и эгоизму может быть дозволено
пребывать совместно в доме, посвященном Божественному. Трансформация должна
быть интегральной, и поэтому интегральным должен быть отказ всему, что
противостоит ей. Отбросьте
ложную идею, что божественная Сила сделает и обязана сделать всё для вас по
вашему требованию, даже если вы не удовлетворяете условия поставленные
Божественным. Сделайте свою самоотдачу истинной и полной, только тогда всё
остальное будет сделано для вас. Отбросьте
также ложное и праздное ожидание, что божественная Сила сделает даже самоотдачу
за вас. Божественное требует вашей самоотдачи, но не навязывает её: вы свободны
в любой момент, до тех пор, пока не наступит необратимая трансформация,
отрицать и отвергать Божественное или полностью отозвать свою самоотдачу, если
вы готовы встретить духовные последствия. Ваша самоотдача должна быть
самостоятельной и свободной; это должна быть самоотдача живого существа, а не
инертного автомата или механического инструмента. Инертная
пассивность постоянно ошибочно принимается за истинную самоотдачу, но из
инертной пассивности ничего истинного и могущественного не может прийти. Это
инертная пассивность физической Природы, которая оставляет его на милость
любого темного и небожественного влияния. Необходимо радостное, сильное и
полезное подчинение деятельности Божественной Силы, послушание просветлённого
ученика Истины, внутреннего Воина, который сражается с ложью и тьмой, преданного
слуги Божественного. Это –
истинное отношение и только те, кто смогут занять и удержать его, сохранят
веру, не поколебленную разочарованиями и трудностями, и пройдут через все
испытания к верховной победе и великому преображению. II
За всем, что делается во вселенной, стоит Божественное, которое
действует через свою Шакти, но Оно скрыто своей Йога Маей и работает через эго
Дживы в низшей природе. В Йоге так же
— это Божественное является Садхаком и Садханой; это его Шакти со своим светом,
силой, знанием, сознанием, Анандой, воздействует на Адхар и, когда он открыт
ей, низливается в него вместе с этими божественными силами, делая Садхану
возможной. Но, до тех пор, пока низшая природа активна, личное усилие Садхака
остается необходимым. Необходимое
индивидуальное усилие — это тройная работа стремления, отказа и самоотдачи, — стремление
бдительное, постоянное, непрерывное — воля разума, искание сердца, согласие
витального существа, воля открыть и сделать пластичными физическое сознание и
природу; отказ
движениям низшей природы — отказ от идей разума, его мнений, предпочтений,
привычек, конструкций, так, чтобы истинное знание могло найти свободное место в
безмолвном разуме, — отказ от желаний витальной природы, её требований,
пристрастий, чувственных восприятий, страстей, эгоизма, гордыни, высокомерия,
похоти, жадности, ревности, зависти, враждебности к Истине, так, чтобы истинная
сила и радость могли низлиться сверху в спокойное, обширное, сильное и посвященное
Божественному витальное существо, — отказ от глупости физической природы, её
сомнений, неверия, темноты, упрямства, ничтожества, лени, нежелания меняться,
тамаса, так, чтобы истинное постоянство Света, Силы, Ананды могло обосноваться
в теле, постоянно становящимся всё более божественным; самоотдача
себя и всего, чем вы являетесь и владеете, и всех уровней сознания, и каждого
движения Божественному и Шакти. * * * По мере того, как самоотдача и само-посвящение прогрессируют, Садхак
начинает осознавать Божественную Шкати, совершающую Садхану, низливающую в него
всё больше и больше себя, основывающую в нём свободу и совершенство
Божественной Природы. Чем больше этот сознательный процесс замещает его
собственное усилие, тем более стремительным и истинным становится его прогресс.
Но он не может полностью заменить необходимость личного усилия Садхака до тех
пор, пока самоотдача и посвящение не станут чистыми и совершенными во всех
частях существа. Имейте в
виду, что тамасичная самоотдача, отказывающаяся выполнить эти условия и
взывающая к Богу, чтобы он сделал всё за вас, и освободил от всех трудностей и
борьбы является заблуждением и не ведёт к свободе и совершенству. III
Чтобы идти по жизни защищенным от всех страхов, опасностей и бед,
нужны только две вещи, две, которые всегда идут вместе — это Милость
Божественной Матери и, с вашей стороны, внутреннее состояние, основанное на
вере, искренности и самоотдаче. Пусть ваша вера будет чистой, искренней и совершенной.
Эгоистическая вера в ментальном и витальном существе запятнанная амбициями,
гордыней, тщеславием, ментальной самонадеянностью, витальным эгоизмом, личными
требованиями, жаждой мелких удовольствий низшей природы — это слабое и скрытое
дымом пламя, неспособное гореть, возносясь прямо к небесам. Принимайте свою
жизнь как данную вам только для божественной работы и помощи в божественном
проявлении. Не желайте ничего другого, кроме чистоты, силы, света, широты,
покоя, Ананды божественного сознания и его настояния трансформировать и
совершенствовать ваш разум, жизнь и тело. Не просите ничего, кроме
божественной, духовной и супраментальной Истины, ее реализации на земле и в вас
и во всех, кто позван и избран, и условий, необходимых для ее созидания и победы
над всеми противостоящими силами. Пусть ваша
искренность и самоотдача будут полными и истинными. Когда вы отдаете себя,
отдавайте полностью, без требований, без условий, без остатка, так, чтобы все в
вас принадлежало Божественной Матери, и ничего не оставалось для эго или
отдавалось любой другой силе. Чем полнее
ваша вера, искренность и самоотдача, тем больше милость и защита будут с вами.
И когда милость и защита Божественной Матери вместе с вами, что способно
затронуть вас или кого вам бояться? Даже малая ее часть пронесет вас через все
трудности, препятствия и опасности; окруженные ее полным присутствием, вы
можете безопасно идти по своему пути, потому что это ее путь, не заботясь ни о
каких опасностях, незатронутые никакой враждебностью, какой бы сильной она ни
была, из этого мира или из миров незримых. Ее касание может обратить трудности
в возможности, поражение в успех и слабость в непоколебимую силу. Ибо, милость
Божественной Матери — это санкция Всевышнего, и сейчас или завтра ее результат
несомненен, провозглашен, неизбежен и неотвратим. IV
Деньги – это зримый символ универсальной силы, и эта сила в своём
проявлении на земле работает на витальном и физическом планах и необходима для
полноты внешней жизни. По своему происхождению и истинному действию она
принадлежит Божественному. Но подобно остальным силам Божественного она
делегирована сюда и в неведении низшей Природы может быть узурпирована и
использоваться для нужд эго и удерживаться асурическими влияниями, и искажаться
в соответствии с их целями. Это — одна из трех сил — власть, богатство и секс —
которые обладают наибольшей привлекательностью для человеческого эго и Асура, и
которыми больше всего злоупотребляют те, кто обладает ими. Искатели и
обладатели богатства чаще всего оказываются порабощены им, нежели являются его
владельцами; только немногим удается полностью избежать того искажающего
влияния, которым оно отмечено за долгое время захвата и извращения его Асурами.
Поэтому большинство духовных дисциплин настаивает на полном самоконтроле,
беспристрастности и отказе от любой привязанности к богатству и от всего
личного и от эгоистического желания обладать им. Некоторые из них даже налагают
запрет на деньги и богатство, провозглашая нищету и бедность жизни основным
условием духовной жизни. Но — это заблуждение; так как это оставляет силу денег
во власти враждебных сил. Отвоевать её для Божественного, которому она
принадлежит по праву, и использовать её божественно для божественной жизни — вот
супраментальный путь для Садхака. Вы не должны
ни отворачиваться с аскетическим отказом от силы денег, средств, которые она
предоставляет и благ, которые она приносит, ни лелеять раджастическую
привязанность к ним или дух порабощающего само-потакания в наслаждении ими.
Рассматривайте богатство просто как силу, которая должна быть отвоёвана для
Матери и поставлена на её службу. Всё богатство
принадлежит Божественному, и те, кто владеют им, являются его попечителями, а
не владельцами. Сегодня оно с ними, завтра оно может быть где-то в другом
месте. Всё зависит от того, как они осуществляют свою опеку, пока оно с ними, в
каком духе, с каким сознанием они используют его и для каких целей. В своем
персональном использовании денег смотрите на всё, что вы имеете, зарабатываете
или получаете, как на собственность Матери. Ничего не требуйте, но принимайте
всё, что она даёт вам и используйте на то, для чего оно вам дано. Будьте
совершенно бескорыстным, доскональным, точным, внимательным к деталям, хорошим
попечителем; всегда помните, что это её достояние, а не ваше собственное. С
другой стороны, то, что вы получаете для неё, благоговейно подносите ей; не
обращайте ничего на свои или чьи-либо нужды. Не
восторгайтесь людьми только из-за их богатства и не позволяйте им впечатлить
вас видимостью, силой или влиянием. Когда вы просите для Матери, вы должны
чувствовать, что это она — та, кто спрашивает через вас совсем малую часть
того, что принадлежит ей, и человек, у которого вы просите, будет судиться по
своему ответу. Если вы
свободны от искажающего влияния денег, но также и не отказываетесь аскетически
от них, вы будете обладать великой силой распоряжаться деньгами для
божественной работы. Равнозначность разума, отсутствие запросов и полное
посвящение всего, чем вы владеете и получаете, и всей вашей силы обретения
богатства Божественной Шакти и её работе являются признаками этой свободы.
Любое беспокойство разума в вопросе денег и их использовании, любое притязание,
любое чувство скупости — это верное указание на некое несовершенство или
привязанность. Идеальным
Садхаком в этом отношении является тот, кто, если потребуется жить в бедности,
сможет жить так, и чувство нужды не затронет его и не помешает полноте
внутренней игры божественного сознания, и, если от него потребуется жить в
роскоши, он сможет жить так и ни на мгновение не впасть в желание или
привязанность к своему богатству или к предметам, которыми он пользуется, или в
рабство к самопотаканию, или в зависимость от безвольной привязанности к
привычкам, порождаемым богатством. Божественная Воля — единственный смысл его
жизни, а также, божественная Ананда. В
супраментальном творении сила денег должна быть возвращена Божественной Силе и
использоваться для истинного, прекрасного и гармоничного устройства и
организации нового обожествленного витального и физического существования так,
как Божественная Мать сама решит в своём созидающем видении. Но вначале она
должна быть отвоёвана для неё, и самыми сильными в этой борьбе будут те, кто в
этой части своей природы исполнены силы и широты, свободны от эго и совершили
самоотдачу, не выдвигая никаких требований, без оговорок или сомнений — чистые
и могущественные проводники Верховной Силы. V
Если вы хотите быть истинным исполнителем божественных работ, вашей
первой целью должно быть полное освобождение от всех желаний и самовлюбленного
эго. Вся ваша жизнь должна быть подношением и жертвоприношением Всевышнему;
вашей единственной целью в деятельности будет служить, принимать, исполнять,
стать проявляющим инструментом Божественной Шакти в её работах. Вы должны расти
в божественном сознании до тех пор, пока не будет никакой разницы между её
волей и вашей, никакого иного побудительного мотива кроме её импульса в вас,
никакого действия, которое не являлось бы её сознательным действием,
совершающимся в вас и через вас. До тех пор,
пока вы не способны к такому полному динамическому отождествлению, вы должны
считать себя душой и телом, созданными для службы ей, тем, кто делает всё
только ради неё. Даже если идея отдельного работника сильна в вас, и вы
чувствуете, что это вы совершаете действие, тем не менее, оно должно
выполняться для неё. Любое настояние на эгоистическом выборе, любое стремление
к личной наживе, любые требования эгоистического желания должны быть искоренены
из вашей природы. Не должно быть никакого ожидания результатов и никакого
стремления к награде; единственным плодом для вас будет являться удовольствие
Божественной Матери и выполнение её работы, единственной вашей наградой —
постоянное продвижение в божественном сознании, покое, силе и блаженстве.
Радость служения и радость внутреннего роста посредством выполнения работ
является достаточным вознаграждением бескорыстного работника. Но, придет
время, когда вы будете всё больше и больше чувствовать, что являетесь
инструментом, а не исполнителем. Вначале, в силу вашей преданности, ваш контакт
с Божественной Матерью станет настолько близким, что в любой момент вам
достаточно будет только сконцентрироваться и передать всё в её руки, чтобы
получить её непосредственное руководство, её прямой указ или импульс, точное
указание того, что должно быть сделано, каким образом и каков должен быть
результат. А в последствии вы осознаете, что божественная Шакти не только
вдохновляет и направляет вас, но также инициирует и осуществляет вашу работу;
все ваши движения исходят от неё, все ваши силы — от неё, разум, жизнь и тело
являются сознательными и радостными инструментами её деятельности, средствами
для её игры, формами для её проявления в физической вселенной. Не может быть
более счастливого состояния, чем этот союз и зависимость; ибо этот шаг
переносит вас обратно за грань из жизни в неведении, полной стрессов и
страданий, в истину вашего духовного бытия, в её глубокий покой и интенсивную Ананду. Пока
происходит эта трансформация необходимо более, чем когда бы то ни было,
оставаться свободным всей нечистоты искажений эго. Не позволяйте никаким
требованиям и запросам закрасться внутрь и запятнать вашу чистоту или ваши
самоподношение и самоотдачу. Не должно быть никакой привязанности ни к работе,
ни к её результату, не должно выдвигаться никаких условий, никаких притязаний
обладать Силой, которая должна владеть вами, никакой гордости инструмента,
никакого тщеславия или высокомерия. Ничто в разуме или в витальном или
физических частях не должно искажать для своих собственных нужд или захватывать
для своего личного и индивидуального удовольствия величие тех сил, которые
действуют через вас. Пусть ваша вера, ваша искренность, чистота вашего стремления
будут абсолютными и пронизывающими все планы и уровни вашего существа; тогда
все доставляющие беспокойство элементы и искажающие влияния постепенно уйдут из
вашей природы. Последняя
стадия этого совершенствования наступит тогда, когда вы полностью отождествитесь
с Божественной Матерью и будете чувствовать себя уже не иным и обособленным
существом, инструментом, слугой или работником, но поистине ребенком и вечной
частицей её сознания и силы. Тогда она всегда пребудет в вас, а вы — в ней;
вашим постоянным, основным и естественным переживанием будет то, что всё ваше
мышление, видение и деятельность, само ваше дыхание или движения исходят от неё
и принадлежат ей. Вы будете знать, видеть и чувствовать, что являетесь
личностью и силой, сформированной ею из неё самой, проявленной из неё для игры,
и, всё же, всегда в безопасности здесь, бытием от её бытия, сознанием от её
сознания, силой от её силы, Анандой от её Ананды. Когда это состояние станет
полным, и её супраментальные энергии будут беспрепятственно управлять вами, вы
обретете совершенство в божественных работах; знание, воля, действие станут
безошибочными, простыми, озаренными, спонтанными и безукоризненными,
проистекающими из Всевышнего, божественным движением Вечного. VI
Четыре Силы Матери – это четыре её выдающихся Индивидуальности, части
и воплощения её божественности, посредством которых она воздействует на свои
творения, организует и согласовывает их деятельность в мирах и управляет
работой своих многочисленных сил. Ибо Мать едина, но предстает перед нами в
различных своих аспектах; многочисленны её силы и индивидуальности, многократны
её эманации и Вибхути, что выполняют её работу во вселенной. Та, кому мы
поклоняемся как Матери – это божественная Сознательная Сила, которая
господствует над всем мирозданием, единая, и, в то же время, столь
многообразная, что за её движением не способен уследить даже самый
стремительный разум и самый свободный и обширный интеллект. Мать – это сознание
и сила Верховного и несравнимо превосходит всё, что она создает. И всё же
нечто, характерное ей можно увидеть и почувствовать в её воплощениях, и даже
более осязаемо, оттого что более определенный и ограниченный характер и
деятельность богини формируются в тех, в ком она соглашается предстать перед
своими творениями. Существует
три олицетворения Матери о которых вы узнаете, испытав переживание единства с
Сознательной Силой, которая является источником жизни для всего сущего во
вселенной. Трансцендентная, первозданная Божественная Шакти, которая царит над
мирами и соединяет творение с непостижимой тайной Божественного. Универсальная,
космическая Махашакти, она созидает всё сущее, содержит в себе и наполняет его,
поддерживает и управляет всеми этими бесчисленными процессами и силами.
Индивидуальная, она воплощает в себе силу двух более обширных своих
олицетворений, делая их живыми и близкими для нас, и является посредником между
человеческим сознанием и божественной Природой. Единая
первозданная трансцендентная Шакти, Мать, стоит над всеми мирами и несёт в
своем вечном сознании Верховное Божественное. Она одна хранит в себе абсолютную
Силу и непостижимое Присутствие; содержа в себе или призывая Истины, которые
должны найти своё воплощение, она приносит их вниз из Таинства, в котором они
были сокрыты, в свет её бесконечного сознания и придает им форму силы в своей
всемогущей власти и беспредельной жизни и наделяет их телом во вселенной.
Божественное извечно являет себя в ней бесконечной Сатчитанандой, проявляясь
через неё в мирах, в виде единого и двойного сознания Ишвары-Шакти и двойного
принципа Пуруши-Пракрити, воплощаемым ею в Мирах и Планах и Богах и их Энергиях
и, в результате её работы, принимая форму всего что существует, во всех мирах,
как известных нам, так и неизвестных. Всё является её игрой с Верховным; всё
является её проявлением таинств Вечного, чудес Бесконечного. Всё есть она, ибо
всё сущее – это оболочка и часть божественного Сознания-Силы. Ничто не
происходит в мире без её решения и санкции Божественного; ничто не способно
обрести форму, за исключением того, что она, движимая Верховным, прозревает и
формирует, посеяв это семенем в её созидающей Ананде. Махашакти,
универсальная Мать, осуществляет, что передано ей трансцендентным сознанием из
Божественного и присутствует в мирах созданных ею; её присутствие наполняет и
поддерживает их божественным духом и божественной все-содержащей силой и
блаженством, без которых они не могли бы существовать. То, что мы называем
Природой или Пракрити, является всего лишь её наиболее внешним исполнительным
аспектом; она выстраивает и организует гармонию своих сил и процессов, приводит
в движение деятельность Природы, и движется среди них тайно, или проявляется
открыто во всём что можно увидеть или ощутить, или существует в движении жизни.
Каждый из миров представляет собой ничто иное, как игру Махашакти данной
системы миров или вселенной, которая пребывает там космической Душой и
Личностью трансцендентной Матери. Каждый из них – это нечто от её видения,
пребывающий в её сердце красы и силы и созданный в её Ананде. Но,
многочисленны планы её творения, через многие уровни проходит Божественная
Шакти. На вершине этого проявления, частью которого мы являемся, находятся миры
бесконечного бытия, сознания, силы и блаженства, над которыми Мать пребывает
как ничем не скрытая вечная Сила. Всё живущее там пребывает и действует в
неизъяснимой полноте и неизменном единстве, потому что она несёт их в
безопасности своих рук вечно. Ближе к нам находятся миры совершенного
супраментального творения, в которых Мать предстает супраментальной Махашакти,
Силой божественной всеведающей Воли и всемогущественного Знания, всегда явная в
своих безошибочных работах и спонтанно совершенная к каждом процессе. Там все
движения – это шаги Истины; все существа – это души, силы и тела божественного
Света; все переживания – это моря, разливы и волны интенсивной и абсолютной
Ананды. Но, то место, где находимся мы, является мирами Неведения, мирами
разума, жизни и тела, отделенные в сознании от своего истока, и земля является
их значительным центром, а её эволюция – это процесс необычайной важности. Эти
миры, со всей их тьмой, борьбой и несовершенством также поддерживаются
Универсальной Матерью; их тоже побуждает и направляет к их тайной цели
Махашакти. Мать, как
Махашакти этого тройного мира Неведения находится на промежуточном плане между
супраментальным Светом, Истиной жизнью, Истинным творением, которые должны быть
принесены сюда вниз, и эта восходящая и нисходящая иерархия планов сознания,
что подобна двойной лестнице спускается в неведение Материи и поднимается снова
вверх через расцвет жизни и души и разума в беспредельность Духа. Определяя всё
чему быть в этой вселенной и в земной эволюции, тем, что она видит, чувствует и
изливает из себя, она стоит там над Богами, и все её Силы и Личности выстроены
перед ней для действия, и она шлет их эманации в эти низшие миры чтобы
изменять, направлять, сражаться и покорять, вести и обращать их циклы,
направлять общие и индивидуальные линии их сил. Эти Эманации являются многочисленными
божественными формами и личностями, в которых люди поклонялись ей под
различными именами в течение веков. Но, она также подготавливает и формирует
посредством этих Сил и их эманаций разумы и тела своих Вибхути, также как она
подготавливает и формирует разумы и тела Вибхути Ишвары, чтобы проявить в
физическом мире под покровом человеческого сознания луч своей силы, качества и
присутствия. Все сцены земной пьесы, подобно некой драме, подготовлены,
спланированы и поставлены ею и космическими Богами, в качестве её ассистентов,
где она сама пребывает тайным актером. Мать не
только управляет всем сверху, но она спускается вниз в эту меньшую тройную
вселенную. Безлично, всё сущее здесь, даже движения Неведения, – являются ею
самой в тайной силе, и её творениями в убавленной субстанции, её Природой-телом
и Природой-силой, и они существуют, потому что, движимая таинственной волей
Верховного воплотить нечто, что пребывало возможностью в Беспредельном, она
согласилась на великую жертву и одела на себя, подобно маске, душу и формы
Неведения. Но, также и индивидуально, она сошла сюда во Тьму для того, чтобы
вести её к Свету, в Ложь и Ошибку, чтобы обратить их в Истину, в Смерть, чтобы
обратить её в богоподобную Жизнь, в этот мир боли и его нескончаемую печаль и
страдание, чтобы завершить их в трансформирующем экстазе её возвышенной Ананды.
В своей глубокой и огромной любви к детям своим, она согласилась надеть на себя
облачение этой тьмы, согласилась терпеть нападки и мучительные воздействия сил
Тьмы и Лжи, выдержать переход через врата рождения, что есть смерть, взяла на
себя страдания и горести мира, видя, что только так можно поднять его к Свету и
Радости, и Истине, и вечной Жизни. Это великая жертва, называемая иногда
жертвоприношением Пуруши, но гораздо больше жертва Пракити, жертвоприношение
Божественной Матери. Четыре
великих Аспекта Матери, четыре её ведущих Силы и Личности стояли во главе её
руководства этой Вселенной и в её работе над земной пьесой. Одна из них
характеризуется обширным покоем, всеобъемлющей мудростью и безмятежной
добротой, неистощимым состраданием, верховным и непревзойденным величием, и
самодержавной царственностью. Другая воплощает её мощь прекрасной силы и
неотразимой страсти, её воинственный нрав, её всепобеждающую волю, её
молниеносную стремительность и сотрясающую миры силу. Третья – пылкая и
сладостная и чудесная с её непостижимой тайной красоты и гармонии и утонченного
ритма, её узорной и изысканной роскоши, неотразимого обаяния и пленительной
грации. Четвертая обладает непосредственной и глубокой способностью внутреннего
знания и терпеливым совершенством в работе, с спокойным и точным совершенством
во всём. Мудрость, Сила, Гармония, Совершенство – вот некоторые их атрибуты, и
именно эти силы они приносят в мир, проявляя под человеческим покровом
человеческого сознания в своих Вибхути, и могут быть найдены в божественной
мере их возрастания в тех, кто может открыть свою земную природу живому и
непосредственному влиянию Матери. Этих четырем Аспектам мы даём четыре великих
имени: Махешвари, Махакали, Махалакшми, Махасарасвати. Царственная
МАХЕШВАРИ пребывает в беспредельности над мыслящим разумом и волей, и возвышает
и возвеличивает их, поднимая в мудрость и обширность, или наполняет
великолепием вне их пределов. Ибо, могущественная и мудрая, Она открывает нас
супраментальным беспредельностям и космическим просторам, величию верховного
Света, сокровищнице чудесного знания, неизмеримому движению вечных сил Матери.
Безмятежна она и восхитительна, величественна и спокойна всегда. Ничто не способно
поколебать её, ибо вся мудрость принадлежит ей; ничто не может быть укрыто от
неё, если она избирает это объектом своего знания; она постигает все предметы и
все существа, их природу и что движет ими, и закон этого мира и его время, и
как все было, есть и должно быть. Есть сила в ней, которая встречает и
одолевает всё, и ничто не может противостоять её обширной нерушимой мудрости и
высокой и спокойной силе. Равнозначная, терпеливая и неизменная в воле своей,
она обходится с людьми согласно их природе, с вещами и событиями соответственно
их Силе и истине, которая заключена в них. Не имея никаких предпочтений, она
следует указам Божественного и одних она возносит ввысь, а других низвергает
вниз или удаляет от себя во тьму. Мудрого она наделяет более великой и
озаренной светом мудростью; тем, кто обладает видением, она открывает свои
намерения; на враждебных налагает она последствия их враждебности;
невежественных и глупцов она ведет по пути их незрячей судьбы. Каждому дает
свой ответ и работает с различными элементами его природы согласно их нуждам и
побуждениям, и ожидаемому ими ответу, оказывает на них необходимое давление,
или же оставляет их на волю их лелеемой свободы, процветать на путях Неведения
или гибнуть. Ибо она стоит превыше всего, не связанная ничем, ни к чему не
привязанная во вселенной. И, тем не менее, больше чем другие, она обладает
сердцем универсальной Матери. Ибо, сострадание её бесконечно и неистощимо; все
в её глазах её дети и частицы Единого, даже Асур, Ракшас и Пишач, и те, кто
враждебен и восстал против неё. Даже её отказ – это только отсрочка, даже её
наказание – это милость. Но, сострадание не ослепляет её мудрости и не
отклоняет её работу от намеченного курса; ибо Истина вещей всегда остаётся её
единственной заботой, знание – это сосредоточение её силы, и претворить нашу
душу и природу в божественную Истину является её миссией и работой. МАХАКАЛИ
обладает иной природой. Не обширность, но высота, не мудрость, но мощь и сила
являются её характерными чертами. В ней присутствует огромная интенсивность,
могущественная страсть силы в достижении цели, божественное неистовство в
стремительном порыве сокрушающее любое сопротивление и препятствие. Вся её
божественность устремляется во всем великолепии урагана действия; ей
свойственны стремительность, сиюминутная эффективность, молниеносный и прямой
удар, лобовая атака, сметающая всё на своем пути. Ужасен её лик для Асура,
опасно и безжалостно её обращение со всеми, кто ненавидит Божественное; ибо,
она Воительница Миров, которая никогда не избегает битвы. Нетерпимая к
несовершенству, она не знает милосердия ко всему в человеке, что
сопротивляется, сурова ко всему, что упорствует в своем неведении и тьме;
стремителен и страшен её гнев к предательству, лжи и коварству, злой умысел
немедленно поражается её бичом. Равнодушие, пренебрежение и лень в божественной
работе она не терпит и немедленно поражает, пробуждая острой болью, при
необходимости, заснувшего и бездельника. Те порывы, что стремительны, прямы и
откровенны, движения, которые безоговорочны и абсолютны, стремление,
возносящееся пламенем к небесам, являются проявлениями Махакали. Дух её
неукротим, её видение и воля высоки и всеохватывающие, как полет орла, её
поступь быстра на пути ввысь, и руки её подняты, для удара и помощи. Ибо, она
тоже является Матерью, и любовь её такая же интенсивная, как и её гнев, и в ней
присутствует глубокое и интенсивное сострадание. Когда ей дозволяется вмешаться
во всей её силе, тогда, в один миг сокрушаются, как пустая скорлупа, все
сдерживающие препятствия и враги, которые осаждают искателя. Если её гнев
ужасен всему враждебному ей, и неистовство её давления мучительно для робких и
немощных, то великие, доблестные и сильные духом любят и поклоняются ей; ибо
они знают, что удары её перековывают всё, что восстаёт в их природе в силу и
совершенную истину, выпрямляют всё, что искажено и извращено, и изгоняют всё,
что нечисто и неполноценно. На что у неё уходит день, могли бы уйти столетия;
без неё, Ананда могла бы быть обширной и серьезной, или сладостной и прекрасной,
но она потеряла бы пламенный восторг своей наиболее абсолютной интенсивности.
Знанию она придаёт побеждающую мощь, красоту и гармонию наделяет нарастающим
движением, медленному и тяжелому труду достижения совершенства придаёт импульс,
приумножающий силу и укорачивающий длинный путь. Ничто не удовлетворяет её,
если оно не достигает божественного экстаза, высочайших высот, самых
благородных целей, самых обширных горизонтов. Поэтому, с ней всегда
всепобеждающая сила Божественного, и благодаря милости её пыла и страсти и
стремительности великое достижение может свершаиться сейчас, а не в будущем. Мудрость и
Сила – не единственные проявления божественной Матери; есть более утонченное
таинство её природы, без которого Мудрость и Сила были бы неполными, и совершенство
не было бы совершенным. Превыше них – чудо вечной красы, непостижимое таинство
божественных гармоний, захватывающая магия неотразимого универсального
очарования и влечения, которая привлекает и удерживает вещи и силы и существа
вместе и заставляет их встречаться и соединяться, чтобы тайная Ананда проявить
себя из-за покрова, сделав из них свои ритмы и фигуры. Это – сила МАХАЛАКШМИ, и
нет другого аспекта Божественной Шакти, более привлекательного сердцу
воплощенных существ. Махешвари может казаться слишком спокойной и
величественной и далекой для того, чтобы малость земной природы могла
приблизиться и вместить её, Махакали – слишком грозная и стремительна, чтобы
наша слабость могла выдержать её; но всё обращается с радостью и стремлением к
Махалакшми. Ибо она набрасывает чары опьяняющей сладости Божественного: быть
рядом с ней – это глубочайшее счастье, и чувствовать её в своем сердце – значит
превратить существование в восторг и чудо; грация, очарование и нежность
изливаются из неё, подобно свету от солнца, и на чем бы не остановился её
чудесный взор, и не осветила прелесть её улыбки, душа покорена и пленена и
погружена в глубины неизъяснимого блаженства. Притягательно касание её рук, и
их мистическое и тонкое влияние очищает разум и жизнь и тело и, там, где она
ступает она, струятся чудодейственные потоки чарующей Ананды. И все же,
нелегко выполнить требования этой пленительной Силы и удержать её присутствие.
Гармония и красота разума и души, гармония и красота мыслей и чувств, гармония
и красота в каждом внешнем поступке и действии, гармония и красота жизни и
всего окружения, таковы требования Махалакшми. Там, где существует родство с
ритмами тайного мира-блаженства и ответ на призыв Все-Прекрасного, и гармония и
единство, и радостное течение многих жизней, обращенных к Божественному, в
такой атмосфере она согласна оставаться. Но, всё, что уродливо и посредственно
и низко, всё, что скудно и убого и нечисто, всё, что грубо и жестоко,
отталкивает её приход. Туда, где нет любви и красоты или их рождение неохотно,
она не приходит; там, где они смешиваются и искажаются низменными элементами,
она вскоре отворачивается, чтобы уйти и не изливает своих богатств. Если она,
пребывая в сердце человека, увидит, что её окружают эгоизм и ненависть,
ревность и злоба, зависть и раздор, если вероломство и жадность, и
неблагодарность примешаны в священном сосуде, если грубость страсти и низменное
желание искажают поклонение, в таких сердцах милостивая и прекрасная Богиня не
задержится. Божественное отвращение охватывает её и она уходит, ибо она не та,
кто настаивает или добивается; или же, сокрыв лицо своё, она ждет пока это
горькое и ядовитое дьявольское зелье не будет отвергнуто и не исчезнет, прежде
чем она снова установит свое счастливое влияние. Аскетическая беднота и суровость
неприятны ей так же, как подавление глубоких эмоций сердца и прекрасных частей
души и жизни. Ибо через любовь и красоту она налагает на людей узы
Божественного. Жизнь превращается в её высших творениях в богатый узор
небесного искусства, и всё бытие становится поэмой священного блаженства;
богатства мира собираются вместе и выстраиваются в верховной гармонии, и даже
простейшие и самые обыденные вещи становятся прекрасными её интуицией единства
и дыханием её духа. Принятая в сердце, она возвышает мудрость до вершин чуда и
открывает ей мистические тайны экстаза, что превосходит всё знание, она
встречает поклонение страстным притяжением Божественного, наполняет силу и
энергию ритмом, делающим мощь их действий гармоничным и пропорциональным, и
наделяет совершенство очарованием, которое делает его вечным. МАХАСАРАСВАТИ – это Сила Матери в Работах и её дух
совершенства и порядка. Самая младшая из всех Четырех, она самая искусная в
исполнительной работе и находится ближе всех к физической Природе. Махешвари пролагает
обширные линии мировых сил, Махакали направляет их энергию и импульс к
действию, Махалакшми открывает их тайные ритмы и меру, но Махасарасвати
управляет их детальной организацией и исполнением, взаимосвязью отдельных
частей и эффективным сочетанием сил, и безукоризненной точностью результата и
воплощения. Наука и ремесла, и техника исполнения составляют поле деятельности
Махасарасвати. Она всегда несёт в своей природе и дает тем, кого она выбирает,
детальное и точное знание, проницательность и терпение, точность интуитивного
разума и сознательную руку, и распознающий глаз совершенного работника. Эта
Сила могущественная и неустанная, внимательный и эффективный строитель,
организатор, администратор, техник, ремесленник и классификатор миров. Когда она
берется за трансформацию и перестройку природы, её труд всеобъемлющий и
доскональный, хотя, часто воспринимается нашим нетерпением медленным и
бесконечным, но он неотступен, интегрален и безупречен. Ибо воля в её работах
скрупулезна, неусыпна и неустанна; склоняясь над нами, она замечает и касается
каждой детали, устраняет каждый малейший дефект, изъян, кривизну или
несовершенство, оценивает и взвешивает в точности всё, что было сделано и всё,
что предстоит сделать в будущем. Ничто не является слишком незначительным или
несущественным для её внимания; ничто, каким бы неосязаемым или обманчивым или
скрытым оно ни было, не может ускользнуть от её внимания. Формируя и вновь
изменяя форму, она трудится над каждой частью до тех пор, пока она не обретет
свою истинную форму, не найдет свое место в целом, и не исполнит своё истинное
предназначение. В её постоянной и неустанной организации и реорганизации вещей,
её око следит в одночасье за нуждами всех и решает, как разрешить их, и её
интуиция знает, на что что падет её выбор, и что будет отвергнуто, и успешно
выбирает нужный инструмент, точное время, необходимые условия и верный процесс.
Беспечность, пренебрежение и лень она не терпит; любую небрежную, поспешную и
беспорядочную работу, все неумение, неточность и несостоятельность, все
злоупотребление и ошибочное использование инструментов и средств, все
неоконченное или оконченное только наполовину оскорбительно и чуждо ее
темпераменту. Когда её работа завершена, ничто не забыто, ничто не упущено,
забыто или оставлено незавершенным; все сделано основательно, точно, совершенно
и восхитительно. Ничто не удовлетворяет её, кроме абсолютного совершенства, и
она готова трудиться целую вечность, если это необходимо для полноты и
завершенности ее творения. Поэтому, из всех сил Матери, она самая терпеливая в
работе с человеком и его многочисленными несовершенствами. Добрая, улыбчивая,
близкая и всегда готовая помочь, не легко ее отвратить её или разочаровать,
настоятельная даже после многочисленных неудач, её рука поддерживает нас на
каждом шагу, при условии, что мы едины в нашей воле, целеустремленны и
искренни; ибо она не потерпит двойственности ума и её разоблачающая ирония
беспощадна к драме и спектаклю, самообману и притворству. Мать нашим нуждам,
друг в наших трудностях, настойчивый и спокойный советник и наставник, разгоняя
сиянием своей улыбки облака уныния и беспокойства и депрессии, всегда напоминая
нам о доступной помощи, указывая в сторону вечного света, она непоколебима,
спокойна и настойчива в глубоком и постоянном призыве, который ведет нас к
интегральности высшей природы. Вся работа других Сил полагается на неё для
своей завершенности; ибо она обеспечивает материальную основу, прорабатывает
массу деталей, возводит и выковывает броню структуры. Существуют и
другие великие Личности Божественной Матери, но их было труднее принести вниз,
и они не выступали во главе, исполняя важную роль в эволюции земного духа.
Среди них есть Присутствия, которые необходимы для супраментальной реализации,
- более всех важна та, которая является её Личностью того таинственного и
могущественного блаженства и Ананды, истекающая из верховной божественной
Любви, Ананда, что одна способна залечить пропасть между высочайшими вершинами
супраментального духа и глубочайшими безднами Материи, Ананда, что содержит
ключ восхитительной божественной Жизни и даже сейчас тайно поддерживает работу
всех остальных Сил во вселенной. Но, ограниченная, эгоистичная и темная
человеческая природа не в состоянии принять эти великие Присутствия и
поддержать их могущественную деятельность. Только тогда, когда Четыре Силы
Матери установят свою гармонию и свободу движения в трансформированном разуме,
жизни и теле, смогут те другие более редкие Силы проявиться в земной природе и
супраментальное действие станет возможным. Ибо, только когда все её Личности
собраны в ней и проявлены, и их отдельная деятельность обращена в гармоничное
единство, и они поднимаются в ней к своей супраментальной божественности, тогда
Мать являет себя как супраментальная Махашакти и приносит вниз изливая свои
светоносные трансцендентности из их непередаваемого эфира. Тогда человеческая
природа сможет измениться в динамическую божественную природу, потому что все
основные нити супраментальной Истины-сознания и Истины-силы будут натянуты
вместе и арфа жизни настроена на ритмы Вечного. Если вы
хотите обрести эту трансформацию, вверьте себя в руки Матери и её Силам
отбросив все сомнения и сопротивление и позвольте ей безпрепятственно делать
свою работу внутри вас. У вас должны быть три вещи, сознание, пластичность и
полная самоотдача. Ибо вы должны быть сознательными в своем разуме, душе,
сердце и жизни, и в самых клетках тела, сознавать Мать и её Силы и их работу;
ибо, хотя она может и делает работу в вас даже в вашей темноте и ваших
бессознательных частях и движениях, все же, эта работа отличается от той, когда
вы находитесь в пробужденном и живом контакте с ней. Вся ваша природа должна
быть податливой её прикосновению, - не вопрошая, подобно тому, как
самодостаточный невежественный разум вопрошает и ставит под сомнения и
оспаривает, являясь врагом своего собственного просвящения и изменения; не
настаивая на своих собственных движениях, подобно тому, как витальное в
человеке настаивает и упорно противопоставляет свои своевольные желания и злую
волю каждому божественному влиянию; не препятствуя и не укрываясь в
неспособности, инерции и тамасе, подобно тому, как физическое сознание человека
препятствует и держится за свои наслаждения в малости и тьме, вскрикивая при
каждом прикосновении, которое нарушает его бездушную рутину, его монотонную
лень и оцепенение сна. Полная самоотдача вашего внутреннего и внешнего существа
принесет эту пластичность во все части вашей природы; сознание пробудится
повсюду в вас силой постоянной открытости Мудрости и Свету, Силе, Гармонии и
Красоте, Совершенству, которые приходят изливаясь свыше. Даже тело пробудится
и, в конце концов, объединит своё сознание, перестав быть подсознательным, с
супраментальной сверхсознательной Силой, чувствуя, как все её силы пронизывают
сверху и снизу, и со всех сторон, и трепетать от верховной Любви и Ананды. Но, будьте
бдительны и не пытайтесь понять и судить Божественную Мать вашим малым земным
умом, который любит подчинять себе даже то, что находится за пределами его
собственных норм и стандартов, его ограниченного мышления и ошибочных
впечатлений, его бездонного агрессивного неведения и его ничтожного
самоуверенного знания. Человеческий разум, заключенный в темнице своей
полуосвещенной тьмы, не в состоянии следовать за многосторонней свободой движений
Божественной Шакти. Стремительность и многоплановость её видения и деятельность
далеко превосходят его спотыкающееся разумение; размах ее движений не
соответствует его меркам. Приведенный в замешательство стремительной сменой её
многочисленных различных личностей, её созиданием и разрушением ритмов,
ускорением и замедлением её движения, её различными путями решения одной и той
же проблемы, её начинанием и прекращением одной деятельности и началом
следующей и объединением их вместе, он не может распознать метод деятельности
Верховной Силы, когда она кружит и взмывает ввысь через лабиринт Неведения к
верховному Свету. Лучше откройте ей свою душу и радуйтесь ей, чувствуя её своей
психической природой и видя её психическим виденьем, которое одно способно дать
прямой ответ Истине. Тогда Мать сама озарит с помощью их психических элементов
ваш разум и сердце, и жизнь, и физическое сознание и также откроет им тоже свои
методы и свою природу. Также
избегайте ошибки невежественного ума, требующего, от божественной силы, чтобы
она всегда действовала согласно нашим грубым поверхностным представлениям о
всезнании и всемогуществе. Ибо наш разум требует, чтобы его на каждом шагу
впечатляли чудодейственной силой, легким успехом и ослепительным великолепием;
иначе он не может поверить в присутствие Божественного. Мать работает над
Неведением в мирах Неведения; она спустилась вниз, и не остается в высших
сферах. Частично она скрывает и частично раскрывает своё знание и свою силу,
часто удерживая их от своих инструментов и личностей, чтобы трансформировать их
путем исканий разума, стремления психического, борьбой витального, заточением и
страданиями физической природы. Существуют условия, установленные Верховной
Волей, существует множество запутанных узлов, которые должны быть распутаны, и
не могут быть разрублены одним ударом. Асура и Ракшаса удерживают эту
эволюционирующую земную природу и должны быть встречены и побеждены на их
собственных условиях, в их давно завоеванных владениях и территориях; человек в
нас должен направляться и быть подготовлен к тому, чтобы превзойти свои
пределы, ибо пока он слишком темен и слаб для внезапного возвышения к форме
далеко превосходящей его. Божественное Сознание и Сила присутствуют здесь и
совершают каждое мгновение то, что необходимо согласно условиям работы, всегда
совершая шаг, который был провозглашен и формируя среди несовершенства грядущее
совершенство. И только тогда, когда супраментальное сознание спустилось в вас,
может она действовать непосредственно как супраментальная Шакти с
супраментальной природой. Если вы будете следовать своему разуму, он не сможет
распознать Мать даже тогда, когда она предстанет перед вами. Следуйте своей
душе, а не разуму, вашей душе, которая отвечает Истине, а не вашему разуму,
который хватается за видимости; доверьтесь Божественной Силе, и она освободит
богоподобные элементы в вас и превратит всё в выражение Божественной Природы. Супраментальное
изменение провозглашено и неизбежно в эволюции земного сознания; ибо его
восхождение вверх не завершено, и разум не является его последней вершиной. Но
для того, чтобы изменение осуществилось, обрело форму и установилось, необходим
призыв снизу с волей распознать и не отказывать Свету, когда он придет, и кроме
того, необходима санкция Верховного свыше. Сила, которая является посредником
между санкцией и призывом – это присутствие и сила Божественной Матери. Только
Сила Матери, а не человеческое усилие и тапасья, может сорвать крышку и
разорвать покров, и придать форму сосуду и принести вниз в этот мир тьмы и лжи,
смерти и страдания Истину и Свет, и Жизнь божественную, и бессмертную Ананду. |