-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 0-01

Жизнь и Йога

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 5-8)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Введение. Условия Синтеза

Глава I. Жизнь и Йога

0-01-01. Есть два необходимых процесса в работе Природы, которые, судя по всему, постоянно вмешиваются в более высокие формы деятельности человека …

0-01-02. При правильном взгляде на жизнь и на Йогу, вся жизнь оказывается Йогой, сознательно или неосознанно.

0-01-03. Методы Йоги соотносятся с обычной психологической деятельностью человека …

0-01-04. Но так же, как и в физике, умножение научных технологий имеет свои недостатки — например, развитие победоносной искусственности …

 

 

Введение. Условия Синтеза

Глава I. Жизнь и Йога

0-01-01. Есть два необходимых процесса в работе Природы, которые, судя по всему, постоянно вмешиваются в более высокие формы деятельности человека …

Есть два необходимых процесса в работе Природы, которые, судя по всему, постоянно вмешиваются в более высокие формы деятельности человека, принадлежат ли эти формы обычным областям нашей активности, или связаны с поиском тех особых, исключительных сфер и реализаций, что представляются нам высокими и божественными.

Во-первых, каждая форма деятельности стремится к гармоничной сложности и цельности. Но потом, в свою очередь, распадается на отдельные потоки частных усилий и стремлений, чтобы через какое-то время объединиться снова в более широком и могущественном синтезе.

Во-вторых, развитие в рамках форм — это необходимое условие для действенного проявления чего-либо.

В то же время, всякая истина и практика, если её сформулировать слишком жёстко, быстро устаревает и теряет большую часть своих достоинств, если они вообще ещё остаются.

Если какой-то форме суждена новая жизнь, то её нужно постоянно обновлять и менять свежими струями духа, оживляя мёртвую или умирающую оболочку и изменяя её.

Постоянно рождаться заново — это условие материального бессмертия.

Мы живём в эпоху, полную родовых мук, когда все формы мысли и деятельности, в которых есть какая-либо сильная энергия практичности или скрытая жизнестойкость, подвергаются серьёзным испытаниям и тем самым получают возможность возрождения.

Мир сегодня похож на гигантский котёл Медеи, в который брошено всё, искромсанное, исковерканное, подвергшееся исследованию, многократно смешанное и перемешанное для того, чтобы либо погибнуть, став материалом для новых форм, либо воскреснуть, омолодившись и изменившись под новые условия жизни.

Индийская Йога, по своей сути, это особая деятельность, это особый взгляд на некоторые великие силы Природы.

Сама по себе достаточно специализированная, раздробленная и по-разному сформулированная, она потенциально важный динамический элемент жизни человечества в будущем. Детище древних эпох, сохранившееся до наших дней благодаря своей жизнеспособности и внутренней истине, сегодня она выходит из тайных школ и мест уединения аскетов и ищет своё место в будущей совокупности живых сил и инструментов человечества.

Но перед этим ей нужно заново открыть себя, вытащить на свет глубокую причину своего существования в той общей истине и извечной цели Природы, которые она раскрывает. И благодаря этому новому знанию себя и самоопределению, найти свой вновь обретённый, более широкий синтез.

Перестроив себя, она сможет легче и мощнее войти в организованную по-новому жизнь человеческой расы, и повести её внутрь, к самым сокровенным тайнам, и ввысь, к самым высоким уровням собственного существа и индивидуальности.

0-01-02. При правильном взгляде на жизнь и на Йогу, вся жизнь оказывается Йогой, сознательно или неосознанно.

При правильном взгляде на жизнь и на Йогу, вся жизнь оказывается Йогой, сознательно или неосознанно.

Потому что под этим словом мы подразумеваем усилия, приведённые в систему и направленные на самосовершенствование через проявление скрытых потенциальных возможностей нашего существа и объединение человеческой личности с универсальным и трансцендентным Существованием, которое, как мы видим, частично выражено в человеке и в Космосе.

Вообще, вся жизнь, если мы отвлечёмся от её внешних проявлений, это обширная Йога Природы, которая пытается реализовать своё совершенство в нарастающем раскрытии своих возможностей, и которая стремится объединить себя со своей божественной реальностью.

В человеке, её мыслящем существе, она впервые на этой Земле изобретает способы самоосознания и целенаправленных действий, с которыми можно быстрее и эффективнее достичь этой великой цели.

Йогу, по словам Свами Вивекананды, можно описать как набор средств для сжатия эволюции человека до масштаба одной жизни, или до нескольких лет, или даже до нескольких месяцев существования в телесной оболочке.

Таким образом конкретная система Йоги, это ничто иное как отбор или сжатие до более узких, но и сильнее действующих форм некоторых общих методов. Методов, которые уже свободно и щедро используются в медленном, неторопливом движении, с чрезмерным расточительством материала и энергии, но зато в более полных сочетаниях, великой Божественной Матерью в её широкой работе, стремящейся к совершенству.

Именно такое видение Йоги даёт основу для разумного, рационального синтеза различных её методов. При таком взгляде Йога перестает выглядеть чем-то мистическим и ненормальным, не имеющим отношения к обычному движению Мировой Энергии или к тем целям, к которым эта Энергия стремится в своих двух великих движениях — субъективной и объективной самореализации.

При таком взгляде Йога предстает скорее как интенсивное и необычное использование сил, которые Мировая Энергия уже проявила или постепенно организует, пусть не столь ярко выражено, но зато фундаментально.

0-01-03. Методы Йоги соотносятся с обычной психологической деятельностью человека …

Методы Йоги соотносятся с обычной психологической деятельностью человека, примерно так же, как научное использование естественной силы электричества или пара к обычному действию пара и электричества.

Эти методы так же формируются на основе знания, развиваемого и подтверждаемого систематическими экспериментами, анализом практики и повторяющимися результатами.

Вся Раджа-Йога, например, опирается на ощущение и опытное знание того, что наши внутренние элементы, их сочетания, их функции, их силы можно отделить друг от друга или разложить на части, скомбинировать заново и создать нечто новое и действующее ранее невозможным способом. Или же переделать и исправить в некий новый общий синтез при помощи чётко обозначенных внутренних процессов.

Точно так же, Хатха-Йога опирается на ощущение и опытное знание того, что витальными силами и функциями, которым обычно подчинена наша жизнь и которые кажутся заранее определёнными и непреложными, можно управлять, а их работу можно изменить или даже приостановить. И тем самым достичь результатов, которые были бы невозможны, или которые кажутся чудесными тем, кто не понимает сути их процессов.

В некоторых других направлениях Йоги эта её характерная особенность менее проявлена, потому что они более интуитивны, менее механистичны и ближе, как Йога Преданности, к высшему экстазу, или, как Йога Знания, к наивысшей бесконечности сознания и бытия.

Тем не менее, они тоже начинаются с использования некоторых основных наших возможностей, но такими способами и ради таких целей, что не встречаются в спонтанной повседневной жизни.

Все методы, сгруппированные под общим термином Йога — это особые психологические процессы, что опираются на неизменные истины Природы и развития, выходят из обычных функций, сил и следствий, которые всегда присутствуют, но которые с трудом и не часто проявляют себя в обычной жизни.

0-01-04. Но так же, как и в физике, умножение научных технологий имеет свои недостатки — например, развитие победоносной искусственности …

Но так же, как и в физике, умножение научных технологий имеет свои недостатки — например, развитие победоносной искусственности, переполнение нашей естественной человеческой жизни грузом машинерии и покупка некоторых формы свободы и власти над природой ценой растущей зависимости, так и чрезмерная увлечённость процессами Йоги и их исключительными результатами может иметь свои недостатки и потери.

Йогин стремится отойти от обычной жизни и тем самым теряет власть над ней. Он стремится получить здоровье духа ценой обеднения своей человеческой деятельности, обрести внутреннюю свободу ценой внешней смерти.

Если он приобретает Бога, он теряет жизнь. Если он направляет свои усилия вовне, чтобы завоевать жизнь, есть опасность, что он потеряет Бога.

Мы можем видеть, что в Индии появилась острая несовместимость между жизнью в мире и духовным ростом, совершенством. И хотя традиция и идеал побеждающей гармонии между внутренним влечением и внешней необходимостью остаются, их примеров очень немного.

Действительно, когда человек направляет свое видение и энергию на внутреннее, и вступает на путь Йоги, то предполагается, что он неизбежно теряется для великого потока нашей коллективной жизни и мирских усилий человечества.

Эта идея настолько сильно распространилась, настолько часто подчеркивалась наиболее распространенными философиями и религиями, что бегство из жизни сейчас уже чаще всего видится не только как необходимое условие, но и вообще, как главная цель Йоги.

Никакой синтез Йоги не сможет соответствовать своим задачам, если он не направлен на воссоединение Бога и Природы в освобождённой и более совершенной человеческой жизни. В своем методе он должен не только допускать, но и поощрять гармонию между нашей внутренней жизнью и внешней, и опытом в божественном совершенстве обоих.

Потому что человек — это именно тот элемент и символ более высокого Существования, спустившегося в материальный мир, где низшему дана возможность преобразовать себя и примерить на себя природу высшего, а высшему открыть себя в формах низшего.

Бегство от жизни, которая дана для реализации этих возможностей, никогда не будет ни обязательным условием, ни полной и конечной целью его высоких усилий, ни самым сильным способом самореализации.

Оно может быть только временной необходимостью при определённых условиях. Или же некоторым особым предельным усилием, навязанным конкретному человеку, чтобы подготовить почву для более великой общей возможности всего человечества.

Истина, конечная цель и полезность Йоги достигаются только, если сознательная Йога в человеке становится, подобно подсознательной Йоге в Природе, и внешне совпадающей с самой жизнью.

И тогда мы сможем еще раз, оглядывая и пройденный путь и достижения, сказать с более точным и ясным смыслом: "Вся жизнь – Йога".

 

 

2020 окт 17 сб  — 2020 ноя 30 пн — 2022 июнь 11 сб