-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 0-02

Три ступени Природы

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 9-19)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Введение. Условия Синтеза

Глава II. Три ступени Природы

0-02-01. В прошлом, в истории развития йоги, можно увидеть и тенденцию специализации, и тенденцию разделения …

0-02-01c. сноска:  праджна прасрита пурани

0-02-02. Идущее шаг за шагом вперёд самопроявление Природы в человеке, называемое на современном языке его эволюцией, должно зависеть …

0-02-03. То, что Природа развила для нас и поставила на прочный фундамент — так это телесная жизнь.

0-02-04. Далее, если это равновесие на низшем уровне является фундаментом и первым средством …

0-02-05. И жизненные, и нервные энергии в равной степени присутствуют в нас с важной целью.

0-02-05c. сноска

0-02-06. Если жизнь в телесной оболочке это то, что Природа устойчиво развернула для нас как свой фундамент …

0-02-06c. сноска

0-02-07. Однако, ментальная жизнь, развивающаяся в человеке таким образом, в действительности, есть не у всех.

0-02-08. Если мы рассмотрим все обстоятельства, мы можем прийти к выводу, что ментальная жизнь …

0-02-09. Более того, всё течение современной мысли и современных стараний открывается взору наблюдателя …

0-02-10. И когда эти предварительные условия будут выполнены …

0-02-11. Притязание на более высокую, чем ментальная, жизнь является всей основой индийской философии …

0-02-11c. сноска: антахкарана

0-02-12. Но что тогда представляет собой это более высокое или высочайшее существование, к которому стремится наша эволюция?

0-02-12c. сноски: манах коша, виджняна коша, ананда коша

0-02-13. Соответствуют ли такие психологические идеи чему-либо реальному и возможному?

0-02-13c. сноска: сат-чит-ананда

0-02-14. Потому что, как указывает название, причинное тело, (каарана), в противоположность двум другим …

0-02-15. Настолько поразителен даже мимолётный взгляд на это высшее существование и его привлекательность столь захватывающа …

0-02-16. И, в конце концов, мы приходим к тому, что есть три ступени в Природе …

 

 

Введение. Условия Синтеза

Глава II. Три ступени Природы

0-02-01. В прошлом, в истории развития йоги, можно увидеть и тенденцию специализации, и тенденцию разделения …

В прошлом, в истории развития йоги, можно увидеть и тенденцию специализации, и тенденцию разделения, которые, как и всё в Природе были оправданы и принесли явную пользу. Мы же ищем синтез тех специализированных целей и методов, которые, вследствие этого, завоевали своё право на существование.

Но для того, чтобы правильно направить наши усилия, нам нужно знать, во-первых, основной принцип и цель, лежащие в основе этого разделяющего импульса, и, далее, частичную пользу, на которую опирается метод каждой школы Йоги.

Чтобы понять основной принцип нужно исследовать саму универсальную работу Природу, увидеть в ней не только обманчивую и иллюзорную деятельность искажающей Майи, но и космическую энергию и работу Самого Бога в Его вселенском существовании, формулирующего и одновременно вдохновляющегося широкой, бесконечной и в то же время ежеминутно избирательной Мудростью, праджна прасрита пурани*)  Гиты, Мудростью, которая идет из Вечного с самого начала.

Для выбора конкретных средств нам нужно направить пристальный взгляд на различные методы йоги и выделить среди массы их деталей ведущую идею, которой они служат, и основную силу, которая их порождает и даёт энергию для их эффективного действия.

После этого нам будет гораздо легче найти тот один общий принцип и ту одну общую силу, которая порождает их существование и тенденцию, и к которой подсознательно всё движется, и в которой, благодаря этому, возможно их сознательное соединение.

0-02-01c. сноска:  праджна прасрита пурани

*) праджна прасрита пурани (prajna prasrita purani) - Мудрость, исходившая от начала. [Шветашвара Упанишада, 4.18] Прим. из словаря.

0-02-02. Идущее шаг за шагом вперёд самопроявление Природы в человеке, называемое на современном языке его эволюцией, должно зависеть …

Идущее шаг за шагом вперёд самопроявление Природы в человеке, называемое на современном языке его эволюцией, должно зависеть от трёх последовательных элементов: то, что уже развилось, то, что постоянно находится на стадии сознательной эволюции, и то, что предстоит развить, и, возможно, уже проявлено, если не постоянно, то хотя бы, изредка и случайно или, напротив, с регулярным повторением, в зародыше или в более развитых формах.

А некоторые из этих проявлений, хотя и редко, бывают даже близки к высочайшим из возможных реализаций нашего современного человечества.

Такие редкие случаи случаются, потому что развитие Природы не сводится к равномерному и механическому поступательному движению. Она постоянно достигает областей, лежащих за границей её возможностей, даже ценой последующих прискорбных отступлений.

Ей свойственны стремительные натиски, у неё бывают роскошные и могучие всплески, у неё есть необъятные реализации.  Иногда она страстно идёт на штурм, надеясь завоевать небесное царство силой. И эти чрезмерности есть откровения самого божественного что в ней есть или, наоборот, дьявольского, но в любом случае, это то самое могучее, что быстро несёт её к цели.

0-02-03. То, что Природа развила для нас и поставила на прочный фундамент — так это телесная жизнь.

То, что Природа развила для нас и поставила на прочный фундамент — так это телесная жизнь.

Она создала определённую комбинацию и гармонию двух низших, но фундаментально необходимых элементов для нашей деятельности и развития на земле.

Первый элемент —  Материя, которая, как бы слишком эфирное духовное не относилось к этому факту, является нашей основой и первым условием для всех наших энергий и реализаций.

И второй элемент — Энергия Жизни, которая — наш способ существовать в материальном теле и даже основа нашей ментальной и духовной активности.

Природа успешно достигла определённой стабильности своего постоянного материального движения, которое одновременно и достаточно равномерно и длительно, и достаточно изменчиво и непостоянно для того, чтобы создать подходящее место обитания и инструмент постепенного проявления Бога в человеческой расе.

Именно это подразумевается в Айтарейя Упанишаде, которая повествует нам о том, что боги отвергли животные формы, одна за другой предложенные им Божественным "Я", и только лишь когда был создан человек, они воскликнули: "Воистину, это сделано совершенным образом!" и согласились войти в эту форму.

Природа также осуществляет работающий компромисс между инертностью материи и активной Жизнью, которая населяет её и питается ею, и с помощью которой не только поддерживается витальное существование, но и делается возможным самое полное развитие ментала.

Это равновесие — основное состояние Природы в человеке и в терминах йоги выражается как соединение грубого тела, состоящего из материи, или пищевой оболочки, и нервной системы, или витальной оболочки, аннакоша и пранакоша.

0-02-04. Далее, если это равновесие на низшем уровне является фундаментом и первым средством …

Далее, если это равновесие на низшем уровне является фундаментом и первым средством для более высоких движений, которые ожидаются вселенской Силой, и если оно — тот экипаж, в котором Божественное ищет способы раскрыть Себя, если правильно утверждение индусов, что тело есть инструмент, который дан для исполнения истинного закона нашей природы, тогда любое окончательное бегство от физической жизни — попытка отвернуться от полноты божественной Мудрости и отказ от её цели в земном проявлении.

Подобный отказ может оказаться правильной позицией для некоторых отдельных искателей, в силу некоторого тайного закона их развития, но не целью, предназначающейся для всего человечества.

Поэтому, та система йоги, которая игнорирует тело или считает его уничтожение или неприятие непременным условием для совершенной духовности, не может считаться интегральной.

Скорее, совершенствование также и тела должно быть окончательным триумфом Духа. А превращение телесной жизни в божественную должно стать последней печатью, которую Бог поставит на Своей работе во вселенной.

То, что физическое предстает как помеха духовному, ещё не аргумент чтобы отказаться от физического, потому что в незримом провидении наши величайшие трудности становятся нашими лучшими возможностями.

И в этой главной трудности — указание Природы нам, какая высшая победа должна быть одержана, и какая самая большая проблема должна быть решена в конце концов. Это не предупреждение о безвыходной ловушке, которой надо избегать, или о слишком сильном враге, от которого надо спасаться бегством.

0-02-05. И жизненные, и нервные энергии в равной степени присутствуют в нас с важной целью.

И жизненные, и нервные энергии в равной степени присутствуют в нас с важной целью. Они тоже требуют божественной реализации своих возможностей в нашем высшем осуществлении.

Широкая мудрость Упанишад особенно подчёркивает ту большую роль, которая отводится этим элементам в схеме вселенной. "Как спицы в колесе сходятся во втулке, так и в Энергии Жизни содержится всё — и тройное знание, и Жертвоприношение, и могущество сильного, и чистота мудрого. Энергия Жизни управляет всем, что создано под тройными небесами"*).

Поэтому не будет интегральной та Йога, что убивает эти нервные энергии, принуждает их к бесчувственной неподвижности или выкорчёвывает их как источник пагубной деятельности. Их очищение, а не разрушение, их преобразование, контролирование и использование — вот та цель, что подразумевалась при создании и развитии этих энергий внутри нас.

0-02-05c. сноска

*) Праджна Упанишада, II. 6 и 13

0-02-06. Если жизнь в телесной оболочке это то, что Природа устойчиво развернула для нас как свой фундамент …

Если жизнь в телесной оболочке это то, что Природа устойчиво развернула для нас как свой фундамент и первый инструмент, то наша ментальная жизнь — это эволюция к её ближайшей следующей цели и к более совершенному инструменту.

Это именно та возвышенная, поглощающая мысль, которая занимает её обычно восторженное состояние. Это её постоянный, за исключением периодов истощения и отступления в область успокоительной и восстанавливающей силы неясности, поиск везде, где она только может освободиться от препятствий своих первых  реализаций — витальной и физической.

Потому что здесь, в человеке, мы имеем крайне важную отличительную особенность. Человек содержит в себе не единичную ментальность, но двойную и тройную — материальный и нервный ум, чистый интеллектуальный ум, который освобождается от иллюзий тела и чувств, и божественный ум над интеллектом, который в свою очередь освобождается от несовершенных форм логически разделяющего и подверженного игре воображения интеллектуального ума.

Ум в человеке только поначалу опутан жизнью тела, тогда как в растении он полностью окутан, а в животных всегда в заточении.

Он принимает эту жизнь не как первое, а как основное условие своих дел и служит её нуждам так, как будто бы это вся цель существования.

Но телесная жизнь в человеке — это основа, а не цель. Это его первое условие, но не последний решающий фактор. По справедливому представлению древних, человек по своей сути — мыслитель, Ману, ментальное существо, которое руководит жизнью и телом*), а не животное, которое управляется жизнью и телом.

Поэтому настоящее существование человека начинается только когда его интеллектуальная ментальность выходит из физического ума и мы начинаем все больше и больше жить в уме, независимом от нервных и физических наваждений и в масштабе этой свободы можем правильно воспринимать и правильно использовать жизнь тела.

Потому что именно свобода, а не искусное подчинение есть истинное средство хозяина.

Свободные, не связанные вынужденным принятием внешних условий, расширившиеся и возвышенные условия нашего физического существования — таков высокий идеал человека.

0-02-06c. сноска

*) маномайя пранашариранета, Мундакья Упанишада II.2.7

0-02-07. Однако, ментальная жизнь, развивающаяся в человеке таким образом, в действительности, есть не у всех.

Однако, ментальная жизнь, которая именно так развивается в человеке, в действительности, есть не у всех. При реальном рассмотрении оказывается, что она полностью развита только у некоторых. И есть большое число людей, и даже большинство, в которых она либо представляет собой небольшую и плохо организованную часть их естественной природы, либо не развита совсем, или не проявлена и её нелегко сделать активной.

Определённо, ментальная жизнь не конец эволюции Природы. Она даже ещё не успела достаточно прочно основаться в этом человеческом животном. Об этом говорит то, что утонченное и полное равновесие витального и физического, и здравомыслящее, крепкое, долгоживущее человеческое тело обычно встречается только в расах или классах людей, отвергающих усилия мысли, её нарушения, её напряжения, или у тех, которые думают только физическим умом.

Цивилизованному человеку ещё только предстоит достичь равновесия между полностью активным умом и телом. Он ещё не владеет ими нормальным образом.

В самом деле, похоже, что возрастающее усилие к более интенсивной умственной жизни часто порождает усиливающееся неравновесие элементов человека. И это даёт повод некоторым ученым описывать гениальность как форму сумасшествия, продукт дегенерации, патологическую болезнь Природы.

Явления же, которые используются для оправдания этого преувеличения, если их рассматривать не по отдельности, а целостно, в системе, указывают на другую истину.

Гениальность — это одна из попыток вселенской Энергии ускорить и увеличить наши интеллектуальные силы так, чтобы они стали готовы к тем более могучим, прямым и быстрым способностям, которые составляют игру сверхинтеллекта или божественного ума.

Гениальность — не причуда и не какое-то необъяснимое явление, а совершенно естественный следующий шаг её эволюции к правильной жизни.

Эта Энергия уже гармонизировала телесную жизнь с физическим умом, теперь она старается гармонизировать её с игрой интеллектуального ума. Поэтому она хотя и стремится к подавлению целиком животной и витальной энергии, но ей не нужны активные нарушения общего равновесия и она не создаёт их.

И она, в попытке достичь ещё более высокого уровня, уже устремляется за эти пределы. Нарушения, вносимые её деятельностью, не столь велики, как это часто представляют. Некоторые из них — грубые начала новых проявлений. Другие — легко исправляемый процесс распада, часто несущий новые направления. И это всегда не очень большая цена, за те далеко идущие последствия, которые она имеет в виду.

0-02-08. Если мы рассмотрим все обстоятельства, мы можем прийти к выводу, что ментальная жизнь …

Если мы рассмотрим все обстоятельства, мы можем прийти к выводу, что ментальная жизнь, отнюдь не будучи недавним приобретением человека, является кратким повторением в нём предыдущего достижения, от которого эта Энергия в человеческой расе была вынуждена с прискорбием отказаться.

Возможно, что первобытный человек не столько первый предок цивилизованного человека, сколько выродившийся потомок предыдущей цивилизации. Потому что, хотя плоды интеллектуальных достижений распределены неравномерно, то потенциальная возможность их встречается везде.

Ясно, что в отдельных случаях даже расовый тип, рассматриваемый нами как самый отсталый, негритянские племена неувядающего варварства Центральной Африки, способен, без примеси крови, без ожидания будущих поколений, на интеллектуальную культуру, если уже не на интеллектуальные достижение передовой Европы. И похоже, что даже всей массе людей, при благоприятных обстоятельствах, потребуется всего несколько поколений, чтобы пройти путь, который, судя по всему, надо бы измерять в терминах тысячелетий.

Таким образом, либо человек, благодаря своей привилегии ментального существа, освобождается от всего груза медлительных законов эволюции, либо он уже представляет собой новый уровень и при подходящих условиях и в стимулирующей атмосфере всегда может показать высокий уровень материальной способности к активной интеллектуальной жизни.

И не умственная неспособность, а длительный отказ или уклонение от возможности, а также уход от пробуждающего импульса создают первобытного человека. Варварство — это промежуточный сон, а не изначальная тьма.

0-02-09. Более того, всё течение современной мысли и современных стараний открывается взору наблюдателя …

Более того, всё течение современной мысли и современных стараний открывается взору наблюдателя как широкое сознательное усилие Природы в человеке повлиять на общий уровень интеллектуальной оснащённости, способности и дальнейших возможностей развития через универсальность удобств, которые современная цивилизация предлагает интеллектуальной жизни.

Даже озабоченность европейского интеллекта, главного действующего лица этой тенденции, материальной Природой и внешней стороной существования — необходимая часть этого усилия. Оно стремится подготовить достаточную основу в материальном существовании человека, в витальных энергиях, в его материальном окружении для полноты его ментальных возможностей.

Через распространение образования, развитие отсталых народов, возвышение угнетённых классов, умножение сберегающих труд приспособлений, через движение к идеальным социальным экономическим условиям, через работу Науки над улучшением здоровья, продлением жизни и крепким телосложением современного человечества, смысл и намерение этого широкого движения переводят себя в легко понятные символы.

Возможно, не всегда используются правильные или по крайней мере радикальные средства, но их цель — и это правильная предварительная цель — прочная индивидуальная и социальная основа и удовлетворение законных нужд и требований физического ума. Их цель — достаточный покой, досуг, равные возможности, чтобы всё человечество, а не только избранная раса, класс или отдельные люди могли бы стать свободными и развивать эмоциональное и интеллектуальное существование в полной мере.

В настоящее время материальная и экономическая цель могут преобладать, но всегда, позади, работает или ожидает в резерве более высокий и главный импульс.

0-02-10. И когда эти предварительные условия будут выполнены …

И когда эти предварительные условия будут выполнены, когда великое стремление найдёт свою основу, какова будет природа этих дальнейших возможностей, которым должна служить интеллектуальная жизнь?

Если Ум действительно высший элемент Природы, тогда полное развитие рационального и одарённого воображением интеллекта и гармоничное удовлетворение эмоций и чувствительности должно быть самодостаточным.

Но если же, напротив, человек нечто большее, чем рассуждающее и эмоциональное животное, если за пределами того, что сейчас эволюционирует, есть что-то, что должно быть развито, то вполне может быть, что полнота ментальной жизни, податливость, гибкость и широкие возможности интеллекта, приведённое в порядок богатство эмоций и восприимчивости могут оказаться лишь переходом к развитию более высокой жизни и более мощных способностей.

Способностей, которые ещё только должны проявиться и овладеть низшими инструментами. Точно так же, как сам ум настолько овладел телом, что физическое существо живёт уже не только для собственного удовлетворения, а стало фундаментом и материалом более высокой активности.

0-02-11. Притязание на более высокую, чем ментальная, жизнь является всей основой индийской философии …

Притязание на более высокую, чем ментальная, жизнь — вся основа индийской философии. А достижение и организация этой жизни — та истинная цель, которой служат методы Йоги.

Ум не последняя стадия эволюции, не высшая цель, но, как и тело, всего лишь инструмент. В терминах Йоги он так и называется — внутренний инструмент*).

Индийская традиция утверждает, что то, что должно быть проявлено, не что-то новое для человеческого опыта, но было развито раньше и даже управляло человечеством в определённые периоды его развития. В любом случае, для того чтобы стать известным, оно в какое-то время должно было быть частично развитым.

И если с тех пор Природа отступила обратно от своего достижения, причина всегда должна находиться в некоторой нереализованной гармонии, в некоторой недостаточности интеллектуального и материального базиса, к которому она сейчас вернулась, в некоторой чрезмерной специализации более высокого существования в ущерб более низкому.

0-02-11c. сноска: антахкарана

*) антахкарана (antahkarana) - «внутренний инструмент», рассматривается как содержащий в себе буддхи или интеллект, манас или чувственный ум и читту, или базовое сознание, обычно подчинён аханкаране, или эго-чувству и наполнен сукшма праной или тонкой жизненной силой. Прим. из Глоссария.

0-02-12. Но что тогда представляет собой это более высокое или высочайшее существование, к которому стремится наша эволюция?

Но что тогда представляет собой это более высокое или высочайшее существование, к которому стремится наша эволюция?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны иметь дело с классом высших переживаний, классом необычных понятий, которые трудно достаточно точно определить на любом другом языке, нежели на древнем санскрите, в котором они только и были систематизированы до некоторой степени.

Приблизительные термины на английском языке вызывают другие ассоциации, и их использование может привести ко многим и даже серьёзным неточностям.

В системе понятий Йоги делается дополнительное различение:  кроме состояния нашего физического и витального существа, называемого грубым телом и составленного из двух элементов, пищевой оболочки и витального тела, кроме состояния нашего ментального существа, называемого тонким телом и состоящего из одного элемента — ментальной оболочки или ментального тела1), выделяется третье, высшее и божественное состояние супраментального существа, названное причинным телом, которое составлено из четвертой и пятой оболочек, описываемых как оболочка знания2) и оболочка блаженства3).

И это знание — не систематизированный результат ментального поиска и рассуждений, не временное сочетание заключений и мнений в порядке наибольшей вероятности или высшего правдоподобия, а скорее чистая самосуществующая и самосияющая Истина.

И блаженство это — не высшее удовольствие сердца и чувств на фоне опыта боли и страдания, но тоже самосуществующее и независимое от каких-либо объектов или частичных переживаний наслаждение, самонаслаждение, которое само есть природа, сама суть трансцендентного и бесконечного существования, как оно есть.

0-02-12c. сноски: манах коша, виджняна коша, ананда коша

1) манах коша (manah kosha) - оболочка (коша) состоит из ментальной субстанции, «ментальной оболочки или тонкого тела, в котором живет наше истинное ментальное существо [маномайя пуруша]».

2) виджняна коша (vijnanakosha) - оболочка (коша), соответствующая виджняне, «оболочка знания, причинное тело (карана)», живя в которой человек «сможет полностью втянуть в свое земное существование полноту бесконечного духовного сознания».

3) ананда коша (anandakosha) - оболочка (коша), соответствующая плану ананды, «оболочка блаженства», которая является духовным телом «души блаженства» и в которой вместе с виджняна кошей «должно быть найдено всё совершенство духовного воплощения, и ещё не проявленный божественный закон тела».

0-02-13. Соответствуют ли такие психологические идеи чему-либо реальному и возможному?

Соответствуют ли такие психологические идеи чему-либо реальному и возможному? Вся Йога отстаивает их как предельный опыт и высшую цель. Они формируют управляющие принципы нашего самого высокого возможного состояния сознания, наши широчайшие возможные границы бытия.

Мы говорим, что это гармония высших способностей, весьма приблизительно соответствующая психологическим дарам откровения, вдохновения и интуиции, однако действующая не в интуитивном уме и не в божественном уме, но на ещё более высоком плане, который видит Истину напрямую, лицом к лицу. Или, скорее, живёт в этой истине вещей как вселенских, так и трансцендентных, и является её формулировкой и просветлённой деятельностью.

И эти способности — свет сознательного существования, вытесняющий эгоистическое. Он сам по себе космический и трансцендентный, а его природа — Блаженство.

Эти состояния сознания и деятельности, несомненно, божественные, и в сравнении с тем, как организован человек в наши дни — сверхчеловеческие.

Триада трансцендентного существования, само-сознания и само-блаженства*) — это действительно, метафизическое описание высшего Атмана, само-формулировка для нашего пробуждающегося знания, для Непознаваемого, воспринимаемого или как чистая Безличность, или же как космическая Личность, проявляющая вселенную.

Но в Йоге они также рассматриваются в своих психологических аспектах как состояния субъективного существования, которому наше бодрствующее сознание сейчас чуждо, но которое живёт в нас на сверхсознательном плане и до которого, поэтому, мы всегда можем подняться.

0-02-13c. сноска: сат-чит-ананда

*) сат-чит-ананда (sat-chit-ananda) - Существование-Сознание-Блаженство, «бесконечное существо [сат], бесконечное сознание [чит], бесконечный восторг [ананда], которые являются высшими планами существования и из которых все остальное вытекает или спускается в эту неясную неоднозначную манифестацию»; упоминается как «трижды семь» планов, потому что «каждый из божественных принципов содержит в себе всю потенциальность всех остальных шести нот нашего существа» (см. лока).

0-02-14. Потому что, как указывает название, причинное тело, (каарана), в противоположность двум другим …

Потому что, как указывает название, причинное тело, (каарана), в противоположность двум другим, которые являются инструментами (карана), эта венчающая реализация также источник и эффективная сила всего того, что предшествовало ему в реальной эволюции.

Наши ментальные активности, в действительности, это некая производная, это выборка, и поскольку они отделены от истины, которая тайно является их источником, они — искажение божественного знания.

Наши чувства и эмоции имеют такое же отношение к Блаженству, как наши нервные силы и действия — к аспекту Воли и Силы, принадлежащему божественному сознанию, и как наше физическое существование — к чистой сути этого Блаженства и Сознания.

Эволюция, которую мы наблюдаем и земной вершиной которой мы являемся, может считаться, в некотором смысле, обратным проявлением, с помощью которого эти Силы в своем единстве и своем многообразии используют, развивают и совершенствуют несовершенное вещество и активности Материи, Жизни и Ума так, что они могут выразить в изменчивой относительности возрастающую гармонию божественных и вечных состояний, из которых они рождены.

Если это истина вселенной, то цель эволюции есть также её причина. Это то что постоянно существует в её элементах и освобождается, выходя из них.

Но это освобождение несомненно было бы не совершенным, если оно было бы только бегством, без возврата к вмещающей их субстанции и активностям — для их усиления и преобразования. Само постоянство не имело бы веской причины существовать, если бы оно заканчивалось в этом преобразовании.

Но если ум человека может стать достойным славы божественного Света, эмоция и чувство человека могут превратиться во взрыхлённую почву и принять ритм и движение высшего Блаженства. А действие человека не только будет представлять собой, но будет ощущать себя движением божественной и неэгоистической Силы.

А если физическая субстанция нашего существа будет очищена для более высокого бытия, то будет достаточно объединить и пластичность и прочное постоянство, чтобы поддержать и продлить эти высшие переживания и действия.

И тогда весь долгий труд Природы завершится венцом, что оправдает всё и её эволюция раскроет свой глубокий смысл.

0-02-15. Настолько поразителен даже мимолётный взгляд на это высшее существование и его привлекательность столь захватывающа …

Настолько поразителен даже мимолётный взгляд на это высшее существование и его привлекательность столь захватывающа, что, однажды увидев, мы охотно оправдываем своё дальнейшее пренебрежение чем-либо другим ради его поиска.

И даже в противоположном  преувеличении, когда видят всё происходящее в Уме и ментальной жизни как исключительный идеал, Ум расценивается как не очень ценное искажение и высшая помеха, источник иллюзорной вселенной, отрицание Истины и то, от чего необходимо отречься и все его плоды и результаты уничтожить, если мы хотим окончательного освобождения.

Однако это всего лишь полуистина, которая заблуждается, рассматривая существующие только сейчас ограничения Ума, и игнорируя его божественное предназначение.

Высшее знание — это то, которое осознаёт и принимает Бога во вселенной также, как и за её пределами, и интегральная Йога — та, которая, найдя Трансцендентное, в состоянии вернуться во вселенную и владеть ею, сохраняя силу свободно спускаться, также как и силу подниматься на ту великую ступень существования.

Потому что если вечная Мудрость вообще существует, то дар Ума также должен иметь своё высокое применение и судьбу.

Это применение должно зависеть от его места в восхождении и в возвращении, и эта судьба должна быть реализацией и преобразованием, а не вырыванием с корнем или уничтожением.

0-02-16. И, в конце концов, мы приходим к тому, что есть три ступени в Природе …

И, в конце концов, мы приходим к тому, что есть три ступени в Природе — жизнь тела, которая — наша основа здесь, в материальном мире.

Есть ментальная жизнь, в которую мы вливаемся и при помощи которой мы поднимаем телесную жизнь к более высокой пользе и расширяем её до великой полноты.

И есть божественное существование, которое является, по своей сути, целью первых двух и обращается к ним для высвобождения их высших возможностей.

Не считая ни одну из них вне области нашей досягаемости или ниже нашей природы, и не рассматривая разрушение какой-либо из них в качестве необходимого условия для высших целей, мы принимаем это освобождение и реализацию, по крайней мере как часть, как широкую и важную часть цели, стоящей перед Йогой.

 

 

2020 окт 17 сб  — 2020 дек 05 сб — 2022 июнь 11 сб