Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 0-04 Системы Йоги перевод с дополнительным (страницы 31-40) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
0-04-03. В то же время всегда, именно
благодаря чему-то, что она сама сформировала … 0-04-04. На практике необходимы три
концепции, прежде чем возникнет какая-либо возможность Йоги. 0-04-05c. сноски: Бхакта,
Бхагаван, Бхагават 0-04-07. Ведь если, оставив в стороне
сложности их особых процессов, мы сосредоточим наше внимание … 0-04-08. Хатха-Йога нацелена на покорение
жизни и тела … 0-04-09. Главные процессы Хатха-Йоги — это асана
и пранаяма. 0-04-11. Раджа-Йога это более высокий полёт. 0-04-12. Но это лишь первый шаг. 0-04-14. Мы видим, что, как и Хатха-Йога,
имеющая дело с жизнью и телом … 0-04-16. Путь Знания нацелен на реализацию
единственного и верховного "Я". 0-04-17. Но это исключающее достижение не
единственный и не неизбежный результат Пути Знания. 0-04-18. Путь Преданности нацелен на
наслаждение высшей Любовью и Блаженством … 0-04-19. Но и здесь исключающий результат не
является неизбежным. 0-04-20. Путь Работы нацелен на посвящение
каждого человеческого действия высшей Воле. 0-04-21. Мы можем также увидеть, что с
интегральной точки зрения эти три пути едины. Введение. Условия СинтезаГлава IV. Системы Йоги0-04-01. Можно заметить, что те отношения между разными психологическими слоями человеческого существа …Можно заметить, что те отношения между разными психологическими слоями человеческого существа и те разнообразные возможности использования и объекты приложения усилия, на них основанные, так, как мы их увидели в нашем кратком обзоре природной эволюции, повторяются в фундаментальных принципах и методах разных школ Йоги. И если мы хотим объединить и гармонизировать их основные практики и их главные задачи, мы обнаруживаем, что основа, обеспечиваемая Природой, для нас — естественный базис и условие их синтеза.
0-04-02. В каком-то смысле, Йога превосходит обычное действие космической Природы и поднимается за её пределы.В каком-то смысле, Йога превосходит обычное действие космической Природы и поднимается за её пределы. Потому что цель Вселенской Матери — объять Божественное в своей собственной игре и творениях, и этим реализовать Его. Однако, в высших полётах Йоги она выходит за пределы себя и познаёт Божественное в Нём Самом, превосходя вселенную и даже отделяясь от космической игры. Поэтому некоторые предполагают, что это не только высший, но также и единственно истинный или исключительно предпочтительный предмет Йоги.
0-04-03. В то же время всегда, именно благодаря чему-то, что она сама сформировала …В то же время всегда, именно благодаря чему-то, что она сама сформировала в процессе эволюции, Природа превосходит свою эволюцию. Именно сердце отдельного человека, возвышая свои самые высокие и самые чистые эмоции, достигает трансцендентного Блаженства или неописуемой Нирваны. Именно ум отдельного человека, перестраивая свои обычные функции в знание, превосходящее ментальное знание, познаёт своё тождество и единство с Невыразимым и погружает своё отдельное существование в это трансцендентное единство. И всегда именно индивидуальность, Высшее "Я", обусловленное в своем опыте Природой и работой через её формации, достигает необусловленного, свободного и трансцендентного Высшего "Я".
0-04-04. На практике необходимы три концепции, прежде чем возникнет какая-либо возможность Йоги.На практике необходимы три концепции, прежде чем возникнет какая-либо возможность Йоги. Должны быть три стороны, согласные на усилие — Бог, Природа и человеческая душа, или, на более абстрактном языке — Трансцендентное, Всеобщее и Индивидуальное. Так как индивидуальность и Природа предоставлены самим себе, то одно привязано к другому и ни одно из них не способно заметно ускорить свой медленный марш. Необходимо что-то трансцендентное, свободное от них и более великое, что бы воздействовало и на нас, и на Природу. Чтобы оно влекло нас выше, к Себе и получило бы у Природы по доброй воле или силой согласие на индивидуальное восхождение.
0-04-05. Именно эта истина делает необходимой для каждой философии Йоги идею Ишвары, Господина, высшей души или высшего Я, к которому направлено усилие …Именно эта истина делает необходимой для каждой философии Йоги идею Ишвары, Господина, высшей души или высшего Я, к которому направлено усилие, и кто дарит просветляющее прикосновение и силу для достижения. Так же верна и дополняющая идея, так часто поддерживаемая Йогой преданности, что как Трансцендентное необходимо для индивидуального и ищется им, так и индивидуальное в некотором роде необходимо Трансцендентному и ищется Им. Если Бхакта ищет и стремится к Бхагавану, то Бхагаван тоже ищет и стремится к Бхакте*). Йога знания не может существовать без человека, ищущего знания, высшего предмета знания и божественного использования индивидуальностью всеобщих свойств знания. Не может быть Йоги преданности без человека, полюбившего Бога, высшего объекта любви и наслаждения и божественного использования индивидуальностью всеобщих свойств духовного, эмоционального и эстетического наслаждения. Не может быть Йоги труда без работника-человека, высшей Воли, Владыки всех трудов и жертв, и божественного использования индивидуальностью всеобщих свойств силы и действия. Как бы монистична ни была наша интеллектуальная концепция высшей истины вещей, на практике мы вынуждены принять эту вездесущую Троицу.
0-04-05c. сноски: Бхакта, Бхагаван, Бхагават*) Бхакта (Bhakta) — посвященный или любящий Бога; Бхагаван (Bhagavan) — Бог, Господин Любви и Наслаждения. Третий член этой троицы — Бхагават
(Bhagavat) —
божественное откровение Любви. (Прим. Шри Ауробиндо)
0-04-06. Потому что контакт человеческого и индивидуального сознания с божественным и есть сама суть Йоги.Потому что контакт человеческого и индивидуального сознания с божественным и есть сама суть Йоги. Йога — это объединение того, что стало отделённым в игре космоса от своего собственного истинного "Я", от своего источника и всеобщности. Этот контакт может случиться в любой точке сложного, запутанно организованного сознания, которое мы называем своей личностью. Он может быть осуществлен физически через тело. Витально — через действие тех функций, которые определяют состояние, опыт и переживания нашего нервного бытия. Через ментальность, либо посредством сердца эмоций, активной воли или понимающего ума, или же гораздо шире через общее преобразование ментального сознания во всей своей деятельности. Он может быть точно также осуществлён через непосредственное пробуждение к всемирной или трансцендентной Истине и Блаженству через изменение центрального эго в уме. И согласно точке контакта, которую мы выбираем, соответствующим будет и тип Йоги, которую мы практикуем.
0-04-07. Ведь если, оставив в стороне сложности их особых процессов, мы сосредоточим наше внимание …Ведь если, оставив в стороне сложности их особых процессов, мы сосредоточим наше внимание на центральном принципе главных школ Йоги, до сих пор преобладающих в Индии, мы увидим, что они размещены в порядке возрастания, который начинается с нижней ступени лестницы, тела, и восходит к непосредственному контакту между индивидуальной душой и трансцендентным и всемирным Высшим "Я". Хатха-Йога выбирает тело и витальные функции в качестве инструментов совершенства и реализации. Её забота — грубое тело. Раджа-Йога выбирает ментальное существо в его различных частях в качестве рычага для приложения силы. Она сконцентрирована на тонком теле. Тройной Путь Работы, Любви и Знания использует некоторую часть ментального существа, воли, сердца или интеллекта в качестве начальной точки и стремится через их преобразование прийти к освобождающей Истине, Блаженству и Бесконечности, которые являются природой духовной жизни. Его метод — прямая связь между человеческим Пурушей в индивидуальном теле и божественным Пурушей, который пребывает в каждом теле и в то же время превыше всякой формы и имени.
0-04-08. Хатха-Йога нацелена на покорение жизни и тела …Хатха-Йога нацелена на покорение жизни и тела, комбинация которых в пищевой оболочке и витальном сосуде составляет, как мы уже знаем, грубое тело, и чьё равновесие является основой всей деятельности Природы в человеке. Равновесие, установленное Природой, достаточно для нормальной эгоистичной жизни. Но оно недостаточно для целей Хатха-йогина. Потому что оно установлено из расчёта того баланса витальной и динамической силы, что нужен для работы физического механизма при нормальном ходе человеческой жизни. Чтобы он был в состоянии более или менее адекватно выполнять разнообразные работы, требуемые от него населяющей эту форму индивидуальной жизнью, и которые нужны для его окружения в мире. Таким образом, Хатха-Йога стремится поправить Природу и установить другое равновесие, при котором физический каркас сможет выдержать направленный внутрь напор усиливающейся витальной или динамической силы Праны, неограниченный и почти бесконечной по объёму и интенсивности. Равновесие в Природе основано на индивидуализации ограниченного количества и силы Праны. Выше этого количества человек, вследствие личной и наследственной привычки, выдерживать, использовать или контролировать неспособен. В Хатха-Йоге равновесие открывает дверь для универсализации индивидуального витала, принимая в тело, храня, используя и контролируя гораздо менее фиксированное и ограниченное действие вселенской энергии.
0-04-09. Главные процессы Хатха-Йоги — это асана и пранаяма.Главные процессы Хатха-Йоги — это асана и пранаяма. С помощью многочисленных Асан, или неподвижных поз, она сначала излечивает тело от того беспокойства, которое является знаком неспособности содержать в себе, без их растраты в действии и движении, витальные силы, влитые в него из всемирного Океана Жизни. Она даёт ему исключительное здоровье, силу и устойчивость, и стремится освободить его от привычек, которыми оно подчинено обычной физической Природе и которые держат тело в узких рамках её обычных операций. В древней традиции Хатха-Йоги всегда предполагалось, что овладение витальной силой может зайти так далеко, что в значительной степени позволит достичь победы над силой гравитации. С помощью разнообразных вспомогательных, но тщательно разработанных процессов, Хатха-йогин стремится хранить тело свободным от всякой нечистоты, а нервную систему очищенной и спокойной для выполнения дыхательных упражнений, которые являются его самым важным инструментом. Их называют пранаяма, контроль дыхания или витальной силы. Потому что дыхание есть главная физическая функция витальных сил. Для Хатха-йогина Пранаяма служит двойной цели. Во-первых, она завершает совершенство тела. Витальность освобождается от множества обычных нужд физической Природы. При этом достигаются — крепкое здоровье, продлённая молодость, часто необыкновенное долгожительство. С другой стороны, Пранаяма пробуждает свернутого кольцом змея динамики Праны в витальной оболочке и открывает Йогину область сознания, уровни переживания и опыта, сверхъестественные возможности, в которых отказано обычной человеческой жизни. И кроме того, в огромной степени усиливает те нормальные силы и свойства, которыми он уже обладает. Эти преимущества могут быть и дальше усилены другими вспомогательными процессами, открытыми Хатха-йогину.
0-04-10. Результаты Хатха-Йоги совершенно ошеломляющи для глаза и легко воздействуют на вульгарный или физический ум.Результаты Хатха-Йоги совершенно ошеломляющи для глаза и легко воздействуют на вульгарный или физический ум. И, тем не менее, в конце концов мы можем задать вопрос, а что мы приобрели в результате этой колоссальной работы. Объект физической Природы, сохранение простой физической жизни, её высшее совершенство, даже в определённом смысле способность к большему наслаждению физическим бытием были вынесены на сверхъестественный уровень. Однако, слабостью Хатха-Йоги является то, что её трудоёмкие и сложные процессы требуют так много времени и энергии, и навязывают столь сильный отход от обычной жизни людей, что польза от её результатов становится для жизни либо неприменимой на практике, либо в высшей степени ограниченной. Если же в обмен на эту потерю мы обретаем иную жизнь в ином мире внутри себя, ментальном, динамическом, то эти результаты могли бы быть достигнуты при помощи других систем, через Раджа-Йогу, через Тантру, с помощью гораздо менее трудоёмкого метода и в менее обременительных условиях. Кроме того, физические результаты — увеличение жизненной силы, продлённая молодость, здоровье, долгожительство имеют малую ценность, если мы их должны хранить, как скупцы и скряги, отдельно от обычной жизни, ради них самих. И при этом не используя, не включая их в общую сумму мировой деятельности. Хатха-Йога достигает больших результатов, но за несоразмерную цену и ради незначительной цели.
0-04-11. Раджа-Йога это более высокий полёт.Раджа-Йога — это более высокий полёт. Она нацелена на освобождение и совершенство не телесного, а ментального существа, на управление эмоциональной и чувствительной жизнью, на господство над всем аппаратом мысли и сознания. Она концентрирует взгляд на читте, материале ментального сознания, в которой возникает и происходит эта деятельность. И она стремится, так же как Хатха-Йога со своим физическим материалом, сначала очистить и успокоить его. Обычным состоянием человека является состояние беспокойства и беспорядка. Его царство либо в состоянии войны с самим собой, либо плохо управляемо. Потому что господин, Пуруша, подчиняется своим министрам — способностям, и подчинён даже своим подчинённым — инструментам чувств, эмоций, действия, удовольствия. Такое подчинение нужно заменить свараджьей — самоуправлением. Во-первых, таким образом, необходимо помочь силам порядка победить силы беспорядка. Предварительное движение Раджа-Йоги — это тщательная самодисциплина, при помощи которой хорошие привычки ума замещают беззаконные движения, потакающие низшей части нервной сущности. Через практику истины, отречение от всех форм эгоистического поиска, воздержание от причинения вреда другим, через чистоту, постоянную медитацию и стремление к божественному Пуруше, который является истинным господином ментального царства, устанавливается чистое, радостное, ясное состояние ума и сердца.
0-04-12. Но это лишь первый шаг.Но это лишь первый шаг. Потом обычные действия ума и чувств должны быть полностью успокоены, чтобы душа могла освободиться для подъёма к высшим состояниям сознания и получила опору для совершенной свободы и господства над собой. Но Раджа-Йога не забывает, что неспособности обычного ума происходят в своем большинстве из-за его подчинённости реакциям нервной системы и тела. Поэтому она заимствует из системы Хатха-Йоги её приемы асан и пранаям, но урезает их множественные и утонченные формы в каждом случае до одного самого простого и самого непосредственно эффективного процесса, достаточного для её конкретной цели. Таким образом она избавляется от сложности и громоздкости Хатха-Йоги, и в то же время пользуется быстрой и могущественной эффективностью её методов для управления телом и витальными функциями. А также — для пробуждения внутреннего динамизма, полного скрытой сверхъестественной силы, названной в терминологии Йоги кундалини — свернутой кольцом спящей змеи внутренней Энергии. Когда это выполнено, система сознания продолжает двигаться к совершенному затиханию ещё не совсем спокойного ума, и его подъёму к более высокому уровню через последовательные этапы концентрации ментальной силы, ведущие к Самадхи.
0-04-13. Состояние Самадхи, в котором ум обретает способность уходить от своих ограниченных действий бодрствующего состояния …Состояние Самадхи, в котором ум получает способность уходить от своих ограниченных действий бодрствующего состояния в более свободные и высокие состояния сознания, Раджа-Йоге нужно для двойной цели. Она овладевает чистым ментальным действием, свободным от помех внешнего сознания, и переходит дальше, к высшим супраментальным уровням, на которых индивидуальная душа входит в своё истинное духовное существование. Однако, кроме этого, она ещё получает способность свободно и целенаправленно передавать энергию сознания своему объекту, которую наша философия определяет как первичную космическую энергию и метод божественного воздействия на мир. С помощью этой способности Йогин, уже овладевший высшим сверхкосмическим знанием и опытом в состоянии транса, может в бодрствующем состоянии непосредственно приобрести любое знание и проявить господство над чем угодно, если это может быть полезно или необходимо для его деятельности в объектном мире. Потому что древняя система Раджа-Йоги была нацелена не только на Свараджья, самоуправление или субъективное царство, на полный контроль субъективным сознанием всех состояний и действий, принадлежащих его собственным владениям, но включала и Самраджья, внешнее царство, контроль субъективным сознанием своих внешних действий и окружающего мира.
0-04-14. Мы видим, что, как и Хатха-Йога, имеющая дело с жизнью и телом …Мы видим, что, как и Хатха-Йога, имеющая дело с жизнью и телом, имея целью сверхнормальное совершенство физической жизни и её возможностей, выходит за её пределы в область ментальной жизни, так и Раджа-Йога, работая с умом, имея целью сверхнормальное совершенство и расширение возможностей ментальной жизни, идёт дальше, в область духовного существования. Но слабость этой системы — в чрезмерной опоре на аномальные состояния транса. Это ограничение с самого начала ведёт к некоторой отстранённости от физической жизни, которая — наш фундамент и та сфера, куда мы должны принести наши ментальные и духовные достижения. Духовная жизнь в этой системе особенно и слишком сильно ассоциируется с состоянием Самадхи. Наша цель — сделать духовную жизнь и её переживания полностью активными и пригодными к использованию в бодрствующем состоянии, и даже в сочетании с обычным использованием других функций. Но в Раджа-Йоге у духовной жизни есть тенденция отходить на второй план позади нашей обычной жизни вместо того, чтобы спуститься в неё и овладеть целиком всем нашим существованием.
0-04-15. Тройной Путь преданности, знания и работы действует в области, которую Раджа-Йога оставляет незанятой.Тройной Путь преданности, знания и работы действует в области, которую Раджа-Йога оставляет незанятой. Он отличается от Раджа-Йоги тем, что не занимает себя чрезмерно усложнённой подготовкой всей ментальной системы в качестве условия совершенства, но опирается на определённые центральные принципы, интеллект, сердце, волю, и стремится перестроить их обычные функции, отвернув их от обычных внешних занятий и деятельности, сосредоточив на Божественном. Он так же отличается тем — и это с точки зрения интегральной Йоги кажется недостатком — что он безразличен к ментальному и телесному совершенству и нацелен лишь на чистоту, как на условие божественной реализации. Второй недостаток заключается в том, что на практике он выбирает лишь какой-то один из трёх параллельных путей, и находится почти в антагонизме с другими, вместо того, чтобы стремиться к гармонии интеллекта, сердца и воли в интегральной божественной реализации.
0-04-16. Путь Знания нацелен на реализацию единственного и верховного "Я".Путь Знания нацелен на реализацию единственного и высшего "Я". Он ведёт, с помощью метода интеллектуальной рефлексии, викара, к правильному различению, вивека. Он изучает и выделяет все возможные элементы нашего явного, или феноменального, бытия, и при помощи отрицающего отождествления с каждым из них ведёт к их исключению и отделению в одно общее понятие в качестве составных элементов Пракрити, феноменальной Природы, творений Майи, феноменального сознания. Таким образом, он способен привести к правильному отождествлению со своим чистым и уникальным "Я", которое не изменяется и не исчезает, и которое не определяется никаким феноменом или комбинацией феноменов. Начиная от этой точки этот путь, если по нему идти согласно традиции, ведёт к отвержению феноменальных миров из сознания в качестве иллюзии и к конечному погружению индивидуальной души во Всевышнего без возврата.
0-04-17. Но это исключающее достижение не единственный и не неизбежный результат Пути Знания.Но это исключающее достижение не единственный и не неизбежный результат Пути Знания. Потому что, если подойти к нему более широко и с менее индивидуальной целью, метод Знания может привести к активному покорению космического существования не только ради трансцендентного, но и ради Божественного. Отправным пунктом для этого является осознание высшего "Я" не только в себе, но и во всех других существах, и, в конце концов, осознание даже феноменальных аспектов мира как игру божественного сознания, а не что-то совершенно чуждое его истинной природе. И на основе этого осознания возможно ещё большее расширение, трансформация всех форм знания, какими бы мирскими они не были, в работу божественного сознания, необходимую для восприятия единственного и уникального Объекта знания, как в себе, так и в игре его форм и символов. Такой метод с успехом может привести к подъёму всего человеческого интеллекта и восприятия на божественный уровень, к их одухотворению и оправданию космических родовых мук в человечестве.
0-04-18. Путь Преданности нацелен на наслаждение высшей Любовью и Блаженством …Путь Преданности нацелен на наслаждение высшей Любовью и Блаженством, и обычно использует концепцию верховного Господа в Его личности, как божественного Любовника и наслаждающегося вселенной. В этом случае мир осознается в качестве игры Господа с нашей человеческой жизнью в качестве последнего этапа, проходящей через разные фазы самосокрытия и самораскрытия. Принцип Бхакти-Йоги в том, чтобы использовать все обычные отношения человеческой жизни, в которых присутствует эмоция, и применять их не к преходящим отношениям в мире, а к радости Вселюбящего, Всепрекрасного и Всеблаженного. Поклонение и медитация используется лишь для подготовки и увеличения напряжения отношений с божественным. И эта Йога столь широка в использовании любых эмоциональных отношений, что даже враждебность и сопротивление Богу, рассматриваемые как напряжённые, нетерпеливые и искажённые формы Любви, понимаются как возможные способы реализации и спасения. В том виде, как его обычно практикуют, этот путь тоже ведёт прочь от существования в мире к погружению, правда иного рода, нежели Монистическое, в Трансцендентное и Сверхкосмическое.
0-04-19. Но и здесь исключающий результат не является неизбежным.Но и здесь исключающий результат не является неизбежным. Эта Йога сама осуществляет сперва поправку тем, что не ограничивает игру божественной любви отношением между верховной Душой и индивидуальностью, а расширяет её до обычного чувства и взаимного обожания между самими преданными, объединёнными друг с другом в одном и том же осознании высшей Любви и Блаженства. Она осуществляет и ещё более глубокую поправку осознанием
божественного объекта Любви во всех существах, не только человеческих, но и в
животных, легко продолжаемую до любых форм вообще. Мы можем увидеть, как это более широкое применение Йоги Преданности может использоваться для подъёма всего спектра человеческих эмоций, чувств и эстетического восприятия на божественный уровень, для их одухотворения и для оправдания космического труда, направленного на достижение любви и радости в нашем человечестве.
0-04-20. Путь Работы нацелен на посвящение каждого человеческого действия высшей Воле.Путь Работы нацелен на посвящение каждого человеческого действия высшей Воле. Он начинается с отказа от всех эгоистических целей наших работ, от всякого действия с заинтересованной целью или ради мирского результата. Этим отказом он так очищает ум и волю, что мы начинаем легко осознавать великую вселенскую Энергию как истинного исполнителя всех наших дел, и Господина этой Энергии как их правителя и руководителя, с индивидуальностью в качестве всего лишь маски, предлога, инструмента или, более позитивно, сознательного центра действия и феноменального отношения. Выбор и направление действия всё более и более сознательно предоставляются этой верховной Воле и этой вселенской Энергии. Наши работы, так же, как и их результаты, в конце концов оставляются ради Этого. Целью выступает освобождение души от её оков, привязывающих её к видимости и реакциям феноменальной деятельности. Карма-Йога, как и другие пути, используется для того чтобы привести к освобождению от феноменального существования и к уходу в Высочайшее. Но и здесь тоже исключающий результат не обязателен. Концом пути может быть как восприятие божественного во всех энергиях, во всех событиях, во всех действиях, так и свободное и неэгоистическое участие души в космическом действии. Если следовать по этому пути таким образом, то он приведёт к поднятию всей человеческой воли и деятельности на божественный уровень, к одухотворению и утверждению космической работы ради свободы, силы и совершенства в человеке.
0-04-21. Мы можем также увидеть, что с интегральной точки зрения эти три пути едины.Мы можем также увидеть, что с интегральной точки зрения эти три пути едины. Божественная Любовь естественно должна привести к совершенному знанию Возлюбленного, благодаря совершенной близости, таким образом становясь путём Знания, и к божественному служению, таким образом становясь путём Работы. Точно так же совершенное Знание должно привести к совершенной Любви и Радости, и полному принятию работ Того, что познано. Посвящённая Работа — к полной любви Господина Жертвы и глубочайшему знанию Его путей и Его бытия. Именно по этому тройному пути с наибольшей готовностью мы приходим к абсолютному знанию, любви и служению Единому во всех существах и в Его полном проявлении. 2020 окт 18 вс
— 2020 дек 06 вс — 2022 июнь 13 пн |